Программа кружка что где когда начальная школа
Рабочая программа кружка «Что? Где? Когда?» (2-4 класс)
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
КРУЖКА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Срок реализации программы: 2013 – 2014г.
Составитель рабочей программы:
Путинцева Анна Владимировна,
учитель начальных классов
Значение, цели и задачи изучения курса:
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Вот почему учителя начальных классов должны
создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Данная рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.
Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам. Данная цель достигается через решение следующих задач :
— развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
— решение нестандартных логических задач;
— раскрытие творческих способностей ребенка;
— создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
— увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
— повышение интереса учащихся к предметам: математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Программа способствует развитию следующих УУД:
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб ные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
Рабочая программа внеурочной деятельности. Интеллектуальный Клуб «Что? Где? Когда?» (3-4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа внеурочной деятельности
по обще-интеллектуальному направлению
для обучающихся 3-4 классов
учитель начальных классов
I Пояснительная записка ……………………………………………. 3
I I Содержание курса ………………………………………………. 6
III Тематический план ……………………………. …………. 12
IV Список ключевых слов …………………………………………… 16
V Список литературы ………………………………………………. 17
II Пояснительная записка
Программа «Что? Где? Когда?» разработана для младших школьников как общеразвивающий интегрированный курс в начальной школе.
Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности
для обучающихся данная рабочая программа внеурочной деятельности обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МБОУ «Гимназия №17» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МБОУ «Гимназия №17» программа является основанием для определения качества реализации начального общего образования.
Целью программы является расширение кругозора обучающихся, создание условий для развития интеллектуальных способностей детей.
Программа решает следующие задачи:
1) расширять представления младших школьников об окружающем мире в разных областях знаний, достижений человека, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
2) углублять теоретические знания обучающихся в области литературы, искусства, истории, окружающего мира, формировать ряд основополагающих понятий, адекватных возрастным возможностям младших школьников;
3) укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам;
4) приобщать учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.
Сроки освоения программы: 2 года
Объем учебного времени: 68 часов (34 часа в год)
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Форма организации: практическая, в виде интеллектуальной игры с выявлением знатоков из различных областей знаний.
Содержание предлагаемого материала предполагает игровую деятельность обучающихся во время каждого занятия и творческо-поисковую, исследовательскую работу при подготовке к очередной игре.
В содержании курса интегрированы знания из различных областей знаний. Привлечение доступных исторических сведений, знаменательных дат, событий в истории страны, мира позволит совершить своего рода путешествие во времени. При этом необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем окружении.
Картины жизни на Земле на разных этапах ее развития дадут возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами людей и мира в целом.
Реализация данной программы позволит обучающимся попасть в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн живой и неживой природы, в мир литературы и искусства, истории и краеведения, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез.
Проверить свои знания ребята смогут в игре-соревновании на звание магистра наук. О теме очередной игры участники будут знать заранее, значит смогут при желании подготовиться. Также обучающиеся будут иметь возможность составлять для очередной игры свои вопросы.
Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарит романтику неизведанного, радость познания.
Программа курса, охватывающая различные области знаний, предоставляет для этого большие возможности. Тем самым, предлагаемый курс позволяет обеспечить новый, более высокий уровень общей образованности и воспитанности обучающихся.
В структуре данной программы выделяются следующие основные разделы:
Живая и неживая природа.
«Наш родной край». Краеведение.
Изобретения человечества.
Памятные даты в истории страны.
Культура и традиции русского народа.
Праздничные даты.
Православные праздники.
В содержании программы для каждого класса прослеживается:
преемственность: происходит повторение тем основных разделов, осуществляется более глубокое изучение материла.
теоретические сведения, ответы на вопросы способствуют
правильному восприятию окружающего мира.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
развитие основных мыслительных способностей обучающихся;
повышение уровня познавательных процессов и волевой регуляции у детей;
формирование у учеников развитых форм самосознания и самоконтроля;
совершенствование культуры мышления;
более высокий уровень интеллектуальной подготовки в конце каждого учебного года;
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты :
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения интеллектуальной задачи; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты :
Анализировать текст задания: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос.
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Оценивать предъявленное готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
II . Содержание курса
3 класс
1занятие. «Школьное ассорти»
Знакомство участников. Установление правил работы в группе. Игра посвящена Дню знаний, Международному дню распространения грамотности. Вопросы игры в форме ассорти из разных областей знаний.
Игра посвящена Дню работникам леса. Во время игры происходит путешествие в удивительный мир растений. Обучающиеся знакомятся с группами растений, их отличительными признаками, ролью растений в живом мире.
3 занятие. «Удивительный мир животных»
Путешествие в живую природу продолжается. Животные вокруг нас. Группы животных, их главные признаки, особенности существования, взаимодействия.
4занятие. «Наш родной край»
Игра посвящена Всемирному Дню туризма, носит краеведческий характер. В ходе игры углубляются знания о кемеровской области, городе Кемерово.
Игра посвящена Дню учителя. Вопросы подбираются в форме ассорти из разных областей знаний на школьную тематику.
6занятие. «Любимые сказки»
Игра-путешествие по страничкам любимых сказок. В ходе игры «встречаются» и «общаются» с популярными героями сказок.
7 занятие. «Откуда пошла есть русская земля…»
Игра посвящена истории образования российского государства. Год образования, этапы развития, странички истории российского государства.
8занятие. «Планеты маленькие и большие»
17 сентября – 155 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского (1857–1935), выдающегося русского ученого и изобретателя, основоположника современной космонавтики. Игра посвящена тайнам вселенной, освоению космоса.
9занятие. «Изобретения человечества» Телевидение
Игра к 45 летию со дня организации цветного телевидения. Первая цветная телевизионная передача. Первые цветные телевизоры. Любимые детские передачи.
10 занятие. «По книжным тропинкам…»
Игра посвящена 125 лет со дня рождения русского поэта, переводчика, классика детской литературы, Самуилу Яковлевичу Маршаку. В игре происходит путешествие в книжный мир писателя, встреча с героями Маршака.
11 занятие. «Россия – Родина моя»
Игра посвящена Дню народного единства. История праздника, странички истории российского государства.
Игра посвящена Всемирному Дню ребенка. Что такое семья, устройство семьи, семейные традиции.
13 занятие. «Мамочка любимая моя!»
Игра посвящается Дню Матери России. Вопросы материнства и детства. Матери –героини.
14 занятие. «Твои права и обязанности»
Игра посвящается Дню Конституции РФ. Расширение знаний о правах и обязанностях граждан.
15 занятие. «С любимыми героями книг»
Игра посвящена 75 лет со дня рождения Эдуарда Николаевича Успенского, русского писателя, автора повестей и рассказов для детей.
16 занятие. «История Деда Мороза и Снегурочки»
Новогодняя игра. История Новогодних персонажей, их роль в жизни людей.
17 занятие. «Рождественские гуляния»
Православное рождество. История праздника, традиции.
18 занятие. «Журнал Мурзилка»
Игра ко Дню российской печати. Первые печатные издания. Детские издания, журналы и газеты для детей.
19 занятие. «Защитники Земли русской»
Игра посвящена Дню Защитников Отечества. Знакомство с защитниками Земли русской на протяжении истории от дня образования государства российского.
20 занятие. Международный Женский День
История праздника, традиции праздника.
21 занятие. «Проводы зимы»
Игра посвящена православному празднику Масленице. История, традиции праздника. Народные гуляния.
22 занятие. «Красим яйца. Почему?»
Пасха. Культура и традиции православных христиан.
23 занятие. «Собака – друг человека».
Породы собак, их предназначение. Роль собак в жизни людей.
24 занятие. «Математические головоломки»
Ассорти из математических головоломок и логических задач.
25 занятие. «Виды спорта»
Летние и зимние виды спорта. Спортивные достижения.
26 занятие. «День смеха»
История праздника. Вопросы-шутки. Розыгрыши.
27 занятие. День пожарной охраны
Вопросы по правилам по противопожарной безопасности, поведения во время пожара.
28 занятие. День Космонавтики
История покорения космоса. Первые космонавты. Первые открытия.
29 занятие. «Радио – няня»
Игра ко Дню Радио. Детские радиопередачи.
30 занятие. День Победы
Великая Отечественная война. Герои войны. Ветераны войны и труженики тыла.
31 занятие. «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».
Игра посвящается Всемирному Дню библиотек. Любимые сказки А. С. Пушкина, герои сказок.
32 занятие. «Пусть всегда будет солнце»
Игра посвящена Дню защиты детей. О детях и для детей.
33 занятие. «Ура, каникулы!»
Ассорти из разных областей знаний.
34 занятие. Итоги игры. Выявление знатоков.
Подведение итогов игры за год. Выявление и награждение знатоков.
4 класс
1занятие. «Школьное ассорти»
Знакомство участников. Установление правил работы в группе. Игра посвящена Дню знаний, Международному дню распространения грамотности. Вопросы подбираются в форме ассорти из разных областей знаний.
2 занятие. «Растения-рекордсмены»
Путешествие в удивительный мир растений. Игра посвящена Дню работникам леса. В игре происходит знакомство с необычными свойствами растений.
3 занятие. «Животные, которые занесены в Красную книгу»
Путешествие в живую природу продолжается. Удивительные животные вокруг нас, которые находятся под охраной человека.
4занятие. «О защите окружающей среды»
Игра посвящена Всемирному Дню туризма. В игре освящаются вопросы защиты окружающей среды.
Игра посвящена Дню учителя. Вопросы подбираются из разных областей знаний.
6 занятие. «Любимым писателям посвящается…»
Литературная игра к юбилеям детских писателей. Путешествие по произведениям писателей, встреча с героями книг.
195 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого
130 лет со дня рождения Бориса Степановича Житкова
7 занятие. «Недаром помнит вся Россия…»
Игра посвящена Дню воинской славы. Бородинское сражение (1812)
175 лет стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино» (1837)
8занятие. «Тайны вселенной»
Освоение космоса, конструкторы и изобретатели по освоению космоса.
17 сентября – 155 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского (1857–1935), выдающегося русского ученого и изобретателя, основоположника современной космонавтики.
9 занятие. «Изобретения человечества»
Телевидение. История развития телевидения. Игра посвящена 45 летию со дня организации цветного телевидения. Первая цветная телевизионная передача. Первые цветные телевизоры.
10 занятие. «Первые книги на Руси»
История первых рукописных книг. Первые печатные книги. Детская литература.
11 занятие. «Россия – Родина моя»
Игра посвящена Дню народного единства.
12 занятие. «Тайна имени»
Игра посвящена Всемирному Дню ребенка. Происхождение и тайна имен. Русские имена и их значение. Популярные имена в России, мире.
13 занятие. «День матери в России»
Игра посвящается Дню Матери России. История, традиции праздника.
14 занятие. «Символы государства»
Игра посвящается Дню Конституции РФ. Расширение знаний о символах государства, их роли в жизни граждан.
15 занятие. «С любимыми героями книг»
Игра к 75 лет со дня рождения писателя, Эдуарда Николаевича Успенского, русского писателя, автора повестей и рассказов для детей.
16 занятие. «Как отмечают Новый год в разных странах»
Новогодняя игра. История праздника. Как и когда отмечают Новый год в разных странах, традиции при встрече Нового года.
17 занятие. «Рождественские гуляния»
Православное рождество. История праздника.
18 занятие. «Из истории печатных изданий»
День российской печати. Первые печатные издания. Современные издания.
19 занятие. «Всем Защитникам Отечества посвящается…»
23 февраля. История российской армии, флота. История праздника.
20 занятие. Международный Женский День
История, традиции праздника.
21 занятие. «Проводы зимы»
Православный праздник Масленица. История праздника. Народные гуляния.
22 занятие. «На нашем праздничном столе»
Пасха. Культура и традиции православных христиан.
23 занятие. « Наши друзья – птицы»
Птицы, как группа животных. Перелетные и неперелетные птицы. Среда обитания. Защита птиц.
24 занятие. «Математические головоломки»
Ассорти из математических головоломок и логических задач.
25 занятие. «Из истории спортивных олимпиад»
История развития спортивного олимпиадного движения. Олимпиада в Москве. Символы олимпиад.
26 занятие. День смеха
История праздника. Вопросы-шутки. Розыгрыши.
27 занятие. День пожарной охраны
История развития пожарной охраны. Правила по противопожарной безопасности.
28 занятие. День Космонавтики
История освоения космоса. Ученые конструкторы. Открытия в космосе.
29 занятие. «Радио – няня»
Игра ко Дню Радио. История радио. Радиопередачи.
30 занятие. День Победы
Великая Отечественная война. Герои Великой Отечественной войны.
31 занятие. «Королевская свита учебников»
Игра посвящается Всемирному Дню библиотек. Виды словарей и справочной литературы. Значение таких книг в жизни людей.
32 занятие. День защиты детей
Игра посвящена Дню защиты детей. История пионерской организации, традиции и законы детских объединений.
33 занятие. «Ура, каникулы!»
Игра о лете, о правилах поведения во время летних каникул, правилах ПДД и т.д.
34 занятие. Поведение итогов.
Выявление и награждение знатоков «Что? Где? Когда?» .
Рабочая программа кружка интеллектуальной игры «Что?Где?Когда?»
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
Директор МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ
__________ С.В. Гаранина
Приказ № ___ от _________ 20__ г.
Варгановой Юлии Валентиновны
учителя МБОУ «Гимназия №25»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
на заседании кафедры
от «____»______________ 20___г.
2016-2017 учебный год
Заместитель директора по УР
Рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Закона «Об образовании в РТ» № 68- ЗРТ от 22.07.2013 года;
3. Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
4. Основной образовательной программы основного общего образования на 2015-2020 учебные годы МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ;
5. Плана дополнительного образования МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ на 2016-2017 учебный год;
6. Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ.
7. Авторской программы внеурочной деятельности А.Н.Александрова «Что? Где? Когда?»
Образовательная направленность занятий в рамках кружка «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит педагогу акцентировать внимание школьников на ярких страницах отечественной и мировой истории и культуры. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, участвовать в городском этапе игр «Что? Где? Когда?», что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности.
На реализацию программы отводится 70 часов, из расчёта 1 час в неделю с каждой группой и 2 часа в неделю общих практических занятий. В течение учебного года на занятия с группой отводится 17 часов, на общие занятия – 36 часов.
Цель данного курса: включение обучающихся в коллективно творческую деятельность, выявление и развитие способностей личности, эффективная реализация ее творческого и интеллектуального потенциала.
учить самостоятельно, искать и получать информацию из различных источников, уметь ее анализировать и критически мыслить;
развивать организаторские способности;
обучать детей уважительному и толерантному общению друг с другом;
способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступком других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;
стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;
способствовать развитию индивидуальных особенностей ученика; создать условия для творческой деятельности учащихся в предпочитаемых ими областях знаний;
популяризовать науки через игровую деятельность.
Планируемые результаты освоения курса «Что? Где? Когда?»
— положительное отношение к исследовательской деятельности;
— широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
— интерес к новому содержанию и новым способам познания;
— ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
— способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
— выраженной познавательной мотивации;
— устойчивого интереса к новым способам познания;
— адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
— морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— адекватно воспринимать оценку учителя;
— различать способ и результат действия;
— оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
— высказываться в устной и письменной формах;
— ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
— владеть основами смыслового чтения текста;
— анализировать объекты, выделять главное;
— осуществлять синтез (целое из частей);
— проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте;
— обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
— подводить под понятие;
— оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
— видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
— допускать существование различных точек зрения;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
— задавать вопросы по существу;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— контролировать действия партнера;
— владеть монологической и диалогической формами речи.
Введение в игру. Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Особенности игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые пробы.
Варианты игры: классическая игра, брейн-ринг (игра двух команд), спортивная игра (одновременная игра нескольких команд). Многообразие интеллектуальных игр. Игровые пробы.
Компоненты успешной игры. Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
Внимание к деталям. Выделение главного. Скорость реакции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
Техника мозгового штурма. Правила мозгового штурма. Коллективный анализ каждого мозгового штурма. Игровые пробы.
Составление вопросов к играм. Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Игровые пробы.
Игра «Своя игра». «В мире интересного».
Игра «Поле чудес» «В мире сказок».
Социальные пробы. Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба интеллектуальных викторин для младших школьников. Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба турниров «Брейн-ринг».
Социальные пробы. Проведение турниров с внешкольными командами.