Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Журнал Райдер — Идеальный круг: руководство по спицовке колеса

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Друзья! Наверное, это не совсем формат Twentysix, но я решил выложить здесь и это небольшое руководство из журнала, чтобы у всех была возможность оценить и обсудить формат постоянной рубрики «Мастерская». Еще и потому, что, мы постараемся в ближайшем будущем провести в отношении этой рубрики «импортозамещение» силами одной из отечественных веломастерских.

Итак, девиз статьи: «Самостоятельная спицовка непременно породнит Вас с байком. От Вас – сноровка и терпение. От «Райдера» – пошаговая инструкция».

1. Для сборки колеса (с камерой) нам потребуются: станок для центровки колеса, зонтомер, штангенциркуль, молоток, тупой пробойник, отвертка, складной метр, подходящий спицевой ключ приблизительно на 3,2 мм для стандартных четырехгранных ниппелей.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

2. Для начала измеряем эффективный диаметр обода ERD: аккуратно измеряем внутренний диаметр обода и прибавляем толщину стенки обода. Эта цифра понадобится нам для расчета длины спиц.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

3. Теперь измерим диаметр (окружности) расположения (центров) спицевых отверстий втулки. Обратите внимание, что диаметр этой окружности может у каждого фланца быть своим. И в большинстве случаев передняя и задняя втулки различаются по этому показателю.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

4. Оформляем «паспорт» каждой втулки. Заносим в него диаметры расположения спицевых отверстий. Затем измеряем длину оси втулки (в данном случае – 142 мм). Делим это число пополам и отмечаем середину втулки. Теперь, расположив втулку на листе соответственно рисунку, измеряем расстояние от ее середины до каждого из фланцев (FD) при помощи штангенциркуля. В нашем случае это 33 и 20 мм. Заметим, что из-за крепления ротора тормоза передние втулки тоже асимметричны.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле


5.
Для расчета длины спиц мы рекомендуем воспользоваться одним из онлайн-калькуляторов. Например, калькулятором длины спиц на вебcайте DT Swiss.
Перевод терминов для калькулятора: Front wheel – переднее колесо; Rear wheel – заднее колесо; Rim Diameter / ERD – тип обода и/или ERD (см. выше); Hub – втулка; Pitch circle diameter – PCD (см. выше); Flange distance – FD (см. выше); Ø of spoke hole – диаметр спицевого отверстия; No. of spokes – число спиц; No. of intersections – число пересечений (тип спицовки, в данном случае – три); Nipple – тип ниппеля; Spoke length (precise) – точная длина спицы; rounded – округленная длина.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

6. Продеваем первую спицу через любое спицевое отверстие во фланце втулки изнутри со стороны ротора и закрепляем спицу ниппелем во втором спицевом отверстии обода от отверстия под ниппель камеры (нижнее фото).

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле
Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

7. Далее продеваем еще семь спиц в каждое второе отверстие фланца также с внутренней стороны втулки. Внимание: ни в коем случае не используем на одной стороне колеса спицы разной длины!

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

8. Продев спицу в отверстие фланца втулки (шаг 6), вставляем ее конец в отверстие обода, оставляя по три свободных отверстия между соседними спицами. Закрепляем ниппелями. То есть, в каждом четвертом отверстии должна быть спица.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле


9.
Теперь приводим спицы в их рабочее положение: удерживая обод одной рукой, вращаем втулку противоположно направлению движения (см. фото). Спицы должны входить в обод под тупым углом.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

10. Завершаем спицовку стороны ротора. Для этого следующие восемь спиц продеваем через оставшиеся отверстия того же фланца втулки с противоположной (внешней) стороны.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

11. Поворачивая свободную продетую спицу в направлении вращения втулки (см. шаг 9), проводим ее сзади двух ближайших закрепленных спиц и спереди третьей. Затем, как показано на фото, продеваем эту спицу в среднее из трех свободных отверстий на ободе и закрепляем ее при помощи ниппеля. Так же поступаем со всеми остальными продетыми спицами.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле


12.
На утолщенной (торцевой) части спицевых ниппелей есть шлицы. Вставив в шлиц отвертку или торцевой ключ для спиц (см. фото) навинчиваем ниппель на спицу на два-три оборота, не применяя силу.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

13. Теперь продеваем первую «спицу-ориентир» (не путать с «лидирующими») через отверстие второго фланца изнутри. Перед этим поворачиваем колесо таким образом, чтобы ниппель шины оказался в верхней точке. Ориентируясь на ближайшее к ниппелю по ходу движения велосипеда отверстие обода (слева), находим соответствующее отверстие на фланце втулки, также расположенное в направлении движения (см. фото). Закрепляем спицу в этом положении. Так напротив ниппеля шины не будет пересечения спиц, мешающего подключению насоса.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

14. Следующую спицу вставляем в ближайшее отверстие фланца слева от спицы- ориентира. Продеваем эту спицу в отверстие снаружи, так чтобы ее головка смотрела наружу от втулки.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

15. Остальные семь спиц продеваем в каждое второе отверстие во фланце (в обод пока не вставляем). Следим при этом, чтобы спица не попадала в треугольничек меду спицами другой стороны, а оставалась свободной. Перекидываем третью спицу справа от спицы-ориентира через нее снаружи и вставляем в ближайшее свободное отверстие от ниппеля шины слева (принцип «сзади, сзади, спереди, закрепляем»). Остальные спицы последовательно вставляем в каждое четвертое отверстие обода так, чтобы они не пересекались с другими спицами, и закрепляем ниппелями.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

16. Оставшиеся восемь спиц продеваем в той же последовательности с внутренней стороны фланца в свободные отверстия. Затем их нужно будет вставить в свободные отверстия обода и закрепить.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

17. Поскольку все остальные спицы уже закреплены, пространства для маневров осталось довольно мало. Поэтому берем каждую из последних спиц двумя руками и вставляем в соответствующее отверстие обода, соблюдая схему трех пересечений «сзади, сзади, спереди» и одинаковые углы пересечения спиц.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

18. Теперь, когда у нас сформировался полный зонт, навинчиваем ниппели глубже на каждую спицу, пока вся резьба не скроется из виду – но не дальше!

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

19. Теперь закрепляем колесо в станке для центровки (правки). Чтобы линия центровки колеса не отклонилась в одну из сторон, проверяем, чтобы оно было прочно зафиксировано в креплениях «вилки» станка. Затем, начиная от ниппеля шины, затягиваем все короткие спицы колеса на один полный оборот. На переднем колесе это будет левая сторона по направлению движения велосипеда, а на заднем – правая (сторона трансмиссии). Затем переходим к спицам противоположной стороны.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

20. Необходимо исключить трение головок спиц об отверстия при колебаниях спиц. Для этого осторожными ударами при помощи молотка и тупого пробойника выравниваем головку каждой спицы с поверхностью фланца.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле


21.
Затягиваем спицы еще примерно на пару оборотов в обозначенной выше последовательности (сначала на «короткой» стороне, затем на стороне длинных спиц). Извлекаем колесо из станка и устанавливаем зонтомер на торец втулки колеса со стороны коротких спиц и на обод с обеих сторон. При помощи регулировочного колесика настраиваем длину оси зонтомера таким образом, чтобы устранить зазоры в этих трех точках (борта обода справа и слева, торец втулки). Затем прикладываем зонтомер с противоположной стороны колеса (с длинными спицами).

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

22. Если обод не равноудален от втулки, подтягиваем все ниппели спиц соответствующей стороны фланца на пол-оборота. Корректировка всегда должна быть направлена в сторону длинных спиц. Результат протяжки проверяем, снова установив на колесе зонтомер и выровняв его.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

23. Сводим вместе оба щупа станка для правки колес и подводим их к ободу, пока один из щупов не начнет цепляться за обод. Для выправления эллипса ниппели всегда подкручиваются лишь на четверть оборота. Подтягивается всегда одинаковое число спиц слева и справа.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

24. Область радиального биения отмечаем белым скотчем. Подтягиваем спицы (по часовой стрелке по отношению к внешней стороне обода) на четверть оборота. И, если участок биения охватывает только пять спиц, чуть-чуть подтягиваем и шестую тоже, чтобы не сделать восьмерку.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

25. О восьмерке говорит боковое биение обода о щуп станка. Чтобы ее выправить, немного ослабляем ниппели со стороны биения и натягиваем ниппели с противоположной стороны, пока обод перестанет со скрипом задевать щуп.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле


26.
Чрезмерное натяжение может повредить как втулку, так и обод. Чтобы проверить натяжение, со средним усилием сжимаем две перекрещенные спицы. Точка пересечения не должна смещаться больше, чем на один сантиметр.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

27. После всех протяжек нужно еще раз проверить концентричность колеса. В случае необходимости выправляем. Только следим за тем, чтобы не «перетянуть» спицы.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

28. Чтобы предупредить появление восьмерок и эллипсов, после спицовки следует «опрессовать» колесо. Устанавливаем колесо на прочную подставку и аккуратно наваливаемся на него своим весом, после чего снова проверяем его на концентричность и биение.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Автор текста: Кристиан Цимек

Источник

МОЙ МОТОЦИКЛ

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Собрать колесо вроде бы дело не особо тяжелое и должны с этим справляться многие (кто не обделен смекалкой))). Но не все так гладко как кажется. В чем же может появится проблема?Спицы — да,да именно в них, ведь их нужно правильно натянуть, чтобы колесо не ходило восмеркой и прочие неудобства.

Это не просто механика, а как бы даже некоторое искусство — причем работать надо в основном головой, руками — потом. Для «прошаренных» оно уже кажется не таким страшным, но что же делать новичкам и малоопытным?!

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Спиц в колесе по крайней мере 36 штук. А на некоторых мотоциклах еще больше. И все они через обод и ступицу (барабан) взаимосвязаны — натяжение одних в той или иной мере передается другим. Вы видели, как при проверке спиц по ним постукивают, прислушиваясь. Тем самым выясняют, одинаково ли натянуты спицы по кругу. В хорошо собранном колесе длины спиц строго идентичны, а сами они действуют на обод с одинаковой силой, то есть натянуты ровно. Тогда и «поют» они одним голосом. Помните, такое колесо из всех возможных вариантов самое прочное, меньше деформируется на неровностях, меньше страдает от ударов, дольше служит. Перегруженная (поющая высоким голосом) спица вряд ли долго протянет, если ее соседки расслаблены.
В реальном колесе (а не в идеальной модели) иной раз и прекрасное звучание спиц не мешает ободу быть несоосным с барабаном. Так, различие в длине спиц в один миллиметр может привести к заметному биению обода (особенно осевому), хотя звук от удара по ним примерно один и тот же. А ведь кроме неточной регулировки спиц по длине могут быть и погрешности в изготовлении обода, барабана и т.д. Поэтому, собирая колесо, мало ориентироваться по звуку спиц. При регулировке взаимоположения обода с барабаном для достижения соосности на последнем этапе работы все равно спицы дотягивают.
Нам нужно поработать над тем, чтобы добиться минимального биения. Но что считать нормой? Опыт показывает, что осевое биение свыше 4 мм, передающееся шине, уже заметно ухудшает поведение мотоцикла в целом, снижая его устойчивость. Не на пользу оно и самим шинам, которые из-за этого работают разными участками неравномерно. Радиальное биение такой же величины меньше сказывается на устойчивости мотоцикла, но зато резко ускоряет неравномерный износ шины, похожий на тот, что вызывается ее дисбалансом. Если отбалансировать такое колесо, шина все равно будет изнашиваться неравномерно. Вот отчего мы стремимся к тому, чтобы биение обода было менее 1 мм.
Но как этого добиться с минимальными нервными и физическими затратами? Известно, что работать можно по-разному. Одни любят брать препятствия наскоком, в лоб, даже если это не всегда лучший путь к цели. Другие предпочитают вначале все продумать, подготовить необходимый инструмент, приспособления.
Первые попросту навешивают обод на спицы с барабаном, закрепляют в тисках ось, надевают на нее колесо, а затем, вращая его, укорачивают спицы в диаметрально противоположных участках колеса, заворачивая гайки (ниппели). По мере подтяжки спиц непрерывно контролируют положение обода относительно оси, Задача заключается в том, чтобы к моменту натяжения спиц обод уже имел минимальное биение. Тогда дальнейшая регулировка не представляет трудности — их нужно лишь равномерно (на одно и то же число оборотов гайки) натянуть. Иными словами, биение обода устраняют прежде всего его перемещением в нужную сторону, регулируя длину спиц, а потом уж (если понадобится) изменяя их натяжение. Случается, что окончательная регулировка минимального биения обеспечивается при не совсем одинаковом натяжении спиц, но. как мы уже говорили, только в хорошо собранном колесе они обычно и натянуты поровну, к чему и надо стремиться.
Допустим, вы собрали колесо, использовав новый, без дефектов обод, но при проверке обнаружили радиальное биение его, равное 3 мм (рис. 1).

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Рис.1-обод с радиальным биением 3мм: 1-18 условные номера спиц; Roб — радиус обода.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Рис.2 — обод с осевым биением (б): 1-4 условные номера групп спиц.

В то же время колесо может иметь радиальное биение, но не иметь осевого. Поэтому мы обычно начинаем с устранения осевого биения и лишь после этого переходим к радиальному, а не наоборот.
Как устраняют осевое биение, изображенное на рис.2? Ясно, что для этого ну ж но группы спиц 1 и 2 удлинить, а 3 и 4 укоротить. Но делать это надо тоже вдумчиво. Например, длины спиц, лежащих вблизи вертикальной плоскости колеса, изменить в наибольшей степени, стоящих рядом — поменьше, удаленных — еще меньше. Спицы, находящиеся вблизи горизонтальной оси, вокруг которой мы перемещаем обод, в регулировке не нуждаются.
Если вы все это делаете без приспособлений, то нужно еще помнить о том, чтобы собранное колесо попало на свое место, то есть точно в середину вилки, а не с краю. Для этого продольная плоскость симметрии обода должна располагаться на равном расстоянии от отверстий для спиц на ступице. Определив таким образом, на сколько миллиметров выступает торец барабана за край обода, учитывают эту величину при сборке. Иначе, поверьте, при установке колеса на мотоцикл настроение будет испорчено, и надолго.
Все. о чем мы говорили, относится к работе с новым, без дефектов ободом. Тогда, если действовать правильно, не надо будет ломать голову над тем, как исправить колесо, вдруг принявшее в ваших руках какую-нибудь невероятную форму — яйца, восьмерки или чего-нибудь подобного. При покупке обода его надо все-таки повнимательнее осматривать.
Ну а если уж, неправильно натягивая спицы, вы сами изготовили восьмерку, то не спешите, работайте последовательно. Сначала устраните деформацию обода (эту самую восьмерку), представляющую более сложный вид осевого биения, не забывая при этом о величине «а» (рис. 3), а затем уже ликвидируйте радиальное биение.

Если новый обод купить не удастся, а старый имеет резко выраженную вмятину например, след удара о камень, не пытайтесь, как хочется, устранить ее натяжением отдельных спиц. Ничего хорошего не получится — местная жесткость обода та кова. что спицы лопнут гораздо раньше, чем исчезнет вмятина. Если она невелика и не влияет на шину, то на время, пока нет нового обода, лучше ничего не трогать, на поведение мотоцикла такая вмятина практически не повлияет. Если же из-за вмятины появилось биение шины, ездить не сто ит. Надо любым способом поправить обод. Чаще всего умельцы делают это при помощи классического набора — тяжелого молотка и нескольких дерееянньк чурбаков.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Теперь поговорим о том, как можно облегчить сборку колеса. Если изготовить простое приспособление (рис. 3) достаточно точно, то при известной сноровке можно получить колесо, почти не требующее дополнительных регулировок.
Основой приспособления служит любая ровная плита (от металлической до деревянной). На плите тщательно размечают окружность с радиусом, равным внешнему радиусу обода. Лучше всего измерить его в нескольких направлениях, а потом взять среднее значение — на случай, если обод не вполне круглый. На этой окружности через 90 град. устанавливают ложементы, которые строго центрируют обод по отношению к оси: отверстие для нее точно размечают и сверлят в центре окружности.
Начиная сборку, прежде всего проверяют состояние резьбы на спицах и в их ниппелях: нежелательно, чтобы она была тугой. Если ниппели свободно наворачиваются на спицы, то колесо в приспособлении быстро собирается от руки, без ключа. Последнее очень важно. Ведь пальцы чувствительнее гаечного ключа! Вы легко соберете колесо и снимете его с приспособления в таком состоянии, когда спицы натянуты еще слабо, но люфтов уже нет. Теперь установите его на ось и при вращении проверьте, не велико ли биение. В случае необходимости подрегулируйте. После этого все спицы поровну подтяните на одно и то же число витков резьбы, и колесо готово.
В эксплуатации часто бывает, что натяжение спиц ослабляется, причем неодинаково. Причины возможны самые разные: неодинаковое качество отдельных спиц и ниппелей, различный износ их гнезд в барабане и ободе, грубая езда по неровной дороге и т.д. Шины же, к примеру, могут изнашиваться неравномерно и при езде по идеальным дорогам, если само колесо несбалансировано и при его качении нагрузка на спицы неравномерна. Во всех случаях, помимо устранения причины такого износа, колесо нуждается в балансировке. Ее делают обычно прямо на мотоцикле. Балансировать колесо, однако, легче отдельно, на оси, зажатой в тисках.
Если колесо много проработало, да еще в тяжелых условиях, наверняка, обод где-то слегка, пусть малозаметно, но смят. В этом случае, чтобы достичь минимального биения, может потребоваться уже не совсем равное натяжение отдельных групп спиц, поэтому, проверяя их на звук, не увлекайтесь. В первую очередь следите за тем, чтобы само биение было минимальньм. Однако и в этом случае тональность звучания отдельных спиц должна быть схожей, пусть и неодинаковой. Если какая-то поет совсем не так, как прочие, то это явный признак неверной регулировки.
Наконец, все усилия, затраченные на то, чтобы правильно собрать колесо, могут быть перечеркнуты неправильным монтажом шины, которая из-за этого сама гуляет на несколько миллиметров туда-сюда, к сожалению, многие мотоциклисты, особенно новички, не умеют хорошо монтировать шину, мучаясь с нею часами. А ведь порой для этого достаточно всего лишь смочить кромку обода мыльным раствором, чтобы накачанная шина идеально села на свое место.

Вроде все детали упомянули, так что пробуйте сами (лучше, для начала. на чем то стареньком) и все у вас получится…..

Источник

Депо Анальгин

Ремонт и обслуживание мототехники, кастомайзинг

Замена и регулировка спиц колеса мотоцикла

О преимуществах и недостатках спицованных колес перед литыми можно спорить долго и безрезультатно, свои плюсы и минусы имеются и у тех, и у других. У нас другая цель: в этой статье мы расскажем о нашем опыте работы со спицами и ободами. Интерес к этой теме велик, многие из камрадов еще не забыли свою велосипедную молодость и ощущают в себе готовность выправлять «восьмерки» и на мотоколесах. Но не все решаются на это по причине «а вдруг не получится?». Получится! Сама по себе работа технически несложная, но нудная и кропотливая.

Что для нее понадобится?

Стапель. Были испробованы различные конструкции: индикаторы часового типа, магнитные стойки и т.д., и т.п. В итоге самой удобной оказалась комбинация из столярных тисков, которые фиксируют ось колеса и фрезерных тисков, в которые крепится медная трубка диаметром 8 мм, выполняющая функции индикатора биения. Эта трубка – вещь, удобная во всех отношениях: она универсальна — легко подгибается под любое колесо и под любое измерение (радиальное и торцевое биение); она функциональна – обладает двумя режимами индикации биений (звуковым и визуальным); и наконец, ее ресурс и ремонтопригодность практически бесконечны, что немаловажно.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Оправка. В первую очередь она предназначена для грубой правки вмятин на ободах, но пригодится и для замены спиц.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Рыбацкий стул. Вообще незаменимая вещь. Эргономика рабочего места – залог успеха любого технологического процесса.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Ключ рожковый 6/7. Куплен в Костиной Раме.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Итак, начинаем. В качестве супермодели для нашего фотосета мы выбрали переднее колесо, принадлежащее бестселлеру российского рынка мотоэндуро, особенно популярному на СамараМото, Хонде Африка Твин. Па-бам! Встречайте!

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Если необходимо выправить серьезную вмятину или восьмерку, первое, что нужно сделать – это снять с колеса покрышку и залить все ниппеля спиц проникающей смазкой типа ВД-40 или соляркой. Несмотря на хромирование, анодирование и прочие ухищрения, ниппеля спиц часто «прикисают», а если не удаётся расшевелить больше 3-5 ниппелей, придется покупать новый набор спиц и переспицовывать колесо. Наша фотомодель была долго лишена мужского внимания, в результате чего стала весьма капризной – удалось открутить всего 9 спиц из 36. В связи с чем были куплены новые спицы: 18 коротких и 18 длинных.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Демонтируем тормозные диски.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Спицовка на Африке не особо сложная, в 3 креста,

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

… что позволяет не особо заморачиваясь менять спицы попарно. Начинаем со спиц, которые обращены к левой стороне ступицы (можно и наоборот, без разницы). Выбираем 2 спицы, которые образуют внешний (наиболее близкий к ободу) крест и демонтируем их. Если откручиваются — откручиваем, если нет — применяем спецсъемник №2.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоциклеКак проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

На освободившиеся места устанавливаем 2 новых спицы, предварительно смазав резьбу консистентной смазкой. Под ниппеля не забываем поставить шайбы.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Сначала вставляем длинную наружную спицу (красная стрелка), затем короткую внутреннюю (зеленая стрелка). По-другому и не получится — они будут мешать друг другу.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Повторяем операцию 9 раз с левой стороны, затем 9 раз с правой (последовательность особой роли не играет).

Ниппеля спиц при установке не протягиваем, только наживляем на 5 — 6 витков. После замены всех спиц даем им первичную протяжку. Эту монотонную процедуру удобно делать шуруповертом: устанавливаем ограничитель усилия на 3 — 4 Н*м и аккуратненько протягиваем равномерно слева — справа крест — накрест. Торцевое расположение обода относительно ступицы удобно контролировать по тому, насколько равномерно углублены в свои ниппеля спицы правой и левой стороны (вполне достаточно визуального контроля).

Затем устанавливаем колесо на стапель и устраняем радиальное биение, сначала на левой стороне обода, затем переворачиваем колесо и повторяем на правой (в принципе, возможна и обратная последовательность, но это будет уже не по фэн-шую).

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Индикатор биения (это медная трубка, речь о которой шла выше) выставляем таким образом, чтобы она чуть касалась внутренней стороны закраины обода. В тех местах, где индикатор касается обода, спицы отпускаем на пол-оборота; там, где имеется зазор, напротив, подтягиваем. Крутим только ниппеля, регулирующие натяжение спиц на той стороне обода, которая на данный момент обращена наверх. Усилие затяжки совсем небольшое, 5-6 Н*м по ощущениям. На вмятины закраины обода, а также на его сварной шов (они сильно задевают за индикатор биения, чем вызывают неприятные звуки) внимание не обращаем, в любом случае, натяжением спиц эти дефекты не выправишь.

Следующий этап — торцевое биение. Выставляем индикатор по тому же принципу: чтобы он чуть касался теперь уже боковой поверхности закраины обода.

Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Смотреть картинку Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Картинка про Как проверить натяжение спиц на мотоцикле. Фото Как проверить натяжение спиц на мотоцикле

Принцип регулировки также остается прежним: если обод касается индикатора, то в этом месте «нижнюю» спицу (и ее соседей в зависимости от протяженности «бугра») надо подтянуть, «верхнюю» (и соседей по необходимости) ослабить. Если есть зазор, то наоборот: «верхнюю» подтягиваем, нижнюю отпускаем. Усилие минимальное. По достижению результата колесо переворачиваем и повторяем операцию на правой стороне.

Естественно, что при регулировке радиального биения торцевое тоже «уползает», поэтому после перекура (час-другой, чтобы колесо»привыкло») весь цикл регулировки нужно повторить и иногда неоднократно. Вообще, Хонда очень щедра на лимиты биения для спицованных колес: axial (side-to-side) — 2.0 mm, radial (out-to-round) — 2.0 mm, но мы стараемся выводить оба зазора в 0,5 мм, ибо очевидно, что от разнообразнейших нагрузок, которые будет испытывать колесо на эндуро в процессе эксплуатации, они увеличатся.

Последний этап — финальная протяжка. Стандарт по моменту затяжки спиц обнаружился только в сервис-мануале BMW:»Spoke nipple — 5 Nm». На наш взгляд, лучше протягивать, ориентируясь на звук натянутой спицы, который легко проверить по принципу камертона, ударив по ней уже упомянутым ключиком 6/7. У протянутой спицы звук чистый и звонкий, у недотянутой — глухой и дребезжащий. По ощущению на руке для этого спицу протягивать приходится чуть сильнее, чем рекомендуют баварцы.

Вообще, надо сказать, что работа эта оставляет впечатление весьма специфическое. С одной стороны, вроде бы ничего сложного, с другой, многое в ней сродни шаманству и получается иногда далеко не с первого раза. Мы поделились собственным опытом, но вполне возможно, что кто-то знает, как эти операции можно сделать проще, легче и эффективней. Будем рады, если камрады, имеющие опыт в данном вопросе, поделятся своими идеями и советами на этот счет.

Дополнение от марта 2017.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *