уберизация что это такое простыми словами
Уберизация – что это такое?
uberizaciya_-_chto_eto_takoe.jpg
Похожие публикации
Понятие «уберизация» применяется для обозначения одного из направлений эволюции экономики и процессов в сфере предпринимательства. Данный термин не раскрывается отечественным законодательством, его появление связывают с функционированием компании Uber (создателем сервиса по онлайн-подбору автомобиля для поездок). В масштабах отдельных сегментов рынка, экономики государства это может оказывать как положительное, так и негативное воздействие.
Уберизация – что это такое простыми словами
Для уберизации характерно применение цифровых технологий, высокая скорость обработки информации и автоматизация большинства процессов. Для расширения клиентской базы за счет максимального охвата аудитории потребителей и минимизации расходов создаются мобильные платформы (например, по быстрому поиску пользователями свободных транспортных средств для поездок в нужном направлении, или свободных гостиничных номеров для проживания). Это позволило напрямую свести покупателей и поставщиков услуг, сократить эксплуатационные расходы вследствие отказа от традиционной схемы ведения бизнеса.
Как работает уберизация, что это такое? Это компьютеризация сферы услуг, замена человеческого трудового ресурса средствами автоматизации. Для этого разрабатываются электронные площадки, пользователями которых являются поставщики и потребители услуг. Функции по сведению покупателей и продавцов, рекламе сервиса берет на себя владелец интернет-площадки, взамен он получает комиссионное вознаграждение.
Уберизация бизнеса
Цифровизация частного бизнеса и госсектора экономики в условиях роста распространения мобильных технологий неизбежна. Но это может стать причиной одномоментного высвобождения большого числа специалистов (в результате автоматизации большей части технических операций) и даже привести к упадку целых отраслей.
Положительными чертами уберизации являются:
быстрая адаптация бизнес-системы к меняющимся условиям;
возможность охватить максимальное число покупателей в короткие сроки.
На примере частного бизнеса уберизация услуг проявляется, например, в создании служб такси, которые работают с мобильными приложениями по онлайн-заказу транспорта. Схема состоит из трех звеньев:
«убер», который выполняет функции администратора, посредника между продавцами и покупателями, занимается регуляторной деятельностью;
субъекты хозяйствования, оказывающие услуги и получающие заказы через электронный сервис «убера»;
потребители, заказывающие услуги через цифровую платформу.
Уберизация экономики предусматривает активное использование интернет-площадок для создания условий по прямому взаимодействию заказчиков услуг с их исполнителями. Непосредственные поставщики работ и услуг не являются собственниками цифровой платформы, через которую осуществляется административно-регуляторная деятельность, но они могут в полном объеме пользоваться функционалом таких приложений для увеличения собственной выгоды.
Цифровизация бизнеса требует наличия большого числа агентов, оказывающих услуги. Это условие можно выполнить в сфере логистики, транспортных перевозок, автосервисов, торговли, аренды жилья, маркетинговых исследований и т.п.
Так, уберизация в логистике направлена на сведение между собой покупателей товаров и грузоперевозчиков. Потребители получают возможность сократить сроки доставки купленных изделий, поддерживать связь с транспортным агентом и отслеживать текущее местонахождение груза. Для грузоперевозчика выгода заключается в минимизации холостых рейсов, появлении возможности эффективно планировать рабочую загрузку.
Уберизация социальных услуг
В Ханты-Мансийском АО с января 2018 года и до конца 2019 года реализуется проект по уберизации сегмента соцуслуг населению. ]]> Онлайн-портал ]]> предлагает гражданам воспользоваться возможностью заказать услуги:
по устройству пожилых людей в семьи.
База данных ресурса аккумулирует сведения о лицах, нуждающихся в таких социальных услугах и о возможных исполнителях работ. Правовая регламентация пилотного проекта уберизации соцуслуг осуществляется через Постановление Правительства ХМАО-Югры от 22.12.2017 г. № 559-п.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Эффект уберизации: как шеринг услуг поможет спасти экономику
Общество оказалось в уникальной ситуации, требующей мобилизации всех ресурсов. Медики бьются за человеческие жизни, ученые — изобретают вакцину, финансисты и экономисты пытаются удержать экономику и не допустить глобальной рецессии. ИТ-отрасль не остается в стороне: сегодня все цифровые продукты так или иначе ориентируются на то, чтобы помочь обществу решить повседневные вопросы выживания. Речь не только о доставке товаров первой необходимости, но и о такой насущной проблеме, как сохранение заработка.
Пандемия рано или поздно пройдет, но после нее всем придется заново строить экономику. Сейчас работодатели скованы неопределенностью, непонятно, что будет не только в ближайшие месяцы, но и через несколько лет. А люди, оставшиеся без заработка, озабочены вопросом, как им прокормить себя и семью. Для того, чтобы обеспечить компании нужными в моменте кадрами, а людей — источником заработка, нужно быстро перераспределить трудовые ресурсы.
Рынок труда
Новая экономическая реальность в период коронавируса — уникальная возможность взглянуть на рынок труда по-новому. Грядет безработица во всех отраслях без исключения. Только за две недели июня численность официально зарегистрированных безработных в России увеличилась на 16% и составляет 2 млн 424 тыс. человек. А реальная цифра безработных в стране превышает уже 4,5 млн. Неизбежно сокращается число малых и средних бизнесов. Тем компаниям, которые переживут кризис, придется придумывать, как выйти из него с наименьшими потерями и оптимизировать внутренние процессы с учетом новой реальности.
HR-специалисты видят серьезные перспективы удаленной работы. По оценкам экспертов, к концу 2021 года от 25 до 30% сотрудников будут работать из дома несколько дней в неделю. И если такой запрос от сотрудников был всегда (многих привлекала удаленка), то сегодня после локдауна спрос на удаленную работу со стороны компаний становится трендом. Некоторые технологические компании уже сейчас предполагают, что откажутся от постоянных офисов — это решение может создать новую бизнес-модель, которая будет даже более гибкой, чем модель коворкингов. Но что делать компаниям, которым такое не подходит, тем, кто будет вынужден максимально сокращать траты, в том числе на штате сотрудников, чтобы сохранить бизнес? В скором времени будут распространяться альтернативные формы найма. Подход к работе с персоналом может измениться — ключевым может стать не удержание людей в штате, а создание под каждую потребность компании задачи, которая будет закрываться благодаря привлекаемым на проект специалистам.
Трансформация трудовых отношений
Не все можно перевести в удаленный формат. Процессы, в которых необходимо физическое присутствие людей, в будущем могут до какой-то степени автоматизироваться. По оценкам PwC, доля рабочих мест, находящихся под угрозой автоматизации, к середине 2030-х годов составит около 30%. Однако сейчас многое можно не только перевести на удаленку (если процессы не касаются лицензирования и спецдопусков, как например, на атомных станциях), но и поручить внешним сотрудникам. Это не обязательно означает, что мы потеряем рабочие отношения, понятие коллектива и корпоративной культуры. Современный софт уже заменил нам традиционное офлайн-общение с коллегами — ежедневные созвоны в Zoom, доски совместной работы в Miro и даже онлайн-корпоративы.
Рынок меняется, и сегодня важно уметь быть гибким и быстро адаптироваться под новые условия. Повышая уровень команды, вкладывая в ее обучение, быструю адаптацию новичков, компания в том числе инвестирует в свое будущее в долгосрочном плане, в устойчивость при возникновении новых кризисов. Из-за невозможности личного обучения растет использование удаленных онлайн-решений. Пандемия ускорила развитие рынка EdTech, темпы роста которого и раньше были крайне высоки. Если в 2019 году объем российского рынка онлайн-обучения оценивали в 45−50 млрд руб., то по итогам 2020 года он должен достичь уже 55−60 млрд руб. А использование AR/VR-технологий в обучении может помочь не только повысить вовлеченность сотрудников в рабочие процессы, но и минимизировать число контактов — не придется отвлекать опытных сотрудников для обучения новичков.
С трансформацией трудовых отношений и переосмыслением корпоративных процессов происходит и смена поведения у людей. Лишившись работы и адаптируясь к реальности, они вынуждены искать новые источники для заработка. Так, по данным YouDo.com, за два месяца карантина число новых исполнителей на сервисе увеличилось на 42%. Например, число заказов в курьерских услугах выросло на 50% — ретейлеры оказались перегружены, сроки доставки увеличивались. Именно в качестве курьеров чаще всего предлагали свои услуги новые исполнители, поэтому возросший спрос к услугам доставки был удовлетворен.
Люди регистрируются на платформах услуг, чтобы переждать кризис и заработать, применив свои навыки. Переход в режим самозанятости может стать и долгосрочным решением для многих, кто трудился в еще совсем недавно стабильных отраслях. Эта форма имеет большие перспективы.
Больше гибкости, меньше налогов
Для России самозанятые — это уникальный инструмент. С помощью самозанятости можно эффективно перераспределять человеческие ресурсы между теми областями, где это нужно. По данным ФНС, к марту 2020 года в России было зарегистрировано более 500 тыс. самозанятых. Этот статус дает доступ к огромному числу заказов не только от частных лиц, но и со стороны бизнесов. К тому же, сегодня самозанятые приравниваются к МСП и могут участвовать в государственных закупках: средний чек таких подрядов выше, чем в сегменте c2c, соответственно, и заработок для исполнителя больше.
Для одних самозанятость становится вынужденным выбором, когда они теряют привычные источники заработка, а другие добровольно выбирают более свободные взаимоотношения. Самозанятые обладают большей гибкостью, чем наемные сотрудники. Очевидные плюсы этой формы занятости — не нужно каждый день ходить в офис, можно самостоятельно выстраивать график, выбирать проекты и заказчиков, с кем работать. Безусловно, при сотрудничестве между компанией и самозанятым заключается договор. Самозанятый становится некой единицей юридического типа, которая защищается в рамках этого договора. Но за каждым элементом свободы стоят определенные обязательства. Следует понимать, что самозанятый не имеет традиционных трудовых отношений с работодателем, поэтому о некоторых моментах ему стоит позаботиться самостоятельно — например, о своей пенсии. Это вопрос осознанности и личного выбора.
В России может возникнуть отдельная экосистема самозанятых граждан. За полтора года работы налоговый режим показал свою эффективность, поэтому государство делает многое для его дальнейшего развития. Например, часть самозанятых получила две меры поддержки из-за ситуации с коронавирусом — возврат налога за 2019 год и налоговый бонус в размере одного МРОТ.
Анаболический укол локдауна
Благодаря локдауну многие адаптировались к удаленной работе. Для компаний уже не так важно, где находятся их сотрудники. Первый человек, которого мы наняли за время карантина, живет в другом городе. Спрос у компаний в посткоронавирусную эпоху будет в сторону фриланса и адаптивных сотрудников. Это повлечет за собой рост проектной работы и развитие такого формата работы, как шеринг услуг. Такой инструмент могут предоставить платформы временной занятости. Формат работы с ними схож с использованием облачных технологий. Только в этом случае в облако входит колоссальное количество людей, ищущих подработку: студентов, разнорабочих, фрилансеров, независимых консультантов, вахтовиков, квалифицированных профессионалов, людей без опыта. Работодатели, черпая из такого облака столько ресурсов, сколько им требуется в моменте, смогут закрывать свои потребности, используя самозанятость.
Благодаря этому, специалистов можно перебрасывать с объекта на объект максимально эффективно, не нанимая их в штат, а используя их квалификацию для закрытия определенных задач. Бизнес может сотрудничать с разработчиками по отдельным проектам, обращаться к копирайтерам для разовых задач, использовать самозанятых рабочих на строительных объектах. Это оказывается более гибкой и дешевой альтернативой трудовым отношениям — агрегаторы возьмут на себя функцию проведения платежа, оплату налогов и отчетные документы. Еще совсем недавно такой подход показался бы нереальным, но сейчас любую квалификацию можно оцифровать, а значит — находить с той же быстротой, как ответы в поисковых системах. Например, социальный рейтинг специалиста, сформированный на платформах, содержит информацию о человеке, отзывы о его работе, галочку верификации. В этом плане локдаун стал анаболическим уколом для ускорения процессов цифровой трансформации. То, к чему бы общество шло, проходя через многие этапы, стало нашей реальностью уже сейчас.
Как перераспределить ресурсы, применив убер-модель
Экономические последствия от коронакризиса еще предстоят долгому разбору и оценке экспертов, но уже ясно, что попытки остановить распространение вируса нанесли серьезный ущерб социальным и экономическим сферам. Сегодня необходимо действовать одновременно в обоих направлениях — подавлять вирус и смягчать негативное воздействие на жизнь общества. Один из вариантов, который учитывает оба фактора — тактический и стратегический — это построение гибкой системы перераспределения рабочей силы. Роль в построении такой системы может сыграть и государство: оно может провести переоценку рынков, которые в настоящее время сами занимаются перераспределением ресурсов, и поддержать уберизацию труда. Синхронизация выгодна обеим сторонам: одновременно проходя цифровую трансформацию, государство и бизнес смогут «насыщать» друг друга знаниями создания, внедрения и управления клиентским опытом. Это поможет выйти из ситуации с минимумом потерь для всех — государства, безработных, бизнеса.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Тотальная уберизация: как это работает
Что такое убер?
С Убером, как с сервисом по заказу такси, знаком каждый. Компания стартовала сравнительно недавно – в 2009 году, но ей удалось быстро изменить соотношение сил на мировом рынке такси. Появился даже специальный термин «уберизация». Под ним понимают использование бизнесом цифровой платформы для создания дополнительной ценности сервиса путем объединения клиентов и поставщиков услуг.
Впервые слово «уберизация» услышали из уст главы французской медиагруппы Publics Мориса Леви в конце 2014 года. C этого момента оно разлетелось по всему миру и было взято на вооружение СМИ и маркетологами.
Сегодня понятие убер стало нарицательным. Убером может быть любой сервис, координирующий агентов рынка в реальном времени. По сути – это симбиоз, в котором каждый из участников получает свою легко измеримую выгоду.
Убер – убирая лишнее
Убер – гарант соблюдения интересов независимых агентов рынка. Он берет на себя всю бизнес функцию: от предложения клиенту услуги или товара и до получения отзыва. Почему это работает? Убер умеет делать целевую бизнес-функцию лучше, чем сам её владелец. Если брать классический пример с такси, то ценность убера для агентов – обеспечение непрерывного потока клиентов, координация работы водителей, контроль, чтобы все участники играли по правилам.
Не всякий агрегатор, который собирает в одном месте продавцов и покупателей является убером. Обычные маркетплейсы типа Яндекс.Каталога – это псевдоуберы – они агрегируют участников бизнес-процессов, но не привносят никакой дополнительной ценности в их работу.
Как работает убер?
Питательная среда для убера – это большое количество агентов на рынке, которые взаимодействуют с потребителем по простым схемам. Всё то же такси – идеальный пример. Для возникновения убера определяющими является унифицированные алгоритмы действий участников рынка. Сегмент бизнеса должен работать по простым устоявшимся правилам. Уберизировать вновь запущенные стартапы или Forex-компании практически нереально.
Если два предыдущих условия соблюдаются, то можно состыковать потребителя и поставщика услуг и стандартизировать это взаимодействие с помощью цифровой платформы. Чаще всего в её качестве используют мобильное приложение, так как оно может дать уберу все преимущества новых технологий, собранные в одном месте: геолокация, телефония и облачные технологии.
Убер – драйвер рынка, который инициирует появление новых бизнес-моделей. Прицел его действий – ключевые этапы в создании стоимости продукта. При помощи цифровых платформ убер «выдергивает» сегмент рынка из-под власти общепринятого регулятора и устанавливает свои правила игры. Перераспределяя ресурсы, убер организовывает экономику совместного потребления. По данным Kommersant.ru доля такой экономики с 2013 по 2015 год увеличилась в 10 раз по сравнению с традиционной, и продолжает расти.
Убер и цифровые решения для бизнеса
Другая сторона уберизации бизнеса – повышение эффективности производственных процессов, в том числе и за счет исключения человеческого фактора.
Убер – это про стратегии и подходы. Переход от частностей к стратегическим решениям: политика формирования цен, стратегии развития бизнеса и повышения его эффективности.
Основная ценность убера: коммуникации с минимальными издержками. В этом сходство убера с цифровой трансформацией. Можно сказать, что digital-трансформация – это один из обязательных компонентов уберизации. Без изменения внутренних коммуникаций и процессов бизнеса не получится приготовить хороший убер. Цифровая трансформация помогает сделать сложный внутри сервис или продукт очень простыми снаружи. Возможность получать услугу нажатием одной кнопки – вот, что сегодня нужно пользователю.
Чем больше число участников (игроков) в убере, тем очевиднее его полезность для конечных пользователей.
У убера есть очень интересное свойство – он может легко проникать в смежные области на рынке. Например, с помощью сервиса Get Taxi можно заказать и доставку суши. Этот феномен позволяет уберу быстро распространятся и закрепляться на рынке, занимая соседние ниши.
Убер – сделай сам!
Главная сложность с убером – необходимо чтобы кто-то инициировал его возникновение на рынке. Убер не может появиться сам по себе, потому что просто прошло пришло его время. Эволюция рыночных отношений не приведет к уберизации. Намерение и ценность уберизации должны создаваться извне. Необходим инициатор этого процесса, способный выстроить схему работы, сформировать ценности для участников процесса и контролировать игру по правилам. Таким инициатором выступает, как правило, основатель бизнеса.
Уберизация отраслей
Главная проблема перевозчиков – холостые рейсы. Более 60% перевозчиков более половину времени поездки курсируют пустыми. Идея уберизировать эту сферу лежала на поверхности. После своего успешного дебюта Убер предложила сервис по доставке грузов из магазинов Европы и США. Мгновенно появились сервисы-клоны, которые взяли на вооружение эту модель.
Клиент получает удобный сервис – возможность связываться напрямую с грузоперевозчиками, отслеживать свой груз в реальном времени и удобный поиск агентов. Дополнительная выгода – возможность сэкономить на экспедиторских наценках.
Перевозчики же со своей стороны могут оперативно брать дополнительные заказы, планировать свою загрузку и сократить долю холостых пробегов.
В логистике, кстати, сейчас очень много псевдоуберов. К таким сервисам можно отнести биржи грузов и перевозчиков. Они не решают проблемы конечных клиентов: процесс выбора перевозчика остается непрозрачным для клиента, обеспечения возможных рисков на себя они не берут. Это – обычный демпинг за счет кажущейся технологичности.
Процессы телеком операторов тоже могут быть оптимизированы. Известная в отрасли проблема – не полная загруженность технических служб. Её можно решить при помощи аутсорсинга обслуживания абонентов. Такую модель можно назвать уберизацией телекома. Технически это осуществляется при помощи Software Defined Network (SDN) – управление сетью через API и веб-протоколы.
Вот какое определение программно-определяемой сети дает Википедия:
Программно-определяемая сеть или программно-конфигурируемая сеть (SDN, англ. software-defined networking) — сеть передачи данных, в которой уровень управления сетью отделён от устройств передачи данных и реализуется программно. Одна из форм виртуализации сети.
Телеком-убер централизует работу с сетью, отделяя друг от друга процессы передачи и управления данными. Реализуется это посредством протокола OpenFlow, работая по которому оператору не обязательно иметь свои физические сетевые ресурсы. Здесь убер работает по классической схеме – разделяй и властвуй.
Достаточно новое направление в сфере уберов. Главная сложность уберизации этого бизнеса – традиционное недоверие автовладельцев к любым автосервисам. Другая проблема – сложная логистика доставки запчастей и перемещения сотрудников по городу.
Схема работы уберов автосервисов такая: с помощью приложения можно вызвать высококвалифицированного механика, который привезет с собой всё необходимое оборудование и запчасти. Можно сделать и элементарные работы на месте: заменить колодки, отремонтировать электрику или сделать элементарную диагностику.
На отечественном рынке есть несколько подобных проектов, правда об их успешности судить пока еще рано. А вот на Западе с 2011 года уже работает сервис Yourmechanic. Сейчас он покрывает 300 городов Америки.
В среднем убер автосервиса дает значительную экономию своим пользователям: 50% по сравнению с услугами официальных автодилеров и 25%, если сравнивать с частными компаниями.
Крупнейшая мировая консалтинговая компания PwC в 2015 году выпустила исследование по экономике совместного потребления. В нем говорится, что сейчас производственные мощности используются менее чем на 20% и это дает большие возможности для того, чтобы уберизация стала ведущим бизнес-трендом ближайшего будущего.
Уберизируй это: как эпидемия изменит отношение к людям, которые обеспечивают нам доставку и быстрые услуги
Это текст из номера журнала Forbes Life за апрель 2020 года. Мы писали его до того, как ВОЗ официально объявила мировую пандемию COVID-19, а Москва вместе с другими регионами страны села на карантин. В условиях социальной изоляции рынок уберизации столкнулся с новыми вызовами, главный из которых — обеспечить безопасность здоровья исполнителей и клиентов во время эпидемии. Мы собрали новые данные от компаний и дополнили текст, чтобы рассказать, как работают курьеры и таксисты прямо сейчас.
Мы живем в консьюмеристской утопии. Имея среднюю московскую зарплату, можно по щелчку пальцев получить любую услугу — дешево и быстро. Заказать такси со скидкой — через три минуты машина будет у подъезда. Вызвать мастера, чтобы собрал шкаф и ввинтил лампочку. Сделать маникюр в три часа ночи и отдать вещи в химчистку в шесть утра. Заказать продукты и готовую еду — хоть бутерброд за сто рублей из ближайшего кафе — доставят за 15 минут и пожелают приятного аппетита.
Роскошь, прежде доступная лишь немногочисленным клиентам консьерж-сервисов, дошла до всех и стала практически бесплатной — все благодаря уберизации. Так называют поступательное замещение бизнес-посредников (людей и организаций) цифровыми платформами, позволяющими поставщикам услуг и клиентам общаться напрямую.
Термин пошел от компании Uber, которая перевернула индустрию такси: через приложение практически любой обладатель водительских прав и автомобиля может начать «таксовать». Отсутствие посредника снизило стоимость поездок для клиентов, а технологии сделали процесс заказа простым и удобным. Сегодня уберизация охватывает многие сферы жизни: зачем переплачивать за отель, когда можно снять шикарный лофт на Airbnb, в соседний город довезет «попутчик» из BlaBlaCar, поддерживать чистоту в доме будет помощница из Qlean, проводку наладит электрик с YouDo. Свои маркетплейсы появляются у психологов, юристов и других высококвалифицированных специалистов.
Но давайте сделаем два шага назад — пожалуй, самые впечатляющие масштабы уберизация показывает там, где требуется минимальная, а то и нулевая квалификация исполнителей: доставка еды, простые работы по дому и так далее. Для потребителей развитие технологий, которые облегчают быт и логистику, открывает двери в дивный — и удобный — новый мир, где больше не нужно тратить время на готовку, уборку и мелкие скучные дела, а можно сосредоточиться на действительно важном и саморазвиваться, проводить время с близкими, прокачивать здоровье и искать смысл жизни.
Пока одним современный мегаполис становится теплицей для взращивания осознанности и продуктивности, другие эту теплицу строят. Как в сказочном Лондоне Нила Геймана существовал невидимый простому обывателю город Никогде, так и в современной Москве, кажется, зародился и разросся параллельный мир со своими социальными законами, житейскими заботами и культурными кодами — мир курьеров, клинеров, разнорабочих. Многие из них не имеют даже минимальных трудовых гарантий — у них нет официальных работодателей, страховки, больничных, отпускных выплат и пенсион ных накоплений. Зато есть штрафы, переработки и риски для здоровья. Как понять, насколько хорошо компании — флагманы уберизации в России заботятся о своих неофициальных сотрудниках? Этично ли осознанному потребителю XXI века продолжать пользоваться их услугами, особенно в условиях повышенного риска для здоровья — как исполнителей, так и клиентов — из-за набирающей обороты эпидемии?
Столкновение с реальностью
Год назад, 16 апреля 2019 года, 21-летний курьер «Яндекс.Еды» Артык Орозалиев скончался от сердечного приступа после 10-часовой рабочей смены, умер прямо на улице, в фирменном желтом плаще. Врачи предположили, что причиной приступа могла стать перегрузка, но и без того на сервисы доставки еды обрушилась волна гнева со стороны курьеров и клиентов.
Через несколько дней директор «Яндекс.Еды» Максим Фирсов опубликовал у себя в фейсбуке большой пост про нововведения в работе курьеров: «Наша задача — сделать так, чтобы подобного больше не повторилось и чтобы ребята, которые каждый день доставляют еду, чувствовали себя в большей безопасности и комфорте — это наша ответственность». Курьерам дали возможность самостоятельно уходить на перерыв через приложение (без связи с супервайзером), ввели анонимную горячую линию — фиксировать жалобы будут сотрудники «Яндекса», а не компании-подрядчика, которая занимается наймом курьеров. Ведь на самом деле курьеры не имеют отношения к знакомым всем брендам — «Яндекс.Еде» и Delivery Club, — их нанимают компании-посредники. Работают они с курьерами не по трудовым договорам (предполагающим налоговые отчисления до 40% от заработка), а по договорам оказания услуг. То есть со своей условной тысячи в день курьер сам должен платить налоги как самозанятый.
Пресс-служба Delivery Club подтвердила: «Все взаиморасчеты с курьерами находятся в зоне ответственности логистических компаний, являющихся их прямыми работодателями». Но подчеркнула, что привлечение логистического партнера не означает, что компания абстрагируется от интересов курьеров. В 2019-м Delivery Club провела медосмотры для исполнителей из Москвы и Санкт-Петербурга. Они включали осмотр терапевта, кардиолога, офтальмолога, невропатолога, уролога, нарколога, хирурга-флеболога, а также ряд лабораторных исследований, кардиограмму и флюорографию. Пока неясно, разовая это была акция или нет. «Сейчас мы анализируем результаты осмотров и отзывы курьеров, чтобы принять решение о том, требуются ли этой инициативе какие-либо изменения», — сообщили Forbes Life в компании. В «Яндекс.Еде» тоже хотят следить за здоровьем курьеров: «В ближайшее время у них появится возможность круглосуточно дистанционно консультироваться с врачами, в том числе с узкими специалистами и педиатрами, если у доставщика есть дети», — рассказали в пресс-службе компании. Теперь «Яндекс.Еда» страхует жизнь и здоровье курьеров на время их работы (страховка включается автоматически при активации слота в приложении). Эти нововведения появились очень вовремя, если учесть текущую эпидемиологическую ситуацию.
Посланники мира
С введением режима самоизоляции рынок доставки готовой еды показал мощный скачок роста. «Впервые мы увидели нетипичный рост спроса на доставку продуктов в выходные 14-15 марта (+20% к предыдущим выходным). По итогам недели 16-22 марта рост ускорился (+32% к неделе 9- 5 марта), на неделе 23-30 марта ускорение продолжилось (+45%)», — рассказали в пресс-службе Delivery Club. Люди заказывают не только готовую еду, но и продукты из ближайших магазинов. «Покупают уже не товары длительного хранения, как это было две недели назад, а самые обычные продукты — овощи, фрукты, хлеб, молоко, яйца, воду. Очевидно, пользователи не хотят выходить на улицу даже в магазин», — подтвердили в пресс-службе «Яндекс.Лавки», где отмечают рост объема заказов в несколько раз. На такси спрос, наоборот, упал (пресс-служба «Везет» сообщила о снижении активности в часы пик в Москве и Санкт-Петербурге на 40%), зато машины чаще стали использовать в качестве курьерской службы — передавать с таксистом посылки пожилым родственникам с продуктами, лекарствами, личными вещами. За посылкой можно спуститься к машине или организовать доставку до двери — такую услугу предлагают «Яндекс.Такси», Gett и другие агрегаторы. Сервис «Везет» начал переговоры с несколькими крупными продуктовыми и лекарственными ретейлерами для собственной организации бесконтактной доставки населению, скоро проект начнет тестирование.
Так курьеры и таксисты на время карантина стали нашими проводниками во внешний мир — им можно передвигаться по городу наравне с сотрудниками медицинских и других учреждений, необходимых для жизнеобеспечения города. Они приносят нам еду, лекарства, доставляют посылки из онлайн-магазинов и от родственников. Чтобы снизить риск заражения, почти все службы предоставляют услугу «бесконтактной доставки». «Курьер оставит заказ на рюкзаке у двери, отойдет на расстояние не менее трех метров и сообщит о доставке по телефону. После того как клиент заберет заказ, курьер вернется за рюкзаком и продолжит работу», — описывают процесс в Delivery Club. В «Яндекс.Еде» для контроля за соблюдением правил бесконтактной доставки курьеры фотографируют заказы на термосумке и отчитываются по каждой доставке. «В случае нарушений курьера могут заблокировать в сервисе», — сообщили в пресс-службе.
Проконтролируй это
Бесконтактная доставка — зыбкая, но возможно единственная гарантия безопасности для пользователя. Конечно, компании доносят до сотрудников правила безопасности: не выходить на смену в случае недомогания, мыть руки, минимизировать время нахождения в людных местах. Но контролировать их выполнение сложно: курьеры работают через мобильное приложение и после собеседования могут никогда не встречаться со своим руководством. В Delivery Club сообщили о «централизованной выдаче курьерам медицинских масок, перчаток и антисептических средств для рук». В «Яндекс.Лавке» тоже все курьеры и кладовщики получают маски, перчатки и салфетки. «На каждом заказе есть стикер, на котором написана температура человека, собравшего заказ (температура курьеров тоже меряется каждый день)», — рассказал Илья Красильщик, руководитель проекта «Яндекс.Лавка». Многие рестораны ужесточили правила передачи заказов — измеряют температуру на входе, просят курьеров дезинфицировать руки и рюкзаки.
С водителями такси похожая ситуация. Агрегаторы не имеют собственных таксопарков, а выступают IT-платформой, информационным сервисом, к которому подключается водитель, оказывающий на своем автомобиле услуги. Поэтому они могут только разослать сообщения с требованиями Роспотребнадзора: каждые три часа менять медицинскую маску, регулярно протирать ручки дверей антисептиками, не менее двух раз в сутки проветривать и обрабатывать салон дезинфицирующими средствами. Контролировать выполнение этих требований должны таксопарки и сами водители, работающие с агрегаторами по ИП.
В конечном счете ответственность за свое здоровье и благополучие клиента — частично или полностью — ложится на плечи самих исполнителей, которых, скорее всего, скоро станет больше. В пресс-службе «Яндекс.Еды» подтвердили, что партнерские службы доставки сервиса отмечают увеличение количества новых кандидатов по устройству на работу курьерами примерно на 30%.
Мы в ответе за тех
Наравне с негативными отзывами о внутренней кухне сервисов доставки еды можно найти нейтральные и даже положительные. Среди скромных плюсов работы обычно называют то, что курьеры могут сами выбирать зоны доставки, рабочие дни, время начала и продолжительность работы (минимум 4 часа). В прошлом году «Яндекс.Еда» усилила контроль за переработками: «Теперь нельзя выбрать слот продолжительностью более 12 часов, а между длинными слотами обязательно должен быть перерыв. Помимо плановых слотов, появились свободные. Это значит, что курьер в любой момент может выйти на слот и в любой момент его закончить без санкций». Систему штрафов тоже смягчили. В новой «Яндекс.Лавке» курьерам даже выдают бесплатный рабочий транспорт — велосипед или самокат.
В конце прошлого — начале этого года Delivery Club и «Яндекс.Еда» запустили функцию безналичных чаевых — компании рассчитывают, что они будут вносить все больший вклад в заработок курьеров. Так доход исполнителей становится практически коллективной ответственностью — компании определяют минимальные ставки, исполнитель решает, как много он будет работать, а клиенты — во сколько они готовы оценить свой комфорт и свободу от готовки. С другой стороны, когда заказчик и исполнитель общаются напрямую, на первый план выходит личная ответственность участников сделки: считаешь возможным платить копейки за услугу — ищи на нее исполнителя; хочешь жить в прекрасном мире, где все получают достойную оплату, — все в твоих руках, плати больше.
Та же ситуация и с посредничеством. Например, на сайте YouDo под популярными аккаунтами исполнителей могут скрываться микробизнесы — с менеджером, который обрабатывает заказы, и сотрудниками, чьи условия трудоустройства туманны и неоднозначны — иногда это могут быть просто группы исполнителей, которые объединились на равных условиях. Особенно часто коллективные аккаунты можно встретить в секторе мелких работ по дому.
CEO YouDo Денис Кутергин не видит в этом проблемы, если все участники сделки довольны: «Мы не нарушаем свободу договора между исполнителем и заказчиком, они сами выбирают условия, на которых будут работать. Но мы запрещаем отправлять вместо себя (лицо, на которое зарегистрирован профиль. — Forbes Life) на выполнение заказа какого-то другого человека, если это не согласовано с заказчиком. Если исполнитель предупреждает, что на заказ приедет его помощник, сотрудник, родственник или знакомый, и заказчика это устраивает — мы не вмешиваемся». Более того, компания видит в этом социально значимый элемент — сервис становится стартовой площадкой для бизнеса, исполнители из фрилансеров превращаются в предпринимателей, постепенно начинают привлекать заказы не только через YouDo, но и на других площадках.
Регулировали, да не вырегулировали
Оставаясь в стороне от гражданско-правовых отношений пользователей сервиса, YouDo ввела страховку для исполнителей — по желанию (и за свои деньги, конечно) можно застраховать свою материальную ответственность. В случае причинения ущерба заказчику (например, разбил зеркало, когда вешал на стену) страховая покроет нужную сумму. А сейчас компания разрабатывает медицинскую страховку. Планируется, что купившие ее исполнители смогут получать социальные гарантии, в том числе что-то вроде больничного — материальную компенсацию на время болезни.
Пока в России все нововведения по улучшению условий труда для исполнителей остаются в рамках инициатив самих компаний, на Западе регулировать гигономику (она же share economy, когда специалисты совмещают работу в разных компаниях и сферах деятельности) начинает государство.
Но и в России, где регулирование отношений между заказчиком, исполнителем и платформой пока остается ответственностью самих участников рынка, тоже можно ждать изменений. Та утопическая (для заказчика) ситуация, которую мы имеем сейчас, скорее всего, лишь тестовая бизнес-модель. Пока компании дают все лучшее сразу, чтобы привлечь как можно больше клиентов, но когда люди подсядут на услугу, они просто повысят цены.
Такой вариант развития событий практически неизбежен — он уже реализовался в Нью-Йорке, Лондоне и других мегаполисах. Пока было «дешево, удобно и в любой момент времени», потребители разучились делать многие вещи: сверлить дырки в стене, вешать люстры, готовить ужины и делать маникюр. Поэтому сейчас подобные услуги за границей стоят очень дорого.
Москва, скорее всего, придет к тому же: таков закон эволюции бизнеса. Дешевые услуги формируют паттерны поведения потребителей: технологичность и скорость отучают нас от того, что надо уметь планировать свое время, убираться и готовить еду самому, ценить мастерство исполнителя. Зачем выстраивать с ним отношения, если на рынке полно предложений — еще дешевле, быстрее и удобнее. Такая установка искажает восприятие реальности. Живя в Москве, мы действительно считаем, что сделать маникюр ночью за 900 рублей — это нормально. Получить горячую еду за 15 минут — тоже. Поэтому позволяем себе злиться на людей, которые опаздывают, хотя прекрасно знаем, что Москва — город пробок.
Если (когда) цены поползут вверх, придется заново выстраивать быт. или закладывать серьезный бюджет «на комфорт». Пока же можно просто снять в банкомате побольше купюр по 50 и 100 рублей — и перейти на сторону добра прямо сейчас.
Сколько зарабатывают исполнители
В обычном режиме мастера маникюра работают в салонах в среднем по 12 часов в день, чаевыми клиентки не балуют, поэтому большинство мастеров «нейл-сервиса» распределяют свою занятость между салоном и выездом к клиентам на дом. Тут на помощь приходят такие платформы, как YouDo, а также изначально не приспособленные для этого «Юла» и «Авито». В среднем столичный мастер маникюра зарабатывает 30 000–80 000 рублей в месяц в зависимости от загруженности — она во время карантина стремится к нулю. Редкие из них в мирное время умудряются поднимать по 100 000 рублей, но тут надо иметь пул постоянных клиентов и имя.