финансовое планирование включает такие этапы
Финансовое планирование
Финансовое планирование представляет собой планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации.
Цели финансового планирования
Целями этого процесса являются:
Задачи финансового планирования
Основными задачами являются следующие:
Принципы финансового планирования организации
Финансовое планирование организации базируется на следующих основных принципах:
Выделение приоритетов. Это выделение наиболее существенных связей и зависимостей, объединяя их в модули, учитывающие сферы финансовой деятельности организации и являющиеся структурными элементами единого плана. Прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организации осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана.
Обеспечение финансовой безопасности. Финансовое планирование должно учитывать финансовые риски, связанные с принятием финансовых решений, а также возможности исключения или уменьшения рисков.
Оптимизация. В соответствии с данным принципом финансовое планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования финансовых ресурсов.
Координация и интеграция. При финансовом планировании следует учитывать интеграцию различных сфер деятельности организации.
Упорядочение. С помощью финансового планирования создается единый порядок действий всех работников организации.
Контроль. Финансовое планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений организации.
Основные этапы процесса финансового планирования
Основными этапами финансового планирования являются следующие:
Юридическая сторона вопроса
Основным документом финансового планирования является финансовый план. В финансовом плане компании находят отражение:
Практическое текущее финансовое планирование
Текущее финансовое планирование рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
Текущее планирование заключается в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации (предприятия). Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны сочетаться друг с другом.
Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал.
1. План прибылей и убытков
Разработку финансового плана целесообразно начинать с плана прибылей и убытков. Имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество финансовых ресурсов. Этот документ показывает обобщенные результаты текущей (хозяйственной) деятельности. Анализ соотношения доходов с расходами позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Еще одна функция, выполняемая эти документом — расчет плановых величин различных налоговых выплат и дивидендов.
Разработка плана прибылей и убытков происходит в несколько этапов.
На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли.
На втором этапе определяется сумма затрат, которая может быть рассчитана двумя способами:
В современных условиях все большее распространение получает процесспланирования затрат по центрам ответственности. Центром ответственности является каждое подразделение предприятия (завод, отдел), руководитель которого несет непосредственную ответственность за издержки данного подразделения. Этот способ позволяет осуществить эффективный контроль путем делегирования ответственности на уровень отдельных подразделений.
Контроль и регулирование осуществляются на основе данных о конкретных планах выполнения производства товаров (работ, услуг) в конкретном центре ответственности. Эти плановые величины называются элементами затрат (или линейными элементами).
Оперативный контроль за расходом дает возможность определить показатель стоимости продаж продукции как основу для разработки годовых планов.
На третьем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем планируемом году в результате изменения:
2. План движения денежных средств
Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. Годовой план движения денежных средств разбивают квартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность притоков и оттоков денежных средств ( cash flow — потоки наличности) и ликвидировать кассовые разрывы.
Необходимость подготовки данного документа обусловлена тем, что понятия «доходы» и «расходы», используемые в плане по прибыли, не отражают напрямую действительного движения денежных средств: затраты на реализованную продукцию не всегда относятся к тому же временному периоду, в котором последняя была отгружена потребителю (метод начислений). Кроме того, в плане прибылей и убытков отсутствует информация о направлениях деятельности предприятия.
План движения денежных средств можно составить двумя методами: прямым и косвенным.
Прямой метод основывается на исчислении притока (выручка от реализации продукции и прочие поступления; доходы от инвестиционной и финансовой деятельности) и оттока (оплата счетов поставщиков, возврат полученных заемных средств и др.) денежных средств. Таким образом подводятся балансы по трем видам деятельности предприятия:
Косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом косвенного метода является прибыль.
При расчете величины потоков денежных средств косвенным методом можно руководствоваться следующей схемой:
I. Денежные потоки от основной деятельности
II. Денежные потоки от инвестиционной деятельности
III. Денежные потоки от финансовой деятельности
Суммарное изменение денежных средств должно быть равным увеличению (уменьшению) остатка денежных средств между двумя плановыми периодами.
Достоинством прямого метода является непосредственный расчет и охват всего денежного потока. Однако вычисления при помощи косвенного метода полнее показывают соотношение движения денежных средств и хозяйственной деятельности предприятия в целом; раскрывают взаимосвязь между планом прибылей и убытков и планом движения денежных средств.
3. Плановый баланс
Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.
Обычно текущее планирование баланса начинается с планирования активов.
Данные об изменении материальных активов берутся из перспективного плана, финансовых активов — из долгосрочного плана финансирования. Из программ производства, снабжения, продаж определяются размеры запасов. Другие статьи нормируемых оборотных средств планируются на основании прошлого опыта и в соответствии с финансовым планом. Основой для планирования стоимости основных средств являются инвестиционные проекты.
В пассиве баланса изменение собственного капитала рассчитывают исходя из возможности увеличения (уменьшения) капитала на момент составления плана и изменения резервного капитала, образуемого в соответствии с законодательством и учредительными документами. Объем необходимого заемного капитала получают как разницу между активом баланса и собственным капиталом.
Формирование баланса происходит на основании запланированных изменений статей планового баланса предыдущего года, а также плана прибылей и убытков. Необходимо произвести перегруппировку статей актива и пассива планового баланса на основании использования денежных средств (левая часть) и их происхождения (правая часть) по ниже приведенной схеме:
Использование денежных средств | Источники денежных средств |
I. Увеличение актива 1. Инвестиции в основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения 2. Прирост оборотных средств | I. Уменьшение актива 1. В области основных средств 2. В области оборотных средств |
II. Уменьшение пассива 1. Погашение кредитов, займов 2. Сокращение собственного капитала: распределение прибыли в фонд потребления, выплата дивидендов, процентов по облигациям, убытки | II. Увеличение пассива 1. Получение кредитов и займов 2. Эмиссия облигаций 3. Увеличение собственного капитала: эмиссия новых акций, повышение резервов и фондов из прибыли |
Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия и является основой построения документов: плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств и планового баланса.
По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятийрегистрируются фактические результаты деятельности предприятия. При этом план является результатом планирования, в то время как отчет о фактических величинах показывает реальное положение предприятия, что необходимо ее руководству для выработки решений.
В результате сравнения фактических показателей с плановыми осуществляетсяфинансовый контроль. При его проведении особое внимание следует уделить следующим моментам:
Финансовое планирование: что это и зачем нужно для бизнеса
Аналитик сервиса аутсорсинга бухгалтерии «Кнопка»
Многие начинающие предприниматели открывают бизнес «по наитию», не прогнозируя финансовые показатели. Зачастую именно это приводит их к краху. Рассказываем, как в развитии бизнеса помогает финансовое планирование, а также как составить.
Что такое финансовое планирование
Финансовое планирование — это способ, который позволяет определить кратко- и долгосрочные финансовые цели и разработать план по достижению. План как помощь: покажет, к чему бизнес должен готовиться.
Финансовый план важно разрабатывать сразу после того, как появится понимание целей и способа ведения бизнеса.
План включает в себя все, что необходимо предприятию для достижения своих целей:
Финансовое планирование не равно бухучету. Компания не анализирует то, что уже потрачено, а составляет прогноз на ближайшие месяцы: какими будут доходы и расходы. Этот прогноз действует как система раннего предупреждения, показывая, где надо снизить расходы, определить финансовые потребности и оптимальные сроки.
План визуализирует области, в которых нужно увеличить ресурсы, чтобы бизнес был успешнее. Это может быть маркетинг, расширение или разработка продукта.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Кому нужно финансовое планирование?
Всем, кто не хочет прогореть. Финансовый план позволяет отслеживать успехи бизнеса и быстро устранять проблемы, если они возникают. Как правило, компании, которые занимаются финансовым планированием, быстрее увеличивают доходы, чем те, процесс планирования которых неэффективен.
Что будет без финансового планирования?
Когда вы оказываетесь в городе в первый раз и нужно добраться из пункта А в пункт Б, вы же не идете наугад, а открываете карту. Здесь то же самое.
Без финансового планирования бизнес-решения становятся более рискованными, и компании могут упустить возможности или совершить ошибки.
Инструкция. Как составить финансовый план?
1. Составьте или пересмотрите свой бизнес-план
Финансовое планирование должно начинаться со стратегического плана вашей компании. Нужно ответить на следующие вопросы:
Затем рассчитайте финансовые показатели на ближайшие 12 месяцев, включая расходы на крупные проекты.
2. Разработайте финансовые прогнозы
Делайте ежемесячные финансовые прогнозы. Для этого нужно записать ожидаемую выручку на основе прогнозов продаж и ожидаемые расходы на рабочую силу, расходные материалы, накладные расходы.
Компании с ограниченным денежным потоком могут делать еженедельные прогнозы. Исходя из этого можно рассчитать затраты для проектов из предыдущего шага. В эти прогнозы полезно включить различные сценарии — наиболее вероятные, оптимистичные и пессимистичные. Это важно, чтобы оценить последствия каждого из них.
3. Позаботьтесь о финансировании
Используйте финансовые прогнозы, чтобы определить потребности. В случае необходимости заранее обратитесь к своим финансовым партнерам (инвесторам/банкам), чтобы обсудить возможные варианты финансирования.
4. Разработайте план на случай непредвиденных обстоятельств
Что вы будете делать в случае внезапного ухудшения финансового положения? Важно иметь деньги на черный день. Помощниками в этом могут стать вклад или наличие дополнительного источника кредитования.
5. Мониторьте результаты
Каждый месяц сравнивайте фактические финансовые результаты с цифрами в прогнозе, чтобы сразу заметить и проанализировать значительные отклонения. Они могут потребовать корректировки стратегии, чтобы вернуть бизнес на путь достижения своих целей по выручке и прибыли.
Самый простой вариант финпланирования — составить таблицу в Exсel и месяц за месяцем заполнять ее самостоятельно. Есть сервисы, которые помогают составить финансовый план: этот вариант будет проще.
Как облегчить составление финансового плана?
На финансовые результаты компании влияет много переменных, и каждую из них трудно предсказать. Особенно сложно предсказать поведение потребителей — насколько хорошо клиенты будут реагировать на продукты компании и на цену за них. Изменения в факторах себестоимости также могут вызвать значительные расхождения. Но есть несколько советов, которые помогут облегчить финансовое планирование.
Например, вы собираетесь открыть пиццерию.
1. Ответьте на вопрос: на какую аудиторию будете работать. Здесь можно следовать методу 5W и ответить на вопросы: что вы продаете, кто это покупает, почему, когда и где клиенты находят способ решить свою проблему.
ЧТО? Пиццу, кофе, газировку, пончики;
КТО? Семьи с детьми, подростки;
ПОЧЕМУ? Хотят провести время и перекусить;
КОГДА? В обеденное время и выходные;
ГДЕ ИЩУТ? В соцсетях, ищут заведение рядом с домом и работой.
2. Составьте план действий: что нужно, чтобы открыть пиццерию?
Проанализировать рынок, найти помещение, получить разрешения, найти поставщиков качественных ингредиентов, закупить оборудование, нанять сотрудников, составить меню, организовать кассово-контрольную технику, запустить рекламу. Дальше определяем ресурсы, нужные нам для достижения целей — это ляжет в основу финансового планирования.
3. Продумайте, какие шаги позволят вам увеличивать прибыль и быстрее выйти на точку безубыточности
Для пиццерии важно задуматься о качестве обслуживания клиентов, максимальном количество гостей, готовых возвращаться к вам снова и снова и увеличении среднего чека.
Все вышеизложенное важно подытожить, чтобы понять: что нужно для функционирования бизнеса
Пиццерия «Маргарита» продает пиццу, кофе, газировки и пончики. Работает каждый день с 12:00 до 22:00. Нужен повар и два официанта. Среднее время ожидания заказа 15 минут, и оно не увеличивается. В пиццерии всегда тепло и светло (не забудьте предусмотреть размер арендной платы и коммунальных платежей).
Эти шаги помогут понять, какие расходы закладывать в основу вашего финансового плана.
Разработка финансового плана: пошаговая инструкция
Финансовый план — это программа работы компании, представленная в конкретных цифрах. В нем зафиксировано, каких целей нужно достичь и за счет чего это можно сделать. Не просто «завоевать мир», а как: сколько потратить на рекламу, зарплату, закупку сырья и сколько получится заработать.
Содержание статьи
Этап 1 — Ставим цели
Разработка финансового плана начинается с выбора того, к чему нужно стремиться. Каждая компания сама выбирает срок финансового планирования. Итак, чего вы хотите достичь в ближайший месяц, квартал, год, пять лет? Пока не нужно себя ограничивать, просто зафиксируйте на бумаге свои желания. Поездка на Мальдивы всем коллективом на ежегодный корпоратив? Грузовик для доставки товара в магазины? Новый диван в переговорную или автомат с шоколадками в холл?
Полученный список нужно сверить с реальностью. Если в фирме один компьютер, и сотрудники работают на нем по очереди, мечтать о приобретении бизнес-центра рановато. А вот запланировать покупку оргтехники можно.
У Владимира магазин автозапчастей, налажено сотрудничество с поставщиками, есть два менеджера по продажам. Заказы идут через сайт, клиент сразу видит, есть ли детали в наличии и сколько займет доставка. Специализация — коммерческий транспорт, в основном, грузовые автомобили. Его клиентам важно, чтобы техника не простаивала, поэтому скорость доставки запчастей играет важную роль.
Какие цели выбрал Владимир для своего бизнеса?
Цель на год: покупка грузового автомобиля — 3 миллиона рублей. Доставка запчастей в районы увеличит базу клиентов.
Цель на квартал: увеличение товарных запасов на 500 тысяч рублей. Чем больше запас, тем меньше придется ждать доставки от поставщиков.
Цель на месяц: небольшой ремонт и перепланировка — 200 тысяч рублей. Она позволит создать дополнительное рабочее место для менеджера. Это должно увеличить количество оплаченных заказов с сайта — сотрудники смогут больше времени уделять консультациям.
Радмир Ганиев, генеральный директор Ganiev Financial Group:
«Планы, как маяки, мы по ним ориентируемся. Планирование помогает каждый день разумно принимать решение, как распределить поступающую выручку, держать баланс между поступлениями и расходами, принимать решения, опираясь на фактические данные. Финансовый план мы делаем на квартал и год.
Мы стараемся придерживаться плана, но бывает, что, по факту, получается совсем другая картина. Мы увидели это в 2020 году, когда начался карантин. Казалось, что в 2020 году наши детские центры не достигнут намеченных целей, но мы смогли перевести наш образовательный бизнес в онлайн-формат и к концу года опередили наши плановые показатели на 20%»
Этап 2 — Заполняем финансовую модель
На этом этапе нужно понять, какие доходы и расходы есть у компании. В этом поможет налаженный финансовый учет. Например, в сервисе ПланФакт можно посмотреть, сколько компания тратит на аренду, коммунальные платежи, налоги, какая у нее выручка и средний чек.
Эта информация вносится в финансовую модель. Мы приготовили для вас удобный шаблон, в который уже «зашиты» нужные формулы. Достаточно скачать файл и заполнить его своими данными, чтобы понять, какие траты компания может себе позволить.
Владимир внес данные по своему бизнесу в таблицу и понял, что взять деньги на ремонт сможет только во втором месяце — накопится нужная сумма, и компания избежит долгов. Наем нового менеджера должен увеличить конверсию заказов в оплату, поэтому прибыль с третьего месяца увеличится почти в три раза. Ее он планирует направить на закупку запчастей. А в декабре компания должна накопить 3 миллиона на новый грузовик.
При заполнении финансовой модели обычно ориентируются на нормальный вариант развития событий. Но нужно учитывать, что может случиться и негативный сценарий. Например, нанятый менеджер не сможет улучшить показатели, заблокируют сайт, повысят цены поставщики. На этот случай в компании должен быть предусмотрен финансовый резерв, который сможет покрыть кассовые разрывы, возникающие в процессе развития. Нельзя составлять финансовый план без учета подушки безопасности.
Яна Ильгина, руководитель финансового направления «Юридическая компания СПАС»:
«Разработка финансового плана делает процесс управления деньгами более организованным. Еще одно чрезвычайно важное преимущество финплана — возможность сравнивать запланированные показатели с фактическими, анализировать их отклонения и оперативно корректировать процессы в компании. Вы сможете быстро понять, что ваш корабль относит куда-то не туда и повернуть штурвал в нужном направлении.
Важно помнить, что с увеличением объема выручки обязательно увеличивается часть расходов. Например, нужно нанять больше продавцов или закупить больше товара. Для расширения клиентской базы сначала придется потратиться на маркетинг. Увеличится сумма налогов, возможно, придется сменить режим налогообложения»
Этап 3 — Составляем бюджет
После выбора стратегии развития нужно разбить работу на этапы, определить целевые показатели, сроки их достижения, назначить ответственных. Когда компания маленькая, как у Владимира из нашего примера, сделать это может сам собственник. Если фирма большая, придется собрать начальников отделов или руководителей подразделений. Полученные данные вносятся в бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Результат этого этапа — сформированный финансовый план компании.
Главное правило — затраты на финансовое планирование должны быть меньше, чем эффект от него, поэтому затягивать процесс, чтобы довести план до идеала, не нужно — работа все равно внесет коррективы.
Павел Вешаев, генеральный директор FinHelp:
«Чем крупнее бизнес, тем важнее разработка финансового плана. После преодоления порога в 100-200 миллионов рублей выручки в год финансовый план обязателен, а после 500 миллионов рублей в год его отсутствие — значительный объем полученного стресса и потерянных денег. Без финансового плана бизнесу может не хватить средств, и тогда его ждут кассовые разрывы, либо в какой-то момент может не хватить ресурсов, чтобы выполнить весь объем заказов, либо собственник будет «в мыле», чтобы закрыть все финансовые обязательства.
Финансовый план — это не формальный документ, который составили один раз в год и забыли. Это инструмент, который дает понять, куда собственник ведет бизнес, что хочет от него. И уже из этого видения вырисовываются конкретные действия и шаги. Финансовый план позволяет бизнесу перестать быть белкой в колесе, когда работа делается ради работы. Он помогает идти к конкретным целям»
Этап 4 — Анализируем выполнение плана
Приступаем к выполнению финансового плана. Для контроля исполнения намечаем промежуточные точки. Раз в месяц проводятся встречи с командой, чтобы понять, куда двигается компания. На этих собраниях анализируем, достигнуты ли нужные показатели, за счет чего произошел рост или почему план не выполняется. Корректировать можно не только работу, но и сам план. Например, резко изменились условия, объявили очередную самоизоляцию. Тут речь уже пойдет не о развитии, а о выживании. А если задачи выполняются легко, плановые показатели можно увеличить.
Наш герой Владимир, отслеживая выполнение финансового плана, понял, что после найма нового менеджера количество заказов не увеличилось. На собрании с сотрудниками выяснили, что на сайте была проблема с регистрацией новых клиентов, поэтому менеджерам пришлось тратить больше времени на оформление заказа. Проблему исправили, показатели пошли вверх.
Евгений Марченко, директор E.M.FINANCE:
«Распространенная ошибка – считать свой план неизменной постоянной. Слепое следование написанному лишает бизнес гибкости.
Относитесь к финансовому плану как к маршруту, нанесенному на дорожную карту. Наметьте точку, к которой вы неизбежно должны прибыть. Распишите сроки и цифры, как вы будете туда следовать. Но в случае, если одна из дорог у вас на пути окажется заблокирована дорожными службами, вы же не вернетесь домой? Нет, вы будете искать пути объезда. Так же и с финансовым планом. Придерживайтесь его, выполняйте его и будьте готовы в случае необходимости отступить от него, но только в сторону своей цели»
Разработка финансового плана: