Конкурс автомобиль для президента
«Автомобиль для президента»: известен победитель
Стали известны победители конкурса «Автомобиль для президента», организованного порталом CarDesign.ru совместно с институтом НАМИ и компанией Marussia Motors. Участникам предлагалось изобразить автомобили для кортежа главы государства с возможностью создания их серийной версии.
Всего на конкурс поступило более 120 работ из разных стран: около 40 от студентов и профессионалов, более 80 — от дизайнеров-любителей. В соответствии с условиями конкурса, дизайнеры должны были разработать три модели: президентский лимузин, внедорожник и минивэн сопровождения.
Победителем был признан проект Ярослава Яковлева из России и Бернда Вееля из Нидерландов. Второе место досталось россиянам Ивану Волкову и Юрию Баскакову, а третье — Марселлю Себастьену из Венгрии.
Напомним, первые средства на создание российского автомобиля для первых лиц государства поступят уже в этом году. Речь идет о 1 млрд рублей, которые пойдут из бюджета на реализацию проекта «Кортеж». При этом ожидается, что именно президентских лимузинов будет два: один будет построен на базе иностранных автомобилей-доноров, а другой будет создан в России при сотрудничестве с мировыми производителями автокомпонентов.
Выбран дизайн автомобиля для президента России
Российский производитель спорткаров Marussia Motors совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) и порталом Cardesign.ru подвели итоги конкурса «Автомобиль для президента». В его рамках дизайнерам предлагалось создать внешность семейства машин для главы государства, которая бы предполагала возможность их запуска в серию.
Первое место заняли Ярослав Яковлев (Россия) и Бернд Веель (Нидерланды). Второе досталось россиянам Ивану Волкову и Юрию Баскакову, а третье — Марселлю Себастьену из Венгрии.
Проект Ярослава Яковлева и Бернда Вееля
Как сообщалось ранее, приз за победу составляет 150 тысяч рублей. Второе и третье места — 75 тысяч и 50 тысяч рублей соответственно.
Проект Ивана Волкова и Юрия Баскакова
В соответствии с условиями конкурса, дизайнерам нужно было разработать три модели: президентский лимузин, внедорожник и минивэн сопровождения. У них должна быть переднемоторная компоновка, а также задний или полный привод. Свои работы дизайнерам предлагалось выполнить в одной из трех концепций: современный мейнстрим (аналоги Mercedes-Benz, Bentley или Rolls-Royce), современная версия модели прошлых лет («ЗиЛ», «Чайка», «Руссо-Балт») и «перспективный дизайн».
Проект Ивана Волкова и Юрия Баскакова
Судьями конкурса стали Александр Сорокин (заведующий кафедрой «Дизайн» МАМИ, директор по развитию «Автотор Холдинг»), Никита Розанов (профессор «Строгановки»), Виктор Брагин (профессор УралГАХА), Александр Захаров (дизайнер), Максим Чащин (шеф-дизайнер Marussia Motors), Геннадий Тишкин (представитель НАМИ), Григорий Гомельчук (представитель CarDesign.ru).
Проект Mарселля Себастьена
В общей сложности на конкурс поступило более 120 работ — около 40 от студентов и профессионалов и еще 80 от дизайнеров-любителей.
Проект Mарселля Себастьена
Ранее на реализацию проекта «Кортеж», который предусматривает создание президентского лимузина и автомобилей для российской политической элиты, выделили миллиард рублей. Кто именно будет заниматься его реализацией — не уточняется. Среди претендентов — Marussia, «Группа ГАЗ» и «ЗиЛ».
Российские дизайнеры нарисовали эскизы серийного лимузина для президента
Дизайнерский конкурс «Автомобиль для президента», проводившийся при участии сайта cardesign.ru, Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ), а также российского автопроизводителя Marussia Motors, официально завершен — определены проекты-победители.
В состязании участвовали 140 проектов, выполненных как профессионалами, так и любителями.
Жюри конкурса преимущественно состояло из профессоров ведущих автомобильных вузов России. Голосование проводилось в два этапа: сначала каждый член жюри назвал 5 работ, достойных, по его мнению, победы, аргументировав свой выбор, а затем, ознакомившись с мнением коллег, члены жюри расставили работы финалистов по местам.
Параллельно с конкурсом разработкой дизайна президентского лимузина занималась группа профессионалов. «Задача нашего конкурса – предложить альтернативные варианты, гарантировав, что в заданные сроки будет найден привлекательный и отвечающий поставленной задаче образ», — говорится на странице конкурса.
Участникам конкурса было предложено разработать дизайн трех автомобилей, которые могли бы войти в президентский кортеж, разработка которого ведется в настоящее время: лимузин главы государства, внедорожник и минивэн. Все спроектированные машины должны были иметь традиционную компоновку — переднее расположение двигателя и задний либо полный привод.
В задании конкурса подчеркивалось, что планируется серийное производство всех трех автомобилей.
Кроме того, ни один из проектов не должен был публиковаться ранее.
Участники конкурса могли выбрать одно из трех направлений. Первым из них был «современный мейнстрим» — автомобиль, который можно было бы поставить в один ряд с конкурентами из Mercedes-Benz, Bentley или Rolls-Royce. В рамках этого направления участники могли выбрать любую российскую марку либо придумать новую. Вторым направлением была современная версия одной из ранее существовавших моделей российских лимузинов, наподобие ЗиЛ, «Чайки», ЗиМ или «Руссо-Балта». Третьим вариантом был перспективный дизайн с использованием существующих технологий; в этом случае участники также могли использовать любую российскую марку.
По итогам конкурса первое место досталось проекту россиянина Ярослава Яковлева и нидерландца Бернда Уила.
У дизайнеров получится массивный лимузин с рублеными формами, с чертами спортивного купе, как признали эксперты конкурса. Жюри подчеркнуло в своих комментариях к проекту, что разработка получилась самой мощной с точки зрения реализации, притом что был сохранен традиционный стиль лимузина. Тем не менее некоторые специалисты также указали, что разработанные в рамках проекта внедорожник и минивэн плохо «стыкуются» с основным лимузином.
Второе место досталось проекту Ивана Волкова и Юрия Баскакова. Дизайнеры также создали массивный лимузин с четкими линиями и выделяющейся решеткой радиатора, а также бросающимся в глаза молдингом, который расположен по бокам автомобиля. Эксперты конкурса отметили, что разработка получилась очень интересной по чувству масштаба и самобытности, но в ней присутствует схожий с работой победителей недостаток – плохо проработаны лимузин и минивэн.
Тройку лидеров конкурса замкнул проекта Марселя Себестьена, который создал заметно отличающийся от других работ лимузин «Чайка» с плавными и хищными формами, популярными у многих современных западных производителей. Эксперты конкурса прокомментировали, что работа получилась спортивным и агрессивным пересмотром классической «Чайки» и для президента такая машина вряд ли подойдет, но, возможно, окажется кстати для премьер-министра.
Эксперт по автомобильному дизайну и арт-директор студии slava’saakyan Святослав Саакян рассказал «Газете.Ru», что уровень работ в конкурсе достаточно высок. Однако, по мнению дизайнера, в состязании участвовали работы, в которых был заложен существенно больший потенциал, чем в работах победителей, но им не хватало проработки. «Сами по себе они были очень сырыми. В том виде, в котором они были представлены, они не могли соперничать с работами победителей», — пояснил эксперт.
Специалист также отметил, что в работах победителей не хватало класса. «Автомобиль получился по классу, как соперник S-Class или «семерки» BMW, но до Bentley или Rolls-Royce немного не дотягивает: класс получится чуть ниже», — рассказал Саакян.
Специалист подчеркнул, что проекты могут претерпеть значительные изменения по мере дальнейшей работы над ними. «Могу сказать, что между эскизом и финальным автомобилем (или даже прототипом) лежит огромная работа. Следующий этап реализации проекта — создание объемной модели в натуральную величину — внесет значительные коррективы. Изменения всегда будут. Говорить, что изображение на картинке и есть результат, будет несправедливо», — заключил эксперт.
Российские власти уже несколько лет заняты работой над проектом «Кортеж», который предусматривает создание линейки автомобилей для первых лиц государства.
Компания, которая займется реализацией проекта, до сих по не определена. В марте 2013 года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что предложения поступили от компаний ГАЗ, ЗИЛ и Marussia Motors (совместно с НАМИ). Министр сообщил, что у последней из перечисленных фирм есть большие шансы на победу в конкурсе, но окончательно лидер будет определен в августе.
Конкурс «Автомобиль для президента»: есть победитель!
В конкурсе «Автомобиль для президента», который сайт CarDesign.ru проводил совместно с компанией Marussia Motors и институтом НАМИ, наконец-то выявлен победитель. Итоги должны были подвести ещё 1 мая, но это случилось лишь 24 июля.
Судьями конкурса выступили: Александр Сорокин (зав. кафедрой «Дизайн» МАМИ, директор по развитию «Автотор Холдинг»), Никита Розанов (профессор Строгановского училища), Виктор Брагин (профессор УралГАХА), Александр Захаров (дизайнер), Максим Чащин (шеф-дизайнер Marussia Motors), Геннадий Тишкин как представитель НАМИ, Григорий Гомельчук как представитель CarDesign.ru.
Отметим, что голосование жюри проходило в два этапа. На первом этапе каждый из членов жюри выбирал 5 лучших по его мнению работ и аргументировал свой выбор. Затем члены жюри расставляли работы конкурсантов по местам, приняв во внимание мнение коллег. Каждой работе начислялись баллы, просуммировав которые, организаторы конкурса определили лучшего.
Виктор Брагин о проекте, занявшем третье место: «Спортивно и в меру агрессивно. (Вторичный пластический и стилевой дизайн, заимствован у Porsche, кажется)».
Александр Захаров: «Красивая, элегантная машина с современным взглядом на стиль горьковских классических автомобилей. Немного слащавая, но элегантная и стильная семья под классическим брендом «Чайка». Для бронированных автомобилей слишком изящна».
Геннадий Тишкин: «Автомобиль, конечно, не для Президента, но, возможно, для премьер-министра. Достоинства: Удачная демонстрация современного видения классического советского лимузина «Чайка». Стилистическая общность седана, джипа и минивэна, обеспеченная интересной архитектурой передней части. Хорошая подача. Недостатки: Недотягивает до статуса «Лимузин для Президента».
По заданию для каждого из автомобилей конкурсантам требовалось соблюсти классическую компоновку: двигатель спереди, привод задний либо полный.
Виктор Брагин: «Мощно. Отличное чувство формы, проработаны детали. (Ортогональные проекции совсем не совпадают с перспективными изображениями)».
Максим Чащин: «Несмотря на неудачный боковой вид, все остальное на твердую четверку».
Александр Захаров: «Один из самых интересных проектов и по чувству масштаба и по самобытности. Основное достоинство проекта и главный акцент композиции – молдинг на боковой поверхности кузова, а именно с боку расположен главный «фасад» лимузина».
Геннадий Тишкин: «Достоинства: Интересные решения, как передней, так и задней части лимузина. Понятное современное формообразование. Недостатки: Подача техничная, но не демонстрационная, плохо проработаны джип с минивэном».
Виктор Брагин: «Качественный традиционный «лимузинный» стиль. (Чуть архаичное дизайнерское решение лимузина. SUV и минивэн плохо «стыкуются» с главным автомобилем)».
Максим Чащин: «Умно, красиво и легко. Отлично».
Геннадий Тишкин: «Достоинства: Гармоничная пластика поверхностей, выразительные стилистические решения деталей, великолепная подача. Недостатки: Спорное решение с вертикальным лобовым стеклом, от которого пострадали пропорции – автомобиль не стал «лимузином».
Но пока до реализации столь смелых проектов очень далеко. В мае 2013 года было объявлено, что в рамках проекта «Кортеж» Группой «ГАЗ» будет построено пять лимузинов для первых лиц государства. Выпущенные под брендом «Чайка» машины будут построены на шасси Mercedes S600 Pullman Guard. Каждый «Пульман» обойдётся в 40 млн рублей, а мелкосерийная переделка его в «Чайку» добавит ещё 40% к финальной стоимости. Это временное решение вопроса, и оно принято в связи с тем, что компания Marussia совместно с НАМИ смогут запустить в производство лимузин собственной разработки не раньше 2016 года.
В конце мая 2013 года на проект «Кортеж» из госбюджета был дополнительно выделен 1 миллиард рублей. Он будет направлен на организацию работы инженерного центра, выплаты его сотрудникам и изготовление первых макетов. Всего затраты на проект «Кортеж» составят порядка 18,5 млрд рублей, 12 млрд из которых поступит из федерального бюджета.
Проект «Кортеж». Как создавался лимузин для президента и каким он стал
В Кремле сегодня прошла инаугурация президента России Владимира Путина. Это событие стало дебютом для нового отечественного лимузина проекта «Кортеж», созданного специально для первых лиц государства. Автомобиль пришел на смену устаревшему ЗиЛу и «непатриотичному» Mercedes Pullman. Znak.com вспоминает основные этапы становления «автомобиля № 1».
Выбор из сотни вариантов кузовов
Идея нового автомобиля премиум-класса для российской политической элиты зрела давно. Во времена СССР члены правительства ездили на ЗиЛах и ГАЗах (в частности, на «Чайках»), которые морально устарели, а используемые Mercedes Pullman многие стали считать непатриотичными. О проблеме вслух заговорили в 2012 году.
Как напоминает издание «Мотор», «Группа ГАЗ» сначала предложила простое решение: взять в качестве донора имеющийся на рынке лимузин (например, Bentley), и сделать его более «своим» в интерьере и экстерьере. Это позволило бы минимизировать затраты на производство. Был и вариант от ЗиЛа — проект «Монолит».
Но затем поступило предложение от ГК «Ростехнологии» и ФГУП «НАМИ» построить абсолютно новое семейство автомобилей на единой модульной платформе. Этот вариант сочли более перспективным и рентабельным, поскольку проект предусматривал не только машины для чиновников, но и для массовой продажи.
Был объявлен открытый конкурс для автомобильных дизайнеров. Всего было прислано более ста вариантов всех кузовов. Какие-то напоминали ЗиСы и ЗиЛы, другие BMW. Не обошлось без футуристичных и авангардных автомобилей. После того, как проекты показали премьер-министру и президенту, список сократили до восьми вариантов.
В итоге утвердили дизайн выпускника МАМИ 2007 года Алексея Чвокина. Он предложил вариант нового видения автомобиля ЗиС-110, в котором есть нотки монументальности машин британских марок.
Сначала техническим воплощением проекта должна была заниматься компания «Маруся Инжиниринг», инженерным директором которой был телеведущий и музыкант Николай Фоменко. Но в конечном счете в 2013 году ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт „НАМИ“» стал единственным исполнителем госзаказа по разработке автомобилей серии «Кортеж».
В производственной цепочке — около 150 предприятий
Разработчики «Кортежа» решили создать целую линейку транспортных средств на единой модульной платформе. Собственно, по документам проект «Кортеж» именуется именно «ЕМП». В семейство автомобилей включили лимузин, седан, внедорожник и минивэн.
Объем бюджетных инвестиций в «Кортеж» достигает 12,4 млрд рублей. Общие инвестиции в проект оцениваются в 22-24 млрд рублей.
По данным СМИ, выпуск готовых автомобилей проекта «Кортеж» взял на себя Ульяновский завод, входящий в группу Sollers. Всех, кроме флагманской модели правительственной линейки — президентского лимузина (модель ЕМП-412311). Его планируют собирать в Москве.
Поставлять запчасти будут 147 предприятий, 74 из которых — российские, говорится в материале телеканала «Звезда». Так, сызранская компания «Мобиль» займется выпуском стальных и легкосплавных конструкций для «Кортежа», «Красноярский металлургический завод» изготовит детали шасси — кулаки, вилки, трапеции. Частично для проекта «Кортеж», говорится в СМИ, будут задействованы мощности ЛиАЗа в Ликино-Дулеве, ГАЗа и КамАЗа.
Технические характеристики автомобилей
Участие в проекте также принимают компании Porsche и Bosch. Первая разработала один из двух двигателей, которыми будет комплектоваться линейка новых российских машин. По данным РИА «Новости», агрегат создан на базе существующего мотора Porsche V8 объемом 4,4 литра. Ожидается, что с помощью двух турбонагнетателей он будет развивать мощность до 600 л. с. Такой мотор станет общим для «коротких» седанов, внедорожников и минивэнов.
Второй мотор V12 разработан непосредственно «НАМИ» и впервые был показан на Московском международном автосалоне 2016 года. При объеме 6,6 литра и с парой двухступенчатых турбин он будет развивать 860 л. с. Этот двигатель получат лимузины.
Все машины проекта «Кортеж» будут гибридами — с электромотором, встроенным между двигателем и трансмиссией. Автомобили оснастят автоматической девятиступенчатой трансмиссией производства российской фирмы KATE и системой управляемого интеллектуального полного привода, а также круиз-контролем. У всех седанов будет кроссоверный дорожный просвет 200 мм, пишет издание «Авторевю».
При проектировании лимузина применяли высокоточное литье (компоненты шасси и системы управления АКП), ковку алюминия (направляющий аппарат подвески) и точную штамповку элементов кузова, пишет Forbes. В дальнейшем автомобили семейства «Кортеж» могут превратиться в «чистые» электрокары без использования бензиновой силовой установки.
Дизайн премиальных авто
Что касается дизайна моделей проекта «Кортеж», то окончательный официальный вариант до сих пор не опубликован. По ходу разработки в Сеть попадали разные шпионские и вполне официальные фотографии, и только на их основе можно было представлять, как будут выглядеть машины снаружи и внутри.
Благодаря сегодняшней инаугурации, можно сделать вывод, что новый президентский лимузин имеет общие черты с Rolls-Royce, Bentley, Сhrysler и ЗИС-110. Судя по имеющимся изображениям, для архитектуры салона выбрали «горизонтальную» структуру, убранство напоминает современную гостиную.
Внутри автомобиль отделан кожей, деревом, стеклом и пластиком, при этом много обширных свободных поверхностей. Руль, комбинация приборов с крупными цифрами, блоки мультимедиа, структура сидений, дефлекторы — все унифицировано.
Как писали автомобильные издания, через водительский интерфейс можно распоряжаться «музыкой», климат-контролем и настройками кресел, включая массаж, хотя приоритет — у пульта заднего пассажира. Модели получат цифровую приборную панель, большой экран мультимедийной системы. При этом, отмечают СМИ, у мультимедийной системы не будет интеграции интерфейсов Apple CarPlay или Android Auto из соображений безопасности.
Как и в случае с платформой, двигателями и трансмиссиями, оформление салонов лимузина, седана, кроссовера и микроавтобуса будет единым.
Результаты краш-тестов и дебют лимузина
В начале 2018 года РИА «Новости» со ссылкой на представителей ФГУП «НАМИ» сообщало, что первые автомобили проекта «Кортеж» поступили в гараж особого назначения — структурное подразделение ФСО, которое отвечает за транспорт президента, премьера и других политиков. Указывалось, что машины успешно прошли краш-тесты в России и Германии, получив пять звезд из пяти возможных. Но позже появились сведения, что с их эксплуатацией возникли серьезные проблемы.
До сегодняшнего дня было непонятно, как обстоят дела с готовностью машин серии «Кортеж». Сценарий инаугурации президента держался в секрете до последнего, и не было уверенности в том, что широкой публике покажут эти автомобили. В социальных сетях и СМИ говорили о том, что от президентского кортежа откажутся из-за того, что новый отечественный лимузин не готов к эксплуатации и риски за его поломку на инаугурации никто не хочет брать на себя. Но лимузин сегодня продемонстрировали. Правда, на нем президент проехался только по территории Кремля, а не по улицам Москвы.
Ожидается, что широкая публика сможет увидеть вблизи лимузин президента в августе этого года на Московском автосалоне.
Стоимость серийных авто — от 6 млн рублей
По утверждению Дениса Мантурова, 2018 год уйдет на опытную эксплуатацию машин, а также на их дополнительную сертификацию. До конца года должны быть произведены и поставлены 70-80 машин. Первыми их получат члены правительства РФ. После этого начнется серийное производство автомобилей «Кортежа» — его планируют запустить ближе к 2019 году.
Как отмечают в Forbes, самое необычное в российском проекте — коммерческая составляющая, исключительная для автомобилей такого класса. Ни Cadillac One, на котором ездит президент США, ни Toyota Century Royal японского императорского двора нельзя приобрести на открытом рынке.
Первая партия серийных автомобилей будет небольшой — около 250–300 штук, в дальнейшем же масштабы производства вырастут и автомобили поступят в свободную продажу. Первыми появятся седаны (как «тяжелые», бронированные, так и «легкие») и микроавтобусы.
По словам Мантурова, стоимость серийного премиального автомобиля проекта «Кортеж» будет начинаться от 6 миллионов рублей. Покупателям будут доступны машины как в экономном, так и люксовом исполнении, в том числе в бронированных вариантах.
Название бренда пока держится в секрете. По одной из версий, машины выйдут на рынок под маркой Aurus. Название представляет собой сочетание слов Aurum («золото») и Russia («Россия»). В качестве целевых рынков сбыта «Кортежа» Минпромторг выбрал Китай, Юго-Восточную Азию и Ближний Восток.
Мантуров считает, что проект имеет «хорошие перспективы для выхода на коммерческие рельсы». Впрочем, некоторые автомобильные эксперты говорят, что российским заводам невыгодно производить такие машины из-за небольших объемов. Якобы в компании Sollers уже не раз заявляли о том, что не видят смысла в инвестициях в изготовление таких автомобилей и их отдельных компонентов.