фудплей что это такое
FODMAP-диета: зачем она нужна, что можно есть и что нельзя
Если вы интересуетесь правильным питанием, то наверняка натыкались на англоязычный акроним FODMAP. Он расшифровывается как Fermentable Oligosaccharides, Disaccharides, Monosaccharides, and Polyols (Ферментируемые Олигосахариды, Дисахариды, Моносахариды и Полиолы). Разберем подробнее, что это такое и какие продукты разрешены, а какие запрещены при таком плане питания. И самое главное: кому вообще назначают диету FODMAP.
Что такое FODMAP
Все перечисленные вещества представляют собой короткоцепочечные углеводы и сахарные спирты, которые довольно плохо усваиваются организмом, особенно в больших количествах.
FODMAP встречаются и в продуктах питания, и в некоторых пищевых добавках. Типичные симптомы при их употреблении:
Боль и тяжесть в животе;
Ощущение переполненности желудка, отрыжка.
Designed by diana.grytsku/freepik
В каких продуктах содержатся FODMAP?
Вещества, которые относятся к ферментированным углеводам и сахарным спиртам:
Фруктоза (во фруктах и овощах);
Фруктаны (также в некоторых овощах и семенах);
Лактоза (в молочной продукции);
Однако некоторые из FODMAP могут провоцировать повышенную чувствительность кишечника, либо обострять хронические заболевания ЖКТ, если они есть.
Как работает диета FODMAP?
Диета с низким содержанием олигосахаридов подразумевает либо их полное, либо частичное исключение из ежедневного питания.
Основная проблема в том, что диете FODMAP очень тяжело следовать, а потому её должен назначать только медицинский специалист.
Кому показана диета FODMAP?
Как читатель уже догадался, ограничительную диету назначают преимущественно людям с хроническими заболеваниями ЖКТ:
Воспалительное заболевание кишечника (ВЗК);
Другие функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта.
Помимо того диета FODMAP показана для облегчения симптомов при иных хронических заболеваниях:
Аутоиммунные заболевания (ревматоидный артрит, рассеянный склероз);
После того, как врач поставит диагноз, он может предложить вам диету FODMAP – либо в виде ограничения определенных продуктов, либо в виде полного отказа от них.
Что такое краудфандинг: обзор платформ и советы начинающим
Краудфандинг позволяет собирать необходимые денежные средства, привлекая инвесторов, которые хотят получить доступ к проекту. Они добровольно объединяют деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать авторов интересующей идеи.
Как правило, для краудфандингового проекта устанавливается конкретный срок окончания инвестирования. Автор или фаундер также указывает сумму, которую ему нужно собрать за это время. Принципом краудфандинга является прозрачность всех денежных потоков. Инвестор (бэкер) должен понимать, куда и в каком размере ушли его деньги. Взамен он получает либо часть будущей прибыли проекта, либо внесенные средства в полном размере. Некоторые проекты предусматривают безвозмездное пожертвование.
Обычно краудфандинг используют, когда речь идет о запуске стартапа. Этот метод сбора средств также подходит для благотворительных, образовательных, экологических проектов и интернет-площадок разного спектра, к примеру, онлайн-СМИ. В последние годы авторы проектов активно собирают деньги и на личные цели.
С чего все началось
Несмотря на то, что краудфандинг как метод сбора средств сейчас популярен в интернет-среде, его начали использовать еще 100 лет назад. Интересно, что один из первых известных примеров связан с российской историей. В 1912 году жители села Турнаево начали строить первую в Сибири Серафимовскую церковь, объединив свои деньги и средства жителей соседних деревень. Всего на церковь собрали около 12 тыс. царских рублей или около ₽7,2 млн в современных ценах.
Однако термин «краудфандинг» появился лишь в 2006 году, и его автором стал журналист Джефф Хау.
Лидерами по объемам рынка краудфандинга являются Китай, Япония, Южная Корея и США, где доля таких вложений на инвестиционном рынке составляет от 2% до 5%. В России она пока достигла только 0,15%.
Как работает краудфандинг
Бэкеры проекта могут рассчитывать на получение той или иной выгоды, либо вкладываться в него безвозмездно. В зависимости от того, как будет расплачиваться с ними фаундер, выделяют несколько основных видов краудфандинга:
Банк России выделяет четыре типа краудфандинга:
Что такое платформа для краудфандинга
Краудфандинг осуществляется на специальных платформах. Чтобы начать сбор денег, нужно выбрать подходящую площадку, которая будет отвечать особенностям проекта. При этом все действия фаундеров и бэкеров должны соответствовать нормам действующего законодательства, в случае с Россией 259 ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, нужно внимательно прочитать правила платформы, чтобы не остаться без денег. Дело в том, что некоторые из них следуют политике «все или ничего». Это означает, что, если фаундер проекта выставил цель собрать определенную сумму к конкретной дате, но не смог выполнить ее, он может и не получить никаких денег.
Есть также площадки, где нужно собрать минимум 50% заявленных средств. Однако в этом случае комиссия для фаундера проекта будет выше, чем при 100%.
Даже если проект размещается на платформе, которая не выставляет подобных ограничений, необходимо самостоятельно оценить шансы на успех заявленной цели. Речь идет о тех проектах, которые предполагают вознаграждение или возврат денег бэкерам.
Полезно также узнать, как долго существует выбранная площадка, какая у нее репутация и сколько успешных проектов уже было реализовано. Можно попробовать связаться с другими фаундерами, которые размещали там свои проекты.
Краудфандинг в России
В нашей стране насчитывается 26 официальных краудфандинговых платформ. С 2019 года в нашей стране действует вышеупомянутый закон, регулирующий сферу. Неквалифицированные инвесторы могут вкладывать в проекте от ₽5 тыс. до ₽600 тыс., а профессиональные — неограниченные суммы.
В 2020 году общий объем сделок с использованием таких платформ составил более ₽7 млрд. При этом более 60% средств привлекли путем краудлендинга, когда бэкеры предоставляют краткосрочные займы юридическим и физическим лицам.
Вот несколько известных российских платформ
Planeta.ru (2012 год) — самая крупная краудфандинговая платформа в стране. Она не занимается сбором средств для коммерческих проектов и на политическую деятельность. Обычно на Planeta.ru ищут финансирование для творческих и благотворительных проектов. Кстати, ее первым проектом стал сбор средств на запись новой студийной пластинки «Би-2». Площадка работает по принципу «минимум 50%». Если фаудер собирает половину заявленной суммы и гарантирует выполнение обязательств, площадка берет комиссию 15%, если же сбор средств достигает 100% и выше, — то 10%. При работе же с проверенными благотворительными фондами площадка работает по принципу «оставить всё собранное». У Planeta.ru также есть собственный интернет-магазин.
Boomstarter (2012 год) — крупнейшая в стране платформа для финансирования бизнес-проектов, технологических, творческих и социальных инициатив. Считается отечественным аналогом Kickstarter. Площадка работает по схеме «все или ничего». В этом случае автор получает деньги, только если его проект достигает цели. На платформе работают кураторы, которые помогают потенциально успешным проектам. Самым популярным проектом площадки, который собрал 1063% от заявленной суммы, стал фильм «28 панфиловцев».
Kroogi (2007 год) — самая старая краудфандинговая площадка, которая подходит для размещения творческих проектов, если уже есть контент. Работает по схеме «заплати, сколько считаешь нужным» с комиссией в размере 15%. На площадке размещали альбомы Борис Гребенщиков и «Аквариум», другие музыканты. Есть возможность запретить скачивать свой материал бесплатно, либо, наоборот, полностью отказаться от возможности получать вознаграждение. Неактивна с 2018 года.
Поток (2015 год) — крупнейшая платформа p2b-кредитования в стране. Представители малого бизнеса могут получить заем на развитие от инвесторов. Возможность инвестировать есть не только у физлиц, но и у ИП и компаний. Платформу запустил Альфа-банк.
Город денег (2014 год) — площадка кредитования малого и среднего бизнеса частными инвесторами. Бэкеры выбирают интересные проекты и предлагают получить у них заем. Фаундеры могут выбрать самые лучшие предложения от инвесторов по результатам электронных торгов. Комиссия площадки составляет от 3% до 6%.
Зарубежные платформы для краудфандинга
Для продвижения своего проекта можно использовать как российские, так и зарубежные площадки. Вот несколько самых крупных:
Kickstarter (2009 год) —первая популярная краудфандинговая площадка, чьи создатели сделали популярным термин «краудфандинг». Подходит для коммерческих проектов в творческой, научной и производственной областях. Это крупнейшая площадка с большой аудиторией, где относительно легко собрать деньги. Однако не все проекты подходят под условия платформы, а описывать их нужно на английском языке, либо делать под англоязычную аудиторию. Кроме того, если проект не собрал нужную сумму, то деньги возвращаются бэкерам.
Indiegogo (2008 год) — площадка, которая подходит для творческих, благотворительных проектов и даже личных целей. Фаундер может забрать всю сумму, которую он привлек. Однако платформа берет серьезную комиссию до 9%. Все проекты также должны быть представлены на английском языке.
Patreon (2013 год) — платформа, которая позволяет подписчикам финансово поддержать своих любимых блогеров, музыкантов, подкастеров и артистов путем платной подписки на их каналы. 5% комиссии идет на поддержку самого сайта.
AngelList (2010 год) — самая известная платформа для стартапов и бизнес-ангелов. Подходит для ИТ-проектов. Она также предоставляет информацию о вакансиях и общую информацию об учредителях. Можно использовать как модель долевого капитала, так и акционерный краудфандинг. Одним из известных пользователей площадки была Uber.
Сrowdfunder (2011) — платформа, которая работает по системе вознаграждений. Подходит для творческих и увлекательных бизнес-идей, а также стартапов, которые не имеют поставленных целей. Комиссия с успешного сбора составляет 5%.
Краудфандинг: секреты успеха
Нужно помнить о том, что собранные путем краудфандинга средства тоже считаются доходом. Физическое лицо платит подоходный налог от всей суммы привлеченных денег, а ИП или компания выплачивают налог на доход согласно выбранной системе налогообложения. НКО может оформить сбор денег как пожертвование.
Фудхолл и фудкорт – в чем разница?
В прошлом месяце в Москве с шумом открылся фудхолл «ДЕПО», о котором написали все гастропорталы столицы и не только. Для москвичей такой формат уже не в новинку: сейчас уже работают Даниловский рынок, «Вокруг света» и еще с десяток. В Петербурге подобные гастропроекты находятся только в стадии согласований, планирования или реконструкций. Самый близкий к этой концепции Долгоозерный рынок работает около года. Что еще нужно знать о фудхоллах, спросили у экспертов.
Растущая популярность фудхоллов сегодня однин из самых ярких трендов в сфере общественного питания. В Москве уже более 15 фудхоллов и, я уверен, в ближайшее время этот формат начнет активно появляться в регионах. У его популярности две основные причины. Первый – соответствие запросу аудитории. Фудхолл предлагает своим посетителям большой выбор разнообразной, аутентичной еды за относительно небольшие деньги. Качественная и интересная еда вкупе с необычным пространством дают тот самый новый гастрономический опыт, новые впечатления, которые сейчас так важны потребителям. С точки зрения среднего чека и посадки этот формат сопоставим с фудкортом с сетевыми проектами-арендаторами, а вот с точки зрения атмосферы, концепции и, главное, качества продуктов – это полная его противоположность. Изначально участниками фудхоллов были, в основном гастроэнтузиасты. Философия рвущегося вперед стартапа требовала от них экстра внимания к качеству их продукта. И, конечно, это было позитивно воспринято публикой. Следом таким форматом заинтересовались и опытные рестораторы – достаточно посмотреть на тех, кто открыл корнеры в «Депо». Благодаря всем игрокам, столичный модный стритфуд, представленный на фудхоллах, становится умным, здоровым, с качественными продуктами и интересной подачей. Time out market в Лиссабоне Вторая причина популярности формата – уникальная для рынка общепита эффективность и успешность Даниловского рынка – первого в Москве фудхолла на территории обновленного сельскохозяйственного рынка. В результате реконцепции эффективность использования площадей рынка увеличилась в полтора раза, а ежедневная посещаемость составила от 7 до 13 тысяч человек. Кроме того, состав аудитории изменился: если раньше средний возраст был 45+ лет, то теперь – 30–35 лет. Даниловский рынок, который Ginza Project перезапустила в 2017 году, дал старт развитию фудхоллов в Москве и показал городским властям и владельцам подобных объектов то, насколько выгодным может оказаться вложение в их реконструкцию. Последовавшая за Даниловским массовая реновация рынков дала толчок к дальнейшему активному развитию фудхоллов в столице. Помимо рынков, площадкой для новых фудхоллов становятся и бывшие производственные помещения. Эти площадки объединяет большая площадь и, обычно, удачное расположение. В каждом российском городе есть такие объекты, обычно они имеют удачную локацию, многие обладают исторической ценностью. И судя по запросам, которые мы получаем от собственников рынков в разных городах, массовое обновление таких площадок и появление современных фудхоллов в российских регионах произойдет в ближайшие 2-3 года. Dekalb Market Hall Бруклин Первый на очереди – конечно, Санкт-Петербург. Правительство города уже объявила о своей готовности организовать обновление городских рынков (например, Кузнечного, Василеостровского, Московского, Сенного, Хасанского), и Ginza Project, конечно, заинтересован в развитии таких форматов в родном городе. Новое явление — фудхолл — всего несколько лет назад появилось в Москве, в Петербурге же тренд только набирает обороты. Отличие от фудкорта в том, что в фудхолл идут целенаправленно, чтобы попробовать разную еду. Это не просто перекус по дороге в очередной магазин торгового центра, это осознанный выбор, «еда со смыслом». Если в традиционном кафе кухня часто ограничена одним концептом, то в фудхолле представлены совершенно разные варианты: от пиццерии до раменной. И цены, конечно, значительно ниже по сравнению с рестораном а-ля-карт. В прошлом году мы автоматизировали «Зеленый рынок», проект международного ресторанного холдинга Ginza Project и инвестиционной группы компаний «Аваль». Гастромаркет распространил формат фудхолла в спальном районе Москвы: в мини-ресторанах представлены блюда с разных уголков мира, среди которых американские бургеры, вьетнамский суп фо, немецкие колбаски, итальянская пицца, грузинский хачапури, японские роллы и многое другое. В Петербурге к подобному формату можно отнести Долгоозерный рынок и еще не открывшийся фудхолл во Владимирском пассаже. Примером фудхолла может служить Центральный рынок, «Депо», Усачевский рынок. Это общее единое пространство с разными точками питания, но с общей посадочной зоной. Получается, что в рамках такого формата различные концепции объединяет единое пространство с особой атмосферой. Формат фудхоллов популярен по нескольким причинам. Во-первых, потому что все мы любим разнообразие – а фудхолл это как раз тот случай, когда сразу несколько кухонь собраны в одном месте. Во-вторых, фудхоллы отвечают запросам молодого поколения – более мобильного, открытого к гастрономическим экспериментам. Кроме того, это более массовый, более демократичный формат, который при этом является более здоровой альтернативой фудкортам с изобилием фастфуда. Markthalle Neun Berlin, Germany Сам тренд пришел к нам из Европы и Америки, когда сегмент HoReCa стал постепенно осваивать переизбыток торговых площадей, который образовался в результате снижения динамики ритейла. Фудхоллы в этом плане стали наследниками фудкортов, но если фудкорт – это про «поел и побежал», то фудхолл предполагает более осознанное погружение в кулинарию, особую атмосферность и достаточно высокий уровень сервиса. Фудхолл – это в каком-то роде гибрид форматов. С одной стороны, это, прежде всего, хорошая ресторанная еда, это интересная кулинария. С другой стороны, это совмещение в едином большом пространстве нескольких форматов с традиционными кухнями разных стран и континентов. А фудкорт – это, как правило, просто общая площадка для типовых точек с фастфудом. Central Market Hall, Budapest, Hungary Для гостей минус, прежде всего, в том, что это место действительно популярное и даже тусовочное, люди приходят сюда не только для того, чтобы поесть, но и чтобы хорошо провести время – и тут же возникает проблема с посадочными местами. А для рестораторов главная сложность с освоением такого формата в умении выстроить свой технологический процесс. То есть, если в ресторане ты работаешь с большой кухней и множеством подсобных помещений, в фудхолле ты однозначно имеешь дело с открытой кухней и очень ограниченными возможностями в плане сопутствующих помещений. Но, думаю, эти проблемы тоже решаются методом проб и ошибок. Потенциал у такого формата для развития, безусловно, есть – особенно если речь идет о регионах, в которых фаст-кэжуал только начинает развиваться и приживаться. Весь ажиотаж вокруг открытия «Депо» в Москве показал, что насыщения рынка в этом сегменте еще не произошло – и это отличная возможность для рестораторов показать новые концепции, заинтересовать и вовлечь новую аудиторию в гастрокультуру. Что такое NFT и как на них можно заработать миллионыС каждым годом новые технологии все больше проникают в нашу жизнь, изменяют ее, заставляют людей пересматривать свои взгляды и уже по-другому воспринимать привычные для нас вещи. Что такое NFT, почему искусство перешло в виртуальную реальность и как люди зарабатывают на этом миллионы долларов? Что такое NFT и откуда он взялся? NFT (non-fungible token) – это уникальный невзаимозаменяемый цифровой ключ, созданный на основе криптовалюты. NFT не может быть уничтожен или заменен на другой такой токен. Он представляет собой некий сертификат уникальности и неповторимости какого-либо цифрового объекта. Стоит отметить, что невзаимозаменяемый токен никак не влияет на копирование файла. Он только подтверждает, что тем или иным цифровым объектом обладает конкретный пользователь. При помощи технологии NFT можно продать или купить любой цифровой объект – музыку, изображение, 3D-модель, текст, игровой предмет и пр. Его суть состоит в регистрации некоего права собственности на конкретный виртуальный объект в блокчейне. Информацию о владельце невозможно заменить или удалить. Иными словами, это схоже с покупкой дорогой картины. То есть, она принадлежит вам, но при этом может быть выставлена в какой-то известной галерее на всеобщее обозрение любителей изобразительного искусства. Стоит также отметить, что фотографировать данную картину или использовать ее копию в интернете может любой желающий. Первые эксперименты с технологией NFT начались еще в 2013-2014 годах на скриптовом языке Bitcoin. В 2017 году компьютерный алгоритм для создания, контроля и предоставления информации о владении чем-либо был создан на блокчейне Ethereum. Первая продажа виртуального объекта при помощи NFT «Ежедневно: первые 5000 дней» / «Everydays: The First 5000 days» — это коллаж из 5000 изображений, создаваемых Beeple на протяжении 13 лет, начиная с мая 2007 года. Однажды иллюстратор принял решение ежедневно делать и выкладывать в интернет новое изображение. Необычайно ответственный Майк Винкельманн с того момента не пропустил ни единого дня. В результате у него собралось уже более 5000 работ. Коллаж «Ежедневно: первые 5000 дней» / «Everydays: The First 5000 days» Майка Винкельманна (Beeple) Человек, который приобрел цифровой объект на основе NFT, получил не только само изображение, а и уникальный токен, который содержит в себе цифровую подпись художника, время создания произведения искусства, записи о всех предыдущих продажах и владельцах, и прочую не менее важную информацию. В настоящее время предметы цифрового искусства можно продавать и покупать на таких крупных площадках как OpenSea, Rarible, Mintable и пр. Чтобы создать NFT виртуального предмета необходимо завести кошелек Ethereum и загрузить в него свой лот. Токен может быть создан сразу или уже после того, как покупатель решит приобрести права собственности на цифровой объект. NFT-маркетплейсы со своей стороны берут комиссии за успешные сделки. Так что такое NFT и есть ли у него будущее? Примечательно то, что эта работа 2007 года высмеивает коллекционеров, которые покупают предметы искусства за огромные деньги. На трафарете изображены люди, принимающие участие в аукционе, на котором ведутся торги за картину с надписью «I can’t believe you morons actually buy this shit» / «Я не могу поверить, что вы, кретины, реально покупаете это дерьмо». Трафарет «Morons» (White) стрит-арт художника Banksy Ethereal Flames Pink War Dog из игры DOTA 2 Заядлые коллекционеры готовы платить сумасшедшие суммы за право обладать редким предметом. В числе таких артефактов могут оказаться и цифровые объекты NFT. Единственным отличием является только носитель. В любом случае посмотреть на объект и использовать его копию могут все желающие, но право собственности остается только у одного человека. В случае с NFT это право хранится в криптокошельке единственного владельца. Игра CryptoKitties (Криптокотики) на основе блокчейна Ethereum Достаточно сложно понять, что такое NFT и почему эта технология постепенно становится нашей новой реальностью. Но вполне возможно, что уже через несколько лет она будет такой же привычной и доступной для пользователей, как оплата покупок при помощи банковской карты или телефона. Не стоит также забывать о том, что NTF – это всего лишь новый инструмент, который можно использовать для различных целей. Сейчас его все активнее применяют для распространения цифровых коллекционных объектов. Такими являются, например, уникальные видео-моменты спортивных матчей или фильмов, аудиозаписи известных исполнителей, оцифрованные предметы искусства, популярные мемы и даже сообщения из социальных сетей. Да, давайте покупать жипеги. Отличный план, надёжный как швейцарские часы. Только не факт, что лично твой nft будет что то стоить. Как видим дорогущие нфт идут от уже распиаренных личностей или структур. Хотя с котиками попробовать можно, но что-то мне подсказывает что там тоже не всё чисто. Робопес Spot и творческие порывыАмериканская компания роботехники Boston Dynamics существует с 1992 года. Сначала услугами бывших инженеров Массачусетского технологического университета пользовались в основном американские же военные. Boston Dynamics, Spot 3.0 Есть их первый громоздкий прототип BigDog, финансируемый DARPA, пока он остается только опытным образцом. Его четырехногая шагающая конструкция предполагает схожие со строением собаки бионические элементы, заменяющие колеса или гусеницы, необходимые для устойчивого положения и движения. Boston Dynamics, тесты WildCat, 2013 На разных этапах эволюции милой желтой собачки были резвая дикая кошка и ее неторопливый вариант LS3, приспособленный для переноски больших грузов, больше напоминающий покладистого мула. Boston Dynamics, тесты LS3 (Legged Squad Support System), 2012 На стройплощадке аэропорта Сан-Франциско, пресс-служба американской компании HoloBuilder В первую очередь это работяга, способный выполнять сложную и нудную работу, состоящую из однотипных многократно повторяющихся задач. Как например, подробные геодезические замеры для строительства аэропорта в Сан-Франциско. Видео с камеры Spot (слава), тест на ориентирование в пространстве в лаборатории Boston Dynamics Рабочие канадской компании Pomerleau с помощниками Спот Еще пес используется на морских подстанциях, где необходимо регулярно проводить осмотр оборудования в опасных для человека условиях. И с помощью удаленного оператора ищет утечки нефти на морской платформе в Норвежском море для скандинавского нефтегазового оператора Aker BP. В таких случаях задействуют Spot Enterprise с функцией самозарядки и передачи данных. Его даже завели на техасском полигоне SpaceX в Бока-Чика: кому охота первым осматривать место аварии, особенно если в повалившемся набок топливном баке ракеты был жидкий азот. Инженеры компании ласково называют механического компаньона Зевс и поставили ему будочку. С началом пандемии женская больница Массачусетского технологического университета в качестве эксперимента проводит бесконтактное измерение жизненных показателей пациентов. Когда-то нечаянный пиар на YouTube помог Boston Dynamics привлечь коммерческое внимание к своим разработкам. Пришлось немного подыграть, превратив Спота в фирменную фишку, мастера на все манипуляторы. Теперь их продукцию используют для рекламы себя. По крайней мере у нас: Сбер не стал мелочиться и купил робопса за 5,4 млн рублей как только он появился в продаже зимой 2021 года. Пока четвероногий осваивается в просторных коридорах корпоративного университета банка. Иногда раскладывает книги в архивах Российской государственной библиотеки. Например, Go1 от китайской Unitree Robotics, которого можно купить от 2 700 долларов. Есть еще AlphaDog от Weilan за 2 400, но они пока выпущены ограниченным тиражом для тестирования. А что же искусство? На спине робота был установлен пейнтбольный маркер с краской. Через специальный сайт любой желающий методом лотереи мог на 2 минуты получить доступ к удаленному управлению механизмом и повеселиться вволю, раскрашивая все, что попадется под ногу. Не будем расстраиваться, балет все-таки будет. Spot не только умеет открывать двери, собирать мелкие предметы в корзину на спине, сажать цветочки и рисовать мелками на асфальте. Он еще отличный танцор. В конце 2020 года Boston Dynamics сделала всем отличный подарок: два гуманоидных робота Atlas, механический пес и складской трудоголик Handle зажгли под хит «Do You Love Me?» модной в 60-е группы Contours. В июне 2021 контрольный пакет акций BD купил за 1,1 млд долларов азиатский гигант Hyundai Motor и сразу запустил для западных покупателей промо-кампанию экологичного гибрида Ioniq, который с прошлой весны рекламируют амбассадоры компании BTS. Встречайте синхронный ансамбль пластичных четвероногих роботов под корейский k-pop «I m on it». Кстати, песиков в танце кружится столько же, сколько участников слащавой мальчуковой группы. Фиксики уже не те.За криптовалюту теперь можно купить колбасу в ближайшем магазинеБиржа Coinbase ввела поддержку систем Apple Pay и Google Pay, и теперь расплатиться биткоином или любой другой криптовалютой можно в любом месте, где принимают Visa. Достаточно выпустить виртуальную карту биржи, деньги будут конвертироваться автоматически. Часть 3. Упадок. Акварель 42х60Компания Geometric Energy Corporation (GEC) объявила сегодня о запуске миссии DOGE-1 к Луне на борту ракеты Falcon 9 в первом квартале 2022 года. В качестве полезной нагрузки миссии будет выступать 40-килограммовый кубсат. Он получит разнообразные датчики и камеры на своём борту. Дополнительное пространство для полезной нагрузки будет выделено для объектов цифрового искусства в виде табличек, предоставленных GeometricLabs Corporation и Geometric Gaming Corporation. Отметим, что это одна из т.н. Rideshare-миссий, поэтому позднее должны появится и другие полезные нагрузки. Руководство миссией будет осуществляться Geometric Space Corporation (GSC) в сотрудничестве со SpaceX. «Официально заключив сделку с DOGE Geometric Energy Corporation и SpaceX укрепили DOGE в качестве расчётной единицы лунного бизнеса в космическом секторе», — сказал главный исполнительный директор Geometric Energy Сэмуэль Рид (Samuel Reid). «Эта миссия продемонстрирует применение криптовалюты за пределами околоземной орбиты и заложит основу для мультипланетарной торговли. Мы рады запустить DOGE-1 на Луну!», — сказал вице-президент SpaceX по коммерческим запускам Том Очинеро (Tom Ochinero). Скрытые особенности БиткоинаОбзор неочевидных для многих отличий Биткоина от существующих платежных систем Ранее в статье «Почему Биткоин — это принципиально новая монетарная система» речь шла о том, что любая денежная (монетарная) система базируется на трех основных составляющих — денежной массе, денежных транзакциях и владении деньгами. В отличие от управляемой и монополизированной государством традиционной монетарной системы, основанной на фиатных (фидуциарных) деньгах, Биткоин является децентрализованной денежной системой и управляется правилами (протоколом), зашитыми в его программный код. Это в корне меняет три основных составляющих, лежащих в основе этой системы — деньги эмитирует программный код, а не государство; транзакции между контрагентами осуществляются напрямую, без посредников; распоряжаться деньгами на биткоин-адресах может только владелец их приватных ключей, никто другой не может получить к ним доступ. Но помимо этого Биткоин, как платежная система, имеет ряд других уникальных особенностей о которых либо не знают, либо не придают им значения. 1. В Биткоин-сети нет аккаунтов. В отличие от других платежных систем, у пользователей Биткоина нет своего аккаунта, т.е. счета, который был бы каким-то образом привязан к пользователю. Клиенты банков имеют аккаунты в виде банковских счетов, идентифицируемых по паспорту и/или налоговому номеру клиента. Банковские карты платежных сетей Visa и MasterCard также связаны с аккаунтами их пользователей. Клиенты электронной платежной сети PayPal имеют аккаунты, связанные с адресом их электронной почты. Во всех других платежных системах существуют какие-то способы идентификации личности и её счетов. В Биткоине этого нет! С одной стороны это делает пользование Биткоином псевдонимным. С другой — в случае утраты приватных ключей восстановить доступ к биткоин-адресам невозможно. В Биткоине только приватный ключ дает право пользования деньгами, хранящимися на соответствующем ему биткоин-адресе. Нет ключа — нет биткоинов! Или, как говорится в популярной среди биткоинеров поговорке — ”Not your keys, not your coins” (Не твои ключи, — не твои биткоины). Из этого следует, что вся ответственность за хранение денег в Биткоине лежит только на владельце приватных ключей от биткоин-адреса. Никто не сможет помочь ему восстановить доступ при утрате ключей! Отчасти эта проблема решается сторонними сервисами верхнего уровня, которые предоставляют доступ к аккаунту клиента и через него — к приватным ключам, которые хранятся на серверах этих сервисов. Это делается за счет утраты анонимности — пользователь должен указать свои реквизиты для восстановления доступа к аккаунту, как правило, — e-mail и/или номер телефона. А по требованиям KYC/AML и свои личные данные — имя и фамилию, адрес проживания и т.п. Например, в популярном веб-кошельке Blockchain.info приватные ключи от биткоин-адресов клиентов хранятся в зашифрованном виде на серверах сервиса, а клиенты получают к ним доступ, войдя в свой аккаунт на сайте или приложении для смартфона по паролю и используя для надежности двухфакторную авторизацию. Кроме того, клиенты могут скачать свои приватные ключи (точнее — seed-фразу) и хранить у себя. Это дает им возможность воспользоваться любым другим кошельком, который поддерживает seed. 2. В биткоин-кошельках не хранятся биткоины. Эта парадоксальная фраза сбивает с толку многих начинающих (и не только) пользователей Биткоина. Но в действительности это так! В Биткоин кошельках хранятся приватные ключи от биткоин-адресов, а не сами монеты. Более того, см. п.3… 3. Биткоины не существуют как сущности. 4. Биткоины не отправляются ни на адреса, ни с адресов. В отличие от банковских транзакций, которые суть перевод денежных средств с одного банковского счета на другой, транзакция в Биткоине реализована по-другому — это разблокирование неизрасходованных средств выхода осуществленной ранее транзакции (UTXO — unspent transaction output) при помощи приватного ключа биткоин-адреса отправителя и блокирование переводимой суммы при помощи публичного ключа адреса получателя. Поскольку можно использовать только всю сумму на неизрасходованном выходе, остаток (сдача) блокируется публичным ключом адреса отправителя. После этого получатель может таким же образом разблокировать своим приватным ключом неизрасходованный выход этой новой транзакции (UTXO) и заблокировать публичным ключом нового получателя переводимую ему сумму, осуществляя новый перевод. Ниже на картинке приведен пример простой транзакции. У отправителя (его принято называть Элис/Alice) на неизрасходованном выходе (UTXO) ранней транзакции есть 10 BTC. Элис переводит 8 BTC получателю (принято называть Бобом/Bob), а остаток (сдача) в размере 2 BTC возвращается на биткоин-адрес отправителя (Элис). При этом выход с 10 BTC становится израсходованным и создаются два новых неизрасходованных выхода (UTXO) — c 8 BTC и 2 BTC. Но первый может теперь разблокировать только Боб, а второй — только Элис. Пример транзакции в Биткоине. Из этого следует, что баланс любого биткоин-адреса — это сумма всех неизрасходованных выходов транзакций (UTXO), которые заблокированы публичным ключом владельца этого адреса. Пусть вас не пугает эта сложность, Биткоин использует криптографические алгоритмы и, с точки зрения криптографии, это достаточно простая схема. К тому же, позволяющая отследить всю цепочку транзакций вплоть до первой эмиссионной. По сути, это выглядит как перевод с одного биткоин-адреса на другой с возвратом остатка (сдачи) на биткоин-адрес отправителя (не обязательно тот, с которого был осуществлен перевод). Но, как вы теперь понимаете, в реальности это осуществляется путем разблокирования приватным ключом отправителя и нового блокирования переводимых сумм публичными ключами получателей. Из этого следует очередная особенность: 5. Биткоины никогда не бывают в пути. Банковские транзакции подразумевают реальное движение сумм переводов между счетами. Сначала со счета отправителя снимается переводимая сумма и он уменьшается на эту сумму. Затем средства перемещаются по банковским и межбанковским каналам, проходя через транзитные счета, пока не поступят на счет получателя, который увеличивается на переводимую сумму. Т.е. какое-то время существует ситуация при которой деньги со счета отправителя уже сняты, а на счет получателя еще не зачислены. В Биткоине такого нет! До тех пор, пока биткоин-транзакция не будет в составе нового блока записана в блокчейн, средства остаются на биткоин-адресе отправителя. Фактически самого движения нет, есть одновременный акт передачи монет с адреса на адрес в момент записи блока с транзакцией в блокчейн. А как же «двойная трата», спросите вы? Да, действительно, если я отправляю средства на адрес получателя, а они сразу с моего адреса не списываются, значит я могу снова отправить их на адрес другого получателя. Одними и теми же монетами купить пиццу и пиво к ней! На самом деле, большинство программных кошельков это не позволяют делать. Но никто не мешает это сделать напрямую, послав подписанное распоряжение о переводе средств в Биткоин-сеть. Что же произойдет в этом случае? Да всё просто! Одна из двух транзакций не пройдет. И не обязательно это будет вторая. Тут возможны два случая: 1. Обе транзакции попали в один мемпул. Майнер пропустит одну и забракует по нехватке средств вторую. 2. Транзакции попали в разные мемпулы (к разным майнерам). В блокчейн будет записан блок только с одной транзакцией. После этого вторая транзакция станет невалидной.
|