траппист что это значит
Траппистский эль — единственное в мире по-настоящему богоугодное пиво
Траппистское пиво появилось на свет божий в мрачных подземельях средневековых монастырей. Пока другие монахи работали в полях, делали сыр и сколачивали фирменные гробы на продажу, бельгийские трапписты варили пиво, которое позволило им стать одними из самых влиятельных орденов в старой Европе.
Рассказываем, что это за пиво, и почему лишь тринадцать аббатств по всему миру могут его варить.
Трапписты, или Орден цистерцианцев строгого соблюдения (Ordo Cisterciensis Strictioris Observantiae), — это древний монашеский орден, который бы основан в 1664 году Арман-Жаном Ле Бутилье де Рансе. За два года то того он стал аббатом монастыря во французском Ла-Траппе, откуда и пошло расхожее название ордена. Эти монахи придерживались идей реформации и держались обособленно от бенедиктинцев (тоже аскетов и затворников), от которых они когда-то отделились, а теперь обвиняли в коррупции и падении нравов.
Разобраться в отношениях между орденами не просто, однако стоит упомянуть, что трапписты в свое время обрели серьезное влияние в христианском мире, во многом став серьезной силой Реформации. До сих пор насчитывается 166 монастырей, 70 из которых — женские, при этом с XVII века в их образе жизни мало что изменилось. Монахи обязаны молиться по одиннадцать часов в сутки, работать и соблюдать строжайший пост. Послабления есть лишь для больных, остальным монахам вне молитв запрещается даже говорить. По крайней мере, именно так они утверждают.
Трапписты уважают труд и в основном работают в полях, хотя не ограничиваются только этим. Кто-то делает хлеб, сыры и даже гробы, которые до недавнего времени пользовались хорошим спросом. Однако северные монастыри, располагающиеся в не самых «хлебных» районах, давно выбили себе право делать ликеры и пиво. Особенно в этом отличились бельгийские монахи, которые до сих пор производят траппистское пиво, единственное в своем роде. Никакая другая пивоварня не имеет права на специальный монастырский знак качества, так что даже лучшие пивовары при желании смогут сделать только «паленый» пенный напиток.
Неполный перечень траппистских сортов эля из разных стран мира
Траппистское пиво является видом бельгийского эля из линейки так называемого «аббатского пива». На данный момент лишь тринадцать аббатств по всему миру варят его, при этом, в зависимости от места, сорта могут различаться по всей палитре цветов и крепости. Есть темный эли, бледно-белые, легкие и очень крепкие от 7 до 12 градусов. Само пиво варят с особыми дрожжами, после чего оно дозревает до нужного состояния уже в бутылках. Для того, чтобы добавить крепости, монахи кидают туда сахарный песок, что почти не влияет на отличный маслянисто-фруктовый аромат и легкую кислинку, которые получаются после ферментации.
Сама по себе варка пива не является для монахов средством для обогащения. Аскеты рассчитывают лишь на покрытие расходов и небольшую прибыль, которую они тратят на благотворительность. Однако это не значит, что пиво производят одной-двумя бочками, которые разливаются в пивных неподалеку от какого-нибудь аббатства.
К примеру, два сорта траппистского пива «Орваль» из одноименного аббатства в Люксембурге каждый год разливается примерно 38 000 гектолитров, это около 26 000 бутылок ежечасно. Кстати один самый легкий сорт эля (меньше 1 процента) монахи оставляют только для себя.
Разумеется, такими масштабами пивоварения могут похвастаться далеко не все. Зачастую, чтобы увеличить производство, трапписты вынуждены нанимать на работу мирян, но само варение происходит под чутким руководством мужчин в капюшонах.
Может показаться, что траппистское пиво давно потеряло эксклюзивность, таинственность и мрачность из-за увеличения производственных мощностей, но это не так. К примеру, сорт «Koningshoeven» делается на заводе, которым управляет кампания «De Koningshoeven NV» (дочерняя компания «Bavaria Brewery»), но, тем не менее, все помещения и оборудование находятся в собственности аббатства в Северном Брабанте (Нидерланды).
Как выразился глава Вествлетеренского аббатства:
«Мы не пивовары. Мы монахи. Мы варим пиво, чтобы иметь возможность позволить себе быть монахами».
Даже несмотря на давление рынка до сих пор появляются новые сорта с небольших пивоварен. Буквально на днях Лестерширское аббатство стало тринадцатым монастырем, где траппистам дали добро на варку фирменного пива. Причиной стало то, что молочная ферма, с которой кормились монахи, стала убыточной, поэтому они решили попытать счастья на ниве пивоварения. В день святой Лютгарды, 16 июня 2018 года, они сделали первую варку, которую по достоинству оценили специалисты. Пиво назвали Tynt Meadow в честь зеленого луга, на котором был основан их монастырь в 1835 году.
Как бы не сложилась судьба траппистского пива под натиском индустрии, среди ценителей этот сорт эля всегда будет интересным и притягательным именно из-за маленьких пивоварен, где монахи в перерывах между богослужениями колдуют над пенным напитком.
Монахи-пивовары: краткая история ордена траппистов и монастырского пива
Автор блога I Think About Beer Кристофер Барнс разбирается в истории ордена траппистов и монастырского пива. Pivo.by публикует перевод материала.
Пиво Westvleteren. Фото: Brew Bokeh
Десятилетие в истории траппистского пива
Последние несколько лет были чрезвычайно активными для траппистских пивоварен. Так, Chimay отпраздновала своё 150-летие в 2012 году, выпустив специальное юбилейное пиво. Stift Engelszell официально стала восьмой траппистской пивоварней, получив соответствующий сертификат в 2012 году, а Westvleteren впервые выпустила в мировую продажу подарочные упаковки своего знаменитого пива «12» для сбора необходимых средств на реставрацию монастыря. В начале того же года Orval объявила о назначении своего директора по контролю качества Анн-Франсуаз Пипаер на должность главного пивовара, которая стала первой женщиной, возглавившей траппист скую пивоварню. В 2013 году Chimay объявила о лимитированном выпуске пилотной партии своего Dorée в Бельгии в качестве подготовки к расширению объемов производства.
В конце 2013 году была сертифицирована Zundert, девятая траппистская пивоварня, выпустившая в Нидерландах пиво под названием Zundert Trappist Ale. В скором времени появился десятый «член клуба»: в январе 2014 году траппистская пивоварня при аббатстве Спенсер (штат Массачусетс, США) выпустила пиво под маркой Spencer Trappist Ale. А в 2015 году список пополнился итальянской пивоварней Tre Fontane Abbey.
Все эти события вызвали огромную волну интереса во всем мире к траппистским монастырям и их пиву. Что же делает траппистское пиво и эти пивоварни такими особенными? Как так вышло, что они стали символом высочайшего качества в мировом пивоварении? Давайте погрузимся в уникальную историю ордена траппистов и их знаменитого пива!
Св. Бенедикт Нурсийский, основатель ордена бенедиктинцев
Орден цистерцианцев
Орден цистерцианцев был основан в 1098 году, когда монахи из бенедиктинского аббатства в Молеме, недовольные многочисленными нарушениями монастырского устава со стороны других братьев, покинули его стены и основали новую обитель — монастырь Сито (лат. Cistercium) во Франции. Они хотели вернуться к более строгому порядку соблюдения устава св. Бенедикта, который требовал суровой аскезы и каждодневного ручного труда. Монахи-цистерцианцы стремились погрузиться в тихое и умиротворённое бытие, наполненное молитвами, в котором они могли жить плодами своего труда. Главными постулатами конституции их ордена стали любовь, труд, молитва и самоотречение.
С самого начала основания ордена цистерцианцы приобретали земли, которые собственноручно обрабатывали и возделывали. Многие из таких угодий были отведены под виноградники. По мере расширения ордена входящие в его состав монастыри стали пользоваться широкой автономией, подчиняясь, однако, единой уставной хартии. В надежде привлечь на свои территории монахов-цистерцианцев многие представители знати предлагали им необработанные земельные участки, чтобы монахи превратили их в процветающие социально-экономические зоны. К 1152 году в Европе насчитывалось 333 цистерцианца. В период своего расцвета, который пришёлся на XIV век, их орден был наиболее могущественной монашеской структурой в Европе. Цистерцианцы достигли зенита своего влияния в 1335 году, когда бывший член ордена был избран Папой Римским, Бенедиктом XII.
Позднее орден цистерцианцев начал постепенно приходит в упадок, который был ускорен такими общественно-политическими явлениями и событиями, как Реформация и Великая французская революция, ставших настоящей угрозой его существованию.
Орден цистерцианцев строгого соблюдения
На фоне глубокого кризиса цистерцианского ордена аббатство Ла-Трапп, что в Нормандии (Франция), в 1664 году начало проводить реформы под руководством своего настоятеля. Подобно первоначальным реформам цистерцианцев 1098 году, эти изменения, основанные на устоях бенедиктинского монашества, были призваны восстановить строгую дисциплину в монастырях ордена. Иноки, последовавшие за монахами аббатства Ла-Трапп, сегодня известны как «трапписты» (монахинь в составе ордена называли траппистинками).
Однако, как и в случае с орденом цистерцианцев во Франции, Великая французская революция и наполеоновские войны породили настоящий хаос среди траппистских монастырей: конфискация их земель вынудила монахов покинуть свои обители и бежать из страны. В надежде найти «тихую гавань» трапписты расселились по всей Европе, но и на новом месте многие из них были подвержены гонениям по мере распространения влияния Наполеона на европейском континенте. Именно в те годы трапписты оказались в Бельгии, а также на территории совсем ещё молодого государственного образования — Соединённых Штатов Америки. После разгрома Наполеона в 1815 году монахи стали постепенно возвращаться во Францию. Те из них, кто решил остаться в Бельгии, со временем вышли из-под влияния французских монахов и создали собственную бельгийскую конгрегацию.
В 1892 году трапписты официально отделились от цистерцианцев, после того как Папа Римский признал их в качестве независимого монашеского ордена. С тех пор монахи-цистерцианцы стали именоваться «Орден цистерцианцев стандартного соблюдения», а трапписты — «Орден цистерцианцев строгого соблюдения». Сегодня траппистский орден насчитывает 170 монастырей и обителей по всему миру.
Фото: brewmeone
Траппистские пивоварни
Ведя уединённый образ жизни, наполненный молитвами и трудом, монахи, тем не менее, активно поддерживали такие ценности, как гостеприимство и милосердие. Монастыри были известным пристанищем для путников и всех страждущих, кто искал безопасное и чистое место, где можно утолить голод и жажду достойной пищей. Монахи зарабатывали себе на пропитание, в том числе самостоятельно производили многие пищевые продукты и напитки, потому в их стенах всегда были пиво и вино. В те времена уровень чистоты воды был чрезвычайно низким, и она являлась источником многих заболеваний. В процессе пивоварения вода очищалась, а напиток обогащался многими полезными питательными веществами. Пиво (как и вино) было безопасном для здоровья человека и важной частью его ежедневного рациона питания.
В 820 году монастырь Святого Галла разработал документ, который впоследствии станет основой монастырского пивоварения в Средневековье. Он предусматривал строительство трёх пивоварен: одну — для производства пива, предназначенного для путников и в качестве средства оплаты в ходе бартерных сделок, другую — для производства пива, потребляемого самими монахами, а третью — для варки пива для нужд нищих и страждущих («благотворительное» пиво). Каждая пивоварня варила пиво разного качества, при этом «благотворительное» пиво изготавливалось на основе менее востребованных ингредиентов. Постепенно была выработана система многоэтапного промывания дробины.
Со временем монахи обнаружили, что неоднократное промывание дробины позволяет получить максимум пива из одного затора. Впервые это наблюдение было сделано (и задокументировано) иезуитскими пивоварами, которые пиво с 5% алкоголя предлагали путникам, а с 2,5%, полученного после промывки второго сусла, использовали для собственных нужд. Следующий важный шаг был сделан после того, как монахи осознали, что люди готовы платить больше за более крепкое пиво. В результате количество промывок увеличилось. После фильтрации первого сусла получали насыщенное и ароматное пиво. Фильтрация второго сусла позволяла получить второе по качеству пиво, а результатом последней промывки дробины был наиболее слабый напиток. Пиво, полученное на основе первой промывки, предназначалось для гостей и продажи. Пиво, изготовленное после двух фильтраций сусла, шло на внутренние нужды монахов. Пиво, сваренное после трёх промывок, предлагали нищим. Вероятно, благодаря этой системе пивоварения и зародились такие термины, как «сингл», «дуббель», «трипель» и «квадрюпель».
После того как вследствие Великой французской революции и наполеоновских войн трапписты были вынуждены искать себе пристанище в других уголках Европы, эта монастырская традиция самообеспечения и гостеприимства нашла своё продолжение в Бельгии. Поскольку монахи не могли полноценно заниматься выращиванием винограда, а в питейных традициях Нижних земель (Бельгия и Нидерланды) доминировало пиво, вновь созданные монастыри занимались в основном пивоварением для поддержания монашеской жизни.
Фото:Rubén Catalán López
Следующий шаг на пути повышения качества траппистского пива был сделан в начале ХХ века, когда на фоне повсеместного распространения низкоалкогольных напитков иностранные марки пива стали завоёвывать в Бельгии всю большую популярность. В результате многие бельгийские пивовары оказались на грани разорения. Именно в этот момент заговорили о траппистском пиве, которое было более крепким и ароматным, чем пиво конкурентов. Ситуация достигла своего апогея в 1919 году, когда в Бельгии был принят закон, запрещавший продажу ликёров в бельгийских барах. Трапписты не преминули воспользоваться преимуществами нового законодательного акта, вследствие чего в отсутствие ликёров с высоким содержанием алкоголя владельцам питейных заведений не оставалось ничего другого, как обратиться к крепким сортам пива, главным образом монашеского производства. По мере того как количество обанкротившихся пивоварен росло, за отсутствием других альтернатив на рынке постепенно увеличивался спрос на монастырское пиво. Несмотря на свою строгую консервативность, монахи стали оперативно внедрять новые технологии и оборудование для повышения качества их пива. Они полагали, что, поскольку они трудятся ради и во имя Господа, плоды их труда должны быть максимально высокого качества. Это был один из ведущих принципов монастырской жизни на протяжении всей истории существования монашеских орденов.
По мере роста популярности траппистского пива многие нетраппистские пивоварни стали использовать термин «траппистское пиво» в названии своих продуктов. В конечном итоге монахи подали судебный иск в 1962 году против таких недобросовестных пивоваров. В 1997 году шесть траппистских монастырей Бельгии, одно траппистское аббатство в Нидерландах и один немецкий монастырь траппистов учредили Международную ассоциацию траппистов (International Trappist Association, ITA). Она разработала специальный логотип, который может использоваться исключительно траппистскими монастырями на производимых ими продуктах. К ним относится сыр, хлеб, вино, пиво и прочая продукция траппистских монастырей.
Условия, регулирующие получение прав использования официального логотипа, охраняемых законом:
По состоянию на 2018 год в мире действует 12 официально признанных траппистских пивоварен, которые могут использовать специальный логотип «Настоящий траппистский продукт» (существует также несколько монастырей, которым разрешено использовать указанный логотип на других продуктах). Ещё два монастыря — Mont des Cats во Франции и Cardeña в Испании — продают фирменное пиво, но производят его по контракту на мощностях других пивоварен.
Список траппистских пивоварен:
Трапписты
О поэме Альфреда де Виньи см. Траппист (поэма)
Полное название | Орден цистерцианцев строгого соблюдения Ordo Cisterciensis Strictioris Observantiae Траппи́сты, официально Орден цистерцианцев строгого соблюдения (лат. Ordo Cisterciensis Strictioris Observantiae ), — католический монашеский орден, ответвление цистерцианского ордена, основанный в 1664 году А.-Ж. ле Бутилье де Рансе, первоначально коммендатором, с 1662 аббатом цистерцианского монастыря в Ла-Траппe во Франции (откуда и название), как реформистское движение, в ответ на послабление правил и высокий уровень коррупции в других цистерцианских монастырях. Женская ветвь ордена была основана Луизой, принцессой де Конде. СодержаниеИсторияПопытки реформировать цистерцианский орден предпринимались с начала XVII века. К данному времени орден, сам основанный как реакция на упадок нравственности и благочестия в бенедиктинском монашестве в XI—XII веках, вступил в период глубокого кризиса, который выражался как в упадке и сокращении численности монастырей, так и в ослаблении соблюдаемых правил. В 1615 году аббат Клерво Д. Ларжантье реформировал один из главных центров ордена аббатство Клерво, восстановив там строгую дисциплину. В последующие десятилетия ещё ряд монастырей провели схожие реформы. Реформы поддерживались попечителями цистерцианцев, такими как кардинал де Ларошфуко. Однако главной движущей силой реформы, приведшей к появлению «Ордена цистерцианцев строгого соблюдения», стал монастырь Ла-Трапп. Решительные реформы настоятеля монастыря А.-Ж. ле Бутилье де Рансе, проведённые им в Ла Траппе в 1664 году вызвали одобрение многих влиятельных лиц церковной иерархии и привели к появлению ряда других монастырей с аналогичными правилами. Реформы восстанавливали строгое соблюдение устава св. Бенедикта, обязательный физический труд монахов, строгие правила молчания и другие аскетические практики, в числе которых резкое ограничение обильности и разнообразия монастырских трапез. В 1666 году папа Александр VII одобрил реформу и узаконил существование цистерцианских монастырей строго соблюдения, но сохранил их подчинённость главе цистерцианцев — аббату Сито. Неофициально реформированные цистерцианцы стали известны как «трапписты». Во время французской революции трапписты были изгнаны из Франции (вернулись в 1817 году), и поселились в Швейцарии, России и Пруссии, где также были преследуемы. В 1834 году папой Григорием XVI ордену было даровано название Религиозная конгрегация цистерцианцев Нотр-Дам из Ла-Трапп. Во второй половине XIX века реформированные цистерцианцы развивались столь быстро, что превзошли численностью нереформированный орден. В 1878 году в Рим было направлено первое прошение об объединении всех реформированных монастырей в единый независимый монашеский орден, однако удовлетворены эти просьбы были лишь в 1888 году, когда папа Лев XIII утвердил создание ордена реформированных цистерцианцев из Ла-Трапп. Годом позже трапписты выкупили колыбель цистерцианского ордена аббатство Сито и восстановили там монашескую обитель. В начале XX века орден насчитывал около 80 монастырей и более 4 тысяч монахов. Во второй половине XX века трапписты резко выросли в численности за счёт миссий в Америке и Африке. В 1960 году ордену принадлежало более 170 монастырей. В 1990 году была одобрена обновлённая конституция ордена. СовременностьТрапписты соблюдают устав Св. Бенедикта более строго, чем в остальных орденах. Они обязаны молиться 11 часов в сутки, трудиться (первоначально в поле), соблюдать молчание, прерываемое только для молитв, песнопений и по другим уважительным причинам, и строгий пост (полный запрет на мясо, рыбу и яйца), облегчаемый только для больных. Трапписты одеваются в хабит с капюшоном и поясом. Монахи некоторых северных монастырей зарабатывали на жизнь изготовлением ликёров, а в Бельгии — известного пива. Другие монастыри производили сыр, хлеб, одежду и гробы. В последние годы траппистам уделяют внимание из-за жизни и записей Томаса Мертона. Гид по траппистским монастырям-пивоварням Бельгии и НидерландовВ 2018 году стыдно не знать, что такое крафтовое пиво. Каждая разливайка на районе предлагает крафт. Любой кабак завлекает посетителей не «живым нефильтрованным», а крафтовым пивом. Не зарываясь в терминологию, траппистское пиво — это часть крафтовой пивной культуры. Хотя в Западной Европе и в главной траппистской стране Бельгии слово «крафт» по отношению к траппистам не употребляют. Католические монастыри делятся на различные монашеские ордена. Члены ордена соблюдают устав монастыря, в котором дали обет. Трапписты как раз один из таких орденов: они соблюдают устав более строго, чем другие, обязаны молиться 11 часов в сутки, труд, молчание, которое прерывают только на время молитв, песнопений и по другим важным причинам, и строгий пост (запрет на мясо, рыбу, яйца). Монастыри в Бельгии исторически зарабатывали на жизнь изготовлением пива, продолжают эту традицию и сейчас. Поэтому пиво, которое варят в монастырях, называется по имени монашеского ордена — траппистское. Но недостаточно просто варить пиво в монастыре: помимо этого, есть другие условия и ограничения. Во-первых, принадлежность монастыря соответствующему ордену. Во-вторых, членство в Международной трапписткой ассоциации — она как раз и была создана, чтобы не лепили где угодно логотип «траппистское пиво». Три главных правила траппистов:К 2018 году существует 11 монастырей в пяти странах, где варят пиво под брендом «траппистское»: шесть в Бельгии, два в Нидерландах, по одному в Австрии, США и Италии. UPD: На 2019 год траппистское пивоварение продолжает развиваться — в Великобритании монастырь Mount St. Bernard начал варить Tynt Meadow. У россиян пивными странами считаются Германия и Чехия. В Чехии распространены лагеры, портеры и пшеничное. В Германии с разнообразием чуть лучше: локальные кёльш и берлинер, раухбир, бок-бир. Но в основном та же пшеничка, светлый пильзнер и немецкое темное — шварцбир. Чтобы найти что-то необычное в Чехии и Германии, придется приложить усилия, а в Бельгии в круглосуточном ларьке в ассортименте все местные трапписты. В Бельгии выпить кружку за обедом или с утра — то же самое что в Италии забежать на чашку эспрессо. Пиво на детской площадке, пока ребенок копается в песочнице, тоже можно. После велопрогулки? Самое то. Именно в Бельгии пивная культура максимально проникла в быт людей. Это как вино во Франции, портвейн в Португалии, водка в России. А пиво — это Бельгия. Здесь в каждом доме хранятся пивные запасы, не уступающие ближайшему ларьку. Я гостил у шести людей разного возраста и социального статуса, в разных городах, и у всех дома было пиво. Не одинокая бутылка после вчерашней вечеринки, а со вкусом подобранный бар. «Прохладным вечером лучше выпить крепкий квадрупель», «На десерт хорош вишневый крик», «Пойдешь на свидание — попробуй гёз вместо шампанского», «К мясу предпочитаю красный эль, попробуешь? Или выбери что тебе по вкусу в кладовой», «После 40 километров на велосипеде надо освежиться бутылочкой „Дювеля“ (одна и самых популярных марок, некрепкий золотой эль. — Прим. ред.)» — приблизительно такие фразы говорили мне мои бельгийские товарищи. Разве не истинные гурманы? Помимо пива, у каждого дома обязательно набор различных бокалов — ведь каждый сорт пива подается в определенном бокале. Говорят, что в статусных заведениях не принесут пиво, которое вы заказали, если вдруг все бокалы под этот сорт будут заняты: объясняют тем, что вы неправильно прочувствуете вкус пива. Все как у вина. И не дай бог налить темный эль в бокал, предназначенный для евролагера. Монастыри Нидерландов и БельгииКатолические монахи ценят тишину и немногословие, особенно те, чье послушание не связано с ежедневными контактами с людьми. Если увидите монаха, не стоит лишний раз его беспокоить вопросами и разговорами. Соблюдайте тишину и скромно одевайтесь в монастыре и храме. Посещение траппистских монастырей не означает стопроцентное попадание на территорию. Чаще всего войти не получится — только с экскурсией или при остановке в монастырской гостинице. Вариант «пустите одним глазком посмотреть» не прокатит, правила здесь строго соблюдают. Во время служб открывают монастырский храм, в другие часы он обычно заперт. Перед посещением проверьте часы работы кафе при монастырях. Во-первых, в Европе все и так рано закрывается, а тут прибавляйте более строгие монастырские правила. Пиво: Achel Dubbel и Tripel В 1998 году в аббатстве Святого Бенедикта, или Ахелсе Клёйс, отошли от земледелия и вновь приступили к пивоварению, потому что возрастные монахи уже не справлялись с мотыгой и лопатой. Граница Нидерландов и Бельгии проходит по территории монастыря. Есть огромный магазин с религиозной литературой, открытками, музыкой, сувенирами. Ни в какое сравнение не идет со скромными лавками российских монастырей. Разливное продается только в баре при монастыре. Это еще один плюс посещения монастырских баров — пиво, которое продается исключительно здесь, и нигде больше в стране. Пиво: La Trappe: Blond, Dubbel, Tripel, Quadrupel, Puur (patersbier), Witte, Bockbier, плюс Isid’or (7,5 %) — бельгийский крепкий золотой эль. Пивоварня управляется пивным гигантом Bavaria. Из-за этого логотип «траппистское пиво» исчезал на некоторое время с этикеток La Trappe: пиво варили не монахи, а обычные рабочие. Сейчас монахи следят за процессом, но работают по-прежнему наемные рабочие, как, в принципе, и во всех других монастырях, кроме одного. Несмотря на соседство с Бельгией, в Нидерландах не так развита пивная культура. В магазинах не такой широкий ассортимент, а в кабаках люди чаще всего пьют обычный лагер. Рука крупной компании, контролирующая производство La Trappe, чувствуется очень сильно. В этом монастыре самый большой бар и пивной магазин. Все сделано для того, чтобы из посетителей извлекать прибыль. Но цены на пиво в магазине при пивоварне самые низкие в стране. Можно затариться сувенирами: бокалами, пивом в подарочных упаковках, сыром, хлебом, маслом, тоже произведенными в монастыре. Экскурсия по пивоварне плюс бокал любого пива — 12 евро. Открывается она каждый вторник, четверг и субботу в 13:00, кроме христианских праздников. Пиво: Zundert Tripel Если у других монастырей богатый опыт пивоварения, то в аббатстве Марии Туфлюхт построили пивоварню только в 2013 году. На своем официальном сайте аббатство предлагает всем желающим стать монахами. Период послушания обычно длится два года. В течение этого времени вы работаете и молитесь наравне с монахами, а также проходите обучение у опытных монахов. Пиво: Westmalle Dubbel и Tripel Монастырь Вестмалле как крепость: окружен стеной и рвом с водой. Посетить пивоварню невозможно, даже если вы остановитесь в монастырском гестхаусе. Помимо пива, здесь производят ликеры, бытовую химию, сыры. Все это можно купить в ближайшем авторизованном кабаке. Пиво: Westvleteren Dubbel, Quadrupel, Blond «Мы не пивовары, мы монахи, а варим пиво только для того, чтобы иметь возможность быть монахами». Любой человек может помолиться с монахами семь раз в день. Расписание молитв на сайте монастыря. Никакой рекламы и промоушена. Лучшая их реклама — это попадание на первые места пивных рейтингов на протяжении многих лет (сейчас второе место в мировом рейтинге на сайте Ratebeer и третье место в рейтинге бельгийского пиво в Untappd). Здесь стараются держать цену максимально доступной. Светлое — 1,45 евро, эль — 1,65 евро, квадрупель — 1,9 евро. Одну-две бутылки можно купить в прилегающем к монастырю баре. Чтобы купить ящик (24 бутылки), нужно звонить и заказывать заранее. На один телефонный номер или автомобильный номер можно забронировать один ящик каждого вида, следующий ящик вы сможете купить только через 60 дней. Правила покупки пива занимают одну страницу формата А4. Каждый купивший обязуется не перепродавать пиво. Конечно же, это правило не соблюдается. В пивных магазинах цена зависит от жадности владельца. Я встречал и по 13, и по 20 евро за бутылку. Это единственный монастырь, где в пивоваренном процессе участвуют исключительно монахи. В аббатстве Святого Сикста варят столько пива, чтобы покрывать расходы монастыря. Производственные мощности не увеличивают, корпорациям не продаются. Со следующих монастырей начинается единственный регион в двух странах с красивой природой. Называется он Арденны, по названию горной системы. В этой части Бельгии проводится множество велогонок из-за гористого рельефа. В выходные будете встречать велосипедистов, которые вкручивают по брусчатке в гору. Велогонки — это еще одна важная часть бельгийской культуры. Пиво: Chimay Tripel, Dubbel, Dark Ale, Patersbier Четверть всего траппистского пива производят в аббатстве Скурмон. Очень развитая дистрибуция по всему миру (например, продается в любом супермаркете Вьетнама). За 4 евро можете сходить на экскурсию: она включает рассказ о монастыре на примере уменьшенной модели, а также прогулку по монастырским саду, храму и кладбищу. Единственная возможность хоть немного прикоснуться к монашеской жизни. Пиво: Orval Pale Ale и Patersbier Самая крутая этикетка из всех траппистов. Сохранились развалины средневекового монастыря, вход 6 евро. За эти деньги еще покажут два мини-музея и сад лечебных трав. Вокруг монастыря Орваль проложено несколько пешеходных маршрутов (5–11 километров). Аббатство находится в красивой холмисто-лесистой местности. Дни открытых дверей на пивоварне — 14 и 15 сентября. Пиво: Rochefort Dubbel — 6, Dark Ale — 8, Quadrupel — 12 Единственный из траппистов, у кого нет версии сайта на английском языке. Находятся в самом труднодоступном месте из всех монастырей. Пиво, которое здесь варят, называется не словами, а цифрами: 6, 8, 10 — это не крепость, а количество недель, необходимых для созревания пива. В линейке Рошфора «шестерка» — своеобразная редкость (его варят всего дважды в год). А «восьмерка» и «дюжина» занимают высокие места в пивных рейтингах (12-е место в топ-50 Ratebeer). Помимо траппистов, обязательно пробуйте в Бельгии другие сорта: ламбики, например. Если не разбираетесь в пиве, то советуйтесь с местными жителями, барменами. Изучайте рейтинги и читайте отзывы на пивных сайтах, например Ratebeer и Untappd. Карта траппистских монастырей Бельгии и НидерландовКак передвигаться от монастыря к монастырю?Перемещение между монастырями не совсем простая задача. Все вроде близко, но монастыри находятся за пределами городов. Общественный транспорт если и ходит, то редко или вообще не ходит. Весь маршрут траппистского тура занимает 700–800 километров. Аренда машины. Самый комфортный вариант — тогда все монастыри можно не спеша объехать за три-пять дней в зависимости от вашего ритма путешествий. Автостоп. В Бельгии и Нидерландах отличный автостоп. Так что если вы ограничены в бюджете, но не зажаты во временные рамки отпуска, то вперед на трассу. Положительный момент — придется ездить не по безликим автобанам, а по региональным трассам с милыми деревнями и уютными городами вдоль них. Велосипед. Идеальный вариант для этих стран. Нидерланды и Бельгия — самые велосипедные страны в Европе (вместе с Данией). Все междугородные дороги дублируются велодорожками, в некоторых случаях даже несколькими: живописный маршрут через деревни и села или скоростной вдоль трассы. Небольшое расстояние между монастырями осилит даже человек, который не ездит регулярно на велосипеде, в среднем придется проезжать 50–70 километров ежедневно. Где взять велосипед?Привезти с собой из дома. Некоторые крупные авиакомпании не берут дополнительные деньги за провоз велосипеда. Главное, хорошо его упакуйте. Но обычно средняя цена — 40–60 евро за велосипед в одну сторону. Купить на месте. Нидерландский аналог Avito — Marktplaats. Также в каждом городе есть магазины, где продают подержанные велосипеды, спрашивайте у местных их адреса (часто они расположены около ж/д станций). Их преимущество перед Marktplaats в том, что они выдают чек. Ситибайк или старый шоссейник можно купить за 50–100 евро. Новый велосипед из «Декатлона» обойдется вам в 130–200 за ситибайк или маунтинбайк. Самые экономные и беспринципные могут купить ворованный велосипед за 10–30 евро. Что делать с велосипедом по окончании путешествия? Комбинировать общественный транспорт и велосипедКомбинируйте общественный транспорт, велосипед и короткие пешие прогулки. Добираетесь до города на автобусе или поезде, а в монастырь уже пешком, на велосипеде или автостопом. Можно арендовать велосипед в каждом городе и после посещения монастыря сдавать его обратно. В нидерландских электричках есть велосипедный тамбур, а в Бельгии велосипеды подвешиваются в специальном отделении. Чтобы до него добраться, ищите кондуктора с ключом, аналогично и при высадке. Стоимость провоза велосипеда — 6 и 7 евро соответственно. Паромы для пешеходов и велосипедистов бесплатные. Если решите воспользоваться общественным транспортом, это будет долго, дорого и с большим количеством пересадок. Особенно сложная логистика электричек в южной части Бельгии, Валлонии, — часто автостопом и на велосипеде будет быстрее. Но вариант с общественным транспортом нужно всегда держать в голове на случай плохой погоды и банальной усталости. Прокладывайте велосипедные маршруты приложениями Maps.me и OsmAnd. За общественный транспорт отвечает Google. Но даже если у вас нет смартфона, вы не заблудитесь — все велодорожки имеют указатели, как и на автомобильных трассах. Маршруты по монастырямAchel, аббатство Святого Бенедикта (Saint-Benedictus) — La Trappe, Brewery De Koningshoeven — 45 километров — легко проехать на велосипеде за пару часов. Или комбинацией «автобус плюс велосипед» до Эйндховена — электричка до Тилбурга — автобус плюс велосипед до La Trappe. На небольшое расстояние комбинировать велосипед и общественный транспорт нецелесообразно: тратишь время на покупку билетов, ориентацию в городах, ожидание электрички. Вокруг крупных городов есть велообъездные, как и у машин, чтобы не терять время в городах на светофорах. La Trappe, De Koningshoeven Brewery — Зюндерт (Zundert), аббатство Марии Туфлюхт (Maria Toevlucht) — 45 километров — логичнее использовать велосипед или или электричку Тилбург — Бреда, а потом проехать 20 километров на велосипеде или общественном транспорте. Maria Toevlucht — Westmalle — 35 километров — велосипед опять в приоритете. Westmalle — Westvleteren, аббатство Святого Сикста (Sint-Sixtus) — 170 километров — вот здесь уже воспользоваться электричкой целесообразно. Доезжаем из монастыря до Антверпена, далее электричка в Ипр (два часа в пути и 20 евро). Велосипедом при большом желании можно проехать за один день или два дня в спокойном темпе. Westvleteren, Sint-Sixtus — Chimay, Нотр-Дам-де-Скурмон (Notre-Dame de Scourmont) — 200 километров — далековато для велосипеда, но дорога очень красивая, проходит через два французских национальных парка. Электрички обойдутся в 25 евро, потребуется три пересадки. Chimay, Нотр-Дам-де-Скурмон (Notre-Dame de Scourmont) — Orval — 110 километров — приемлемое расстояние для одного дня. Большая часть пути проходит по французскому национальному парку. На электричках сложная логистика, дорого и несколько пересадок. Orval — Rochefort, Нотр-Дам-де-Сен-Реми (Notre-Dame de Saint Rémy) — 90 километров — с транспортом здесь опять все плохо, так что велосипед. НочлегПалаткаВ Нидерландах самая высокая плотность населения в Европе (не считая стран-карликов) — 404 жителя на квадратный километр. Для сравнения: в Бельгии — 340 человек на квадратный километр, в Великобритании — 255, в Чехии — 129, в Испании — 92, а в России — девять. Города плавно перетекают в пригороды, а потом в деревни и снова в города. Незанятых и ничьих земель практически нет. Это выливается в проблему: где поставить палатку. Лесов нет, лесопосадок вдоль обочин, как мы привыкли в России, тоже. У полей есть хозяин, и они огорожены забором. Чтобы совсем добить — палаточный ночлег запрещен законом вне кемпингов и специально обозначенных мест. Полиция реально выписывает штрафы, а законопослушные граждане позвонят в полицию, если засекут вашу палатку. Чтобы ночевать в палатке, следуйте двум правилам: устанавливайте затемно и просыпайтесь с рассветом, чтобы вас никто не видел. Если вам не мешает шум, то останавливайтесь в местах отдыха для водителей на автобанах. Помимо лужайки под палатку, там будет туалет, чтобы умыться, и столик, за которым удобно позавтракать. В Бельгии с нелегальным палаточным ночлегом чуть проще: больше деревьев, меньше заборов, а жители не такие бдительные. КемпингВ Нидерландах по территории страны равномерно распределено около 70 кемпингов. Маршрут можно спланировать так, чтобы каждую ночь останавливаться в кемпинге, если позволяет бюджет. Цены начинаются от 15 евро за двухместную палатку. Кемпинги оборудованы кухней, душем, местом для барбекю и Wi-Fi — это обязательный минимум. В Бельгии кемпингов меньше, а цены в 1,5–2 раза ниже. Когда приезжаешь в кемпинг вечером, то иногда никого из сотрудников нет на месте. Предполагается, что вы оплатите утром или самостоятельно положите деньги в специальное место. Велик соблазн свалить раньше, чем администратор приедет на работу, это на вашей совести. Часто кемпинги находятся вблизи больших городов или в пешей доступности от метро или трамвая. Тогда остановиться в кемпинге будет дешевле в два-три раза, чем в самом дешевом хостеле, даже с учетом ежедневных трат на проезд. А контингент в разы приятней: никаких тусовщиков, которые с шумом вваливаются в комнату под утро. Ищите кемпинги на сайтах camping.info или на pitchup.com. КаучсерфингНайти ночлег в Брюсселе, Антверпене, Амстердаме или Роттердаме тяжело в течение всего года. Зачастую даже сотня персональных запросов не помогает. Если вы красивая девушка без прицепа в виде парня-попутчика, то ваши шансы сильно возрастают, а если одинокий парень, то советую не тратить время, а сразу отправлять запросы в ближайшие пригороды. Люди там не избалованы гостями, а добираться до центра города удобно на электричках. Если путешествуете на велосипеде, то зарегистрируйтесь на Warmshowers. Это аналог кауча для велосипедистов. Небольшое количество юзеров компенсируется высоким процентом положительных ответов даже в сложных городах типа Амстердама и Утрехта. Пользователи сайта сами накрутили в путешествиях не одну тысячу километров, поэтому вам обеспечены дельные советы, помощь в ремонте и полнейшее понимание, что хочет человек, который проехал за день сотню километров: душ, диван и баночка пива. Паломнические гостиницыНо раз уж у нас траппист-тур, то попробуйте прикоснуться к монастырской жизни. В некоторых монастырях можно остановиться на ночлег. Часто это дороже, чем хостел или даже номер в гостинице, но это единственный шанс взглянуть на жизнь монастыря изнутри. Естественно, придется соблюдать правила. Желательно ходить на молитву, но заставлять вас никто не будет. Комнаты для паломников — это не гостиница на Booking, забронировать в один клик не выйдет. Созванивайтесь или списывайтесь заранее. Остановиться в монастыре может человек любого вероисповедания и пола. Аббатство Святого Бенедикта. Возможен ночлег по предварительному звонку. Более подробной информации на сайте нет. Аббатство Марии Туфлюхт. Бронировать по телефону со среды по пятницу в промежутки 09:30–10:30 и 18:30–19:30. Вот так вот строго, да. Можно остановиться на два-пять дней. С воскресенья по вторник гестхаус закрыт. Заселяться строго в 15:00–16:30. Одноместный номер стоит от 42 евро. Трехразовое вегетарианское питание. Предлагают также программы дзен-медитации. Настоящий мультикультурализм. Вестмалле. Предлагают остановиться бесплатно на несколько дней. В православии такое называется трудничество. Жить придется по монашескому распорядку дня. Подъем в четыре утра, отбой в восемь вечера. Договариваться лучше за две-три недели по телефону. Не бойтесь, кто-нибудь обязательно хорошо говорит по-английски. Аббатство Святого Сикста. 40 евро за одноместный номер, ночлег только для тех, кто говорит по-фламандски, хотя бы на базовом уровне. Такая вот дискриминация по языковому признаку. Брать с собойЗапчасти и расходники для велосипеда дороже, чем в России. Камеры и мультитулы продаются в любом супермаркете, а в городах часто встречаются насосы и приспособления для ремонта. Но поломки происходят всегда в таком месте, где нет ни супермаркетов, ни стоек с инструментом. Обязательно — камеры, выжимка цепи, мультитул, набор для ремонта проколов, фонарь (обязателен по закону для езды ночью), насос. Шлем необязателен, так что на ваше усмотрение. Хороший дождевик для себя и рюкзака. Надежный велозамок, а лучше два. Один — для рамы и колеса, второй — для рамы, колес и места, к которому крепишь. С дорогих велосипедов снимают даже седло. Всегда внимательно запоминайте, где оставили свой велосипед, на больших велостоянках бывает сложно его найти. Особенно внимательным надо быть в крупных городах Нидерландов — Амстердаме, Утрехте, Роттердаме. Воруют велосипеды часто, особенно если у вас будет хороший маунтинбайк — рекомендую оставлять на платных парковках. О каком вообще пиве идет речь?Эль (ale) — пиво, которое производится верховым брожением. Более древний и традиционный метод, чем низовое брожение. Из-за того что дрожжи при брожении не разделяются по причине высокой температуры брожения (15–24 градуса), на них скапливаются пузырьки углекислого газа, которые выталкивают дрожжи наверх. С развитием крафтового пивоварения этот метод стал очень популярным. Дуббель (dubbel) — темный эль 6–7,5 %. Монахи из Вестмалле в середине XIX века сварили крепкое темное пиво, которое получило название dubbel. Считается, что они были первооткрывателями данного сорта. Сейчас это классика траппистского пива. Трипель (tripel) — крепкий светлый эль с содержанием алкоголя 7,5–10 %. Еще один классический бельгийский сорт. Его отцами тоже считаются монахи из Вестмалле. Квадрупель (quadrupel) — темный эль крепостью более 10 %. Patersbier («пиво отцов») — светлый бельгийский эль с малым содержанием алкоголя (2,8–5 %). Монашеское пиво для ежедневного потребления, редко разливается в бутылки и обычно продается только в розлив в монастыре.
|
---|