у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

У вас товарищ большаков не так уж много маршаков

О процедуре регистрации

Для доступа к всему функционалу нашего портала, необходимо пройти процедуру регистрации, а также согласиться с условиями использования.

Забыли пароль?

Введите свой почтовый адрес и мы вышлем на него ваш пароль.

Редкие книги, автографы, фотографии, исторические бумаги, плакаты и открытки

8 августа Аукционный дом «Литфонд» представит коллекцию из 350 лотов редких книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток, исторических бумаг и географических карт на общую сумму свыше 10 000 000 рублей.

Лот 320

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

[«У вас, товарищ Большаков, не так уж много Маршаков. »] Собственноручное письмо Михаила Ромма, адресованное министру кинематографии И.Г. Большакову. Одесса, 15 мая 1952. 1 л. 29,5×20,8 см. В хорошем состоянии, следы сгибов, небольшие надрывы.

«Уважаемый Иван Григорьевич! Сегодня ровно месяц, как мы приехали в Одессу. За этот месяц ни у меня, ни у Шеленкова, ни у остальных руководящих работников группы не было ни одного дня отдыха. Если пересъемки, то в любой день, даже в воскресенье, мы готовим к съемке объекты, осматриваем натуру и т.п. Даже майские праздники мы с Шеленковым использовали для отбора и уточнения мест натурных съемок в Крыму. Полетели туда на самолете и за 1-2 мая отшагали пешком километров 50, если не больше. Этим мы избежали простоя группы в рабочие дни. Несмотря на такие напряженные темпы (от которых Шеленков уже начинает стонать) мы отсняли пока всего около 350 полезных метров. Правда, попались на этот месяц очень сложные эпизоды, но простых эпизодов у нас на натуре нет. На палубе будет еще сложнее. Пишу Вам это не для того, чтобы пожаловаться на судьбу, а для того, чтобы Вы знали, что повысить нормы выработки, не жертвуя качеством, при моих ужесточенных сроках — почти немыслимо. Вспомните, Иван Григорьевич, что „Нахимов“ с его единственным морским боем просидел на натуре сезон, а досъемки отняли еще сезон. Тем не менее, мы обсудили в коллективе все наши возможности и приняли решение сократить сроки экспедиции на месяц-полтора против генплана. Кроме того мы постараемся снять за это же время в Одессе и Ялте 2-3 павильонных эпизода, вынеся их на натуру. Если это удастся — то, я считаю, мы выполним максимум возможного. нам очень помогает. Если бы не это — мы бы с места не сдвинулись с нашими труднейшими объектами. Одесская студия пока помогает нам плохо. Прошу Вас, Иван Григорьевич, если будет у нас особая нужда — помочь нам. Я не буду беспокоить Вас до последней крайности. Желаю Вам, здоровья и сил, ибо в последнее время стал превыше всего ценить здоровье. Ваш [Подпись]».

Иван Григорьевич Большаков (1902-1980) — советский государственный деятель, министр кинематографии, первый заместитель министра культуры СССР.

Занимательный факт из биографии И. Большакова: во время войны Уолт Дисней пожелал сделать кинематографический вариант пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев», и автор по этому поводу приехал на прием в Комитет по делам кино, где ему пришлось безрезультатно прождать полтора часа. Возмущенный писатель уходя оставил Ивану Григорьевичу записку: «У вас, товарищ Большаков, не так уж много Маршаков».

Провенанс: из собрания дочери министра кинематографии Ивана Григорьевича Большакова.

Редкие книги, автографы, фотографии, исторические бумаги, плакаты и открытки

8 августа Аукционный дом «Литфонд» представит коллекцию из 350 лотов редких книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток, исторических бумаг и географических карт на общую сумму свыше 10 000 000 рублей.

Среди наиболее интересных и значимых можно выделить 10 топ-лотов редких автографов и книг первой трети XX века:

Со всеми лотами аукциона можно ознакомиться на предаукционной выставке в офисе Аукционного дома «Литфонд» (Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2) c 30 июля по 7 августа 2019 года (кроме воскресенья и понедельника). Аукцион состоится 8 августа в 19:00 там же.

По всем вопросам просьба обращаться по тел. +7 495.792.48.92; +7 985.969.77.45; e-mail: info@litfund.ru; каталог в Интернете: www.litfund.ru/auction/171, каталог и участие в онлайн-аукционе через систему Bidspirit: https://litfund.bidspirit.com/.

Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

«Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

«Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

Регистрация для участия в торгах:

Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

Способы участия в торгах:

Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

Источник

ЖИЛ-БЫЛ ЧЕЛОВЕК-МАТРЁШКА

№ 2018 / 10, 16.03.2018

По кое-каким страницам книги Аллы Сущинской «Маршак нашего детства» (М., «Вече», 2017)

Тут что ни слово, то переменная, которая требует уточнения, комментария или вводных: «Маршак нашего детства». Что за детство? Чьего нашего? Какой такой Маршак?

Это сам Маршак, заскучавши в приёмной высокого, но неглубокого, то бишь обделённого проницательностью, начальника, сочинил гневную инвективу:

У вас, товарищ Большаков,

Не так уж много Маршаков, –

и, передав записку со стихами адресату через ошарашенную секретаршу, был таков. Цену себе он знал, причём – чрезвычайно завышенную.

Но тот, кто действительно понимает что к чему, должен, чтобы уразуметь какой такой Маршак, спросить: Маршак какого десятилетия? Девятисотых годов? Десятых? Двадцатых? Тридцатых? Сороковых? Пятидесятых, наконец? Самого начала шестидесятых? Ибо в каждом из десятилетий Маршак различен.

И этот разный Маршак никуда не девается, он, словно матрёшка, от мал-мала-меньше до самой громадной, облекается Маршаком следующего периода, прячется под его оболочку, оставаясь где-то внутри, укрытый очередным Маршаком.

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

Еврейский мальчик, за стихотворную бойкость привеченный именитым критиком В. Стасовым. Юноша, чтобы обойти российскую норму для иудеев, отправившийся учиться в Англию. Молодой человек, сочиняющий посредственные стихи, которые, однако ж, приглянулись А. Блоку. Юный мужчина, оказавшийся в Екатеринодаре, где в соавторстве с Е. Васильевой, она же некогда Черубина де Габриак, пишет пьесы для детей, а без соавторов бессчётные стихотворные фельетоны для газеты, не включённые ни в одно прижизненное издание и ни в одно собрание сочинений, даже и посмертное. Мужчина просто, вернувшийся в Петроград и взявшийся созидать новую литературу для детей, советских (важное уточнение). Немолодой мужчина, что бросил всё и уехал в Москву, пока воздвигнутый им ленинградский Детиздат громили, а писателей, открытых им и обученных, арестовывали и уничтожали. Пожилой классик, только себя и слушавший, когда к нему на улицу Чкалова приходили друзья, знакомые и попросту гости. Патриарх детской литературы, устраивавший дивертисменты редакторам и функционерам от мелка и до велика, потому что они, кажется, редко печатают, криво подправляют, смеют порой сокращать его статьи. Старик, тяжело, но честно умиравший, не боясь смерти, потому что был занят переводами и собственной персоной.

Так какой Маршак из перечисленных Маршаков?

Вопрос риторический. Авторствующая дама лучше подделает документы, чем скажет на какое столетие пришлось её безоблачное детство. Можно только догадываться, что она – выученица выучеников маршаковской школы. Вот, хотя бы, и самая первая фраза первой главы: «Пароход медленно отдалялся от берега Одессы на Ближний Восток». Именно так, языком звонким, но доступным, писали эти сочинители, в коротком предложении вмещая и насущное повествование, и факты из многочисленных областей знания – географии, мореходства, древней и новейшей истории и т.д. Хочется длить, продолжать эту чудную прозу, адресованную всем детям и каждому взрослому: «Подплывая к левому боку текущего Гольфстрима и смотря в иллюминатор на погоду, у меня слетела вниз панама».

Но, стоп машина, эдак можно далеко заплыть. Вернёмся к разговору о разных Маршаках. И тут надо вспомнить, что самый первый Маршак, угнездившийся в глубину матрёшки, начинал как представитель русской еврейской литературы. Ясно, что ему не тягаться было с великим Х.-Н. Бяликом, дюжим С. Юшкевичем, непревзойдённым В. Жаботинским, автором блистательных вирш на русском языке, отличных фельетонов и классической прозы.

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

Лирический дар (назовём это словом негодящим и понятным) юного Маршака весьма и весьма скромен, под стать выбранным автором темам. Поэт тоскует о родных палестинах, хотя родился в Воронеже, а потом с семьёй жил и в Витебске, и в Бахмуте, и в Острогожске, отчего-то не желая, в отличие от многих единоверцев, отправляться в подмандатную Палестину, чтобы возделывать землю обетованную, но съездил туда на экскурсию, и с удовольствием превеликим поехал в Соединённое королевство, где не столько учился, сколько узнавал английскую поэзию: Р. Бёрнса, У. Блейка, Э. Лира, стишки из сборника Матушки Гусыни, которые помогли ему состояться как литератору, скрасили, затушевали непростительную для поэта-лирика худосочность, абсолютное незнание жизни. Ведь и в более поздние годы доходило порой до нелепости: друживший с Маршаком А. Твардовский, исправляя его стихи, говорил: Самуил Яковлевич, помилуй, что за керосинная лавка, давно их нет. И, характерно – Маршак правку и укоры сносил, при его-то фанаберии. Тоже, если задуматься, точный показатель – А. Твардовский ревниво относился к чужим хорошим стихам и не терпел рядом с собой крупных стихотворцев, чему свидетельством раздел поэзии журнала «Новый мир», с переводчиками, скрепя сердце, мирился, их дело служилое: быть на подхвате.

Кстати, газетная работа вряд ли отличается от переводческой, бери чужие мысли и перекладывай требуемыми словами, и этого достанет. А Маршак, выехавший на Кубань по сплетению обстоятельств – там находилась семья, в том числе и смертельно больная мать – около трёх лет писал злободневные фельетоны. Надо заметить, что Кубань была занята войсками под командованием А. Деникина. И по сию пору остаётся загадкой – успел ли Маршак в Екатеринодар незадолго до вступления Добровольческой армии или следовал прямо за ней. И это, согласимся, не обычная биографическая подробность, ведь фельетоны, вышедшие из-под пера Маршака, будто бы подсказывают ответ.

А в другом знакомом доме

Разговор зашел о том,

Сколько нынче в Совнаркоме

И сказал чиновник в форме,

В трехпроцентной старой норме

В Совнаркоме быть должны.

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаковБудто бы, поскольку читать эти строки можно и так и эдак, что называется, слева направо и справа налево, смысл распахнётся иначе. Видимая насмешка над большевиками истолковывается и с прямой противоположностью: везде и всюду не титульная, как полагают, а шмуцтитульная нация. Есть ли нужда истошно вопить: «За что боролись?!»? И не потому ль Маршак возвращается в Петроград, тогда как путь был открыт и в другом направлении – в Одессу, откуда корабли отходили к любой из земель обетованных.

О деятельности Маршака, созидавшего новую детскую литературу, писал Л. Гумилевский: «Не завербовав никого в Москве, Маршак с новой энергией начал действовать в Ленинграде. Не было там своих писателей для детей – Самуил Яковлевич стал создавать их. Вызвал брата, инженера, работавшего на заводе, и убедил его заняться научно-популярной литературой. Так появился знаменитый М. Ильин – Илья Яковлевич Маршак. Встретился на Невском только что демобилизованный моряк, не знавший, куда деваться и к чему приложить чистые руки, и вот появляется не менее талантливый Борис Житков. Затем выходит на сцену Елена Ильина. И вскоре уже Маршак окружен плеядой учеников и учениц, усваивающих единственный постулат учителя:

– С детьми надо говорить забавно!

Я глубоко и непоколебимо убежден в том, что стишки Маршака и Чуковского, пересыпанные шуточками и прибауточками, забавные рассказы Ильина нанесли и наносят непоправимый урон детской психике. Они воспитывают неуважение к науке, внушают презрение к взрослым, которые везде и повсюду оказываются глупыми и смешными перед собственными детьми».

Мемуарист имел право на неприязнь, Маршак и его питомцы использовали в борьбе сомнительные методы, а заодно угрозы, наветы, связи. Детская литература – это пространство, обживаемое по родовому принципу, где боролись и борются кланы, семейства, одиночкам здесь не место. Семейство Маршака выжило, но клан был разгромлен и уничтожен, а сам Маршак откочевал – «бежал» слово более точное – в Москву, бросив на произвол судьбы прежних единомышленников. Спасти он пытался, кажется, лишь Т. Габбе. Главным противником, необоримым, оказалось время, исторические обстоятельства, против них не повоюешь. И Маршаку не оставалось ничего другого, только надеть ещё одну оболочку, прячась глубже и глубже.

Об этом нет ни слова в книге, сочинённой дамой неизвестного возраста с профессией инкогнито и проиллюстрированной картинками правнука Маршака.

Количество несуразностей, ошибок, искажений русского языка, само художественное оформление подсказывают – издание заказное, а кто платит, тот и несёт вздор, и рисует что заблагорассудится.

Маршак изображён душкой, прозорливцем, демиургом тутошнего масштаба. Взять, например, главку о Маршаке и А.Н. Толстом. Явился этот вальяжный барин в журнал «Воробей», принёс сказку Коллоди. И Маршак сразу предложил сказку заново пересказать, не следуя за первоисточником. А.Н. Толстой внял. Так появился «Золотой ключик». Правда, журнал «Воробей» существовал в 1923 году, с Маршаком разговор вёлся о сказке про Пиноккио, а сказка про Буратино возникла как бы сама собой, независимо от этих перипетий, через двенадцать лет. Впрочем, мемуарист запомнил, с каким подъёмом взялся за дело А.Н. Толстой, пошучивая и смеясь: «Превосходный сюжет! Надо написать, пока этого не сделал Маршак». Шутки шутками, но А.Н. Толстой смотрел на вещи здраво, людей оценивал метко. И понимал, что матрёшка, сделанная из мягкого дерева – липы, раскрашенная и принаряженная, состоит не из одной оболочки. Встряхни матрёшку, она станет греметь на разные лады, большая по-своему, поменьше на свой лад. И так до самой последней. Или первой – это откуда считать.

Источник

У вас товарищ большаков не так уж много маршаков

Работу над пьесой Маршак завершил в 1943 году, но впервые она была поставлена лишь в 1947 году в Московском театре юного зрителя, а годом позже — во МХАТе. Судьба этой пьесы складывалась непросто. Еще в годы войны она каким-то образом получила известность во всем мире. Может быть, потому, что была непохожа ни на богемскую легенду о двенадцати месяцах, ни на сказку чешской писательницы Немцовой по этой легенде. Когда она дошла до Соединенных Штатов, сам Уолт Дисней решил сделать кинематографический вариант этой пьесы. Он обратился к Маршаку за разрешением, но письмо Диснея до Маршака дошло с большим опозданием — шла война! — почти на год. Дисней уже занялся другой работой, и фильм по пьесе Маршака так и не был снят. Самуил Яковлевич связался с Большаковым — руководителем советского кинематографа в надежде спасти проект. Большаков пригласил его, но сам в назначенное время не пришел. Прождав два часа в приемной, раздосадованный Маршак повесил на двери Большакова записку:

Записку Большаков, разумеется, прочел, но, увы, это ничего не изменило…

Из писем Маршака к родным, близким, друзьям мы узнаем, как он жил в годы войны. 23 января 1943 года он пишет старшему сыну Иммануэлю:

«Дорогой мой Эленок,

пишу тебе всего несколько слов — тороплюсь. Елена Васильевна обещала сейчас заехать ко мне за посылкой и письмом для тебя…

Посылаю тебе стихи. Не помню, что из них я уже посылал тебе. Но сонетов Китса и Мильтона ты, вероятно, еще не знаешь — так же, как и народных детских песенок. Напиши или скажи по телефону, что тебе больше всего понравится. Посылаю и стихи, которые были в „Комсомольской правде“…

С мамой говорил на днях по телефону. Она и Яша здоровы. У Яши пульс еще учащен (это следствие перенесенной болезни). Его оставили в институте до 1 июня, а там видно будет. Пиши им почаще…

Встречаешь ли ты Абрама Федоровича (академик Иоффе. — М. Г.), Шальникова, Олега Николаевича (писатель Писаржевский. — М. Г.)? Не переутомляешься ли ты на работе? Работа идет плодотворнее, когда даешь себе отдых…

Очень радуют успехи на фронте. Как замечательно, что прорвана блокада Ленинграда. Я послал поздравление генералу Говорову и получил от него очень сердечный ответ. Он превосходный человек, очень любит стихи, музыку.

Целые дни я провожу на работе. Может быть, через некоторое время лягу опять недели на две в Кремлевку или поеду на несколько дней в одну из пригородных санаторий. Маме об этом не пиши — будет беспокоиться. Я просто переутомлен».

21 декабря Маршак был на похоронах Юрия Тынянова. Похороны своей «таинственностью» напоминали похороны Пушкина — ни одного оповещения в газетах, ни слова по радио. Однако у могилы Тынянова на Ваганьковском кладбище собралось довольно много литераторов Москвы. Маршак сказал тогда Каверину: «Как жаль, что я мало общался с Юрием… Какой ученый, какой пушкинист. »

В годы войны Маршак написал несколько стихов, посвященных Ленину, и ни в одном из них не упоминается имя Сталина, но вождь этого не заметил. Вот одно из них:

Источник

«Маршаком рисковать нельзя!» Потомок раввина, любитель Англии и автор сценария для Диснея

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

Свои стихи, как зелье,
В котле я не варил
И не впадал в похмелье
От собственных чернил.

Но четко и толково
Раскладывал слова,

Как для костра большого
Пригодные дрова.

1. Потомок известного раввина и талмудиста

Самуил Яковлевич происходил из древнего еврейского рода. Фамилия «Маршак» переводится как «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер», который и считается основоположником семейной линии. Не удивительно, что первые серьезные поэтические опыты Самуила Яковлевича были проникнуты еврейской тематикой. Не начнись антисемитских гонений, возможно, эта тема поглотила бы поэта целиком и мы никогда б не узнали о Робине-Бобине Барабеке и о глупом мышонке.

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

2. «Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать», – вспоминал поэт

Талантливый мальчик быстро стал известен: детвора со всей округи сбегалась в дом юного поэта, чтобы послушать забавные произведения его сочинения. Маршак много читал, сочинял и даже пробовал переводить – классику английской литературы и даже «Песнь песней». Юное дарование заметил учитель, преподававший Самуилу словесность. Этого человека поэт всегда вспоминал с особым теплом, ведь он первым заметил талант мальчика, считал его даже вундеркиндом, привил ему любовь к классической поэзии и поощрял несмелые литературные опыты.

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

3. «Ялтинский университет»

Молодого талантливого поэта заметил В.В.Стасов, известный критик и искусствовед. Именно по его настоянию Маршак переехал в Петербург. Так все и началось. Репин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Шаляпин, Чуковский, Горький… Кто бы мог подумать, что еврейский юноша из провинциального городка будет вращаться в высших культурных кругах страны. Маршаку даже посчастливилось полтора года прожить на знаменитой ялтинской даче Горького – радушный хозяин, озабоченный слабым здоровьем опекаемого юноши, настойчиво предложил отдых начинающему поэту.

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

Самуил Маршак, 1912 год

4. Любитель Англии и чудаков

В качестве корреспондента дореволюционных петербургских изданий «Всеобщая газета» и «Синий журнал» Маршак побывал в Турции, Греции, Сирии, Палестине. Из стран Средиземноморья он привез цикл стихотворений «Палестина» и невесту – Софью Мильвидскую. Вскоре после свадьбы молодожены отправились в Англию – там поэт отучился в Лондонском университете, изучал английский фольклор и переводил баллады, а когда позволяли обстоятельства – много путешествовал. К «Туманному Альбиону» Маршак питал особую любовь. Когда спрашивали, почему, он отвечал: «Среди англичан трое из четырех обязательно окажутся чудаками». Шотландский политик Эмрис Хьюз, который оставил это воспоминание о Самуиле Яковлевиче, продолжал: «Он любил чудаков. И сам, пожалуй, был таковым».

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

Маршак (крайний слева в нижнем ряду) с женой (крайняя слева в верхнем ряду) в Палестине, 1911 год

5. Эталон советской детской литературы

Находилось немало критиков творчества Маршака: «Новый советский человек должен с младенчества воспитываться по-новому, привыкать к суровой правде жизни», – негодовали бдительные граждане, приводя в пример добродушные и искрящиеся юмором стихи поэта. Утверждали, что «Детки в клетке», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке» «вводят советских детей в заблуждение». Маршак возмущался: бюрократы-теоретики «искусственно подгоняют взросление детей».

В спор вмешался Горький: «Ребенок до 10 лет требует забав, и требование его биологически законно…», а в статье с красноречивым названием «Человек, уши которого заткнуты ватой. О безответственных людях и детской книге» он делает категоричный вывод: «Нельзя позволять безграмотным кальмам (производное от фамилии «негодовавшего») травить талантливых маршаков!» Более того, на Первом съезде советских писателей (1934) главный доклад по детской литературе делал именно Самуил Маршак. Таким образом, его видение этого вопроса признавалось эталонным и на многие годы стало программой развития детской литературы в Союзе.

6. Был в расстрельном списке

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

7. «Маршаком рисковать нельзя!»

Кто не знает серию беспощадных плакатов Кукрыниксов. А ведь подписи сочинял Маршак:

Днем фашист сказал крестьянам:
Шапку с головы долой!

Ночью отдал партизанам
Каску вместе с головой.

Даже на обертках махорки были его строки: «Бойцу махорка дорога/ Кури и выкури врага…»

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

Твардовский и Маршак

8. Сценарий для Диснея

В разгар Великой Отечественной войны появилась самая волшебная сказка Маршака. «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве – в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС», – вспоминал поэт. – …Мне казалось, что в суровые времена дети – да, пожалуй, и взрослые – нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке (…)». Неизвестно, каким образом, но эта сказка попала в руки Уолта Диснея. И знаменитый американец захотел снять по ней мультфильм. Но обстоятельства сложились иначе: письмо Диснея из-за военного времени дошло с большим опозданием. Маршак, узнав об этом, попытался исправить ситуацию и отправился к министру кинематографии А.Большакову. Большаков встречу согласовал, но не пришел (возможно, догадывался о причине визита поэта). По легенде, прождав два часа в приемной министра, Маршак ушел, оставив на двери записку:

У Вас, товарищ Большаков,
Не так уж много Маршаков.

Но мультфильм все же появился – не диснеевский, а родной, советский. И еще неизвестно, смогли бы американские мультипликаторы снять что-то подобное.

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

9. Переводчик Мао Цзэдуна

Самуил Маршак – автор ставших классическими переводов сонетов Уильяма Шекспира, песен и баллад Роберта Бёрнса, стихов Уильяма Блейка, У.Вордсворта, Дж.Китса, Р.Киплинга, Э.Лира, А.А.Милна, Дж.Остин, Ованеса Туманяна и многих других поэтов. Более того, он переводил даже с китайского – и не кого-нибудь, а Мао Цзэдуна. Считается, что Самуил Яковлевич существенно помог своему «китайскому собрату по перу»:

В день осенний, холодный
Я стою над рекой многоводной,

Над текущим на север Сянцзяном.
Вижу горы и рощи в наряде багряном,

Изумрудные воды прозрачной реки,
По которой рыбачьи снуют челноки…

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

10. «Будь начеку»

Знаменитый плакат «Не болтай!», ставший символом эпохи тотального контроля и надзора, знаком всем. Но мало кто знает, что идеологически правильный текст к нему написал Маршак: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены».

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

11. «Вот какой рассеянный»

Поговаривали, что Маршак страдал удивительной рассеянностью и знаменитое стихотворение «Вот какой рассеянный» поэт писал с себя. Его стол был завален рукописями, черновиками, корректурами, книгами… Вокруг вечно была масса просителей. К нему приезжали, ему звонили – с мольбой что-то оценить, прочесть, послушать, кого-то посетить… А на закономерный вопрос, когда же он успевает работать, Маршак отвечал: «Бессонница выручает!»

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

12. «Маршак Советского Союза»

Самуил Маршак стал одним из символов Страны советов. Его здоровый оптимизм, умение ненавязчиво затронуть вопросы морали, между строк поговорить о главном сделали его настоящим любимцем публики и в особенности – детей. Не случайно так много фотографий, где Самуил Яковлевич запечатлен в окружении ребятишек. Михаил Светлов по поводу всенародного почитания поэта даже сочинил эпиграмму: «Труднейших множество дорог, / Где заблудиться может муза, / Но все распутья превозмог / Маршак Советского Союза».

у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Смотреть картинку у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Картинка про у вас товарищ большаков не так уж много маршаков. Фото у вас товарищ большаков не так уж много маршаков

Похороны Маршака. Фото: Павел Маныч. МАММ / МДФ

Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве. К этому моменту катаракта практически лишила его зрения. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Незадолго до смерти он написал одно из своих лучших лирических стихотворений:

Все те, кто дышит на земле,
При всем их самомнении –
Лишь отражения в стекле,

Ни более, ни менее.

Каких людей я в мире знал,
В них столько страсти было,
Но их с поверхности зеркал
Как будто тряпкой смыло.

И неужели только сон –
Все эти краски, звуки,
И грохот миллионов тонн,

И стон предсмертной муки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *