тучи разойдутся гроза нас все таки не обойдет
Помогите. Задания легкие, не хватает времени.
2б).Найдите сложносочиненное предложение.
А) Николай Иваныч женат, и дети у него есть.
Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.
В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной
возвышался частый осинник.
3в)Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом
А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.
Б) Дверь заскрыпела, и лесник шагнул через порог
В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.
4г) Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.
А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина
Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.
А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.
Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска
В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо
мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.
5д) Найдите предложение сложное предложение с бессоюзной и
сочинительной связью?
А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по
скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.
Б) Погода была прекрасная, но жара не унималась.
В) Николая Ивановича соседи уважают : штатский генерал Щерепетенко всякий
раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика.
6е)Составьте из 2-х простых предложений одно сложносочиненное
предложение. Определите его вид.
1.Русский язык является могущественным орудием. В руках умелых оно в
состоянии совершать чудеса.
2.Русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли. Другому
языку потребовались бы для этого целые фразы.
3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём обогащается с поражающей
быстротой.
ССП с разделительными союзами. 9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Күні Сынып Сабақ Пән
Дата _____ Класс___9___ Урок № __19 __ Предмет русский язык
Тема: ССП с разделительными союзами.
— учащиеся повторят и углубят свои знания по ССП с разделительным союзом, повторят материал по ССП с соединительными и противительными союзами;
• развивать умения и навыки нахождения ССП, определять значения между простыми предложениями в составе ССП;
• формировать умение работать в группе, выслушивать мнение друг друга.
Материальное обеспечение. Учебник, тетрадь, тест, оценочный лист
Запись числа и темы урока.
Сообщение цели урока.
Деление на группы ( 3*3) Прием «Молекула»
Актуализация знаний. 4 балла
(задается вопрос учителем, дается время на обсуждение в группе, отвечает спикер от каждой команды, при каждом вопросе спикер меняется)
2. Назовите виды ССП?
3. Перечислите соединительные союзы.
4. Перечислите противительные союзы.
Синтаксический разбор. 2 балла ( 5 минут на работу в группе, выступает 1 из учеников от группы)
( подчеркнуть грамматические основы, заключить в квадратные скобки части сложного предложения, найти союз и охарактеризовать его)
Работа по теме урока. За правильный ответ по 0,5 балла
Вы определили, что союз не то – не то является разделительным.
-Какое значение они обозначают ? (чередование или взаимоисключение)
. Союзы то ли – то ли, не то – не то выражают взаимоисключение с оттенком предположения. Они не используются в официально-деловом и научном стилях речи.
Упражнение 99 ( у доски) ( по одному ученику от группы, по одному предложению)
Итог урока. Рефлексия.
Что повторили на уроке?
Что осталось непонятным?
Оставить СМС (отзыв об уроке)
Что не понравилось…………..
Стр.67 упражнение 104
Критерии оценивания урока «ССП с разделительными союзами»
Название группы _________________________________ Класс___9_____
Работа по теме урока
Критерии оценивания урока «ССП с разделительными союзами»
Название группы _________________________________ Класс___9_____
Работа по теме урока
Сложносочиненные предложения Тест № 2 (вариант 1)
1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?
однако, или, но.
2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении
Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).
разделительный.
3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:
Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).
Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью(Чехов).
Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли (Горький).
Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали
свои приключения товарищам (Каверин).
4. Укажите сложносочиненное предложение:
Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой
Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).
Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).
Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.
5. Укажите сложносочиненное предложение, в котором есть общий
второстепенный член:
Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном
Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат (Катаев).
Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).
6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).
1)1,2,3 2)2,3; 3)1,3; 4)3.
7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:
Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара
и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол
(Гладков). 1)1 2)2; 3)3; 4)4.
8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:
Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча!
Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каверин).
9. Укажите сложносочиненное предложение с соединительным союзом:
Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).
Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).
Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно (
10. Сколько простых предложений в составе сложного?
Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).
1)2; 2)3,
11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении? На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин
не зовет рожок.
12. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Так навеки и осталась церковь (I) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5)диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).
1) 1,2,3,4,5,6;
2)2,3,4,5,6;
3)2,3,4,5.
13. В каком предложении не нужны знаки препинания?
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).
Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно пролетит подслеповатая сова (Абрамов).
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).
Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).
§ 14. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами
Разделительные
союзы
то. то
или (иль)
либо. либо
не то. не то
то ли. то ли
В этих сложносочинённых предложениях выражаются отношения:
а) чередования;
б) взаимоисключения.
Например: 1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. (Л. Толстой) 2. Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания смутные, неясные, как сон. (А. Серафимович) 3. Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. (А. Чехов) 4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт. 5. То ли я не жил на этой улице, то ли от неё осталось одно название. (А. Крон)
65. Спишите, расставляя знаки препинания и указывая смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочинённых. Составьте схему 1-го и 3-го предложений.
1. Залает пёс домовой иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы иль птица робко пролетит. (Н. Языков) 2. То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит. (Н. Некрасов) 3. Пусть перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда. (А. Чехов) 4. То ветер подует и тронет верхушки то лягушки зашелестят в прошлогодней траве то за стеной часы пробьют четверть. (А. Чехов) 5. Эта гроза даром не пройдёт. Либо уж убьёт кого-нибудь либо дом сгорит. (А. Островский) 6. Не то маячили на той стороне горы не то это только казалось. (А. Серафимович) 7. То истиной дышит всё в ней то всё в ней притворно и ложно. (М. Лермонтов) 8. Было ли это отражение ночи в каналах или тонкая полоска зари ещё тлела на западе или фонари вызывали это странное освещение? (К. Паустовский) 9. То ли стая уток взлетела то ли ветер нагнал волну но озеро взволновалось. (С. Бурцева)
§ 14. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами
Разделительые союзы то. то, или (иль), либо. либо, не то. не то, то ли. то ли.
В этих сложносочинённых предложениях выражаются отношения:
Например: 1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. (Л. Толстой.) 2. Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания смутные, неясные, как сон. (А. Серафимович.) 3. Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. (А. Чехов.) 4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт. 5. То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог опять. (С. Васильев.)
65. Запишите, расставляя знаки препинания и указывая смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочинённых. Составьте схему 1-го и 3-го предложений.
1. Залает пёс домовой иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы иль птица робко пролетит. (Н. Языков.) 2. То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит. (Н. Некрасов.) 3. Пусть перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда. (А. Чехов.) 4. То ветер подует и тронет верхушки то лягушки зашелестят в прошлогодней траве то за стеной часы пробьют четверть. (А. Чехов.) 5. Эта гроза даром не пройдёт. Либо уж убьёт кого-нибудь либо дом сгорит. (А. Островский.) 6. Не то маячили на той стороне горы не то это только казалось. (А. Серафимович.) 7. То истиной дышит всё в ней то всё в ней притворно и ложно. (М. Лермонтов.) 8. Было ли это отражение ночи в каналах или тонкая полоска зари ещё тлела на западе или фонари вызывали это странное освещение? (К. Паустовский.)
Урок в 9 классе Сложносочиненные предложения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема. Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненных предложений.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся по теме: «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Познакомиться с видами ССП».
совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях;
отработка умений расставлять знаки препинания в ССП;
различать ССП и простые предложения с однородными членами;
совершенствовать навыки работы с вариантами заданий [ГИА];
развивать речемыслительную деятельность учащихся;
формирование компетенций учащихся: рефлексивной (развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы); коммуникативной (различные виды речевой деятельности), информационной ( текст-схема).
воспитывать любовь к языку;
способствовать развитию речевой культуры речи учащихся.
1.Найдите слова с неверным написанием, запишите, исправл яя ошибки.
Груженный корабль, невыполненное воврем я задание, задача решена, организационный момент, неглупый человек, мужественно поступить, барабанный бой, далеко не интересная книга, покрашеный забор, непостроенное здание, не кому сказать, не решившись на разговор, оторваная пуговица, неподметенный с вечера пол, куриный суп, картиная галерея, студённый ключ,заколочено досками, не с кем поговорить, небелёная стена, не сжатая рожь.
4. Осложненное списывание.
Даны предложения. Спишите, расставьте знаки препинания и вставьте пропушенные буквы. Определите вид ССП.
Приш…л март и (на) пр… горках п… казалась первая трава.
Т…ска любви Татьяну гон…т и в сад идет она грустить.
Или я т…бя не пон…маю или же ты (не) хочешь м…ня понять.
Он н…когда не плакал но вр…менами нах…дило (на) н…го дикое упрямство.
5. Попробуйте определить, к какому виду относятся данные сложносочиненные предложения.
1.Княжна Марья всё ещё молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах её были любовь и грусть.
2. Через две недели после получения письма вечером приехали вперёд люди князя Василия, а на другой день приехал он.
3.Никто ничего определённого не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке.
4.Пред пожаром очень редко мелькали чёрные фигуры людей, и из-за неумолкаемого треска слышались говор и крики.
5. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще.
6.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
7.Чёрная туча надвинулась, и стали видны молнии, освещавшие весь двор.
6.Выписать номера предложений.
1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)
3 . Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)
4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.)
5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.)
6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов)
7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.)
8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была
9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.)
1.Найдите сложносочиненное предложение.
А) Николай Иваныч женат, и дети у него есть.
Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.
В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.
2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение.
А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.
Б) Дверь заскрыпела, и лесник шагнул через порог
В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.
3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.
А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина
Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.
А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.
Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска
В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.
5. Найдите предложение сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью?
А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.
Б) Погода была прекрасная, но жара не унималась.
В) Николая Ивановича соседи уважают : штатский генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика.
8.Рефлексия. Отвечаем на вопросы «верно» и «неверно»
Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений. Ответ: «Верно»
Если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член, то не ставится запятая. Ответ «Верно»
Союзы в ССП принято разделять на три группы. Ответ «Верно»
9. Домашнее задание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1498887
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.