Лосиный тест автомобилей что это
Лосиный Тест.
«Лосиный тест», он же «переставка» — это испытание машины, представляющее собой имитацию объезда препятствия со сменой полосы и последующим возвратом в первоначальную полосу.
Тест получил всемирную известность и неформальное имя в 1997 году, когда корреспондент одного из шведских автомобильных журналов перевернул «Мерседес-Бенц» А-класса, в то время как «Трабант» замечательно прошёл тест. На вопрос «Для чего?» корреспондент ответил: «Чтобы проверить, как машина объезжает лося». «Мерседесу» пришлось переработать крупную партию машин, потеряв 250 млн долларов.
По результатам теста смотрят на две вещи: максимальную скорость, на которой машина осилила маневр, не покосив габаритные конусы, и то, как она себя ведет в процессе.
По ссылке видео тестов различных машин. Там собрано много марок и моделей, можно даже попробовать найти свою. Говорят на испанском, но в «лосином тесте» слова не нужны.
Большинство укладывается в диапазон от 70 до 80 км/ч. Но конфигурация специально выбрана так, чтобы каждый следующий 1 км/ч означал очень заметную разницу в управляемости в реальной жизни, а заход на маневр всего на 1–2 км/ч быстрее предыдущей попытки иногда разительно меняет поведение машины.
Зачем вообще нужен этот тест?
Он показывает насколько стабильно и предсказуемо машина ведет себя при резких маневрах, насколько велик риск заноса или полной потери управляемости. Чем стабильнее тачка, тем больше шансов, что с маневром, справится водитель без спецподготовки.
Чем выше цифра предельной скорости, тем лучше у машины «держак», тем надежнее она управляется на высоких скоростях, тем больше шансов на ней, при прочих равных условиях, без скольжений и заноса объехать того самого лося. Или выскочившего на дорогу пешехода. Или просто объехать опасную яму, не намотав в результате машину на придорожный столб. И тем меньше шансов, что ее сорвет в незапланированное скольжение, когда качнет на дороге с волнами и кочками, или не занесет при резком возврате в полосу после обгона (очень частая схема ДТП зимой или попросту на мокрой/грязной дороге).
Так что перед покупкой следующего автомобиля обязательно поищите в интернете, как он проходит «лосиный тест».
5 лучших и 5 худших автомобилей, которые прошли проверку на «лосиный» тест
История успехов и провалов в знаменитом шведском испытании
Считается, что так называемый «лосиный» тест придумали в Швеции. Здесь нередки случаи, когда на трассу в самый неподходящий момент может выйти из леса какой-нибудь крупный зверь. И задача водителя – моментально среагировать на возникшее живое препятствие, а задача автомобиля – выполнить резкий маневр без угрозы для своих пассажиров.
Тест на устойчивость машины во время экстремального маневра известен с 1970-х годов, но официальное и прижившееся название появилось в автомобильной прессе только в 1997.
Предлагаем подборку из 5 моделей, которые успешно справились с лосиным «испытанием» и пятерку автомобилей, проваливших его.
Успех: 2004 Porsche 996 GT2
Этот Porsche оказался одним из самых резвых на «лосином» тесте. Ему удалось достичь 82 км/ч при лимите, установленном шведами в 69 км/ч. Под капотом у 996 GT2 были 477 лошадиные силы и отличная система подвески.
Напомним, в этом году неудачником «лосиного» теста стал новехонький Macan, который вылетел за разметку и провалил испытание.
Провал: 2019 Toyota RAV4
Пожалуй, самое крупное фиаско японского бренда. Машина с трудом смогла достичь требуемой скорости 69 км/ч, заднюю часть заносило, и в некоторых случаях колеса отрывались от поверхности.
Испытатели несколько раз пробовали Toyota RAV4 на полигоне, но каждый раз получали отрицательный результат. Что и послужило основанием объявить о провале теста.
Успех: 2017 Tesla Model X
Модель получила не только высшие рейтинги безопасности от американского NHSTA, но также и с честью прошла «лосиный» тест. Удачное расположение батареи обеспечило ей низкий центр тяжести, что идеально подходит для выполнения маневров уклонения.
Для Tesla Model X это определило его преимущество перед аналогичными внедорожниками в своем классе и с большим отрывом снизило риск опрокидывания.
Провал: 1997 Mercedes A-Class
Именно с этой модели «лосиный» тест получил свою известность и стал одним из ключевых в испытании автомобиля на устойчивость. Во время его прохождения модель А-класса перевернулась.
Причина: неудачная конструкция шасси и склонность к опрокидыванию. Новость моментально стала достоянием рынка. Для Mercedes неудачный тест стал тяжелым ударом и уроком.
Компания вынуждена была отозвать все 17 000 экземпляров, которые уже вовсю продавались, и полностью переработать автомобиль, чтобы превратить его в более безопасное транспортное средство для всей семьи.
Успех: 2019 Hyundai Tucson
Он пришел к этой модели со второй попытки. Для корейцев получить проходной балл было делом чести, и они из кожи вон лезли, чтобы машина была признана годной. Причина: большие надежды, которые бренд связывает с этой моделью, второй в модельном ряду кроссоверов Hyundai.
Версия с передним приводом и дизельным двигателем успешно сделала двойную переставку на скорости 77 км/ч и обошлась без штрафных очков. На скорости 80 км/ч машина сбила конусы, так что в итоге тест был засчитан с оценкой «хорошо».
Провал: 2012 Jeep Grand Cherokee
Здесь не обошлось без скандала. Шведы забраковали машину, заявив, что она опасна для вождения. На что Chrysler ответил, что они ошибаются. Американцы утверждали, что автомобиль был перегружен, что и стало причиной неудачи. На фото отлично видно, как опасно колеса машины оторвались от поверхности, и это было не в пользу нового Гранда.
Любопытно, что аналогичные тесты, проведенные за пределами Швеции, дали положительные результаты. Как бы то ни было, в 2014 Jeep Grand Cherokee снова приехал на «лосиный» полигон и смог пройти испытание.
Успех: 1999 Citroën Xantia Activa
Абсолютный рекордсмен-скороход, прошедший испытание на максимальной скорости 85 км/ч. Это достижение до сих пор остается непревзойденным никем.
Причина феноменального достижения – в гидропневматической активной подвеске Hydractive, обеспечивающей великолепную управляемость и устойчивость. В ней была применена активная интеллектуальная система SC CAR, ограничивающая крены в поворотах.
Провал: 2015 Ford Focus
Испытание стало тем случаем, когда дотошные шведы вывели «на чистую воду» легкомысленных американцев. Во время заводских проверок они сознательно ограничивали вес автомобиля одним только водителем и минимальной скоростью, после чего заявили об успешном результате.
Но шведские эксперты решили проверить новый Фокус в условиях, приближенных к «боевым», и догрузили машину лишними 130 килограммами, которые должны были имитировать еще двух взрослых пассажиров в салоне.
Выяснилось, что переставки при увеличении веса утяжеляют управляемость, и в итоге 2015 Ford Focus не прошел «лосиный» тест.
Успех: 1987 Ferrari Testarossa
Этот красавец оказался прекрасен не только снаружи, но и изнутри, обеспечивая своим ездокам превосходную управляемость и безопасность, как об этом заявляли в Штутгарте.
Он с легкостью справился с «лосиным» испытанием, войдя в топ-10 наиболее быстрых машин на коварном шведском полигоне.
Его результат – 80 км/ч!
Провал: 2007 Ford Ranger
Несмотря на свою переднюю торсионную подвеску, этот громоздкий пикап-внедорожник, любимый за мощь и практичность, не прошел испытание. Если бы на реальной дороге ему неожиданно повстречался реальный лось, то на скорости выше 65 км/ч он не смог бы избежать столкновения. Напомним, минимальная планка шведского теста – 69 км/ч.
«Лосиный тест»: рейтинг лидеров и перед какими авто лосям лучше не бегать
Считается, что впервые понятие «лосиный тест» появилось в СМИ 1997-ом году, когда корреспонденту шведского журнала «Teknikens Varld» удалось перевернуть свежеиспеченный Mercedes-Benz A-Class в кузове W168. Это событие вызвало широкий резонанс и когда у журналиста спросили, зачем он это сделал, он ответил «чтобы проверить, как машина объезжает лося». В результате немецкая марка потратила 250 миллионов долларов на доработки конструкции Mercedes-Benz A-Class и в качестве извинения каждому покупателю этого автомобиля дарили плюшевого лося. С тех пор понятие «лосиный тест» обрело всемирную славу, хотя подобные тесты на маневренность автомобилей проводились еще с 70-х годов. В этом материале мы расскажем, что же такое тест «на лося», какие есть стандарты по его проведению и назовем лучшие и худшие автомобили, протестированные таким способом.
1.
Что такое «лосиный тест»
«Лосиный тест» (на англ. «moose test») — серия экстремальных маневров, с помощью которых проверяется поведение автомобиля в случае внезапного появления препятствия на пути следования. Водителю нужно сделать двойную смену полосы движения (также это называют «двойная перекладка») по заданной траектории, ограниченной конусами. Данный тест одновременно демонстрирует устойчивость, маневренность и работу систем стабилизации автомобиля.
Стандартизированный трек для прохождения «лосиного теста»
Считается, что подобные тесты изобрели в Швеции, где остро стоит проблема дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Так, по данным Национального совета по охране дикой природы Швеции, в 2019-ом году в стране произошло более 47 тысяч ДТП с оленями, более 5 тысяч с лосями, более 3 тысяч с ланью и более 7 тысяч с дикими кабанами. Печальная статистика повторяется из года в год.
Шведская марка Saab даже проводила специальные испытания на столкновение с чучелом лося, как итог — у всех автомобилей этого бренда стоит упрочненное лобовое стекло. Оно должно не дать туше лося попасть в салон после столкновения.
2.
Применяемые стандарты
Первым международным стандартом, который определяет размеры испытательного трека для прохождения «лосиного теста» на легковых автомобилях и легких коммерческих авто полной массой до 3,5 тонн стал разработанный в 1975-ом году ISO 3888: 1975. В 2002-ом году появился стандарт ISO 3888-2: 2002, в 2011-ом году вышла его новая редакция ISO 3888-2: 2011. Этот стандарт применяется и сегодня.
Как видно из схемы действующего стандарта, габариты первых двух секций меняются в зависимости от размеров автомобиля (секция «a» = 1,1 ширины автомобиля +0.25 метра, секция «b» = ширина автомобиля плюс 1 метр), а размеры финишной секции «c» всегда фиксированы (ширина = 3 метра). Длина испытательного трека не меняется.
Испытание должно проводиться на сухом асфальтовом покрытии. В момент пересечения первых двух конусов дроссельная заслонка должна быть закрыта (отпущена педаль газа) — разгон осуществляется заранее. Тест проводится до тех пор, пока не будет найдена максимальная входная скорость, при которой автомобиль не задевает конусы. Это может быть 62 км/ч, а может быть и 82 км/ч — стандарта нет, поскольку тест сравнительный. Чем выше скорость — тем лучше.
Раньше скорость в 69 км/ч считалась хорошим показателем, поскольку редкий автомобиль мог пройти тест «на лося» лучше. Для современных машин такой результат является посредственным.
3.
Рейтинг лучших авто
Лидером по количеству проведенных «лосиных тестов» является авторитетный шведский журнал «Teknikens Värld», который испытывает автомобили таким способом с 1970-го года. Всего им удалось протестировать более 700 автомобилей на момент подготовки этого материала. Результаты всех тестов журнала доступны по ссылке (на шведском языке). Мы же приведем только лидеров рейтинга.
Лось на автомобильной дороге
Условия тестирования, применяемые шведским журналом, следующие: в автомобиле находится столько пассажиров, сколько есть сидячих мест, грузом в багажнике добирают максимальную снаряженную массу, давление шин рекомендованное производителем, асфальт сухой, испытательный трек соответствует международному стандарту.
Вместо ТОП-10 у нас получился Топ-14. Список из десяти лучших машин закрывала McLaren 570S со скоростью в 81 км/ч, а есть и другие авто с таким же результатом — поэтому мы добавили в рейтинг их тоже.
ЛОСИНЫЙ ТЕСТ
В настоящее время на многих машинах марки Вольво (да и не только вольво, но все пошло от вольво) можно увидеть наклейку с “лосиком” на желтом фоне, что же она означает?
Лосиный тест – испытание автомобилей на устойчивость во время экстремальных манёвров, родом из Швеции.
Лосиный тест имитирует внезапное появление на дороге лося — нередкую для Швеции опасность. Опытным водителям известно, что для объезда препятствия нужно вдвое меньшее расстояние, чем для остановки перед ним. Поэтому, если лось близко, приходится выехать на встречную полосу — а потом, возможно, сразу же вернуться в свой ряд, чтобы не столкнуться со встречным потоком. Тест проверяет, как автомобиль ведёт себя при таком манёвре.
Как проводится тест?
Тест выполняется на асфальтовом автополигоне только в сухую погоду.
Автомобиль нагружается до своей номинальной грузоподъёмности. Водитель на размеченном конусами полигоне делает двойную переставку (бросает машину сначала влево, затем вправо). Если машина выдержала испытание, тест повторяется на большей скорости — пока автомобиль не пойдёт юзом. Редкий автомобиль выдерживает такое испытание на скоростях больших 70 км/ч.
Лосиный тест интересен тем, что в 1997 году во время такого теста Mercedes-Benz A-класс перевернулся на 60 км/ч, в то время как «Трабант» с успехом прошёл испытание. Это событие подтолкнуло немецкого автомобилестроителя к широкому использованию электронных систем поддержания устойчивости в машинах премиум-класса.
В SAAB лосиным тестом также называется испытание автомобиля на столкновение с чучелом лося. У всех SAAB’ов лобовое стекло упрочнено, что не даёт туше животного весом в несколько центнеров проникнуть в салон.
Всё про лосиный тест
Представьте, что вы спокойно едете по автомобильной трассе, а слева и справа – густой лес. Если нет ограждения, на дорогу может выбежать любой обитатель этого леса – лисица, заяц, кабан, ёж… Но все перечисленные звери не идут ни в какое сравнение с лосем – огромным трёхметровым созданием с раскидистыми рогами и весом от половины тонны и больше. Именно длинные лосиные ноги становятся нередко причиной того, что после столкновения зверя и автомобиля лосиная туша влетает в салон. Здесь бессильны подушки безопасности. Остаётся надеяться на быструю реакцию водителя и его умение объезжать препятствие, внезапно возникшее на проезжей части. Проверка автомобиля на управляемость и устойчивость в ситуации объезда препятствия на высокой скорости называется лосиным тестом.
Откуда пошло такое название
Именно лосиным тест стали называть благодаря Скандинавии. В этом районе мира лоси встречаются достаточно часто, и даже в маленькой Финляндии каждый год в ДТП с лосями погибает около десяти человек. Милые рогатые животные чаще всего появляются на дорогах вне населённых пунктов, то есть там, где машины разгоняются до максимально возможной скорости.
Термин «лосиный тест» был придуман журналистами шведского журнала Teknikens Varld в 1997 г., хотя и до этого испытание под названием «тест объездного манёвра» (Undanmanöverprov) применялось для оценки сцепления шин с поверхностью для проверки их характеристик на треке – примерно с 70-х гг. прошлого столетия. Позже тест на устойчивость машины во время экстремального манёвра был неформально включён в программы полигонных испытаний новых автомобилей. Все модели Volvo именно таким образом проверялись на способность избегать столкновений с внезапно появившимся препятствием. Было учтено, что чаще всего этим препятствием являются крупные животные, такие, как лоси и кабаны, перебегающие дорожное полотно непосредственно перед движущимся транспортом.
Условия прохождения лосиного теста
Как правило, на загородных трассах скорость автомобиля в среднем составляет сто км/ч. При внезапно возникающем препятствии водитель сначала ударяет по тормозам. Но столкновение всё равно неизбежно – на такой скорости тормозного пути не хватает. Значит, нужно объехать препятствие – уже после начала торможения, когда скорость со ста км/ч падает примерно до семидесяти (оптимально – 69 км/ч). Экспериментально было доказано, что именно на такой скорости авто чаще всего попадает в ДТП с животными. Следовательно, водителям важно научиться быстро уклоняться от аварии, а конструктивные особенности авто должны способствовать выполнению этого сложного манёвра именно на указанной скорости. Подвеска, амортизаторы, пружины и стабилизаторы при лосином тесте настраиваются таким образом, чтобы спасти жизнь водителю и животному.
Поэтому условиями прохождения лосиного теста являются следующие:
1) разгон автомобиля до 100 км/ч;
3) резкая перестановка автомобиля на соседнюю полосу (примерно за два метра до препятствия);
4) возвращение авто на свою полосу.
Если не возникнет сноса или заноса, тест считается пройденным.
При этом лосиный тест выполняется на асфальтовом автополигоне только в сухую погоду, и автомобиль нагружается до своей номинальной грузоподъёмности.
Для программ заводских испытаний «лосиный тест» стал обязательным упражнением. Все крупные автопроизводители обязательно указывают результаты этого теста. Соответствующим образом настраиваются шасси и рулевая рейка. Причём машины должны уметь объезжать препятствие-«лося» при полной загрузке и с пассажирами на борту.
Кого лосиный тест заставил раскошелиться
В 1948 г. при столкновении Saab и лося погиб Джулиан Шермис. Именно с той поры и до самого закрытия бренда в 2011 г. менеджмент Saab вёл статистику всех дорожно-транспортных происшествий с животными. Именно из соображений безопасности зажигание на большинстве моделей Saab было расположено не на рулевой колонке, а на центральном тоннеле рядом с рычагом КПП – слишком много коленей водителей оказалось раздробленными из-за тяжёлых модулей зажигания на рулевых колонках. Именно из-за большого числа ДТП с лосями (6100 за 60 с лишним лет) в автомобилях Saab использовали высокопрочное лобовое стекло и усиленные передние стойки. На безопасности в этом автомобильном концерне не экономили.
Каким моделям авто лосиный тест удаётся лучше
Журнал Teknikens Varld постоянно проводит очередные испытания новых моделей авто. Ведь лосиный тест на устойчивость при совершении экстремального манёвра является одним из неофициальных, но общепризнанных показателей качества.
Одним из лучших автомобилей для прохождения маневра уклонения считается Porsche 911 GT2. Он способен выполнить двойную перестановку на скорости в 83 км/ч.
На мокрой дороге лучше всех себя повёл дизельный Volvo S90 D4 2017 года – 74 км/ч.
Hyundai Tucson (версия с передним приводом и дизельным двигателем) успешно сделала двойную перестановку на скорости 77 км/ч и обошлась без штрафных очков. На скорости 80 км/ч машина сбила конусы, так что в итоге тест был засчитан с оценкой «хорошо».
Удачным прохождением «лосиного» испытания может похвастаться Ferrari Testarossa. При этом данное авто вошло в топ-10 наиболее быстрых машин на коварном шведском полигоне со скоростью 80 км/ч.
Неплохо в лосином тесте выступила Tesla 3, у которой очень низкий центр тяжести при высокой массе кузова. Она объехала препятствие на 78 км/ч. Удачное расположение батареи обеспечило Tesla Model X низкий центр тяжести, что идеально подходит для выполнения манёвров уклонения. Для Tesla Model X это определило его преимущество перед аналогичными внедорожниками в своём классе и с большим отрывом снизило риск опрокидывания.
В целом современные седаны D-класса могут делать двойную перестановку на 72-73 км/ч.
А вот рекордсменом-скороходом, показавшим в лосином тесте максимальную скорость 85 км/ч, оказался Citroën Xantia Activa. Именно в автомобилях этой модели использовались гидропневматическая активная подвеска Hydractive, обеспечивающая великолепную управляемость и устойчивость, а также интеллектуальная система SC CAR, ограничивающая крены в поворотах. Citroën Xantia Activa удалось обогнать даже суперкары McLaren 675LT и Audi R8 V10 Plus. Практически аналогичный результат (84 км/ч) показал и кроссовер Nissan Qashqai в версии DIG-T 160 Acenta.
Авто, которым лосиный тест не удавался
Случалось, что не лучшим образом показывали себя гибридные машины Volkswagen Passat GTE и Skoda Superb IV. Оба автомобиля при достижении 68 км/ч проявляли признаки нестабильности и теряли управляемость, а при увеличении скорости маневра их заносило на выходе из перестановки. Корма у Skoda Superb IV даже уходила в сторону, и автомобиль разворачивало. Причиной этого был назван высокий вес батарей, которые находятся в задней части машины и нарушают идеальную развесовку. При этом обычные универсалы на базе моделей Superb и Passat «лосиный тест» выполняют безукоризненно.
Toyota RAV4 однозначно не удалось пройти лосиный тест, причём несколько раз подряд. Это авто с трудом способно достичь требуемой скорости 69 км/ч, заднюю часть заносит, и в некоторых случаях колёса отрываются от поверхности.
Также сильно проигрывают другим авто по манёвренности кроссоверы. Редко когда они могут быстро уклониться от удара на скорости свыше 68 км/ч. Самыми же опасными с точки зрения «лосиной безопасности» специалисты считают небольшие машины классов A и B с базой менее 2500 мм. Быстро увернуться от препятствия им не позволяет их конструктивная схема. При торможении корма маленького автомобиля поднимается вверх, а последующий манёвр приводит к появлению высоких кренов. Миниатюрные городские машины не способны перестроиться на скорости выше 62-63 км/ч и поэтому проявляют склонность к опрокидыванию.
Владелец передней торсионной подвески, мощный и практичный пикап-внедорожник Ford Ranger также провалил «лосиный» экзамен. Он не смог бы избежать столкновения со зверем на скорости больше 65 км/ч. Причина провала – вес и габариты.
Неудачником «лосиного» теста стал новехонький Macan, который вылетел за разметку и провалил испытание. Jeep Grand Cherokee с первого раза провалил испытание, потому что колёса авто опасно оторвались от дорожного полотна. Позже этой модели удалось сдать тест на устойчивость при совершении экстремального манёвра уже удачно.
Неприятно «засветился» в лосином испытании и Ford Focus, когда шведы указали американцам на недостатки, осложняющие управляемость автомобилем.
Благодаря лосиному тесту автомобили сделались безопаснее. Но даже самым надёжным авто нельзя управлять без водительского удостоверения! Приглашаем вас быстро и легко оформить международное водительское удостоверение на нашем сайте. Это не займёт у вас много времени и усилий, зато данный документ пригодится при вождении авто в любом уголке мира, в том числе и там, где водятся лоси.