трамвай желание почему так называется
Куда идёт трамвай Желание
У Теннесси Уильямса есть пьеса с очень запоминающимся названием «Трамвай «Желание», по которой был снят одноимённый голливудский фильм.
К чему и зачем такой трамвайный образ, да ещё с намёками на правила игры? Чтобы разобраться, проанализируем. Анализ – это расчленение на элементы, которые можно объяснить. Для этого нам ума хватает. Можно и пьесу не читать и кино не смотреть, дальше там про страсти и жестокость мира.
А откуда возникает желание? Откуда, откуда – понятно, что не от верблюда! Многие уверены в том, что это они сами начинают желать. И только немногие, очень внимательные к себе, замечают, что так бывает не всегда. И даже – далеко не всегда. А чаще желания приходят к нам, а не мы к ним.
Попробуйте побыть внимательными и «поймать» очередное желание. И определить: а откуда оно свалилось? Кто не пробовал, обещаю интересные впечатления. Или хотя бы повод к размышлению.
Не получается побыть внимательным? Тогда попробуй представить, что твой сосед в выходные дни с утра до вечера работает перфоратором. А как представишь, пожелай испытать к нему благодарность. Ну как, получилось?
Надеюсь, что проявившие интерес к теме «желание» отдают себе отчёт в том, что появившиеся у нас желания управляют нами. Мы, конечно, тоже можем управлять желаниями, но признаемся: можем управлять желаниями совсем «маленькими», не слишком существенными для нашего организма или самоощущения. А есть такие желания, что забываешь даже про еду и про сон.
Но поскольку всё-таки есть желания, которые управляют нами, то почему мы так уверены, что это мы пишем и запускаем эту программу, которую называем «желание»? Да, именно программу, которая управляет человеком.
Отметим ещё раз, что некую программу человек начинает выполнять только после того, как её примет, то есть определит её полезность для себя. А которую, уже обкатанную, – будет выполнять автоматически. Но есть программы, которые его захватывают целиком и он начинает их выполнять без мысли о том, чтобы что-то взвешивать и оценивать.
Уже все, наверное, убедились на собственном опыте, что у двух людей даже с похожими взглядами желания редко совпадают. У близких, проживающих бок о бок людей, казалось бы, желания должны совпадать почаще. Однако, парадокс! На деле ещё реже совпадают, чем НЕ у близких!
Когда желание наталкивается на желание, это аналогично тому, как одна программа пытается внедриться в другую. Если случается столкновение, то потрясение зависит от сил сталкивающихся желаний. Если одна программа-желание намного сильнее, она поглощает слабую.
Но и бывает, что желание одного хорошо встраивается в желание другого. Желания не только интегрируются, они начинают резонировать. Такое иногда случается или получается! Что там – не поймешь, мимо не пройдёшь. (вроде как в песне «Ой ты, рожь, ты о чём поёшь»).
Так как мы живём в сложной системе, всегда есть вокруг программы-желания более мощные, амбициозные, которые подавляют одни желания, а возбуждают другие.
И таким образом желания становятся коллективными. Чаяния, движения. И даже изначально они могут формироваться как коллективные, сразу переводиться на уровень идей и идеологий.
Если бы желания производились и запускались только людьми, можно представить, что творилось бы. Полный беспредел, «закон джунглей» – просто был бы на отдыхе. Но как-то так устроено, что сила рано или поздно натыкается на силу, и всё уравновешивается. Не без жертв, конечно. И если хорошо все обстоятельства взвесить, то упираешься в вывод: есть управляющая программа, благодаря которой мы всё ещё живы.
Твоя маленькая программа может быть растоптана, выбита текущими коллективными программами социума. А потом и эти коллективные программы уходят под каток глобальной управляющей программы.
Если твоя маленькая программа будет встраиваться в коллективные программы – тебе какой-то период будет хорошо в этом коллективе. Ты можешь подстроиться под программу «мы либералы», «мы русские», «мы великая держава» и т.п. (это не критика, где живу, о том пишу).
А можешь сразу включиться в программу постижения себя и мироздания, точнее – в постижение того, зачем и для чего ты в этом мироздании, побуждающее к «вступлению» в программу совершенствования.
Включаясь и встраиваясь, ты становишься частью программы. Какой программы – в этом пока тебе даётся свобода выбора. Эгоистического выбора, потому что другого выбора у тебя не может быть. Ты же будешь прикидывать, как бы не прогадать, какая программа сильнее.
И как бы узнать наперёд, куда бедному крестьянину податься?
Узнать-то ещё можно. Но этого будет мало. Нужно будет ещё запустить свою программу. И отвечать за неё. Потому что без своей программы ты никто и звать тебя никак. Ты не виден. Сила может подцепить и притянуть только то, что имеет обозначение и вес. А придорожную пыль только поднимает, после чего она снова оседает, но оседает совсем не туда, куда ей хочется.
Все изменения во внутреннем мире человека происходят при изменении желаний (программ). Некоторые креативщики давно это заметили и стали активно использовать. И даже быстро догадались развивать индустрию продуцирования выгодных для них желаний.
Но есть и истинные желания, которые транслирует в наше внутреннее пространство управляющая программа нашего развития. Их ощутить и распознать в суматохе своих и навязанных желаний невозможно. Нужно учиться распознавать и выбирать.
Так, а при чём тут трамвай? Да, собственно, ни при чём. Образ – он всегда ни при чём, он только заставляет думать. Только-то и всего. Но образно подумав, понимаешь, что когда желания кончаются, трамвай «Желание» пришёл в конечный пункт. Дальше – пересадка в трамвай «Кладбище».
А пока главное желание ещё теплится, то живчик в мозгу автоматом выдаёт вопрос: «А как бы так сделать, чтобы желания не кончались»?
И скептик в мозгу на него отвечает: «Никак. Ничто не вечно под Луной». Живчика такой ответ не устраивает, он начинает искать лазейки, как бы выжить. Он всё время думает, но совсем не думает о том, что на одних только удовольствиях раньше, чем на кладбище, приедешь к месту крушения собственной личности.
Вот и давайте об этом ещё поговорим, но чуть попозже. Заходите, не стесняйтесь.
Анализ пьесы Трамвай Желание (Теннесси Уильямс)
История создания пьесы
Теннесси Уильямс написал своё произведение «трамвай желание» в 1947-м году. В этом же году пьесу опубликовали.
Пока шла работа над произведением, писатель успел поменять 3 города. В Чикаго началась работа над произведением. Новый Орлеан, в который позже переехал Теннесси, стал основным местом действия пьесы. Наконец автор уезжает в Ню-Йорк. В Нью-Йорке Теннесси знакомиться с режиссёром Элиа Казаном. Вместе они работают над постановкой пьесы. Вместе ищут актёров для неё.
С первым вариантом пьесы под названием «Покерная ночь» автор познакомил свою подругу Марго Джонс и её приятельницу. Зрители впервые увидели «трамвай желание» на сцене Нью-Йоркского театра Этель третьего декабря 1947-го года.
За своё произведение «трамвай желание» Теннесси Уильямс получил Пулитцеровскую премию. А после того как пьеса стала популярной. Вышла на киноэкраны, писатель выдвигал свою кандидатуру на соискание премии Оскар. Выдвигался как лучший сценарист, который адаптировал произведение для киноэкранов.
Смысл названия
В Новом Орлеане несть трамвай, который так и называется «трамвай желание». Как уже отмечалось выше, события разворачиваются именно в этом городе. Бланш, одна из главных героинь произведения, приехала к сестре на таком трамвае. Если точнее, по её словам, ей нужно было сесть в трамвай, доехать до остановки «желание», а потом пересесть на другой, и доехать до кладбища.
У героини Бланш так и получилось. Она многого хотела, жила легкомысленно, о многом мечтала. В результате очутилась за гранью, за которой ждала её гибель.
О чём пьеса?
Главная героиня Бланш бывшая учительница. Её муж умирает. Она за долги продаёт имение и переезжает к сестре. Сестра по имени Стелла скромная женщина. Они с мужем живут в скромном доме, который Бланш находит убогим. Называет его лачугой. Однако ей приходится смириться. Стелла сочувствует Бланш. Хорошо её принимает. Тогда как её муж Стенли Ковальски наоборот недолюбливает Бланш. В период счастья Бланш, когда в неё влюбляется молодой человек по имени Митч, Стенли узнаёт про неё всю правду. Правду о том, что она распущенная особа. У неё был роман с собственным учеником. После этого Митч не может продолжать общение с такой девушкой. Ведь в его глазах она была чистой, благородной.
Стелла всё время защищает свою сестру от нападок мужа. Однако, после того как Стенли насилует Бланш и уходит из дома, Бланш начинает сходить с ума. Придумывает себе богатого поклонника. Стенли уговаривает жену сдать сестру в сумасшедший дом. Поколебавшись, Стелла соглашается. Врач, приехавший за молодой женщиной, относится к ней по-доброму. И она легко соглашается идти с ним. Именно душевной доброты не хватало героини. Как она сама признаётся Митчу, когда он пришёл к ней выяснять отношения, что после смерти мужа в партнёрах она искала доброту и нежность.
Главные герои образ и характеристика
В произведении 3 главных героя: Бланш, приехавшая к сестре после продажи имения. Её автор описывает как утончённую и изысканную женщину. Даже не смотря на то, что она лишилась всего: мужа, работы, денег положения- её это не смущает. Она всё равно выглядит как настоящая леди аристократка. Ей хочется чего-то нового в своей жизни. Ей не нравится примитивная жизнь сестры и её мужа. Особенно претит ей муж сестры Стенли Ковальски.
Стелла спокойная, не гонящаяся за новизной. Ведёт посредственный образ жизни. Добрая. Умеет сочувствовать. Очень любит свою сестру.
Эти три персонажа не похожи друг на друга. В результате возникает столкновение взглядов. Возникает конфликт между возвышенной мечтой и грубой примитивной реальностью.
Смысл пьесы
Считается, что автор воплотил в героине Бланш свои переживания, свои страхи, надежды. Конфликт в пьесе не просто состоит из столкновения интересов и характеров, а из столкновения миров. А именно мира грубого, полного обмана, пошлости, примитивных желаний и поступков. И мира духовного, когда мечтаешь о чём-то большем, нежели есть на самом деле. Когда надеешься на то, что будет лучше, чем есть. Духовный мир, несмотря на пороки, олицетворяла Бланш. Совершая порочные поступки, Бланш искала утешение. Искала доброту в людях. Мечтала о счастье.
Грубую реальность воплощали в себе Стенли и Стелла. Им ничего ненужно было в жизни кроме простого быта и пошлых развлечений со стороны Стенли, и кино, со стороны Стеллы.
Таким образом, погоня за идеалами приводит к гибели или болезни. Но, не смотря на это, люди, умеющие бороться за мечту, будут существовать. И героиня пьесы «трамвай желаний» тому подтверждение.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ пьесы Трамвай Желание
Популярные сегодня темы
Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья
Главной героиней произведения, написанного в жанре детской сказочной пьесы, является Падчерица, девушка, ставшая сиротой и вынужденная проживать совместно с озлобленными против нее мачехой и ее дочерью.
Говорят, что у абсолютно каждого человека есть своя радость жизни. У кого-то она большая, у кого-то маленькая, одни измеряют ее финансовым благополучием, другие – душевным комфортом и теплом.
Кабанова Марфа Игнатьевна – довольно крупная фигура в пьесе, мы можем смело назвать одной из главных героинь произведения. Кабанова является свекровью Катерины, помимо этого, у нее есть дети – Тихон и Варвара
В произведении Женский разговор автор затрагивает проблемы подрастающего поколения. Главное место отводится откровениям Натальи, которая повествует о нравственности, безгрешии, счастье.
Автор: Диляра Тасбулатова
Получается, что самый уравновешенный, несмотря на свой позорный поступок, который изрядно отравлял ему жизнь вплоть до самой кончины – как раз Элиа Казан, хотя он так и не смог оправдаться перед коллегами, многие не подавали ему руки, даже через много лет яростно протестуя против вручения ему Оскара «за вклад». Железный характер Казана, гениального театрального режиссера, чья постановка одного только «Трамвая «Желание» выдержала около 900 (!) представлений (другие пьесы тоже шли по 700 раз), со временем позволил ему укрепиться и в Голливуде, где в отличие от Бродвея царили еще более жесткие нравы.
Кадр из фильма «Трамвай «Желание»
В общем, на съемочной площадке собрались не самые простые люди, принявшие судьбоносное решение сыграть в пьесе неуравновешенного человека под руководством того, кто ровно через год предаст своих бывших однопартийцев.
Сюжет, надеюсь, всем знаком: Бланш Дюбуа, элегантная стареющая дама, промотавшая наследство, приезжает в другой город, к сестре, муж которой – как раз тот самый хам и мужлан, возненавидевший Бланш почти сразу. Впоследствии он безжалостно ославит ее в глазах местных обывателей и жениха, изнасилует и отправит в психушку.
Кадр из фильма «Трамвай «Желание»
И пьеса, и фильм, и трактовка двух величайших актеров (Вивьен Ли, впрочем, переиграла Брандо) до сих пор остаются загадкой, а ее техника – будто ты столкнулся с чудом наяву – граничит с явлениями запредельного характера, с мистикой. Интуитивно или концептуально, кто его знает, она, кокетничая с мужчинами, делает это еще и иронически, подражая водевильным актрискам XIX века, устаревшему типу тривиальной женственности в кружавчиках: тем поразительнее переход к трагедии и безумию, где Вивьен Ли ни разу не оступится, хотя столь редкостное сочетание пошлости и трагедии сыграть, казалось бы, невозможно.
Кадр из фильма «Трамвай «Желание»
К сожалению, не только актерским: Бланш спровоцировала ухудшение состояния актрисы, страдавшей биполярным расстройством. Сама Вивьен Ли признавалась, что Бланш уничтожила ее: после съемок припадки маниакально-депрессивного психоза участились, что и привело к смерти актрисы в 53 года…
А в 1999 году «Трамвай «Желание» был включён в Национальный реестр фильмов, которые обладают «культурным, историческим или эстетическим значением».
Но почему, собственно, «или»? Ведь именно эта картина обладает и тем, и другим, и третьим, демонстрируя нам трагедию уходящего класса с таким формальным блеском и актерским совершенством, что впору отредактировать формулировку.
«Трамвай» в вечность: почему Теннесси Уильямс актуален до сих пор
«Ужасное дитя» и аутсайдер, бросивший вызов нормам общества, наиболее коммерчески успешный драматург Америки. Художник с тягой к саморазрушению, обвиняемый в патологичности и порнографичности, но при этом сурово отстаивающий гуманистические идеалы. Вся жизнь Теннесси Уильямса, 110 лет со дня рождения которого мы отмечаем 26 марта, соткана из парадоксов. Это самый неамериканский американец-драматург, и недаром Уильямс оказался «своим» в европейской культуре и так лег на российскую почву, что стал уже частью нашей души.
Роман с Голливудом
«Стеклянный зверинец» и «Трамвай «Желание», «Кошка на раскаленной крыше» и «Лето и дым», «Орфей спускается в ад» и «Сладкоголосая птица юности». Кто в театральном мире не знает пьес Теннесси Уильямса? Впрочем, он самым тесным образом связан и с кино, которое прославило его на весь мир. Он дарил актерам острый и глубокий материал для самовыражения, а те своими ролями усиливали магнетизм имени драматурга.
Фильм «Трамвай «Желание» 1950 года дал новое дыхание Вивьен Ли и сделал звезду из молодого Марлона Брандо, заодно явив миру особый тип мужской сексуальности, невиданной на экране ранее. Элизабет Тейлор, снявшаяся в нескольких картинах по пьесам Уильямса, во многом ассоциируется с его драматургией, хотя сам он довольно скептически относился к этой ослепительной диве, чьи непотопляемость и очень земная природа не слишком резонируют с его болезненными и надломленными героинями-жертвами.
Уильямс по своей художественной природе вообще противоречит Голливуду: «фабрика грез» сторонилась всматриваться в бездны психики, как это делал драматург, сторонилась столь порочных героев, которым зритель тем не менее сопереживает. Да, Голливуд выпускал фильмы по произведениям Уильямса (не только по драматургии, но и по прозе, вспомним «Римскую весну миссис Стоун»), но при этом часто делая его стерильным.
Зов сердца
Генеалогическое древо Томаса Ланира Уильямса, родившегося в 1911 году в Коламбусе (штат Миссисипи), украшено известными в Южной Америке именами, но особо выделяется святой XVI века Франциск Ксавьер, выдающийся католический миссионер своего времени. Служил церкви и дедушка Уильямса. Первые годы жизни с ним и бабушкой в Миссисипи драматург вспоминал как утраченный рай. Когда ему было восемь, родители забрали его в Сент-Луис, что связано с работой его отца в обувной компании. Уильямс с улыбкой вспоминал, как проникались доверием к нему владельцы квартир, которые он снимал, когда узнавали, что он внук священника: мол, наивные люди, не понимавшие, какое порочное существо они впускают.
После смерти драматурга друзья с трудом добились, чтобы его отпели в католическом соборе: этого не хотели делать по причине его бурной гомосексуальной жизни. В своих шокирующих «Мемуарах», увидевших свет в 1975 году, за восемь лет до смерти автора, он признался, что полноценная физическая близость у него была только с одной женщиной, молодой нимфоманкой, с которой он встречался несколько дней. Этот первый сексуальный опыт случился, когда Уильямсу было уже 26 лет, дальше были романы только с мужчинами. «. Я поздно начал, а когда всё-так начал, то пустился во все тяжкие», — писал он.
При этом Уильямс называл себя пуританином, живущим с вечным чувством вины. Он с детства был натурой впечатлительной, а воспитание в религиозной среде утвердило его в мистическом ощущении мира. По признанию драматурга, однажды в Кельнском соборе он пережил чудо: его словно коснулась чья-то невидимая рука, исцелив от мучившей фобии. В художественном мире Уильямса причудливо сочетаются крайности инстинктов, уподобляющие человека животному (героя пьесы с обманчивым названием «Сладкоголосая птица юности» и вовсе кастрируют, глумясь над его природой жеребца, перед которой не могли устоять женщины), с христианскими идеалами и религиозной символикой. Неразрешимое противоречие между плотью и душой движет драматургией Уильямса.
Самого его легко узнать в героине пьесы «Лето и дым» — дочери священника Альме, обремененной религиозным воспитанием и влюбленной в молодого ловеласа-доктора, для которого человек — существо биологическое. Доктор не верит в существование души. Потом они как бы меняются местами: доктор, познавший, что такое любовь, женится на ученице Альмы, а она, сохранившая невинность, готова отдаться первому встречному. Разумеется, Уильямса можно увидеть и в Бланш Дюбуа («Трамвай «Желание»), и в других героинях, хотя сам он предостерегал идентифицировать его только с женщинами, говоря, что ему понятны как женская нежность, застенчивость, так и мужская похотливость. То есть он не только Бланш, но и ее антагонист Стэнли Ковальский, живущий инстинктами. Между этими полюсами и проходила жизнь Уильямса, и показательно, что в 1973 году корреспондент «Плейбоя» спросил у него, правда ли, что человек в конце концов следует зову своего фаллоса, на что драматург ответил: «Надеюсь, что нет, мальчик. Надеюсь, что он следует зову своего сердца, своего испуганного сердца».
Выйти из зверинца
Слава пришла к Томасу довольно поздно: в 1945 году, когда в Нью-Йорке с огромным успехом прошел «Стеклянный зверинец» по пьесе, переделанной из киносценария, который киностудия отвергла, драматургу было 34 года. Этот шедевр, поделивший жизнь Уильямса на до и после, — наиболее лирическая и автобиографическая его пьеса, где автор идентифицируется как раз с мужчиной, которому дал свое имя — Том. Он выступает как рассказчик, вспоминающий свою семью, которая состоит также из матери и болезненно замкнутой сестры, и в то же время он действует как участник событий прошлого. Фабула незамысловата: чтобы покинуть семью, Том приводит на семейный ужин своего коллегу по обувному магазину — как потенциального жениха; после душевного сближения девушки с гостем, который что-то затронул в ней, он уходит навсегда, признавшись, что помолвлен. Но существо пьесы составляет то, что трудно выразить словами: ее атмосфера, поэтичность, магическая аура.
Американский драматург Теннесси Уильямс в театре Виктория, Нью-Йорк, 18 декабря 1956 года
Уильямс привнес в эту пьесу много из своей жизни. В начале 1930-х, когда США переживали Великую депрессию, Томас тоже тяготился работой в обувном магазине, где он вытирал пыль с обуви и распечатывал заказы; он выкраивал время, чтобы написать рассказ или пьесу. Эксцентричную мать семейства Аманду, живущую своим прошлым и цепляющуюся за жизнь, чтобы сделать счастливыми детей, драматург списал со своей матери. А Лаура, которую гость называет «голубой розой», — это, конечно, любимая сестра Уильямса, несчастная Роза, о которой он заботился всю жизнь. Психическая нестабильность Розы обернулась шизофренией, и в 1930-е ей сделали лоботомию, одну из первых операций такого рода в Америке. Операция не пошла на пользу, с годами ее разум всё более ускользал.
От США до СССР
В год, когда вышел «Стеклянный зверинец», Уильямс начал работу над «Трамваем «Желание». История разорившейся аристократки-учительницы Бланш, которая вначале приезжает в Новый Орлеан к своей сестре Стелле и ее мужу Стэнли за помощью и которую в финале увозят в сумасшедший дом, принесла автору еще больший успех. На Бродвее зажглась звезда молодого Марлона Брандо, сыгравшего Стэнли в спектакле Элиа Казана. Вскоре Казан приступил к съемкам фильма, оставив эту роль за Брандо, но в роли Бланш по настоянию продюсера снялась Вивьен Ли, которая уже сыграла Бланш на английской сцене в постановке Лоуренса Оливье.
Фильм получил множество номинаций на «Оскар» и несколько статуэток. Одну из них выиграла Вивьен Ли, это был ее второй «Оскар» после «Унесенных ветром». Уильямс был номинирован за лучший сценарий, и хоть лауреатом не стал, его уже воспринимали как воплощение «американской мечты». Когда-то Томас вел почти нищий образ жизни: он работал лифтером в отеле, официантом в бистро за чаевые, билетером в кино и даже ощипывал голубей. Теперь он успешный драматург, друг мировых звезд и постоялец дорогих отелей.
В конце 1950-х еще одна знаменитая пьеса, «Орфей спускается в ад», с треском провалилась на американской сцене. В 1960 году пьесу реабилитирует Сидни Люмет, сняв фильм «Из породы беглецов», где Вэла сыграет Брандо, а Лейди — Анна Маньяни, с которой Уильямс очень подружился. А в 1961 году «Орфей спускается в ад» был сыгран в СССР: Ирина Анисимова-Вульф поставила пьесу в Театре имени Моссовета как бенефис Веры Марецкой, сыгравшей ту же роль, что Маньяни. Это была первая советская постановка Уильямса, и с тех пор этот автор разошелся по сценам всего Союза.
Некоторые старожилы-театралы считают образцом постановок Уильямса два спектакля ленинградского МДТ — это «Татуированная роза» Льва Додина и «Стеклянный зверинец» Генриетты Яновской с Виктором Гвоздицким в роли Тома (1977 и 1983 годы соответственно). Уильямса ставили Роман Виктюк, Кама Гинкас, Михаил Бычков, Николай Коляда и многие другие; как драматурга Коляду можно считать российским последователем Уильямса.
Умереть во сне
Уже в 1960-е в Америке раздавались голоса, что Уильямс выдохся, что ему не приблизиться к успеху своих пьес 1940-х. Фаза кризиса совпала со смертью в 1963 году Фрэнка Мерло — выходца из Сицилии, с которым драматург прожил больше десяти лет. У Уильямса началась депрессия, из которой он долго не мог выйти. С одной стороны, критиков, не знавших о личной жизни драматурга, которую он не стремился афишировать, можно понять: поздние пьесы Уильямса уступают тем, что были написаны в 1940–1950-е. У него десятки пьес, и только несколько из них можно поставить в один ряд со «Стеклянным зверинцем» и «Трамваем «Желание». Но драматурга ставили Ингмар Бергман и Лукино Висконти, в фильмах и спектаклях по его пьесам блистали Кэтрин Хепберн, Пол Ньюман, Алек Болдуин, звезд можно перечислять долго. Уильямс мог ничего никому не доказывать.