трабант что это такое
Остальгия по Траби
Рассказывая о Берлине, трудно пройти мимо Трабанта — замечательного автомобильного курьёза с восточной стороны Стены.
В цепочке автомобильной эволюции эта машина, прямо говоря, занимает позицию где-то между Запорожцем и мотоколяской С3Д Серпуховского мотозавода. В условиях дефицита даже столь простой, незатейливый и удешевлённый до неприличия автомобильчик был крайне желанным для жителей ГДР — за такой машиной восточные немцы стояли в многолетних очередях, а завод в Цвиккау трудился, аки винокурня, но не мог закрыть потребности потребителя в этих милых автомобилях.
На возникшей волне «остальгии» (ostalgie — не ошибка, а немецкое слово, означающее «ностальгию по Остблоку»), Трабант стал настоящим символом ГДР и стран Варшавского договора. Предприимчивые немцы не могли оставить это в стороне — и уже не первый год в центре Берлина активно действуют фирмы, осуществляющие индивидуальные и групповые экскурсии для туристов на борту «Трабантов» — в пику бездуховным капиталистическим автобусам MAN с западной стороны Стены. И в парк одного из таких перевозчиков я совершенно случайно забрёл…
Пользуясь случаем, развею пару мифов о любимом немцами Трабанте — дабы в дальнейшем не слышать за дружеской беседой очевидные глупости (=
Кузов Трабанта действительно выполнен из так называемого «дуропласта». Это и не картон, и не бумага, и не пластик в привычном понимании этого слова; дуропласт состоит из формальдегидной смолы, в которую для армирования добавлялись отходы хлопкового производства. Дуропласт многим напоминает стеклопластик, но при этом кузовные панели Трабанта не выклеивались, а штамповались, что со стекловолокном сделать невозможно по множеству причин.
Из «дуропласта» у Траби выполнены только навесные панели, которые монтировались на вполне себе металлический каркас — очень наглядно и красочно устройство Трабанта продемонстрировано… в фильме Эмира Кустурицы «Чёрная кошка, белый кот»
А вот привод на одно колесо — конечно же, просто байка; её авторы даже не могут определиться, на какое из четырёх, но вера в этот миф зацементирована тысячами рассказчиков (=
На самом деле Трабант в этом плане ничем не отличается от других — привод у него вполне традиционно передний, на оба колеса. Сами представьте, как тянуло бы его в сторону, имей он привод на одно колесо (=
Великий и оболганный: необычные факты о гениальном «Трабанте»
Пожалуй, вы не найдете второго такого же автомобиля, которого столь же долго и незаслуженно поливали тем, во что мы все так не любим наступать. Да, бедолага «Трабант» никогда не был идеальным, но мало кто знает, что этот восточногерманский тарантас настоящий уникум и вообще один из самых продвинутых автомобилей 1950-х годов.
Он не был цельнопластиковым
Такое часто бывает: как привяжется какое-нибудь погоняло — не отмоешься! Народная молва — страшная сила, и «Трабант» убедился в этом на собственной шкуре, то есть кузове. На самом деле, вопреки слухам, автомобиль этот был построен на классической платформе, сваренной из стальных штамповок, на которую навешивали пластиковые элементы: двери, крылья, крышу.
Они делались из дуропласта — патентованной смеси карболовой кислоты (фенопласта), отвердителя и армирующего наполнителя из отходов хлопкового производства. Кузов у «Траби» был вечный и, что важно, дешевый.
Вы только посмотрите, это натуральное инженерное «ми-ми-ми»! И ведь при всей своей простоте по большому счету гениальная конструкция.
Применение пластика мера вынужденная: стальной прокат в ГДР был жутким дефицитом, вот инженерам и пришлось скреативить. Выкрутились, надо признать, изящно: выклейка стеклопластиковых деталей была сложным и чертовски трудоемким процессом, экономически выгодным лишь при небольших масштабах выпуска. А дуропластовые кузовные панели выполнялись простой штамповкой — идеально для народного автомобиля.
Он обладал неплохой динамикой
Вот оно, восточногерманское сердечко о двух тактах. Обратите внимание, черный ящик с крышкой — это бензобак. Топливного насоса в «Трабанте» не было, бензин поступал в карбюратор самотеком. Безопасность? Не, не слышали. Кстати, указателя уровня топлива тоже не было. В бак макали специальный щуп и смотрели, сколько там осталось горючки. Если вдруг на трассе заканчивался бензин, то водитель открывал специальный резервуар: в нем было еще пять литров топлива.
Безопасность? Не, не слышали. Кстати, указателя уровня топлива тоже не было. В бак макали специальный щуп и смотрели, сколько там осталось горючки. Если вдруг на трассе заканчивался бензин, то водитель открывал специальный резервуар: в нем было еще пять литров топлива.
Субтильный «Траби» в силу конструктивных особенностей весил всего ничего — 620 килограмм (в кузове «комби» — на 20 килограмм больше).
Малая снаряженка позволила сэкономить на двигателе: под капотом «Трабанта» стоял 2-тактный 600-кубовый агрегат, который в хорошую погоду выдавал 22 лошадиных силы. Мотоциклетная жужжалка умудрялась разгонять автомобиль почти до «сотни»! Скажете, не густо? Для своего времени вполне.
Чертовски практичный «Трабант» в кузове универсал — что может быть лучше для крепкого хозяйственника? Сейчас некоторые его называют шутингбрейком или даже купе-универсалом…
Конечно, движок «Трабанта» даже по меркам 1950-х был дюже громким, неэкологичным и в целом архаичным. Ни тебе клапанов, ни распредвала, в нем насчитывалось всего пять подвижных деталей, а значит и ломаться как бы нечему.
Плюс простоты конструкции еще и в том, что ремонтировать его можно было хоть в чистом поле при помощи отвертки, лома и немецких матюков. Только с 1988 года в серию пошел модернизированный «Траби» с куда более современным 1,1-литровым 40-сильным двигателем от Volkswagen Polo.
У него была продвинутая ходовая
Во-первых, «Траби» один из первых, кто открыл передний привод в масс-маркете. Силовой агрегат автомобиля имел очень оригинальную для тех лет компоновку с поперечным расположением двигателя и главной передачей, расположенной между ним и двухвальной коробкой передач.
Впоследствии эта схема стала общепринятой и в настоящее время она доминирует в мировом автомобилестроении, в те годы же передний привод с поперечным расположением силового агрегата за пределами ГДР применялся только на шведских автомобилях SAAB.
Люксовый «Траби»? Почему бы и нет! Был и такой в модельной гамме народного автомобиля. Он отличался двуцветным окрасом, «богатым» декором в виде хромированных молдингов и… больше ничем.
Во-вторых, на нем стояла независимая подвеска всех колес. Спереди это была конструкция со штампованными нижними А-образными рычагами и поперечной рессорой, играющей роль верхних рычагов.
Задняя подвеска была выполнена тоже на поперечной рессоре, но ее трубчатые рычаги были диагональными, закрепленными на кузове через толстые упругие резиновые шайбы вместо сайлентблоков. В-третьих, рулевое управление было реечного типа — никакого «червяка».
Помимо простоты, все это в купе делало управление и комфорт достойными автомобиля куда более высокого класса.
Летающий «Траби»? Нет, такой версии в модельной линейке не было. Зато было множество ралли и кольцевых гонок, в которых автомобильчик не просто участвовал, но даже побеждал. Вот вам и пластиковый тарантас.
Были версии «Трабанта» с полуавтоматической коробкой передач
Да-да, это вовсе не опечатка. Часть машин, преимущественно предназначенных для инвалидов, оснащалась полуавтоматической трансмиссией Hycomat. Передачи в ней переключались водителем вручную, но сцепление срабатывало автоматически, управляемое электромеханическим блоком через специальную гидросистему.
Как вам такой поворот? До DSG оставалось полвека… Кстати, еще одна техническая особенность трансмиссии «Трабанта» — синхронизаторы на всех четырех передачах.
Все чисто и аккуратно. В центральной части моторного щитка торчит труба — это тоннель для рукоятки переключения коробки передач.
Он стоил дешевле «Запорожца» и продавался по всему миру
Перед вами не жертва «колхозинга», а вполне себе серийная модификация Tramp. Причем, сначала открытую версию «Трабанта» построили для военных, а потом модернизировали под гражданку и поставляли в теплые страны.
Задуманный как народный автомобиль «Траби» был самой дешевой легковушкой в ГДР. Он стоил чуть дороже мотоцикла с коляской, причем с течением времени цена постепенно снижалась.
В течение всего выпуска «Трабанта» объемы производства никак не поспевали за спросом, и покупателям приходилось ждать своей очереди годами, в отдельных случаях 13 лет и больше.
Вы не поверите, но «Трабант» экспортировался в социалистические страны (ЧССР, ПНР, Венгрию) и даже поставлялся капиталистам в Грецию, Нидерланды, Бельгию, ЮАР и Великобританию. Суммарный тираж «Траби» с 1958 по 1991 годы перевалил за три миллиона экземпляров.
История становления или вводный пост.
Приветствую всех, кто решил подписаться на Траби.
Трабант — «Мерседес Ульбрихта» или «Четырехместный мотоцикл с общим шлемом» а еще «Картонная коробка»… Как только не называли этого малыша… Я даже не могу описать, как я был удивлен и восторжен, когда познакомился с этим автомобилем… Метаний не было — надо брать! На тот момент я был в Германии и видел много разных Траби… Нарисованных на стенах, стоящих в Музеях, сувенирных лавках и просто на улице…
По приезду в Россию я купил Трабант но в этом году было мало времени и поэтому сделать много не удалось… Самое главное — решил проблему с документами… В ПТС была ошибка, пришлось еще раз транспортировать Траби в Челябинск на сверку. К счастью, обошлось без экспертиз и закончилось быстро, теперь все в полном соответствии — Трабант переоформлен!
Так как покупку трабанта я планировал заранее, то в экс-ГДР были закуплены некоторые запчасти… Среди них новый выпускной коллектор, рабочие тормозные цилиндры, манжеты ГТЦ и различные «шильдики»… Работы начал с тормозов — это было нечто. Барабаны прикипели к ступицам так, что никаким образом я их снять не смог…
Пришлось снимать половину и с трехэтажным матом подлазить отвертками…
В итоге — поменял, тормоза есть! О том, что Траби долго стоял свидетельствует улей под крылом =) Осы, слава богу, остались у старого хозяина =)
Далее решил поменять масло в коробке. Слив из коробки масло я был шокирован… Это была просто черная жижа, по консистенции больше похожая на желе… Маслу лет 10 — не меньше =)
Коллектор был заварен и сильно «сифонил», поэтому его я снял и заменил, предварительно заглянув в «сердце» Трабанту.
Далее переходим к подвеске… с правой стороны колесо очень сильно болталось — виной тому изношенная шкворня…
Благо, с машиной отдали Шасси в сборе, поэтому проблем не возникло — все поменял…
После всех этих манипуляций были пробные заезды, которые показали, что карбюратор и зажигание — ни к черту… Траби жрет бензин как камаз, дымит и не едет… Было решено не мучить малыша, а купить новый карб, зажигание и уже потом горцевать =) Но ни смотря ни на что за это «лето» я проехал 111 километров — чему очень рад =) Сейчас я в поисках недостающих запчастей, а Траби стоит в гараже, ждет своего часа =)
Вот такое вот введение, надеюсь было интересно!
Бессмертный Trabant 601: спутник Восточной Европы
В общем обзоре автомобильной промышленности ГДР мы вспоминали о заводе VEB Sachsenring Automobilewerke в Цвиккау. До войны этот город был сердцем автомобильного рейха, а после. именно здесь вплоть до объединения Восточной и Западной Германии больше тридцати лет выпускали своеобразный символ европейского социализма – автомобиль с космическим названием Trabant, которое с немецкого переводится как «спутник».
Концептуально он чем-то схож с нашим Запорожцем – двухдверный кузов типа седан (тут можно применить подзабытый термин «тудор» – two door) компактных размеров, минимальная мощность и скромное оснащение… Для нескольких стран Восточной Европы (не только ГДР, но и многих других – Венгрии, Румынии, Чехословакии, Польши) этот забавный автомобильчик стал настоящим «народным любимцем». Наряду с VW Kafer, Renault 4 и Citroen 2CV Trabant когда-то занял своё место в сердцах и гаражах миллионов европейцев, став своеобразным отражением экономической модели ГДР второй половины ХХ века.
Конструктивно же «Траби» радикально отличается от своего советского конкурента: привод на передние колеса, двухтактный двухцилиндровый двигатель, расположенный спереди, и. пластиковый кузов!
О самом необычном решении известно многим автомобилистам, даже далеким от истории восточноевропейского автопрома. Причина использования материала под названием «дуропласт» банальна – в послевоенной стране просто не хватало стального проката. Кстати, корень у названия материала не тот, как могут подумать наши соотечественники – duro по-латыни значит «выносливый, прочный».
Благодаря ряду технологических решений материал можно было штамповать на прессах, что обеспечивало высокую производительность. Если добавить отсутствие угрозы коррозии и низкую стоимость дуропласта, представлявшего собой наполненный отходами хлопка фенопласт, то необычный выбор материала становится понятен. Однако вопреки расхожему мнению, «пластмассовыми» у Trabant были лишь наружные панели, в то время как остов кузова штамповали из металла.
Спутник-попутчик
Предшественником «Траби» является модель AWZ P70 Zwickau, кузов которой был выполнен именно по такой технологии. Однако устаревшее довоенное шасси от малолитражки DKW вынудило конструкторов разработать принципиально новую «платформу».
Первую партию новых автомобилей P50 собрали в 1957 году – как раз в то время, когда в СССР запустили первый искусственный спутник Земли. По одной из версий, именно «космическая» подоплека в названии сочетается и с другим значением слова – спутник как попутчик. В общем, отечественная «восьмерка» была отнюдь не первым автомобильным «Спутником» в мире.
Всем был хорош и практичен Trabant P50, но время неумолимо. К началу шестидесятых стало очевидно, что и эта модель требует глубокой модернизации – в первую очередь, внешности. Новинку с индексом Р60/1 продемонстрировали публике в 1963-м, а годом позже началось серийное производство модели, получившей индекс 601. Именно ей и суждено было стать «спутником-долгожителем» производства в Цвиккау.
Несмотря на неоднократные попытки в дальнейшем как-то доработать или улучшить «Траби», вплоть до самого конца производства он оставался почти в неизменном виде. Хотя было время, когда конструкторы пытались приладить к нему даже роторный двигатель Ванкеля!
При этом автомобильчик пользовался немалым спросом – по воспоминаниям, некоторые восточные немцы ждали «свой» экземпляр в очереди до 15 лет. Этот сюжет прекрасно отражен в немецком фильме Russendisko, где героиня ждала Trabant аж до самого падения Берлинской стены, но так и не дождалась.
В чем же секрет такой фантастической популярности этого забавного «лупоглазика»? Отчасти, конечно, отсутствие свободного рынка. У «осси» (таково прозвище восточных немцев) не было ни Опелей, ни Фольксвагенов, ни тем более БМВ с Мерседесами… К тому же Trabant 601 был не слишком престижен и не мог похвастаться вместимостью, комфортом или динамическими характеристиками. Но у него было два наиболее важных качества для «народного автомобиля» – доступность и простота. Ведь по цене «Траби» был почти в полтора раза дешевле нашего Запорожца и более чем вдвое – обычных Жигулей.
При этом уникальная простота (или даже примитивность) конструкции обеспечивала малышу фантастический ресурс – в среднем каждая конкретная машина эксплуатировалась более 20 лет.
Все гениальное – Trabant
Кроме «вечного» кузова у Trabant 601 была не менее выносливая и долговечная техника. Иная простота хуже воровства, но это не тот случай. Слабосильный двухтактник не имел ни газораспределительного механизма в его привычном понимании (не было ни клапанов, ни толкателей, ни распредвала), а системы питания по «конструктиву» восходили к началу века – бензин поступал из расположенного над мотором бака самотёком в карбюратор, а масляного насоса не было вовсе, поскольку смазку надо было добавлять прямо в топливо, как на обычном двухтактном мотоцикле тех лет. Вдобавок мотор с воздушным охлаждением не имел громоздкой «жидкостной» системы. Деталей тут минимум, обслуживать все это хозяйство под силу домохозяйке, а ломаться практически нечему.
Отдельные конструкторские решения были вполне прогрессивными даже по нынешним меркам. К примеру, рулевое управление «Траби» было реечным, а коробка передач имела синхронизаторы на всех четырех передачах. Существовала и «инвалидная» версия с полуавтоматическим сцеплением Hycomat.
Несмотря на до неприличия простую конструкцию ходовой части (поперечные рессоры спереди и сзади), по ходовым качествам Trabant 601 был совсем не плох. Конечно, если помнить о назначении и ценовой категории этого автомобиля.
Автомобили Trabant (Трабант) ГДР.
История знаменитой немецкой автомобильной марки Трабант началась в 1949 году. Тогда на базе старых германских автомобильных заводов Ауди (Audi) и ДКВ (DKW) было основано Народное предприятие ИФА (IFA). Эта фирма специализировалась на производстве автомобилей ИФА моделей F-8 и F-9. Эти модели представляли собой аналоги довоенной продукции компании ДКВ.
В 1956 году фирма разработала собственную модель типа Р-70.
На автозаводе в Цвиккау (AWZ) в 1959 году компания начала выпускать микролитражную переднеприводную модель типа Р-50.
Новинка получила название Трабант. В переводе с немецкого это имя означает спутник. Тогда как раз СССР произвел запуск космического спутника. Эта машина с 2-дверным кузовом оснащалась рядным 2-тактным 2-цилиндровым мотором рабочим объемом 499 см3.
В 1963 году производители увеличили объем двигателя модели Р-600 до 594 см3. Вскоре компания также выпустила модернизированную серию Р-601.
В 1979 году в модельном ряду фирмы появился облегченный открытый вариант Трамп (Tramp).
В 1989 году после объединения Восточной и Западной Германии выпуск модели был прекращен. Предприятие было куплено компанией Фольксваген (Volkswagen).
За свою более чем 30-ти летнюю жизнь Trabant стал одним из символов Восточной Германии.
Конечно, автомобиль обладал не очень хорошими техническими характеристиками, зато был дешев и прост.
Особенностью модели являлось то, что кузов ее изготавливали из пластмассы. Точнее, материал этот назывался дуропласт, в его основе были остатки хлопкового производства и клей.
Машина была оборудована 4-ступенчатой коробкой передач, имел барабанные тормоза. Масса модели составляла 620 кг. Максимальная скорость этой машины была равна 105 км/ч.
Модель пользовалась в ГДР и не только очень большой популярностью. Автомобиль очень хорошо раскупался. Компания продала за все время около 3 миллионов Trabant.
Автомобиль обладал довольно примитивной конструкцией и простотой в эксплуатации.
Однако машина не отличалась безопасностью и комфортом. У модели имелось несколько версий и множество вариантов для тюнинга. В начале 90-х годов были сделаны попытки по возрождению марки.
Собирались даже установить на модель даже 6-цилиндровый мотор, что позволяла сделать проектировка кузова. Кузов автомобиля мог быть либо купе, либо хетчбек-универсал в трехдверном исполнении.
В 1963 году была даже выпущена версия Р600. Она оснащалась двигателем объемом 594 см3. Вскоре появилась и еще более современная версия Р601 De Luxe.
В ее комплектацию производители включили даже одометр, противотуманки и фонарь заднего хода.
Самая последняя версия этой модели оснащалась уже 4-х цилиндровым мотором объемом в 1,1 л. Но дни модели были сочтены, ее производство было прекращено в 1991 году.
Легендарный Trabant P601было выпущенно в количестве 2 818 547 екземпляров.
Автомобили Трабант наряду с такими автомобилями как Ford T, ВАЗ-2101, Volkswagen Beetle, Citroen 2CV и Fiat 600 являлся автомобилем, «поднявшим на колёса» целые нации. Целью его создателей была создать автомобиль, который будет широко доступен всем слоям общества, что соответственно им и удалось.
Метки: красная книга автомобили trabant (трабант) гдр ddr
Комментарии 19
Сами немцы открытый вариант Трамп (Tramp) называют «кубель», наверное от названия машин военных лет «кубельваген».
да тогда немцы умели делать хорошие машины
Бывал в этих местах в Берлине 🙂 Траби — очень озорной автомобильчик
Выставка ретро техники 30.05.15 в Томске.
Встретил сие чудо на днях у нас в Саранске
все верно! молодец…но что поделать, практичночть, дешевызна главные приоритети етой машинки.
В Германии были специальные колонки на АЗС, где продавалась уже подготовленная смесь бензина с маслом для 2-тактных двигателей. Они ещё встречались даже в начале 21 века. Как сейчас — не знаю.
там фотка етой модели есть добавлю 1991г.
Автомобиль легенда!Для многих слово ТРАБАНТ и значило АВТОМОБИЛЬ!