училку мести это такая училка которая за тройки и двойки детей душит
Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?
Со слов ребенка, учитель к нему придирается и занижает оценки или ставит отметки за поведение, а не за знания. Рассказываем о том, как действовать родителям, если учитель недолюбливает ребенка.
Если ребенок жалуется на учителя, родителям стоит успокоиться и разобраться в ситуации. Возможно, учитель травит ребенка и отыгрывается на нем. Но бывает и так, что дети срывают уроки, учитель просто не справляется с классом, а ваш ребенок заводила и получает по заслугам. Как понять, что происходит, и справиться с ситуацией?
Учитель наставил двоек
Все это признаки того, что претензии ребенка не беспочвенны. Стоит присмотреться к учителю. Возможно, у него репутация сильного учителя, который добивается высоких результатов. Вопрос в том, какой ценой и будет ли вообще ваш ребенок успешен на негативной мотивации и куче двоек.
Учитель травит ребенка
Далеко не всегда негативное отношение учителя выражается в оценках. Есть дети, которые отлично учатся, но все же испытывают постоянное давление учителя. Такие претензии сложнее выразить словами, поэтому обратите внимание на следующее.
В этой ситуации вполне возможно, что учитель нанес ребенку психологическую травму. Возможно, он это сделал не намеренно и даже не понял, что произошло. Но какой-то его комментарий или особенность поведения попали в болевую точку ребенку, и он не может справиться со своими эмоциями.
Что делать, если учитель придирается к ребенку?
Когда мы говорим о придирках, мы имеем в виду несправедливость и тот факт, что учитель делает акцент на мелких недоработках ученика, когда дает ему обратную связь по контрольной или самостоятельной работе. Учитель действительно придирается к ребенку, если:
Такое отношение негативно влияет на мотивацию ребенка. Особенно если он видит, что за такую же работу однокласснику поставили более высокий балл.
Имеет смысл поговорить с учителем, чтобы прояснить критерии оценивания работ и цель такого подхода к оцениванию. Есть шанс, что учитель просто не очень четко пояснил свои приоритеты и критерии. А если вопрос в личной неприязни, то нужно проговорить эту ситуацию, чтобы учитель начал себя контролировать.
Учитель занижает оценки ребенку
Многих родителей беспокоит несправедливое оценивание работ ребенка. Возникает предположение, что учитель намеренно занижает оценки из личной неприязни к ребенку. Вот на что обычно обращают внимание родители.
В данной ситуации проблема может быть как в неадекватном отношении учителя, так и в требованиях по предмету, которые отличаются от тех, к которым ребенок привык. Для того, чтобы решить проблему, необходимо.
Ребенок и его одноклассники провоцируют конфликт
Но может быть и так, что ребенок на самом деле вовсе не невинная жертва. Некоторые дети сами травят учителей. Учитель может срываться вовсе не без причины. Конечно, это в любом случае непрофессионализм, но нужно иметь в виду, что подростки не ангелы. И не стоит как говорить, что взрослые всегда правы, так и защищать ребенка, не разобравшись в ситуации. Обратите внимание на следующее:
Даже вы лично убедились, что учитель действительно плохо учит и позволяет себе непрофессиональное поведение, не позволяйте детям добиваться того, чтобы учитель отказался от класса. Травля учителя ничем не лучше, чем травля ученика. Все участники и соучастники события получают психологическую травму от насилия над личностью.
Как ответить на оскорбление учителю
Если ребенок просит вас не вмешиваться, а вы не можете разобраться, что происходит, обратите внимание на локальные ситуации, о которых ребенок говорит. Обращайте его внимание на то, что конфликт можно погасить, если не удалось предотвратить. Если учитель оскорбляет ребенка, но тот запрещает вам вмешиваться, научите его отвечать правильно.
Когда у ребенка конфликт со взрослым все же лучше, чтобы его решал другой взрослый. Поэтому не забывайте ребенку об этом напоминать, даже если он говорит, что все в порядке.
Как разговаривать с учителем, который обидел или унизил ребенка?
Не всегда ребенок может сам поговорить с учителем, который причиняет ему боль. Родителям в этой ситуации стоит успокоиться, а потом вступить в диалог с учителем. Не обвиняйте его, а постарайтесь добиться осознания проблемы. Даже если учитель обидел ребенка не нарочно, ситуацию надо прояснить, чтобы все успокоились.
В этой ситуации ребенку важны не столько формальные извинения, сколько сам факт того, что его эмоции имеют цену, что их замечают. Поэтому рекомендуем провести такую беседу, если вы можете сохранять спокойствие. Если нет, стоит обратиться в конфликтную комиссию школы или к классному руководителю.
Как заменить учителя
Если претензии к учителю есть у всего класса, то проблема, скорее всего, в нем. Сменить учителя иногда бывает сложно, но обычно администрация школа идет на уступки, чтобы не было скандала.
Если вам ответят неудовлетворительно, вы можете обратиться в МРСД (межрайонный совет директоров по телефону в “подвале” школьного сайта) или напрямую в Департамент.
Если ситуация дошла до крайности, то смена учителя может защитить вашего ребенка и других детей от психологического насилия. Но если у учителя и ребенка конфликт, хотя обе стороны в целом адекватны, лучше поучить ребенка разрешать конфликтные ситуации, чем просто убирать учителя. Это будет хорошим уроком и поможет более осознанно относится к окружающим людям.
Как уладить конфликт с классным руководителем
Что делать родителям, когда ребенок проспал и опоздал в школу или пропустил день
Как задавать вопросы и выражать просьбы к учителям и классному руководителю
Что делать, если ребенка заставляют участвовать в олимпиадах?
6 типов учителей, которых ненавидят школьники
Мы уже рассказывали вам, почему учителя испытывают к некоторым ученикам чувства, не предусмотренные законом «Об образовании» и профессиональной этикой. Но ученикам есть чем ответить: не все кемеровские педагоги — воплощение Макаренко, Дьюи или Монтессори. Вот вам шесть типов учителей, на уроки к которым ходят, как на Голгофу.
Не устаём напоминать, что не преследуем цели оскорбить какую-либо профессию, в данном случае — педагога. Мы любим и ценим своих школьных преподавателей, и помним, сколько среди них было замечательных людей и прекрасных профессионалов. Эта же статья посвящена тем, кому в школе вовсе не место — такой вывод мы сделали из рассказов кемеровских старшеклассников и выпускников.
«Подхалим»
Отличительные особенности: пытается стать для учеников «своим», откровенно перед ними заискивая. Многое разрешает, а если и не разрешает, то с формулировкой «я бы вам позволил, но вот чёртов директор…». Другими словами, наш герой старается выглядеть хорошо, очерняя своих коллег. Поняв, кто в классе главный, он всегда занимает его сторону. В отдельных случаях даже может участвовать в травле какого-нибудь изгоя вместе со всем классом. Плохих оценок почти не ставит — боится. И ещё: «подхалим «почти всегда молод — просто его карьера надолго не затягивается.
За что ненавидят: поначалу «подхалим» классу нравится. Но у дешёвого авторитета есть и обратная сторона — он через короткий промежуток времени превращается в пыль. Дети очень быстро понимают, что перед ними — тряпка и ничтожество. И тогда атмосфера на уроках «подхалима» начинает напоминать пиратский кабак из книги Стивенсона — полная анархия и вседозволенность. Знаете, слово «ненавидят» в этом случае, пожалуй, слишком сильное. Не стоит он ненависти, дети его просто презирают, тем более, что как педагог «подхалим» в 100% случаев никакой ценности не имеет. Таких «добрячков» разносил ещё Антон Макаренко в «Педагогической поэме». Уважаемый директор, гоните его в шею!
«На контрольных мы внаглую открывали учебники — делал вид что не замечал, даже «шпоры» были не нужны. Стоишь у доски, ничего не знаешь, так историк сам за тебя всё расскажет, а потом ставит «четыре». Половина класса на урок не приходит — никаких последствий, не пожалуется и «разборок» не устроит. Вообще бесхребетный, даже противно», — делится тёплыми воспоминаниями о молодом преподавателе выпускник 2018 года Евгений Р.
«Заводчик любимчиков»
Отличительные особенности: как следует из названия, делит учеников на фаворитов и прочую «чернь». Мотивы «Заводчиков» бывают разными. Иногда дело в корысти: любимчиками становятся дети богатых и влиятельных родителей. А как же — могут подарочек сделать, деньжат подкинуть на школьные нужды или прямо заплатить за хорошую оценку. Да и вообще — полезное знакомство ведь. Впрочем, часто дело обходится и без корыстных побуждений — «заводчик» может окружить заботой и вниманием способного ученика. И даже благородными могут быть его мотивы: некоторые берут «под крыло» слабого, затюканного ребёнка. Но результат всегда один: двойные стандарты и несправедливость.
За что ненавидят: дети – существа ранимые и в большинстве своём злопамятные. И такого учителя они ненавидят уже за сам факт его существования. «Заводчик» часто становится причиной нешуточных конфликтов в классе, со всеми вытекающими последствиями. «Чернь» трясётся от ненависти — дети реагируют на явную несправедливость намного острее взрослых. А сами любимчики попадают «под пресс» из-за своего благодетеля. И в итоге теряют гораздо больше, чем получают от его забот.
«Я ненавижу людей, которые делят общество на «бедных» и «богатых». Особенно бесит, что такое в нашей школе очень даже практикуется. Наша «училка» по физике мило улыбается, хвалит и ставит хорошие оценки только тем, кто из семьи побогаче. Остальные для неё сброд, нищеброды и вообще отбросы общества. Как бы ты не старался подготовиться к уроку, а физика, это не самый лёгкий предмет, ты всё равно получишь двойку-тройку. Найдётся повод для такой оценки, уж поверьте. А исправить её потом тоже сложно» — рассказал Сибдепо ученик 9 класса одной из кемеровских школ Илья Б.
«Доминатор»
Отличительные особенности: признаёт только два педагогических приёма — унижение и злобный крик. Любимое слово — «тупой», повторяет его чаще, чем покойный Михаил Задорнов. Любит рассказывать ученику о его безрадостном будущем: все тупые мальчики будут учиться в ПТУ, а тупые девочки пойдут на «панель». И все они будут наркоманами и закончат жизнь на теплотрассе, потому что плохо подготовились к уроку математики. Подмечает «больные места» учеников и бьёт по ним с особым наслаждением, измываясь над ребёнком в присутствии сверстников. Обожает собирать нелепые ошибки и зачитывать их всей параллели, указывая фамилию оскандалившегося школьника.
Если разобраться, то «доминаторы» просто отыгрываются на детях. За какие-то детские/юношеские травмы, за тех «доминаторов», что мучили их самих или просто за свою убогую, неудавшуюся жизнь. А убогая она потому, что учитель для них — не призвание, они не любят свою работу и никогда не научатся делать её хорошо. Они — никто рядом с настоящими педагогами и прекрасно это понимают. Хорошо хоть, всегда есть на ком выместить злобу.
Но уволить «доминатора» — задачка не из простых. Стоит на пороге кабинета появиться, например, другому учителю, директору школы или родителю его обиженного подопечного, учитель-«доминант» мастерски перевоплощается и играет совсем другую роль. Дескать, у подростков гормоны бушуют, фантазия богатая, и вообще — сами виноваты. И начальство ему верит, даже считает принципиальным, требовательным педагогом.
За что ненавидят: найдите хоть один повод его не ненавидеть. Вот из-за таких учителей и пропадает желание вообще посещать школу.
«Не знаю, как у кого, а у меня руки слабеют, когда на меня начинают кричать без повода. В прямом смысле падает всё, что держу. Голос начинает или трястись, или вообще пропадает, а учителя это только злит. Он орёт ещё громче, обзывает и может указкой ударить или щелбан поставить на затылок. Может скинуть с парты учебник и наорать, что я растяпа. Приходить на уроки такого учителя вообще не хочется, а родители тоже не сразу поверили, что в нашем классе творится. Они же видели учителя неоднократно, им он показался нормальным», — рассказала Сибдепо школьница Ольга Р.
«Одержимый»
Отличительные особенности: есть только один достойный внимания предмет — тот, который он ведёт. Всё остальное — докучливая лабуда, которая только отнимает время у учеников. И отношение к ним соответствующее. Класс будет задержан на всю перемену и наплевать, что на следующем уроке у него контрольная — не может быть ничего важнее, чем (подставьте любую дисциплину). Не владея его предметом, прожить достойную жизнь нереально, об этом ученикам напоминают на каждом уроке. Согласно нашим наблюдениям, больше всего «одержимых» среди математиков, но порой попадаются даже фанатичные учителя МХК и музыки.
За что ненавидят: за высокомерие с которым он смотрит на старшеклассников, не желающих связываться с его предметом после окончания школы. За то, что повышает и без того не маленькую нагрузку, заставляя писать никому, кроме него, не нужные рефераты и конспекты. За занудство, наконец. И вообще, люди с одержимостью потенциально опасны.
«У меня была учительница по литературе, которая считала, что без её предмета невозможно выжить. Вот совсем не выжить. Если ты не читал ту же «Войну и мир» от корки до корки на три раза все тома, то ты и не человек. Изучать этот роман мы, например, начали ещё в седьмом классе, хотя по программе его проходят позднее. И литературу нам часто ставили перед большой переменой. То есть все идут в столовку есть, а ты сидишь и слушаешь учительницу, которая почти на каждое произведение приводила пример из своей жизни. Кроме письма Татьяны из «Онегина» мы учили и письмо Онегина, и другие отрывки. Ставили мини-спектакли на уроках. И всё бы ничего, но я после одиннадцатого класса планирую поступать в медицинский, поэтому пришлось перейти в другую школу, где нет таких «помешанных» на своём предмете училок», — пояснила ученица кемеровской школы Олеся С.
«Лодырь»
Отличительные особенности: как правило, молодой балбес, который не хотел и не хочет быть учителем и вообще работать. Но жить-то на что-то надо, а диплом получен и работа вроде не пыльная, если правильно подойти к процессу. Подход же у него следующий:
За что ненавидят: не все ненавидят, кстати, некоторые даже любят, за то, что не достаёт всякой там учёбой. Но в старших классах появляется понимание, что твоё время просто губят — ты просто читаешь учебник. Кроме того, на его уроках невыносимо скучно. Ничего нового и интересного такой учитель им не рассказывает.
«Вы любите, когда кто-то тратит ваше время? Вот и я нет. Я как-то даже просила маму прийти в школу и поговорить с учительницей истории, чтобы та не заставляла нас читать параграфы на уроке. Ладно дома, но на уроке, тем более на уроке истории, хочется слушать повествование учителя узнавать что-то, чего нет в учебнике. Ведь история, это интересно! Но не в нашем случае. Хотя некоторым нравится. Делают вид, что читают, а сами в мессенджерах залипают или музыку слушают», — поделилась с нами юная кемеровчанка Вероника Т.
«Ябеда»
Отличительные особенности: обидчивый до крайности, с нулевым чувством юмора. При этом влиять на дисциплину никак не может ввиду полного отсутствия авторитета у учеников. В итоге пользуется одним-единственным методом: звонит по любому поводу родителям и с завидной регулярностью отправляет учеников к завучу/директору. Причём, поводом для отправки может послужить неудобный вопрос по изучаемой теме. Пишет в электронном журнале: «Ваш Серёжа качается на стуле», «Ваш Серёжа громко хихикает и смешит весь класс, невозможно работать!». Это реальные замечания из дневника одного из наших собеседников. Иногда учитель-«ябеда» не выдерживает напора класса и приходит на урок с директором школы, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию.
«Ооооо, наша учительница по черчению прям любит жаловаться всем и на всех. Кроме того, что у неё сам предмет скучный, так ещё и истерит постоянно. То мы то не так сделали, то это не эдак. А мне вот черчение не нужно. Я юристом планирую стать», — пояснил Сергей В.
Как защитить ребенка от травли со стороны учителя
За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.
Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.
Пассивное безразличие
Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?
Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?
На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.
Буква закона
Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.
Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.
«Что ты плачешь? Ты сумасшедшая!»: как учителя травят детей в школе
Учительница сахалинской школы довела девочку до слез из-за дырки на кофте, а преподавательница из Комсомольска-на-Амуре избила ученика за плохое поведение — сейчас о случаях насилия в школе говорят все чаще. «Афиша Daily» приводит истории людей, которые с ним столкнулись, а педагог и психолог объясняют, почему существует травля со стороны учителей.
Довольно быстро по кличке ко мне стали обращаться одноклассники, а потом — и вся школа. Естественно, я очень расстраивалась, жаловалась родителям, даже просила их поменять мне фамилию. Они удивлялись и отговаривали меня. Сейчас я и сама понимаю, что менять из-за такого фамилию — бред, но тогда мне так не казалось. В итоге родители пошли в школу: им сказали, что все хорошо и меня никто на самом деле не обзывает. Они поверили — в советское время вообще было принято слушать учителей и школьную администрацию, а не детей. Мне было сказано успокоиться, «пошутили люди, и все». Но одно дело, когда над тобой пошутили один раз, и совсем другое — когда тебя обзывают каждый день. Тем более что кличка стала только началом издевательств.
Сейчас у многих есть какие-то дорогие вещи, а в то время почти все были бедными. Моя семья не исключение. Но иногда мне покупали одежду, которая выглядела не так, как у всех. Однажды я пришла в школу в привезенном из Латвии фартуке. Классная руководительница сразу начала при всех на меня кричать: «Почему все в белом, а ты в желтом? Ты что, не могла постирать одежду?» Я попыталась объяснить, что фартук не желтый, а слегка бежевый. Но она меня не слушала: «Он желтый! Как ты могла прийти в желтом фартуке? Твои родители не смотрят!» Совсем как в недавней новости про учительницу на Сахалине.
Случай с фартуком не был единственным: в чем бы я ни пришла, учительница постоянно высмеивала мой внешний вид.
В шестых-седьмых классах одноклассники постоянно меня обзывали, однажды даже выбросили мой портфель куда-то. Я могла за себя постоять, но только когда классной руководительницы не было рядом. Думаю, если бы не она, у меня были бы нормальные отношения с одноклассниками. Учительница как будто поддерживала во всех уверенность, что я именно тот человек, которого можно унижать. К слову, недавно я случайно встретила на улице одноклассника, он начал передо мной извиняться за то, что когда-то ударил меня в живот. А я даже этого не помню.
Травля продолжалась все школьные годы. Мне было сложно ходить на занятия — никто меня не поддерживал, наоборот, по кличке ко мне стали обращаться и другие учителя. Им было смешно. Я рыдала по утрам, потому что надо было идти в школу. Рыдала по вечерам, потому что сходила туда. Но прогулять не могла — тогда не было домашнего обучения, как сейчас. Да и ребенка не спрашивали, чего он хочет. Меня спасало только то, что наша классная руководительница вела уроки не каждый день. Да и я старалась по разным причинам пропускать ее занятия — на оценках это не сказалось, я хорошо училась. Из всех нормально ко мне относилась только учительница по математике. У меня были способности к ее предмету, я даже побеждала на олимпиадах — это давало мне осознание, что меня есть за что хоть немного уважать.
В выпускном классе (тогда учились десять лет) я занялась спортом, постоянно ходила на тренировки и стала меньше думать о ситуации с классной руководительницей. И хотя я перестала реагировать на ее замечания, нападки продолжались.
Сложно сказать, как эта история повлияла на меня. Когда попадаешь в ситуацию, где все враги и мир против тебя, понимаешь, что нужно противостоять. Ты должен быть сильным или умрешь. В какой-то момент осознание этого может дать силы закрыть глаза и пойти вперед — туда, где тебя ненавидят, — потому что ты должен это сделать. В школьные годы у меня было именно так. Сейчас мне, возможно, проще, чем другим, справляться со страхом, что меня пошлют. У меня его просто нет. Но я переживаю за своих детей — у меня трое сыновей: старший закончил школу, средний учится в первом классе, а младшему это только предстоит. Я постоянно спрашиваю у них, что происходит. По ребенку ведь видно, если что-то не так. А еще часто захожу в школу, узнаю, что они делают и присматриваюсь к поведению ребенка и учителя.
Мне кажется важным говорить о таких ситуациях, чтобы они не повторялись. Человека, в особенности ребенка, не так сложно довести до попытки самоубийства. Возможно, если рассказывать о таких ситуациях, преподаватели сами начнут осознавать, когда переходят границу. Поймут, что не имеют права кого-то оскорблять или жестко критиковать. Со своими родителями я случившееся больше не обсуждала. Это бесполезно. В советское время было совсем другое отношение к человеку. Была школа, комсомол, партия. Любого могли отчитать при всех. Думаю, травля меня в школе — отражение того периода. Хотя я вижу, что подобные ситуации происходят и сейчас. Не понимаю, откуда это берется. Может, есть люди, которым нужно над кем-то издеваться и иначе они не могут? Я уверена, что сами по себе они неплохие. Моя учительница не была плохой в глобальном смысле: она хорошо относилась к детям, многие ее любили, девочки постоянно к ней липли. Но при всем при этом кто-то должен был быть, как я.
Спустя много лет я пошла на встречу одноклассников, там была и классная руководительница. Она произнесла тост: «Извините, перед кем я виновата». Думаю, это относилось ко мне. Наверное, она осознала, что сделала. Потому что не понять, что ты годами намеренно унижал ребенка, невозможно. Наверное, она думала, что поступает хорошо. Я же до сих пор не понимаю, почему стала объектом травли. На моем месте мог быть кто угодно, учительнице была нужна жертва. Почему она выбрала меня? Я не стала с ней разговаривать. До сих пор не могу ее простить и желаю ей гореть в аду. Говорят, важно всех простить. Я могу простить всех, кто делал мне что-то плохое, но не ее. Возможно, пройдет время и у меня получится. Но пока я не могу понять, как можно было так себя вести».
Это произошло в восьмом классе, тогда я был старостой и учился на отлично. В нашей школе питание было платным: некоторые родители сдавали деньги, чтобы их дети ходили в столовую — ели макароны и тонкий хлеб. А я не хотел просить родителей об этом, потому что чаще всего у нас готовили ущербно. Но иногда, особенно если приходилось дежурить в столовой, мы с друзьями съедали нетронутые порции. Мы никогда не воровали и брали только то, что собирались выбросить в огромный таз отходов. Я и сейчас не вижу в этом ничего такого, но нашу классную руководительницу это раздражало. И она решила высказать свое недовольство публично.
Мы пришли на урок, и она задала нам написать сочинение по определенной конструкции. И чтобы мы понимали, как его писать, она решила прочитать свой пример.
Часть, где она говорила про мои плюсы, была в три раза меньше, чем часть, где рассказывала о том, какой я плохой урод. В ее сочинении описывалось, как я доедаю порции своих одноклассников, будто я бедный и у меня нет денег оплатить обед. Она описывала это так красочно, будто я реально доедаю за кем-то объедки чужой ложкой. У меня были хорошие отношения с классом, да и вообще у нас учились достаточно добрые ребята, поэтому они просто посмеялись и забыли. Но я очень болезненно на это отреагировал: сидел прямо перед ней и чуть не плакал. Я стиснул зубы, потому что это помогает сдержать слезы, и опустил вниз глаза, чтобы никто не видел мою реакцию. Она дочитала сочинение, унизила меня и после этого посмотрела на меня так, будто хочет проверить, вынес ли я из этого какой-то урок.
Я, конечно, рассказал об этом родителям. Они были в шоке, но не стали ничего делать: мои родители очень спокойные люди, плюс они слишком уважительно относились к учительнице, чтобы портить с ней отношения. После этого я начал недолюбливать классную руководительницу. Злился очень долго, тем более что в дальнейшем она вела себя лицемерно: на следующий день уже доброжелательно со мной общалась, с улыбкой отвечала на мои вопросы по учебе — как будто и не унижала меня перед всем классом. Я оправдывал ее идиотский поступок тем, что она все-таки хороший учитель. Но в столовой больше не ел».
«В 1996 году мои родители купили квартиру в Южном Бутово (до этого мы жили с бабушкой в Подмосковье), и в середине второго класса мне пришлось сменить школу. Там, как это бывает в начальных классах, практически все предметы вела одна учительница. Проблемы с ней возникли еще до начала занятий, когда она сказала, что мы должны купить дорогие учебники. Мы не могли их себе позволить — из-за покупки квартиры у нас было мало денег. В итоге нам все равно пришлось потратиться на книги: если в школе со мной делились соседи по парте, то дома я не могла выполнять задания. Не знаю, где родители нашли средства на учебники.
Классная руководительница постоянно издевалась над теми, кто ей не нравился: цеплялась к их внешнему виду, делала замечания по поводу неопрятности, орала.
Другой случай произошел с мальчиком кавказской национальности (почти все в классе были русскими). Он постоянно говорил: «Я, я, я». И за это она исписала весь его дневник огромными буквами: «Я, я, я».
Обычно у детей бывают проблемы по учебе — например, мне с трудом давались окончания. Моя первая учительница (она была прекрасная, все ее обожали) перед моим отъездом написала в дневнике что-то вроде: «Обратите внимание, с окончаниями нужно работать». Но новая преподавательница вместо того чтобы помочь мне, акцентировала внимание на моих недостатках и при всех унижала. Особенно мне было страшно выходить к доске. Пытаешься рассказать стишок, а она не помогает адаптироваться в волнительной ситуации, наоборот — говорит всякие гадости, вроде: «Ты что, не можешь нормально стих рассказать?»
Как-то я отучилась второй и третий классы. Четвертого у нас не было, а в пятом должен был появиться новый классный руководитель. Но наша учительница из любви к своим ученикам решила, что не хочет брать новый класс и доведет нас до конца школы. А потому переквалифицировалась из детского воспитателя в преподавателя черчения. Тогда же ей пришла в голову идея поделить всех на класс отличников и класс двоечников-троечников. Себе она, конечно же, хотела взять первый. Мне она предоставила выбор: быть троечницей в классе отличников или хорошисткой в классе двоечников. Я решила, что лучше потусуюсь с двоечниками. Родители меня не отговаривали.
Вместе со мной в другой класс перешли две мои подруги, одна осталась у той учительницы — на дружбе это не отразилось. Нашему классу досталась потрясающая преподавательница русского и литературы. Ей было не важно, кто одет хорошо, а кто плохо. Она считала, что каждый должен знать русский язык и вкладывала много сил, чтобы обучить нас и вытянуть на хорошие оценки. С ней многие стали лучше учиться, и я в том числе. Когда я стала постарше, в шестом-седьмом классе, у меня были попытки поменять школу. Казалось, что в другом месте будет лучше. К тому же я не хотела пересекаться с бывшей классной руководительницей в коридорах или на уроках черчения (по нему у меня была тройка), хотя она перестала надо мной издеваться.
Я ушла из школы в девятом классе — это было осознанное решение, которое принесло мне чувство облегчения. При этом мне до сих пор интересно учиться и узнавать что-то новое, но это уже заслуга среды, в которую я попала в более старшем возрасте.
Недавно я обсуждала эту ситуацию с мамой. Она объяснила, что далеко не сразу стало понятно, что нужно что-то сделать. Сказывались трудности переезда, нехватка денег, собственные проблемы родителей, которые тоже нужно было решать. Когда же родители сориентировались, было уже поздно: я перевелась в другой класс.
Мне кажется, травля начинается, когда люди пытаются вымещать свои психологические травмы (злобу, неудовлетворенность и неуверенность в себе) на более слабых и беззащитных. К сожалению, у нас в стране до сих пор не принята практика, когда ты осознаешь, что у тебя есть проблемы, и идешь с ними к психотерапевту. А ведь он во многом помогает. Второй момент — эти люди находятся не на своем месте. Впоследствии я узнала, что наша классная руководительница раньше была воспитателем в колонии для трудных детей. Казалось, методы воспитания восьми-девятилетних детей и трудных подростков должны быть разными, но не в ее случае.
Я благодарна, что моя жизнь сложилась нормально. Ведь я могла замкнуться в себе, перестать общаться с людьми. Еще думаю, что эта ситуация сделала меня сильнее — но, конечно, во втором-третьем классе у меня таких мыслей не было. Как я отношусь к учительнице? Мы виделись после школы, когда я еще жила в том районе. Я с ней здоровалась и не испытывала при этом какой-то ненависти. Наверное, я ее простила. Еще я точно сделала выводы о том, как бы хотела, чтобы относились к моим детям, и поняла, на какие звоночки стоит обратить внимание, чтобы они в такую ситуацию не попали».