фудмаркет это что такое
Значение слова «фуд-маркет»
фу̀д-ма́ркет
1. крупное гастрономическое заведение, объединяющее ряд продуктовых магазинов и предприятий общественного питания ◆ Здесь бизнесмен планирует создать современный рынок с ресторанной зоной, где будут представлены модные в столице заведения общепита. Это уже второй аналогичный проект группы: в ближайшее время Gremm собирается открыть современный фуд-маркет на обновленном Усачевском рынке в Хамовниках. Екатерина Геращенко, «Gremm накормит на рынке» // «Коммерсантъ», № 187, 2016 г. ◆ Eataly — это сетевой фуд-маркет, основанный итальянцем Оскаром Фаринетти в 2007 году. Каждое заведение сети представляет собой большое пространство, под крышей которого объединены магазины, кафе и рестораны для гурманов. «В Москве наконец откроют гастрономический маркет Eataly, который ждали три года» // «Афиша Daily», 2017 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: печатка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ФУДМАРКЕТЫ – НОВЫЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ГАСТРОИНДУСТРИИ
Чему могут научиться региональные рынки у центральных?
Аналитики рынка торговой недвижимости солидарны во мнении, что ставшие привычными форматы постепенно сдают позиции: все больше российских семей отказываются от посещения гипермаркетов в пользу магазинов у дома. В это же время набирает популярность относительно новая для наших соотечественников концепция фудмаркетов. Речь идет о проектах, объединяющих рынки и кафе: это уже не просто развалы с фермерскими продуктами, пользующиеся спросом у людей старшего поколения, и не фудкорты в ТРЦ, куда заходит перекусить уставшая от шопинга молодежь. Данный формат представляет собой территорию, где можно не только купить свежие продукты, но и выбрать ингредиенты, из которых вам здесь же приготовят вкусное блюдо.
Разнообразие деликатесов, открытая кухня и неограниченные возможности для общения вызывают неподдельный интерес у посетителей. Понять, как работают успешные фудмаркеты российской столицы, и перенять опыт коллег, предпринимателям из Тюмени, Твери, Владивостока, Санкт-Петербурга, Пензы, Тамбова и других городов помогли организаторы «Проперти-тура по фудмаркетам и современным рынкам Москвы». Возможность увидеть своими глазами наиболее известные проекты и лично задать все волнующие вопросы управляющим рынков и фудмаркетов предоставили участникам тура Комитет по торговой недвижимости Российской гильдии управляющих и девелоперов и компания «IDEM – Консультанты по торговой недвижимости». В рамках мероприятия его участники посетили Велозаводский, Москворецкий и Дорогомиловский рынки.
Феномен фудмаркетов
Фудмаркеты Москвы довольно быстро вошли в число наиболее популярных мест отдыха. С их появлением рынки перестали восприниматься исключительно как возможность приобрести свежие фермерские продукты: теперь здесь не только покупают, но и обедают, общаются, проводят время с друзьями и близкими людьми. При этом сегодняшние посетители столичных фудмаркетов вряд ли задумываются о том, как на месте старых рынков удалось воплотить идею о концептуальном гастрономическом пространстве.
Заместитель генерального директора Велозаводского рынка Игорь Кушников наиболее сложным этапом реконцепции рынка считает привлечение арендаторов: длительная реконструкция с полным закрытием приводит к потере предпринимателей. Покупатели, в свою очередь, ориентируются на хороший ассортимент и доступные цены, а лишь потом обращают внимание на внешние факторы. Тем, кто интересуется строительством фудмаркетов с нуля, Игорь Кушников порекомендовал тщательнее выбирать место для реализации проекта, отдавая предпочтение крупным транспортным узлам. При реконструкции уже существующих объектов, он посоветовал внимательнее отнестись к окружению: для успешной работы в деловых центрах целесообразным будет сделать акцент на фудкорты, в спальных районах – на торговые точки с популярными позициями (мясом, овощами, фруктами и т.д.).
Велозаводский рынок
Управляющий директор Москворецкого рынка Дмитрий Хрусталев рассказал, что процесс обновления был непростым, больше всего времени ушло на решение вопроса с коммуникациями. Старое здание совершенно не соответствовало новому формату, поэтому пришлось приложить немало усилий для поиска оптимального варианта, в том числе и по дизайну. По его мнению, тема фудмаркетов будет актуальна до тех пор, пока люди «хотят кушать». Управляющие проектами, со своей стороны, делают все возможное, чтобы обеспечить для них максимально комфортные условия и адекватные цены.
Москворецкий рынок
Идея фудмаркетов не могла пройти мимо и Нижнего Новгорода: столица Приволжья всегда следовала трендам. И пусть этот миллионник не всегда успевает за главными городами России, он явно из тех, кто долго запрягает, но быстро едет. Достаточно вспомнить бум на рынке коттеджных поселков Нижегородской области или активную реализацию проектов в сфере торговой недвижимости. Поэтому можно не сомневаться, что «пробный шар» в виде первого нижегородского фудмаркета «Восход» в Городецком переулке принесет успех его создателям. Тем более, что в проекте принимает участие известный шеф-повар Илья Травкин. Да и в любви нижегородцев к стритфуду можно не сомневаться: город один из первых в России присоединился к международному фестивалю еды. Даже после того, как официальные организаторы «Ресторанного дня» пустили его проведение на самотек, жители приволжской столицы исправно продолжают радовать друг друга блюдами и напитками собственного приготовления четыре раза в год.
Преимущества фудмаркетов для покупателей лежат на поверхности, а какие плюсы работы в таком формате получают арендаторы? Прежде всего, нужно принимать во внимание организационную структуру таких проектов. В большинстве случаев рыночные площади превалируют над гастрономическими. Прилавки с фермерскими продуктами обычно занимают центральные позиции в рамках единого пространства, а точки «общепита» размещаются по периметру. Планирование территории может варьироваться, но под рыночную точку чаще всего отводят до десяти квадратных метров, предприятие питания обустраивает около двадцати «квадратов», гастролавка с местами для дегустации может забрать под свои нужды и пятьдесят кв.м.
Главный вопрос, беспокоящий арендаторов, связан с отсутствием «якоря». Если в традиционных ТРЦ трафик формируется кинотеатром или гипермаркетом, то фудмаркет должен заинтересовать людей необычными концепциями, эксклюзивными форматами, уникальными предложениями, которые им точно не встретятся в галерее торгового центра. По этой причине фудмаркеты могут стать идеальной площадкой для стартапов, которые только планируют заявить о себе в том или ином городе. Со снижением ввода торговых площадей и ростом арендных ставок в ТЦ именно фудмаркеты становятся наиболее выгодными для тех, кто намерен минимизировать затраты на открытие бизнеса. Опробовав оригинальную идею в этом гастропространстве, предприниматель может попробовать повторить успех, организовав целую сеть.
Перспективы формата в российских реалиях
Одним из важнейших слагаемых успеха фудмаркетов является соседство совершенно разных концепций, позволяющих всего за одно посещение попробовать блюда русской, итальянской, грузинской, азиатской и американской кухонь. Эта особенность делает каждое пространство уникальным и перспективным в отличие от узкоспециализированных заведений. Каким бы популярным ни был французский ресторан, он имеет определенный потолок развития. Фудмаркеты же как раз и демонстрируют практически неограниченные возможности для всей гастроиндустрии. Наполнение пространства продуктами и яствами непохожих друг на друга культур не оставит равнодушными даже истинных гурманов.
Кроме того, управляющие фудмаркетов нередко организуют для покупателей всевозможные гастрономические активности, например, мастер-классы шеф-поваров, различные шоу, концерты и праздники еды. Такой подход не позволит посетителям пресытиться одним местом, благодаря чему они будут посещать его снова и снова. Поэтому аудитория фудмаркетов вряд ли иссякнет в скором времени и точно никогда не ограничится только покупателями, наспех заскочившими за килограммом яблок, из-за чего становится еще интереснее для широкой публики.
Экспертное мнение
Председатель комитета по торговой недвижимости, Управляющий партнер «IDEM» Екатерина Гресс, под чьим руководством и проходил проперти-тур, обратила внимание, что регионы только еще присматриваются к фудмаркетам, хотя в Москве этот формат существует не менее трех лет. По ее словам, управляющие и девелоперы из других городов заинтересованы в том, чтобы изучить новую концепцию и сделать свои проекты более современными, приближенными к меняющимся потребностям общества. Чтобы быть в тренде, представителям бизнеса проще сразу обратиться к профессионалам, которые помогут им в создании коммерчески успешного проекта.
Участники и организаторы «Проперти-тура по фудмаркетам и современным рынкам Москвы» сошлись во мнении, что данный формат имеет многообещающие перспективы не только в столице, но и в регионах. При этом немаловажную роль для успешного проекта, будет играть хорошо продуманная концепция: доверять ее разработку стоит только опытным профессионалам, знающим все о специфике регионального рынка и основных трендах его развития. Если вы рассчитываете организовать бизнес, потратив минимум времени на поиск качественных арендаторов и привлечение покупателей, вам поможет компания IDEM. Наши эксперты оказывают услуги не только по разработке концепции фудмаркетов, но и сопровождают клиента на всех этапах воплощения рекомендаций в жизнь. По итогам сотрудничества со специалистами вы получите концептуальный проект с высокими показателями рентабельности, который будет гарантированно успешным в долгосрочном периоде.
Депо, Центральный, Даниловский и другие
Устрицы, вегетарианские кафе, боулы, фо-бо и чаудеры, блины с фуа гра и черной икрой, вьетнамская, тайская, узбекская и армянская еда, — кажется, на московских фудмаркетах есть абсолютно все для гурманов. Формат таких пространств полюбился московской публике: за одни выходные особенно популярные площадки посещают несколько тысяч человек. Только за прошлый год в столице появилось 3 новых крупных фудмаркета, а этой весной в Москве состоялось долгожданное открытие «Депо» — огромного (площадью 11 тыс. кв. м) гастрономического пространства, которое пока работает в тестовом режиме. Фудмаркеты — тренд, который бизнес использует в своих интересах. Известные сети придумывают новые концепции, а новички-стартапы через популярный формат выходят на рынок. Inc. пообщался с владельцами нескольких точек и выяснил, как у них идут дела.
Первые фудмаркеты появились в Москве в 2013 году в формате гастрономических фестивалей. Первопроходцами были «Афиша еда» и «Маркет местной еды» Анастасии Колесниковой.
Они культивировали формат уличной фестивальной еды, который быстро стал популярным. «Людям захотелось такого же ощущения праздника в повседневной жизни», — говорит Колесникова.
С 2015 года в Москве начали открываться гастрономические пространства на месте исторических традиционных рынков (Даниловский, Усачевский). Также стали стремительно расти фудмаркеты на новых площадках (Центральный рынок на Трубной, «Вокруг света» на Никольской и т. д.).
Популярность фудмаркетов обусловлена двумя составляющими: доступным средним чеком (500-700 руб.) для посетителей и удобством такого формата для владельцев бизнеса, считает экс-директор Даниловского рынка и основатель фудмаркета StrEAT Максим Попов.
Хотя опытные рестораторы и присутствуют на фудмаркетах, все же большинство корнеров — стартапы. Для них это отличный шанс попробовать себя в ресторанном бизнесе.
Стартовые вложения, по подсчетам Inc., составляют от 3 млн руб. до 6 млн руб. (в зависимости от условий аренды в конкретном фудмаркете). Для сравнения, на открытие отдельного ресторана или кафе уйдет от 10 млн руб. Кроме того, владелец экономит на официантах — посетители заказывают и забирают еду у стойки. Маркетинговые расходы берет на себя фудмаркет — при удачном расположении высокий трафик, как правило, обеспечен.
«На наших площадках 60% корнеров — это новички, которые хотят попробовать себя в профессии. Их большой плюс в том, что у них нет каких-то четких регламентов. Они имеют возможность готовить так, как считают нужным. Плюс они делятся своей энергетической составляющей, что тоже важно для проекта», — говорит Попов.
Успех того или иного фудмаркета во многом зависит от месторасположения. Это должно быть место рядом с бизнес-центром (как EAT Market в деловом квартале «Красная Роза») или удачно выбранная локация в центре города (Центральный рынок на «Трубной», «Депо» рядом с метро «Белорусская»). Однако важно продумать концепцию места, ведь центр не всегда гарантия популярности пространства:
«На Кузнецком мосту есть фудмаркет на 2 этаже, с выручкой там у ребят не очень. Не была проведена аналитика аудитории. При этом есть Даниловский, который находится не в центре, но люди туда едут со всей Москвы. Я была бы рада, если бы в каждом спальном районе был свой фудкорт, но к таким маркетам очень большое требование: они должны быть на уровне центральных, а не упрощенной их версией», — говорит основательница «Маркета местной еды» Анастасия Колесникова.
Настоящий ажиотаж среди московской аудитории вызвал «Депо». Открытие ждали долго — больше года. В первые же выходные, когда «Депо» начал работать в тестовом режиме, это место посетили более 20 тыс. человек. Организаторы называют это пространство фудмоллом — чтобы подчеркнуть масштабность проекта: площадь составляет 11 тыс. кв. м.
Во избежание конкуренции внутри каждого фудмаркета корнеры специально подбирают с разными концепциями. Например, за кофе отвечает, как правило, кто-то один. Тематика заведений также не должна пересекаться. Чтобы привлечь посетителей, владельцы бизнеса придумывают новые концепции, которых ни у кого больше нет.
16 фудмаркетов и гастроцентров: где поесть и купить продукты в Москве
В 2018 году открылось несколько крупных фудкортов с десятками новых концепций, а в начале этого года запустился огромный фудмолл «Депо. Москва», а позже гастромаркет «Балчуг». Однако рестораторы, благоустраивающие заводские цеха и замшелые «советские» рынки, пока не обеспокоены конкуренцией за внимание посетителей и уверены, что гостей хватит на всех.
The 21 Food Market
Ул. Новый Арбат, 21
Пн–чт, вс 12:00–00:00, пт–сб 12:00–01:00
+7 (495) 691-77-87
На руинах некогда знаменитого казино «Метелица» (кто же там не был в 90-е?) пять лет назад открылся The 21 Food Market. На тот момент это был мощный прорыв в светлое гастрономическое будущее. На площади почти в тысячу квадратных метров собралось свыше 20 арендаторов, каждый из которых представил свою концепцию уличной еды. Подобные форматы были, пожалуй, только на шестом этаже берлинского универмага KaDeWe и в мадридском Mercado San Miguel. Интерес публики был огромный, да и гастроэнтузиасты были не прочь сменить открытые городские фудмаркеты на комфортное пространство под крышей. Однако проект зашел не так хорошо, как от него ожидали, и крупные игроки довольно быстро поменяли место дислокации, а им на смену пришли новые и малоизвестные.
Важно: стоит обратить внимание на Ryba International с их отличными гунканами (120–250 руб.) и шикарным мега-сетом (4200 руб.), в который входят сашими из мальдивского тунца, лосося, лакедры, различные суши и роллы. Сет большой и рассчитан на несколько человек. Любопытный проект «Хочу хычин», в котором кормят хычинами — болгарскими лепешками с мясом, картошкой, зеленью и т.д. Гастроэкспертам стоит попробовать «Black хычин 4 сыра» с чернилами каракатицы и запить его свежим айраном, приготовленным по старинному рецепту.
Ул. Нижняя Красносельская, 35, стр. 59
Вс–ср 10:00–21:30, чт–сб 10:00–23:00
+7 (925) 005-84-26
Еще один мощно стартовавший проект — гастрокластер в пустовавшем заводском здании недалеко от Бауманской. Его слабым местом оказалось то, что если в будние дни обитатели ближайших офисов создавали ему неплохой трафик, то в выходные поток гостей уменьшался в разы. И как следствие, продавцы-фермеры со свежими овощами и фруктами, которые должны были привлекать дополнительную аудиторию, быстро съехали. А оставшиеся начинающие рестораторы начали менять точки дислокации, перебираться с первого этажа на второй и обратно. Кроме того, после красивого запуска проекта владельцы здания так и не удосужились облагородить внутренние пространства, поэтому все выглядит несколько по-сиротски и фудмаркет не радует гостей комфортом.
Важно: здесь всегда востребован вьетнамский корнер Ngon, где делают отличный фо-бо (800 мл за 350 руб.), немы с курицей и свининой (по 250 руб.) и манговые шейки (350 руб.). Работают два отличных проекта Тимура Абузярова Fishshop (со свежей рыбой) и Bao + Noodles (азиатский стритфуд в авторской версии Абузярова). Можно рекомендовать оба, но есть сомнения в том, что они здесь надолго. Неплохая бургерная Meet Meat с хипстерским вариантом бургера «Вишневая девятка» (говяжья котлета, сыр чеддер, пряная вишня и сырный соус на основе пармезана) за 380 руб.
Ул. Профсоюзная, 126, ТК «Коньково-Пассаж»
Ежедневно 10:00–22:00
+7 (495) 424-01-22
Владельцы площадки сотворили настоящее чудо — смогли превратить непонятно что в московском спальнике в модную точку, куда публика со всей Москвы ехала специально за свежими продуктами и вкусной едой. В конце 2015 года на открывшемся фудкорте запустились такие яркие концепции, как Сezve Сoffee (баристка-чемпионка Марина Хюппенен виртуозно варила в джезве кофе на песке), а также plovbox.ru Максима Агашкова с вкуснейшим пловом из баранины (350 руб.), густым лагманом с говядиной (300 руб.) и мантами с ягненком или бычком (330 руб.). Есть там и отличная мексиканская закусочная El Tacodor с тако, буррито и кесадильями. И хотя состав арендаторов и концепций поменялся и продолжает меняться, проект по-прежнему на плаву и неплохо себя чувствует.
Важно: зайдите в «Армянскую лавочку», которую держит супружеская пара Карен и Лала Саргсян. Купите там армянских продуктов, настоящей бастурмы и пару порций самодельного «Наполеона». Можно посидеть в недавно открывшемся винном баре Vin Vin за бокалом вина с закусками, подобранными под сорт винограда, который вы выбрали. Средний чек 700–1000 руб. А если есть свободное время, стоит посидеть в итальянском ресторанчике Da Lorenzo, где симпатичный и очень разговорчивый хозяин, Лоренцо Джетти из Римини, печет прекрасную пиццу и щедро отпускает комплименты прекрасным гостьям.
Ул. Ленинская Слобода, 26, МЦ Roomer
Пн-пт 10:00–22:00, сб-вс 11:00–23:00
+7 (985) 228-66-33
Максим Попов, бывший директор Даниловского рынка, использовал заброшенные цеха завода «Динамо», чтобы открыть свой фудкорт Streat рядом с метро Автозаводская. Кажется, он первым решил избавиться от формулы «рыночные ряды с фруктами и овощами + едальни». В результате все 2500 кв. м отданы под разнообразные гастрономические концепции, которых здесь насчитывается более 30. Дизайн с уличными фонарями и дорожными знаками поддерживают идею мини-города, в котором есть и газ, и вентиляция, и открытый огонь. Формат посещения любой: можно неспешно брести вдоль прилавков и пробовать ту еду, что заинтересует, или сначала зайти в любимые заведения, а уже потом сделать кружок по фудкорту в поисках новых впечатлений. Советуем заглянуть в Yo! — вкус японской кухни с акцентом на классику вместе с фуд-инновациями воплотили Кадзуо Кусано и Владимир Ким, который выступает шеф-поваром проекта. Здесь можно попробовать разные вариации суши, хрустящие гедза, многослойные удоны и много чего еще.
Важно: лучше приходить сюда пораньше, потому что ближе к вечеру собирается много народа. А с учетом того, что расстояние от лавок и столов до прилавков невелико, то легкого толкания локтями вам не избежать. Огромный плюс проекта — наличие алкогольной лицензии. Здесь есть «Винный базар» Евгении Качаловой с неплохим выбором вин по гуманным ценам, а в BlackStone Bar впечатляющая коктейльная карта (средняя цена коктейля 450 руб.). И еще тут периодически устраивают вечеринки в стиле хаус и техно. За музыкальное настроение отвечает резидент бара Melodic Tony, так что здесь бывает очень весело и шумно.
Гастрономический центр «Зарядье»
Ул. Варварка, 6, парк «Зарядье»
Ежедневно 12:00–00:00
+7 (495) 531-09-50
Александр Раппопорт, которому отдали на откуп это место, создал парадную витрину русской кухни. В результате яркое пространство «Зарядья», оформленное в единой стилистике студией сестер Сундуковых, превратилось в настоящий город в городе. В восьми ресторанах готовят блюда по рецептам российской региональной кухни. У каждого своя зона с посадкой, свое меню и персонал. В «Устричной и шампанском баре» ожидаемо подают устрицы и морских ежей под неплохое отечественное игристое. «КреветкиКрабыЛангустины» отличает огромная ледяная витрина с морепродуктами и рыбой: дальневосточный краб, корюшка из Баренцева моря, каспийская камбала, мурманский лосось. Приготовят их на гриле, на пару или так, как вы пожелаете. В «Супстанции» царит интернациональное разнообразие: щи, похлебка, лагман, шурпа и т.д. В «Лепильной» подают все, что лепится из теста: пельмени, вареники, чебуреки (уральские, с семгой, бараниной, вишней, крольчатиной, брынзой и другими начинками). В «МясоМясо» отборные отрубы и стейки (и даже сухой выдержки) из Воронежа, Брянска и Казани.
Важно: по всему гастроцентру установлены небольшие торговые ряды с деликатесами, свезенными со всех концов нашей необъятной страны — от Черного моря до Японского. Есть и специальные экоконсервы. Все это можно купить на вынос и разделить гастрономические удовольствия дома с близкими. Единственная проблема в том, что в выходные в «Зарядье» яблоку некуда упасть — кругом китайцы и отечественные туристы из регионов. Поэтому лучше заглядывать сюда вечером в будний день — до наступления полуночи здесь можно прекрасно посидеть с друзьями, плотно закусить и вкусно выпить.
Ул. Усачева, 26
Ежедневно 8:00–21:00
+7 (999) 003-00-30
Пару лет назад Gremm Group (которая занималась и реконструкцией Центрального) открыла обновленный Усачевский рынок с просторным фудкортом. Район Хамовники наложил свой отпечаток на этот проект в виде достаточно высоких цен как для арендаторов, так и для посетителей, желающих купить овощи и фрукты. Поэтому нельзя сказать, что дела у восточных торговцев идут здесь так уж блестяще. Ведь узбекские помидоры по 300–700 руб. за килограмм и ялтинский лук (500 руб. за кг) далеко не каждому по карману. Зато едальные концепции чувствуют себя вполне успешно. «Прайм биф бар» кормит гостей фудкорта отличными бургерами (по 400–500 руб.) и салатом «тайбиф» со стейком (390 руб.). Poke House предлагает пока еще не вышедший из моды гавайский поке с лососем и тунцом (670–740 руб.). Prawns — новый гастрономический проект с отличными тартарами из тунца и лосося, а также прекрасной «Похмельной тарелкой» (350 руб.), которую правильнее было бы назвать «кастрюлькой» с рыбным бульоном, кусками форели, томатами черри, луком-пореем, чесноком и сельдереем.
Важно: стоит зайти в «Оджахури» — аутентичную грузинскую лавку с прекрасной выпечкой. Их хачапури выше всяких похвал, а за горячими лавашами выстраивается очередь. Хинкали здесь тоже как грузинская песня: щедрые и сочные (60 руб. за штуку). Если любите вьетнамскую еду, то «Фо Фа» (от команды «Кофемании») предложит вам ее в ресторанной трактовке. Экстремалы могут попробовать пройти «фо челлендж»: если съесть большую миску супа фо (3,5 литра — 3500 руб.) за 30 минут, тогда ее оплатит ресторан. А ваше фото появится на стене славы. На завтрак можно пойти на омлеты с щедрой порцией черного трюфеля в The Truffle и на шикарные боулы с авокадо в Avocado Point. Из недавно открывшихся корнеров заслуживают внимания Saint Salmon и Tundra Grill.
Ул. Мытная, 74
Ежедневно 8:00–21:00
+7 (495) 120-18-01
Даниловский рынок стал одним из первопроходцев в процессе глобального трансформирования «советских» обшарпанных рынков в модные и актуальные гастрономические пространства. После перезапуска его внутренняя часть несколько раз перестраивалась и сейчас пришла к балансу: фудкорт зрительно отделился от овощных рядов, а системы вентиляции/обогрева заработали в полную силу. За последние пару лет состав арендодателей обновился минимум на 30–40%, но, так сказать, якорные концепции остались и вполне себе успешно работают. Здесь можно заказать израильский обед на двоих в The Hummus, попробовать честные марокканские тажины в «Тажинерии» или закусить вкусными пельменями с крабом «Дядя с Камчатки» (10 штук за 690 руб.) в Lepimivarim.
Важно: родоначальник формата гастрорынков упирается изо всех сил и не сдает позиции под натиском молодых и наглых конкурентов, оставаясь по-прежнему культовой точкой на карте Москвы. Но есть у него и явные минусы по сравнению с другими. Например, алкоголь здесь не продают, а как можно насладиться свежими дикими устрицами с Дальнего Востока (по 200 руб. за штуку) без бокальчика игристого или стейком средней прожарки без бокала красного вина? Да и в выходные здесь непросто — попытка вкусно перекусить по дороге из художественной галереи в кинотеатр на модную премьеру превращается в легкий бедлам,когда ты с подносом еды уворачиваешься от проносящихся мимо голодных людей и пытаешься найти хотя бы одно свободное место.
Рынок на Ленинском
Ленинский проспект, 108
Ежедневно 8:00–22:00
Создатели Центрального и Усачевского рынков — компания Gremm Group в сентябре запустила новый двухэтажный гастропроект для всей семьи «Рынок на Ленинском» в самом центре жилого массива. Первый этаж рынка оккупировали лавки со свежими фермерскими продуктами: «молочка», сыры и мясо, овощи и фрукты из разных концов мира по гуманным ценам. На фудкорте (на втором этаже) расположились 20 заведений. Среди них: пекарня «Печорин» (гречишный хлеб невероятно вкусен — беру пару буханок), долгожданный проект Celentani от Уиллиама Ламберти, лавка с морепродуктами La Marée, «Fish bar Комбинат» со свежей рыбой и морепродуктами, Ryba International, смузи-бар Berry Fruit Vitamin & Fresh и другие. А ресторан грузинской кухни «Оджахури» неожиданно обосновался на первом этаже около торговых рядов и прекрасно себя чувствует.
Важно: в холодное время года must try — раклет с молодым картофелем и говядиной (590 руб.) от сыровара Вараздата Еганяна. И бомбический корейский стрит-фуд от Hiters — корейский «гриль ягнем» (650 руб.). Мраморная говядина во фруктовом маринаде подается на чугунной жаровенке с решеткой и парой горящих кусочков угля внутри. И, конечно, прекрасные «кастрюльки» от «Fish bar Комбинат» с жареными креветками с чесноком и чили (650 руб.) и осьминогом в сливочно-трюфельном соусе (870 руб.). Запивать всю эту гурманскую красоту стоит вином из бара-винотеки «Первый нос». Кстати, их бармен мешает очень неплохие коктейли.
Ул. Вавилова, 64
Ежедневно 8:00–21:00
+ 7 (499) 134-50-51
Это гастрономическое пространство откроется в ближайшие недели после реконструкции в новом гастроформате. Неизменной осталась, пожалуй, только одна деталь — узнаваемый купол-парус, выполненный в стиле конструктивизма. Новый Черемушкинский рынок — это не только торговые ряды, но и фудкорт, состоящий из 21 корнера, а также проекты известных рестораторов: «Сыроварня» Аркадия Новикова, «Улов» — ресторан холдинга Novikov Group и австралийского шефа Глена Баллиса, «От и до» ресторатора Алексея Губкина, винотека SimpleWine, кошерная кулинария и магазин Pinhas и многое другое. В самом центре пространства расположился SimpleWine, бар-винотека с большим выбором вин (можно заказать и по бокалам) и другой алкогольной продукцией. От винотеки в стороны расходятся торговые ряды с овощами и фруктами, фермерским мясом и птицей, морской и речной рыбой всех видов и размеров, сырами российских сыроварен.
Важно: в 21 корнере будут представлены самые разные кухни мира: кавказская, итальянская, китайская, вьетнамская, сингапурская и другие. А также свежий хлеб и выпечка. А вот рестораны расположились по периметру рынка, чтобы не мешать спешащим гостям и дать возможность неспешно и с удовольствием посидеть тем, кто проголодался. Главным дизайнером проекта стал архитектор Валерий Лизунов — основатель бюро Archpoint, в портфолио которого интерьеры ресторанов White Rabbit, Crabber, «Жеральдин», бары Parka, Prscco и другие.
Рождественский бульвар, 1
Ежедневно 8:00–23:00
8 (495) 902-77-77
Отдельного внимания заслуживает ресторан «Горыныч» (проект Бориса Зарькова, Ильи Тютенкова и Владимира Мухина), расположившийся над Центральным рынком. Смокеры, печи, хосперы, — «Горыныч» жарит и печет всеми имеющимися способами. В ресторане можно попробовать крафтовый хлеб, неаполитанскую пиццу и стейки собственного вызревания. И, конечно, полюбоваться видом на московские бульвары из больших панорамных окон.
Важно: в устричном бистро UMI Oysters Евгения Мещерякова угощают дарами моря (различными устрицами и рыбой). Поставки происходят прямиком из Японии, самолетами, от собственных байеров, работающих на крупнейшем токийском рынке рыбы и морепродуктов Цукидзи. Свежесть продукта курирует партнер UMI Oysters, компания JapanIchiban, поэтому ценник на морепродукты вполне себе гуманный. У шефа интересное видение кухни, поэтому гречневую лапшу собу здесь соединяют с грибами эноки и вешенками, гребешка готовят полностью, как в Японии, а тунца торо солят, как сало, с фруктовой домашней горчицей.
Гастромаркет «Вокруг света»
Ул. Никольская, 10, ТЦ «Никольская плаза»
Ежедневно 11:00–23:00
8 (495) 967-77-77
На строительство этого близкого к идеалу гастромаркета (здесь продумано все — от ширины проходов до логистики движения по корнерам) Борис Зарьков, Владимир Мухин и Аркадий Новиков потратили около двух лет. И вот полтора года назад 24 новых концепции начали свою работу. Большинство шефов на проект было привлечено из недр White Rabbit Family. Максим Кузнецов курировал все, что касается мяса (бургеры в Burger Factory и колбаски в «Расколбасе»). Алексей Когай отвечал за суши, поке и подобные вещи. Знаменитый шеф Хорхе Вайехо приехал на открытие, чтобы научить персонал готовить правильные тако в Tacos № 1. Владимир Мухин потратил немало сил на разработку рецепта идеальной шаурмы. Русская кухня и кухня стран СНГ в руках Дмитрия Романовского, шефа концепций From Russia with Love, «Пончики», Poutine, «Батуми», «Бухара», «Мимоза» и «Проект 24». Шеф итальянского корнера Mamma Mia — Алексей Сандуляк.
Важно: несмотря на то что часть концепций (к сожалению, включая любимый Tacos № 1) закрылась и была заменена на другие, проект жив и по-прежнему качает. Принципиально важный для успеха фудмаркета момент — здесь можно с удовольствием выпить за барной стойкой. Предложение широко и разнообразно — 20 видов пива, итальянский мерло, просекко и бодрящий рислинг. Да и крепкого алкоголя хватает.
Фудмолл «Депо. Москва»
ул. Лесная, 20A
Пн–чт, вс 10:00–23:00, пт–сб 10:00–2:00
+7 (495) 788-88-33
В строениях из красного кирпича транспортного парка на Лесной улице обосновалась, пожалуй, главная гастрономическая достопримечательность столицы — фудмолл общей площадью 20 340 кв. м. Здесь находятся 75 гастрономических концепций и свыше 100 лавок со свежими фермерскими продуктами. Соавтор проекта «Депо. Москва» — Алексей Васильчук, совладелец ресторанного холдинга RESTart Vasilchuk Brothers потратил несколько лет на то, чтобы реализовать свой амбициозный план. Из самых любопытных проектов стоит отметить «Бэтмен и узбеки» (проект бренд-шефа Сергея Сущенко), в котором тремя основными блюдами стали плов, самса и манты. Ресторан SEBB’s Raw & Fire — проект знаменитого мясника из Австралии Себби Кеньона, концепция которого проста и заключается в трех словах: beef, beef and beef. В центре ресторана располагается самый большой в Москве открытый гриль, придающий неповторимый аромат как самому заведению, так и каждому блюду. Испанские тапасы и паэлью стоит попробовать в тапас-баре Barceloneta, десантированном в столицу сочинским ресторанным холдингом London Restaurant Group Георгия Хвистани. В корнере Stall by Natalia Berezova представлены классические блюда французской и азиатской кухонь. Сюда приходят за крабкейками с бататом, тыквенной панакоттой с лемонграссом и модным асаи боулом. Кстати, доставку готовых блюд из ресторанов фудмолла, а также продуктов из фермерских лавок обеспечивает сервис «Яндекс.Еда».