уничижение паче гордости что это значит
Самоуничижение паче гордости
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало де-лать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф.23:23-28).
«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие лю-ди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо вся-кий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:9-14).
Многие из нас, прочитав эти притчу и изречения Христа, с удовлетворением подумают: «Как хорошо, что я не таков, как эти фарисеи…». И, конечно, мы непременно соотнесём себя с мытарём, который бьёт себя в грудь и говорит о своей греховности, о своём несовершенстве.
Но при этом, если честно и глубоко посмотреть на самих себя со стороны, то мы можем увидеть в каждом из нас не только фарисея, но и мнимого мытаря. Порой мы мним себя достигшими более других и возносимся в самолюбовании, гор-дыне над ними, подобно фарисеям. Порой — осуществляем скрытое самолюбование и скрытую гордыню под покровами самоуничижения, пытаясь уподобиться мытарю по внешней видимости, а не по искренности сердечного устремления к совершенству. И тем уподобляемся снова «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». Причем если порой под влиянием страданий мы и начинаем сознавать в самих себе фарисейскую закваску, то гораздо труднее нам заметить закваску мнимого мытарства, ложного самоуничижения и смирения. А раз труднее обнаружить эту болезнь души и духа, то и труднее поставить диагноз о причине болезни и определить лекарство. Поэтому и сказано, что «сомоуничижение паче гордости».
Если фарисейская болезнь становится в ярую оппозицию к совершенствованию, преображению духа, то ложное смирение можно уподобить скрытому врагу, который по внешней видимости кажется другом. И здесь мнимый друг оказывается хуже явного врага. Явный враг, являя противодействие, побуждает нас нагнетать силу к преодолению. Но мнимый друг усыпляет зоркость сердца и погружает в утончённое самообольщение достижениями прошлого или даже мнимыми достижениями.
«Община,130. К кому же надлежит отнестись особо сурово? Конечно, к самому себе. Как следует нести Учение? Наедине. Как пройти между ханжеством и наглостью? Не ряды свидетелей, но лишь сам судья!
Каждый чтит свое достоинство, так же каждый оценивает жемчужину своего созна-ния. Учение жизни оценивается жемчужиной сознания. Можем ли извергнуть сокро-вище существования?!
Нужно уметь перед собою нести Учение, как последний огонь, как последнюю пищу, как последнюю влагу. Явить нужно любовь и бережливость, как к послед-ней возможности и воде. Поступая наедине, можем показать меру преданности. Нужно уметь создать мир личной ответственности за свое сознание, тогда осуж-дение превратится в суждение правды».
Чрезмерная благодарность – унижение «паче гордости»
Другая, противоположная, ошибка в плате благодарности – это чрезмерная и «на всю жизнь» благодарность. Некоторые люди реагирует на любое сделанное для них добро слишком экзальтированно. Они открывают «канал своей благодарности» и непрерывно изливают ее на человека, который им помог. Некоторые люди настолько благодарны, что говорят «Спасибо» так много раз, что это даже кажется неестественным: «Спасибо», «Спасибо», «Спасибо»… Хотя, казалось бы, что в этом плохого?
А вот что! Если человек слишком благодарен, значит, он считает благо, которое дал ему другой человек, чрезмерным для него. Непрерывно восхваляя и благодаря благодетеля, он стопорит и фиксирует эту ситуацию, мешая жизни двигаться дальше. Он держит «на поводке благодарности» человека, который ему помог. Выделяя его так сильно из многих других, которые ему сегодня ничего хорошего не сделали, он подсознательно атакует их. В своем подсознании он чувствует себя униженным, но справедливо говорит старая пословица, что «унижение хуже гордости».
Вспоминаю один случай, который произошел со мной. Пользуясь вещами, которые мне подарила подруга, я, почти что со слезами умиления и восторга, говорила мысленно: «Милая моя, как же я тебе благодарна!» На следующий день, когда моя подруга приехала ко мне, она разговаривала со мной грубо и резко. Тогда я задумалась: может быть, в моем благодарении что-то неправильно?
Ответ на этот вопрос оказался простым и очевидным: сначала благодарим Бога, а потом уже и того человека, который нам это божественное благо принес. А чрезмерная благодарность является скрытой формой подсознательной агрессии.
Сейчас довольно много психологов и различных «школ мысли» говорят о важности благодарности и понуждают каждого быть постоянно благодарным и человеку, и Богу – буквально за все.
Но я утверждаю, что такая «тотальная благодарность» является ошибочной и вызывает негативную деформацию в подсознании.
«Благодарность – просто тайная надежда на дальнейшее одобрение». Или, еще точнее: «Благодарность большинства людей – не более, как скрытое ожидание еще больших благодеяний»
(Франсуа де Ларошфуко).
Еще один оттенок чрезмерной благодарности – это внутреннее ощущение человека, что он ничего не достоин, и, если уж ему дали какую-то малость (или даже не малость, а чуть больше), то он бесконечно за это благодарит.
То есть излишняя благодарность означает неблагополучие в подсознании, и, если благодарность не «подлечить», то есть – успокоить и выровнять, она способна привести к плохим событиям.
– Чем же заменить избыточную благодарность?
– Заменить таким осознанием, что вы с Богом делаете вместе одно благое дело. И, чтобы вы могли вместе с Богом его исполнять, а именно продвигать Божественный План развития, эволюции, Бог естественным образом обеспечивает ваши потребности.
Представьте себе, например, что вы со своим уважаемым начальником, руководителем – делаете что-то вместе. И руководитель вам говорит: «Вот такое есть задание, но его еще нужно получше обдумать и очень хорошо выполнить. А средства для выполнения этого задания я тебе предоставлю». Конечно вы скажете «спасибо» за средства, но «распинаться в благодарности» НЕ будете, дело ведь – НЕ только ваше, оно общее.
Отсюда следует, что будет правильно благодарить «по адресу и в меру», т. е. сначала возносим благодарение Богу, а потом человеку. Позже, когда пройдет какое-то время (важно правильно почувствовать этот момент), для нас будет хорошо «слегка забыть», кто и что нам дал, при этом непрерывно сохраняя в душе благодать, т. е. радость от единства с миром и любовь ко всем людям.
Умеренность благодарности – это правильно еще и потому, что обладание всеми земными благами должно иметь для человека вторичную ценность, а «первичной» ценностью должно быть единство с Богом, которое заключается в желании правильно продвигаться по дороге эволюции, служить Господу, помогать другим.
Уничижение
…Уничижение есть, собственно, не что иное, как сравнение
своего личного достоинства с моральным совершенством.
Уничижение — паче гордости, как и простота бывает хуже воровства.
Перед одним Создателем своим я уничижаюсь в прахе!
Лицемер и льстец не прощают тем, кому они льстят, — это
их уничижает, они страдают от этого.
Уничижение как качество личности – склонность ронять, принижать себя, ронять своё достоинство, подвергать себя, свое самолюбие оскорблениям.
Я самый плохой. Я всегда во всем виноват. Я никого не ценю. Я плохо отношусь. Я делаю все не так. Я слышу только себя. Да пошел я.
Сам себе противен Я, потому что Я — Свинья!
— Блин, я жирная! Фу! Как противно! — Милая, не стоит так сильно переживать: у тебя только задница жирная и шея немного, не наговаривай на себя. — Вообще-то я на себя куриный бульон пролила… Чё ты там сказал. Кусок покойника.
Я жирная, и меня почти никто не любит! — Неправда, не говори так! — Как? — «Почти».
Уничижение, как это ни парадоксально, может стать следствием гордыни. Гордыня – коварное качество личности и порой приобретает замысловатые формы проявления. Она может проявляться в высокомерии, надменности, тщеславии, кичливости, а может, наоборот, перевернуться и пойти по пути самоуничижения.
Например, человек говорит: Я – ничтожество, сама никчемность. Я – абсолютный ноль, десятая спица в колеснице. Мой номер шестнадцатый. Я — «тварь дрожащая». Я – червь ничтожный. Я самый падший из людей. Уничижая, то есть, посрамляя, унижая и бесчестя себя, человек падает на самое дно раболепия и, тем самым, оправдывает свою лень, бездействие и отсутствие решимости. Гордыня и в падении хочет быть самой низшей. Помогает ей в этом уничижение:
К батюшке на исповедь приходит женщина, рассказывает ему об измене мужу и причитает: «Я самая падшая из всех женщин. Самая падшая!». Батюшка говорит: «Успокойся, дочь моя. Ты не самая падшая. Ты просто падшая».
Другая форма проявления уничижения: Три паломника молятся. Первый: — Боже, кто я пред Тобой? Невесомая пылинка, недоступная глазу, гонимая ветром. Второй: — Боже, как я мал перед Твоим величием! Мельчайший, ничтожнейший атом, затерянный в безднах пространства. Третий: — Боже, до чего я крохотен перед Тобой! Маленький червяк… Первый второму: — Нет, ну ты видел этого, с манией величия?
Обычно, люди, находящиеся под влиянием энергии страсти, не любят уничижаться. Совершив дурное дело, непотребный поступок, они включают свой мощнейший оправдательный механизм. На свете нет такой подлости, низости и гадости, которую бы человек в страсти не оправдал относительно себя. Все будут виноваты: карма, погода, наследственность, сглаз, козни и интриги врагов, невезение, но только не он. Занимаясь самообманом, человек в страсти оправдает любоё своё гнусное действо.
К уничижению склонны люди, находящиеся под влиянием энергии благости. Благостный человек делает то, что человеку в страсти кажется глупостью и нелепицей. Он говорит себе: — Я поступил не порядочно. Я не прав. Так делать нельзя. Это не красиво. Я плохой. И в продолжение монолога будет просить у Бога: — Господь, пожалуйста, скажи, что я не прав, чтобы я усвоил свою ошибку на всю жизнь, чтобы я глубже осознал, как можно заблуждаться на свой счёт.
Человек в благости, совершив ошибку, цепко охватывает её разумом не с целью уничижения, самоедства, самокопания. Нет. У него другая цель: он хочет раз и навсегда осознать, что у него есть какие-то недостатки, порочные наклонности, которые и привели к непотребным действиям, и теперь, уже здесь и сейчас он просит у Господа прощения, благословения и сил на преодоление в себе дурных желаний, намерений и наклонностей. Это серьёзная работа над собой. К чему она приводит? К дальнейшему духовному развитию, личностному росту. Милан Кундера в «Жизни не здесь» пишет: «Но если мы вдруг обнаруживаем собственное ничтожество, куда бежать от него? От унижения можно бежать только вверх».
Юрий Климов уничижается:
Сам я себе противен.
Похоти через край.
Вот перед чем бессилен!
Где уж такому в Рай…
Видимо перестарался,
С грязью мешая любовь…
Господи, я ведь сознался…
Ну, улыбнись мне вновь!
Вот ещё один пример уничижения.
— Сам себе противен и это даже мягко сказано. Я ненавижу себя за свою слабость, за то что не нахожу в себе сил остановить себя. Моя нынешняя жена — это моя бывшая любовница, из-за которой я разрушил свой первый брак. Оглядываясь назад, понимаю, что с первой у меня любви не было, но была дочь, разрыв с которой был очень болезненным. Но сейчас не об этом. Женившись второй раз и женившись по любви (а это была именно любовь, я в этом точно уверен), я думал ну вот всё, конец прошлой блудливой жизни. И действительно пару лет я даже и не поворачивал голову в другую сторону. А потом понеслось всё, как и раньше — ни одной юбки мимо. И ведь самое страшное, что любовь как то незаметно прошла, выжиг я ее из себя своими похождениями. Очень боюсь потерять свою семью и остановиться не могу. Иной раз думаю: — Хоть бы отсох он у меня, чтобы из башки вся эта дурь вышла. Так тогда жена мне изменять начнет.
Человек достигает смиренности, мудрости, пройдя через внешнее уничижение перед людьми. Это очень ответственный и в то же время тяжелый этап на пути духовного роста. Далеко не всем он по плечу. Воздействие оскорбления на человека зависит не от силы уничижения и не от того, насколько злобен обидчик, а от духовного настроя самого человека.
Вячеслав Тулупов утверждает: «Если мы во время внешних уничижений теряем терпение, то проявляем свою духовную немощь. В этот момент из нашего сердца поднимается скрытая в его глубинах гордость. Если же мы искренно считаем себя самыми грешными и скверными рабами Божиими, то притеснения и оскорбления не могут расстроить нас. Наоборот, они приносят нам радость, так как благодаря им происходит очищение грехов и исправление наших недостатков».
Авва Дорофей говорил: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение,» — должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Итак, если кто-либо оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренне». Глубокая мысль.
Зная об этом, многие подвижники сами стремились к тому, чтобы закалить себя в горниле оскорблений, клеветы и притеснений. Так, московский митрополит Филипп, принадлежа к знатному роду бояр Колычевых, в тридцатилетнем возрасте оставил службу при царском дворе и тайно ушел в Соловецкий монастырь. Здесь будущий святитель, скрыв свое происхождение и звание, с усердием в простоте сердца исполнял все, что ему повелевали делать. Он рубил дрова, копал в огороде землю, перетаскивал камни и даже выносил помои. Много раз некоторые из монахов оскорбляли его и наносили ему побои, но инок Филипп никогда не гневался и с радостью переносил все притеснения. Когда игумен дал ему послушание на кухне, он смиренно работал на братию, разжигая огонь и рубя дрова.
«Кто истинно смиренномудр, — пишет преподобный Исаак Сирин, — тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту, но принимает клеветы, как истину, и не старается уверять людей, что он оклеветан, но просит прощения. Ты думаешь о себе, что есть в тебе смирение. Но другие сами себя обвиняли, а ты, и другими обвиняемый, не переносишь сего и считаешь себя смиренномудрым. Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя в сказанном: не приходишь ли в смятение, когда тебя обижают?»
Самоуничижение. Зачем его нужно иметь каждому православному христианину
Не всем знакомо такое слово, как самоуничижение. Оно знакомо только истинному христианину. Что же такое самоуничижение, и как его достичь? Самоуничижение — это такая форма аскетического делания, адекватное отношение человека к себе, как к грешнику. А также поведение человека, которое обусловлено его внутренним отношением к себе, как к грешнику.
«Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»
У человека, который имеет самоуничижение — низкая самооценка, он считает себя хуже других.
Признание себя ничтожным — возможно только после смирения
Признание себя ничтожным возможно только после смирения. Как говорили многие святые отцы, где произрастает смирение, там и источается слава Божия. Если человек будет постоянно пребывать в самоуничижении, то Бог прославит, а если же человек будет еще иметь смирение, то в сердце Бог покажет славу Свою.
Порой часто слышим фразу «Самоуничижение паче гордыни». Уничижение человека паче гордости считается парафразой притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14), и слов апостола Петра:
«…Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Гордость же один из самых страшных грехов в православие.
Самоуничижение — необходимо каждому православному подвижнику
Из слов святых отцов мы видим, что самоуничижение родственно слову самоукорение, оно очень сильно необходимо для каждого подвижника для прославления Господа. Вместе с укорением и уничижением себя от других помогает стяжать в себе добродетель смирения, а также приносит человеку спокойствие и мир в душе.
Рассмотрим, что же говорили святые отцы о самоуничижении.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:
«Каждому христианину надо стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа.
Оно проявится терпением не тогда, когда кто сам будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда он не оскорбится, если их припишут ему другие, и с кротостью сердца, благодушно перенесет обиды, причиненные другими».
Преподобный Симеон Новый Богослов:
«Бог ничего так не любит и так не желает видеть в нас, как искреннее сознание своей ничтожности и полное убеждение и чувство, что всякое добро в нас, в нашей природе и нашей жизни происходит от Него одного как Источника всякого блага, и что от нас самих не может произойти ничего истинно доброго — ни помысел добрый, ни доброе дело».
Святые отцы говорили о том, как достичь самоуничижения человеку
Также святые отцы говорят и о том, как достичь самоуничижения.
Преподобный Авва Дорофей:
«……Принимать оскорбление, возлагать вину на себя и почитать находящее на пас за наше собственное — есть дело разума, потому что каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему кого-нибудь оскорбить его.
Итак, когда кто-либо оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренне».
Феофан Затворник:
«Смирение паче всего блюдите, и молитесь о нем, да подано будет, и сами себя почаще теребите, наклоняя на самоуничижение. Как только проснетесь, поскорее позаботьтесь восчувствовать себя негожею, а там и весь день такою же быть старайтесь. На молитву становясь и к Господу приступая, паче уничижайтесь.
Кто и к Кому дерзает обращаться и беседовать человеческою речью?! — Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию.
Мерою себе поставьте, что, когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет, и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя. Господа ради не забывайте сего пунктика. Все другое ничто, когда сего нет».
При всем этом, человек должен принимать уничижение, как милость от Господа.
Самобичевание — это намеренное причинение себе душевных или физических страданий
А что же такое самобичевание? Самобичевание — это осознанное и намеренное обвинение себя в совершенных поступках, а также самокритичное отношение к своей собственной личности, чтобы снизить или смыть чувство вины и стыда. Это скажем так, немного иная форма почитания Господа.
Также самобичевание — это намеренное причинение себе душевных или физических страданий, нанесение ударов плетью в сознательном или экстатическом состоянии, связанное с религиозными практиками.
Всем известно, что грешат не только простые люди, но и даже святые. Кто-то грешит больше, кто-то меньше. Но всякие грехи требуют покаяния.
Также есть люди, которые не осознают в себе грехов, такое состояние духа можно определить как беспечность. Но есть же и такие, которые намеренно сокрушаются даже в самых малых проступках, а порой даже доводят себя до отчаяния.
Такая форма может быть рассмотрена как не только самобичевание, но и как самоедство. Это скорее связана с тем, что человеку недостаточно веры, надежды на милосердие Божие. А отчаяние — это страшный грех, и если случиться так, что человек стоит на пороге отчаяния, ему срочно нужно что-то изменить в своей жизни. Как избавиться от этого?
Для начала нужно включать критику к себе не после того, как ситуация уже произошла, а до нее. Также необходимо изменить форму жесткой критики к себе, так если человек привык обзывать себя неприятными словами, стоит заменить их на более мягкие. Во многих произошедших ситуациях нужно искать хоть какие-то плюсы.
Самобичевание, как и самоуничижение, должно быть, но без переусердствований, иначе это будет хуже.
Но чтобы прийти к самоуничижению, нужно иметь в сердце и душе своем смирение. Смирение получить довольно тяжело. Что же говорили святые отцы о смиренномудрии.
Преподобный Исаак Сирин:
«Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище — Господь. Кто уничижает и умаляет самого себя, того преумудрит Господь. Где прорастает смирение, там источается слава Божия. Смиренномудрие — риза Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и через него беседовало с нами в теле нашем».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:
«Более чистый взгляд большее и замечает, безупречная жизнь порождает большую скорбь самоукорения; исправление нравов и ревность к добродетелям умножает плач и воздыхание.
Ибо никто не может быть доволен той степенью совершенства, до какой преуспел. И чем чище духом, тем более видит себя нечистым, больше находит причины к смирению, чем к возношению; и чем скорее стремится к высоте, тем лучше видит, что ему еще больше остается, куда стремиться».
Преподобный Силуан Афонский:
«Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но все желает добра и всем бывает довольна.
Люди не учатся смирению, и за гордость свою не могут принять благодать Святаго Духа, и потому страдает весь мир».
Преподобный Иосиф Оптинский:
«Кто тебя бранит, за того Богу молись и считай за своего благодетеля, и никак не мсти… Тут-то и учись смирению. Если будешь смиряться, то Господь покроет тебя от искушений…«Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. А кто видит свои только грехи и кается в них, тот получает милость Божию…».
Небольшой вывод о том — как достичь человеку самоуничижения
Подводим небольшой вывод о том, как достичь человеку самоуничижения. Человек должен:
Унижение паче гордости
Смотреть что такое «Унижение паче гордости» в других словарях:
Унижение (уничижение) паче гордости — – о речевом поведении, когда субъект выражает сугубую скромность, говорит о своем недостоинстве. Положительное явление. Ср. «Что вам за охота слушать мое кропание, когда есть столько хороших вещей, которые вы можете прочесть с удовольствием». «… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
унижение (уничижение) паче гордости — о речевом поведении, когда субъект выражает сугубую скромность, говорит о своем недостоинстве. Положительное явление. • Ср. «Что вам за охота слушать мое кропание, когда есть столько хороших вещей, которые вы можете прочесть с… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
УНИЖЕНИЕ — паче гордости. Книжн. О напускном, неискреннем самоуничижении. БМС 1998, 586 … Большой словарь русских поговорок
Голдсмит, Оливер — Оливер Голдсмит Oliver Goldsmith … Википедия
Оливер Голдсмит — Оливер Голдсмит. Оливер Голдсмит (Oliver Goldsmith; 10 ноября 1730 4 апреля 1774) английский прозаик, поэт и драматург ирландского происхождения, яркий представитель сентиментализма. Сын священника. В 1749 г. выпустился из Дублинского… … Википедия
Голдсмит Оливер — Голдсмит (Goldsmith) Оливер (10.11.1728, дер. Паллас, Ирландия, 4.4.1774, Лондон), английский писатель. Сын священника. Окончил Дублинский университет (1749). Автор «Исследования о современном состоянии словесности в Европе» (1759), компилятивных … Большая советская энциклопедия
Голдсмит — I Голдсмит (Goldsmith) Оливер (10.11.1728, дер. Паллас, Ирландия, 4.4.1774, Лондон), английский писатель. Сын священника. Окончил Дублинский университет (1749). Автор «Исследования о современном состоянии словесности в Европе» (1759),… … Большая советская энциклопедия
ГОЛДСМИТ Оливер — (Goldsmith, Oliver) ОЛИВЕР ГОЛДСМИТ. Портрет работы Дж.Рейнолдса. (ок. 1730 1774), англо ирландский писатель. Родился 10 ноября 1730 в Палласе (Ирландия), один из семерых детей священника Англиканской церкви. Начальное образование получил в… … Энциклопедия Кольера