урок что такое экология
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 3. Что такое экология. Природа в опасности!
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Окружающая среда – это всё то, что окружает любое живое существо и с чем оно связано.
Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом.
Экология; окружающая среда; эколог; природа; экологические связи; морская корова; странствующий голубь; Красная книга; заповедник; национальный парк.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.
Любое живое существо, в том числе и человек, множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками людей.
Экология изучает эти невидимые нити – экологические связи. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.
Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии и содружестве с природой.
Возможно вы задумывались: а будет ли природе хуже, если я поймаю всего одну бабочку, сорву несколько цветков или собирая спелые сочные яблоки, сломаю пару веток?
Да, природе будет хуже! Каждая пойманная бабочка, каждый сорванный цветок, каждая сломанная попусту ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. Если люди будут наносить такие раны, что же станет с природой?! А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни человека. Но для этого приходится уничтожать леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. Поэтому с каждым годом на нашей планете остается всё меньше лесов. Всё больше загрязняются воздух и вода. Они необходимы для существования всех живых организмов. Огромные трубы заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Дым скапливается в облаках. Ветер переносит облака на территории городов и жилых домов. Происходит загрязнение воздуха, что ведёт к разным заболеваниям у людей, а также могут проходить в этих районах кислотные дожди.
Из-за того, что человек наносит такие раны природе, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют.
В лиственных лесах Северной Америки жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. В итоге, на Земле не осталось ни одной такой птицы.
Люди поняли, что необходимо охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и меньше засоряют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и животных. Сведениях о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги. В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории – заповедники – национальные парки. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом. Заповедники обычно закрыты для туристов, тогда как в национальном парке проводят экскурсии для всех любителей природы.
Разбор типового тренировочного задания
Правильный вариант ответа:
Как правильно вести себя на природе
Как нельзя поступать
Разбор типового тренировочного задания
2. Текст вопроса: Выберите действия человека, которые не являются природоохранными:
Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое экология».
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Что такое экология.
Цели: дать понятие об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем и неживой природы.
I. Организационный момент.
— Добрый день, дорогие ребята! Начинаем урок окружающего мира.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность!
— Скажите, ребята, а что такое природа?
— На какие группы можно разделить объекты природы?
— Что относится к неживой природе?
— А теперь назовите объекты живой природы.
II. Самоопределение к деятельности.
— Куда приведёт нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Загадки мои отгадать.
-Для того чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадки и сложите из первых букв ответов слово:
1) В тёмном бору, за любою сосною, Прячется дивное диво лесное. Крикну: «Ау!» — и оно отзовётся. Я засмеюсь — и оно засмеётся.
3) Если рядом нет воды, Натворить готов беды.
4) Шел я мимо, видел чудо, Висит в небе круглое блюдо.
5) Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.
6) В лесу под ёлкой крошка, только шляпка да ножка.
8) Круглое, румяное, с дерева достану я, на тарелку положу «Кушай, мамочка, скажу».
Карточки с буквами на доску
-Какое слово получилось? (ЭКОЛОГИЯ)
— Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает? А где вы могли услышать это слово?
— Какова же тема нашего урока? (экология)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
Серьезные проблемы будем мы решать,
Наблюдать, анализировать, рассуждать,
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экология – это важно или нет?»
IV . Работа по теме урока.
— Откроем учебники на стр. 28 и проверим, правильно ли мы определили тему урока.
— Заглянем в толковый словарь, чтобы узнать значение слова «экология».
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Слово экология образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось?
— О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе?
— Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме. С егодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, насколько важно каждому из нас попытаться стать экологом.
— Предлагаю вам решить экологическую задачу.
(Учитель по ходу рассказа демонстрирует на доске изображения коровы, клевера, шмелей и их гнезд, мышей и кошек.)
— В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молока они стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока?
(Нужно много клевера, самого полезного, сытного корма для скота, а его, видимо, недостаточно.)
— Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вас сможет объяснить?
(Чтобы клевер уродился, его цветки должны опылять шмели, а шмели пропали с поля.)
— Почему исчезли шмели?
(Свои гнёзда шмели устраивают в земле, а мыши расплодились в большом количестве и разорили шмелиные гнезда.)
Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своих гнездах выведут потомство: будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. И будет у людей вдоволь вкусного, жирного молока.
— Какие связи в природе мы установили?
(Связь между растениями и животными, связь животных друг с другом.)
— В чем мы еще раз убедились на примере этой ситуации?
(В природе все взаимосвязано. Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушится вся цепь.)
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.
— В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?
Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.
V . Закрепление изученного.
— А теперь я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить задание. У вас на столах лежат схемы экологических связей и картинки с объектами живой и неживой природы. Из 6 картинок вы должны выбрать те, которые подходят вашей схеме, и объяснить, как связаны между собой эти объекты. Обратите внимание на направление стрелок.
Затем выступление по одному человеку от группы.
Для питания и роста растениям нужен свет. Растения отмирают, удобряют почву.
Птицы поедают семена и плоды деревьев. Но они переносят семена и помогают деревьям вырасти в новых местах.
3 схема. Человек – природа.
Человек получает от природы воздух, воду и еду. Но он своей деятельностью отравляет воздух и воду.
— Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданиями.
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Название игры вы узнаете, отгадав загадку.
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Людям помогают. (Светофор)
Ребята, вы знаете, что в экологии тоже есть светофор. Каждый сигнал светофора означает почти то же самое, что и на проезжей части. В нашей игре «Экологический светофор» мы будем использовать два цвета.
Природа скажет тебе «Спасибо!»
— Красный свет? (дети отвечают: «Природе вред!») Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда, поступки человека приносят вред природе.
— Свет зеленый?. (Дети продолжают: «Так красиво! — природа скажет тебе : Спасибо!»). Да! Конечно! Зеленый свет зажигается тогда, когда люди делают для природы добрые дела!
•Учитель зачитывает описание поступка человека в природе, демонстрирует соответствующий рисунок.
•Задача учащихся оценить этот поступок, подняв по сигналу учителя один из имеющихся у него кружков т. е. «включить» сигнал экологического светофора.
— Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Открытый урок по теме » Что такое экология?»
Окружающий мир, 3 класс
Учителя Аникиенко Алины Анатольевны
Дата проведения: 22.09.2017
Урок № 4. Тема.Что такое экология
Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие
Дать понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.
Расширить представления учащихся о необходимости охраны окружающей среды.
На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь.
Помочь учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Организационный момент. Создание психологического климата на уроке.
Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, в каком настроении пройдет наш урок? Нарисуйте в свои тетради тот смайлик, который соответствует вашим представлениям?
Хорошее настроение поможет в овладении новыми знаниями.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
У ребенка в руке микрофон. Дети по очередипередают микрофон и отвечают на вопросы.
Группа живущих вместе близких родственников – это …
Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета – это …
Население государства, страны – это …
III. Самоопределение к деятельности.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню, кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал их и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
— Итак, какие мысли у вас возникли?
(Человек без природы не может существовать.)
-Как вы думаете, что такое экология?
(дети высказывают свои предположения)
Давай посмотрим на доску, и попробуем вместе дать определение, что же такое экология?
— Молодцы, вы правильно все ответили. Наука, которой занимаются экологи, называется экология. А что же означает это слово, давайте прочтем вместе (читают понятие слова «Экология»). Показ картинки на доске.
Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось?
— О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе?
— Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме.
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.
(На доске появляются схемы природных связей: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.)
— В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?
(Учитель при необходимости задает наводящие вопросы, ответы на которые приводят учащихся к выводу.)
Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.
2. Работа по учебнику.
— Прочитать текст на стр. 24-25.
— Работая в парах, проследите по схеме основные события этой истории.
(На доске демонстрируется схема событий.)
— Почему на острове появилось много крыс?
— Какие связи в природе были нарушены?
— О чем должен был подумать человек, уничтожая комаров?
— Кто из вас попробует привести свои примеры нарушения связей в природе?
— Выходит, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает. Согласны со мной?
— Проверьте правильность этого вывода. Прочитайте текст учебника на стр. 26-27.
— Что такое окружающая среда?
— Что такое экологические связи?
— Что такое экология?
— Почему для человека очень важно стать хотя бы немного экологом?
— Удалось ли вам сделать сегодня на уроке правильные выводы?
VII. Закрепление изученного материала.
7.1.Работа в малых группах
(дети деляться на три группы по 7-8 человек)
Каждая группа получает задание. Через пять минут обговаривает правильность ответа.
— Какие ещё экологические катастрофы вы знаете?
— Кто виноват в этих катастрофах? (Человек.)
Мы попробуем составить свои экологические прогнозы.
— Недалеко от реки построили завод. В его отходах содержатся ядовитые вещества.
Что произойдёт, если отходы попадут в реку?
(дети быстро называют последствия)
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.
X. Домашнее задание: с тр. 79 – 84 пересказ.
Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое экология?»
Тема: «Что такое экология».
Цель урока: сформировать представление о понятии «экология».
-объяснять значение слова экология;
— составлять экологические связи
— значение слова экология;
— как составлять экологические связи
— развивать основные мыслительные операции;
— развивать устную монологическую и диалогическую речь.
— воспитывать уважительное отношение к учителю;
— воспитывать ценностное отношение к уроку окружающего мира.
Оборудование: Учебник «Школа России» 3 класс 1 часть, раздаточный материал, презентация.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок.
Ни минуты не теряем.
Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, пенал и дневник всё остальное уберите в портфель.
Приветствие учителя, организация рабочего места.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Для того чтобы проверить выполнили вы домашнее задание или нет мы проведем небольшую самостоятельную работу. Вам необходимо выполнить задание на карточках.
2. Индивидуальное задание.
· Группа живущих вместе близких родственников – это …
· Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета – это …
· Население государства, страны – это …
Ребята, послушайте внимательно стихотворение, а затем ответьте на вопросы.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Что необходимо делать человеку, чтобы беречь землю?
Как вы думаете, что мы будем изучать?
Не мусорить, не ломать ветки, не уничтожать массовое количество животных или насекомых.
Мы будем изучать природу\ экологию и т.д.
3. Выявление места и причины затруднения
А что такое, по вашему мнению, экология?
На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке?
И как будет звучать тема нашего урока?
Откройте учебник на стр.24 прочитайте тему нашего урока.
Какую цель мы поставим на урок?
Что мы будем знать?
Ответы детей. (Возникает затруднение)
Что такое экология?
Тема нашего урока: «Что такое экология»
Сформировать понятие экология.
Будем знать, что такое экология и как ее беречь.
Будем уметь воспроизводить понятие экология.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, насколько важно каждому из нас попытаться стать экологом.
Распределение этапов на доске.
Как вы думаете, что нам нужно для этого сделать первым?
1. Познакомится с понятием экология.
2. Прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схемы.
3. Формулировать выводы, опираясь на изученный материал и текст учебника.
5. Этап реализации построенного проекта
Давайте прочитаем текст, читайте и слушайте внимательно, т.к. после текста нужно будет ответить на вопросы (читает несколько учеников).
Из-за чего на полях появилось множество крыс, и какой вред они приносили сельскому хозяйству?
К чему привело применение ядохимикатов?
О чем должен был подумать человек, уничтожая комаров?
Вы можете сделать общий вывод?
Верно. Любое вмешательство в природу должно быть просчитано с учетом связей в природе, иначе исправлять ошибки придется с большим трудом в течение многих лет.
Как вы думаете, что такое экологические связи?
Почему эти нити невидимые?
Что будет, если исчезнет одно из звений?
Ребята, а что, по-вашему, означает понятие «окружающая среда»?
Окружающая среда – это все, что окружает живое существо и с чем оно связано.
А что же такое экология?
В этимологическом словаре, значение слова «экология» объясняется следующим образом.
Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука.
О каком же доме идет речь?
Для человечества домом является вся наша огромная и в тоже время такая маленькая планета Земля.
Они полчащами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно.
О том, что в природе все взаимосвязано между собой.
Вмешательство в окружающую природу может привести к плохим последствиям.
Невидимые нити в природе, взаимосвязывающие все в природе.
Эти нити невидимые, т.к. их нельзя потрогать.
Может исчезнуть вся цепочка.
Окружающая среда это все, что нас окружает.
Это наука изучающая живые существа и все что их окружает.
Наш дом это планета Земля
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Давайте выполним задание в парах. Закройте учебник. Вернемся к рассказу и попробуем восстановить схему по нему и рассказать его.
Проверка схемы по эталону.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Давайте рассмотрим экологическую связь и попробуем объяснить ее.
На слайде слова. Вам необходимо составить из них 4 экологические связи по 3 звена в каждой.
На задание вам дается 3 – 5 минут.
Человек, мышь, клевер, комар, стрекоза, лягушка, червь, зерно, щука, сова, цапля, человек, корова.
Проверка по эталону.
1.Клевер – корова – человек.
2. Червь – щука – человек.
3. Зерно – мышь – сова.
4. Комар – стрекоза – лягушка.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Откройте рабочую тетрадь на странице 17. Выполните задание 1.
Закройте учебники. Попробуйте простым карандашом вписать определения самостоятельно.
Проверьте по учебнику.
Выполняют задание учителя.
Проверка по учебнику.
9. Этап рефлексии учебной деятельности.
Итак, наш урок подходит к концу.
(если остается много время можно предложить нарисовать эмблему береги природу)
Записываем домашнее задание.
Чему мы с вами сегодня научились на уроке?
Что было трудным? Непонятным?
Хорошо опускайте карандаши.
Всем спасибо, урок окончен.
Ответы детей на вопросы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация на тему: «Зазеркалье»
Проект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Весна идет!»
Проект в начальной школе на тему:»Зазеркалье»
Рабочий лист по теме :» Страна городов»
«Стартовая диагностическая работа по окружающему миру. 1 класс.»
Презентация по окружающему миру «Дикие животные»
Урок окружающий мир «Зимующие птицы Северного Кавказа»
Презентация к занятию по окружающему миру на тему «Источник знаний» (старшая и подготовительная группы)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5311227 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.