у животных у зверей все не так как у людей
Запрещенные барабанщики
Текст песни Про животных
Добавьте этот текст песни в ваш персональный список песен.
Восемь ног у осьминога, ни одной тебе руки,
и мозгов совсем немного, чепуха, а не мозги,
эти твари не тоскуют, не рисуют, не поют,
но зато и не воруют, и не курят, и не пьют.
У животных, у зверей, все не так, как у людей,
все гораздо примитивней, происходит у зверей,
то ли дело, у людей, все не так, как у зверей,
все куда интеллигентней, и намного веселей
Или взять, к примеру, гризли, ни кола, и ни двора,
блохи бедного загрызли, закусала мошкара,
не пойдет медведь в аптеку, к терапевту не пойдет,
то ли дело человеку, все аптеки, круглый год.
У животных, у зверей, все не так, как у людей,
все гораздо примитивней, происходит у зверей,
то ли дело, у людей, все не так, как у зверей,
все куда интеллигентней, и намного веселей
Ни дворцов, и ни заводов мир животных не создал,
нет у ни счетоводов, ни монтеров, ни кидал,
не макаку, не собаку, не бобра, не осетра,
на врага переть в атаку не заставишь на «ура»
У животных, у зверей, все не так, как у людей,
все гораздо примитивней, происходит у зверей,
то ли дело, у людей, все не так, как у зверей,
все куда интеллигентней, и намного веселей
(с) Запрещенные барабанщики
У животных у зверей все не так как у людей
Восемь ног у осьминога, ни одной тебе руки,
и мозгов совсем немного, чепуха, а не мозги,
эти твари не тоскуют, не рисуют, не поют,
но зато и не воруют, и не курят, и не пьют.
У животных, у зверей, все не так, как у людей,
все гораздо примитивней, происходит у зверей,
то ли дело, у людей, все не так, как у зверей,
все куда интеллигентней, и намного веселей
Или взять, к примеру, гризли, ни кола, и ни двора,
блохи бедного загрызли, закусала мошкара,
не пойдет медведь в аптеку, к терапевту не пойдет,
то ли дело человеку, все аптеки, круглый год.
У животных, у зверей, все не так, как у людей,
все гораздо примитивней, происходит у зверей,
то ли дело, у людей, все не так, как у зверей,
все куда интеллигентней, и намного веселей
Ни дворцов, и ни заводов мир животных не создал,
нет у ни счетоводов, ни монтеров, ни кидал,
не макаку, не собаку, не бобра, не осетра,
на врага переть в атаку не заставишь на «ура»
У животных, у зверей, все не так, как у людей,
все гораздо примитивней, происходит у зверей,
то ли дело, у людей, все не так, как у зверей,
все куда интеллигентней, и намного веселей
(с) Запрещенные барабанщики
Eight legs of the octopus or the one your arms,
and the brain just a little bit, nonsense, and no brains,
these creatures do not grieve, not draw, do not sing,
but then, do not steal, do not smoke and do not drink.
In animals, the animals, everything is not so, as in people,
it is all much more primitive, is the beasts,
whether business, people, it’s not like the beasts,
what an intelligent, and much more fun
Or take, for example, grizzly bear, or Cola, and neither the court,
fleas poor killed, закусала the bugs,
will not bear to the pharmacy, to the therapist will not go,
whether the case of man, all pharmacies, all year round.
In animals, the animals, everything is not so, as in people,
it is all much more primitive, is the beasts,
whether business, people, it’s not like the beasts,
what an intelligent, and much more fun
No palaces, and neither the plants of the world of animals is not created,
have no or accountants, or fitters, no scammers,
not макаку, not the dog, not beaver, not sturgeon,
the enemy plunge into the attack did not make the «cheers»
In animals, the animals, everything is not so, as in people,
it is all much more primitive, is the beasts,
whether business, people, it’s not like the beasts,
what an intelligent, and much more fun
(C) Prohibited drummers
10 животных, способных на чудовищную жестокость
Люди способны на чудовищные вещи. Убийства, изнасилования, рабство — человечество проявляет удивительную изобретательность, когда надо причинить вред себе подобному. Нам кажется, что животные во многом лучше нас — они не воюют, а если и убивают, то только ради еды. Но некоторым животным «ничто человеческое не чуждо», и они тоже способны на жуткое поведение.
Муравьи. Некоторые виды муравьёв используют тлей в качестве своеобразных «дойных коров», поедая их сладкие выделения и охраняя тех от хищников. Кажется, будто это вполне гармоничные симбиотические отношения, но тля при этом находится в полноценном рабстве. Если она пытается сбежать, муравьи используют специальные феромоны, чтобы одурманить тлю и продолжить свою рабовладельческую практику
Шимпанзе. Джейн Гудолл, знаменитая учёный-приматолог, однажды заметила, что некоторые особи шимпанзе регулярно убивают и поедают новорождённых детёнышей безо всякой на то причины. Более подробные исследования показали, что обезьяны также способны на асоциальное и откровенно безумное поведение, схожее с подобным у людей.
Каланы. Морские выдры — обаятельнейшие создания, которые плавают на спине, потешно складывая лапы на животе. Впрочем, это впечатление несколько развеивается, когда дело доходит до спаривания. Самцы каланов во время секса ведут себя крайне агрессивно, болезненно кусая самок. Если же самок рядом нет, они пытаются найти кого-то, кто мог бы их заменить — например, других самцов каланов или иных морских существ. Известны случаи, когда каланы насиловали и убивали детёнышей морских котиков, которым не повезло оказаться рядом.
Пингвины. В начале XX века британский исследователь Джордж Мюррей Левик и его команда во время экспедиции наткнулись на пингвинов Адели — и ужаснулись. Письменный рассказ о поведении «милых птичек» настолько поразил цензоров, что те запретили ег издавать. Согласно Левику, самцы пингвинов пытались совокупляться с чем угодно — землёй, другими самцами, замороженными трупами самок и детёнышами пингвинов. Также они насиловали самок большими группами, в процессе давя яйца. Левик описал пингвинов как злых и бесчувственных существ.
Гориллы. В мае 2016 года в зоопарке Цинциннати произошёл известный трагический случай. Трёхлетний мальчик упал в вольер и оказался в руках крупного самца гориллы по имени Харамбе. Работникам зоопарка пришлось пристрелить гориллу, чтобы спасти ребёнка, что после вызвало волну осуждения. Но люди, защищавшие гориллу, не особо понимали, о чём говорили. На самом деле самцы горилл зачастую ведут себя крайне агрессивно и жестоко, особенно защищая свою территорию. Иногда они избивают молодняк до смерти. И ребёнок для них — такой же враг, как взрослый.
Акулы. Ещё не рождённые детёныши тигровой акулы сражаются до смерти, не покидая материнское лоно. Сформироваться может до двенадцати мальков, но лишь тот, кто победит и съест остальных, выйдет на свет. Возможно, это связано с тем, что самка акулы совокупляется с разными самцами, и жестокий поединок детёнышей определяет потомство с лучшими генами.
Гиены. В «Короле-льве» гиены в основном служили объектом для шуток, но в реальности с ними шутить не стоит. Для начала, гиена рожает через клитор, больше напоминающий пенис, при этом зачастую умирая в муках. Иногда при таком рождении умирают и детёныши — задохнувшись. Но даже выжив, они оказываются по уши накачаны тестостероном. Это выливается в беспричинную агрессию и схватки между молодняком до смерти.
Меня всегда веселии восклицания всяких экзальтированных людей, о том, что » животные так себя не ведут, это не естественно». Естественно, блин. И садизм и гомосексуализм и даже пьянство.
человек, мерящий животных меркой христианской морали, не далеко ушел от пингвина в своем развитии
на планете земля буквально всё—от мельчайших микроорганизмов и до самых больших существ типа китов или слонов борется за своё существование—убей сам либо тебя прихлопнут, естественный отбор мать его))
интересно а возможно вообще существование живых существ без этого самого отбора?
Дельфины ещё наркоманят рыбой фугу, а также откусывают рыбам голову и дрочат в тушку.
Кошки часто тоже съедают больных или слабых детенышей
Я ещё готова подискутировать на тему жестокости или доброты дельфинов или приматов, но говорить о жестокости муравьёв? Акул? Какие морально-этические рамки могут быть у акул? У них мозг не настолько развит. А у муравьёв вообще головного мозга нет. И у тлей, кстати, тоже, чтобы оперировать такими понятиями как «свобода» и «рабство». Нельзя оценивать с этической точки зрения поведение существ, руководствующихся инстинктами.
Нельзя наделять животных человеческими качествами,для животного мира отсутствуют чувства данные человеку и живут они по законам своего вида.Очень удивил текст о муравьях и тле, захотелось даже написать нечто вроде Хижины дяди Тома,где главными героями будут они.И особенно ярко описать душевные страдания тли находящейся в рабстве.
«Для начала, гиена рожает через клитор»..
Опять дзинь Яндекс
«Рыбы и птицы»
«Рыбы и птицы». Правая часть триптиха. 2007 год.
Бумага тонированная, тушь, фломастеры, чернила, изограф. 600х800 мм.
Специалисты центра спасения дельфинов «Дельфа» сообщили о двух мертвых афалинах на побережье Кубани. На теле одного из них обнаружены следы рыболовных сетей.
С начала года в крае обнаружили более 130 мертвых особей. Основной причиной гибели китообразных называют голодную зиму и человеческий фактор.
При этом внешних признаков заболевания дельфина не обнаружено. Вторую афалину осмотреть пока не получается из-за сильного циклона в районе Анапы.
Подводная охота олуш
Поездка на Шетландские острова позволила автору погрузиться в воду и запечатлеть сцену, полную экшена: две олуши вместе ловят добычу в команде.
Фотограф: Трейси Лунд
Полиция в США остановила уличную драку орланов
Жители города Плимут в Миннесоте позвонили в полицию, чтобы сообщить об уличной драке. Вот только дрались не люди, а два белоголовых орлана.
На место происшествия приехал офицер Митч Мартинсон, который как раз патрулировал район. Он увидел двух птиц, которые лежали на проезжей части, вцепившись когтями друг в друга.
«У нас есть тактика деэскалации конфликта, но я еще никогда не применял ее к орланам или другим животным», — пошутил Мартинсон в комментарии WCCO-TV.
Офицер проконсультировался с Министерством природных ресурсов Миннесоты и местным Центром хищников. Специалисты сообщили, что птицы, вероятно, не поделили территорию.
Мартинсон попытался надеть на головы орланам импровизированные клобуки, чтобы они успокоились. Это подействовало: уже через несколько минут когти птиц разжались, и они улетели.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ: киты на дне океана
Каждое живое создание рано или поздно погибает. Ни для кого не секрет, что и такие гиганты нашего времени как киты не являются исключением. Многие слышали о тушах китов, выброшенных на берег, но это относительно редкое явление и оно вовсе не является основным местом разложения.
После смерти тело кита постепенно опускается на дно. Такое явление называется «падение кита». Впервые его наблюдали в 70-х годах 20-го века. Длительность данного явления исчисляется десятилетиями. В процессе разложения тело кита наполняется газом и всплывает на поверхность. На этом этапе туша является источником пищи для акул и некоторых птиц. Через какое-то время тело начитает километр за километром погружаться на дно океана. Там оно становится кормом для акул, ракообразных, морских улиток и многих других организмов, съедающих мышцы и жир. Затем наступает очередь так называемых костных червей. Именно благодаря явлению падения кита в 2005 году был обнаружен новый вид червей (Osedax mucofloris), питающихся костями, а точнее жиром и коллагеном, входящими в их состав.
В 1998 году исследователи пришли к выводу, что многие виды морских организмов существуют за счет падения китов. Среди них и редкие виды моллюсков, креветок и червей, которые не употребляют сами останки, но используют органические и неорганические вещества туши, производя химикаты. Это называется хемоавтотрофией. Бактерии в свою очередь производят из останков сероводород, являющийся необходимым веществом для многих жителей океана.
Таким образом, явление падения кита играет большую роль в поддержании экосистемы. До сих пор данный процесс продолжает активно изучаться учеными, что приводит к открытию ранее неизвестных обитателей океанического дна.
Автор: Палеонтолог из Фанерозоя, Муся Лавренкова
А клюв не треснет?
Что происходит …ппц …
Удар хвоста дельфина отправил рыбу в полет над Флоридским доком
Из зоопарка в Челябинске изымут всех птиц и уничтожат их
Причиной для таких мер послужила вспышка птичьего гриппа, зафиксированная на территории учреждения.
«Изъять все виды птицы всех половозрастных групп на территории экспозиции «Доисторические и современные рептилии и птицы», принадлежащей зоопарку», — говорится в распоряжении правительства Челябинской области.
23 сентября зоопарк для посетителей будет закрыт.
Продолжение поста «В Дании во время охоты убили около 1500 дельфинов»
Премьер-министр Фарерских островов сделал заявление по поводу кровавой охоты на дельфинов. Говорит, всё в порядке.
Премьер-министр Фарерских островов Бардур А Стейг Нильсен выступил с заявлением после инцидента с массовым убийством атлантических белобоких дельфинов, который произошел 12 сентября и вызвал возмущение по всему миру. Из заявления, в котором Стейг Нильсен обещает дать оценку произошедшему, ясно, что, власти островов оправдывают охоту на морских млекопитающих.
«Ситуация 12 сентября была нестандартной, главным образом потому, что улов оказался в несколько раз больше, чем обычно, что привело к серьезным затруднениям, когда животные достигли бухты», – пишет премьер-министр.
Стейг Нильсен объясняет, что охота-гриндадрап «является древней и неотъемлемой частью кулинарной культуры Фарерских островов». Впрочем, он признается, что охота на белобоких дельфинов не является «в той же степени частью фарерских традиций», как вылов китов и гринд.
«Мы очень серьезно относимся к этому вопросу. Хотя такая охота считается экологически безопасной, мы внимательно рассмотрим охоту на дельфинов и то, какую роль они должны играть в фарерском обществе. Правительство решило начать оценку правил ловли атлантических белобоких дельфинов», – говорится в заявлении.
Впрочем, большая часть заявления посвящена оправданию китобойного промысла на Фарерах.
Стейг Нильсен подчеркивает, что китообразные представляют собой один из немногих местных источников мяса, которое не нужно ввозить издалека, а популяции этих животных не страдают от ежегодного вылова.
Очевидцы событий 12 сентября сообщают, что дельфины, вытесненные на мелководье и пляж, погибали в агонии в течение нескольких часов, а многие из китобоев не имели соответствующей лицензии, которая по законам Фарерских островов, необходима для убийства китообразных (со специальными инструментами, которые обеспечивают быструю и безболезненную смерть), однако премьер-министр настаивает, что «охота хорошо организована и полностью регулируется».
«Охота на фарерских китов – драматическое зрелище для людей, не знакомых с добычей млекопитающих. Тем не менее, законодательство Фарерских островов о защите животных, которое также применяется к китобойному промыслу, предусматривает, что животные должны быть убиты как можно быстрее и с минимальными страданиями», – пишет Стейг Нильсен.
«Обычно целая стая китов погибает менее чем за 15 минут», – отмечает чиновник.
«В последние десятилетия были приняты специальные меры для улучшения методов охоты и улучшения условий содержания животных при загоне китов. По инициативе опытных участников китобойного промысла разработали новое оборудование, используемое в китобойном промысле на Фарерских островах», – заключает Стейг Нильсен.
В ходе охоты 12 сентября погибло 1428 белобоких дельфинов, что, вероятно, является самым массовым убийством этих животных за раз, когда-либо зарегистрированным в мире.
На сегодняшний день только в двух странах – на Фарерах и в Японии – охота на этих дельфинов официально разрешена.
Есть ли у животных бессмертная душа и можно ли за них молиться?
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Животный мир и мир людей неразрывно связаны друг с другом. Еще каких-нибудь несколько тысяч лет назад — капля в потоке мирового времени — это ощущалось как данность. Люди жили в непосредственном взаимодействии с окружавшей их флорой и фауной. Важность этого соседства проявлялась в особом отношении к растениям и животным. Люди могли возводить свой род к медведю или носорогу, создавали различные культы, связанные с почитанием животных, закрепляли за отдельными видами священный статус.
Образы животных и связанные с ними аллегории наполняют молитвословия Древнего Израиля — вспомним хотя бы сравнение стремящейся к Богу души с бегущей на водопой ланью: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже (Пс 41:2). Вошли животные и в новозаветную символику. Так, трое из четырех евангелистов — Марк, Лука и Иоанн — имеют символические зооморфные изображения льва, тельца и орла, взятые из Откровения Иоанна Богослова: …и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).
Вместе с тем из Священной истории мы знаем о делении животных на чистых и нечистых, сталкиваемся с мнением, отвергающим возможность молитвы за домашних питомцев. Какое же все-таки место занимают животные в христианской картине мира и каково отношение к ним в церковной традиции?
Откуда деление животных на чистых и нечистых?
Из Библии мы знаем, что человек был сотворен как царь всего живого. Помимо прямых слов о передаче Адаму власти над земным миром (Быт 1:28) Бог привел к нему всех зверей и повелел дать им имена. Последнее в системе древневосточных представлений и означало владычество, которое понималось при этом как забота и ответственность. В отношениях между обитателями рая царили мир и гармония, человек существовал в органическом единстве с окружающей средой. Представления об этом времени нашли отражение в описании пророком Исаией будущей преображенной Богом земли: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена вéдением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6–9).
Райская идиллия закончилась в тот момент, когда Адам и Ева пошли на поводу у змея-искусителя. Грехопадение первых людей не только повредило природу человека, но обернулось катастрофой для всего мироздания, исказив первоначальный замысел Творца о сотворенном Им мире. С тех пор, как пишет апостол Павел, вся тварь совокупно стенает и мучится (Рим 8:22). Мир стал агрессивной средой и погрузился, по выражению английского философа Томаса Гоббса, в состояние «войны всех против всех».
Прошло время, и Бог явился Моисею с повелением вести евреев в землю обетованную, а по дороге в пустыне дал пророку новые откровения, которые составили первые пять книг Ветхого Завета. Среди них была и книга Левит. В ней вся фауна рассматривается исключительно с точки зрения дозволительности ее употребления в пищу, приводится гастрономическое разделение на чистых и нечистых животных, рыб, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Первых можно есть, вторыми следует гнушаться (Лев 11:1–47). К некоторым видам животных вообще нельзя было прикасаться, чтобы не оскверниться и самому не стать нечистым.
Эта подчеркнутая утилитарность и детальные инструкции обращения с животными, составленные вскоре после выхода евреев из Египта, не случайны. Египетский пантеон был наполнен зооморфными изображениями. Многие животные, в том числе те, которые получили в Библии статус нечистых, имели священный статус. В израильском народе эти воспоминания были еще свежи. И смысл появления ветхозаветной классификации животных состоял в необходимости искоренить из сознания древних евреев остатки языческой зооморфной религии и оградить их от искушения впасть в идолопоклонство. Вот как писал об этом Константинопольский Патриарх Фотий: «Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво».
Как меняется отношение к животным в Новом Завете?
Актуальность ветхозаветного разделения на чистых и нечистых животных, съедобных и тех, до кого нельзя даже дотрагиваться из боязни самому стать нечистым, в Новом Завете исчезает. Свое символическое выражение новая этика получила в видении апостолу Петру, который, проголодавшись во время молитвы, увидел спускающийся с неба огромный сосуд, полный как чистых, так и нечистых зверей и птиц. На отказ Петра есть нечистых тварей с неба раздался голос: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян 10:15). Видение имело и еще один смысл: Господь дал Петру понять, что проповедь Евангелия обращена не только к избранному народу, но и к язычникам, которыми иудеи прежде гнушались. Эту идею впоследствии выразил апостол Павел, сказавший, что в Церкви нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:11).
В новозаветную эпоху прежнее утилитарное отношение к животным изменилось. Уже святитель Василий Великий так определял их назначение: «Одно (животное. — Прим. ред.) сотворено на службу человекам, а другое для того, чтобы он созерцал чудеса творения, иное же для нас страшно, чтобы вразумлять нашу нерадивость». В истории Церкви мы видим немало примеров милосердного и дружелюбного отношения святых людей к их «меньшим братьям». В житийных рассказах содержится и немало примеров преданности, неравнодушия, бескорыстии и других качеств, проявляемых животными.
Есть ли у животных душа?
Наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с животными: есть ли у них душа и бессмертна ли она, попадут ли они в рай и можно ли о них молиться. Ответим на них по порядку.
Относительно души существует единодушное мнение христианских богословов: да, животные обладают душой. Что касается бессмертия, то наиболее распространенным является представление о конечности души животных, поскольку она не есть самостоятельная, отдельная от тела сущность. Так, Василий Великий, ссылаясь на книгу Левит, пишет: «Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное». Под душой в данном случае понимается некое творческое начало, оживляющее тело. Соответственно, если душа не бессмертна, то вопрос о наследовании животными рая вообще не стоит.
В то же время есть и иная точка зрения. Уже в Библии, в Книге пророка Иоиля есть фраза: даже и животные на поле взывают к Тебе (Богу. — Прим. ред.) (Иоил, 1:20). При отсутствии души, являющейся чем-то большим, чем просто оживляющим тело началом, такое взывание вряд ли возможно. В пользу наличия у животных бессмертной души и возможности наследования вечной жизни высказывались и некоторые святые. Так, в толковании на приводимый выше отрывок из пророка Исаии о мирном соседстве хищных и травоядных животных в преображенном мире, раннехристианский апологет священномученик Ириней Лионский, оппонируя аллегорическим рефлексиям на эту тему, пишет: «Знаю, что некоторые пытаются относить это к диким людям, принадлежащим к различным народам и разных занятий, которые уверуют и, уверовав, сойдутся с праведными. Но хотя и ныне это справедливо в отношении к некоторым людям из различных племен, приходящим в единомыслие веры, тем не менее в воскресении праведных сбудется и относительно тех животных». О том, что в будущем произойдет обновление всего мира, а не только человеческой популяции, пишет и преподобный Симеон Новый Богослов. Еще одним аргументом в пользу наличия у животных некоей высшей психической составляющей служит их богатый эмоциональный мир. Так что вопрос остается открытым.
Чем животные все же отличаются от человека?
Но если согласиться с мнением, что у животных есть душа, то чем тогда они отличаются от человека? Дело в том, что, согласно христианскому взгляду на человека, он состоит из духа, души и тела. Из них душа — это то, что охватывает нашу психику, мыслительные процессы, определяет характерные особенности нашей личности. Дух же — это дыхание Божие, которое Творец в заключительном акте творения Адама вдунул в лице его (Быт 2:7) и тем самым пробудил его к жизни. Это то, что связывает нас с Богом, движет нашим стремлением к Небу. В святоотеческом наследии дух также может рассматриваться как высшая часть души, которая определяет способность человека к богообщению. Именно дух отличает человека от остального тварного мира и позволяет нам вести духовную жизнь. У животных такого духа нет.
Можно ли за животных молиться?
В наших требниках есть составленные давным-давно молитвы о животных. Например, молитва на благословение стада или молебный чин во время губительной болезни скота. Недавно, в 2015 году, Священный Синод утвердил «Чин молебного пения о сохранении творения Божьего», который совершается ежегодно в первое воскресенье сентября. В нем прославляется Бог, сотворивший изначально прекрасный мир, признается ответственность людей за экологические проблемы современности, в том числе за исчезновение некоторых видов животных, птиц и растений, и приносится покаяние за потребительское отношение к природе.
Трогательный рассказ о молитве за домашнего питомца приводится в собрании поучений нашего святого современника Паисия Святогорца: «Меня удивляет, — рассказывал старец, — как один смиренный помысел мгновенно приводит в действие Благодать Божию. Как-то ко мне в келью приблудился котенок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, извиваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни. Жалко было на него смотреть, а что сделаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! “Посмотри на себя, — сказал я тогда сам себе, — уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь!” Только я себя обвинил, котенок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришел в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать. Вот какая сила у смирения! Потому и сказано: “Во смирении нашем помяну ны Господь” (Пс 135:23)».
Пример с котенком старца Паисия ближе современным людям, у которых домашнее животное ассоциируется скорее с пушистыми обитателями квартир и загородных домов, чем с рогатым скотом. В Церкви нет специального молитвенного чина об исцелении кошек, собак, шиншилл или морских свинок. Но если любимец заболел, никто не мешает нам своими словами попросить Бога об облегчении страданий несчастной зверушки. А вот об упокоении животных молиться не надо. Ведь смысл этой молитвы — в прощении грехов, а такая категория, как грех, к животным неприменима.
Можно ли любить животных больше, чем человека?
Человек призван относиться к животным, как и ко всему Божьему творению, как к проявлению благости и красоты Творца, обращенной к людям. Однако тут тоже важно не переусердствовать и не оказаться в ситуации, когда четвероногий любимец становится дороже ближнего и получает больше любви и заботы, чем те люди, которые действительно нуждаются в нашем участии. Вспомним описание псарни, ставшей причиной ссоры между Дубровским и Троекуровым в известной повести Пушкина: «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят». Борзые, окруженные заботой, жили лучше некоторых крепостных крестьян, о чем с горечью и сказал старик Дубровский. Такое отношение к животным наносит вред и им, и их хозяевам.
«Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак» — этот известный афоризм приписывается многим мыслителям, писателям и историческим деятелям. В поэтической форме его выразил русский поэт А. Федотов. Его стихотворение «Охота» заканчивается строками «Чем больше знаю я людей, чем больше жизнь я изучаю, тем больше я люблю зверей». Однако с христианской точки зрения такое предпочтение зверей людям неправильно и духовно опасно. Важно помнить: спасение каждого из нас определяется степенью нашей любви не к животным, а к Богу и людям, в том числе (и даже особенно) к тем, кого мы считаем чужими или врагами. Об этом ясно говорится в следующем евангельском эпизоде:
Фарисеи. собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его (Иисуса. — Прим. ред.), спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:35–40).
Любовь к Богу и ближнему не противопоставляется любви к животным, но последнее становится следствием первого, о чем свидетельствуют приводимые выше примеры святых людей. Чем больше мы любим Бога, чем сильнее проникаемся Его любовью к нам, тем шире делается наше сердце, в котором находится место не только людям, но и животным, и всему творению Божьему. Любовь к животным становится следствием из общего внутреннего изменения состояния человека. В наших глазах мир возвращается к некогда утраченному единству, где любовь пронизывает все, и нас не раздирают на части привязанность к одним наряду с отторжением других.