фуд кластер что такое

Фуд-холлы и с чем их едят

фуд кластер что такое. Смотреть фото фуд кластер что такое. Смотреть картинку фуд кластер что такое. Картинка про фуд кластер что такое. Фото фуд кластер что такое

Рестораны, кафе, фуд-корты, столовые, кофейни…

Казалось бы, что нового можно придумать в ресторанном бизнесе? Но вдруг появились фуд-холлы, которые стремительно обрели массовую популярность. Сейчас о них говорят не только в профессиональном сообществе, но и среди обывателей.

Что такое фуд-холлы

Для тех, кто впервые слышит о подобном, объясню. Фуд-холлы (или фуд-моллы) — это большие гастрономические пространства, которые объединяют под одной крышей разнообразные форматы питания с общей зоной посадки. Буквально в паре метров друг от друга могут находиться заведения самых разных концепций: вьетнамская, американская, корейская, индийская, русская, итальянская и тайская кухни, кондитерские, кофейни и многое другое. В большинстве случаев такие пространства выглядят стильно и «инстаграмно».

Здесь нет официантов, а заказ чаще всего принимают у стойки. В фуд-молле, вы сможете попробовать вьетнамский суп, тайскую лапшу, модный американский бургер и кофе на миндальном молоке, но купить всё это придётся в разных ресторанных точках.

фуд кластер что такое. Смотреть фото фуд кластер что такое. Смотреть картинку фуд кластер что такое. Картинка про фуд кластер что такое. Фото фуд кластер что такое

Вместе с фуд-холлами к нам пришли и новые понятия, например, fast casual (фаст-кэжуал). Так называется формат еды фуд-холлов — нечто среднее между хорошим fast food и рестораном. Fast casual отличает от fast food более здоровый подход к еде, оригинальная кухня, использование многоразовой посуды и стильный интерьер. Схожесть с fast food в быстром формате обслуживания, отсутствии официантов и небольшой площади ресторанных точек.

фуд кластер что такое. Смотреть фото фуд кластер что такое. Смотреть картинку фуд кластер что такое. Картинка про фуд кластер что такое. Фото фуд кластер что такое

Как распространялся формат фуд-холлов

Схема распространения формата традиционная: Европа → Москва → Петербург → регионы. Мы переняли концепцию фуд-холлов у европейцев, которые первыми переформатировали свои рынки в гастрономические пространства. Подобные ресторанные кластеры можно встретить в Лиссабоне (Time Out Market Lisbon), Флоренции (Mercato Centrale Firenze), Барселоне (Mercat de la Boqueria) и многих других городах Европы.

фуд кластер что такое. Смотреть фото фуд кластер что такое. Смотреть картинку фуд кластер что такое. Картинка про фуд кластер что такое. Фото фуд кластер что такое

Первым российским фуд-холлом стал реконструированный Даниловский рынок в Москве. За ним последовала вереница подобных открытий — фуд-молл «Депо» на месте Миусского трамвайного депо, гастрономическая улица strEAT, Eat Market и многие другие. Сегодня в столице работает больше 30 подобных точек.
Петербург может похвастать недавно стартовавшими проектами City Food в «Сити Молле», Eat Market в «Галерее» и реконструированными Долгоозерным и Василеостровским рынками. Анонсированы еще две точки открытия — оранжереи Таврического сада и помещения бывшего завода «Вагонмаш» на Московском проспекте 115.

Ресторанные кластеры готовят к открытию в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах-милионниках. Спустя несколько месяцев после запуска московского «Дэпо», когда я осознал перспективность этого тренда, вывез всех ключевых сушефов FUN24 в Москву посмотреть, как реализован формат.

фуд кластер что такое. Смотреть фото фуд кластер что такое. Смотреть картинку фуд кластер что такое. Картинка про фуд кластер что такое. Фото фуд кластер что такое

Почему фуд-холлы стали популярными

Фуд-холлы заняли промежуточную нишу между заведениями для людей среднего класса и теми, кто предпочитает высокую кухню и дорогие рестораны. Люди, которые ходят в дорогие рестораны, увидели в фуд-холлах более доступный, модный, но не менее качественный формат. А те, кто посещает фуд-корты, нашли возможность немного доплатив (а иногда за те же деньги, что и в фуд-корте) получить более высокое качество и попробовать нечто новое.

Стоит сказать и о качестве еды. За счет большого потока Гостей в фуд-холлах высокая пропускная способность продуктов, а значит свежие составляющие, что сказывается на качестве блюд в целом.

Еще одна причина популярности в том, что фуд-холлы, как и фуд-корты, дают возможность выбора — какой бы компанией не пришли люди, каждый сможет найти что-то для себя.

фуд кластер что такое. Смотреть фото фуд кластер что такое. Смотреть картинку фуд кластер что такое. Картинка про фуд кластер что такое. Фото фуд кластер что такое

Причины, по которым рестораторы выбирают формат фуд-холлов:

фуд кластер что такое. Смотреть фото фуд кластер что такое. Смотреть картинку фуд кластер что такое. Картинка про фуд кластер что такое. Фото фуд кластер что такое

Рынок, торговый центр или старая фабрика — где открыть фуд-холл?

Во многом требования к площадке для открытия фуд-холла совпадают с требованиями для строительства крупных развлекательных центров: город-миллионник, площадь помещения от 10 000 кв. м, транспортная доступность, сформированная культура отдыха. Для фуд-холлов и развлекательных центров рентабельнее найти готовое помещение, чем строить «с нуля».

Под фуд-холлы переделывают рынки и верхние этажи торговых центров. Пространством для площадок также могут стать старые промышленные здания и мануфактуры. В Петербурге два фуд-холла открылись на месте бывших детских развлекательных центров. Парки развлечений располагались на верхних этажах торговых центров и были закрыты по требованию пожарных инспекций или из-за низкой рентабельности.

Да, развлечения не платят столько, сколько платит еда, и вполне естественно, что формат вытесняется. Но я не думаю, что этот тренд сохранится в долгой перспективе. Люди хотят не только есть, но и развлекаться. Парки развлечений — генератор гостевого потока на длительный период, такие арендаторы останутся востребованными для владельцев ТЦ. Люди, которые ходят по торговому центру, проводят в нём в среднем 1,5–2 часа. Посетители развлекательных центров — 2,5–3 часа. Что выше почти в два раза, следовательно, люди тратят за это время больше денег.

фуд кластер что такое. Смотреть фото фуд кластер что такое. Смотреть картинку фуд кластер что такое. Картинка про фуд кластер что такое. Фото фуд кластер что такое

Огромный потенциал в реновации старых советских рынков. В Европе рынки — это место встреч, куда люди приходят, чтобы провести время, увидеться с друзьями, позавтракать и заодно купить качественные продукты. В рамках общего пространства продают сыры, колбасы, а в центре расположены кафе, где подают готовые блюда и вино. Вы можете купить в лавке сыр, ветчину, взять бокал вина и перекусить.

фуд кластер что такое. Смотреть фото фуд кластер что такое. Смотреть картинку фуд кластер что такое. Картинка про фуд кластер что такое. Фото фуд кластер что такое

В Азии популярны рынки, где продают свежие морепродукты. На этом же рынке их можно приготовить за небольшую плату. Уверен, что рынки продолжат развивать совмещенное направление продажи продуктов и готовой еды. Разойтись есть где, ведь рынков, которые морально устарели и требуют реновации у нас с избытком.

фуд кластер что такое. Смотреть фото фуд кластер что такое. Смотреть картинку фуд кластер что такое. Картинка про фуд кластер что такое. Фото фуд кластер что такое

Перенимаем концепции

Никто, как русские, не любит перенимать кухни разных стран мира. В своё время у нас был бум ресторанов итальянской, затем японской кухонь, пару лет назад на каждом шагу открывались бургерные. Теперь накрывает волна паназиатской кухни, которая в широком спектре представлена в фуд-холлах. Люди массово открыли для себя направление Азии. Съездили, посмотрели, попробовали; за полгода зимовки привыкли к местной кухне, и вернувшись, стали прививать эту культуру у нас. Как показывает практика, она здесь неплохо приживается.

Более того, мы перенимаем опыт и реализовываем концепции даже лучше, чем в странах, откуда они пришли изначально. Роллы, пасту, кофе в России нередко можно найти лучшего качества, чем в оригинале.

фуд кластер что такое. Смотреть фото фуд кластер что такое. Смотреть картинку фуд кластер что такое. Картинка про фуд кластер что такое. Фото фуд кластер что такое

Та же история произошла и с кальянами. Культура зародилась не у нас, но в действительности, Россия сейчас наиболее продвинутая страна кальянного направления. Мы производим большое число табаков, сами делаем угли, кальянное оборудование. Могу с уверенностью сказать, что лучшие кальяны у нас. Я ездил по всему миру и мне есть с чем сравнить.

Долго ли продержится тренд на фуд-холлы

Пройдёт немного времени и фуд-холлы станут для нас обычным местом, где можно перекусить или назначить встречу. По большому счету, это просто эволюция фуд-кортов. Уход от стандартного набора: блины, бургеры, картошка-фри на разные форматы национальных кухонь.

фуд кластер что такое. Смотреть фото фуд кластер что такое. Смотреть картинку фуд кластер что такое. Картинка про фуд кластер что такое. Фото фуд кластер что такое

При этом уже появились фуд-холлы, которые сочетают в себе fast food и fast casual. Например, в City Food форматы зонировали. 12 точек отданы под привычный fast food, который включает Макдональдс, KFC, Carl’s Jr и другие. 17 площадок занимает fast casual — разного рода экзотические концепции, аутентичные модные кафе и рестораны авторской кухни. Объединение аудиторий, однозначно, выигрышный вариант. Чем больше целевая — тем шире спектр, а значит, эффективнее модель.

Источник

Почему фуд-холлы так популярны? Отвечает основатель архитектурного бюро Archpoint

Фуд-холлы — развивающийся тренд: в Европе и США их уже больше двухсот. Что такое фуд-холлы, как мода на них пришла в Россию, какие у формата есть архитектурные особенности — рассказывает Валерий Лизунов, основатель архитектурного бюро Archpoint и совладелец московских баров Parka, Prscco Bar, Aprol Bar и «Проходное место».

Для справки: в 2020 году специалисты архитектурного бюро Archpoint (Валерий Лизунов, Екатерина Агеева, Максим Винокуров) реконструировали Черемушкинский рынок, переосмыслив его внешний вид.

Фуд-холлы, или гастромаркеты, — современный гастрономический и культурный феномен. Это пространства, в которых на одной территории представлены несколько заведений с разными концепциями и кухнями разных народов, а часто еще и рынок со свежей фермерской продукцией. До пандемии я успел побывать во многих гастромаркетах в Европе, США и Азии, и везде меня привлекала бурлящая там жизнь — это настоящий тренд среди людей всех возрастов и национальностей.

В России такие места начали развиваться не так давно: пилотный пример этой концепции — Даниловский рынок в Москве, который оформился как гастромаркет в 2017 году. После его успеха игроки ресторанного бизнеса подхватили и стали развивать эту идею. Сейчас в столице уже несколько десятков фуд-холлов, к этой цифре стремится Санкт-Петербург, а тенденция идет и в регионы.

Истоки

В нашу страну концепция, как водится, пришла с Запада: в Европе и США количество фуд-холлов превышает пару сотен, и популярны они дольше, чем у нас, — уже больше десяти-двадцати лет. Западные страны, в свою очередь, переняли концепцию у азиатов, у которых распространены рынки, на которых можно не только купить продукты, но и попросить их сразу же приготовить. Наиболее известные фуд-холлы за границей — это Time Out Market в Лиссабоне, Revival Food Hall в Чикаго, Markthal Rotterdam в Роттердаме, Borough Market в Лондоне. И это мегапопулярные места — тот же Time Out Market привлекает ежегодно более 3 млн посетителей.

Если задумываться о том, почему такая концепция появилась и стала успешной, наверное, мы придем к тому, что еда перестала быть простым удовлетворением физической потребности. Еда стала культурным феноменом: людей интересует, как появилось то или иное блюдо, как оно приготовлено, как оно связано с местной культурой. И вместе с интересом к иностранным незнакомым блюдам у людей пробуждается желание узнавать больше и о том, что готовят на родине. Все это накладывается на стремление добавить к приему пищи новые ощущения: сидя за барной стойкой, можно увидеть процесс приготовления стейка или на мастер-классе известного шеф-повара создать собственный тартар из тунца с фреголой и малиной.

Открываются фуд-холлы в разных местах — под них могут построить новое здание, могут открыть в торговом центре, а могут переосмыслить старый городской рынок, трамвайное депо, промышленное здание, вокзал или порт. Например, фуд-холл Ponce City Market в Атланте раньше был складом крупной американской компании, а в здании Chelsea Market в Нью-Йорке производили печенье Oreo. Иногда концепция фуд-холла сочетает совсем несочетаемое: в Лондоне гастромаркет Mercato Metropolitano открылся в отреставрированной церкви начала XIX века, и, откусывая горячую «Маргариту» или наслаждаясь пинтой крафтового пива, можно встретиться взглядом с ликом святого со старинного витража.

При этом история здания при трансформации не ретушируется полностью, сохраняется дух места. Это хорошо видно на примере московского фуд-молла «Депо»: на его территории остались исторические корпуса Миусского трамвайного депо, в зданиях восстановили кирпичные арки, колонны и чугунные оконные рамы.

Трансформируем рынки

«Депо» в России — это скорее исключение из правил, у нас фуд-холлы чаще всего открываются на месте городских рынков, которые потеряли свою актуальность и должны были из мононаправленных мест превратиться в многофункциональные. Это тот же Даниловский рынок, Черемушкинский, Центральный, Усачевский.

Черемушкинский рынок нам, например, удалось полностью изменить и превратить из устаревшего рынка советского образца в современное гастропространство. Я и члены моей команды побывали на разных маркетах и фуд-холлах за границей и запомнили какие‑то планировочные решения, но общую концепцию Черемушкинского мы сформировали сами.

Наверное, то, что мы взяли «взаймы» у иностранных гастромаркетов, — это четкость и простота планировки. Мы изначально разделили пространство по осям симметрии и отдельно выделили центр, в котором расположили винный бар с винотекой. Вокруг бара оборудовали достаточно большое рыночное пространство, а дальше — корнеры кафе и ресторанов.

Зона рынка разделена на четыре части по типу продукции: рыба и морепродукты, мясо, молочная продукция, фрукты и овощи. Пространство зонировано с помощью подсвеченных вывесок и еще одного, как нам кажется, интересного стилевого решения. Чтобы не перечеркивать историю популярного в Москве еще с 1960-х годов места, мы решили сделать отсылки к советской эстетике в интерьере. И в соответствии с этими направлениями в каждом блоке мы поставили скульптуру женщины в советском стиле: например, около точек продажи овощей и фруктов стоит женщина с корзиной фруктов и ягод, а в зоне продажи мяса — женщина с овечкой на руках. Все статуи уникальны — мы их специально разрабатывали вместе со скульптором Денисом Стритовичем, напечатали на 3D-принтере и вручную расписали.

Не фуд-корт, но и не ресторан

Не стоит путать фуд-холлы с фуд-кортами. Фуд-корты обычно встречаются в торговых центрах. Они типовым образом оформлены: по периметру расположены рестораны, в центре — зона посадки с пластиковыми столами и стульями, а ассортимент часто ограничен фастфудом. В таких местах посетитель не засидится и пойдет дальше за покупками.

Явление фуд-холлов уходит от подобной неискушенности: сюда приходят провести время и совершить гастрономическое путешествие по кухням мира, и ждут соответствующего оформления. Поэтому здесь свежие качественные продукты, красивый интерьер, мебель, более высокий уровень сервиса, чем в фуд-кортах, и интересные кулинарные решения. Здесь можно взять стейк средней прожарки, приправить его фалафелем и хумусом, а на десерт побаловаться японской выпечкой такояки с церемониальным чаем маття.

С другой стороны, это и не полноценные рестораны — здесь еду нужно заказывать у стойки, нет официантов и сервировки столов. Гастромаркеты стирают границу между ресторанной подачей и фастфудом: еду здесь можно получить быстро, но при этом с комфортом ею наслаждаться.

Статус феномена на стыке фуд-кортов и ресторанов отражается и на аудитории. Фуд-холлы привлекают разных людей, и найти что‑то для себя здесь могут и студенты, и бизнесмены — уровень корнеров варьируется от среднего до премиального.

Некоторые компании развивают концепцию и меняют соотношение ресторанного и фастфудного. Например, Eat Market от компании Zemskiy Group превратился в фуд-холл-ресторан, где еду можно заказать не только за стойкой, но и через официанта, в меню представлены все блюда, а заплатить можно по общему чеку. Иногда в здании гастромаркета открывают и полноценные рестораны с отдельным входом.

Архитектура

Так как для фуд-холлов часто используются бывшие промышленные здания или старые рынки, у них в разных странах появилась более-менее общая черта — это большое пространство, куда входит от десяти и более корнеров. Для оформления часто используется стилистика лофта: кирпичная кладка, открытые коммуникации и металлические балки на потолке, металлические колонны и большие плафоны ламп. Цвета отделки чаще всего черные, коричневые, серые и бежевые с теплыми древесными акцентами.

Главным вызовом для архитектора, начинающего планировать интерьер фуд-холла, становится необходимость объединить общую идею места с десятками разных нишевых концепций. Для этого обычно создаются общие зоны, выполненные в едином стилевом решении: объединяющий все корнеры фриз, общая структура (например, металлические колонны по бокам), единый стиль освещения (везде одни и те же лампы). А дальше каждый арендатор развивает идею как хочет, добавляя свои стилевые акценты. Но на стадии проекта, конечно, все проходят через процесс согласования с владельцем помещения, чтобы для него не было «сюрпризов» и все между собой сочеталось.

Второй вызов для архитектора — создание уютной атмосферы, в которой приятно находиться. Продумывание деталей, подбор цветов и материалов. Часто в интерьер добавляют акценты в виде растений или небольших деревьев.

Планировочные решения в гастромаркетах простые: большие пространства для столов и стульев, ряды корнеров, в проходах между которыми можно гулять как по небольшим проспектам, рыночное пространство с продуктами со всего света. Зонирование осуществляют разными способами: с помощью больших вывесок или декоративных конструкций под потолком, указывающих направление и отделяющих зоны с разным назначением, перегородками и ширмами, отделяющими группы столов, или с помощью освещения, которым подсвечивают смысловые зоны.

К оформлению корнеров владельцы относятся ответственно и выбирают материалы в зависимости от концепции и желаемой аудитории. Чаще всего стараются использовать более-менее бюджетные варианты, потому что аренда в фуд-холлах дорогая, а стопроцентной гарантии, что твоя концепция будет востребована в этом месте, нет. Но все равно это достойный уровень: вместо пластика в таких местах чаще всего отдают предпочтение тактильно и зрительно приятному дереву разных оттенков и хорошему металлу.

Еще одна из важных деталей при оформлении фуд-холла — грамотный подбор участников, каждый из которых отвечает за качество своей продукции. Важно, чтобы место получилось максимально разнонаправленным, кухни между собой не пересекались и не было лишней конкуренции.

Перспективы

Мой личный прогноз — концепция фуд-холлов будет развиваться и дальше. Пример Европы и США показывает, что это успешный и обкатанный формат, который в нашей стране со временем обрастет своими особенностями. Возможно, к текущему функционалу фуд-холлов будут добавляться новые формы досуга, и они будут становиться все интереснее для посетителей.

О потенциале развития говорит и спрос на такой формат в регионах страны: бизнесмены открывают или готовятся к открытию фуд-холлов в Краснодаре, Казани, Воронеже, Екатеринбурге, и понятно, что этим все не ограничится. Сейчас в Москве мы нарабатываем опыт, накапливаем подходящие актуальные дизайнерские решения, которые в будущем легко можно будет использовать в других городах.

Источник

На севере Петербурга предлагают создать особую экономическую зону. Там хотят разместить фабрики-кухни от общепита

В производственной зоне «Парнас» на севере Петербурга могут создать новую — третью в городе — особую экономическую зону (ОЭЗ), пишет «Фонтанка». Крупные сети общепита готовы разместить там собственные фабрики-кухни, в проект инвестируют 3−5 миллиардов рублей.

Осенью 2020 года с этой инициативой в Смольный обратились участники объединения «Рестоград»: «Теремок», «Токио-city — Бахрома», холдинг ReCa и другие рестораторы. Фабрики-кухни будут технологичными, говорят предприниматели. «Там будут использоваться новые ИТ-программы по складскому учету, логистике, производственным процессам», — отметил Антон Рейнбах, исполнительный директор группы «Токио-city — Бахрома».

Холдинг намерен производить на площадке продовольствие для своих заведений, а в перспективе — для других кафе и ресторанов, а также для розничной торговли. Интерес к проекту проявляют и другие сети — например, «Теремок».

Первоначально в зоне «Парнас» хотели создать производственный кластер Food & Drug на стыке фармацевтики и пищевой промышленности. Теперь концепция изменилась, акцент планируют сделать на производстве продуктов питания, рассказал глава комитета по промышленной политике, инновациями и торговле Кирилл Соловейчик.

Ведомство уже обратилось в Минэкономразвития и получило предварительное одобрение этой идеи. Вместе с тем на данный момент еще не всё согласовано: по информации «Фонтанки», это может быть связано с отставкой бывшего вице-губернатора Евгения Елина.

«Проект движется не так быстро, как хотелось бы», — рассказал глава «Рестограда» Александр Ружинский. «Сейчас мяч на стороне города», — согласился с ним совладелец «Теремка» Виталий Свидовский.

Петербургские ОЭЗ дают своим резидентам различные преференции — например, бизнес может получить участок без торгов, а затем выкупить его за 25 % от кадастровой стоимости.

Объединение «Рестоград» учредили осенью 2020 года. В декабре рестораторы провели флешмоб #скоросдуюсь.

Источник

Пир во время чумы: еда в торговых центрах вчера, сегодня и завтра

Общий для всего мира тренд на эмоциональный капитал имеет свои предпосылки в не доказавшем теорию «счастье в материи» поколении Х. В нашей стране эта тенденция еще больше усилена безысходностью и «стеклянным потолком», мешающим достижению успеха при отсутствии работающих социальных лифтов. Небезосновательно просто человек (и потребитель) рассуждает примерно так: попытаюсь начать бизнес — разорюсь, на квартиру — никогда не накопить, ипотечное рабство — 20 лет без радости жизни, что будет завтра — мне неведомо. Да и история, и личный опыт граждан показывают: в нашей стране может быть все что угодно, и только «сейчас» имеет какой-то смыл.

Большинство торговых центров сегодняшнего дня было построено поколением вчерашних ценностей, в линейке которых шопинг был чуть ли не единственной возможностью получить удовольствие. Какое же место в голодном шопинге тогда занимал общепит? Спроектированные в начале нулевых зоны питания в торговых центрах предполагали наличие только фуд-корта. Именно фуд-корт притягивал и вводил в оборот трафик максимально быстро, не отвлекая посетителей от шопинга. Но кризис 2008 года не обошел вниманием даже такой безобидный и вроде бы обязательный элемент торговых центров, как еда. Рост закончился: люди, уже несколько лет и так жившие на кредитных картах, впервые столкнулись с альтер-эго банковских структур. Оказалось, что деньги, взятые в долг, придется отдать из «гробовых» и больше не покрыть за счет традиционного повышения зарплаты.

Жесткая реальность привела всех в рестораны: гости буквально заедали и запивали свои финансовые проблемы. В тот период в Москве не существовало прослойки ресторанов среднего уровня, не было «кофе с собой», не было качественных кафе в достаточном количестве. Пальму первенства, с одной стороны, держали рестораны с высоким ценником, а с другой — те самые фуд-корты. По мере появления более современных торговых проектов, таких как «Афимолл», «Европейский» и «Метрополис», пришла мода на размещение в торговых центрах ресторанов среднего уровня, ориентированных на офисных работников: тогда они были одними из немногих, кто имел богатый туристический бэкграунд, при этом были достаточно притязательны и платежеспособны. Первыми новую аудиторию встретили Il Patio и «Планета Суши», которые вышли из стрит-ретейла в торговые центры, и следом за ними ресторанные концепции с «Белой площади» и разнообразные бургерные стали захватывать городские фуд-корты, начав с «Афимолла».

Хипстер — это звучит гордо

Внешним отражением внутренних глубоких перестроек, произошедших в период между двумя кризисами в российском обществе, стала субкультурная группа. Быть настоящим, жить реальными ценностями, перестать отравлять себя «жвачкой» телевизора и строить «личный рай» в рамках своих возможностей. Не можешь позволить автомобиль — купи велосипед, не можешь позволить ресторан — иди в кафе. Зачем нужен офис, если есть коворкинг, и работа за зарплату, если есть фриланс? Под новые заповеди урбанизма отклик в сердцах потребителей нашли маркеты еды и рынки новой волны. Вкус еды и ее качество вышли на первое место по шкале ценностей, ведь вкусно поесть в хорошей атмосфере стало синонимом успешного и приятного времяпрепровождения в городе. Следуя современным трендам, качество по разумной цене стало мантрой каждого торгового бизнеса.

Фуд-корты и главные конкуренты

Традиционные операторы фуд-кортов вчера — это первая волна предпринимателей: бывшие «палаточники», которые у себя на домашних кухнях резали салаты для первых торговых точек у метро. За много лет развития и по мере открытия тысяч торговых центров по всей России некогда микробизнесы выросли в настоящие корпорации. Входной билет на рынок фуд-кортов перестал быть подъемным: новая поросль фаст-фуд-операторов не рождалась в течение 10-12 лет — палаток на улицах для старта уже не было, и сформировать начальный капитал можно было только на каких-либо других рынках. Из десятков концепций, родившихся тогда, сегодня выжили лишь единицы. «Теремок» и «Крошка-картошка» — по-прежнему лучшие друзья фуд-кортов, хоть некоторые и постоянно напоминают о своих проблемах. Тогда объекты захватил формат мультикухонь: Восток, Италия, Россия — все смешалось, и похожие концепции сменяли друг друга в ритме вальса.

Но несколько лет назад, с появлением первых ярмарок еды, на рынок свежей волной хлынули предприниматели с новыми вкусами. Москва наконец узнала, что такое греческие гирос и израильский фалафель, а к тайской кухне все и без того привыкли в путешествиях и искренне недоумевали, почему том ям в Москве подается в ресторанах высокой кухни и стоит как самосвал. Общество в буквальном смысле изголодалось по качественной туристической экзотике и проголосовало кошельком на полную.

Торговые центры тогда, будучи организациями максимально инертными и глухими ко всему новому, упустили свой кусок пирога, передав бразды правления рынкам новой волны, предоставившим не только кров, но и резонные арендные условия новым рестораторам. Даже офисный служащий, подкопивший немного на «черный день», способен открыть небольшую кухню на таком фуд-корте в гастрокластере: стоимость аренды на столичном рынке в среднем варьируется от 5000 до 20 000 рублей за кв. м в месяц. Такая ставка на фуд-корте, кстати, была бы очень желанной для среднего торгового центра, но архитектура старых фуд-кортов не предполагает кухни малого формата – а именно в размере кроется секрет фантастического успеха таких точек у арендаторов, а отнюдь не в низкой цене квадратного метра.

Монополисты фуд-кортов давно привыкли к тому, что с ними положено считаться, и увеличили средний метраж своей точки до 100 кв. м. Это, безусловно, правильно и удобно для масштабирования и элементарного комфорта работников, но совершенно точно негативно отражается на арендных ставках за метр. Кухни на «новых фуд-кортах» занимают от 10 до 50 кв. м, а выручка, учитывая синергию тридцати, а то и пятидесяти операторов новых фуд-кортов против, в среднем, десяти в традиционном формате ТЦ, намного выше. По слухам, оборот некоторых небольших точек на Даниловском рынке достигает 1 миллиона рублей в день, что сравнимо с выручкой McDonald’s в лучших его локациях.

В поисках хайпа

Вдохновившись успехом и осознав, что хайп — вовсе не хайп, а тренд, многие торговые центры наперебой начали создавать альтернативные фуд-корты. Такой объем денежной массы в руках малого бизнеса на фоне падающих продаж классических магазинов одежды и обуви казался шансом на выправление арендного бюджета. Стало понятно, что перспективы каннибализма одного фуд-корта другим — несбывшаяся страшилка, как и та, в которой «большая тройка» бургеров и жареных крылышек не дает работать несчастным российским операторам. Много еды не бывает — это новый принцип работы торгового центра.

Наше наступившее завтра — это интересное и продуманное создание торговых центров на базе ресторанных и развлекательных концепций, где место одежды и обуви от традиционного ретейла принадлежит концепт-сторам и шоу-румам.

Проекты фуд-кластеров могут существовать не только в центральных или популярных локациях. Новый пример — открытие в Москве фуд-кластера «Подсолнухи Art&Food». Дикая для 2018 года смесь китча и пластиковых стульев еще только начинает доказывать свою успешность, но сама идея открытия полноценного гастрокластера на окраине города уже вызывает интерес как у профессиональных игроков рынка, так и у местной аудитории.

Мировая практика дает нам надежду на масштабирование формата фуд-кластеров или самостоятельных фуд-ТЦ на целые городские районы, и наибольшее количество успешных примеров мы находим в цитадели капитализма — США. В солнечном Майями в когда-то криминальном районе города сосредоточились интересы инвесторов, которые выкупили землю и разработали проект создания центра стрит-арта с галереями, ресторанами, барами и концепт-сторами — так появился Wynwood Miami, стоимость земли под которым выросла настолько, что стала сопоставима с участками на первой линии Miami Beach. Да, хлеб и зрелища по-прежнему успешно идут рука об руку и на западе, и в наших торговых центрах — сделать этот союз еще проще помогает грамотный баланс составляющих и стройная идея-концепция.

В том же Майями еще один пример целостной концепции фуд-кластера с торговой составляющей — Bayside Marketplace: крытая рыночная площадь с более чем 150 магазинами и — что важно — местным колоритом: локальные товары приобретаются туристами под звуки местных уличных музыкантов, и все вместе в райской атмосфере это создает одно из ярчайших впечатлений гостей о городе.

В Нью-Йорке фуд-кластером районом стал Meatpacking district — мясоразделочный квартал со сложной производственной историей, транспортными узлами железной дороги и непривлекательной многоэтажной застройкой. Неблагоприятную репутацию, которую квартал приобрел во второй половине XX века, удалось обелить уже в наше время за счет открытия бутиков элитных брендов, ресторанов и молодежных клубов.

Почему нам хочется верить в то, что новая гастрореволюция захватит не только рынки и модные места, но и столь понятные нам фуд-корты? Живое общение людей испокон веков связано с совместным принятием пищи. В советские времена мы ходили в гости, в 90-е и 2000-е — в ночные клубы, а сегодня люди двигаются в сторону высокого качества жизни и комфорта. Тренд на качественное кафе у дома и такое его производное, как фуд-корт новой волны, уже совмещают в себе атмосферу, вкусную и оригинальную еду, а иногда и зрелища в виде концертов, стендапа и прочего — определенно, задержится надолго. Житель современного города сегодня смело выходит на улицу и захватывает все больше пространства, желая чувствовать радость жизни от каждой секунды, проведённой в городе. А истинная причина создавать города на самом деле — удобство и счастье. Так почему бы фуд-кортам не сделать нас немного счастливее?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *