треугольник пенроуза что это такое

Треугольник Пенроуза и его братья

Треугольник Пенроуза, приведенный на Рис. 1—метафизическая графика, насыщенная смыслами.

треугольник пенроуза что это такое. Смотреть фото треугольник пенроуза что это такое. Смотреть картинку треугольник пенроуза что это такое. Картинка про треугольник пенроуза что это такое. Фото треугольник пенроуза что это такое

Рис. 1: Роджер Пенроуз, “Три мира, три тайны” треугольник пенроуза что это такое. Смотреть фото треугольник пенроуза что это такое. Смотреть картинку треугольник пенроуза что это такое. Картинка про треугольник пенроуза что это такое. Фото треугольник пенроуза что это такое

В “Дороге к реальности” Сэра Роджера этот образ поясняется следующими словами:

“Что касается загадки номер один — той, что связывает платоновский математический мир с миром физическим, — из рисунка видно, что непосредственное отношение к процессам физического мира имеет лишь некая малая часть мира математики. В самом деле, подавляющее большинство исследований в современной чистой математике не связаны сколько-нибудь очевидным образом ни с физикой, ни с иными науками (см. § 34.9), хотя математика и не устает удивлять нас своими неожиданными и важными практическими применениями. Аналогичное заключение можно сделать и относительно второй загадки: каким образом в определенных физических структурах (если точнее, то в здоровых и бодрствующих человеческих мозгах) возникает феномен мыслительной деятельности — я отнюдь не настаиваю на том, что структуры, способные на ментальные процессы, должны непременно преобладать в физическом мире. Возможно, мозг кошки и впрямь способен развить в себе ментальные качества, однако от, скажем, камня того же ожидать, наверное, не стоит. И наконец, третья загадка — здесь, полагаю, и без пояснений очевидно, что размышления об абсолютных математических истинах составляют весьма малую долю от нашей совокупной мыслительной деятельности.”

Стоит заметить, что согласно Рис. 1, физический мир не вполне задан математическими структурами; соответствующий конус его покрывает не полностью. Такое представление отражает открытость физического мира, вошедшие в него небытие или ничто пифагорейцев и платоников, беспричинные отклонения атомов (клинамены) Эпикура, квантовый принцип неопределенности. Аналогичным образом, ментальный мир лишь частично детерминирован физикой, что отражает автономию мысли, свободу воли. И, наконец, лишь частичная открытость математического мира для мысли передает как бесконечность математических форм, так и гёделевскую неполноту, бесконечность недоказуемых утверждений формальной системы.

Согласно авторскому пояснению, связи между тремя мирами могут быть обозначены как “законы природы”, “жизнь” и “разум”; эту схему можно назвать “треугольником метафизики”, см. Рис. 2.

Рис. 2: Миры Пенроуза: Треугольник Метафизики.

В силу фундаментальности схемы, ее связи-стрелки могут пониматься как универсальные, независящие от конкретно-земных условий, дефиниции законов природы, жизни и разума. Законы природы, таким образом, есть атемпоральная логико-математическая структура физического мира; направление соответствующей им стрелки напоминает платонов миф о творении, о Создателе Демиурге, запечатлевшем формы своего ума в лоне “восприемницы и кормилицы всего сущего”, Небытия, Ничто. Жизнь понимается как движение физического мира к ментальному. В этой связи можно говорить о древе эволюции, произраставшим в направлении все более умных существ; жизнь предстает интерфейсом сознания. Эволюция от простейших ко все более умным существам понимается таким образом не как одно из свойств, но как дефиниция жизни. Разум же раскрывается как движение мысли к созерцанию эйдосов (theorein—созерцать, греч.), чистых форм самих по себе, как эволюция теоретического познания.

Каждая из сфер Пенроуза имеет свой особый статус в отношении времени. Время физического мира континуально, непрерывно. Физический мир задан законами природы; с этой точки зрения, нового в нем ничего не появляется, физическая эволюция вселенной в принципе предопределена и направлена в сторону деградации структур, росту энтропии, тепловой смерти. Напротив, эволюция жизни, как и мысли, придает дискретный смысл времени, как маркеру появления нового. Время физического мира континуально и уничтожающе, время же мысли дискретно и плодотворно, понимание приходит скачкообразно. Живое принадлежит обоим мирам, а потому и разворачивается в двух временах. Платонический мир атемпорален, сам по себе он вне времени. Будучи, однако же, связанным с двумя другими мирами, именно в силу этих связей он содержит две темпоральности как особого рода логические свойства (что было отмечено Лёвой). В качестве обращенного к физическому миру, платоновский содержит математические структуры законов природы, где время есть элемент, переменная, параметр. Как обращенные к ментальному миру, платоновские формы обладают внутренней логикой развития идей: аксиомы предшествуют теоремам, одни теоремы служат логическими основаниями другим. Итак, платонический мир атемпорален, физический мир движется в непрерывном времени к тепловой смерти, тогда как мир мысли являет себя в дискретном времени рождения нового.

Радикально различаются и типы наблюдения объектов трех сфер. Существование элемента физического мира устанавливается процедурой наблюдения, с ее универсальностью и воспроизводимостью. Осмысление результата наблюдения в терминах принятой теории и позволяет заключить о качественных и количественных характеристиках наблюдаемой реальности. Изменение теории ведет к изменению картины природы и к пересмотру прежних заключений о существовании чего бы то ни было. Существование элемента ментального мира, какой-либо мысли, бывшей у кого-то, устанавливается воспоминанием, если речь о себе, и вопрошанием, обращением к свидетелям, документам, артефактам в общем случае. Существование платоновской формы устанавливается самим актом ее описания. Дать дефиницию формы и означает уже наблюдать ее. Более глубоко проблема существования ставится Декартом в его методическом сомнении, картезианском dubbio. Каким образом я вообще могу быть уверен, что устанавливаемые мной существования элементов той или иной сферы не основаны на какой-то фундаментальной и неискоренимой иллюзии, не есть какой-то сон или фабрикация могущественного демона, “Матрицы” одноименного фильма? Ответ Декарта на поставленный им же вопрос—доверие Творцу мироздания, вера в то, что “Бог не обманывает” есть фундаментальное условие смысла познания, установления существования чего бы то ни было. А потому,—заключает отец науки Рене Декарт,—каким бы странным этот вывод ни показался, существование Бога более достоверно, чем существование звезд над головой, земли под ногами и даже собственного тела.

О какой же достоверности говорит здесь Декарт? Почему бы ему не признать видения, навеваемые гипотетическим могущественным демоном, или каким-то крепким сном, за своего рода достоверную реальность? Чем была бы плоха такая «реальность»? Да вот не согласен Декарт участвовать в таких демонических мероприятиях, решительно не согласен. Настолько заботит его такая опасность, что без надежной гарантии от нее он и пускаться в плавание познания не будет. Гарантию же эту он находит в вере во всесовершенного Бога, чье совершенство несовместимо с обманом. Иными словами, достоверность декартова Бога есть гарантия высокой ценности познания, познания подлинно того мира, который этим Богом и сотворен. И тут меня могут спросить: а как же некоторые великие физики прошлого и нынешнего веков могли заявлять себя атеистами? Как же у них, при заявляемом атеизме, получилось удержать ценности познания? Ричарду Фейнману, например, или Стивену Вайнбергу как это удалось? Пусть мой ответ не покажется актом непочтительности к великим ученым, иного ответа у меня нет: великие физики не отрефлектировали свой атеизм. Они не прошли по философским стопам не то что Платона, Плотина или Августина, но даже гораздо более близких к ним отцов науки Декарта и Лейбница, или великого мыслителя Просвещения Канта, не разобрали их теистических аргументов, а потому и отмолчались по существу, ограничиваясь легкомысленной околофилософской болтовней. Великие физики Фейнман и Вайнберг попросту оказались философскими двоечниками. Ценности познания они некритически унаследовали от породившей их среды, кипевшей научным энтузиазмом. Ценности жили своей жизнью, а атеизм своей. И очень мало кому приходило в голову, что эти две вещи несовместимы. Мозги работали, но работали в иных направлениях, а тут они не включались. Таков был дух времени: «shut up and calculate». Надо ли удивляться, что и Фейнман, и Вайнберг открыто высказывали свою нелюбовь к философии? А ведь тут оксюморон, к слову сказать.

Стрелки на схеме отражают как последовательность Творения, так и логику антропного принципа. Каким должен быть физический мир, чтобы в нем была возможна жизнь, приводящая к сознанию? Каковы должны быть фундаментальные законы этого мира? Каким должно быть сознание, способное постигать эти законы?

Треугольник Пенроуза отражает пифагорейско-платоновское воззрение на Бытие, где человек постигает формы, замысел Творца, запечатленный в структуре вселенной. Мыслителям этих школ человеческий ум представлялся подобным божественному, что и указывало как на возможность познания, так и на его душеспасительный смысл. Согласие платонизма со св. Писанием, учившем о богочеловечестве, предопределило их христианский синтез. Однако же, раз мироздание есть воплощенная божественная мысль, и человек поистине богоподобен, то следует ожидать, что космическое троемирие Пенроуза имеет подобие в масштабе человеческой истории. И действительно, такое подобие, известное как “Три мира Карла Поппера”, имеет место. Оно представлено на Рис. 3 как “треугольник истории”.

Рис. 3: Миры Поппера: Треугольник Истории

Материальный мир Поппера есть материальный мир, преобразованный человеком. Субъективный мир Поппера есть синоним ментального мира Пенроуза, мира мышления, сознания, рефлексии, “я”, бытия от первого лица. Наконец, сфера объективного знания есть зафиксированное в формах языка и культуры транс-субъектное, передаваемое, общественное содержание результатов мышления. В отличие от треугольника метафизики, отражающего вечную структуру мироздания, треугольник истории рождается во времени; оборот по его стрелкам переводит его в новое состояние. Во избежание недоразумений заметим, что сам Карл Поппер свои три мира не объединял в замкнутый контур; препятствием к этому служило понимание того, что связь объективного знания и материального мира осуществляется не непосредственно, но через субъекта, реализующего эту связь. Справедливо однако же заметить, что ведь и вообще реализация связи каждой пары миров обязательно и существенным образом опирается на участие в этой связи третьего из них. Действительно, охраняющая и формирующая субъекта связь “цивилизация” реализуется через существенное участие объективного знания, тогда как обогащение объективного знания через разнообразные “изобретения” творческого субъекта мотивируется и вдохновляется той или иной ситуацией материального мира. Существенное участие третьего мира в каждой из связей и отражено на рисунке посредством третьего цвета линии связи.

Подобие треугольника истории треугольнику метафизики ставит вопрос об их синтезе. Каким образом метафизическое Бытие может стать историческим? Очевидно, именно это происходит в разворачивающейся истории познания. Первым шагом познания является рождение субъекта, ставящего вопрос о Бытии. Этот вопрос, знаменующий рождение субъекта, означает также его принципиальную раздвоеннность на вопрошающего и на элемент вопрошаемого, на мыслящего и на часть того, о чем мысль, на часть Бытия. Символически этот момент представлен на рис. 4, обозначенном как “начало познания”.

Рис. 4: Начало познания.

Обратим внимание, что здесь происходит не только рождение субъекта, но и нарастание нового слоя самого Бытия, ибо, задавая вопрос, субъект выходит в ничто и в поисках ответа творит в нем новое Бытие. Вопрошание о Бытии рождает ответы, открытия, чье содержание сохраняется в объективном, или транс-субъектном, знании. Далее, это накапливаемое знание о Бытии передается, замыкая цикл познания, изображенный на Рис. 5.

Рис. 5: Цикл познания

Как и для попперовского треугольника истории, цвета стрелок, дополнительные к цветам соединяемых ими сфер, подчеркивают существенную роль третьей сферы в соединении двух. Специфическая ситуация рис. 5 соответствует вопрошанию, непосредственно не нацеленному на субъект или объективное знание. Такова, например, ситуация науки. В случае нацеленности вопроса на субъект (как напр. в логике) или на объективное знание (как напр. в культурологии) цвет внутренних кругов был бы соответственно изменен. Возможность трех типов вопросов, открытий и знаний отражается присутствием всех трех сфер в каждой из них. Иными словами, каждая сфера обнимает весь треугольник предыдущего этапа познания, являясь также и одним из элементов следующего этапа—что и представлено на Рис. 6 как потенциально бесконечная рефлективная иерархия, составляющая духовную эволюцию Бытия.

Рис. 6: Рефлективная иерархия познания.

Ну и что же—может спросить читатель—зачем вообще нужны эти треугольники, неужели нельзя то же самое сказать и без них? Можно, разумеется. Треугольник Пенроуза и его братья, треугольник Поппера и предлагаемый треугольник познания есть не более чем графические средства философского дискурса. Хорошо известно, что графика играет громадную роль в таких областях познания как физика, химия, биология, экономика. В философии же возможности графики как средства мысли и коммуникации до сих пор едва задействованы. Гениальный треугольник Пенроуза показал, что такая графическая скудость языка философии есть скорее упущение, чем неизбежность, нацелив автора этой заметки на предлагаемую здесь разработку философско-графической темы, представляющейся интересной и важной.

Мои размышления над треугольниками сопровождались вдохновляющими и проясняющими беседами на эти темы с двумя молодыми людьми—сыном Львом Буровым и коллегой Тимофеем Золкиным. Я очень благодарен им обоим за многочисленные вопросы, замечания и предложения как вербального, так и графического характера. Спасибо и вам, дорогие друзья по снобовским дискуссиям, весьма содействовавшим появлению этой статьи—тебе, Миша Аркадьев и тебе, Алеша Цвелик!

Источник

Невозможный треугольник

В 1934 году Оскар Реутерсвард (Oscar Reutersvard) создал первый невозможный треугольник, составленный из серии кубиков. Хотя многие жудожники создавали невозможные фигуры, именно Реутерсвард открыл новый мир фантазий. С тех пор Реутерсвард создал тысячи невозможных фигур. Сегодня он известен как «отец невозможных фигур». В 1980 году Шведское правительство решило разместить невозможный треугольник, а также две другие фигуры Реутерсварда, на почтовых марках, которые выпускались с 1982 года примерно два года.

В 1954 году Роджер Пенроуз (Roger Penrose) после лекции голландского графика М. К. Эшера открыл заново невозможный треугольник и нарисовал его в более привычной форме. В отличие от треугольника Реутерсварда, треугольник Пенроуза нарисован с использованием линейной (а не параллельной, как у Реутерсварда) перспективы, что придает ему больше невозможности. Он опубликовал свой треугольник в 1958 году в Британском журнале психологии в соавторстве со своим отцом Лайонелом Пенроузом (Lionel Penrose). В 1954 году Эшером еще не были созданы его знаменитые гравюры «Водопад» («Waterfall»), «Возхождение и спуск» («Ascending and Descending») и «Бельведер» («Belvedere»). Следует учесть, что Роджер Пенроуз не был знаком с работами Реутерсварда, Пиранеси (Piranesi) и др.

В 1961 году М. К. Эшер (M. C. Escher) под впечатлением невозможного треугольника, нарисованного Пенроузом (Пенроузы отослали копию статьи Эшеру) создал знаменитую литографию «Водопад» («Waterfall»).

Источник

Треугольник Бытия Пенроуза

треугольник пенроуза что это такое. Смотреть фото треугольник пенроуза что это такое. Смотреть картинку треугольник пенроуза что это такое. Картинка про треугольник пенроуза что это такое. Фото треугольник пенроуза что это такое

треугольник пенроуза что это такое. Смотреть фото треугольник пенроуза что это такое. Смотреть картинку треугольник пенроуза что это такое. Картинка про треугольник пенроуза что это такое. Фото треугольник пенроуза что это такое

треугольник пенроуза что это такое. Смотреть фото треугольник пенроуза что это такое. Смотреть картинку треугольник пенроуза что это такое. Картинка про треугольник пенроуза что это такое. Фото треугольник пенроуза что это такое

треугольник пенроуза что это такое. Смотреть фото треугольник пенроуза что это такое. Смотреть картинку треугольник пенроуза что это такое. Картинка про треугольник пенроуза что это такое. Фото треугольник пенроуза что это такое

треугольник пенроуза что это такое. Смотреть фото треугольник пенроуза что это такое. Смотреть картинку треугольник пенроуза что это такое. Картинка про треугольник пенроуза что это такое. Фото треугольник пенроуза что это такое

треугольник пенроуза что это такое. Смотреть фото треугольник пенроуза что это такое. Смотреть картинку треугольник пенроуза что это такое. Картинка про треугольник пенроуза что это такое. Фото треугольник пенроуза что это такое

Этот треугольник затрагивает одну из самых извечных тем в философии: вопрос, где существуют такие невозможные объекты. Первым, кто попытался найти для них обитель был Платон, один из тройки древнегреческих философов связанных узами ученик-учитель, мудрость которых до сих пор оказывает влияние на наш мир. Платон, ученик Сократа, учитель Аристотеля, придумал мир чистой абстракции, место, где обитают все абстрактные вещи и понятия, в том числе и математические конструкции, место за пределами физической вселенной, где не существует времени и пространства.

Эту концепцию принято называть платоновским миром. Там существуют все понятия от простейших типа «стол», «фрукт», «дерево» до сложных наподобие «теоремы Пифагора». Платон утверждал, что только человек имеет доступ к этому миру, он в отличие, от животных глядя на предмет, видит не конкретный предмет, а его абстрактное понятие. Для животного два разных дерева, это два разных предмета, и только человек способен их обобщить понятием «дерево». А где оно существует это абстрактное дерево, которое человек видит у себя в голове, когда представляет это понятие? В качестве ответа на вопрос Платон и предложил этот мир чистой абстракции. Он утверждал, что не человек создает сущности в этом мире, а они существуют в нем изначально, и он лишь может открывать их. Так же как, например, теорема Пифагора была неоднократно открыта в древности независимыми и не знавшими друг о друге людьми.

«Идеи вечны и неизменны, а вещи изменчивы. Они являются их контурами, бледными подобиями или, всего лучше, тенями». Платон.

Концепции Платона частично нашли подтверждение в антропологии. Современные ученые считают, что первые проявления разума у человека появились лишь тогда, когда он научился абстрактно мыслить. Если попросить биолога назвать одно понятие, которое максимально характеризует жизнь, то он вынужден будет назвать: «размножение». Так же и антрополог, в ответ на вопрос какое одно понятие максимально характеризует разум, обязан сказать «абстрактное мышление».

Платон говорил, что человек способен жить в двух мирах одновременно в мире физическом и мире абстрактном. Он связывал эту особенность человека с его внутренним дуализмом, и исходя из этого выводил понятие вечной души, которая в отличии от разложимого тела способна существовать вечно в мире чистой абстракции. Однако мы не будем сильно ударятся в метафизику, и остановимся на этом в изучении идей Платона.

Пенроуз же спустя тысячелетия продолжил изучать идеи Платона о взаимодействии реального и абстрактного мира. Прежде всего, он разделил мир чистых истин Платона на два: на собственно платоновский мир и на мир ментальный. В платоновском мире Пенроуза по-прежнему живут идеальные идеи и концепции, но по-большей части он обращается только к абстрактной математике, которая существует в этом мире, поэтому мы будем называть его Математическим миром. А вот Ментальный мир – это мир, который создается в наших головах. Все что может чувствовать, думать и фантазировать человек находится именно там.

Дальше Пенроуз установил связи между тремя мирами: Математическим, Физическим и Ментальным. Прежде всего он определил, что миры происходят один из другого.

Происхождение ментального мира из мира физического и вовсе кажется очевидным. Человек это физическое тело, состоящее из материи и существующее в пространстве и времени. Человек произошел на планете, которая сформировалась в космосе из пепла сгоревших звезд, которые в свою очередь зародились из газа, созданного в Большом взрыве. Но человек может думать и создавать свой собственный ментальный мир. Более того, физические условия, внешние воздействия, а так же внутренние биохимические процессы продолжают влиять на ментальный мир человека на протяжении всей его жизни.

Ну а о происхождении математического мира из мира ментального мы уже и так достаточно поговорили. Лучше привести известное выражение: «Человек это способ вселенной думать о самой себе». Здесь хочется обратить внимание на основное отличие Пенроуза от Платона. По Пенроузу математический мир именно происходит из мира ментального, а не существует независимо от него. Да, человек открывает математические теоремы, а не придумывает их. И если бы не было человека, то математические законы физики все равно бы работали, но никто не смог бы их сформулировать, никто не смог бы понять абстракцию этих законов. Математика не может существовать без того, кто ее формулирует.

треугольник пенроуза что это такое. Смотреть фото треугольник пенроуза что это такое. Смотреть картинку треугольник пенроуза что это такое. Картинка про треугольник пенроуза что это такое. Фото треугольник пенроуза что это такое

Очень символично, что изображение происхождения и взаимодействия трех миров нашего бытия по Пенроузу так напоминает невозможный треугольник этого же автора.

Приглядевшись к Треугольнику Бытия повнимательней, можно заметить еще одну важную особенность, на которую указывает сам Пенроуз. Каждый из миров происходит из малой части предыдущего. И это действительно так.

В математике существует огромное количество концепций, уравнений и формул, но только часть из них воплощена в физическом мире. В основе нашего мира как считают многие физики лежит некая основополагающая система уравнений, которая пока правда не найдена. На сегодняшний день мы имеет квантовую механику со своими формулами и теорию относительности со своими, при чем часть этих формул противоречат друг другу. Однако физики верят, что наступит день, когда они смогут описать квантовую природу гравитации, и тогда они сделают из этих двух теорий одну единую, формулы которой перестанут противоречить друг другу, и тогда можно будет объявить, что математическое происхождение нашего мира полностью доказано. Но вот, что интересно… Можно ведь напридумовать множество других формул, которые так же не будут противоречить друг другу, но при этом не будут описывать нашу вселенную. Вопрос, какие вселенные тогда они будут описывать? Ответ: те, которые не существуют в реальности, но их абстракция есть в мире Математики. Большая часть этих формул порождает мертвые вселенные, нежизнеспособные, которые просуществуют меньше мгновения, или в которых не будет даже материи. Но, тем не менее, раз формулы существуют, то в этой же абстракции существуют и потенциальные возможности существования этих вселенных. Поэтому математический мир намного больше физического и происхождение последнего является лишь его малой частью.

То, что мир ментальный происходит из малой части мира физического так же очевидно. Это становится особенно очевидно, когда ночью смотришь в звездное небо и представляешь, как ничтожен человек в масштабах вселенной. Физический мир воплощает разнообразные формы материи, большинство из которых мертвы (так же как и мертвы вселенные создаваемые другими законами природы). Но, так или иначе, человек лишь крохотная часть из их разнообразия.

Так же и ментальный мир человека намного шире мира математики. Ведь, признаться, мы не так уж и часто думаем о математике. Нас обычно заботят другие вещи, и наши думы направлены зачастую никак не на изучение теорем. Мы думаем о любви, о выживании, о развлечении, о духовности. Нас интересуют культура, политика, экономика, искусство. Мы способны создавать собственные виртуальные миры, писать книги, придумывать суеверия, эзотерику или даже собственную религию. Мы можем жить в иллюзиях и заблуждениях, касательно собственной жизни и окружающего мира. Все это существует в нашем ментальном мире. Там существуют даже неправильные математики, где два плюс два равно пяти, или где число пи будет равно ровно четырем. Конечно, эти математики будут нежизнеспособны и не смогут описать наш физический мир, так же как неживая материя физического мира неспособна породить разум, так же как большинство математических формул создающих вселенные неспособные породить материю, но они существуют, по меньшей мере, в головах миллионов двоечников по всему миру.

Еще важно отметить, что само происхождение одного мира из другого по Пенроузу является непознаваемым, это трансцендентность в чистом виде. То есть по определению невозможно понять, как мир математики порождает мир физический, а тот в свою очередь порождает мир ментальный (или почему мы можем создавать свои собственные миры), и откуда в наших головах возникает логическая согласованная математика.

На этом можно было бы и закончить, но в качестве послесловия я хотел бы добавить к этому несколько своих умозаключений. Пенроуз кончено в своих размышлениях ушел намного дальше Платона. Но все же он ничего не говорит про обратную связь миров. А ведь, на самом деле, в этих мирах можно проследить не только признаки их происхождения друг из друга, но и то, как они вырождаются обратно.

Примером вырождения мира физического обратно в мир математики может служить черная дыра. Материя, пространство и время внутри черной дыры испытывают такие экстремальные условия, что все физическое внутри черной дыры превращается обратно в чистую математику, оперирующую бесконечными величинами.

Так же можно найти следы вырождения логически согласованной математики обратно в ментальный мир нелогичных суждений. Примером являются парадоксы, которыми изобилует математика, начиная со всем известного с уроков арифметики деления на ноль и заканчивая парадоксами теории множеств, такими как: парадокс Рассела, парадокс Лжеца, парадокс континуум-гипотезы. Парадокс ломает логику и заставляет нас задуматься над правильностью наших логических построений, он выталкивает нас из мира математики обратно в мир ментальный, где есть только домыслы, фантазии и предположения. Вообще, кстати, теория множеств, самая фундаментальная отрасль в математике (так же как теория относительности и квантовая механика в физике), изобилует парадоксами, и это неспроста. Математик Курт Гедель доказал так называемую Теорему о Неполноте, согласно которой любое полностью законченное замкнутое построение в математике должно содержать парадокс. Что значит замкнутое математическое построение? Когда мы что-то решаем, доказываем или выводим в математике, мы отталкиваемся от каких-то аксиом. Аксиомы – это утверждения, принимаемые без доказательств – то есть их нужно просто принять такими, какие они есть и жить с этим. Но как только мы пытаемся построить замкнутое математическое построение, в котором нет необъяснимых аксиом (или в котором аксиомы сами себя объясняют), то мы обязательно столкнемся с парадоксом, а значит, мы обязательно вывалимся из мира строгой логики в ментальный мир. Об этом и говорит Геделевская теорема о неполноте.

Давайте же попробуем понять, как в итоге должен выглядеть это треугольник Бытия. Итак:

Математический мир трансцендентально происходит из малой части ментального мира и может обратно в него вырождаться.
Физический мир трансцендентально происходит из малой части математического мира и может обратно в него вырождаться.
Ментальный мир трансцендентально происходит из малой части физического мира и может обратно в него вырождаться.

Обратите внимание о самых последних словах мы с вами ничего не говорили, но они так и просятся внутрь этой схемы, это слова о том, что «Ментальный мир тоже может вырождаться обратно в мир физический». Ведь если в мире физическом черные дыры способны обращать физику обратно в математику, если парадоксы в мире математики способны обращать строгую формальную логику обратно в ментальные домыслы, то должно существовать и нечто в мире ментальном, что воплотит его проявления в реальности. Нечто, что сделает наши ментальные образы физическими, а вымышленное – реальным. Да, конечно, человек способен воплощать свои идеи в жизнь, но только если эти идеи возможны. Однако ментальный мир намного шире, и там есть невероятные и невозможные вещи, получается и они, исходя из представленной выше схемы, должны иметь возможность как-то воплощаться в реальности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

треугольник пенроуза что это такое. Смотреть фото треугольник пенроуза что это такое. Смотреть картинку треугольник пенроуза что это такое. Картинка про треугольник пенроуза что это такое. Фото треугольник пенроуза что это такое
треугольник пенроуза что это такое. Смотреть фото треугольник пенроуза что это такое. Смотреть картинку треугольник пенроуза что это такое. Картинка про треугольник пенроуза что это такое. Фото треугольник пенроуза что это такое
треугольник пенроуза что это такое. Смотреть фото треугольник пенроуза что это такое. Смотреть картинку треугольник пенроуза что это такое. Картинка про треугольник пенроуза что это такое. Фото треугольник пенроуза что это такое