у кого есть зачем выдержит любое как
20 законов жизни Фридриха Ницше
Экология жизни. Теории Ницше носят подчеркнуто неакадемический характер и потому получили широкое распространение, так как были понятны каждому.
Создатель самобытного учения Фридрих Ницше не был профессиональным философом, его скорее можно назвать мыслителем, филологом, композитором и поэтом. Его теории носят подчеркнуто неакадемический характер и потому получили широкое распространение, так как были понятны каждому.
Он поставил под сомнение основные принципы действующих форм морали, религии и культуры.
А его сочинения, написанные афористическим стилем, полны пищи для размышлений и
актуальны до сих пор:
1. Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по-
настоящему станешь счастливым.
2. Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
3. Тот, у кого есть Зачем жить, сумеет выдержать почти любое Как.
4. Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние
обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.
5. Тот, кто не может располагать 2/3 дня лично для себя, должен быть назван рабом.
6. Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.
7. Что не убивает меня, то делает меня сильнее.
8. Если вы решили действовать – закройте двери для сомнений.
9. Величайшие события – это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
10. То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
12. Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
13. Чем шире ты открываешь объятия, тем легче тебя распять.
14. Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
15. С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету,
тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, во мрак и глубину – к злу.
16. Есть два вида одиночества. Для одного одиночество – это бегство больного, для другого –
бегство от больных.
17. Завистливые люди часто осуждают то, чего не умеют, и критикуют тех, до уровня которых
им никогда не дотянуться.
18. Я не расстроен тем, что ты солгал мне, я расстроен тем, что теперь не могу верить тебе.
19. Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не
20. По-настоящему самый близкий человек – это тот, который знает твое прошлое, верит в твое
будущее, а сейчас принимает тебя таким, какой ты есть. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
У кого есть “Зачем”, тот выдержит почти любое “Как”. / Ницше
Староста блока — достаточно известный иностранный композитор и либреттист — однажды доверительно сказал мне:
— «Слушай, доктор, я хочу тебе кое-что рассказать. Мне тут приснился примечательный сон. Какой-то голос сказал мне, что я могу узнать всё, что захочу, надо только задать свой вопрос. И знаешь, что я спросил? Я спросил, когда для меня кончится война. Понимаешь — для меня! Это значит — когда нас освободят, когда кончатся наши мучения. ».
— «И когда же ты видел этот сон?» — спросил я.
— «В феврале 45-го». (А разговор наш происходил в начале марта.)
— «Ну и что этот голос тебе ответил?»
— «Он ответил — 30-го марта», — тихо, таинственно прошептал мой собеседник.
В тот момент он был ещё полон надежд и даже уверенности в том, что этот «голос» был пророческим. Но предсказанный срок приближался, а просачивавшиеся в лагерь вести делали маловероятным предположение, что к 30 марта фронт приблизится к нам и сделает возможным наше освобождение. 29 марта у этого человека резко поднялась температура. 30 марта, в тот самый день, когда по предсказанию «голоса» для него должна была кончиться война, он начал тяжело бредить и потерял сознание. 31 марта он умер — от сыпного тифа.
Для того, кто знает, какая связь существует между душевным состоянием человека и иммунитетом организма, достаточно ясно, какие фатальные последствия может иметь утрата воли к жизни и надежды. Мой товарищ умер в конечном счёте от того, что жестокое разочарование ослабило его защитные силы, и он не смог больше противостоять инфекции, которая и до того была очень распространена. Иссякла его вера в будущее и устремлённость к нему — и организм сдался болезни. Так трагически исполнилось пророчество: «для него» война кончилась. / Виктор Франкл, Сказать жизни “Да”. Упрямство духа
Он был уверен, что нужно искать не отклонения и неврозы, а смысл. Так он разочаровался во Фрейде и стал лечить словом, заложив основы современной психотерапии. Он помогал искать смысл сначала больным в клиниках, потом – узникам нацистских концлагерей. Это дало возможность выжить в Холокосте и ему самому, и тысячам других. И по сей день его метод меняет жизни миллионов людей по всему миру. Восемнадцать лет назад умер великий психиатр Виктор Франкл.
В судьбе знаменитого психиатра Виктора Франкла как в зеркале отразилась судьба всего европейского еврейства XX века. Он родился в начале века в Вене – респектабельной, наполненной культурой, бурлящей новыми веяниями. Он обожал свою прекрасную Вену и был по-настоящему счастлив. Родители были гражданскими служащими, семья ни в чем не нуждалась. Отец соблюдал еврейские традиции, но не навязывал их своим трем детям. Мать окружала наследников заботой и вниманием. Виктор Эмиль Франкл был счастлив. Еще и потому, что с самого детства, кажется, знал, зачем пришел в этот мир. Как-то учитель в гимназии, куда ходил Франкл, решил поразить учеников оригинальностью суждения. «Жизнь – это всего лишь химический процесс», – заявил он. «Но как же тогда смысл?» – воскликнул маленький Виктор. Этот вопрос и стал для него самым главным, спас его от смерти в концлагерях, сделал его одним из самых известных психиатров двадцатого века.
Пока славный мальчишка из семьи венских евреев подрастал, кружок доктора Фрейда разрастался, а психоанализ перестал быть маргинальным движением в психологии, наоборот, он становился все более популярным. Франкл был в восторге от Фрейда, выискивал его статьи, прочел книгу «Толкование сновидений», которая в то время еще не стала «Библией психоанализа», и даже вступил в переписку с мэтром. Мэтру юноша понравился. Школьник, искавший смысл жизни, забавлял циника Фрейда. И когда Франклу исполнилось 19, Фрейд помог ему опубликовать статью в «Международном журнале психоанализа». Правда, личное знакомство Франкла и поклонников Фрейда не задалось. «Итак, господин Франкл, в чем ваш невроз?» – спросил его один из учеников мэтра. Чем отвратил нашего героя от фрейдизма навсегда. Франкл категорически отказывался воспринимать человека исключительно как носителя неврозов.
Ему казалось, что человеку надо помогать искать не отклонения, а смысл. И он пошел своей дорогой, разочаровавшись в кумире юности.
«Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм, – вспоминал позже Франкл. – Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма. Таким образом я создал логотерапию». Здесь «лого» от «логос» – слово. В противовес старшим коллегам, Франкл отказывался верить в то, что вылечить душевные хвори человека можно только медикаментозным путем. В школе Фрейда, к примеру, отрицали всякие сантименты. Никаких рукопожатий, объятий, сочувствия. Этакая хирургия в психотерапии. Франкл же был уверен, что лечить душу можно только словом (именно такой и стала впоследствии психотерапия). Слово было для Франкла не просто единицей речи. Оно было квинтэссенцией идеи и смысла. Смысла, который он помогал искать своим пациентам.
Внутри психологического эксперимента
В 1938 году история предложила ему новые обстоятельства, новое пространство для применения своих сил, новое, страшное испытание его идей. Австрия вступила в союз с нацистской Германией. Для венского еврейства наступили страшные времена. Поначалу благополучные, состоятельные, образованные евреи Вены даже не думали волноваться: они были предельно уверены в завтрашнем дне, многие из них и вовсе позабыли о собственном еврействе, чувствовали себя настоящими венцами, обожали свой город и страну. Ходит легенда, что в самом начале аншлюса, когда еще не все понимали, какая катастрофа обрушилась на Австрию, в аудиторию, где Франкл читал лекцию, вошел эсесовец и приказал всем разойтись. О том, что в Вену вошли нацистские войска, еще никто не знал. Франкл прекрасно владел навыками гипноза. Он приказал эсесовцу замереть на месте и забыть о своих словах. Так и случилось. Лишь после лекции Франкл узнал, с кем ему пришлось иметь дело.
Вскоре еврею Франклу запретили лечить пациентов арийского происхождения. Но он открыл частную практику, а потом возглавил неврологическое отделение Ротшильдской еврейской больницы. И снова спасал. На этот раз не от суицида, а от концлагерей. Через него проходили сотни душевнобольных, которым он ставил диагноз «здоров»: нацисты уничтожали психически больных людей, считая их «порченым» материалом. Какое-то время Франклу везло. Когда за ним пришли первый раз, гестаповец, оформлявший документы, оказался его бывшим пациентом. Франкл остался в Вене. И в 1941 году женился на медсестре Тилли Гроссер. Это была настоящая еврейская свадьба. Последняя, которую видела Вена на долгие годы вперед. Второй шанс спастись появился у Франкла, когда американский университет предложил ему место и визу: в Штатах понимали ценность доктора Франкла. Но выехать могли только он и его жена. Пожилых родителей пришлось бы оставить в Вене. Он не смог их предать. В это время его бывший наставник Фрейд уже уехал из Австрии с женой и дочерью. Его сестры остались одни и сгинули в концлагерях.
В 1942 году Франклов арестовали. Всех – родителей, брата, беременную жену и самого доктора Франкла – отправили в Терезиенштадт. Он и здесь не останавливается, ему помогает выжить тот смысл, который он нашел еще в школьные годы, – психологическая помощь. Втайне от руководства лагеря Франкл и доктор Карл Флейшман создают подпольную психологическую службу. Они помогают заключенным не отчаиваться в этом аду. Они не позволяют им потерять смысл. «Если есть зачем жить, можно вынести любое как», – писал Ницше. По иронии судьбы, эти слова философа, вдохновлявшего Гитлера, можно считать главным слоганом и спасавшегося от нацистов Франкла. Знаменитому психиатру было для чего жить – он не просто спасал, он сочинял книгу, которую обязательно должен был опубликовать, когда все закончится. Он писал ее в уме, повторяя главы одну за другой изо дня в день.
«Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело, – в это невозможно поверить, но эти строки Франкл формулировал посреди ада Аушвица. – Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим». Он наблюдал за заключенными и мучителями. Он словно оказался внутри большого психологического эксперимента. И именно эта позиция наблюдателя помогала ему выживать и спасать других. Когда все закончилось, он назвал свою книгу «Сказать жизни Да: Психолог в концлагере». Все эти годы в лагерях он думал о том, что расскажет миру о случившемся. Он верил, что тогда мир изменится, мир спасется. Он прошел четыре концлагеря, включая самые страшные – Освенцим и Дахау. Его жена погибла в Берген-Берзене. Отец и мать – в Аушвице. Из всей семьи выжили только он и его сестра, которая не захотела после окончания войны оставаться в Европе, не смогла ее простить. Она уехала в Австралию, а вот Франкл вернулся в Вену.
Он возглавил Венскую неврологическую клинику, он писал, лечил, читал лекции. Книга сделала его знаменитым, хоть и не изменила мир. Ее переведут на 30 языков, а сам доктор Франкл дважды совершит кругосветное путешествие, читая лекции по приглашению ведущих университетов разных стран. В 1947 году он снова женился. И снова всех поразил. Это опять была медсестра, но на этот раз ее звали Элеонора, и она была католичкой. Ни для него, ни для нее это не стало проблемой. Он бывал в синагоге, она – в католических храмах. Каждый оставался внутри своей традиции, зачастую ходили вместе и туда, и туда. Франкл оставался верен себе – верен смыслам, а не их внешним проявлениям.
Видимо, поэтому частым гостем в их доме был немецкий философ Мартин Хайдеггер – когда-то ярый сторонник нацистов. «Хорошие и плохие люди были с обеих сторон», – повторял Франкл. И продолжал помогать людям искать смысл жизни. Он читал лекции, писал, лечил, спасал, говорил, объяснял. Когда читаешь книги Франкла, кажется, что все последующие поиски смыслов теряют всякий смысл. Он успел рассказать человеку очень многое о том, кто же он на самом деле. Вряд ли будет преувеличением сказать, что он изменил, спас жизни сотен, тысяч людей. Ему не удалось только одно – изменить этот мир.
И потому строки, с которых начинается его книга «Человек в поисках смысла», так горько актуальны и сегодня: «В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно. И в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)».
Жизненные высказывания Фридриха Ницше
Создатель самобытного учения Фридрих Ницше не был профессиональным философом, его скорее можно назвать мыслителем, филологом, композитором и поэтом. Его теории носят подчёркнуто неакадемический характер и потому получили широкое распространение, так как были понятны каждому.
Он поставил под сомнение основные принципы действующих форм морали, религии и культуры. А его сочинения, написанные афористическим стилем, полны пищи для размышлений и актуальны до сих пор:
• Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по-настоящему станешь счастливым.
• Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
• У кого есть Зачем жить, сумеет выдержать почти любое Как.
• Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.
• Тот, кто не может располагать 2/3 дня лично для себя, должен быть назван рабом.
• Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.
• Что не убивает меня, то делает меня сильнее.
• Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.
• Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
• То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
• Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
• Чем шире ты открываешь объятия, тем легче тебя распять.
• Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
• С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.
• Есть два вида одиночества. Для одного одиночество – это бегство больного, для другого – бегство от больных.
• Завистливые люди часто осуждают то, чего не умеют, и критикуют тех, до уровня которых им никогда не дотянуться.
• Я не расстроен тем, что ты солгал мне, я расстроен тем, что теперь не могу верить тебе.
• Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не было.
• По-настоящему самый близкий человек — это тот, который знает твое прошлое, верит в твое будущее, а сейчас принимает тебя таким, какой ты есть.
***«У кого есть «Зачем», тот выдержит почти любое «Как»»
Девизом всех психотерапевтических и психогигиенических
усилий может стать мысль, ярче всего выраженная, пожалуй, в словах Ницше: «У кого
есть «Зачем», тот выдержит почти любое «Как»». Надо было в той мере, в какой позволяли
обстоятельства, помочь заключенному осознать свое «Зачем», свою жизненную цель, а
это дало бы ему силы перенести наше кошмарное «Как», все ужасы лагерной жизни,
укрепиться внутренне, противостоять лагерной действительности. И наоборот: горе тому,
кто больше не видит жизненной цели, чья душа опустошена, кто утратил смысл жизни, а
вместе с ним — смысл сопротивляться.
Такой человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается. Фраза, которой
он отклоняет все попытки подбодрить его, типична: «Мне нечего больше ждать от
жизни». Что тут скажешь? Как возразишь?
Задать вопрос о смысле жизни
Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо
выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а
в том, чего она ждет от нас. Говоря философски, тут необходим своего рода
коперниканский переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот
вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на
них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным
поведением. Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное
выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований
дня и часа.