у ребенка алалия что делать лынская

У ребенка алалия что делать лынская

Ожидайте

Перезвоните мне

у ребенка алалия что делать лынская. Смотреть фото у ребенка алалия что делать лынская. Смотреть картинку у ребенка алалия что делать лынская. Картинка про у ребенка алалия что делать лынская. Фото у ребенка алалия что делать лынская

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

у ребенка алалия что делать лынская. Смотреть фото у ребенка алалия что делать лынская. Смотреть картинку у ребенка алалия что делать лынская. Картинка про у ребенка алалия что делать лынская. Фото у ребенка алалия что делать лынская

Аннотация: Материал по коррекции алалии предназначен для логопедов групп компенсирующей направленности.

Статья:

Алалияотсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Причины:

воспалительные поражения головного мозга

травматические поражения головного мозга

кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов

обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития

последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы

запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.

ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)

Моторная алалиясистемное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Моторная алалия — нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи

Симптомы речевые:

фонетические нарушения (звукопроизношение)

недоразвитие фонематического слуха

аграмматизмы в речи

нарушения структуры слова и фразы

резко обеднен словарный запас

несформирована мотивация общения

понимание речи сохранно

Симптомы неречевые:

общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики

нарушения координации движений

недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)

патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)

вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)

нарушение орального и динамического праксиса

несформированность игровых навыков

импульсивность, хаотичность деятельности

Различают три уровня недоразвития речи:

уровень: отсутствие общеупотребительной речи

уровень: зачатки общеупотребительной речи

уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Образцы речи:

1 уровень:

ребенок пользуется только ситуативной речью

2 уровень:

3 уровень:

уровень:

Методика логопедического воздействия при алалии

Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.

В коррекционной работе выделяют 5 этапов.

вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений

расширять объем понимания речи

занятия проводятся индивидуально, в игровой форме

избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания

дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала

Понимание речи:

запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)

понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием

оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)

понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»

понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол»)

Нельзя повторять за ребенком аморфные слова-корни, допустимо лишь использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не КУКА

Развитие самостоятельной речи:

создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда: «Дай») – активизация речевого подражания

называние близких людей («мама, папа»)

выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще)

выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию)

звукоподражание животным (собака – ав-ав, корова – муу)

подзывы животных (кис-кис, цып-цып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!)

введение звукоподражаний в стихи: ГУСИ, ГУСИ – ГА-ГА-ГА и т.д.

подражание музыкальным игрушкам: дудочка – ду-ду-ду, балалайка – ля-ля-ля, барабан – бум-бум-бум

подражание транспортным шумам: машина – би-би, самолет – у-у-у, поезд – ту-у-у

введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У-У-У

при игре в лото использование слов ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ

формирование фраз ДАЙ ПИТЬ ХОЧУ ПИТЬ

ДАЙ ЕЩЕ ХОЧУ ГУЛЯТЬ

МАМА, НА ИДЕМ ГУЛЯТЬ

МАМА ИДЕМ ИДЕМ ДОМОЙ и т.д.

(у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей)

Понимание речи:

различение количества предметов (много –мало—один)

различение вкуса (сладкий – соленый)

пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)

различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА

различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)

различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе)

Развитие самостоятельной речи:

звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение

называние знакомых предметов

Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с возможностью объединять слова в предложения: как только появляется раза из 2 аморфных корней, возникает возможность воспроизводить по подражанию слово из двух слогов.

двусловное предложение со словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»: ВОТ ЗАЙКА ТАМ ПАЛКА ТУТ КОТ ЭТО МАШИНА

употребление повелительного наклонения глагола: команды куклам – ИДИ, СИДИ, БЕГИ, ЛОВИ, СТИРАЙ

употребление фразы «обращение+ повелительный глагол»: КАТЯ, ИДИ! СИДИ, МИША

употребление фразы «обращение + повелительный глагол+ Вин. Падеж существ.»: КАТЯ, ДАЙ МЯЧ (= И.п.), ВОВА, НАДЕНЬ ШУБУ ( не совпадает с И.п.)

употребление фразы «глагол в неопред. Форме + ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, НАДО, НЕ НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ»: ХОЧУ СПАТЬ, НЕ НАДО ПИСАТЬ, МОЖНО КУШАТЬ, ИДИ

Упражнение: «Кто что будет делать?». Куклы в различных костюмах (фартук, пижама … Кто должен идти спать? Кукла Катя, иди спать

Ребенок должен усвоить: место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру 2-сложных слов.

(Для детей, у которых объем предложения составляет 2-3 слова)

Понимание речи:

Различение слов, близких по звучанию: МИЛА – МЫЛО, ОСЕЛ – КОЗЕЛ

различение слов с противоположным значением: НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ – СЕСТЬ,

понимание и различение возвратных глаголов: КУПАЕТ – КУПАЕТСЯ, КАТАЕТ – КАТАЕТСЯ

различение множественного и единственного числа глаголов СПЯТ – СПИТ, ЛЕТЯТ – ЛЕТИТ

различение рода глаголов прошедщего времени: ЖЕНЯ УПАЛ – ЖЕНЯ УПАЛА

различение объекта и субъекта действия: ВОВА, ЛОВИ НИНУ. Кто убегает?

понимание взаимоотношений действующих лиц: ЗАЯЦ УБЕГАЕТ ОТ ВОЛКА. – ВОЛК УБЕГАЕТ ОТ ЗАЙЦА. Где ошибка?

Пространственные отношения предметов: предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ, ЗА и их различение: В-НА, ПОД-ИЗ, ИЗ-ОТ, ОКОЛО-ЗА

Обобщение предметов по их назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ?

Различение ед. и мн. числа сущ. Предл. падежа: КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ, СИДЯТ НА СТУЛЕ – СИДЯТ НА СТУЛЬЯХ

различение пространственных наречий: ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВПЕРЕД, НАЗАД

Самостоятельная речь:

составление предложения «существ. + глагол + прямое дополнение»: ДЕВОЧКА ПЬЕТ СОК, МАМА ВАРИТ СУП

составление предложения «существ. + глагол + дополнение, не совпад. в Вин пад. с Им.» : МАМА ЧИТАЕТ КНИГУ

ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета) МАМА ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ …

подбор названий предметов к названиям действий: ИДЕТ … МАМА, ПАПА, ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ … СИДИТ… КОШКА, ПТИЧКА …

употребление возвратной формы глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ, УЛЫБАЕТСЯ

заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов: ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП-КАП-КАП, МОКРЫЕ ДОРОЖКИ. НАМ НЕЛЬЗЯ ИДТИ ГУЛЯТЬ …

формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах а) из двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из трех открытых слогов: МАШИНА

формирование звукопроизношения – развитие слухового восприятия: выделение слов из потока: ШАПКА, КОТ, НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …; различение близких по звучанию слов: УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой памяти (2-3 ступенчатые инструкции, 3-4 картинки)

научить строить предложения из 3-5 слов

научить простейшему словоизменению существительных и глаголов

формировать навыки связной речи

Понимание речи:

понимание падежных окончаний существительных

понимание прилагательных и наречий

Самостоятельная речь:

закрепление конструкций предыдущего этапа

составление предложения «существ. + глагол. + 2 сущ в Вин и Дат падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ КНИГУ ОЛЕ; МАМА ДАЕТ КОНФЕТУ ДОЧКЕ

составление предложения «существ. + глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах): МАМА РЕЖЕТ ХЛЕБ НОЖОМ; ПАПА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ

составление предложения по конструкции «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ ПОЕТ ГРОМКО

составление конструкции с предлогом У: У КОРОВЫ РОГА; У ДЕВОЧКИ КНИГА

составление конструкции с предлогом В: ПОСТАВЬ ИГРУШКИ В ШКАФ, ИГРУШКИ СТОЯТ В ШКАФУ Игра «Что в кармане?»

составление конструкции с предлогом НА: ЦВЕТОК СТОИТ НА СТОЛЕ ; МИША КАТАЕТСЯ НА САНКАХ

составление конструкции с предлогом С: ВОВА ГУЛЯЕТ С СОБАКОЙ

составление конструкции с предлогом К: СОБАКА ПОБЕЖАЛА К ВОВЕ

составление конструкций с предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ

составление предложения «сущ + глагол + инфинитив +1-2 существит в косвенных падежах» ВОВА ХОЧЕТ ИГРАТЬ В МЯЧ С ТАНЕЙ

образование множественного числа существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЛИСТ – ЛИСТЬЯ

образование уменьшительной формы существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК

образование отрицательной формы глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ ПОЙДУ ГУЛЯТЬ («непослушные дети»)

сопоставление глагольных форм: ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ-МОЮ

образование инфинитива МАЛЬЧИК КОПАЕТ ПЕСОК И МЫ БУДЕМ КОПАТЬ

слоговая структура слова: проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ …

заучивание стихов (двустиший и четверостиший)

заучивание рассказов: ПЕТУШОК ПОЕТ. КУРИЦУ С ЦЫПЛЯТАМИ ЗОВЕТ. ПЕТУШОК ЗЕРНЫШКИ НАШЕЛ. САМ НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ ОТДАЛ. Или ВОТ НАША КУХНЯ. НА ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ ПОСУДЫ НАЧАЛЬНИК. В НЕМ ВОДА КИПИТ. БУДЕМ ЧАЙ ПИТЬ

научить детей строить сложные предложения

продолжить работу над словоизменением

научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными

(для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма)

Самостоятельная речь:

образование словосочетаний «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»: МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ

согласование местоимений с существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ ВЕДРО

согласование прилагательных с существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ

различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ – ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ

составление конструкции с союзом А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ

составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ

составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ

составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ ВЫРОСЛА БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ

составление предложений с однородными дополнениями : МАША НАРИСОВАЛА ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ

составление предложений с однородными обстоятельствами СНЕГ ЛЕЖИТ НА КРЫШАХ, НА ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ

согласование местоимений с предлогом У: У МЕНЯ, У НЕГО, У НИХ

составление предложений с союзом А: САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ КНИГУ

составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ: СНАЧАЛА НАДО НАДЕТЬ ПАЛЬТО, А ПОТОМ ВАРЕЖКИ

составление предложений с союзом ИЛИ: САША ХОЧЕТ РИСОВАТЬ ИЛИ ЛЕПИТЬ

составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО: ВОВА ЗАБОЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО ПРОМОЧИЛ НОГИ

составление предложений с союзом ЧТОБЫ: Я ВЗЯЛ МЯЧ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ игра «Что сказали по телефону»

образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ ХВОСТ, БАБУШКИНЫ ОЧКИ

образование относительных прилагательных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ

образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ

образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ

образование однокоренных слов: ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ – ЧАЕПИТИЕ

образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ – ПЕРЕЧНИЦА

подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ

подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ, ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ

замены глагольных форм в пересказе: 1 лицо ед и мн число на 3 лицо

образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ

образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО – ВКУСНЕЕ

Сенсорная алалия

ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене

при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза

не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия

Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:

большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении

ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего

улучшение понимания при многократном медленном повторении

трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)

улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)

улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего

улучшение понимания при общении с матерью

Речь при сенсорной алалии:

из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи

двигательное беспокойство, трудности поведения

дети мало пользуются жестами и мимикой

реагируют на интонацию, не понимания смысла

игру сопровождают модулированным лепетом

логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов

при появлении первых слов:

о шибки в ударении

искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз другая ошибка)

высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме

В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

Методика логопедического воздействия при сенсорной алалии

Основные направления коррекции:

сознательный анализ состава речи

развитие фонематического восприятия

понимание речевых структур

Основной принцип коррекционной работы:

последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга

Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)

определяют часы и дни отдыха

ограничивают излишнее общение

исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор

щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам

привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку)

пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам

различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)

развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)

развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»

развитие потребности общения, мотивации общения

различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)

Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация

введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением

нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям)

выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова

различение слогов: АУ—УА—АМ; МА—ПА—НА—ТА

различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение

различение характера звука, источника звучания, его локализации

предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО

понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер –

при общении с одним человеком

при общении с разными людьми

при определенной ситуации

с опорой на мимику, жест

развитие фонематического слуха

формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)

формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов:

мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать

конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…)

раннее обучение грамоте

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от

Источник

У ребенка алалия что делать лынская

Ожидайте

Перезвоните мне

у ребенка алалия что делать лынская. Смотреть фото у ребенка алалия что делать лынская. Смотреть картинку у ребенка алалия что делать лынская. Картинка про у ребенка алалия что делать лынская. Фото у ребенка алалия что делать лынская

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

у ребенка алалия что делать лынская. Смотреть фото у ребенка алалия что делать лынская. Смотреть картинку у ребенка алалия что делать лынская. Картинка про у ребенка алалия что делать лынская. Фото у ребенка алалия что делать лынская

Аннотация: Алалией называеют стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга (центра Брока).

Статья:

Алалия — это стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга. Часть авторов называет эту патологию детского возраста «врождённой афазией», или «афазией развития» по аналогии с такой же речевой патологией взрослых. Здесь имеется существенное отличие – у взрослых происходит распад уже сформировавшейся речи, а у детей имеется речевое недоразвитие из-за поражения речевых зон коры головного мозга (зоны Брока). Подобные изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.

Выделяют следующие виды алалии: моторная, сенсорная и сенсомоторная. Остановимся на них чуть подробнее ниже.

Причины алалии

Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:

Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.

Моторная алалия

О том, что при моторной алалии поражены оба полушария головного мозга, говорит следующее обстоятельство – эта патология не компенсируется спонтанно, без специальной коррекционной работы и медицинского сопровождения. В онтогенезе нарушения лежат сложные энцефалопатические нарушения коры головного мозга и подкорковых структур.

Заболевание относится к третьей группе клинических видов общего недоразвития речи, встречается примерно у 1% дошкольников, у 0,6% детей школьного возраста. Официально зафиксированный диагноз — основание для получения инвалидности.

Характерные признаки алалии – это недоразвитие абсолютно всех сторон речи:у ребенка алалия что делать лынская. Смотреть фото у ребенка алалия что делать лынская. Смотреть картинку у ребенка алалия что делать лынская. Картинка про у ребенка алалия что делать лынская. Фото у ребенка алалия что делать лынская

Своё название моторная (экспрессивная) алалия у ребенка получила потому, что в основе этого дефекта лежит недостаточность моторного звена речи. Электроэнцефалопатическое исследование детей с моторной алалией диагностирует у них локальные поражения тканей коры, а также гипоталамуса, подкорковых ганглиев, зрительного бугра, ствола головного мозга. В большинстве случаев наблюдается дисфункция срединных мозговых структур.

Клиническая картина и особенности поведения детей

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове.

Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Очень сильно заметна скудность фразовой речи – дети говорят простыми предложениями или предложениями, состоящими из одних подлежащих. Если с малышом не заниматься, он не сможет усвоить грамматический строй речи. Дети допускают ошибки в согласовании существительных с предлогами, неправильно употребляют падежные окончания.

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

у ребенка алалия что делать лынская. Смотреть фото у ребенка алалия что делать лынская. Смотреть картинку у ребенка алалия что делать лынская. Картинка про у ребенка алалия что делать лынская. Фото у ребенка алалия что делать лынскаяРебёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.

Сенсорная алалия

При сенсорной алалии нарушается восприятие речи других людей из-за повреждения речеслухового анализатора. Сенсорная алалия встречается очень редко, может быть, причиной этого служит несовершенство диагностики.

Информация достигает мозга детей фрагментами, потому что они очень плохо воспринимают её на слух. Отсюда следует малопонятная искажённая речь, хотя речевая активность таких детей достаточно велика.

Осознавая свой дефект, многие дети становятся стеснительными, хотя не теряют желания общаться. Другие алалики возбудимы и раздражительны, могут проявлять негативизм, аффективные вспышки.

В ряде случаев диагностируется комплексное нарушение — сенсомоторная алалия.

Методы диагностики и лечения

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматика алалииалалию от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога логопеды и психологи.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

У детей-алаликов, имеющих минимальные повреждения речевого развития, определяют возможность пересказывать простую сказку и отвечать на вопросы по её содержанию, умение составить рассказ по серии картинок. Диагностика проводится в присутствии родителей, с использованием большого количества стимульного материала (игрушек, картинок). Логопед стремится к установлению тесного контакта с ребёнком.

Коррекция дефекта проводится в комплексе. Лечение алалии у детей требует назначения медикаментов, стимулирующих созревание структур мозга:

Чтобы устранить сенсорную и моторную алалию, назначается физиотерапия, микротоковая рефлексотерапия. Медикаментозное лечение моторной алалии будет более эффективным, если вместе с ним проводить коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Специалисты работают над развитием речи и других высших психических функций: вниманием, памятью, мышлением.

Методика выполнение массажа

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Коррекционная работа логопеда

Логопед проводит поэтапную работу по формированию устной речи. Каждый новый этап работы строится на базе достижений предыдущего этапа.

Если не имеется сложных поражений коры головного мозга, по окончании коррекционной работы дети овладевают грамматически правильной разговорной речью. При любой форме алалии необходимо раннее обучение грамоте, так как чтение и письмо способствуют закреплению усвоенного материала и контролю устной речи.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

На следующем этапе коррекции основная задача логопеда — обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.

Прогноз и профилактика

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *