Прочитайте о чем говорится в тексте

Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №44

Прочитайте тексты. Определите тему (о чём говорится?) и основную мысль (что говорится?) каждого текста. Найдите предложения, в которых сформулирована основная мысль. Понаблюдайте, как проводит автор основную мысль в тексте с помощью соответствующего отбора материала.
1 ) Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево − осину − с её бледно лиловым стволом и серо−зелёной металлической листвой, которую она вздымает на воздухе. Не люблю я вечное качанье её круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам. (И.Тургенев)
2 ) Мне нравится нежно−зелёная, яркая окраска стволов осины, отличная от красно−бурых сосен, от белых берёз, от чёрной коры дубов, ли и вязов. Я не хочу сказать, что краснолесье хуже, но красив и осиновый лес, как бы освещенный бледно−зелёным светом.
Многим не нравится, но мне нравится и вечное беспокойное даже в полное безветрие лопотание осины. Это ведь не скрежет, не грохот, не урчание моторов, не скрип тормозов, не железо по железу и не стекло по стеклу. Это − очень нежное, неназойливое, безобидное и, я бы сказал, какое−то прохладное лепетание, вроде вечного плеска моря.
С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матового−зелёная, сероватая листва осин. Точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты, и вот теперь всё горит и светится. (В.Солоухин)

Решение

1 ) Тема: осина.
Основная мысль: «Я не слишком люблю это дерево − осину».
2 ) Тема: осина.
Основная мысль: «Красив и осиновый лес».

Источник

Конспект урока русского языка по теме: «Текст. Части текста» 2 класс

Тема: Текст и его заголовок

Цель: организовать деятельность детей по повторению знаний о связи заголовка с текстом, формированию навыка подбора заголовков.

Задачи: Анализирует связь заголов­ка с текстом. Подбирает и комментирует заголовки. Читает рассказ, устно пере­сказывает и сравнивает текст своего пересказа с «Рассказом Люси Синициной» И. Пивоваровой.

Использует язык с целью поиска необходимой ин­формации в различных источниках для решения учебных задач.

Формирование ин­тереса к предметно­исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Организационный момент. Постановка целей урока.

Всем нам хочется учиться,

Чтоб работою гордиться.

Будьте же внимательны

И во всём старательны!

Проблемная ситуация. Работа в парах.

Только под ногами шуршат листья. Осенью в лесу стоит тишина. Это белочки затеяли игру. Вдруг треснула ветка сосны.

Что мы о них можем сказать?

Восстановите правильный порядок предложений. Что получилось?

В данном случае смысловая связь нарушена. Чтобы это исправить, нужно изменить порядок предложений.

Осенью в лесу стоит тишина. Только под ногами шуршат листья. Вдруг треснула ветка сосны. Это белочки затеяли игру.

Как мы назовём эти предложения? Текст.

Почему? Состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу.

Чего не хватает нашему тексту? Заголовка.

В этом тексте описывается осень. Текст состоит из четырёх предложений, которые связаны между собой по смыслу. К нему можно подобрать заголовок. Например: Осень. Или Осень в лесу.

Как подобрать заголовок к тексту? Что нужно для этого сделать?

А как озаглавить текст? Наверное, заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысль текста.

Нужно определить главную мысль текста или тему текста. А что это?

Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.

Ты только всмотрись –

Кто догадался какова тема нашего сегодняшнего урока? Текст и его заголовок.

Откройте учебники на стр. 38 и определите в каком блоке мы сегодня работаем. Уточните тему урока.

Поставим цель: научиться озаглавливать тексты.

Задачи урока: вспомнить типы текстов;

Тренироваться в озаглавливании текстов;

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Какова была тема текста? Осень.

И минутка чистописания будет посвящена осени.

Сс со са су си сы се сен

Пропишите букву С и слоги с этой буквой.

Рядом запишем родственное слово: сентябрьский. Например, сентябрьский день.

В народе говорят: Сентябрь холоден, да сыт.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Сентябрь холоден, да сыт.

Повторим осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Эти слова словарные, их написание надо запомнить.

Работа по учебнику стр. 38 упр. 1

Прочитайте задание. Что мы будем делать?

Как? Что нам поможет? Где пригодится?

Прочитайте заголовки текстов. Попробуйте определить о чём говориться в каждом тексте.

Работа по учебнику: Подумай к какому тексту подойдёт это начало. Помощники.

Подумай к какому тексту подойдёт это окончание. Мои новые друзья.

Значит, это и есть тема текста.

Какова же главная мысль?

Автор этого текста хотел рассказать нам,…

Это – главная мысль текста.

(Памятка как озаглавить текст)

Прочитайте задание. Что мы будем делать?

Как? Что нам поможет? Где пригодится?

Точно определить, о чём пойдёт речь в тексте можно по заголовкам: В нашей школе. Мой сосед по парте. Волшебное слово. Как я отдыхал летом.

Осень. И На реке не указывают точно о чём пойдет речь в тексте.

Бывают ли тексты без заголовков? Нет.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю тихо сели.

А для чего создаются тексты?

Тексты создаются для того, чтобы более полно, чем в предложении, выразить мысль. Тексты бывают разные.

Текст-повествование рассказывает о каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло?

Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы какой? какая? какие?

Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает на вопросы почему? зачем?

Сравните тексты. Определите, какой из них текст-повествование? текст-описание? Текст-рассуждение?

У маленького Алёши пропал щенок. Мальчик искал Тузика, громко звал его, но не нашёл. Алёша расстроился и заплакал.

Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие.

Почему щенок убежал от Алёши? Может быть, потому, что мальчик обидел Тузика.

Работа в группах. Отвечать по плану.

Прочитать текст. Озаглавить. Определить тип текста. Разбить на абзацы.

Отбился от дома кот Васька. Стал он сам искать себе пищу. Раз кот заметил гнездо дрозда. У Васьки глазки заблестели. Он запустил лапу в дупло. Дрозд бросился на кота. Котишка струсил и пустился бежать.

Васька или Кот Васька или Охотник

Отбился от дома кот Васька. Стал он сам искать себе пищу.

Раз кот заметил гнездо дрозда. У Васьки глазки заблестели. Он запустил лапу в дупло. Дрозд бросился на кота.

Котишка струсил и пустился бежать.

(Памятка как озаглавить текст)

Значит, это и есть тема текста.

Какова же главная мысль?

Автор этого текста хотел рассказать нам,…

Это – главная мысль текста.

Списать текст, озаглавить, подчеркнуть орфограммы.

Итог урока. Рефлексия.

Текст состоит из предложений.

Предложения в тексте связаны по смыслу.

Текст может иметь заголовок.

Заголовок отражает тему или основную мысль текста.

В тексте есть три части: начало, основная часть, концовка.

В речевом общении люди используют три вида текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

Мне было интересно…

Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть фото Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку Прочитайте о чем говорится в тексте. Картинка про Прочитайте о чем говорится в тексте. Фото Прочитайте о чем говорится в тексте

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть фото Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку Прочитайте о чем говорится в тексте. Картинка про Прочитайте о чем говорится в тексте. Фото Прочитайте о чем говорится в тексте

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть фото Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку Прочитайте о чем говорится в тексте. Картинка про Прочитайте о чем говорится в тексте. Фото Прочитайте о чем говорится в тексте

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть фото Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку Прочитайте о чем говорится в тексте. Картинка про Прочитайте о чем говорится в тексте. Фото Прочитайте о чем говорится в тексте

Номер материала: ДA-015087

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть фото Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку Прочитайте о чем говорится в тексте. Картинка про Прочитайте о чем говорится в тексте. Фото Прочитайте о чем говорится в тексте

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть фото Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку Прочитайте о чем говорится в тексте. Картинка про Прочитайте о чем говорится в тексте. Фото Прочитайте о чем говорится в тексте

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть фото Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку Прочитайте о чем говорится в тексте. Картинка про Прочитайте о чем говорится в тексте. Фото Прочитайте о чем говорится в тексте

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть фото Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку Прочитайте о чем говорится в тексте. Картинка про Прочитайте о чем говорится в тексте. Фото Прочитайте о чем говорится в тексте

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть фото Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку Прочитайте о чем говорится в тексте. Картинка про Прочитайте о чем говорится в тексте. Фото Прочитайте о чем говорится в тексте

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть фото Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку Прочитайте о чем говорится в тексте. Картинка про Прочитайте о чем говорится в тексте. Фото Прочитайте о чем говорится в тексте

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть фото Прочитайте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку Прочитайте о чем говорится в тексте. Картинка про Прочитайте о чем говорится в тексте. Фото Прочитайте о чем говорится в тексте

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №44

Прочитайте тексты. Определите тему (о чём говорится?) и основную мысль (что говорится?) каждого текста. Найдите предложения, в которых сформулирована основная мысль. Понаблюдайте, как проводит автор основную мысль в тексте с помощью соответствующего отбора материала.
1 ) Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево − осину − с её бледно лиловым стволом и серо−зелёной металлической листвой, которую она вздымает на воздухе. Не люблю я вечное качанье её круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам. (И.Тургенев)
2 ) Мне нравится нежно−зелёная, яркая окраска стволов осины, отличная от красно−бурых сосен, от белых берёз, от чёрной коры дубов, ли и вязов. Я не хочу сказать, что краснолесье хуже, но красив и осиновый лес, как бы освещенный бледно−зелёным светом.
Многим не нравится, но мне нравится и вечное беспокойное даже в полное безветрие лопотание осины. Это ведь не скрежет, не грохот, не урчание моторов, не скрип тормозов, не железо по железу и не стекло по стеклу. Это − очень нежное, неназойливое, безобидное и, я бы сказал, какое−то прохладное лепетание, вроде вечного плеска моря.
С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матового−зелёная, сероватая листва осин. Точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты, и вот теперь всё горит и светится. (В.Солоухин)

Решение

1 ) Тема: осина.
Основная мысль: «Я не слишком люблю это дерево − осину».
2 ) Тема: осина.
Основная мысль: «Красив и осиновый лес».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *