тонкой душевной организации человек это значит что
Так ли хорошо быть человеком с тонкой душевной организацией?
Так ли хорошо быть человеком с тонкой душевной организацией?
Что подразумевает под собой тонкая душевная организация? Мы часто встречаемся с этим термином, но редко можем объяснить, какой смысл в него вкладываем. Красивая фраза, за которой скрывается не совсем определенный смысл. Знаем ли мы людей с тонкой душевной организацией? Быть может, мы сами причисляем себя к таковым? Как живет ранимый, чувствительный человек сегодня в нашем жестоком и безжалостном мире?
Сегодня принято считать, что человек с тонкой душевной организацией – это особо утонченная личность, тонко чувствующий человек, который особо тяготеет к культуре и искусству в самых разнообразных его проявлениях.
При этом негласно подразумевается, что такие люди по определению интеллектуально развиты и всегда имеют массу творческих талантов. Но так ли все на самом деле? Давайте рассмотрим, качества, по которым чаще всего выявляют тонкую душевную организацию:
После изучения списка тонко чувствующий человек, которому приписывают тонкую душевную организацию, предстает в несколько ином свете. Складывается впечатление, что за красивой фразой прячется неуверенность в себе, излишняя эмоциональность, психическая нестабильность, боязливость, социопатия – все те качества, которых обычно стыдятся. В результате этот красивый, блестящий ярлык не просто скрывает недостатки от окружающих – он возводит их в ранг достоинств, которыми можно гордиться.
Какая она, тонкая душа? Последствия подмены понятий
К чему же может привести подобная подмена понятий? В первую очередь, человек с тонкой душой, который вешает на себя подобный ярлык, начинает считать достоинствами свои недостатки. У него пропадает необходимость исправлять их, бороться с собой и стремиться к самосовершенствованию. Он больше не нытик, не истерик и не трус – он натура с тонкой душевной организацией. Подобные эвфемизмы на корню рубят любое желание измениться, развить свою внутреннюю силу, побороть слабость и страхи.
Похожую картину можно наблюдать, если сравнивать людей, добившихся значительного финансового благополучия:
Обе категории успешных людей достигли одного и того же – финансового благополучия, возможностей, определенной власти. На обложках журнала Forbes все они выглядят совершенно одинаково. Но при личном общении начнут открываться истинные черты их характера. И вероятнее всего, те люди, которые всего добились сами, будут нам более приятны.
Когда человек мгновенно получает то, к чему он стремится, – он лишается стимула развивать себя.
Как только неуверенность в себе и психическая неустойчивость становятся признаками тонкой душевной организации, – отпадает необходимость меняться.
Советы тонким натурам, которые хотят стать сильнее
На протяжении всей нашей жизни мы продолжаем развиваться. Мы жертвуем многим, чтобы достичь успеха – но при этом закаляем себя, становимся сильнее и устойчивее к проблемам. Люди с тонкой душевной организацией, которые предпочитают избежать трудностей саморазвития, спрятавшись за красивыми терминами, на всю жизнь остаются детьми внутри. Тонкая душевная организация – всего лишь ширма для боязливых и не уверенных в себе людей. Невозможно закалиться, обрести стабильность и силу, научиться чему-то новому, прячась за красивыми ярлыками. Давайте будем называть вещи своими именами – и избегать подобных ошибок.
Что же делать, если мы начинаем замечать за собой упадническое поведение, неуверенность и неспособность преодолевать себя? Что делать, если вы – ранимый, чувствительный человек? Как заставить себя развиваться?
2 совета людям с тонкой душевной организацией:
Забудьте о подражании любимым героям из фильмов и книг.
Вы – это вы. Самостоятельный человек. Уникальная личность. Вы не нуждаетесь в подражании кому-либо – лучше пускай другие вам подражают, если им захочется. Все, что написано в книгах и отображается в фильмах – раздутые патетические приемы, которые служат для того, чтобы вызвать реакцию о зрителя. При этом чем более искушенным становится зритель, – тем более тонкие и мощные приемы идут в ход. Но это не изменяет их сути: персонажи из фильмов и книг остаются лишь персонажами. Мы сами должны творить свою жизнь.
Не стоит клеймить себя ярлыками.
Ярлык – повод сдаться. Как только вы соглашаетесь с тем, что вы слабы, – желание стать сильнее отпадает напрочь. Существует одна очень опасная и популярная фраза: «Я такой, какой я есть. Не нравится – уйдите». Эта фраза то и дело мелькает на просторах интернета в различных вариациях и с восторгом воспринимается большинством читателей. Но стоит ли она того, чтобы ей следовать? Быть может, тот человек, которым вы являетесь, совсем не так хорош, как кажется? Может быть, вы сможете стать лучше? Перестаньте себя успокаивать, возьмите себя в руки – определитесь в жизни и займитесь наконец собой настоящим, а не мифическим.
Саморазвитие – естественное стремление человека
Развитие невозможно без преодоления трудностей. Человек с тонкой душой, который в школьные годы ни разу не дрался, вряд ли проявит себя смельчаком в уличной потасовке, будучи взрослым.Он не сможет проявить себя на работе или отстоять свое мнение в бизнесе. Тот, кто не прошел по карьерной лестнице от самого низа, никогда не сможет понять своих подчиненных. Люди, не работавшие во время учебы в университете, не будут знать цены деньгам, как не знает цены хлебу тот, кто не испытывал голода.
Не прикрывайтесь красивыми терминами. Испытывайте себя. Переступайте через свои желания. Вырывайтесь из зоны комфорта.
Выскажите наконец свое мнение неприятным людям, из-за которых вам плохо, не прикрываясь тем, что “это их выбор”. Берите рюкзак – и уезжайте на месяц в горы. Обувайте кроссовки – и пробегите три километра прямо сейчас. Сломайте свое сытое мироощущение – иначе вы рискуете навсегда остановиться в своем развитии там, где вы сейчас есть. Внутреннее развитие невозможно без внешнего. Как бы глубоко вы ни познали внутренний мир, это – бесполезные знания до тех пор, пока вы не испытаете их на практике.
Насколько бы вы ни были ранимым, чувствительным человеком с тонкой душевной организацией, используйте эти качества себе на пользу, а не во вред. Вы можете почувствовать всю мощь классического исполнения Баха? Вы чувствуете мир иначе, чем другие, и можете разглядеть в нем больше остальных? Гордитесь этим, используйте это недоступное другим умение, трансформируйте свою чувствительность и интуицию, умение смотреть вглубь вещей – в творчество. Но не позволяйте этим качествам портить вашу жизнь. И уж тем более не превращайте их в повод смотреть на других свысока.
Современный психологический подход
Вы знаете, что Ваша тонкая душа – Ваше достоинство, и гордитесь умением чувствовать тоньше и понимать глубже. Но нередко Вам тяжело контролировать свою эмоциональность и восприимчивость. Чтобы превратить это качество в источник гармоничной и яркой жизни, нужно научиться правильно управлять своими ценностями и перестать бояться выходить за рамки.
О тонкой душевной организации
Люблю это выражение за широту диапазона. «Тонкая душевная организация» подразумевает весь спектр явлений от «вечно страдающая фиалка» до «богемный наркоман» или «эмоциональный эксгибиционист».
Это и в самом деле весьма любопытный феномен. Интересно следить. Как за рыбками в аквариуме. Но хотела бы я видеть людей с тонкой душевной организацией в своём ближнем кругу? Хм.
И знаете, что я решила? В топку верньеры тонкой настройки. Меня куда больше притягивают стальные стержни внутри.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
В жизни почти всегда так и бывает, что помощь приходит откуда не ждали! По крайней мере, у меня всегда так выходит. Рассчитываешь на одних, а помогают другие.
В жизни почти всегда так и бывает, что помощь приходит откуда не ждали!
В моём случае это ни разу не было неожиданностью 🙂 Как раз наоборот. Прекраснодушные теоретики-моралисты никогда не вызывали у меня особого доверия.
А вот один извечный циник поехал восстанавливать разрушенную военными действиями энергосистему чужой для него страны и на все мои слёзы и требования кинуть дурное только плечами пожал: «Зима близко».
Я была зла на него, конечно. Но нисколько не удивилась. Душевная организация у него не тонкая. Но сложная, просто пиндык.
Тонкую не надо. Хочу сложную!
интересно, у меня тонкая или сложная? Хотя подозреваю, что вообще никакой душевной организации, сплошная душевная неорганизованность.)
Интересно, а почему считается, что наличие стержня и умения тонко чувствовать несовместны?
Вот и мне интересно.
Мне вот тоже это интересно, почему так считается. Почему я ни разу не слышала выражения «человек с тонкой душевной организацией» по отношению, скажем, к Менделееву? Или к какому-то другому человеку, успешно справляющемуся с социальными функциями, а не ноющему или перманентно страдающему?
С буддийской точки зрения в этом есть смысл, конечно. Если считать, что любое движение души порождает страдание, а человек со стержнем страдания напоказ не выставляет (а, может быть, и вовсе их не испытывает), следовательно, он достиг «центра» и готов оторваться от Колеса.
Когда человек не имеет чувства юмора и творческой жилки, он обычно встает в позу, потрясает ручонками, вспоминает все свои обиды, полученные на протяжении жизни, топает ножкой и трубно орет:»Я вам всем покажу!». Не надейтесь, что он покажет гениальное творение, он просто компенсирует собственную несостоятельность в жизни псевдолитературными текстами, а когда ему указывают на ошибки, он начинает беситься потому, что описал собственный «идеал». Ну так пусть сам и читает.
Как точно сказано и так узнаваемо:-))))
У меня в окружении, когда говорят о людях, которые приходят на помощь, говорят не о тонкой душевной организации и не о стержне внутри, а о «неравнодушии». Человек может в жизни быть мягким и нежным, даже спокойным, вдумчивым и ласковым, и при этом в минуту опасности стать ой каким «со стержнем».
Мне на помощь в прошлом году пришла подруга, которая как цветочек цветет за мужем и избегает стрессов. Когда я запуталась и полностью, эта самая подруга превратилась в львицу, которая не слушая возражений, впихнула меня в машину и поехала со мной решать проблему.
Все познаются в беде. И тонкая душевная организация это не истерика и заламывание рук, это тот человек, у которого хватит эмпатии, чтобы сообразить, что тут не его теперь спасать надо. И он забудет и о себе, и о своей организации и пойдет помогать. А не топить.
А остальное. эгоизм под красивой оберткой. И тут все равно, со стержнем этот эгоизм или нет.
А вот чего я на самом деле терпеть не могу, так это истеричек в штанах. Вот кто бесит неимоверно. так это мужик, который ведет себя хуже базарной бабы. Хотя базарные бабы тоже бесят.
Человек может в жизни быть мягким и нежным, даже спокойным, вдумчивым и ласковым, и при этом в минуту опасности стать ой каким «со стержнем».
Я вообще не вижу причин, почему наличие стержня в человеке должно как-то препятствовать вдумчивости или мягкости. Не совсем улавливаю, почему вы противопоставляете все эти факторы.
Да, но в общем случае до экстремума можно и не доводить. Есть и другие способы исследования.
И тонкая душевная организация это не истерика и заламывание рук, это тот человек, у которого хватит эмпатии, чтобы сообразить, что тут не его теперь спасать надо.
эгоизм под красивой оберткой. И тут все равно, со стержнем этот эгоизм или нет.
«Спасать незнакомых несправедливо обиженных людей – ну или оборотней – это героизм. Спасать любовницу – мачизм и результат всплеска тестостерона.»
*грустно ушел в топку*
*надеюсь, еще не поздно*
Мерлин, вернитесь! Вы ведь сразу в двух конкурсах участвуете, с вас еще есть чего взять. ))
Умыкните у Джокера обратно мою корону Мирового Зла и я вам великодушно прощу вашу вселенскую обиду 😉
Меня куда больше притягивают стальные стержни внутри.
Тут тоже крайности бывают. В идеале, чтобы и того немного, и сего)
Тут тоже крайности бывают. В идеале, чтобы и того немного, и сего)
Идеал всегда, конечно, где-то посередине, но речь тут не об этом.
В среде «творческих профессий» процент экстравертов традиционно высок. Собственно, именно необходимость выплеснуть вовне эмоции, прилюдно обнажить душу, и заставляет писателей писать, певцов петь и так далее. Это в идеале, конечно, исключительно коммерческую продукцию в расчёт не будем брать.
Но цимес в том, что творческая личность нередко до такой степени зацикливается на себе и своих переживаниях, что всё остальное просто перестаёт для него существовать. Любой комментарий кажется направленным в его обнажённую грудь, или любой, кто не кричит о своих отверстых ранах представляется бесчувственным чурбаном, недостаточно развитым, чтоб постичь. или чтоб творить. ну и так далее.
При этом внутренне цельные люди (по крайней мере те, кто встречался на моём жизненном пути), куда менее склонны к бурным эмоциональным реакциям, особенно публичным. У всех, разумеется, есть свои болевые точки, но в общем и целом многогранные и глубокие личности (с которыми мне действительно интересно общаться, а не просто наблюдать их со стороны), не склонны к пространной рефлексии. Возможно, это результат наличия в их арсенале чувства юмора вообще и самоиронии в частности 🙂
Тонкая душевная организация – благословение или проклятие?
Вам иногда хочется немного «зачерстветь» и перестать так остро реагировать на любую мелочь? Вы устаете от общения, потому что чересчур вкладываетесь в него? Вы часто чувствуете свою вину безо всяких логических причин? Поздравляем: с большой вероятностью вы — высокочувствительный человек и именно о вас Ильсе Санд написала книгу «Близко к сердцу». Во-первых, это нормально. Во-вторых, нет, это не то же самое, что интроверт (хотя вы можете оказаться и им тоже, одно другому сопутствует). В-третьих, да, это повод радоваться, а не пытаться переделать себя, чем вы, вероятно, занимались большую часть своей жизни. Но обо всем по порядку.
Датчанка Ильсе Санд, успевшая побывать священником и психотерапевтом, в последние годы специализируется на работе с высокочувствительными людьми и написала на эту тему несколько отлично продающихся в Скандинавии книг, одну из которых мы и предлагаем вашему вниманию. Возможно, вы помните, как несколько лет назад заголовки СМИ внезапно запестрели словом «интроверты» и все массово ринулись выяснять, каково быть ими, и давать советы? (Мы, к слову, тоже поучаствовали в этой истерии, выпустив книгу «Лидер-интроверт: Как преуспеть в обществе, где главенствуют экстраверты») Теперь то же происходит с «высокочувствительными личностями» (ВЧЛ): если вы читаете западную прессу, то наверняка заметили, с какой невероятной частотой в последнее время в ней появляются материалы на эту тему. Хотя термин появился в начале 90-х годов прошлого века и впервые был описан Элейн Эйрон, которая и провела различие между ВЧЛ и интровертами.
Каждая пятая личность отличается повышенной психологической уязвимостью, и примерно 70% сверхчувствительных личностей составляют интроверты, а оставшиеся 30% — экстраверты.
Главный признак высокочувствительного человека (хотя обычно рассматривают совокупность характеристик): чуткая нервная система. Такие люди подмечают значительно больше нюансов, чем окружающие, и глубже анализируют их. У них богатая фантазия и живое воображение, благодаря которым даже самые незначительные события окружающей действительности побуждают их выстраивать гипотезы и делать выводы. Таким образом их внутренний «жесткий диск» быстрее переполняется, и они испытывают перевозбуждение — и тогда им жизненно важно хотя бы недолго побыть наедине с собой, иначе они будут чувствовать себя совершенно разбитыми.
Людям высокочувствительным многое дается непросто: их болевой порог ниже, чем у других, «толстокожих» Homo Sapiens, и поэтому враждебность со стороны окружающего мира ранит их сильнее. При этом самооценка у многих ВЧЛ занижена: ведь в современной культуре ценятся совершенно иные поведенческие модели.
Действительно, любить себя, такого ранимого и чувствительного, очень непросто — особенно когда жизнь требует совершенно противоположных качеств. Однако, простите за банальность, пока вы сами себя не полюбите и не примете, никто этого не сделает.
Начните оценивать не количество своих поступков (интенсивность своей жизни), а их качество. Пусть вы успеваете сделать намного меньше, чем другие, но зато то, что вы делаете, скорее всего, сделано очень хорошо. Прочитайте, например, книгу о движении Slow Life «Без суеты» — думаю, значительная часть участников составляют ВЧЛ, — и посмотрите, сколько хорошего они сделали для всего мира и насколько смогли повысить качество собственной жизни, перестав участвовать в совершенно чужой им гонке.
В книге «Близко к сердцу» вы найдете не только подробнейшее описание характеристик высокочувствительной личности, но и разбор характерных сложных ситуаций (на работе, семейных сборищах, с партнером) и весьма практические рекомендации.
Например, значительная часть книги содержит советы, как наладить жизнь согласно вашему особому психологическому типу. Санд рекомендует начать с поиска занятия по душе, затем учит говорить «нет», выгонять засидевшихся гостей и самому вовремя покидать шумную компанию, а также отказываться от ресурсозатратных мероприятий и выходить из «перегрузки», если вы не успели вовремя вернуться в свою зону комфорта.
Что мне кажется особенно ценным, Санд разбирает уровни социального контакта (начиная от small talk и до признания в любви) и поясняет, как переходить с одного на другой, если вы часто и в обычной беседе не успеваете ничего сказать, как тема меняется.
Но главное — она учит любить себя и самому себя поддерживать, не ожидая понимания от окружающих. Санд напоминает, что в мире есть место не только для энергичных живчиков, отличающихся завидной стрессоустойчивостью и чувствующих себя в больших незнакомых компаниях словно рыба в воде (хотя они-то думают наоборот). Современная психология допускает существование совершенно разных психологических типов человека, и каждый из них обладает своими достоинствами. Благодаря этой концепции высокочувствительные люди увидят у собственной ранимости обратную сторону, скрытую силу, и осознают, что без них мир был бы совсем другим.
Рекомендуем книгу:
Книги на эту тему:
10 книг, которые стоит купить детям и родителям на ММКВЯ
Сказки, истории Конни и уроки жизни Стива Джобса
9 признаков нарцисса: от здоровой заботы о своих интересах до патологической самовлюбленности
2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены
Тонкая душевная организация, советы ее носителям
Тема этой статьи, тонкая душевная организация. Здесь я попытаюсь разобраться, чем характеризуется этот тип склада психики и является ли он типом вообще. Хорошо это или плохо. Также я буду строить рассуждения вокруг этого понятия и отвечу на вопрос, действительно ли следствием развитой личности, большого таланта является склонность к тревожности, глубоким и сильным переживаниям, сверхчувствительности и депрессии.
Ведь принято считать, что, как правило, развитые, умные, талантливые, творческие люди — самые утонченные и чувствующие, и, поэтому, более всех страдают, в отличие от счастливого, но посредственного большинства.
В заключение статьи я дам советы людям с тонкой душевной организацией, помогу разобраться в том, следует ли им жить с этим качеством или избавиться от него, как от совокупности вредных недостатков.
Что такое тонкая душевная организация?
Итак, что же такое тонкая душевная организация? Считается, что это особый психический тип, проявляющийся у людей тонкой чувствительности. Носители такого типа имеют способность к глубоким и сильным переживаниям, обостренному восприятию, ярким эмоциям. По мнению многих людей, тонкая душевная организация является следствием развитых чувств и ума, большого таланта, утонченности и сильного нравственного чувства.
То что у обычных людей считается недостатками: импульсивность, обидчивость, неспособность сдерживать эмоции, тревожность, уныние, стеснительность, боязливость — для личности тонкой душевной организации является чуть ли не набором подтверждений его большого ума и таланта! Он же художник, творец или просто очень тонкая персона, все эти качества — следствия его одаренной натуры, думаем мы и, скорее всего, думает так про себя человек тонкой душевной организации.
Мифы, которые мы придумываем
«Хотя он и находился под сильным влиянием Хейуорда, он никак не мог согласиться с ним, что нерешительность — свидетельство тонкой душевной организации; его злила усмешка, с которой Хейуорд взирал на его прямолинейность».
С. Моэм — Бремя страстей человеческих
Я вынужден не согласиться с этим мнением. Не существует никакой тонкой душевной организации: на мой взгляд — это огромный нонсенс, в который многим людям было удобно поверить(именно поэтому вы видите эту статью в разделе «мифы»).
Дело в том, что многие из нас так устроены, что всегда готовы наполнять каким-то небанальным, позитивным смыслом совокупность своих личностных качеств, особенно если этот процесс активно питается от общественного мнения. Ранимый, несдержанный, замкнутый, неуверенный в себе человек вдруг обнаруживает, что существует такое понятие, как «тонкая душевная организация» и, то, что он до этого считал недостатками, оказывается является просто следствием его утонченности, своеобразным проявлением оригинальности в среде людей грубых и простых.
В результате, этот индивидуум с готовностью примеряет на себя тот ярлык, который возводит его недостатки в разряд чуть ли не достоинств! Ведь, благодаря этому, он может думать о себе не как о слабохарактерном и безвольном, а как о сложном и утонченном!
Я повторяю, что нет тонкой душевной организации, в привычном понимании этого термина, а есть просто набор определенных качеств, которые получают свою качественную окраску безотносительно, того, к какому объекту они относятся. Слабохарактерность и эмоциональная несдержанность — это плохие качества, и не важно у кого они проявляются, у поэта эпохи просвещения или у грузчика в соседнем магазине.
Наличие этих качеств говорит о том, что их носители не потрудились развить в себе волю и способность к самоконтролю. ВСЕ! Это не обозначает никакой прямой связи с чьим то талантом или бездарностью, умом или глупостью.
Страдание — удел гениев?
Многие гениальные, одаренные люди имели много причуд и, действительно, характер многих из них можно было описать тонкостью душевного типа. Но это не проистекает напрямую из их таланта. На мой взгляд, это связано с тем, что наделенный каким-то врожденным даром личность, добивается намного больших успехов в области применения своего таланта, чем все остальные.
Гениальному шахматисту не обязательно развивать в себе те качества, которые требует шахматный спорт, чтобы блистать на спортивном олимпе. Менее одаренный шахматист должен быть эмоционально выносливым, дисциплинированным, чтобы добиться каких-то успехов. Гению это необязательно. В силу своего таланта, он может быть более слабовольным и ленивым, чем его соперники, но при этом все равно достигать лучших результатов чем они!
Пример про гениального шахматиста взят из реальной истории. Этим я хотел им пояснить, что талантливые люди получают меньше стимулов для гармоничного развития, чем люди более посредственные, так как с их даром какая-то деятельность дается им крайне легко и без всякой работы над развитием других своих качеств.
Гений способен получить мировое признание и богатство за счет своего таланта, при этом он может быть полным ребенком во всех других, не связанных с его главной работой, областях жизни. У человека, обделенного феноменальными способностями, такой трюк очень редко пройдет: хочешь не хочешь, жизнь заставит взрослеть и развиваться.
Гений, как я уже сказал, остается ребенком, многие свойства его натуры остаются в зачаточном состоянии, только потому что они их не развивал. Отсутствие этого развития является лишь побочным следствием его таланта, а не прямым, ведь если бы он захотел стать более решительным, волевым, твердым в жизненных вопросах, он бы таковым стал, ничто ему не мешало.
Но кто-то решает что гению это не нужно. Хотя, например, Эйнштейн, несмотря на имидж сумасшедшего ученого, был гармонично развитой личностью, судя по биографии. Нельзя говорить о тонкости душевной организации Эйнштейна, потому что таковая, по всей видимости отсутствовала, несмотря на явное дарование.
Всеми этими рассуждениями я хочу доказать отсутствие прямой связи между талантом и такими качествами, как характер, воля, уверенность в себе — недостаток в развитии которых, часто маскируется понятием «тонкая душевная организация». Талантливые люди страдают не из-за таланта, а из-за того что они не могут решить те проблемы, которые для других людей проблемами вовсе не являются. Это их слабость, упущение, а не заслуга!
Пора назвать вещи своими именами
«Он непритворно принимал свою похоть за возвышенные чувства, слабодушие — за непостоянство артистической натуры, лень — за философское спокойствие. Ум его, пошлый в своих потугах на утонченность, воспринимая все в чуть-чуть преувеличенном виде, расплывчато, сквозь позолоченный туман сентиментальности. Он лгал, не зная, что лжет, а когда другие в этом его попрекали, говорил, что ложь прекрасна».
С. Моэм — Бремя страстей человеческих
Не следует воспринимать свою излишнюю эмоциональность как особый род утонченности. Скорее всего это просто избалованность чувств. Я призываю называть вещи своими именами, избавляться от своих недостатков, а не прятаться за мутными терминами, вроде «тонкая душевная организация» или «богатый внутренний мир».
Эта статья, так же как и все другие статьи на моем блоге, основана на личном опыте. Когда-то мне казалось, что причины моей депрессии, робости, эмоциональности, стеснительности и нерешимости коренятся в каком-то особом, утонченном и сложном душевном складе, то есть в неком уникальном типе личности, а не в распространенном недостатке.
Конечно, так думать было удобно, ведь это избавляло меня от всякой ответственности за свои дурные качества: душевный тип и все тут — я ни в чем не виноват. Такой вот я есть, весь утонченный и чувствующий.
Но, посредством работы над собой, я понял, что мои недостатки имеют куда более прозаичную природу, чем какой-то тонкий тип личности. Я осознал, что чувствительность — просто следствие расшатанной нервной системы, эмоциональность это всего лишь неумение контролировать свои эмоции и болезненная зацикленность на собственных переживаниях, а робость и замкнутость — это результат закомплексованности и неуверенности в себе. И я стал работать над искоренением этих качеств и с тех пор добился значительных успехов.
Это я пишу не для того, чтобы похвастаться своими достижениями на почве саморазвития, а для того, чтобы на своем примере доказать вам, что, так называемая, «тонкая душевная организация», это не какой-то прикрепленный к вам намертво тип личности, а просто набор вредных качеств, от которых каждый может избавиться!
Если вы испытываете неудобства из-за своей необщительности, стеснительности и тревожности не нужно ставить крест на этих качеств, думая что они относятся к тому типу, носителем которого вы являетесь. Каждый человек может изменить себя, лишиться недостатков и развить свои лучшие качества, как это получилось у меня. Если вы последуете моему примеру, то «тонкая душевная организация» также станет для вас каким-то бессмысленном курьезом и постыдным оправданием своим слабостям.
Советы «утонченным» людям
Итак, что я могу посоветовать людям, которые считают, что у них тонкая душевная организация.
Перестаньте вешать на себя ярлыки
Попытка определить свою личность в рамках известного душевного типа — это присвоение ярлыка, который, как мы убедились ранее, очень грубо обобщает какое-то множество явлений, проводит несуществующие связи и скрывает от вас истинную природу вещей. Легко сказать «у меня тонкое строение внутреннего мира», поэтому я такой и сякой, и потом плюнуть на это. Намного сложнее начать анализировать свои слабые стороны, осознавать причины своих недостатков и направлять действия на их устранение.
Меньше подражайте героям художественных произведений
Большая начитанность, сильная любовь к мировому кинематографу или театру, помноженные на ваше гипертрофированное восприятие может породить один неприятный эффект. А именно, то, что вы будете пытаться бессознательно привести свой эмоциональный мир в соответствии с таковым у героя художественного произведения.
В классической литературе и театре мы видим преувеличенную страсть и раздутые эмоциональные переживания и начинаем думать, что сильные эмоции — это свойство поистине утонченных натур. Мы забываем, что драма, она на то и драма, чтобы драматизировать (уж простите за тавтологию), возводить в крайность какие-то особенности жизни.
Из-за этого начинаем переоценивать свои эмоции, вести себя подобно героям книг или спектаклей, так как в горячих порывах эмоционально нам видится утонченность, богатство внутреннего мира, а не банальная неспособность к трезвому, лишенному эмоций мышлению.
Перестаньте неосознанно подражать героям старых романов, так как они часто ведут себя очень глупо. Например, самоубийство из-за несчастной любви, это не гордый и романтический поступок, а большая глупость и слабость, следствие непонимания природы своих эмоций, неспособность находить трезвое и здравое решение проблем.
Никакая это не трагедия, так как последняя подразумевает ситуацию, в которой человек стал жертвой неконтролируемой стихии. Здесь же он просто не справился со своими эмоциями.
В художественных произведениях мы постоянно видим, проблемы, раздутые из-за пустяков самими героями, необдуманные, импульсивные поступки, приводящие к трагедии и неконтролируемые чувства. Эта психология напоминает поведение ребенка: импульсивность, непостоянство, превалирование эмоций над здравым смыслом. Не следует перенимать такой тип психики и придумывать для него красивое название.
Закаляйте свой характер
Вы слишком чувствительны? Учитесь контролировать свои эмоции. Вы постоянно робеете — работайте над собой, чтобы перестать стесняться. Вы часто нервничаете? Узнайте как перестать нервничать. Материалы моего блога помогут вам развить свои слабые стороны и перестать видеть в них неискоренимые свойства своего душевного мира.
Что мы потеряем, когда лишимся тонкой душевной организации
Будет ошибкой думать, что если вы избавитесь от того, что называется «тонкая душевная организация», то вы навсегда утратите, то, что связано с положительной стороной этой явления: способность чувствовать людей, тонко воспринимать произведения искусства, сопереживать близким, наслаждаться красотой природы и т.д.
Уверяю вас, эти способности никак не связаны с гипертрофированной эмоциональностью, несдержанностью и слабохарактерностью. А вся противоречивость рассматриваемого в статье явления обусловлена тем, что эти вещи пытаются связать и объединить в рамках термина, описывающего это явление! Как будто смелый, волевой, уверенный в себе человек не будет способен на творчество, постижение искусства, сопереживание, в отличие от слабой и ранимой личности.
Это совсем не так. Термин «тонкая душевная организация» придуман для того, чтобы оправдать отсутствие развития каких-то качеств фактом наличия иных достоинств («я труслив и замкнут в себе потому что я очень умен, талантлив и т.д.). Но внутри гармоничной личности получают развитие одновременно все хорошие качества: кто-то может быть и талантлив, и умен, и творчески одарен, при этом он будет отлично справляться с жизненными задачами, общаться с людьми и быть способным на смелые и решительные меры.
Ведь одно другому не мешает. О чем постоянно забывают те кто верит в какую-ту мифичесмкую душевную организацию.