Количество автомобилей в таганроге
Сколько машин в Ростовской области
Несмотря на падение продаж новых машин, автомобильный парк страны продолжает увеличиваться. Аналитики назвали регионы России, где больше всего автомобилей. Ростовская области заняла пятую строчку.
Согласно подсчетам аналитического агентства «Автостат», сейчас в России насчитывается 41 млн легковых автомобилей. При этом самые большие автопарки в стране – в Москве и Московской области. Только в столице насчитывается свыше 3,8 млн автомобилей, а в Подмосковье – свыше 2,5 млн машин. В этих двух субъектах Российской Федерации сосредоточено 16% от всего автомобильного парка страны. Третью строчку в рейтинге самых автомобильных регионов занимает Санкт-Петербург, здесь количество автомобилей превышает 1,6 млн штук. По количеству автомобилей Санкт-Петербургу лишь незначительно уступает Краснодарский край. У наших соседей автопарк измеряется объемом более 1,6 млн машин. Ростовская область занимает пятую строчку самых автомобильных регионов. Если указывать точную цифру, то на данный момент у жителей Ростовской области в пользовании находится 1 209 057 автомобилей.
«Кроме Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Ростовской области автопарком свыше миллиона единиц обладают Свердловская область, Татарстан, Тюменская область, Башкирия и Приморье», – сообщила сотрудница агентства «Автостат» Виктория Лобода.
Свыше 500 тысяч легковых автомобилей – в Омской области, Пермском и Алтайском краях, Оренбургской, Кемеровской, Волгоградской, Воронежской, Саратовской областях, Ставропольском крае, Иркутской, Новосибирской областях, Красноярском крае, Нижегородской области, Самарской и Челябинской областях.
Эксперты подсчитали, что на топ-25 регионов страны приходится 67% автопарка. За год наибольший прирост (более 4%) парка отмечен в Пермском крае, Республике Татарстан и Челябинской области. При этом, как отмечают в агентстве, прирост автопарка в стране продолжается. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», суммарный объем выручки от продажи новых легковых автомобилей в России за восемь месяцев 2015 года составил 1 трлн 135 млрд рублей. Это на 23% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом выручка от продажи автомобилей российских марок сократилась на 12% и составила 95,4 млрд рублей, а на иномарки россияне потратили 1,04 трлн рублей (-24%).
Напомним, что в январе–августе 2015 года на российском рынке было продано 986 тысяч легковых автомобилей, что на 34% меньше аналогичного результата прошлого года (1,49 млн штук). При этом средневзвешенная цена автомобилей выросла на 16,5% и составляет теперь 1 млн 151 тыс. рублей. При этом средняя цена иномарок – 1 млн 313 тыс. рублей, а автомобилей российских брендов – 495 тыс. рублей.
По оценке директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, суммарная емкость рынка легковых автомобилей в России в 2015 году составит порядка 1,7-1,8 трлн рублей, что примерно на четверть меньше прошлогодней (2,34 трлн рублей). По словам Целикова, в этом году структура массового рынка меняется в сторону более компактных и более бюджетных автомобилей. В тоже время сегмент премиальных брендов выглядит существенно лучше рынка.
Рассвет и закат ТагАЗа: история одного из знаковых российских автозаводов
То, что сохранилось от некогда могучего предприятия, пытались продать в общей сложности шесть раз, и только на седьмой раз обанкротившийся завод наконец нашел своего покупателя. Средства, вырученные от продажи лотов, предполагается направить на погашение долгов ТагАЗа перед кредиторами.
Сообщения о продаже ТагАЗа стали настоящей сенсацией. Ведь буквально четыре дня до этого, 20 января, на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве была размещена информация об очередном громком провале торгов. Как и прежде, аукцион был признан несостоявшимися из-за отсутствия заявок.
На торги 20 января, напомним, было выставлено залоговое имущество завода, которое предлагалось к реализации за 432,3 млн рублей. Одним лотом предполагалось продать сварочно-сборочные и административно-бытовой корпуса, земельные участки, холодильная станция, тепловозовагонное депо и водогрейная котельная.
После провала торгов 20 января арбитражный суд Ростовской области удовлетворил ходатайство конкурсного управляющего ООО «Таганрогский автомобильный завод» («ТагАЗ») и продлил процедуру конкурсного производства на предприятии до апреля 2020 года.
В 2001 году ТагАЗ начал сотрудничество с южнокорейской компанией Hyundai. В мае 2001 года с конвейера в Таганроге сошли первые автомобили Hyundai Accent. А с апреля 2004 года на заводе наладили выпуск седана бизнес-класса Hyundai Sonata.
На солидные объемы производства в Таганроге вышли в период с 2004-го по 2008-й годы, когда в год удавалось собирать более сотни тысяч автомобилей. В мае 2005 года на заводе была запущена линия по выпуску легкого грузовика Hyundai Porter. В разное время на предприятии выпускали также лицензионные копии Daewoo (под брендом Doninvest), Chery (Vortex), JAC и SsangYong, несколько моделей Hyundai, Citroen и BYD, а также машины собственного производства под маркой Tagaz. Среди них наиболее известны седаны Vega, грузовики Master и купе Aquila.
В начале 2013 года производство автомобилей на ТагАЗе было остановлено. Последнюю попытку реанимировать предприятие предпринимал «Сбербанк», который заключил через дочернюю структуру соглашение с Chery и юрлицом ТагАЗа по организации производства китайских автомобилей.
Предполагалось, что компания «Эч Ти Авто» будет производить автомобили из машинокомплектов фирмы Chery. Однако проект провалился, в середине 2013 года на ТагАЗе уволили 400 сотрудников. К 2014 году основной долг автозавода перед кредиторами составил с учетом процентов и пени 31 млрд рублей. Среди крупнейших кредиторов на тот момент числились банки ВТБ, «Сбербанк», «Газпромбанк», структуры «Донинвест».
В результате ТагАЗ был признан банкротом. Поручителем по некоторым кредитам какое-то время выступал бывший владелец ТагАЗа и «Донинвеста» Михаил Парамонов, уехавший на ПМЖ во Францию. Однако в 2016 году российским судом он был признан банкротом по требованию АО «Чери автомобили Рус».
Hyundai Accent
Как ни крути, основную кассу ТагАЗу сделал седан, который выпускался на мощностях предприятия с 2001 по 2012 год на мощностях Таганрогского автозавода. В России предлагались седаны с 1,5-литровым бензиновым мотором мощностью 102 л.с., работающим в связке с 5-ступенчатой «механикой» и 4-диапазонным «автоматом». В 2003 году в результате рестайлинга автомобиль получил обновленную внешность, но в Таганроге продолжали делать дорестайлинговые машины до начала 2012 года.
Tagaz Aquila
Пожалуй, одним из самых имиджевых автомобилей, с которым связывали надежды на воскрешение предприятия, является Tagaz Aquila (произносится Тагаз Аквилла и переводится с латинского как «орел»). Спортседан С-класса собственной разработки был представлен в 2012 году и встал на конвейер в марте 2013 года. Его отличали эффектный пластиковый кузов на базе трубчатого каркаса, работающего на пассивную безопасность. На автомобиль в базовой версии устанавливается 1,6-литровый 107-сильный двигатель, изготавливаемый по лицензии компании Mitsubishi и знакомый по модели BYD F3. Мотор сочетался исключительно с 5-ступенчатой механической коробкой передач Aisin F5M41 и переднеприводной трансмиссией.
Однако усилиями иммигрировавшего во Францию Михаила Парамонова с конца 2016 года выпуск Aquila наладили на заводе в пригороде Парижа. Во Франции новинку реализовывали в разное время под названиями MPM PS 160 и Erelis, а бизнесом руководил сын Михаила Парамонова, Игорь.
Осенью 2018 года менее мощный двигатель поменяли на трехцилиндровый турбомотор 1.2 THP мощностью 130 л.с., а в качестве трансмиссии предложили 6-ступенчатую «механику». В настоящее время цена на MPM Erelis составляет 16 490 евро (1,2 миллиона рублей по курсу на 7 мая 2019 года). В год компания может выпускать до тысячи экземпляров спорткара. За пределами Европы модель не представлена.
TagAZ Tager
Джиперы ценили эту модель за достойный внедорожный потенциал. TagAZ Tager мог похвастаться лонжеронной рамой и неразрезным задним мостом. Начальные исполнения отличала трансмиссия типа Part-time с жестко подключаемым «передком» и понижающим рядом передач.
А самая мощная модификация шла с постоянным приводом и межколесным дифференциалом повышенного трения. На конвейере ТагАЗа модель прописалась в январе 2008 года, причем, в отличие от донора, производилась в исполнении с тремя и пятью дверьми. Спрос на TagAZ Tager оказался достаточно скромным. Так, в 2009 году было продано 2462 экземпляра модели. При этом покупатели жаловались на невысокое качество сборки. Тем не менее, автомобиль продержался на конвейере до 2014 года.
На серьезные объемы производства в Таганроге вышли с 2004 года, а пик пришелся на 2008-й, когда тут собрали 106,3 тысячи автомобилей.
По всей видимости, приобретенное таганрогское предприятие повторит судьбу ЗИЛа, собравшего свой последний грузовой автомобиль в своей истории в сентябре 2016 года.
Почти 60 гектаров территории этого развалившегося московского гиганта, как известно, пойдет под жилые здания, офисы и апартаменты. Фактически на бывшей территории ЗИЛа сейчас строится новый район Москвы с жилыми и офисными зданиями. Что-то похожее, как видно, ждет и таганрогское предприятие.
Что посмотреть в Таганроге за один день
В Таганроге хорошо бродить по набережной Азовского моря и дышать морским воздухом.
В город часто ездят любители парусного спорта: здесь можно обучиться яхтингу, принять участие в соревнованиях, арендовать яхту и отправиться на морскую прогулку.
За пределами Ростовской области Таганрог больше известен как родина Антона Павловича Чехова. Многие приезжают сюда, чтобы заглянуть в дом, где родился писатель, побывать в «Лавке Чеховых» и посмотреть знаменитые чеховские пьесы: «Вишневый сад» и «Чайку».
Впервые я побывала в Таганроге еще в школьном возрасте: нас возили на экскурсию по чеховским местам и рассказывали об истории города. Сейчас я приезжаю сюда из Ростова-на-Дону, чтобы просто погулять и сменить декорации. Расскажу, что посмотреть в городе, если у вас на него всего один день.
Что вы увидите
Как добраться
Ближайший к Таганрогу аэропорт находится в Ростове-на-Дону. Сколько стоят билеты из Москвы и как добраться из Платова в город, я писала в статье про Ростов-на-Дону.
Маршрут
Сейчас территория парка занимает больше 19 гектаров — это примерно 25 футбольных полей. Таганрожцы специально приносят с собой раскладные кресла, чтобы уединиться в тени деревьев, почитать или просто порелаксировать. Впрочем, обычных парковых лавочек здесь тоже хватает.
Вход на Приморский пляж бесплатный. Сами таганрожцы посещают его, но здесь, как и на большинстве других городских пляжей, мелководье.
Богудония — рыбацкий поселок в старой части Таганрога. Там живут потомственные рыбаки. В целом Богудония выглядит как трущобы: разноплановые домики хаотично лепятся друг к другу, кое-где виднеются остатки старой брусчатки, узкие переулки петляют. Очень атмосферное место.
В Богудонии есть собственный пляж. К нему нужно спускаться по полуразрушенной лестнице с веревками вместо перил. Поэтому надевайте удобную обувь, если планируете посидеть на берегу.
Домик Чехова и прилегающий к нему сад выглядят аккуратно, как на открытке. Там купец Павел Чехов, отец русского писателя, жил с семьей полтора года.
Сейчас в домике мемориальный музей. Его общая площадь — всего 30,5 м². Здесь можно потолкаться в маленьких комнатках и рассмотреть обстановку, которая окружала писателя в младенчестве. Меня изумила длина кроватей: кажется, что в лучшем случае на них мог спать ребенок. Оказывается, раньше люди спали полусидя.
стоит билет в Домик Чехова
Пушкинская набережная находится в 20 минутах ходьбы от Домика Чехова. По пути к ней можно увидеть сразу несколько таганрогских достопримечательностей. Одна из них — каменная лестница протяженностью 108 метров. Наверху можно передохнуть и полюбоваться на набережную с высоты.
Таганрогский художественный музей появился в городе благодаря Чехову. Он хотел открыть городской музей и обратился к художнику Ивану Репину, а тот — в Академию художеств. В итоге таганрогскому музею передали несколько известных картин русских живописцев.
Петровская улица — главная в Таганроге. Ее переименовывали чаще, чем центральные улицы в других городах. Петровская успела побывать Дворянской, Московской, Большой и, конечно, улицей Ленина.
Вдоль Петровской тянутся многочисленные архитектурные памятники: дома таганрогских купцов и дворян, здание бывшего кафе «Театрального», городская библиотека, парк культуры и отдыха и Таганрогский драматический театр. Кроме того, на Петровской сосредоточены кафе, баре и рестораны. В теплое время года здесь можно увидеть большое количество горожан, которые неторопливо ужинают в тени деревьев.
Таганрогский драматический театр имени Чехова построили в 1827 году. Это один из самых старых театров на юге России. С 1980 года здесь проходит Международный театральный фестиваль «На родине А. П. Чехова », поэтому в Таганрог регулярно приезжают гости из разных уголков мира.
В Лавке Чеховых можно подробно рассмотреть обстановку и вообразить атмосферу, в которой Антон Павлович проводил детские годы. Помимо интерьеров жилых комнат и торгового зала здесь сохранились художественные работы брата писателя — Николая Чехова, а также семейные фотографии.
Детали
Окрестности. По пути из Ростова-на-Дону в Таганрог находится Мержаново — хутор на берегу Таганрогского залива. В 2017 году в этом месте проходили съемки телесериала «Смотритель маяка». Специально для них соорудили декорации: маяк и несколько домиков. После съемок декорации стали местной достопримечательностью: ростовчане и таганрожцы приезжают в Мержаново, чтобы устраивать пикники и фотосессии. Заехать в Мержаново можно на машине.
Автомобилестроение в Таганроге: грандиозный проект или авантюра?
Заломив руки корреспонденту N, охранники ТКЗ «изолировали» его «на время визита на завод начальника Госналогслужбы РФ Александра Починка». Руководству ТКЗ есть что скрывать от прессы
Мало кто верил, но это случилось: «Ростсельмаш» заключил-таки ряд выгодных контрактов на поставку комбайнов «Дон». Но вот незадача: выполнение контрактов под вопросом из-за дефицита мостов ведущих колес. Мостами «РСМ» снабжал Таганрогский комбайновый завод. Однако там в результате антикризисного управления и поспешной продажи станков и оборудования производить мосты в достаточном количестве сейчас невозможно: нужно заново налаживать производство. Вместо 120 тысяч мостов, как раньше, на ТКЗ планируют выпускать столько же легковых автомобилей. Один вал сменяется другим. Между тем планы по созданию автомобилей только в Ростовской области имеют, по меньшей мере, три предприятия, а по всей России их уже десятки. Причем все, естественно, на основе сборки из импортных комплектующих. Америка въехала в эпоху процветания на своих автомобилях, мы, похоже, хотим въехать на корейских. Куда же они привезут нас на самом деле? АО «ТКЗ» — еще одна «горячая» точка
В субботу, 9 августа, за четверть часа до прибытия на АО «ТКЗ» Александра Починка корреспондент N предъявила удостоверение начальнику охраны завода Владимиру Лаврентьеву и объяснила цель редакционного задания (освещать визит г-на Починка в Таганрог). Владимир Лаврентьев в свою очередь заявил, что на это требуется специальное разрешение внешнего управляющего Евгения Струкова, так как визит носит ЧАСТНЫЙ (выделено N) характер и не предусматривает освещения в прессе. Не иначе, главу ГНС пригласили на блины. Если же у корреспондента N нет такого разрешения, то в момент прибытия делегации к подъезду здания заводоуправления охрана будет вынуждена «блокировать корреспондента N любым способом».
Так и случилось. Примерно в 12.30 у входа в заводоуправление АО «ТКЗ» в присутствии двух вице-мэров Таганрога Елизаветы Липовенко и Виталия Черного охрана завода, заломив корреспонденту N руки и зажав рот, силой уволокла ее в ближайший сквер. После вмешательства работников милиции Таганрога охрана отпустила корреспондента N. Но на этом ее злоключения не закончились. Спустя короткое время Викторию Макаренко, направлявшуюся на встречу с журналистами таганрогского телеканала «МИГ-TV», у подъезда ее дома снова остановили двое охранников АО. Они предложили свои услуги по организации встречи с Александром Починком на территории АО. Корреспондент N отказалась от этого предложения.
Тогда, схватив журналистку за руки и ноги, охранники понесли ее на территорию завода на глазах нескольких десятков жителей соседних домов. Доставив журналистку на территорию АО, ее заперли в помещении красного уголка охраны. Тем временем жители домов вызвали милицию и в ее сопровождении прибыли на территорию завода.
Поначалу охранники вообще отрицали факт нахождения журналистки на территории ТКЗ, но затем один из них (некто Неделько) объяснил, что по поручению Александра Васильева, помощника внешнего управляющего, Виктория Макаренко на время визита Александра Починка изолирована. Как все просто, не правда ли? Через некоторое время после вмешательства работников таганрогской милиции, подоспевших журналистов «МИГ-TV» и жителей дома № 35 по улице Инструментальной корреспондент N была освобождена. Слава богу, без выкупа. Не Чечня все-таки. В этот же день в третье городское отделение милиции Таганрога корреспондент N подала заявление о привлечении работников охраны АО «ТКЗ» к уголовной ответственности. Налицо, по мнению N, признаки злостного и умышленного воспрепятствования законной деятельности журналиста. Теперь организаторами и исполнителями этой акции занимаются правоохранительные органы. А чтобы дело, как это иногда бывает в нашей стране, не было спущено на тормозах, редакция направляет соответствующие обращения губернатору и прокурору Ростовской области, а также в Фонд защиты прав прессы. N надеется, что этого будет достаточно. А теперь спокойно попробуем разобраться, что же все-таки происходит в последнее время на подопечном Теруправления по делам о несостоятельности Таганрогском комбайновом заводе.
Между комбайнами и автомобилями
После распада СССР, в условиях нарастающего экономического кризиса Таганрогский комбайновый завод, получив статус АО, в 1993 году обострил соперничество с «РСМ» — отказался от «Донов» и провозгласил своей машиной комбайн КЗС-3. Однако за три года (сопровождавшихся бесконечными структурными переменами) крупносерийный выпуск этой машины так и не был налажен, а российские предприятия снизили потребность в мостах в десятки раз. В итоге к концу 1995 года АО «ТКЗ» вплотную приблизилось к банкротству. Суммарный долг предприятия составил более 200 млрд.
С 15 февраля 1996 года на АО «ТКЗ» было введено внешнее управление (арбитражным управляющим стал директор таганрогского филиала КБ «Донинвест» Евгений Струков). Одним из пунктов плана внешнего управления значится сохранение основного профиля предприятия. Но, как следует из неоднократных заявлений Евгения Струкова, из-за отсутствия в стране программы выпуска сельхозтехники, низкоэффективной работы маркетинговых служб АО и низкой платежеспособности потребителей продукции завода таганрогские комбайностроители так и не смогли за полтора года сформировать портфель заказов. То есть фактически управляющий расписался в собственном бессилии. Во время полуторагодичного внешнего управления мощности ТКЗ простаивали 11 месяцев.
Поэтому, козыряя отсутствием заказов на основную продукцию, руководство АО совместно с банком «Донинвест» при поддержке властей Таганрога и РО провозгласило своей палочкой-выручалочкой инвестиционный проект по организации на простаивающих мощностях ТКЗ сборочного производства южнокорейских автомобилей Daewoo. Во имя новой великой цели началось разрушение устаревших (и не очень) зданий и цехов, освобождение от оборудования помещений, пригодных под проект Daewoo, и великое переселение филиала «Донинвеста» в здание заводоуправления, а служб завода — в старые цеха.
Интересно, что в сферу пространственных притязаний будущего проекта Daewoo попадают как раз цеха нового мостового производства — их «очистили» от оборудования. Но руководство АО «ТКЗ», успокаивая встревоженный трудовой коллектив и лишенные информации о делах на ТКЗ местные СМИ, заверило, что все необходимое для производства основной продукции оборудование находится в целости и сохранности (правда, в демонтированном виде), а при необходимости может быть в короткие сроки смонтировано и использовано в производстве.
«Необходимость» свалилась снежным комом на головы руководства АО «ТКЗ» в конце июля текущего года. «РСМ» (набравший заказов на 1 трлн рублей, из которых самый срочный и обеспеченный — 1000 «Донов» для Иордании), помыкавшись по России и зарубежью в поисках мостов ведущих колес, вынужден был вновь «задружить» с таганрожцами. 21 июля АО «ТКЗ» возобновило работу в полном объеме, получив заказы на производство 2000 мостов для «РСМ» и Красноярского комбайнового завода, а также на выпуск 30 машин КЗС-3. Однако до сегодняшнего дня ни конвейер мостового производства, ни конвейер комбайнового производства так и не запущены. Отгрузка мостов заказчиком идет со склада готовой продукции (благо прошлым летом таганрожцы успели сделать приличный задел, но не сошлись в цене с «РСМ»), а также реализуются мосты из числа незавершенных (после некоторой доработки).
Запасы на складах весьма ограничены, поэтому ростовчане и красноярцы спешат получить как можно больше мостов. Таганрогский комбайновый завод, почувствовав себя хозяином положения, стал лавировать, и к 11 августа на «РСМ» случилось ЧП, о котором рассказал в выпуске «Дня Дона» директор «РСМ» по производству Анатолий Митюхин. А именно: АО «ТКЗ», несмотря на предоплату «РСМ» (24 млрд руб.), прекратило отгрузку мостов. Создалась угроза остановки конвейера «РСМ».
В телефонной беседе с корреспондентом N Анатолий Митюхин сообщил, что, поставив 800 мостов, таганрожцы должны были отгрузить на «РСМ» еще 600 штук. Но из-за более высокой цены, предложенной Красноярским заводом (37,5 млн руб.), таганрожцы уже отправили 200 с лишним мостов в Сибирь и готовят к отправке еще 50 штук. Программа «День Дона» назвала поступок таганрожцев «ножом в спину», так как, по словам Анатолия Митюхина, «РСМ» (сумевший договориться о цене в 25 млн за мост) был уверен в поставках из Таганрога. Уверенность эту «Ростсельмашу» вселил тот же Евгений Струков, который в двадцатых числах июля подтвердил приоритет Ростова перед Красноярском: «Мы все живем и работаем в Ростовской области».
Кина может и не быть
Казалось бы, чего так спешат потребители мостов опередить друг друга? Ведь не сегодня завтра руководство АО «ТКЗ» запустит конвейер мостового производства, и тогда. А что может произойти ТОГДА на собрании акционеров АО «ТКЗ», сообщил главный технолог завода Гвоздев. Из его слов следовало, что сейчас в спешном порядке готовится к запуску мостовое производство по обходной технологии (т. к. применить основную технологию невозможно по причине отсутствия необходимого оборудования). Обходная технология скажется значительным снижением количества выпускаемой продукции. К тому же ее применение обусловлено изношенностью задействованного в производстве оборудования (15, 20 и более лет давности). Если его загрузить на полную мощность, то, по мнению г-на Гвоздева, через два месяца оборудование выйдет из строя. Видимо, подобные сомнения стали терзать и столичных чиновников. Сегодня завершается подготовка правительственного совещания с участием президента РФ Бориса Ельцина, которое определит дальнейшую судьбу АО «ТКЗ». Вот почему 9 августа в Таганрог прибыл руководитель Госналогслужбы России Александр Починок с инспекцией финансово-экономической ситуации на АО «ТКЗ».
Почему нервничает руководство ТКЗ
Пытаясь найти объяснение агрессивности руководства АО «ТКЗ» по отношению к своему корреспонденту, N склонен считать, что она обусловлена серией наших статей об АО «ТКЗ». В них газета высказывала обеспокоенность закрытостью АО от СМИ, судьбой основного производства на предприятии, задавала вопросы о степени добавленного труда при будущей сборке автомобилей Daewoo и даже высказывала предположение о строительстве на территории АО лишь портового терминала.
Ответы на эти же вопросы искал, вероятно, в Таганроге и Александр Починок. После посещения территории АО и многочасового осмотра достопримечательностей Таганрога г-н Починок поделился с журналистами местных СМИ своими наблюдениями.
В частности, отвечая на вопрос о качестве будущей таганрогской сборки южнокорейских Daewoo, г-н Починок надеется на более серьезное отношение к инвестиционному проекту, нежели в случае с «Красным Аксаем». Газета «Коммерсантъ-Daily» в № 130 рассказала о том, как, побывав на «Красном Аксае», где собираются аналогичные южнокорейские автомобили Daewoo, Александр Починок на пальцах, что называется, показал сопровождающим, как именно сборщики экономят на отчислениях в бюджет. Перечислив сперва «некоторые конкретные схемы минимизации налоговых платежей», г-н Починок попросил «частично демонтировать двигатель автомобиля. Запустив руку в двигатель, Починок через некоторое время торжествующе продемонстрировал нагар. Между тем предполагалось, что это абсолютно новые машины. Нагар же свидетельствует, что двигатель уже эксплуатировался. А из этого следует, что сборка в Ростове одна видимость; на самом деле машины привозят из дальнего зарубежья уже собранными и прошедшими испытания».
Инвесторы таганрогского аналогичного проекта (а это те, кто запустил сборку Daewoo на «Красном Аксае», ФПГ «Донинвест») и производственники АО «ТКЗ» как могли убеждали г-на Починка дать предприятию налоговый кредит и обещали организовать достаточно глубокую сборку с участием предприятий РО и РФ, а не «собрать три машины и водку пить». В беседе с корреспондентом N представители АО «Аксай» опровергли сообщение «Коммерсанта-Daily» и сообщили, что глава ФПГ «Донинвест» Михаил Парамонов встретил со стороны Починка одобрение планов группы относительно автосборки на «Красном Аксае» и ТКЗ.
Говоря о перспективах сохранения основного профиля АО «ТКЗ» — выпуска мостов ведущих колес и сельхозтехники, глава ГНС, в свою очередь, заявил в Таганроге, что денег на развитие (или восстановление? — N) этого профиля у государства нет. Поэтому комбайностроители должны сами их заработать, в том числе и от реализации автомобилей Daewoo. Короче говоря, получается пока типичное российское «казнить нельзя помиловать». И мосты для комбайнов вроде снова нужны, и автомобили хочется выпускать. Впрочем, выпускать у нас всегда умели, спускать за бесценок тоже, теперь нужно научиться зарабатывать. Этому комбайностроителей взялась научить ФПГ «Донинвест», получившая контроль над заводом.
Любо, казаки? Любо, батька
На прошедшем 12 августа годовом собрании акционеров АО «ТКЗ» корреспондент N посмотрел и на комбайностроителей, и на тех, кто ими руководит. Заполненный примерно на 2/3 зал ДК ТКЗ равнодушно заслушал отчет об итогах 18-месячного внешнего управления предприятием. Господа акционеры (которым с трибуны объяснили, что из трех слов «за», «против» и «воздержался» они должны выбрать одно) спокойно приняли к сведению информацию о том, что за прошлый год стоимость основных фондов предприятия снизилась с 3,6 трлн руб. до 1 трлн руб. Акционеры не поинтересовались, куда направлены средства от реализации основных фондов (в кассу завода поступило 27 млрд руб.). Так же равнодушно они прослушали сообщение об организации в скором времени дополнительной эмиссии, в результате которой АО увеличит свой УК с 359 млн руб. до 4 млрд руб. Некоторое разнообразие в доклады, изобилующие конструкциями типа «аудитор остался нами доволен», «учиться никогда не поздно», «руководству нужна ваша помощь», внес отчет ревизионной комиссии, в котором говорилось о долгах предприятия. К примеру, сегодня долг АО «ТКЗ» бюджету составляет 65,5 млрд рублей, внебюджетным фондам — 13,9 млрд рублей, по кредитам — 190 млрд руб. В заключение акционеры выбрали новый состав совета директоров, в котором доминируют представители «Донинвеста». Председателем совета вновь избран Евгений Струков.
От нулей рябит в глазах
Подводя итоги анализа финансово-экономической ситуации на АО «ТКЗ», можно с большой степенью уверенности утверждать, что будущее предприятия весьма туманно. Связывать выход его из кризиса с проектом Daewoo после разоблачений Александра Починка на «Красном Аксае» как-то рука не поднимается. Тем более что дата выпуска первой опытной партии Daewoo в АО «ТКЗ» постоянно откладывается и сегодня (в отличие от апрельских заявлений) называется не текущий год, а сентябрь будущего.
Нервозное отношение организаторов проекта Daewoo к журналистам, неспособность прямо и открыто обсуждать проблемы завода заставляют усомниться в добросовестности их намерений. Большие сомнения вызывает возможность руководства привлечь сумму, которая, по словам представителей ФПГ, потребуется для организации автомобильного производства на ТКЗ, а именно 1,3 млрд долларов, или около 7 трлн рублей — больше, чем бюджет области.
Не происходит ли под видом реструктуризации Таганрогского комбайнового очередная дележка того, что осталось от прежних руководителей? Заявить о триллионном проекте и нарисовать райские кущи, имея определенное воображение, нетрудно. Это так ласкает слух тем, кто привык решать любые глобальные проблемы одним махом, будь то наполнение бюджета или поворот рек вспять. Куда как труднее порой делать ежедневную кропотливую работу. Слово «маркетинг» приятно для слуха многих новых бизнесменов — им так здорово можно щеголять — и неприятно в плане конкретной работы. Не идут комбайновые мосты — будем выпускать автомобили, и тоже много. А то, что российский финансовый капитал («Альфа-Банк», «СБС-Агро», «Менатеп» и др.) начинает наконец-то поворачиваться к сельхозпроизводителю, в данном случае в расчет не берется, и то, что современным крестьянам все в больших количествах требуется разнообразная малая техника, тоже не учитывается.
Был когда-то в Таганроге завод игрушек «Искра». Реструктуризацию на нем провели так умело, что нет ни завода, ни игрушек. А на том месте, где все это было, строит дачу один местный бизнесмен. Очень хочется верить, что на ТКЗ все будет по-другому.
P. S. Через полгода после этой публикации охранники «Донинвеста» получат судимости и сроки условно.