учредитель ано ликвидирован что делать
Изменение сведений об учредителях общественных организаций
Согласно ст.50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст.13 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), ст.18 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ) учредителем общественной организации является лицо, принявшие решение о ее создании.
По общему правилу изменение состава лиц, принявших решение о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации невозможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством, а именно пунктами 3 и 4 статьи 15 Закона № 7-ФЗ, в соответствии с которыми изменение сведений об учредителях с последующим изменений сведений о них в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) возможно в некоммерческих корпорациях, фондам и автономных некоммерческих организациях в двух случаях:
-при добровольном выходе лица из состава учредителей некоммерческой организации;
— при принятии в состав учредителей некоммерческой организации нового лица (лиц).
Применяя данную норму закона, при изменении состава учредителей общественной организации, являющейся некоммерческой корпорацией следует учитывать специфику организационно-правовой формы общественной организации.
В соответствии с п.1 ст.123.1 ГК РФ и со ст.19 Закона № 82-ФЗ после создания общественных организаций учредители данных организаций автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности.
Таким образом, прием новых лиц в состав учредителей общественной организации невозможен.
Выход членов (участников) общественных организаций, в том числе посредством их исключения, осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами (ст.123.5 ГК РФ, ст.ст.19, 20 Закона № 82-ФЗ).
При этом необходимое минимальное число членов для общественной организации составляет три физических лица. В случае если в составе организации осталось менее трех человек, данное обстоятельство является нарушением действующего законодательства, которое может быть устранено посредством приема в состав членов такой организации нового лица (лиц).
Учет персонального состава членов общественной организации осуществляется организацией самостоятельно, например, посредством ведения реестра членов организации, изменения в который вносятся на основании протоколов уполномоченного органа организации о приеме или выходе (исключении) лица из состава ее членов.
правоспособность которых прекращена
Возможность изменения состава учредителей некоммерческих организаций (некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций) с последующим изменением сведений о них в ЕГРЮЛ предусмотрена п.3, 4 ст.15 Закона № 7-ФЗ, а именно: при добровольном выходе лица из состава учредителей некоммерческой организации и принятии в состав учредителей некоммерческой организации нового лица (лиц).
Возможность и порядок исключения из ЕГРЮЛ сведений об учредителях некоммерческий организаций юридических лицах, правоспособность которых прекращена, равно как и о физических лицах в связи с их смертью действующим законодательством непредусмотрены, в связи с чем указанные сведения в ЕГРЮЛ изменению не подлежат.
Налоговая служба рассказала о порядке выхода из состава учредителей НКО
bondvit / Depositphotos.com |
ФНС России на своем официальном сайте опубликовала разъяснения по порядку выхода из состава учредителей некоммерческих организаций.
Раньше до 2016 года учредители некоммерческих организаций не имели возможности выходить из состава учредителей таких организаций. После вступления в силу поправок в законодательство о некоммерческих организациях, учредители (участники) некоммерческих корпораций, а также учредители фондов и автономных некоммерческих организаций получили право выходить из состава учредителей или участников НКО (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 31 января 2016 г. № 7-ФЗ). Сделать это можно в любое время и без согласия остальных учредителей или участников.
Ранее возможность выхода из учредителей фактически отсутствовала, а сейчас можно самостоятельно подать по форме заявление и выйти из состава. В целом, как объясняет Давид Капианидзе, партнер юридической компании «BMS Law Firm», изменения правильные. Раньше были случаи, когда лицо являясь номиналом в организации, уже не является учредителем, но реализует свою долю. При этом компания не оформляла выход из учредителей, хотя была обязана это сделать. По этой причине и были приняты вышеуказанные нормы, позволившие таким лицам выйти из состава учредителей.
Для выхода из состава учредителей, нужно направить в соответствии с законодательством о регистрации юрлиц и предпринимателей сведения о своем выходе в регистрирующий орган. Заявление направляется п форме № Р14001 лично, в электронном виде или по почте (п. 2.2 ст. 17, ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
При этом стоит учесть, что если выходит последний или единственный учредитель общества, то он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя или участника другому лицу.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Права и обязанности учредителя прекращаются со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Вышедший из состава учредитель обязан направить уведомление об этом соответствующему юрлицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.
ФНС России обращает внимание, что данное правило не распространяется на религиозные организации. Их учредители сохраняют свой статус в качестве учредителей таких организаций.
Как закрыть некоммерческую организацию
1. Как можно ликвидировать некоммерческую организацию?
Некоммерческую организацию можно ликвидировать добровольно по решению учредителей и принудительно по решению суда (для некоторых видов НКО предусмотрена возможность ликвидации только по решению суда, например для фондов ).
В этой инструкции пойдет речь о добровольной ликвидации некоммерческих организаций, регистрацией и ликвидацией которых занимается Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России).
В целом процедура ликвидации НКО делится на несколько этапов:
Средний срок ликвидации НКО составляет несколько месяцев.
2. Что нужно сделать на первом этапе ликвидации некоммерческой организации?
На первом этапе ликвидации НКО ее учредители должны:
Созданная комиссия получает полномочия по управлению делами некоммерческой организации и выступает от ее имени в суде.
О принятом решении учредителю или органу, принявшему решение о ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения нужно сообщить в письменной форме в территориальный орган Минюста России по месту нахождения организации, чтобы в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесли сведения о том, что организация находится в стадии ликвидации.
Для этого в Минюст нужно подать:
Минюст рассмотрит документы и примет решение о ликвидации НКО, а затем отправит документы в Федеральную налоговую службу (ФНС) для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе ликвидации.
3. Что нужно сделать на втором этапе ликвидации некоммерческой организации?
На втором этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна разместить в органах печати, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц, информацию о том, что НКО приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами.
Сообщение о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», а также в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности («Федресурс»).
Затем ликвидационная комиссия должна принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и уведомить кредиторов о ликвидации в письменной форме.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой НКО, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации.
На этом этапе в Минюст необходимо подать:
На основании промежуточного баланса ликвидационная комиссия должна произвести расчеты с кредиторами из имеющихся у организации денежных средств. Если у НКО (за исключением частных учреждений ) недостаточно средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество организации с публичных торгов.
Остатки имущества НКО направляются на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительность. Если использование имущества ликвидируемой организации в соответствии с ее учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если законами, другими правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения не предусмотрено иное.
При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если федеральными законами или учредительными документами партнерства не установлено иное.
Остатки имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляются на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительность. Если использование имущества партнерства в соответствии с его учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства.
При недостаточности имущества для расчета с кредиторами или наличии признаков несостоятельности (банкротства) ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.
В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) обычная процедура ликвидации прекращается, ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов, и начинаются процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве).
4. Что нужно сделать на третьем этапе ликвидации некоммерческой организации?
На третьем этапе, после завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации. Ликвидационный баланс должен быть нулевым, а все задолженности перед бюджетом погашены.
Затем ликвидационной комиссии нужно представить в Минюст для государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией:
5. Как подать документы для ликвидации некоммерческой организации?
На всех этапах процедуры ликвидации НКО документы подают в Минюст России и его территориальные органы по месту нахождения организации. Подать документы можно:
При подготовке и подаче документов важно соблюсти требования к их оформлению.
Форму заявления (уведомления) и правила его заполнения можно найти на сайте ФНС.
Государственная регистрация некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией занимает не более 10 рабочих дней. Когда ФНС занесет запись о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ, это будет значить, что процедура завершена и организация прекратила свое существование.
6. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
Вы можете обратиться в центральный аппарат Минюста России или в его территориальные органы за консультацией по вопросам:
Консультации предоставляются при личном обращении (в часы приема заявлений), по телефону, по обычной и электронной почте.