Прочитайте о чем говорится в тексте к какой функциональной разновидности
Вопрос
Прочитайте текст и определите, к какой функциональной разновидности языка он принадлежит. Своё мнение обоснуйте.
В Древней Руси особый, тайный смысл видели в имени ч..ловека. Оно было верным пр..знаком общественного пол..жения его н..сителя. Князья, бояре, дух..венство, г..рожане и кр..стьяне отл..чались друг от друга не только по образу жизни, но даже по именам.
Представители знати очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Имя должно было напоминать о славных предках. Большинство княжеских имён представляло собой сложные имена, состоящие из двух корней, связанных соединительным гласным. Вторыми элементами этих имён, как правило, были -слав, то есть славный (Ярослав, Вячеслав, Святослав, Вышеслав и др.), -мир со значением большой, славный (Остромир, Велимир, Владимир) или -волод, владеющий, богатый (Всеволод). Скандинавские имена, такие, как Игорь (молодой), Олег (святой), Рюрик, Глеб, были также весьма популярны среди членов княжеских семейств.
А вот уменьшительные формы древнеславянских сложных имён, например Добрыня, Добрило (от Доброслав или Доброгость), Путило (от Путислав), Жидята (от Жидислав), имели большую популярность и могли использоваться, как и другие одноосновные имена (Крас, Завид, Бразд, Кобяк, Малюта), для называния людей, не относящихся к княжескому роду, и даже простолюдинов.
А | Б |
1. Выпишите из текста примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова. | 1. Выпишите из текста примеры слов с нулевым окончанием. |
2. Спишите первый абзац текста, вставляя пропущенные буквы. | |
3. Что вы знаете о своём имени? Что оно означает? | 3. Каково происхождение вашего имени? |
Подсказка
Объясним правописание слов:
Прочитайте текст и определите, К какому функциональной разновмдности языка он относится как вы это определили это?
Прочитайте текст и определите, К какому функциональной разновмдности языка он относится как вы это определили это?
1. Определите тему текста.
К какой области научного знания относится текст?
2. Выпишите из текста термины и примеры слов нейтральной лексики.
Относится к биологии.
Прочитайте текст?
Определите его стиль.
Выпишите термины тематической группы «Вычислительная техника».
Прочитай теКст?
Определи к какому спряжению относятся глаголы.
Прочитай текст выпиши глаголы определить их вид?
Прочитай текст выпиши глаголы определить их вид.
Сам текст во вложениях!
Проведите текстоведческий анализ : определите тему, основную мысль текста, озаглавте его ; установите, к какому типу речи он относится ; укажите, какую функциональную разновидность языка представляет текст и какие языковые средства, характерные для неё, внём используются.
Определите к какому типу лексики относятся слова «трепыхаться» и «бытие», объясните их значение в тексте?
Определите к какому типу лексики относятся слова «трепыхаться» и «бытие», объясните их значение в тексте.
Прочитай текст Выпишите из текста однокоренные слова Определите состав однокоренных слов?
Прочитай текст Выпишите из текста однокоренные слова Определите состав однокоренных слов.
N18 прочитай где текст а где отдельные предложения?
N18 прочитай где текст а где отдельные предложения?
Как ты это определил?
Выпишите из текста ключевые слова и определите, правильно ли вы определили тему текста?
Выпишите из текста ключевые слова и определите, правильно ли вы определили тему текста?
Выпишите из текста слова из четырёх и пяти слогов, поставьте знак ударения?
Выпишите из текста слова из четырёх и пяти слогов, поставьте знак ударения.
Определите, к какой части речи они относятся, в какой форме использованы в тексте.
Выпишите из текста примеры слов для каждого гласного звука из схемы.
Тема 3. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Текстовая модель научного рассуждения.
Функционально-смысловой тип речи – способ изложения, определенная последовательность смысловых элементов, обусловленная содержанием материала и задачей автора. Выделяются три основных типа речи: повествование, описание, рассуждение.
Повествование – тип речи, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
Формальные признаки повествования: 1) глаголы совершенного вида для последовательно происходящих действий; 2) обстоятельственные слова со значением временной последовательности: затем, далее, после этого, в дальнейшем, впоследствии и т.д.; 3) союзы лишь только, как только и др.
Повествование имеет свою структуру: 1. Начало действий, событий. 2. Развитие действий, событий. 3. Завершение действий, событий. Таким образом, традиционная структура трехчастна: зачин, средняя часть, концовка.
Описание – это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Формальные признаки описания: глаголы несовершенного вида. Описание может быть научным, деловым и художественным. Структура текста-описания: 1. Общее впечатление от предмета речи. 2. Признаки предмета речи. 3. Оценка предмета речи.
Рассуждение – это рассказ, в котором говорится о причинах событий, свойств или явлений; словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Главная задача автора при рассуждении – обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит?
Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
Формальные признаки рассуждения: 1) причинно-следственные конструкции; 2) союзы потому что, так как, ибо; 3) вводные слова: таким образом, итак, следовательно и др.
Текст рассуждения строится, как правило, из следующих компонентов:
— тезис (гипотеза) или основная мысль, требующая доказательства;
— доказательство: аргументы (обоснование, довод) – факты или мысли, которые могут быть использованы для обоснования истинности или ложности высказанного положения;
— вывод всегда содержит заключение об истинности или ложности тезиса.
Языковые особенности рассуждения заключаются в преобладании предложений с обстоятельствами причины и условия, употребление слов со значением сопоставления, обобщения, сравнения и т.д.
Выделяются следующие виды рассуждения: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.
В рассуждении-объяснении нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача – раскрыть содержание тезиса.
Рассмотрим опорную схему рассуждения-объяснения: 1) даётся определение понятия; 2) раскрываются его основные признаки; 3) остальные признаки сообщаются в тексте, который следует за логическим определением.
Цель рассуждения-объяснения – раскрыть содержание отвлечённого понятия, которое нельзя увидеть, а можно только узнать о нём, понять.
Рассуждение-доказательство представляет собой монологические высказывания, имеющие целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста. Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос – ответ (тезис) – доказательство тезиса – выводы.
Опорная схема следующая: 1. Тезис – Почему? 2. Аргументы, примеры – Что из этого следует? 3. Вывод – Потому что …, поэтому …
Цель рассуждения-доказательства – обосновать мысль и привести аргументы, примеры.
Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, отграничить или расширить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от других видов, содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов.
Особенности данного типа речи заключаются в следующем:
— Использование вопросительных предложений.
— Вопросно-ответная форма построения текста.
— Привлечение слов со значением следствия, вывода.
— Использование противительных союзов.
Цель рассуждения-размышления – задать вопрос и ответить на него.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое функционально-смысловой тип речи?
2. Сколько типов речи существует в языке?
2. Что такое описание?
3. Что такое повествование?
4. Что такое рассуждение?
5. Какие виды рассуждений выделяются? Охарактеризуйте их.
Практические задания
Задание 1. Прочитайте текст. Определите, к какому типу речи относится текст.
Все растения, что окружают нас на суше и под водой, составляют флору Земли. Это и деревья-исполины, и чахлые маленькие былинки, и даже микроскопические морские водоросли.
Ботаника – очень увлекательная наука. Ведь она занимается классификацией бесконечно разнообразного растительного мира. Небольшие растения можно засушить и составить из них гербарий. Определить и описать их можно с помощью специальных классификаторов и словарей.
В Древнем Риме богиня Флора покровительствовала цветам и садам. В ее честь устраивались пышные цветочные праздники. Нынешний вариант этих древних дней цветов и садов – выставки цветоводства, которые привлекают многочисленных посетителей.
Задание 3. Выпишите из текста глаголы. Определите их вид и время, затем трансформируйте их в отглагольные существительные.
Задание 4. Прочитайте текст. Определите, к какому типу речи относится текст. Обоснуйте свой ответ.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Мы живем в двадцать первом веке. С чем же мы пришли в новое, третье тысячелетие? Опустошенные земли, загрязненный воздух, выгоревшие леса на огромных территориях, недостаток питьевой воды…
В настоящее время возникла угроза исчезновения не только человечества, но и всего живого на Земле. Развивая цивилизацию, усовершенствуя технику, человек наносит вред и природе, и себе как частичке природы, вред непоправимый, с катастрофическими последствиями. Поэтому взаимоотношения человека с природой – одна из главнейших проблем, которая стоит перед человечеством.
А как же относится человек к природе? Уничтожены сотни видов растений и животных, сотни тысяч гектаров лесов, плодородных земель, лугов. Огромный вред наносят атмосфере выхлопные газы автомобилей. Предприятия не оснащены необходимыми очистными сооружениями. Сбрасываются в канализацию отходы производства, имеющие ядовитые вещества. Последнее время все чаще ученые говорят об опасности для человечества озоновых дыр в стратосфере, которые возникли вследствие запуска космических ракет, выбросов газов, разрушающих озоновый щит Земли. Увеличение углерода вызывает парниковый эффект, пагубный для всего живого на Земле.
Что же необходимо делать, чтобы спасти природу? Во-первых, нужно помнить, что каждый из нас несет ответственность за состояние флоры и фауны. Поэтому, я считаю, нужны строгие законы. Во-вторых, человек с детства должен воспитывать в себе бережное отношение к природе. Если человек с детства полюбит землю, он не сможет нанести ей вред. В-третьих, ученым необходимо разрабатывать такую технику и такие технологии, которые не угрожали бы человеку и природе. Нужно жить в единстве с природой, оберегать и приумножать ее богатства.
Задание 5. Ответьте на вопросы:
— Какие вопросы ставятся в тексте?
— Как бы вы ответили на поставленные вопросы?
— Раскрывается ли тема текста посредством эпиграфа?
Задание 6. Прочитайте текст. Определите тип текста.
Древние египтяне фиксировали события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью, однако ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, нам не известен.
Египтяне украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Но ни на сфинксе, ни в его храме упоминаний о Хафре нет.
В Египте в разное время побывало немало греческих, а также римских историков и географов, но никто не упоминает о Сфинксе. Спрашивается: что за многовековой заговор молчания?
В III веке до н.э. греки составили список «семи чудес света». В этот список, как правило, включались египетские пирамиды, но, странное дело, Сфинкс – никогда.
И наконец: исследования техники обработки камня в древнем Египте показали, что во времена правления Хафры обработка скал еще была неизвестна, своего расцвета она достигла только во времена ХVIII династии. Именно в это время превращение громадной глыбы известняка в замечательную статую сфинкса было вполне реальным. А.Войцеховский
Задание 7. Сформулируйте тему текста и предложите заглавие.
Задание 8. Определите основную мысль текста и запишите.
Задание 9. Найдите в каждом абзаце ключевые слова.
Задание 10.Опираясь на ключевые слова, составьте вопросы к тексту.
СРОП : Подбор и анализ текстов научного описания или научного рассуждения по специальности.
СРО : Составить монолог-описание на тему «Природа родного края».
Тема 4. Функциональные стили языка. Понятие языковой нормы.
Функциональные стили языка
Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле – научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом – законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом – статья, репортаж и т.п. Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленностью, т.е. целями общения. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая. В ведущих жанрах каждого функционального стиля речи стандарт языковых средств находит свое наиболее яркое выражение. Периферийные жанры более нейтральны с точки зрения использования языковых средств. Однако каждый функциональный стиль речи имеет свои типические черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.
В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный.
Официально-деловой стиль речи применяется для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). С помощью этого стиля создаются нормативно-правовые акты, протоколы, справки, расписки и т.д.
Официально–деловой стиль имеет ряд особенностей, которые отличают его от остальных стилей речи: императивность, точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом стиле широко используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные.
Главной функцией этого стиля является передача и распространение научной информации, а также доказательства ее истинности. Основными свойствами научного стиля является употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких – либо открытий либо прецедентов. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные.
Наиболее часто научный стиль встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе.
3. Публицистический стиль
Данный функциональный стиль речи используется для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторства. Публицистический стиль чаще всего встречается в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью. От других речевых стилистик, публицистический стиль отличается присущей только ему повышенной эмоциональностью и употреблению общественно-политической лексики.
4. Разговорный стиль
Этот стиль выступает в роли инструмента непосредственной передачи и обмена информации, касающийся бытовых вопросов и не требующей официальной обстановки. В нем используется преимущественно простая лексика, которая несет в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Наиболее распространенный жанр – диалог. Большое значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В нем также допустимы повторы, неполные предложения и вводные слова.
5. Художественный стиль
Художественный стиль используется при создании художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. В художественном стиле присущее богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, в этом состоит его главное отличие от разговорного и публицистического стилей.
Понятие языковой нормы
Языковой нормой называют принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления, то есть закономерного выбора слов в речи (устной и письменной).
Языковая норма – это образец, это то, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно, что неправильно. Она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие. Эти правила существуют объективно, независимо от желаний каждого отдельного человека. Они складываются постепенно путем отбора наиболее употребительных в данный период форм устной и письменной речи. Норма не только важнейший элемент культуры, она речевой идеал, к которому должен стремиться каждый.
Основные признаки языковой нормы:
— объективность – норма не придумывается учеными, не предписывается ими; обязательность для всех носителей языка;
— устойчивость – если бы нормы не были устойчивыми, легко подвергались различным воздействиям, связь между поколениями была бы нарушена; устойчивость норм обеспечивает преемственность культурных традиций народа, развитие национальной литературы;
— историческая изменчивость – поскольку язык развивается, постепенно изменяются и языковые нормы под влиянием разговорной речи, различных социальных и профессиональных групп населения, заимствований и др.
Языковая норма фиксируется в нормативных словарях и грамматиках. Значительная роль в распространении и сохранении норм принадлежит художественной литературе.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое функциональный стиль языка?
2. Сколько основных стилей выделяют в русском языке?
3. Что влияет на выбор определенного стиля?
4. Что такое языковая норма?
5. Каковы основные признаки языковой нормы?
Практические задания
Задание 1. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них? Назовите признаки, которые позволили вам определить стиль текста.
I. Периодически осматривать соединения шлангов с клапаном, насосом и штуцерами, водосборников с баком стиральным и баком центрифуги, для чего машину переворачивать на крышку корпуса. Соединения должны обеспечивать водонепроницаемость стыков и надежность крепления замками (замков десять: три – на клапане, два – на насосе, два – на штуцере бака центрифуги и по одному – на водосборниках бака центрифуги и бака стирального и на выходном штуцере ниши).
II. В наши дни приходится сталкиваться с тем, что взаимодействие человека с окружающей его природой нередко ведет к неожиданным и нежелательным последствиям, хотя оно предполагает благие намерения. Воздвигли завод азотных удобрений, но рыжие «лисьи хвосты», тянущиеся из труб, загубили в округе растительность. Очистили с помощью гербицидов рисовое поле от сорняков, но, сбросив с полей ядовитую воду, заморили рыбу в соседней речке.
Так как же быть? Перегородить планету заборами заповедников и заказников, замедлить темпы воздействия человека на природу? Такие планы утопичны и обречены на провал. Тургенев устами одного из своих любимых героев справедливо сказал: природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
III. С Новым годом! Шутка ли – с двухтысячным! Снилось ли нам такое?! Душевного покоя всем и благополучия. Счастья и успехов!
Мы встретили Новый год хорошо. Мама хотела елку поставить, но елок в уходящем году в продаже почти не было. За одну ветку сосны надо было заплатить пятьдесят рублей. Обошлись без елки-сосны. Купили всякую снедь в магазине, фрукты на базаре.
Пришли друзья. С одиннадцати до четырех ночи-утра за столом сидели, телик смотрели, танцевали, философствовали. Так и встретили Новый год.
IV. Непринятие управляющим домом в установленный срок мер по устранению аварий в домовом оборудовании или повреждении зданий, влекущих порчу жилого помещения и мест общего пользования, дает право съемщику одному или совместно с проживающими в квартире съемщиками произвести необходимое исправление со взысканием с домоуправления всех понесенных ими расходов по сметной стоимости.
V. Культура речи – 1) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации; 2) область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком. Культура речи содержит в себе, таким образом, три составляющих компонента: нормативный, этический и коммуникативный.
Задание 2. Прочитайте фразеологические выражения. Определите, в каком стиле могут употребляться данные сочетания. Составьте 5 предложений (на каждый стиль), используя указанные фразеологические выражения.
Иметь место, море по колено, командировочное удостоверение, делать из мухи слона, первая ласточка, семь пятниц на неделе, между Сциллой и Харибдой, утереть нос, сводить концы с концами, заключительный аккорд.
Задание 3. Прочитайте текст. Определите стиль и тип текста. Обоснуйте свой ответ.
Что такое искусство? Виды искусства
Искусство как особая форма общественного сознания представляет собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Оно зародилось в глубокой древности и сопровождало человека на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы, но всегда запечатлевая окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека. Искусство является средством активного формирования мировоззрения и нравственности человека.
Из искусства мы черпаем сведения о жизни и быте людей разных эпох, стран, оно является своеобразной летописью человеческой истории.
Живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, танец, театр, кино представляют собой различные виды искусства. Литература – это вид искусства, отражающий жизнь посредством слова; живопись – с помощью красок, карандаша и т.п.; музыка – это жизнь, отраженная в звуках; скульптура – «музыка, застывшая в камне», мраморе, бронзе и т.д.; хореография – искусство танца; архитектура – это строительное искусство; кино, театр – это синтез литературы, музыки, изобразительного искусства.
Искусство не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче и чище человеческую душу. Через искусство стремился человек выразить собственные представления о мире, который его окружает, в искусстве искал воплощение своих чаяний и мечты, стремился излить свои страдания и прославить красоту, достоинство и героизм. Вся материальная и духовная история человечества воплотилась в тех художественных образах, которые сменяли друг друга в искусстве на протяжении тысячелетий. Искусство доставляет человеку много радости, учит видеть в жизни и в людях и прекрасное, и безобразное, помогает познавать жизнь в прошлом и настоящем, мечтать о лучшем будущем.
Искусство – память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, воскрешает прошлое, делает человека соучастником событий давно минувших и нынешних. Память прошлого, его непреходящие ценности помогают лучше понять сегодняшнюю жизнь.
Не забывайте же о благотворном влиянии искусства. Стремитесь к общению с ним, оно порадует вас, вдохнет в вас силы, бодрость, стремление к прекрасному, к совершенству. Помните, воспитание вкуса, чувства меры, любви к искусству – работа нелегкая, но благодарная. (По Н.Дмитриевой, В.Топоркову)
Задание 4. Ответьте на вопросы к тексту:
— Что представляет собой искусство?
— Какие виды искусства выделяются?
— Какими свойствами обладает искусство?
— Чему учит человека искусство?
— Почему говорят, что искусство – память народа?
Задание 5. Найдите в словаре значения следующих слов:
Летопись, запечатлеть, образ (художественный), черпать, древность, зодчий.
Задание 6. Определите, из каких слов состоят сложные слова: мировоззрение, летопись, живопись, тысячелетие, благотворный, благодарный.
Задние 7. Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи данного текста. Аргументируйте свой ответ.
Искусство в нашей жизни
Искусство – это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. История искусства, как такового, начинается с древних времен, когда люди общались между собой посредством настенной живописи. Вскоре человек открыл письменность, но он даже не догадывался, каким сильным толчком это явилось для развития искусства. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком.
Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания.
Искусство – это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство – это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние рукописи.
Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни и в жизни молодежи, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство состоит из различных видов: литературы, живописи, скульптуры, танца, театра, кино. Без литературы мы бы никогда не узнали, что когда-то давно на свете жил замечательный человек и писатель Виктор Гюго или, например, Александр Сергеевич Пушкин. Мы бы ничего не знали о том времени, когда они жили. Литература имеет огромный запас тайн и огромный объем истории, благодаря которой мы лучше понимаем окружающий мир, становимся мудрее. Благодаря литературе мы узнаем историю своих предков.
Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким. Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, – живопись – это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и красочным.
Архитектура – еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.
Искусство можно ставить на одну ступень с наукой, возможно, даже выше, потому что в первую очередь человек должен научиться чувствовать окружающий мир, видеть и осознавать себя неотъемлемой его частью. Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. Оно является важнейшей частью человеческого развития. Искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире.
Задание 8. Дайте свое определение искусству. Используйте цитаты из текста.
Задание 9. Выпишите одно сложное предложение из текста. Сделайте синтаксический разбор.
Задание 10. Устное выступление на тему «Искусство в жизни человека» или «Мой любимый вид искусства».
СРОП : Подобрать тексты, представляющие различные функциональные стили с последующим их описанием с точки зрения принадлежности к соответствующему функциональному стилю.
СРО : Составить кластер по стилям речи.