Кроссовый мотоцикл с коляской
Кроссовый мотоцикл с коляской
10.1. СОВРЕМЕННЫЕ МОТОЦИКЛЫ С КОЛЯСКОЙ ДЛЯ КРОССА И ШОССЕЙНО-КОЛЬЦЕВЫХ ГОНОК
Ирбитский мотоциклетный завод серийно изготавливает по заказу ЦК ДOСААФ СССР спортивные кроссовые мотоциклы «Кросс» ИМЗ-8.201. Эти мотоциклы выпускаются на базе серийных моделей и пригодны для соревнований ранга чемпионата области, зоны или республики.
Двигатель имеет повышенную мощность за счет применения поршня со сферическим днищем и увеличения степени сжатия до 8,5, что требует применения высокооктанового бензина АИ-93. Смазочная система выполнена без полнопоточного масляного фильтра. Зажигание осуществляется от магнето, что позволило отказаться от аккумуляторных батарей, снизить массу мотоцикла и получить стабильную подачу искры и неприхотливую в целом систему зажигания.
Многолетний опыт эксплуатации показал, что двигатель кроссового мотоцикла обеспечивает достаточно высокие параметры при оптимальной надежности. Мотоцикл ИМЗ-8.201 имеет специальную кроссовую коляску, которая обеспечивает оптимальные условия для работы колясочника во время соревнований. Ход передней вилки, задней подвески и колеса коляски не отличается от аналогичных параметров серийного дорожного мотоцикла.
Мотоцикл «Кросс» ИМЗ-8.201
Мотоцикл «Кросс» ИМЗ-8.201
Ирбитским мотоциклетным заводом в разное время разработаны модели мотоциклов для шоссейно-кольцевых гонок (рис. 10.1-10.3).
Рис. 10.1. Мотоцикл для шоссейноткольцевых гонок с традиционной компоновкой двигателя (OHV)
В настоящее время в соревнованиях по шоссейно-кольцевым гонкам мотоциклы с двухтактными двигателями почти полностью вытеснили мотоциклы с четырехтактными двигателями. В связи с этим, а также ввиду отсутствия вблизи завода трасс для шоссейно-кольцевых гонок, необходимых для испытаний и доводки мотоциклов, завод в настоящее время прекратил работу над мотоциклами для шоссейно-кольцевых гонок.
Рис. 10.2. Мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок; двигатель с двумя верхними распределительными валами (ДOНС)
В мотокроссе же на мотоциклах с колясками в СССР и на международной арене мотоциклы с четырехтактными двигателями занимают доминирующее положение, поэтому усилия конструкторов и рабочих завода направлены на создание кроссовых мотоциклов.
Рис 10.3. Мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок конца 70-х годов (двигатель с водяным охлаждением)
Мотоцикл «Кросс-1000» предназначен для гонщиков высокого класса, выступающих в чемпионатах СССР и на международных соревнованиях. Такие мотоциклы выпускаются небольшими партиями и имеют Высокую стоимость.
Мотоцикл ‘Кросс-1000’
Рис. 10.5. Передняя вилка
Рис. 10.6. Задняя подвеска
Рис. 10.7. Подвеска колеса коляски
3 «>
Рис. 10.4. Кроссоянй мотоцикл класса 650 см 3
Значительно улучшает динамические качества мотоцикла применение коробки передач со сближенными передаточными отношениями, которую можно получить на базе серийной, изготовив первичный вал и зубчатые колеса II и IV передач согласно рис. 10.8-10.10. Первая передача остается без изменений. Для третьей передачи используется зубчатое колесо второй передачи вторичного вала серийной коробки передач.
Рис. 10.8. Вал первичный
Рис. 10.9. Зубчатое колесо II передачи вторичного вала
Рис. 10.10. Зубчатое колесо IV передачи вторичного вала
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Мотокросс на мотоциклах с коляской
Мотокросс представляет собой довольно эффектную гонку на спортивных мотоциклах, проводимую на пересечённой местности по замкнутой трассе как с естественными, так и с искусственными препятствиями в виде крутых подъёмов, спусков, поворотов, канав с водой, песка, мостов и трамплинов. Но гораздо интереснее мотокросс выглядит с человеком в прицепленной к мотоциклу коляске!
Мотокросс на мотоциклах с коляской является одной из дисциплин мотоциклетного спорта. Одной из особенностей этой дисциплины является наличие двух спортсменов на одном мотоцикле, где второй гонщик, находящийся в коляске, активно противодействует опрокидыванию мотоцикла, смещаясь в сторону центра поворота.
Для шоссейно-кольцевых гонок под названием «мотоциклов с коляской» делают трёхколёсные мотоциклы с единым корпусом обтекаемой формы, в которых отдельной коляски как таковой нет; по конструкции они сильно отличаются от обычных мотоциклов.
В некоторых случаях (например, при рекордных заездах) мотоцикл управляется одним гонщиком, а в коляске размещается балласт установленной правилами массы.