фудмол это что такое
Фуд-холлы и с чем их едят
Рестораны, кафе, фуд-корты, столовые, кофейни…
Казалось бы, что нового можно придумать в ресторанном бизнесе? Но вдруг появились фуд-холлы, которые стремительно обрели массовую популярность. Сейчас о них говорят не только в профессиональном сообществе, но и среди обывателей.
Что такое фуд-холлы
Для тех, кто впервые слышит о подобном, объясню. Фуд-холлы (или фуд-моллы) — это большие гастрономические пространства, которые объединяют под одной крышей разнообразные форматы питания с общей зоной посадки. Буквально в паре метров друг от друга могут находиться заведения самых разных концепций: вьетнамская, американская, корейская, индийская, русская, итальянская и тайская кухни, кондитерские, кофейни и многое другое. В большинстве случаев такие пространства выглядят стильно и «инстаграмно».
Здесь нет официантов, а заказ чаще всего принимают у стойки. В фуд-молле, вы сможете попробовать вьетнамский суп, тайскую лапшу, модный американский бургер и кофе на миндальном молоке, но купить всё это придётся в разных ресторанных точках.
Вместе с фуд-холлами к нам пришли и новые понятия, например, fast casual (фаст-кэжуал). Так называется формат еды фуд-холлов — нечто среднее между хорошим fast food и рестораном. Fast casual отличает от fast food более здоровый подход к еде, оригинальная кухня, использование многоразовой посуды и стильный интерьер. Схожесть с fast food в быстром формате обслуживания, отсутствии официантов и небольшой площади ресторанных точек.
Как распространялся формат фуд-холлов
Схема распространения формата традиционная: Европа → Москва → Петербург → регионы. Мы переняли концепцию фуд-холлов у европейцев, которые первыми переформатировали свои рынки в гастрономические пространства. Подобные ресторанные кластеры можно встретить в Лиссабоне (Time Out Market Lisbon), Флоренции (Mercato Centrale Firenze), Барселоне (Mercat de la Boqueria) и многих других городах Европы.
Первым российским фуд-холлом стал реконструированный Даниловский рынок в Москве. За ним последовала вереница подобных открытий — фуд-молл «Депо» на месте Миусского трамвайного депо, гастрономическая улица strEAT, Eat Market и многие другие. Сегодня в столице работает больше 30 подобных точек.
Петербург может похвастать недавно стартовавшими проектами City Food в «Сити Молле», Eat Market в «Галерее» и реконструированными Долгоозерным и Василеостровским рынками. Анонсированы еще две точки открытия — оранжереи Таврического сада и помещения бывшего завода «Вагонмаш» на Московском проспекте 115.
Ресторанные кластеры готовят к открытию в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах-милионниках. Спустя несколько месяцев после запуска московского «Дэпо», когда я осознал перспективность этого тренда, вывез всех ключевых сушефов FUN24 в Москву посмотреть, как реализован формат.
Почему фуд-холлы стали популярными
Фуд-холлы заняли промежуточную нишу между заведениями для людей среднего класса и теми, кто предпочитает высокую кухню и дорогие рестораны. Люди, которые ходят в дорогие рестораны, увидели в фуд-холлах более доступный, модный, но не менее качественный формат. А те, кто посещает фуд-корты, нашли возможность немного доплатив (а иногда за те же деньги, что и в фуд-корте) получить более высокое качество и попробовать нечто новое.
Стоит сказать и о качестве еды. За счет большого потока Гостей в фуд-холлах высокая пропускная способность продуктов, а значит свежие составляющие, что сказывается на качестве блюд в целом.
Еще одна причина популярности в том, что фуд-холлы, как и фуд-корты, дают возможность выбора — какой бы компанией не пришли люди, каждый сможет найти что-то для себя.
Причины, по которым рестораторы выбирают формат фуд-холлов:
Рынок, торговый центр или старая фабрика — где открыть фуд-холл?
Во многом требования к площадке для открытия фуд-холла совпадают с требованиями для строительства крупных развлекательных центров: город-миллионник, площадь помещения от 10 000 кв. м, транспортная доступность, сформированная культура отдыха. Для фуд-холлов и развлекательных центров рентабельнее найти готовое помещение, чем строить «с нуля».
Под фуд-холлы переделывают рынки и верхние этажи торговых центров. Пространством для площадок также могут стать старые промышленные здания и мануфактуры. В Петербурге два фуд-холла открылись на месте бывших детских развлекательных центров. Парки развлечений располагались на верхних этажах торговых центров и были закрыты по требованию пожарных инспекций или из-за низкой рентабельности.
Да, развлечения не платят столько, сколько платит еда, и вполне естественно, что формат вытесняется. Но я не думаю, что этот тренд сохранится в долгой перспективе. Люди хотят не только есть, но и развлекаться. Парки развлечений — генератор гостевого потока на длительный период, такие арендаторы останутся востребованными для владельцев ТЦ. Люди, которые ходят по торговому центру, проводят в нём в среднем 1,5–2 часа. Посетители развлекательных центров — 2,5–3 часа. Что выше почти в два раза, следовательно, люди тратят за это время больше денег.
Огромный потенциал в реновации старых советских рынков. В Европе рынки — это место встреч, куда люди приходят, чтобы провести время, увидеться с друзьями, позавтракать и заодно купить качественные продукты. В рамках общего пространства продают сыры, колбасы, а в центре расположены кафе, где подают готовые блюда и вино. Вы можете купить в лавке сыр, ветчину, взять бокал вина и перекусить.
В Азии популярны рынки, где продают свежие морепродукты. На этом же рынке их можно приготовить за небольшую плату. Уверен, что рынки продолжат развивать совмещенное направление продажи продуктов и готовой еды. Разойтись есть где, ведь рынков, которые морально устарели и требуют реновации у нас с избытком.
Перенимаем концепции
Никто, как русские, не любит перенимать кухни разных стран мира. В своё время у нас был бум ресторанов итальянской, затем японской кухонь, пару лет назад на каждом шагу открывались бургерные. Теперь накрывает волна паназиатской кухни, которая в широком спектре представлена в фуд-холлах. Люди массово открыли для себя направление Азии. Съездили, посмотрели, попробовали; за полгода зимовки привыкли к местной кухне, и вернувшись, стали прививать эту культуру у нас. Как показывает практика, она здесь неплохо приживается.
Более того, мы перенимаем опыт и реализовываем концепции даже лучше, чем в странах, откуда они пришли изначально. Роллы, пасту, кофе в России нередко можно найти лучшего качества, чем в оригинале.
Та же история произошла и с кальянами. Культура зародилась не у нас, но в действительности, Россия сейчас наиболее продвинутая страна кальянного направления. Мы производим большое число табаков, сами делаем угли, кальянное оборудование. Могу с уверенностью сказать, что лучшие кальяны у нас. Я ездил по всему миру и мне есть с чем сравнить.
Долго ли продержится тренд на фуд-холлы
Пройдёт немного времени и фуд-холлы станут для нас обычным местом, где можно перекусить или назначить встречу. По большому счету, это просто эволюция фуд-кортов. Уход от стандартного набора: блины, бургеры, картошка-фри на разные форматы национальных кухонь.
При этом уже появились фуд-холлы, которые сочетают в себе fast food и fast casual. Например, в City Food форматы зонировали. 12 точек отданы под привычный fast food, который включает Макдональдс, KFC, Carl’s Jr и другие. 17 площадок занимает fast casual — разного рода экзотические концепции, аутентичные модные кафе и рестораны авторской кухни. Объединение аудиторий, однозначно, выигрышный вариант. Чем больше целевая — тем шире спектр, а значит, эффективнее модель.
Путеводитель по «Депо»: что пробовать в самом масштабном ресторанном проекте страны
Приехать в Москву, даже на пару дней, и не сходить в «Депо» — упущение для твоего путешествия. Мир бредит фудкортами. Central Market в Лос-Анджелесе, Mercato di San Lorenzo во Флоренции, Chomp Chomp в Сингапуре — эти и подобные площадки уже стали полноценными городскими достопримечательностями наряду с музеями, статуями и соборами.
Москва, похоже, решила обскакать другие мегаполисы. «Депо» — это 11 000 кв. метров, 75 различных концепций, бар с двумя большими залами, 140 продуктовых лавок — и речь пока только об одном, пусть и самом крупном здании, а всего их здесь пять. С момента открытия «Депо» немедленно начало ставить и тут же бить собственные рекорды по посещаемости: 75 000, потом 100 000 человек в сутки и, наконец, 300 000 за выходные. И да, не забываем, что само здание — ещё и памятник дореволюционной промышленной архитектуры.
О том, как не запутаться, не потеряться и попробовать всё самое-самое, рассказывает гастрономический и ресторанный журналист, автор канала «Соль» в Telegram — Иван Глушков.
Немного истории
«Депо» — бывший Миусский трамвайный, а потом троллейбусный парк, первый в своём роде в Москве. Центральный корпус и вовсе был построен в 1870-е годы (для конки), боковые — в начале ХХ века. У Константина Паустовского есть довольно любопытные зарисовки со времён, когда он переехал в Москву и работал в депо кондуктором. А здешний бар «Туристы» квартирует в помещении бывшего общежития, где у Паустовского была койка. Да и вообще краснокирпичная промышленная архитектура — это всегда интересно и красиво. Найди время прогуляться вокруг.
Как всё устроено
«Депо» — это три больших кирпичных ангара и несколько зданий поменьше. Если стоять на Лесной улице лицом к центральному входу, то слева направо будут фудмолл «Депо.Москва», здание в центре, здание справа, здания вдоль стены.
Рынок — тоже довольно интересное место: собственным сыром торгует сыроварня Ko&Co, есть специализированные магазины азербайджанских и сирийских сладостей, мясные, колбасные лавки и, конечно, ряды со свежими овощами и фруктами.
Почему фуд-холлы так популярны? Отвечает основатель архитектурного бюро Archpoint
Фуд-холлы — развивающийся тренд: в Европе и США их уже больше двухсот. Что такое фуд-холлы, как мода на них пришла в Россию, какие у формата есть архитектурные особенности — рассказывает Валерий Лизунов, основатель архитектурного бюро Archpoint и совладелец московских баров Parka, Prscco Bar, Aprol Bar и «Проходное место».
Для справки: в 2020 году специалисты архитектурного бюро Archpoint (Валерий Лизунов, Екатерина Агеева, Максим Винокуров) реконструировали Черемушкинский рынок, переосмыслив его внешний вид.
Фуд-холлы, или гастромаркеты, — современный гастрономический и культурный феномен. Это пространства, в которых на одной территории представлены несколько заведений с разными концепциями и кухнями разных народов, а часто еще и рынок со свежей фермерской продукцией. До пандемии я успел побывать во многих гастромаркетах в Европе, США и Азии, и везде меня привлекала бурлящая там жизнь — это настоящий тренд среди людей всех возрастов и национальностей.
В России такие места начали развиваться не так давно: пилотный пример этой концепции — Даниловский рынок в Москве, который оформился как гастромаркет в 2017 году. После его успеха игроки ресторанного бизнеса подхватили и стали развивать эту идею. Сейчас в столице уже несколько десятков фуд-холлов, к этой цифре стремится Санкт-Петербург, а тенденция идет и в регионы.
Истоки
В нашу страну концепция, как водится, пришла с Запада: в Европе и США количество фуд-холлов превышает пару сотен, и популярны они дольше, чем у нас, — уже больше десяти-двадцати лет. Западные страны, в свою очередь, переняли концепцию у азиатов, у которых распространены рынки, на которых можно не только купить продукты, но и попросить их сразу же приготовить. Наиболее известные фуд-холлы за границей — это Time Out Market в Лиссабоне, Revival Food Hall в Чикаго, Markthal Rotterdam в Роттердаме, Borough Market в Лондоне. И это мегапопулярные места — тот же Time Out Market привлекает ежегодно более 3 млн посетителей.
Если задумываться о том, почему такая концепция появилась и стала успешной, наверное, мы придем к тому, что еда перестала быть простым удовлетворением физической потребности. Еда стала культурным феноменом: людей интересует, как появилось то или иное блюдо, как оно приготовлено, как оно связано с местной культурой. И вместе с интересом к иностранным незнакомым блюдам у людей пробуждается желание узнавать больше и о том, что готовят на родине. Все это накладывается на стремление добавить к приему пищи новые ощущения: сидя за барной стойкой, можно увидеть процесс приготовления стейка или на мастер-классе известного шеф-повара создать собственный тартар из тунца с фреголой и малиной.
Открываются фуд-холлы в разных местах — под них могут построить новое здание, могут открыть в торговом центре, а могут переосмыслить старый городской рынок, трамвайное депо, промышленное здание, вокзал или порт. Например, фуд-холл Ponce City Market в Атланте раньше был складом крупной американской компании, а в здании Chelsea Market в Нью-Йорке производили печенье Oreo. Иногда концепция фуд-холла сочетает совсем несочетаемое: в Лондоне гастромаркет Mercato Metropolitano открылся в отреставрированной церкви начала XIX века, и, откусывая горячую «Маргариту» или наслаждаясь пинтой крафтового пива, можно встретиться взглядом с ликом святого со старинного витража.
При этом история здания при трансформации не ретушируется полностью, сохраняется дух места. Это хорошо видно на примере московского фуд-молла «Депо»: на его территории остались исторические корпуса Миусского трамвайного депо, в зданиях восстановили кирпичные арки, колонны и чугунные оконные рамы.
Трансформируем рынки
«Депо» в России — это скорее исключение из правил, у нас фуд-холлы чаще всего открываются на месте городских рынков, которые потеряли свою актуальность и должны были из мононаправленных мест превратиться в многофункциональные. Это тот же Даниловский рынок, Черемушкинский, Центральный, Усачевский.
Черемушкинский рынок нам, например, удалось полностью изменить и превратить из устаревшего рынка советского образца в современное гастропространство. Я и члены моей команды побывали на разных маркетах и фуд-холлах за границей и запомнили какие‑то планировочные решения, но общую концепцию Черемушкинского мы сформировали сами.
Наверное, то, что мы взяли «взаймы» у иностранных гастромаркетов, — это четкость и простота планировки. Мы изначально разделили пространство по осям симметрии и отдельно выделили центр, в котором расположили винный бар с винотекой. Вокруг бара оборудовали достаточно большое рыночное пространство, а дальше — корнеры кафе и ресторанов.
Зона рынка разделена на четыре части по типу продукции: рыба и морепродукты, мясо, молочная продукция, фрукты и овощи. Пространство зонировано с помощью подсвеченных вывесок и еще одного, как нам кажется, интересного стилевого решения. Чтобы не перечеркивать историю популярного в Москве еще с 1960-х годов места, мы решили сделать отсылки к советской эстетике в интерьере. И в соответствии с этими направлениями в каждом блоке мы поставили скульптуру женщины в советском стиле: например, около точек продажи овощей и фруктов стоит женщина с корзиной фруктов и ягод, а в зоне продажи мяса — женщина с овечкой на руках. Все статуи уникальны — мы их специально разрабатывали вместе со скульптором Денисом Стритовичем, напечатали на 3D-принтере и вручную расписали.
Не фуд-корт, но и не ресторан
Не стоит путать фуд-холлы с фуд-кортами. Фуд-корты обычно встречаются в торговых центрах. Они типовым образом оформлены: по периметру расположены рестораны, в центре — зона посадки с пластиковыми столами и стульями, а ассортимент часто ограничен фастфудом. В таких местах посетитель не засидится и пойдет дальше за покупками.
Явление фуд-холлов уходит от подобной неискушенности: сюда приходят провести время и совершить гастрономическое путешествие по кухням мира, и ждут соответствующего оформления. Поэтому здесь свежие качественные продукты, красивый интерьер, мебель, более высокий уровень сервиса, чем в фуд-кортах, и интересные кулинарные решения. Здесь можно взять стейк средней прожарки, приправить его фалафелем и хумусом, а на десерт побаловаться японской выпечкой такояки с церемониальным чаем маття.
С другой стороны, это и не полноценные рестораны — здесь еду нужно заказывать у стойки, нет официантов и сервировки столов. Гастромаркеты стирают границу между ресторанной подачей и фастфудом: еду здесь можно получить быстро, но при этом с комфортом ею наслаждаться.
Статус феномена на стыке фуд-кортов и ресторанов отражается и на аудитории. Фуд-холлы привлекают разных людей, и найти что‑то для себя здесь могут и студенты, и бизнесмены — уровень корнеров варьируется от среднего до премиального.
Некоторые компании развивают концепцию и меняют соотношение ресторанного и фастфудного. Например, Eat Market от компании Zemskiy Group превратился в фуд-холл-ресторан, где еду можно заказать не только за стойкой, но и через официанта, в меню представлены все блюда, а заплатить можно по общему чеку. Иногда в здании гастромаркета открывают и полноценные рестораны с отдельным входом.
Архитектура
Так как для фуд-холлов часто используются бывшие промышленные здания или старые рынки, у них в разных странах появилась более-менее общая черта — это большое пространство, куда входит от десяти и более корнеров. Для оформления часто используется стилистика лофта: кирпичная кладка, открытые коммуникации и металлические балки на потолке, металлические колонны и большие плафоны ламп. Цвета отделки чаще всего черные, коричневые, серые и бежевые с теплыми древесными акцентами.
Главным вызовом для архитектора, начинающего планировать интерьер фуд-холла, становится необходимость объединить общую идею места с десятками разных нишевых концепций. Для этого обычно создаются общие зоны, выполненные в едином стилевом решении: объединяющий все корнеры фриз, общая структура (например, металлические колонны по бокам), единый стиль освещения (везде одни и те же лампы). А дальше каждый арендатор развивает идею как хочет, добавляя свои стилевые акценты. Но на стадии проекта, конечно, все проходят через процесс согласования с владельцем помещения, чтобы для него не было «сюрпризов» и все между собой сочеталось.
Второй вызов для архитектора — создание уютной атмосферы, в которой приятно находиться. Продумывание деталей, подбор цветов и материалов. Часто в интерьер добавляют акценты в виде растений или небольших деревьев.
Планировочные решения в гастромаркетах простые: большие пространства для столов и стульев, ряды корнеров, в проходах между которыми можно гулять как по небольшим проспектам, рыночное пространство с продуктами со всего света. Зонирование осуществляют разными способами: с помощью больших вывесок или декоративных конструкций под потолком, указывающих направление и отделяющих зоны с разным назначением, перегородками и ширмами, отделяющими группы столов, или с помощью освещения, которым подсвечивают смысловые зоны.
К оформлению корнеров владельцы относятся ответственно и выбирают материалы в зависимости от концепции и желаемой аудитории. Чаще всего стараются использовать более-менее бюджетные варианты, потому что аренда в фуд-холлах дорогая, а стопроцентной гарантии, что твоя концепция будет востребована в этом месте, нет. Но все равно это достойный уровень: вместо пластика в таких местах чаще всего отдают предпочтение тактильно и зрительно приятному дереву разных оттенков и хорошему металлу.
Еще одна из важных деталей при оформлении фуд-холла — грамотный подбор участников, каждый из которых отвечает за качество своей продукции. Важно, чтобы место получилось максимально разнонаправленным, кухни между собой не пересекались и не было лишней конкуренции.
Перспективы
Мой личный прогноз — концепция фуд-холлов будет развиваться и дальше. Пример Европы и США показывает, что это успешный и обкатанный формат, который в нашей стране со временем обрастет своими особенностями. Возможно, к текущему функционалу фуд-холлов будут добавляться новые формы досуга, и они будут становиться все интереснее для посетителей.
О потенциале развития говорит и спрос на такой формат в регионах страны: бизнесмены открывают или готовятся к открытию фуд-холлов в Краснодаре, Казани, Воронеже, Екатеринбурге, и понятно, что этим все не ограничится. Сейчас в Москве мы нарабатываем опыт, накапливаем подходящие актуальные дизайнерские решения, которые в будущем легко можно будет использовать в других городах.
Что такое фуд-молл «Депо. Москва»
Гастрономический квартал на месте Миусского трамвайного депо на Лесной, 20, готов к открытию. Прошелся по самому большому, по уверениям создателей, фуд-моллу мира (11 тыс. кв. м, 75 ресторанов-корнеров, 3 бара, 140 лавок и магазинов, пространство для детей и сцена) с соавтором концепции и партнером проекта Алексеем Васильчуком.
— Моя мечта была такой, чтобы люди Москву ассоциировали с «Депо», — рассказывает Васильчук. — Пространство заслуживает этого, такого больше нет — это центр, красиво, это памятник архитектуры, с огромным выбором разной еды на все вкусы. Видите эти черточки перед нашим названием на логотипе? Мы хотели сделать такое место, чтобы было «все равно Депо». Поесть, выпить, встретиться с друзьями, тусануть, развлечься, купить еду и продукты домой — все равно «Депо», все это у нас есть или скоро будет. При этом нам хотелось сделать, чтобы люди общались не как на рынке или на фуд-маркете, а как в ресторане, самом большом в мире. Масштабы у нас подходящие: 1700 посадочных мест внутри и около 2000 — на улице, где летом мы откроем веранду на крыше и по бокам здания. По будням будем работать (пока до лета) с 8.00 до 23.00, в пятницу и субботу — до двух ночи. Каждый день играют диджеи, а по четвергам, пятницам и субботам — музыканты, летом введем арт-составляющую.
Все пространство «Депо. Москва» разделено на три главные зоны: слева большая зона, где можно с комфортом расположиться прямо у корнеров или на верхних антресолях, в центре — маркет с овощами, фруктами, рыбой и мясом, справа — тоже ресторанчики. На одной из антресолей у нас есть идея сделать коворкинг, чтобы в «Депо» можно было остаться на весь день, работать, проводить встречи, обедать и ужинать. Есть у нас и детская зона, 250 кв. м, там будут заниматься детьми, пока вы ходите за покупками или едите. Кстати, в «Депо» есть корнер доставки «Яндекс.Еда». Все покупки вы можете оставить в нем, их упакуют и привезут куда и когда скажете. Такого ни у кого нет. Они же будут делать доставку готовой еды.
Три важные вещи о «Депо. Москва». Обратите внимание на свет, им занималась архитектурная компания «Ярко-Ярко». Мы привезли из «Фуд-Сити» две «Газели» продуктов — рыбу, мясо, хлеб, овощи-фрукты, сделали три лотка и включили много-много света. Обычный, средний и яркий. Все одинаковые продукты, а выглядят абсолютно по-другому. Что касается посадки, все направлено на столы. Еще у нас все готовят на газе — такого нет нигде в Москве. Это сложная история, но благодаря ей можно правильно готовить такие вещи, как плов, пицца, китайскую еду. И у нас можно продавать алкоголь! Сейчас предполагается 45 алкогольных лицензий, у каждого корнера она своя. Месяца через полтора откроется большой винный магазин, мы его делаем с Андреем Искандеровым с Петровского рынка, у него там 4800 наименований вина и крепкого алкоголя. По выбору я лучше не знаю. На антресоли справа у нас будет бар «Туристы», такой поп-ап для гастролирующих барменов. Мы хотим, чтобы туда, условно говоря, приехали все фигуранты The World’s 50 Best Bars.
У нас есть большой мясной отдел Meat Dealers. Здесь будет лучшее мясо в городе. А само мясо — со всей страны и мира, мы не отдали эту историю какому-то одному производителю. Фермерское мясо уже сейчас можно купить в рядах рынка. Рыбный маркет тоже огромный, от крупной оптовой компании, цены очень симпатичные. У нас, кстати, со всеми продавцами маркета такая договоренность, что цены плюс-минус процентов на пять дешевле, чем на Дорогомиловском рынке — и в овощах, и в мясе.
Теперь о том, как все устроено с точки зрения еды. У нас есть зона веганская (тут проект Гаяне Бреиовой и Александра Орлова «Vegанутые», Raw To Go, Soul in the Bowl), азиатская зона («Ламянь», «Три утки», Bo, Siam, «Дим Саныч», J’Pan, K-Town, Ryba International). В центре, недалеко от входа, будут Black Star Burger, первый собственный проект Андрея Шмакова в России «Конек» с русской кухней — пельменями, пирогами, кашей и закусками к хреновухе. Выдают за 50 рублей вилку, сколько подцепишь из банки — все твое. Яркое место.
Больше половины концепций в «Депо» уникальны, даже если они ассоциированы с другими ресторанами. Скажем, «Бэтмен и Узбеки» — новая концепция от «Чайхоны №1», Bo — детище PhoBo, где к знаменитому супу, который они продают сотнями литров в день, добавили жаренных на гриле вьетнамских уток, «Теремок» сочинил тоже новую историю, «Припек» назвали. Что-то пересекается с чем-то, конечно, бургерные, например, есть несколько греческих мест, азиатских, но это и хорошо. У нас все-таки 1700 мест, люди сами могут выбрать, что им есть.
Признаться, мы не старались всех упаковать в один угол по какому-то тематическому признаку, миксовали, чтобы люди могли увидеть: я пришел в Китай поесть, а рядом — Азербайджан или Греция, или русская история. Чтоб вы понимали, за год я провел 400 дегустаций концепций, из которых выбрали самые интересные. В некоторых зонах будут официанты, ранеры (обратите внимание на их оранжевые комбинезоны, похоже на тюремную форму из американских фильмов, мы ее такой специально сделали) будут убирать посуду в общей зоне. Схема такая: подходишь к корнеру, заказываешь еду, тебе дают пейджер, садишься. Пейджер зазвенел, ты забрал заказ.
У нас большие планы. Нет сомнений, что будет жарко-жарко. Честно, такого больше нет в мире. «Депо» большое, самое красивое, лучшее по мебели, по свету. Разработана обширная программа продвижения с туризмом (Красная площадь, Кремль, «Депо» — такой должна быть программа-минимум для приезжающего в Москву), с «Яндексом», в социальных сетях, в планах свой канал в YouTube и Telegram. У меня была мысль здесь сделать большой пивной фестиваль. Площадка позволяет проводить музыкальные фестивали. Горшочек, не вари — идей сейчас больше, чем можно реализовать.
Запустить такую махину сразу невозможно. Сегодня пре-запустились примерно 25 корнеров, в понедельник их будет уже 60. Пока мы проводим закрытые дегустации, в техническом режиме заработаем с понедельника. Надо вентиляцию сбалансировать, посмотреть, как мойка работает (она у нас общая на все корнеры), как коммуникации себя поведут при плановой нагрузке, где-то что-то да вылетит. Все отстроим и официально откроемся в марте.
Еще больше новостей о еде и ресторанах в Telegram-канале Foodiscovery