Кроссовый мотоцикл с поворотниками
Кроссовые мотоциклы – что это такое, чем отличается от других мотоциклов и рекомендации по выбору
Привет! На связи Эксперт-Мото.
В этой статье мы расскажем о питбайках – истории их появления и особенностях.
Особенности кроссовых мотоциклов
Кроссовые мотоциклы предназначены для гонок по замкнутой трассе протяженностью 1,5–3 км в условиях пересеченной местности. Они уверенно преодолевают бездорожье и разнообразные препятствия на пути, выдерживают прыжки и жесткие приземления. Для управления такими мотоциклами нужны особые навыки и регулярные тренировки.
Характерными особенностями кроссовых мотоциклов являются:
Преимущества Эндуро
Подходящий маршрут для эндуро – грунтовые и гравийные дороги, тропинки по склонам, горные реки, и всё это в любую погоду.
Что касается эндуро, то цена на них начинается от 1 тыс. долларов, что уже само по себе может позволить себе не каждый.
Хотя этому тоже есть причина — эндуро не предназначены для городской езды, поэтому в данном сегменте мотоциклов, такая цена вполне оправдана.
Какой тип байка покупать — дело вкуса, предпочтений и индивидуальных потребностей каждого человека, но опытные представители мотоспорта рекомендуют начинать знакомство с двухколёсным транспортом именно с питбайка — он позволит овладеть азами вождения и научиться основам. А некоторые тру-байкеры, наоборот, считают Питбайк не более чем игрушкой!
Особенности питбайков
Чтобы выяснить, в чем разница пит байка и кроссового мотоцикла, рассмотрим теперь особенности первого. Питбайк – уникальный мотоцикл, результат эволюции велосипеда. Изначально компактные питбайки использовались для рабочего обслуживания других мотоциклов во время гонок. Со временем они стали полноценно участвовать в соревнованиях по минимотокроссу и минисупермото.
Характерными особенностями питбайков выступают:
Питбайки идеально подходят для начинающих мотоциклистов, включая детей. Такие транспортные средства позволяют без лишнего риска и высоких нагрузок обучиться езде на мотоцикле, разобраться в его работе, научиться переключать передачи, чувствовать сцепление и правильно тормозить, ощутить поведение на различных покрытиях.
Прекрасно подходят питбайки и любителям экстремальной езды, желающим обучиться различным трюкам на легком и в меру мощном мотоцикле.
Основные различия между ПИТбайком и Эндуро
Для поклонников мотоспорта придумано множество двухколёсных коней, различающихся функционалом, назначением, габаритами и техническими характеристиками. Среди многообразия представленных в продаже моделей новички часто теряются и сталкиваются с проблемой выбора, не понимая для каких целей предназначен определённый вид мототранспорта.
В последние годы у представителей молодого поколения популярностью пользуются два байка: эндуро и питбайк, и каждый из них имеет свои конструктивные особенности. Для того, чтобы понять какой из этих видов транспорта лучше, стоит рассмотреть каждый из этих вариантов в отдельности.
Главные отличия питбайка от кроссового мотоцикла
Принципиальные различия между питбайком и кроссовым мотоциклом приведены в таблице:
Характеристики и особенности | Кроссовый мотоцикл | Питбайк | Электро питбайк с мотор-колесом | Электро питбайк с центральным мотором |
Тип двигателя | 1-цилиндровый | Бывают разные. Типичный – 4-тактный, с 2 и более цилиндров, горизонтально расположенный, открытого типа | Бесколлекторный Мотор-колесо на постоянных магнитах электродвигатель на постоянных магнитах | |
Охлаждение | Сухой картер или водяное | Воздушно-масляное | воздушное | Воздушное или водяное |
Выхлоп | Громкий | Нормальный | отсутствует | отсутствует |
Тормоза | Простейшие – для езды по бездорожью | Более сложные и эффективные | гидравлические | |
Колеса | Большие | Уменьшенные, заднее – диаметром 10–12» | стандартные | стандартные |
Грунтозацепы | Массивные | Универсальные – подходящие для поездок по асфальту и грунту | стандартные | стандартные |
Подвеска | Жесткая – для езды стоя на подножках, адаптированная для экстремальной езды и выполнения прыжков | Мягкая – приспособленная для езды сидя | По выбору | По выбору |
Назначение | Спортивные соревнования на специальных трассах, без выезда на дороги общего пользования | Обучение езде на мотоцикле и выполнению различных трюков, поездки, путешествия, активный отдых, развлечения | Обучение, езда по городу | Обучение езде на мотоцикле и выполнению различных трюков, поездки, путешествия, активный отдых, развлечения |
Что лучше, питбайк или мотоцикл стандартных размеров, в каждом конкретном случае зависит от индивидуальных предпочтений и потребностей человека. Но большинство мотоциклистов подтверждает, что начинать знакомство с мотогонками желательно не с полноразмерного мотоцикла, а именно с питбайка. Отлично подходит он и для обучения всевозможным трюкам.
Читайте в нашей предыдущей статье о том, как включить рекуперацию на электровелосипеде, насколько она полезна для сохранения энергии и увеличения дальности хода без подзарядки.
Многие, кто пока еще не в теме эндуро или мотокросса, изначально не видят разницы между этими типами мотоциклов. Те, кто еще планируют приобретение двухколесного, также могут не знать этих основ. Вспоминая себя чуть ранее, на первом году эндуро катания на первых 250-ках мы думали, что следующим мотоциклом проще будет купить кроссовый байк и забыть о недостатке мощности. Но подобные мысли теплились в наших головах не долго. Вскоре отличие эндуро и кроссовых байков стали для нас настолько явны, что мы стали рады тому, что не совершили глупость, купив кросс для эндуро катания. Отчасти можно сказать, мы в стали на пусть истинный, благодаря тому, что в нашей компании все же появились владельцы кроссовых мотоциклов.
Итак, давайте все таки выясним, чем же отличаются эти типы мотоциклов. Ведь для большинства людей, наблюдающих эти мото со стороны, отличия заканчиваются на отсутствии фары и стоп сигнала у кроссового байка. Но важно знать, что различие рождает сфера применения этих мотоциклов. Поэтому давайте представим себе, в каких условиях они эксплуатируются. Для мотокросса — это чаще всего скоростная, полностью известная гонщику закольцованная трасса, на которой отсутствуют препятствия, но могут быть трамплины различного вида. На этих трамплинах гонщикам приходится высоко вылетать и, соответственно приземляться. Режим езды, как правило, это резкие ускорения в полный газ и эффективные торможения перед поворотами. Разумеется, что мотокросс проводится в светлое время суток, либо в специальных помещениях с искусственным освещением.
Кросс в качестве эндуро — это тяжело
Для эндуро все не так однозначно, поскольку видов эндуро мотоциклов для различного катания появляется все больше с каждым годом. Но мы попробуем выделить общие моменты эксплуатации спортивного эндуро, явно отличающие его от мотокроссовых мотоциклов. Явные различия туристических эндуро пропишем отдельно. Итак, для эндуро чаще всего — это изначально неизвестная или малоизвестная трасса большой протяженностью с естественным рельефом и препятствиями, на которой бывает необходимо как быстро ускоряться, так и аккуратно преодолевать препятствия на низкой скорости. Препятствия могут быть различными: камни, бревна, сложный рельеф, горы, узкий мостик над рекой и прочее прочее.
Имея эту информация, составить список отличий и понять, для чего это сделано не составит труда.
Итак, для кроссового мотоцикла характерны:
А для спортивного эндуро характерны:
Защита рук (ручек) — полезная вещь в эндуро
Из необязательных атрибутов эндуро можно встретить защиту рук (ручек), в которой используется металл. В кроссе эта вещь будет лишней, веток там нет, а при неправильном приземлении рука может застрять с неприятными последствиями. В эндуро же, защита очень функциональна, помимо веток и холодного ветра, эти дуги защищают ручки при падении, дополнительно не давая рулю уйти в грязь или песок, грипсы остаются чистыми.
Эндуро мотоцикл класса дуал спорт отлично подходит для любительского катания и путешествий (Kawasaki KLX 250S)
Любительские эндуро мотоциклы чаще всего принадлежат классу «дуал спорт», тоесть на них можно ездить как по дорогам общего пользования, так и съезжать на бездорожье. Эти аппараты очень сильно отличаются от спотивных хард эндуро байков и больше заточены под дорожное применение, с кроссовым мотоциклом общего практически нет. У них обязательно с завода имеется полный набор светотехники с поворотниками, звуковой сигнал, зеркала, подножки заднего пассажира. Подвеска рассчитана на комфортную езду по бездорожью без трамплинов, подвеска делает полный ход уже при небольших прыжка с высоты примерно в 1 метр. Двигатели имеют меньшую мощность, но гораздо больший ресурс (до 10 раз) и не требуют столь частого обслуживания. Благодаря высокой надежности и низкому расходу топлива на этих мотоциклах чаще всего совершают дальние путешествия.
Надеемся наши мысли были полезны для вас. Если перед вами стоит выбор эндуро или кросс для любительского катания — однозначно рекомендуем эндуро. Если же у вас уже есть кроссовый байк, то на нем также можно катать, пусть это и не так просто.
Езда в городе
Квадроцикл приравнивается к трактору. По ДОП на нём разрешается ездить при наличии:
Эволюция кроссовых мотоциклов
Поиск по статьям
Как известно, первый в мире мотоцикл (с двигателем внутреннего сгорания) был сконструирован в Германии талантливыми немецкими инженерами Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом в далеком 1885 году. Оба конструктора впоследствии стали «отцами» знаменитых автомобильных марок, однако их двухколесное изобретение дало мощный толчок для появления и развития мотоциклетной индустрии.
Первый в мире мотоцикл с ДВС, созданный Г. Даймлером и В. Майбахом в 1885 году.
Буквально через 20 лет мотоциклетная промышленность обрела массовый характер, и уже в 1908 году были проведены первые соревнования на пересеченной местности – «гонка за лисой», где райдеры принимали участие на специально адаптированных для бездорожья мотоциклах. Данное событие принято считать первой вехой в истории зарождения внедорожного мотоспорта.
Чуть позднее, как известно нашим читателям из «Истории возникновения и развития мотокросса», после Первой Мировой войны гонки на мотоциклах по пересеченной местности обрели наиболее удачную форму соревнований с точки зрения безопасности участников и зрелищности для болельщиков. Старт гонки стал массовым, а трасса обрела кольцевую форму с различными рукотворными и естественными препятствиями. Такая форма проведения гонок легла в основу современного мотокросса, и в наши дни мы с легкостью можем отметить схожие черты современных кроссовых треков и гоночных трасс тех времен.
Также многие гонщики «бились» над повышением мощности двигателей, т.к. жесткого контроля над кубатурой и соответственно количеством лошадиных сил регламент соревнований, на тот момент, не предусматривал. И, увеличив мощность двигателя, спортсмен получал небольшое преимущество над соперниками. Позже эта практика была упразднена, в связи с введением жестко регламентированных требований к технике в строгом соответствии с определенными классами, которые разделялись по объему двигателей в куб. см. – 125, 250 и позднее 500 (в наше время – 450 куб. см).
Gilera Saturno Cross 500cc 1952 г.
В ногу со временем и развитием внедорожных мото-соревнований шел и технологический прогресс. Т.к. гонки обрели четкую форму организации и общепризнанные стандарты, производителям мотоциклов пришлось «изрядно попотеть», чтобы адаптировать свою серийную технику для жесткой спортивной борьбы на пересеченной местности.
Когда-то и Харлей был кроссовым.
Появление серийных мотоциклов для кросса привело к эволюционному изменению всей конструкции. Чрезмерно широкий руль, доставшийся в наследство от дорожных байков, был уменьшен для оптимального баланса между комфортом спортсмена и управляемостью техники.
Ход передней вилки и маятника задней подвески – серьезно увеличился, позволяя новым мотоциклам с большей легкостью преодолевать препятствия на трассах, также при этом снижалась нагрузка на мышцы спортсменов, т.к. благодаря такой подвеске – мотоцикл было намного проще удержать на неровной трассе, что в итоге положительно сказывалось на общей выносливости райдеров. Трубы глушителей выхлопной системы, которые изначально располагались снизу по бокам от заднего колеса, постепенно начали поднимать для предотвращения возможных поломок при падениях.
Постепенное облегчение конструкции двигателей с одновременным повышением их мощностей привело к массовому переходу производителей от тяжелых, на тот момент, 4-х тактных ДВС к более легким и простым в производстве 2-х тактным моторам. Постепенно двигатели стали исключительно одноцилиндровыми, что также положительным образом сказалось на простоте обслуживания и ремонта техники.
Также производители постепенно начали задумываться над повышением управляемости своей техники, что привело к появлению жесткой внедорожной резины для мотокросса с ярко выраженным «агрессивным» рисунком протектора. Такая резина обеспечивала оптимальный уровень зацепа за поверхность гоночных треков на высоких скоростях и практически при любых погодных условиях на различных типах покрытий – плотном грунте, песке, камнях, грязи и т.д.
«Иж-64» – серийный кроссовый мотоцикл производства СССР на базе доработанного двигателя «Иж-Планета».
В начале 80-х годов ХХ века все вышеперечисленные инновации положили начало общей схеме производства современной кроссовой техники. Конструкция сидения обрела плавные линии и создавала одно целое с баком, тем самым повышая комфорт передвижений райдера на мотоцикле во время езды. Тяжелый и малоэффективный барабанный тормоз был заменен легкой гидравлической системой дисковых тормозов, которые к 90-м годам полностью вытеснили старые барабанные решения. Серьезным изменениям подверглась система подвески кроссовых мотоциклов – на смену сложной конструкции с двумя амортизаторами пришла легкая прогрессивная система подвески с моноамортизатором, которая позволила существенно увеличить рабочий ход маятника, снизить общий вес конструкции и обеспечить адекватную работу амортизатора в любых режимах эксплуатации. Изменилась и передняя подвеска с целью уменьшения подрессоренных масс, на смену телескопическим вилкам старого образца пришли новые двойные «перья» перевернутого типа, которые фиксировались на раме двумя мощными траверсами (данное решение сохранилось и по сей день). Система охлаждения двигателей также эволюционировала – на смену пассивному воздушному охлаждению пришло более эффективное водяное с двойной системой радиаторов.
Общий технологический прогресс привел к появлению новых сплавов и различных полимерных материалов, что позволило серьезно улучшить ходовые качества и мощность серийный кроссовых мотоциклов, одновременно минимизировав вес конструкции. Например, вместо тяжеловесных крыльев и номерных боковин из металла начали применяться легкие и прочные аналоги, изготовленные из гибкого пластика. В 90-х годах ХХ века произошло ужесточение требований к соответствию выпускаемой техники экологическим нормам, что привело к возвращению 4-х тактных двигателей на рынок. Благодаря новейшим разработкам производители смогли превратить некогда тяжелые 4-х тактные двигатели в достаточно легкие и надежные спортивные моторы, которые с легкостью могли конкурировать со своими 2-х тактными собратьями.
Международной Мотоциклетной Федерацией (FIM) были введены жестко регламентированные специальные технические требования к серийным мотоциклам, которым были обязаны следовать все производители кроссовой техники, чтобы гонщики, выступающие на таких байках, могли получить официальное разрешение на участие в соревнованиях.
Чертеж кроссового мотоцикла 90-х годов с указанием специальных технических требований, регламентированных производителям FIM (для допуска техники к участию в соревнованиях).
Современные кроссовые мотоциклы.
Как и прежде мотоциклы различаются по типу рабочего процесса двигателей, которые могут быть 2-х тактными или 4-х тактными. Кроссовые мотоциклы не имеют измерительного оборудования, зеркал, боковых откидных подставок, багажников, приборной панели и не оснащаются светотехникой, из-за чего они не могут быть зарегистрированы в органах ГИБДД и сертифицированы, как транспортное средство, также они не получают ПТС и номерной знак.
Вследствие этого передвигаться на кроссовой технике по дорогам общего пользования официально запрещено, а сама техника попадает в категорию «спортивного инвентаря». Для управления кроссовым мотоциклом не требуется получение водительского удостоверения, однако ездить на такой технике официально разрешено лишь в пределах специализированных трасс.
Эволюция кроссовых мотоциклов
Поиск по статьям
Как известно, первый в мире мотоцикл (с двигателем внутреннего сгорания) был сконструирован в Германии талантливыми немецкими инженерами Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом в далеком 1885 году. Оба конструктора впоследствии стали «отцами» знаменитых автомобильных марок, однако их двухколесное изобретение дало мощный толчок для появления и развития мотоциклетной индустрии.
Первый в мире мотоцикл с ДВС, созданный Г. Даймлером и В. Майбахом в 1885 году.
Буквально через 20 лет мотоциклетная промышленность обрела массовый характер, и уже в 1908 году были проведены первые соревнования на пересеченной местности – «гонка за лисой», где райдеры принимали участие на специально адаптированных для бездорожья мотоциклах. Данное событие принято считать первой вехой в истории зарождения внедорожного мотоспорта.
Чуть позднее, как известно нашим читателям из «Истории возникновения и развития мотокросса», после Первой Мировой войны гонки на мотоциклах по пересеченной местности обрели наиболее удачную форму соревнований с точки зрения безопасности участников и зрелищности для болельщиков. Старт гонки стал массовым, а трасса обрела кольцевую форму с различными рукотворными и естественными препятствиями. Такая форма проведения гонок легла в основу современного мотокросса, и в наши дни мы с легкостью можем отметить схожие черты современных кроссовых треков и гоночных трасс тех времен.
Также многие гонщики «бились» над повышением мощности двигателей, т.к. жесткого контроля над кубатурой и соответственно количеством лошадиных сил регламент соревнований, на тот момент, не предусматривал. И, увеличив мощность двигателя, спортсмен получал небольшое преимущество над соперниками. Позже эта практика была упразднена, в связи с введением жестко регламентированных требований к технике в строгом соответствии с определенными классами, которые разделялись по объему двигателей в куб. см. – 125, 250 и позднее 500 (в наше время – 450 куб. см).
Gilera Saturno Cross 500cc 1952 г.
В ногу со временем и развитием внедорожных мото-соревнований шел и технологический прогресс. Т.к. гонки обрели четкую форму организации и общепризнанные стандарты, производителям мотоциклов пришлось «изрядно попотеть», чтобы адаптировать свою серийную технику для жесткой спортивной борьбы на пересеченной местности.
Когда-то и Харлей был кроссовым.
Появление серийных мотоциклов для кросса привело к эволюционному изменению всей конструкции. Чрезмерно широкий руль, доставшийся в наследство от дорожных байков, был уменьшен для оптимального баланса между комфортом спортсмена и управляемостью техники.
Ход передней вилки и маятника задней подвески – серьезно увеличился, позволяя новым мотоциклам с большей легкостью преодолевать препятствия на трассах, также при этом снижалась нагрузка на мышцы спортсменов, т.к. благодаря такой подвеске – мотоцикл было намного проще удержать на неровной трассе, что в итоге положительно сказывалось на общей выносливости райдеров. Трубы глушителей выхлопной системы, которые изначально располагались снизу по бокам от заднего колеса, постепенно начали поднимать для предотвращения возможных поломок при падениях.
Постепенное облегчение конструкции двигателей с одновременным повышением их мощностей привело к массовому переходу производителей от тяжелых, на тот момент, 4-х тактных ДВС к более легким и простым в производстве 2-х тактным моторам. Постепенно двигатели стали исключительно одноцилиндровыми, что также положительным образом сказалось на простоте обслуживания и ремонта техники.
Также производители постепенно начали задумываться над повышением управляемости своей техники, что привело к появлению жесткой внедорожной резины для мотокросса с ярко выраженным «агрессивным» рисунком протектора. Такая резина обеспечивала оптимальный уровень зацепа за поверхность гоночных треков на высоких скоростях и практически при любых погодных условиях на различных типах покрытий – плотном грунте, песке, камнях, грязи и т.д.
«Иж-64» – серийный кроссовый мотоцикл производства СССР на базе доработанного двигателя «Иж-Планета».
В начале 80-х годов ХХ века все вышеперечисленные инновации положили начало общей схеме производства современной кроссовой техники. Конструкция сидения обрела плавные линии и создавала одно целое с баком, тем самым повышая комфорт передвижений райдера на мотоцикле во время езды. Тяжелый и малоэффективный барабанный тормоз был заменен легкой гидравлической системой дисковых тормозов, которые к 90-м годам полностью вытеснили старые барабанные решения. Серьезным изменениям подверглась система подвески кроссовых мотоциклов – на смену сложной конструкции с двумя амортизаторами пришла легкая прогрессивная система подвески с моноамортизатором, которая позволила существенно увеличить рабочий ход маятника, снизить общий вес конструкции и обеспечить адекватную работу амортизатора в любых режимах эксплуатации. Изменилась и передняя подвеска с целью уменьшения подрессоренных масс, на смену телескопическим вилкам старого образца пришли новые двойные «перья» перевернутого типа, которые фиксировались на раме двумя мощными траверсами (данное решение сохранилось и по сей день). Система охлаждения двигателей также эволюционировала – на смену пассивному воздушному охлаждению пришло более эффективное водяное с двойной системой радиаторов.
Общий технологический прогресс привел к появлению новых сплавов и различных полимерных материалов, что позволило серьезно улучшить ходовые качества и мощность серийный кроссовых мотоциклов, одновременно минимизировав вес конструкции. Например, вместо тяжеловесных крыльев и номерных боковин из металла начали применяться легкие и прочные аналоги, изготовленные из гибкого пластика. В 90-х годах ХХ века произошло ужесточение требований к соответствию выпускаемой техники экологическим нормам, что привело к возвращению 4-х тактных двигателей на рынок. Благодаря новейшим разработкам производители смогли превратить некогда тяжелые 4-х тактные двигатели в достаточно легкие и надежные спортивные моторы, которые с легкостью могли конкурировать со своими 2-х тактными собратьями.
Международной Мотоциклетной Федерацией (FIM) были введены жестко регламентированные специальные технические требования к серийным мотоциклам, которым были обязаны следовать все производители кроссовой техники, чтобы гонщики, выступающие на таких байках, могли получить официальное разрешение на участие в соревнованиях.
Чертеж кроссового мотоцикла 90-х годов с указанием специальных технических требований, регламентированных производителям FIM (для допуска техники к участию в соревнованиях).
Современные кроссовые мотоциклы.
Как и прежде мотоциклы различаются по типу рабочего процесса двигателей, которые могут быть 2-х тактными или 4-х тактными. Кроссовые мотоциклы не имеют измерительного оборудования, зеркал, боковых откидных подставок, багажников, приборной панели и не оснащаются светотехникой, из-за чего они не могут быть зарегистрированы в органах ГИБДД и сертифицированы, как транспортное средство, также они не получают ПТС и номерной знак.
Вследствие этого передвигаться на кроссовой технике по дорогам общего пользования официально запрещено, а сама техника попадает в категорию «спортивного инвентаря». Для управления кроссовым мотоциклом не требуется получение водительского удостоверения, однако ездить на такой технике официально разрешено лишь в пределах специализированных трасс.