тос что это такое простыми словами плюсы и минусы
Что такое ТОС?
Что такое территориальное общественное самоуправление (ТОС)
Что это такое?
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.
Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении.
В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы местного самоуправления. ТОСы с юридическим лицом — территориальные органы Минюста.
Для чего нам это?
ТОС — это эффективная форма реализации инициатив граждан, направленных на улучшение качества жизни на своей территории.
Формы организации ТОС?
Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.
ТОС без образования юридического лица:
ТОС в качестве юридического лица:
Какие вопросы решает ТОС?
ТОСы добровольно, с энтузиазмом и безвозмездно занимаются в границах отведенной им территории:
И другими вопросами, относящимися к «вопросам местного значения».
Финансирование
Финансовые ресурсы ТОС могут состоять из собственных привлеченных средств, а также из средств, передаваемых ему органами местного самоуправления поселения.
Источниками финансирования деятельности ТОС являются:
Кто может участвовать в деятельности ТОС?
Граждане по месту их жительства на части территории поселения, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.
Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на ней на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги, могут принимать участие в работе собрания или конференции с правом совещательного голоса.
Кто принимает решения?
Собрание или конференция является высшим органом ТОС.
Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
При численности жителей, проживающих на данной территории, достигших 16-летнего возраста, не более 300 человек проводится собрание граждан, при численности свыше 300 человек может проводиться конференция граждан.
Внеочередное собрание граждан или конференция проводятся по инициативе органов местного самоуправления, ТОС или группы граждан, проживающих на соответствующей территории.
Как ТОС взаимодействуют с властью?
Органы местного самоуправления поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.
Органы местного самоуправления поселения способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.
Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления поселения для обсуждения вопросов, затрагивающих интересы соответствующего ТОСа.
Представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в заседаниях органов ТОС.
Органы ТОС могут в порядке правотворческой инициативы представлять в органы местного самоуправления поселения проекты муниципальных правовых актов. Эти проекты рассматриваются в установленном советом депутатов порядке.
Границы ТОС
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом по предложению населения, проживающего на данной территории.
ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.
Что такое ТОС и зачем он нужен?
Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. В Воронежской области закон о территориальном самоуправлении был принят ещё в 2000 году. Первая статья закона определяет понятие территориального общественного самоуправления (далее ТОС).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3) предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).
«Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» (часть 1 статьи 27).
ТОСы возникают как «снизу», так и «сверху» Предполагается, что ТОСы возникают там и тогда, где и когда люди начинают самостоятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, своей улицы или даже своей деревни. Такое тоже бывает, если территории сильно повезет на активного и конструктивного неформального лидера, который вдруг прочитал и понял статью 27 из ФЗ- 131. ТОСы такого типа создаются «снизу», сугубо по инициативе жителей, которым приходится затем уговаривать органы МСУ их зарегистрировать, как и положено по закону, и разрешить взять часть забот по содержанию территории на себя, причем безвозмездно. Тосовский труд на благо местного сообщества, преимущественно, волонтерский, причем свои мероприятия тосовцы организуют и проводят полностью сами, власть может только подсказывать, как сделать правильно, и поддержать инициативу небольшим вложением в виде стройматериалов на благоустройство или ремонт общественно-значимых объектов.
Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении, а именно к развитию этого участия и призывает, начиная с мая 2014 года, все уровни власти Президент России. В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы МСУ.
ТОСы с юридическим лицом — террорганы Минюста, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ от муниципалитета. В этом смысле ТОС — наиболее удобная форма локального волонтерства, деятельность которой в любом случае подконтрольна муниципалитетам и может регулироваться муниципальными НПА. Наиболее впечатляющие результаты представлены в сельской местности, когда люди, поняв, что никто им этого не сделает в обозримом будущем, самостоятельно ремонтируют колодцы и водонапорные башни, дороги, пешеходные мосты и т. д. Власть здесь только помогает советами по соблюдению требований по техбезопасности, техникой и стройматериалами, выделяемыми по программам поддержки гражданских инициатив и т.д. Важно, что, работая инициативно и для себя, тосовцы не обязаны собирать и оформлять пакеты документации о ремонте и строительстве, участвовать в торгах по ФЗ-44. Но при этом власть не может напрямую поручить общественникам отремонтировать, к примеру, участок дороги, иначе это уже будет муниципальным заданием, и ТОС, наравне с прочими участниками рынка, должен будет бороться за него на торгах, а ни один ТОС не располагает таким объемом капитала, чтобы предоставить финансовые гарантии. Значит, власть должна предоставить гражданам полную свободу принятия решения: что для них на данный момент важнее — дорога или клуб. Это решение должно быть оформлено протоколом схода или собрания ТОСа, затем копия протокола должна быть под- шита в дело ТОСа, заведенного в муниципалитете, и на основании этого протокола бюджетная комиссия муниципалитета или представительный орган, или иной уполномоченный орган МСУ принимает решение о софинансировании гражданского проекта. Однако никто не мешает представителям муниципалитетов выступать в качестве приглашенных гостей на тосовских сходах и собраниях.
Для чего нужно общественное самоуправление?
Основной задачей общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории. Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий общественного самоуправления куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а так же учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.
Как финансируется территориальное самоуправление?
Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства, а так же определяется довольно широкий спектр возможностей получения грандов и целевого финансирования.
Очевидная польза ТОС
Потенциальный положительный эффект от деятельности ТОС наблюдается как для региональной, так и для муниципальной власти, и, конечно, для населения.
Для субъекта федерации:
Для муниципального образования:
Для населения самоуправляющейся территории:
Как создать ТОС?
1. Без создания юридического лица (рекомендуемая управлением региональной политики правительства Воронежской области форма)
2. С созданием юридического лица Регистрируется в органах юстиции как некоммерческая организация в соответствии с законодательством РФ. В данном случае необходимо предусмотреть издержки, связанные с содержанием юридического лица.
Этапы учреждения ТОС
1 этап «Предварительное собрание»
Для начала, Вам необходимо провести предварительное собрание среди жителей той территории, на которой вы хотите учредить ТОС. На предварительном собрании вам необходимо обсудить следующие вопросы:
1.Избрать Председателя и секретаря собрания.
2. Информировать Граждан о требованиях Положения «о территориальном общественном самоуправлении» в вашем муниципальном образовании.
3.Проголосовать за создание ТОС.( Самый важный пункт повестки)
4.Избрание инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС
2 Этап « Согласование организационных вопросов с Администрацией города»
Далее инициативной группе необходимо обратиться в Администрацию для согласования границ образуемого ТОСа и предоставлении жителям схемы территории, справки о численности населения, достигшего 16 –ти летнего возраста.( Все эти документы понадобятся для подачи заявления в городскую думу).
3 этап «Подача заявления в городскую думу»
Инициативная группа подает заявление об установлении границ территории деятельности ТОС в городскую думу. Для принятия решения в вашу пользу необходимо соблюсти следующие условия:
Заявление об установлении границ территории деятельности ТОС подписывается инициативной группой. Заявление должно содержать следующие сведения:
1. ФИО
2. Адрес места жительства.
3. Паспортные данные подписавшихся.
3. Подписанное инициативной группой жителей заявление, а также согласованный с Администрацией пакет документов по данному вопросу — описание границ территории и схема территории, на которой планируется ТОС; справка о численности населения, проживающего на соответствующей территории и достигшего 16-летнего возраста, — направляются в городскую думу для принятия решения об установлении границ территории ТОС.
ТОСы: за и против, вопросы и ответы, мифы и легенды
Чтобы у жителей района не было неправильных интерпретаций решено собрать мнения экспертов по вопросу территориального самоуправления. Следует отметить, что приглашаются любые эксперты, «открытый микрофон» даёт слово любым точкам зрения и аргументам, если конечно они основаны на знании законов и опыте, а не являются досужими домыслами.
Первой на предложение рассказать о ТОСах откликнулась Ольга Сергеевна Ивченко, заместитель директора департамента внутренней политики Приморского края, начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества.
Вопрос:
В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» территориальное общественное самоуправление описано еще в 2003 году, то есть это нельзя назвать новинкой, но насколько востребована эта форма стала в стране, в регионе, в городе за прошедшие 15 лет, ведется ли такая статистика?
В стране эта форма достаточно востребована, в разных регионах ТОСы проживают эволюцию, а в Приморье на протяжении 10 лет территориальное общественное самоуправление не развивалось. Причина тому — позиция краевой власти в прошлом и власти отдельных муниципальных образований. Исключения — это Артем и Уссурийск, в первом более 20, а во втором действуют сотни ТОСов. Совсем недавно совместными усилиями администрации края, города Владивостока и отдельных депутатов всех уровней удалось достичь договоренности по развитию ТОС в городе — дать им новую жизнь. Прорыва пока нет, за год во Владивостоке прибавилось 3 ТОСа и в стадии организации еще порядка 5. В целом в Приморском крае на сегодня создан 671 ТОС.
Для нас показателями развития конечно же являются количество ТОСов и число реализованных ими проектов, проведенных мероприятий. Немаловажен и охват населения — сколько людей вошли в ТОСы. В следующем году на краевом уровне планируется мероприятие по софинансированию проектов, которые реализуют инициативные группы граждан, либо ТОСы. Конкретные цифры еще не определены, т.к. идея на стадии согласования. Считаю, что целью финансовой поддержки должны быть измеримые результаты и мероприятия, а не просто количество зарегистрированных ТОСов.
Вопрос:
Ольга Сергеевна, мне было также интересно не избыточна ли эта форма, ведь у нас есть муниципальная власть и депутаты. Вот как мне прокомментировал ТОСы специалист со стажем в ЖКХ, пожелавший остаться неназванным:
В жилищной сфере роль ТОС сведена почти к нулю законодательно. Жилищный кодекс таким понятием не оперирует и вопросы многоквартирных домов к ТОСам адресовать нельзя. Нельзя ТОС обязать что-то решить, да и решить ТОСу их не получится.
Вопросы о благоустройстве территории домов также решаются через УК и ТСЖ. Главная проблема ТОСов — финансирование. Орган муниципальной власти финансируется из налогов граждан, ТСЖ и УК — из платежей собственников и эти платежи обязательны, с неплательщиками вопрос решается через суд. Платежи в ТОС обязательными сделать невозможно. Не только на благоустройство, но даже на саму работу органов ТОС, его председателя деньги будет взять негде. Если кто-то (жители территории, спонсоры от бизнеса) добровольно пожертвует на какую-то инициативу ТОСу, тогда у него откроются возможности для их реализации. ТОС — как феномен основанный на инициативе на практике является не очень жизнеспособным.
В целом в 131-ФЗ ТОС выглядит как лишнее звено, ведь все, что должны делать органы местного самоуправления на ТОСы спихнуть не получится и профинансировать это тоже.
Что касается совещательно-рекомендательной функции, то в органах власти действительно следует прислушиваться к ТОСу как представителю общественности т.к. это равносильно коллективному обращению, но законодательно все равны и все обращения должны быть рассмотрены. С другой стороны, именно депутаты должны выполнять эту роль.
Вероятно, замысел законодателя был в том, чтоб добавить больше «гражданского общества» и «общественной инициативы», но механизм остался недоработан. А местное самоуправление у нас очень жестко зарегулировано и муниципалитет весьма ограничен в своих полномочиях.
Это мнение крепко засело у многих в головах. Но есть и другие примеры — работоспособная модель реализована в Белгороде. Там система ТОСов вписана в советы районов. Из лидеров тосов вырастают депутаты, которых люди знают и это одна из ступеней между населением и депутатом. И даже в нашем городе уже есть примеры эффективного решения проблем силами ТОС.
Вопрос:
ТОС — это только генератор инициатив или еще контролёр деятельности муниципалитета?
Безусловно, природа ТОС предполагает, что люди, живущие на территории, знают ситуацию лучше, чем органы власти. Когда люди разобщены, то решать какие-то вопросы не всегда получается эффективно. ТОС — это механизм, который позволит обращаться в муниципалитет от лица всех жителей района, будет выступать проводником мнений.
И напротив, дальновидный депутат видит только плюсы в территориальном самоуправлении, ведь это его глаза и уши на территории, это взаимовыгодное партнерство, опять же если депутат добросовестный, а ТОС и его председатель — эффективные.
Вопрос:
У меня создалось ощущение, что в нашем городе и регионе те, кто пытаются развивать общественное самоуправление находятся в меньшинстве. Не видно государственной информационной поддержки.
Информационная поддержка развития ТОСов ведется и принятая в октябре программа «Развитие территориального общественного самоуправления на территории Владивостокского городского округа» на 2018-2022 годы — тому пример. Мы будем докладывать о ней президенту, т.к. это хороший результат в тренде государственной политики. Стоит отметить, что в свое время поддержку развитию ТОС в Приморье оказывали депутат госдумы Сергей Сопчук и депутат заксобрания Константин Богданенко (сейчас — вице-губернатор), а также директор департамента внутренней политики Павел Ясевич, который ранее работал в правительстве Алтайского края и знает какой положительный социальный эффект привносят ТОСы в развитие региона.
Некоторые ТОСы создаются под проект и от проекта до проекта находятся в «режиме ожидания», другие же — постоянно работающие структуры с регулярными мероприятиями. К примеру, в Биробиджане председатели ТОСов регулярно встречаются с главой города, не только обсуждают проблемы, но и выступают инициаторами разных проектов, которые муниципалитет может поддержать. Многие инициативы конечно же зависят от самой территории, её особенностей и потребностей.
Касательно вопроса об обращениях: председатель совета дома или ТСЖ представляет мнение собственников одного дома, ТОС же представляет интересы не только собственников, но и всех жителей, как прописанных, так и преимущественно проживающих на территории — это отражено в законе. Но в то же время все обращения рассматриваются в одинаковых условиях в установленные сроки. Эффективней будет, если ТОС обращается с проработанным вопросом, который заранее обсудит с депутатом территории. Депутат, знающий возможности бюджета, может посоветовать правильные формулировки с тем, чтобы дипломатическая функция председателя ТОС дала максимальную пользу.
Вопрос:
Когда любопытный житель района слышит призыв создавать ТОС, то начинает гуглить и находит историю с двойными квитанциями от ТОС «Горнойстай», создается, мягко говоря, ощущение, что кто-то в очередной раз хочет его, добропорядочного гражданина, обмануть и недобросовестно обогатиться. Что это за история такая?
ТОС «Горностай» — это как раз тот случай, когда в 2008 году многие инициативы по созданию ТОСов депутатами города блокировались, а этому «монстру», за которым стоял один депутат дали захватить огромную территорию. Те, кто создавали этот ТОС наверно думали, что это вопрос права собственности на землю и хотели извлечь выгоду. Жители были даже не в курсе, что их включили в ТОС и до определенного времени законодательство позволяло им собирать деньги за обслуживание домов, затем было введено лицензирование деятельности УК и сейчас этот ТОС остался, хотя ничем хорошим так и не прославился. Поэтому сейчас мы бережно относимся к каждой инициативе, внимательно изучаем и поддерживаем адекватные начинания.
Устав ТОС определяет его цели и задачи, поэтому ничего на него не сможет свалить ни управляющая компания, ни администрация. В тоже время, инициативы ТОС по созданию чего-либо на земле зависят от собственника земли и от её назначения по кадастру. В любом случае успех ТОС определяются людьми, которые его создают — председателем и советом.
С каждым годом, в различных регионах Российской Федерации увеличивается число территориальных общественных самоуправлений (далее – ТОС), что повышает значимость местного самоуправление и показывает вовлеченность граждан в решение вопросов на местах. Которые в свою очередь, связаны с комфортным проживанием на определенной территории, осуществлением досуга, обеспечением безопасной жизнедеятельности. Территориальное общественное самоуправление может быть зарегистрировано в качестве общественной организации.
Для раскрытия данной темы, в статье будут даны ответы на следующие вопросы:
Территориальное общественное самоуправление как вид местного самоуправления
Данный термин закреплен в ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой местное самоуправление в Российской Федерации означает форму осуществления гражданами власти в рамках действующего законодательства Российской Федерации, которые разрешают самостоятельно или через свои органы местного самоуправления вопросы местного значения для комфортной жизнедеятельности граждан, учитывая потребности и интересы населения.
Вместе с этим, для граждан предоставлены различные способы осуществления своей власти на местном уровне, к которым относятся:
Территориальное общественное самоуправление
Наиболее выделяющимся способом осуществления населением местной власти является создание ТОС. Это связано с тем, что жители определенных территорий создают ТОСы на долговременную перспективу, которые в свою очередь будут существовать продолжительное время.
Безусловно, если цель, ради который был создан тот или иной ТОС была решена, то ТОС может прекратить свою деятельностью. Однако не следует спешить с этим, так как данная форма осуществления власти населения на местах может разрешать не одну, а целый комплекс задач, связанными с:
А также с иной деятельностью, направленной на благоустройство территорий, создание благоприятных условий жизнедеятельности, на защиту прав и интересов граждан, проживающих на определенной территории.
Исходя из перечисленных задач, необходимо перейти к определению ТОС, которое закреплено в ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и означает одну из форм осуществления местной власти, при которой граждане самоорганизовываются, по месту их жительства на определенной территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, на селенной территории, для разрешения вопросов местного значения, удовлетворения потребностей и интересов граждан, находящихся на определенной территории.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р
Формы территориального общественного самоуправления
Возникает вопрос, на какой именно территории может быть создан ТОС? Ответ на этот вопрос также дан в вышеуказанном ФЗ, в соответствие с которым граждане вправе осуществлять местную власть в рамках ТОС на таких территориях, как подъезд жилого дома, жилой дом, объединение жилых домов, жилой микрорайон, села, не являющиеся поселениями, другие территории проживания граждан.
При этом территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданам в форме собраний, конференций или специальных органов ТОС, созданными на данных конференциях и собраниях гражданами, проживающими на определенной территории. Необходимо подробнее остановиться на вышеперечисленных формах осуществления территориального общественного самоуправления.
Посредством собрания граждане могут осуществлять властные полномочия самостоятельно на определенной территории муниципалитета для обсуждения и выделения наиболее важных вопросов, задач, проблем, которые необходимо разрешить посредством создания различных проектов, а также для получения информации от органов местного управления о том, каким образом могут быть удовлетворены интересы граждан и разрешены проблемы связанные с благоустройством территорий и комфортным проживанием граждан.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС правомерно, если в нем участвует не менее одной трети жителей определенной территории, каждый человек из которых достиг шестнадцатилетнего возраста.
Следующей формой организации территориального общественного управления является конференция граждан, которая представляет вариацию собрания граждан. В рамках данной конференции, представители населения собираются для обсуждения вопросов, входящих в компетенцию определенных органов муниципального образования, которые связаны также с определением потребностей и интересов граждан, касающихся территориального общественного управления. В данном случае, конференция граждан служит помощником в разрешении вопросов местного значения для органов местного самоуправления и даже разрешает задачи, входящие в компетенцию данных органов.
Полномочиями конференции и собрания являются:
Органы территориального общественного самоуправления
Еще одной формой организации территориального общественного управления является создание и учреждение определенных органов. Действуют данные органы на основании устава ТОС.
Органами ТОС являются:
К полномочиям органов ТОС относятся:
Устав территориального общественного самоуправления
Для того, чтобы ТОС начал осуществление своей деятельности и достижении поставленным перед ним задач, оно должно быть учреждено с момента регистрации его устава уполномоченным на это органом местного самоуправления.
Устав ТОС содержит следующие положения:
Необходимо заметить, что ТОС может быть создан как с образованием юридического лица в форме НКО, так и без его образования.
Если гражданами было принято решение создать ТОС без образования юридического лица, тогда его регистрация производится в органах местного самоуправления. При этом на осуществление намеченных планов гражданами они могут использовать исключительно собственные средства и средства из местного бюджета, если есть данная статья расходов.
Однако создание ТОС в качестве юридического лица имеет намного больше преимуществ. Так, на реализацию намеченных проектов можно использовать не только средства граждан и средства из муниципального бюджета, но и средства, выигранные в грантовых конкурсах, которые проводятся ежегодно и ждут каждого желающего попробовать свои силы.
Следующим преимуществом ТОС как юридического лица является возможность заключения договоров, как с органами местного самоуправления, так и с иными НКО, для осуществления совместной деятельности, для объединения общих усилий и достижения наиболее высоких результатов в улучшении комфорта жизни населения на определенных территориях.
Вместе с этим, у ТОС появляются дополнительные обязанности в связи с созданием юридического лица, которые связаны с осуществления финансовой и статистической отчетности, отчетами о деятельности ТОС.
Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.
• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты
Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36
В заключение необходимо обозначить, что во многих субъектах Российской Федерации существуют ТОС, благодаря которым, граждане достигают поставленных целей, благоустраиваются территории, развивается инфраструктура, проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия. Более того, достижение высоких результатов способствует еще большему вовлечению населения в участие в местных инициативах, а также в создание собственных проектов, направленных на благоустройство территорий и разрешение иных вопросов местного значения. Вместе с этим, органы местного самоуправления всегда стремятся поощрять проекты граждан посредством проведения различных конкурсов, по результатам которых награждаются победители. Информация о различных конкурсах, в которых могут участвовать ТОСы может быть размещена на официальных сайтах администраций регионов или официальных сайтах существующих ТОСов в регионе. Это мотивирует граждан стремиться делать свои территории лучшими, самыми благоустроенными и комфортными, как для проживания, так и для проведения различного досуга.
Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления
В 2016 году на территории Российской Федерации была учреждена Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления. В соответствии с ее Уставом данная организация осуществляет деятельность различной направленности:
Органами управления Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления являются:
Члены Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления
В соответствие с Уставом Ассоциации ее члены имеют некоторые особенности в отличие от членов иных некоммерческих организаций. Членами данной Ассоциации являются:
Все вышеперечисленные участники должны разделять цели и задачи данной Ассоциации.
Данная организация имеет собственный сайт, включающий разделы по различным тематикам. Перейдя на сайт, можно узнать об истории организации, органах управления, услугах и новостях.
Создание ТОС
Создание территориального общественного самоуправления имеет некоторые особенности. Как было сказано ранее, ТОС может быть зарегистрированным без образования юридического лица и с образованием такового.
Для начала необходимо рассмотреть процедуру регистрации ТОС без образования юридического лица.
Одной из особенностей регистрации ТОС является то, что ТОС создается по желанию граждан, которые проживают на определенной территории. Именно они формируют инициативную группу, в которую могут входить лица, достигшие 16 лет, а их общее количество не должно быть меньше трех человек. В соответствии с тем, что ТОС осуществляет свою деятельность на определенной территории, инициативная группа должна определить ее границы, после чего назначается дата проведения учредительного собрания. Граждане, проживающие на территории, на которой создается ТОС, должны быть уведомлены о вышеуказанной дате.
Существует несколько способов информирования населения о собрании:
После того, как все граждане проинформированы о собрании, начинается его проведение либо в форме учредительного собрания, либо в форме конференции.
На собрании решается большой спектр вопросов: об избрании председателя и секретаря, о создании ТОС, о принятии Устава, об избрании высшего органа управления и исполнительного органа. После окончания собрания составляется протокол о его проведении.
Следующим шагом является подача документов Председателем ТОС в администрацию муниципального образования для регистрации Устава данного ТОС. Одним из таких документов является заявление о создании ТОС, которое подается на имя главы муниципального образования, подписываемое Председателем ТОС с указанием адреса места жительства заявителя и контактными данными для связи с данным лицом.
Также в администрацию необходимо предоставить:
Процедуры регистрации ТОС без образования юридического лица и с созданием такового похожи. Но есть основное отличие: при создании ТОС в качестве юридического лица, организация регистрируется не в администрации муниципального образования, а в Управлении Министерства Юстиции России определенного субъекта. Это связано с приобретением особого статуса – юридического лица, сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.
Документы, которые подаются на регистрацию в Министерство Юстиции, идентичны документам другим организационно-правовым формам НКО.
Пишите или Звоните!
Вам также может быть интересно: