томб райдер что значит
Tomb Raider
Игра
Tomb Raider
Информация
Разработчики
Издатели
Платформы
Режимы игры
Дата выпуска
28 января 2014 (Definitive Edition)
Рейтинг
28 января 2014 года игра выпущена на консолях Xbox One и PlayStation 4 под заголовком Tomb Raider: Definitive Edition вместе со всеми ранее вышедшими дополнениями и улучшенной графикой.
Игра является перезапуском серии Tomb Raider и не имеет ничего общего с предыдущими играми, включая прошедшие события, персонажей и биографию Лары Крофт.
Содержание
Cюжет
После окончания обучения в колледже Лара Крофт отправляется в экспедицию к островам у берегов Японии в море Дьявола на корабле «Эндьюранс» под руководством капитана Конрада Ротта. Судно попадает в шторм, буря разламывает его на две половины, отделяя Лару от остальной команды. Героиня попадает на таинственный остров, не отмеченный на картах, прибрежная зона которого завалена ржавыми кораблями и самолётами. Ей необходимо преодолеть собственные страхи и любой ценой выжить на острове.
Персонажи
Команда «Эндьюранс»
Обитатели острова
Игровой процесс
Концепция уровней претерпела существенные изменения — они стали менее линейными, создавая ощущение полуоткрытого мира. Игровые локации поделены на зоны, между которыми можно свободно перемещаться. По словам Карла Стюарта, директор по развитию бренда Tomb Raider, студия постаралась подарить игрокам как можно больше свободы, по сравнению с прошлыми играми.
Исследование
Лара охотиться на оленя, чтобы выжить.
Игрок может свободно передвигаться по острову, за исключением некоторых областей, которые, впрочем, можно исследовать при получении необходимого оборудования. Среди других возможностей — присутствие стелс-элементов, как способность красться и прятаться в тени. Динамичная система укрытий дает возможность Ларе автоматически припадать к стене и быстро передвигаться между укрытиями.
В игре также присутствуют и ролевые элементы: Лара может использовать лагеря, чтобы приобретать новые навыки и модернизировать снаряжение. С помощью лагеря можно быстро перемещаться уже в пройденные локации для поисках особых предметов и артефактов, которые могли быть ранее не собраны. Игрок может выполнять побочные задания, исследовать гробницы, находить фрагменты дневников обитателей острова и прочие объекты, которые освещают игроку предысторию сюжета.
Особая способность, которая «подсказывает» Ларе во время передвижения по острову, является «Инстинкт выживания». При активации этой способности, вокруг игрока начинают подсвечиваться предметы, которые могут иметь определенный интерес. При этом фон и все лишние объекты будут окрашены в серый цвет, а ключевые — в жёлтый. Таким образом, у игрока появится возможность видеть то, что не видно обычным человеческим глазом.
Боевая система
Сетевой режим
Доступно четыре режима на выбор для сетевого поединка:
Издания
Доступно три издания игры, имеющие различную комплектацию:
Американское издание Collector’s Edition.
Европейское издание Collector’s Edition.
Европейское издание Survival Edition.
Музыка
Crystal Dynamics сделали ставку на музыку, желая, чтобы она была на достаточно высоком уровне. Звукорежиссер Алекс Уилмер заявил, что во время прохождения игры, игрока будут сопровождать различные звуковые эффекты в различных областях, а музыка будет мгновенно реагировать на происходящее.
Композитором игры является Джейсон Грейвс. Для записи музыки Грейвс использовал специальный инструмент из стекла и различных металлов. Музыка, записанная на этом инструмент, передает ощущение и эмоции во всех сценах игры.
Разработка
Карл Стюарт на пресс-конференции на E3 2012 заявил, что предполагалось создать продолжение Tomb Raider: Underworld, но позже эта идея была отвергнута. Им пришлось остановить работу, чтобы полностью переосмыслить всю концепцию.
Первая информация об игре появилась в июле 2009 года на сайте 4Player Coop, [1] где были опубликованы основные особенности игры и несколько зарисовок. Вскоре информация из первоисточника была удалена. Официальный анонс впервые состоялся 6 декабря 2010 года, а достоверная информация появилась в журнале GameInformer за январь 2011 года. [2]
В июне 2013 года в продажу поступило приложение The Final Hours of Tomb Raider, в котором рассказывается о разработке игры и ее ранней концепции. Игра имела название Tomb Raider: Ascension и должна была стать не про становление Лары, как расхитительницы гробниц.
Во время разработки, команда из Crystal Dynamics брала вдохновение из других игр, таких как Ico, Shadow of the Colossus и Resident Evil:
Эскизы нереализованной концепции.
В придачу — полностью открытый мир, одновременное использование мачете и пистолета.
10 фактов о Tomb Raider, о которых вы, возможно, не знали
Tomb Raider, что в переводе на русский обозначает Расхитительница Гробниц, – это один из самых древних и один из самых старинных игровых сериалов мира. Если бы человечество задалось целью создать общий обзорный, рекламный, краткий трейлер, то гражданка Лара Крофт обязательно бы засветила в этом самом трейлере своё лицо, а может и что-то другое, поскольку Tomb Raider – это символ игростроя.
Раз вы тут, значит, вам небезразличен этот сериал. Возможно даже, что вы являетесь большим его фанатом. Тем более будет интересней и нам и вам, поскольку мы приготовили для вас 10 фактов о Tomb Raider, о которых вы, возможно, не подозревали. Поплыли.
Факт №1. Первую Tomb Raider делали 3 года.
Сейчас никого не удивишь играм, которые делают 3-4 года. Более того, никто не удивляется и долгостроями которым по 8-10 лет. Ну, а тогда, в кучерявом 1993-м году игры делали гораздо быстрее. Если игру делают больше года, то вопрос о её последующей прибыльности становится особенно остро. Прямая аналогия с бюджетными порнофильмами: такое кино снимают максимум 2 недели, иначе просто не выгодно. Ну, а тут целых 3 года и ради чего? Ради какой-то девушки с пистолетами, которая распутывает головоломки и похищает артефакты? Тогда ещё не было понятий «инди-проект», но первая Tomb Raider была именно инди-игрой, потому, что над ней работало всего 6 человек. Все три года игру делали шестеро ребят, в свободное от работы, и других дел время. Главным у них был некто Тоби Гард, которому нужно сказать спасибо за создание самого персонажа Лары, в которую мистер Гард то ли вложил характер своей жены, то ли характер той, на которой он бы женился.
Факт №2. Лара Крофт изначально была мужчиной.
Вот мы и поймали мистера Тоби Гарда сотоварищи на горяченьком. Как оказалось, перед тем, как посвятить свою жизнь разработке игр о сексуальной, грудастой и резвой искательнице приключений, разработчики планировали в роли мисс Крофт брутального мужика. Но, к счастью, такой мужик уже был, и звали его Индиана Джонс. Но мысль о смене пола мадемуазель Крофт не покидала игроделов, и, как признаётся сам Тоби Гард, на определённом этапе, когда он уже делал третий или четвёртый Tomb Raider, в рабочем коллективе чуть было не решили дать главную роль герою мужского пола. К счастью этого не произошло.
Стать мужчиной, Ларе Крофт помешал Индиана Джонс.
Факт №3. Лара Крофт могла быть чернокожей африканкой.
Толерантность из сферы развлечений сочилась уже тогда: в начале 90-ых. По этой причине Лару Крофт хотели сделать африканкой. Но уже тогда многие смекнули, что такая героиня вряд ли найдёт отзыв в сердцах и кошельках западных геймеров. Поэтому сначала её просто хотели сделать чернокожей. Затем решились на то, чтобы она была белокожей жительницей ЮАР, коих там со времён колонизации, осталось немало. Затем от Африки отказались, и сделали её чопорной и манерной англичанкой. Но всё равно следы расовых терзаний не исчезли без следа. В процессе эволюции героини можно заметить, как менялась не только белизна её кожи, но и акцент. Такие вот страсти.
Факт №4. Лара Крофт должна была быть Лаурой Круз.
Имя для Лары Крофт выбирали в телефонной книге. История умалчивает, каким именно образом происходили выборы, но, скорее всего, кто-то просто ткнул пальцем в наиболее понравившееся. Выпала Лаура Круз. Слишком по-мексикано-испански, – подумали многие, и начали коверкать имя и фамилию, добиваясь одного единственного: принятия главной героини геймерами из США, на которых-то и была в первую очередь ориентирована эта игра. А ко всяким Лаурам там бывает предвзятое отношение, особенно в северных штатах. Представителей латинской Америки не без основания недолюбливают в США, равно как и американцев в самой латинской Америке. В общем, коллегиально или авторитарно, но решено было гибридизировать Лауру Круз в Лару Крофт. На том и порешили.
Факт №5. Игру хотели сделать похожей на Принца Персии.
Принц Персии чуть не стал прототипом Tomb Raider. Знаменитый «персидский» платформер должен был стать той игрой, которая вдохновляла разработчиков на подвиги. Изначально так и решено было делать, однако в студии нашлись те, кто не без основания заявлял о том, что один Принц Персии уже есть, и нужен ли ещё один – далеко не факт. Вместе с этим, противники копирования Принца, предлагали построить геймплей на головоломках. Напихав головоломки в экшен можно было получить отличный симбиоз универсальной игры для всех полов и возрастов. Впрочем, ряд вещей Tomb Raider всё-таки унаследовал у своего «персидского» кумира. Но многое, что Tomb Raider должен был перенять у Принца Персии отпало, после того как был подтверждён пол главной героини. Игроделы решили, что не к лицу женщине махать саблями, предоставив ей возможность решать головоломки.
Грудь Лары Крофт прошла удивительную эволюцию.
Факт №6. Грудь Лары Крофт появилась из-за технической ошибки.
Факт №7. У Лары Крофт были реальные прообразы.
Возможно, что в образе Лары Крофт, мистер Гард и хотел создать свою будущую супругу, но официальная история говорит о том, что при создании Лары вдохновлялись двумя девушками: главной героиней кинофильма Tank Girl и поп-певицей Нене Черри. Фильм, проходящий у нас под названием Танкистка, несмотря на присутствие Малькома Мак’Дауэлла, является лютым трэшем с приветом из 80-х. Ну, а если такое кино кто-то, да и смотрел, то афро-шведская певица Нене Черри у нас совсем неизвестна. Девушка, тогда, на заре 90-х, пела рэп, если его вообще можно петь, и носила имидж эдакой подзаборной задиристой пацанки. Она была, кстати, чернокожая. Возможно, отсюда и растут корни идеи сделать синьору Крофт африканкой.
Лара Крофт доказала, что девушки тоже могут быть главными героинями видеоигр.
Факт №8. Tomb Raider помогла Sony побороть Nintendo.
Sega Saturn – классическая консоль золотой эпохи компании, с шестью кнопками и фирменным дизайном. Именно обладатели этой видеоприставки впервые и увидели первую часть Tomb Raider. А звёздный дебют на PlayStation случился немного позже, когда в Sony уже конкретно обратили внимание на успешный игровой сериал, набирающий обороты и начинающий обрастать армией поклонников. Многие, кстати, связывают успех PlayStation именно с Tomb Raider. Это сейчас против PlayStation не попрёшь. Это сейчас данная консоль явный авторитет, а тогда, в эпоху расцвета игростроения, приставка сражалась за место под солнцем с Nintendo 64. Стоит также добавить, что в Sony предлагали объединиться вместе с Sega, с целью создать единую консоль, но недальновидное руководство Sega отказалось, за что и поплатилось: у него увели Tomb Raider, отняли рынок и завершили золотую эпоху компании.
Факт №9. Первая Tomb Raider разошлась тиражом в 7 миллионов.
Первую Tomb Raider делали 3 года с небольшим. Но делали с любовью и вручную, не так, как делают игры сейчас. Отдача не заставила себя ждать: игру купили 7 миллионов раз, при этом нужно понимать, что все эти 7 миллионов составляли коробочные, физические носители. Лара стала жутко популярна. Предприниматели стали делать плакаты с ней, штамповать школьные тетради, а дизайнеры выпускать различные приличные и не очень приличные материалы, где Лару помещали уже в 3D-формат. По словам разработчиков, это навело их на мысль о том, что пора переводить Tomb Raider из разряда 2D-платформера в полноценный, насколько это было возможно тогда, 3D.
Факт №10. Лара Крофт доказала, что главным героем видеоигры может стать женщина.
Последний факт особенно понравится феминистам, метросексуалам, аксакалам и прочим саксаулам, которые считают, что женщин унижают везде и всюду. В общем, Лара Крофт по праву может носить звание первой игровой героини женского пола, которая приобрела мировую популярность. О Tomb Raider тогда писали не только игровые издания, которым на роду написано делать это, но и серьёзные деловые журналы и газеты типа Time или The Telergaph. Это-то и сломило её создателя – мистера Гарда, который по его словам, не вынес всей той попсы, которая окружила его персонажа. Лара Крофт позировала в бикини, рекламировала всякую ерунду, участвовала во множестве проектов эротического содержания, стала неофициальным талисманом группы U2 и совершила много других непотребных вещей. В общем, пошла во все тяжкие. Её создатель не вынес удара, и ушёл из студии Core Design в 1997-м году. Уход на вольные хлеба оказался не окончательным, и через несколько лет он вернулся назад.
Кто и как придумал Лару Крофт, история двадцатилетней франшизы
Приключения Лары Крофт являются одной из самых дорогих развлекательных франшиз в мире. На март 2018 года намечена премьера нового фильма про приключения английского Индианы Джонс в шортиках, главную роль в котором исполнит шведская актриса Алисия Викандер.
От нацистки до Круз
С 1988-го по 1995 год английская игровая студия Core Design выпустила порядка шестидесяти игр, а большого прорыва так и не случилось. Игры (в основном типичные для середины девяностых «стрелялки» и «бродилки») не были плохими, просто несколько терялись на фоне успешных и смелых идей конкурентов.
Студийный художник Тоби Гард предложил идею игры, которая из-за плеча больше напоминала бы приключенческий фильм, нежели игру. Он предложил заставить игрока пробираться через мир, полный секретов и опасностей, окружив его со всех сторон ловушками, препятствиями и головоломками.
Идею одобрили, Core начала разработку, но как только дело дошло до главного героя, работа застопорилась. На первых же набросках был изображён мужчина в шляпе с кнутом. Не дожидаясь судебного иска от авторов Индианы Джонса, Core решили отойти от привычных клише приключенческого жанра и сделать главного героя женщиной.
В середине девяностых такое решение никому и в голову прийти не могло. По результатам всех исследований того времени, в игры играли, как правило, мальчики и мужчины, которым женщины в играх нужны были лишь на правах спасаемых заложниц. Как главный женский персонаж повлияет на продажи, никто предсказать не мог.
Художники студии понимали риски, но предлагали варианты персонажа — один удивительнее другого. На стадии подготовки дизайна они то рисовали мускулистых женщин-силачей, то стройных блондинок в очках, то практически нацистку в берцах и камуфляже. После нескольких десятков концепций, отправленных в мусорное ведро, разработчики остановились на варианте, где была изображена смугловатая женщина южно-американского происхождения по имени Лаура Круз — атлет, эксперт по выживанию и археологии.
Лаура Круз, по недошедшим до нас причинам, не устроила верхушку студии. Не устроила ни именем, ни историей происхождения. Первую проблему Гард и команда решили, просто открыв первый попавшийся телефонный справочник и начав диктовать оттуда первые попавшиеся имена с инициалами L.C. Со второй проблемой разобрались радикально: вместо жёсткой и грубоватой Круз появилась Крофт — потомок графского рода Крофтов, отринувшая комфорт родового гнезда и бросившаяся на поиски приключений и артефактов исчезнувших цивилизаций.
Игры по-крупному
Легенда об источнике сексуальной привлекательности Лары уже двадцать лет является одним из главных элементов игрового фольклора. Работая над моделью персонажа, Тоби Гард неудачно двинул мышкой и, вместо того чтобы увеличить объём груди героини на 50%, увеличил его на 150%. Команда встретила изменения в пропорциях наследницы графского рода с таким одобрением, что Гард решил ничего не исправлять.
Этого хватило. Сыграла ли ключевую роль грудь героини или приключенческий сюжет, но игра под названием Tomb Raider («Расхитительница гробниц») сметалась с полок, как холодная минералка в летнюю жару. Лара Крофт вместе со своей косой прочно закрепилась сначала в топах продаж, затем в списках лучших игр года, затем десятилетия.
К вопросам сексуальности Лары часто относились двояко. Одни женщины видели в мисс Крофт прежде всего образ сильной женщины, никогда не нуждающейся в чьей-либо помощи (в 90% игр героиня действует абсолютно одна), однако другие обвиняли создателей в том, что пол героини выбран только для того, чтобы облегчить рекламу игры, мол, мужчины-геймеры точно клюнут на фигуристую женщину на обложке, а ошибка Гарда с грудью — никакая не ошибка. Кто прав, кто нет — разобраться сложно, но Tomb Raider и по сей день остаётся единственной успешной игровой серией с женщиной в главной роли за всю историю видеоигр.
В течение семи лет Core Design выпустили шесть игр Tomb Raider (это не включая дополнения к некоторым из них). Победная серия закончилась на Tomb Raider: Angel of Darkness, которая разошлась смешным для серии блокбастеров тиражом в 2,5 миллиона копий. Что многие другие игры того времени посчитали бы за внушительные цифры, для сверхуспешного сериала выглядело провалом. Для сравнения: первые две игры суммарно разошлись 16 миллионами копий.
Расхитительницу гробниц отправили в заслуженный отпуск, передав разработку компании Crystal Dynamics, авторам серии платформеров Pandemonium и вампирской саги Soul Reaver, известным игрокам «за тридцать».
Каникулы Лары продлились три года. В 2006 году на первый юбилей серии фанаты получили Tomb Raider: Legend — одну из лучших игр сериала, которую даже 10 лет спустя совсем не стыдно запустить и пройти повторно. Новые разработчики из Crystal Dynamics подтянули графику, написали игре вменяемый сценарий и, можно сказать, изобрели приключенческие игры заново.
Годом позже выйдет юбилейный ремейк самой первой части с новой графикой и физикой объектов. Ещё один год понадобится, чтобы сделать заключительную часть приключений непоседы-археолога Tomb Raider Underworld. Игра была тепло, но уже с некоторой усталостью принята критиками, после чего на некоторое время Лару убрали в архив.
Приключения без джойстика
К этому моменту Лара Крофт уже засветилась на обложках нескольких крупнейших мировых журналов (включая Playboy) и практически стала вторым по узнаваемости героем компьютерной игры после Марио. Вопрос экранизации приключений женщины-археолога решился с запредельной скоростью: первая игра вышла в 1996-м, первые наброски одной из версий сценария датируются 1998 годом, а сами съёмки прошли в 2000 году.
Фильм «Лара Крофт. Расхитительница гробниц» вышел летом 2001 года и собрал 274 миллиона долларов при бюджете в 115. Режиссёром фильма выступил Саймон Уэст, больше всего известный на тот момент по своему дебютному боевику «Воздушная тюрьма».
Главную роль исполнила голливудская актриса Анджелина Джоли. Отца героини сыграл настоящий отец Джоли — актёр Джон Войт, а среди героев второго плана можно увидеть ещё совсем молодого Дэниела Крэйга — задолго до того, как он наденет костюм агента 007.
По сюжету фильма, Лара Крофт пытается заполучить могущественный древний артефакт до того, как контроль над ним получит тайное общество иллюминатов накануне грандиозного парада планет. К сценарию фильма у многих критиков нашлось предостаточно претензий.
Развлекательный портал IGN поставил ленте оценку 0.0 баллов, сославшись на то, что ни один элемент фильма не заслуживает похвалы. Однако легендарный критик Роджер Эберт поставил фильму три звезды из четырёх, поразившись тому, как глупость и непосредственность фильма создателям удалось возвести в абсолют, получив при этом крайне приятный глазу результат.
Продолжение фильма под длинным названием «Лара Крофт. Расхитительница гробниц — 2. Колыбель жизни» вышло ровно через два года. Сюжет сиквела оказался ещё слабее, бюджет меньше, а кинотеатральные сборы просели ровно в два раза. Итог оказался закономерен: прошло целых 13 лет, как начала появляться первая более-менее обстоятельная информация о новом фильме про Лару Крофт.
В новом фильме, запланированном на весну 2018 года, расхитительницу гробниц сыграет шведская актриса Алисия Викандер, обладательница «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Девушка из Дании». Постановкой фильма займётся норвежский режиссёр Роар Утауг, снявший у себя на родине фильм-катастрофу «Волна» в 2015 году.
Для любителей экзотики существует десятисерийный первый сезон анимационного шоу Re/Visioned, посвящённый Ларе Крофт, премьера которого состоялась на видеосервисе GameTap в 2007 году. Ключевой особенностью сериала является то, что дизайн персонажей и визуальный стиль меняется от серии к серии вместе с художниками, что позволяет взглянуть на один и тот же образ любительницы приключений под разными углами. Со второго сезона сериал переключился на другие игры.
Лара сегодняшнего дня
После очередного перерыва в несколько лет Лара Крофт вернулась на телевизоры и мониторы в новой серии игр. Новая глава, вышедшая в 2013 году, полностью перечеркнула наследие предыдущих, так что первую часть глобальной «перезагрузки» назвали просто Tomb Raider, без цифр и подзаголовков. В этой части молодую и неопытную Лару выбрасывает на берег после крушения корабля археологической экспедиции, после чего она вынуждена заниматься поисками выживших членов команды, раскрытием тайн острова, охотой и собирательством, а также поголовным истреблением групп бандитов, наёмников и «культистов».
Как раз последнее занятие и вызвало у критиков и игроков наибольшее изумление. Многие заметили странное несоответствие между образом ранимой девушки, попавшей в сложные обстоятельства, и её предрасположенностью к насилию. Щупленькая Лара Крофт, с боевым дробовиком наперевес расстреливающая целые полки врагов, больше напоминала спецназовца, чем археолога и исследователя.
Возрождение из пепла
Дважды ушедшая на творческие каникулы и дважды триумфально вернувшаяся, сменившая за это время стилистику полдюжины раз, породившая целый поджанр приключенческих игр с пещерами, островами и гробницами, Лара была и остаётся расхитительницей гробниц, которой не грозят за её расхитительную деятельность никакие наказания.
Ведь самое страшное наказание для выросших в одно время со своими кумирами — это когда они уходят. А Лара никуда, очевидно, уходить не собирается.