тихая моя родина почему поэт так говорит
«Тихая моя родина» анализ стихотворения Рубцова по плану кратко – тема, идея, жанр
Николай Михайлович Рубцов известен, прежде всего, своими лирическими произведениями, воспевающими красоту природы. Одной из известных работ поэта является стихотворение «Тихая моя родина», каждое слово которого пропитано любовью к малой родине. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тихая моя родина» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
История создания – Стих написан в 1964 году, после поездки поэта в небольшой городок Няндомы, в котором прошло его детство. Стих посвящен русскому писателю В. Белову.
Тема стихотворения – Любовь к малой родине.
Композиция – Композиция простая, состоит из двух частей. В первой части автор предается воспоминаниям детства, во второй – указывает на неразрывную связь с малой родиной.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Трехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.
Метафоры – «тихая моя родина».
Эпитеты – «тихая», «жгучая», «веселая».
Олицетворения – «речка будет бежать и бежать».
Сравнения – «словно ворона веселая».
Краткий анализ
Николай Михайлович написал стихотворение в 1964 году, под впечатлением от поездки в Няндомы. В маленьком северном городке прошло раннее детство поэта, прожившего здесь с семьей до 6 лет.
Возвращение на малую родину оказало сильное влияние на Рубцова. Его чувства были весьма противоречивы: с одной стороны – светлые воспоминания безмятежного детства, с другой – легкая грусть от того, что за прожитые годы здесь все изменилось.
Однако это не помешало поэту ощутить сильную связь с дорогим сердцу местом. Переполняющие его эмоции он вылил на бумагу, написав стихотворение «Тихая моя родина». Рубцов посвятил его известному русскому писателю В. Белову, родиной которого также была средняя полоса России.
Центральная тема произведения – неразрывная связь лирического героя с родными местами. По сути, данное стихотворение является признанием в любви к малой родине, где прошли счастливые детские годы автора.
Вернувшись на родину, он ищет знакомые места, но за годы разлуки многое изменилось: зарос купол церкви, вырыт новый канал, погост расположен на другом берегу реки. Это навевает легкую грусть, однако не мешает лирическому герою испытать радость от встречи с родным краем.
Параллельно с любовью к малой родине в произведении раскрывается тема сыновьей любви. В родных местах похоронена мать лирического героя, и первым делом он стремится найти ее могилу.
Во время прогулки по родным местам, автор впитывает дорогие его сердцу пейзажи, которые навсегда останутся в его душе. В финале произведения он признается в любви к родине, ощущая с ней «самую жгучую, самую смертную связь».
Композиция
Композиция произведения отличается простотой и последовательностью. Условно стихотворение можно разделить на две части.
Произведение написано в жанре пейзажной лирики, поскольку автор с любовью описывает места своего счастливого детства.
Плавность и размеренность стихотворению придает трехстопный дактиль – трехсложный стихотворный размер, в котором ударение делается на первом слоге.
Средства выразительности
Для описания родных мест автор использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («тихая моя родина»), эпитеты («тихая», «жгучая», «веселая»), олицетворения («речка будет бежать и бежать»), сравнения («словно ворона веселая»).
Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина» (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».
1. Объясните название стихотворения.
— Стихотворение называется «Тихая моя Родина», потому что лирический герой рассказывает о чувствах, которые вызывает у него то место, где он родился и где прошли его детские годы.
2. Назовите систему художественных образов стихотворения.
— Художественные образы стихотворения: лирический герой (от его лица ведется рассказ), местные жители, а также предметы внешнего мира: ивы, река, соловьи, погост, обоз, церковный купол.
3. Что лирическому герою особенно дорого?
— Лирическому герою дорого всё, что связано с родной землей: « С каждой избою и тучею, / С громом, готовым упасть, / Чувствую самую жгучую, / Самую смертную связь».
4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части?
— В стихотворении можно выделить три части:
1). Введение (строфа № 1): автор намечает тему лирического повествования («малая родина»).
2). Основная часть (строфы №№ 2 – 6): встреча лирического героя с родной землей после долгой разлуки.
3). Заключение (строфа № 7): автор подчеркивает свою любовь к малой Родине, свою неразрывную, «кровную» связь с ней.
5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя.
— Лирический герой испытывает тихую грусть, любовь к родным местам. Если первые строчки наполнены тихой, светлой радостью от встречи с родными местами, то в конце фраза приобретает особую твердость, чтобы подчеркнуть силу любви к своей родине.
6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине?
— О том, что герой долго не был на своей малой родине, свидетельствует то, что он без посторонней помощи не может отыскать погост (кладбище), произошедшие в селе изменения сильно врезаются в его сознание: купол церкви зарос яркой травой, речка заросла тиной, перед школой – новый забор. Село изменилось, но в сознании героя сохранились картины прошлой жизни («Тихая моя Родина, / Я ничего не забыл»), лирического героя по-прежнему тянет к родным местам, вновь хочется окунуться в мир детства.
7. Каким размером написано стихотворение?
— Стихотворение написано дактилем.
8. Определите тип рифмовки.
Тип рифмовки – перекрестная (рифмуются строки №№ 1 и 3, 2 и 4).
9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение).
— Эпитеты: «тихая» родина, «детские» годы, «церковная» обитель (метафорический эпитет); «яркая» трава; «зеленый» простор; ворона «веселая», речка «туманная», «жгучая, смертная» связь с родиной.
— Олицетворение: речка за мною туманная // Будет бежать и бежать (этим олицетворением показана значительная протяженность речки – видимо неширокой, с быстрым течением).
10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная?
— Река – как жизнь. Неизвестно, как сложится жизнь, какая она будет – легкая или тяжелая.
11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам?
— «Чувствую самую жгучую, // Самую смертную связь». Это эпитеты.
12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)?
— Своим стихотворением автор хотел сказать, что нет для человека ничего дороже, чем его Родина, его малая Родина, независимо то того, сколько лет прошло с того момента, когда человек уехал с нее.
13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».
1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».
1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».
1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».
1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».
1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».
1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».
1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».
1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Тихая моя родина» анализ стихотворения Рубцова по плану кратко – тема, идея, жанр
Николай Михайлович Рубцов известен, прежде всего, своими лирическими произведениями, воспевающими красоту природы. Одной из известных работ поэта является стихотворение «Тихая моя родина», каждое слово которого пропитано любовью к малой родине. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тихая моя родина» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
История создания – Стих написан в 1964 году, после поездки поэта в небольшой городок Няндомы, в котором прошло его детство. Стих посвящен русскому писателю В. Белову.
Тема стихотворения – Любовь к малой родине.
Композиция – Композиция простая, состоит из двух частей. В первой части автор предается воспоминаниям детства, во второй – указывает на неразрывную связь с малой родиной.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Трехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.
Метафоры – «тихая моя родина».
Эпитеты – «тихая», «жгучая», «веселая».
Олицетворения – «речка будет бежать и бежать».
Сравнения – «словно ворона веселая».
Средства выразительности
Для описания родных мест автор использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («тихая моя родина»), эпитеты («тихая», «жгучая», «веселая»), олицетворения («речка будет бежать и бежать»), сравнения («словно ворона веселая»).
Анализ стихотворений«Три пальмы» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – жанр, главная мысль, метафоры и антитеза
Анализ стихотворений«Родина» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – эпитеты, история создания, средства выразительности, жанр
Краткий анализ
Николай Михайлович написал стихотворение в 1964 году, под впечатлением от поездки в Няндомы. В маленьком северном городке прошло раннее детство поэта, прожившего здесь с семьей до 6 лет.
Возвращение на малую родину оказало сильное влияние на Рубцова. Его чувства были весьма противоречивы: с одной стороны – светлые воспоминания безмятежного детства, с другой – легкая грусть от того, что за прожитые годы здесь все изменилось.
Однако это не помешало поэту ощутить сильную связь с дорогим сердцу местом. Переполняющие его эмоции он вылил на бумагу, написав стихотворение «Тихая моя родина». Рубцов посвятил его известному русскому писателю В. Белову, родиной которого также была средняя полоса России.
Возможно вам будет интересно
Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои.
Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу.- Тихо ответили жители: — Это на том берегу.
Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина Там, где купаться любил… Тихая моя родина, Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою, Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная. Время придет уезжать — Речка за мною туманная Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.
Центральная тема произведения – неразрывная связь лирического героя с родными местами. По сути, данное стихотворение является признанием в любви к малой родине, где прошли счастливые детские годы автора.
Вернувшись на родину, он ищет знакомые места, но за годы разлуки многое изменилось: зарос купол церкви, вырыт новый канал, погост расположен на другом берегу реки. Это навевает легкую грусть, однако не мешает лирическому герою испытать радость от встречи с родным краем.
Параллельно с любовью к малой родине в произведении раскрывается тема сыновьей любви. В родных местах похоронена мать лирического героя, и первым делом он стремится найти ее могилу.
Во время прогулки по родным местам, автор впитывает дорогие его сердцу пейзажи, которые навсегда останутся в его душе. В финале произведения он признается в любви к родине, ощущая с ней «самую жгучую, самую смертную связь».
Анализ стихотворения Рубцова Тихая моя родина
Николай Рубцов – лирик XX века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине.
Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, выходец из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…», «новый забор перед школою». Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
В этом лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною туманная будет бежать и бежать». Ключевым словом становится эпитет «тихая», с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Этот эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:
Тихо ответили жители,
Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства:
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.
Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души
Главный герой стихотворения Н. Рубцова – его «малая» родина.
Первая строчка – обращение к ней, и такая громкая форма, как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест. «Ивы, река, соловьи…» Это то, что было всегда, что осталось неизменным. Герой приехал за памятью, за своим детством. Он не смог без посторонней помощи найти кладбище, где была похоронена мать. Местные жители «тихо» ответили на вопрос, обоз «тихо» проехал, даже церковь «тихо» заросла травою. Символичен тихий ответ: «Это на том берегу». Герой переходит через реку памяти и продолжает узнавать и не узнавать:
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Многое изменилось, но два времени как бы сосуществуют в душе героя: осн видит то, чего уже нет. Остановившись у школы, в которой учился, поэт присел на забор, как когда-то сидел мальчишкой. Первая часть стихотворения кончается так же, как и начинается, – обращением. Только «школа моя деревянная» – это не только обычная сельская школа, но и малая родина поэта, школа жизни, где он когда-то закончил школу, впервые любил и впервые дружил, похоронил мать.
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
Герой уедет, придет время уезжать, но река времени не изменит свой бег. Никто не знает, что будет в будущем, но каждый помнит, что было в прошлом. Память устроена так, что сохраняет в неприкосновенности воспоминания детства, юности, как самое дорогое, что у нас есть.
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души.
История создания
Стихотворение было написано в 1964 году. Перед созданием Николай Рубцов приехал в Няндома — это была его родина, и в маленьком северном поселке он прожил первые шесть лет жизни. Возвращение на малую родину было для него двойственным. С одной стороны, он вспоминал множество светлых моментов, с другой — грусть оттого, что многое изменилось.
Посещение родных мест вызвало у него сильнейший эмоциональный отклик. Он посвятил стихотворение писателю В. Белову, который родился в средней полосе России. Рубцов неоднократно поднимал тему любви к месту появления на свет в своих работах.
Анализ стихотворения «Ночь на родине» позволяет выделить основную мысль текста — герой рассказывает об умиротворяющей природе о своем состоянии.
Поэт неоднократно подчеркивал, что между ним и природой есть неразрывная связь. Это основная мысль «Ночи на родине» и других стихотворений. Особенно прекрасна плавная и спокойная интонация работ. Она хорошо передает настроение автора.
Художественные средства
Для передачи настроения героя и для описания его малой родины Рубцов использует синтаксические и лексические средства языка:
Таким образом, стихотворение Рубцова передаёт ощущения лирического героя, который вернулся туда, где он вырос. Хотя многое уже изменилось, он всё-таки чувствует связь с этими дорогими сердцу местами.
ТЕМА УРОКА: Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения).7класс,1час.
Оформление доски: вывешены репродукции картин И.Левитана «Март», «Вечный покой», рисунки учащихся,созданные на стихотворение Н.Рубцова, выписаны три слова «Родина», «Отечество», «родина».
Цели и задачи урока: 1. Работа над стихотворением Н.Рубцова « Тихая Моя Родина».
2. Учить анализу литературного произведения малой формы с элементами лингвистического разбора.
З. Способствовать развитию монологической и диалогической речи; развитию памяти, воображения.
4. Воспитывать чувства любви и уважения к своей родине.
Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа,пересказ (сжатый)учащегося по заданной теме, выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения, словарная работа с текстом художественного произведения (методы деятельности-репродуктивный, частично-поисковый).
Учащиеся прослушивают куплет из песни М.Матусовского « С чего начинается Родина?».
По словарю определяется лексическое значение слова «Родина»: 1.Родина-страна, в которой человек родился и гражданином которой он является (синоним «Отечество»).2.Место, где человек родился, где живут его родные и близкие (малая родина).
Учитель: Наша Родина-Россия. Малая родина-Кобралово. Наш разговор сегодня о малой родине. Что по мнению автора песни, которую вы прслушали, является родиной?
(Варианты записей в тетради: школа, мать, верные товарищи, березка в поле,весенняя запевка скворца, проселочная дорога без конца и т.д.)
Учащиеся получили домашнее задание на урок:
1. Прочитать стихотворение Н.Рубцова « Тихая моя родина».
Перед уроком рисунки развешиваются на доске.
Учитель читает стихотворение. Обращает внимание на эпитет в названии «тихая», просит подобрать синонимы.Получается следующий ряд: « тихая – безмолвная, беззвучная, бесшумная; смысловые синонимы: скромная, простая.
Учитель: Название стихотворения переходит в первую строчку стихотворения. Эта же строка становится восклицательным предложением. Почему? Наверное, потому, что здесь прошло детство, и для поэта лучше места нет!
Биографический факт (домашнее задание): Родился Н.Рубцов в 1936году в поселке Елец Архангельской области. Когда началась война, его отец ушел на фронт и вскоре погиб, а мать заболела и умерла. Мальчик был отправлен в детский дом, находившийся в селе Никольское Вологодской области, где прожил семь сиротских лет. И наверное, в памяти впслывали места, где когда-то жил, годы, когда была семья…
Учитель: Свое стихотворение поэт посвящает В.Белову, который в своих произведениях (прозе и поэзии) описывает русскую деревню, самобытную сельскую жизнь. Какой же предстает перед нами родина н.Рубцова?
«Зарисовки» поэта: ивы, река, соловьи, кладбище (мать здесь похоронена), заброшенная церковь, заболоченный пруд, школа, туманная речка, деревня.
Рассматриваем выставку рисунков учащихся по стихотворению.
Учитель: Поэт в стихотворении не раз пишет: « …тихая, тихо ответили, тихо проехал…». Чувствуется, что для него именно эта скромность, обычность, простота и есть самое главное в жизни, потому что это-родина.
Задание учащимся: Определите стихотворный размер стихотворения.
Дактиль-трехсложная стопа в стихосложении, в которой ударение падает на первый слог из трех слогов(/_ _). Дактиль обычно литературоведы называют певучим размером. И действительно, стихотворение Н.Рубцова необычайно певуче и лирично. Оно могло быть песней, может быть. Строчки одного четверостишия переходят плавно в другое.
«…Тихо ответили жители: (2-ое четверостишие)
«…Тихо ответили жители, (3-ое четверостишие)
Вопрос учащимся: А если бы стихотворение стало бы песней, какая это была бы песня?
Ответ: Лиричная, грустная.
Учитель: Невозвратно прошли годы, изменилось все с детства кругом:
«…Купол церковной обители
Яркой травою зарос…»
«…Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…».
Но в грустную канву воспоминаний ярким веселым всплеском входят слова:
« …Школа моя деревянная!…»
«…Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!…» (сравнительный оборот).
Почему «ворона»? Как знать, может быть, еще с детства в памяти звучат слова учителя: « Не считай ворон, думай хорошенько!»
« Я ничего не забыл, пишет Н Рубцов. Встреча поэта с родиной навевает вопоминания, и поэтому в стихотворении он не раз обрывает строки многоточием. Эмоции сильны до сих пор, поэтому восклицательные предложения. «Тихая» родина встречает Рубцова мягким, чуть слышным шуршанием листвы, которое мы слышим в звуках слов / х,г,ч,в,и./: тихо, тишина, покой…
Когда-то Н.Рубцов с грустью написал о Сергее Есенине:
«…Да, недолго глядел он на Русь
Голубыми глазами поэта…».
Увы, непродолжительной оказалась и жизнь самого Н.Рубцова, короткой и нелегкой, но осталась его поэзия. Самый,пожалуй,неоспоримый признак истинной поэзии – ее способность вызывать ощущение самородности,нерукоторности,безначальности стиха. Кажется,что стихи эти никто не создавал,что поэт только только извлек их из вечной жизни родного слова,где они всегда тайно пребывли.
Лучшие стихи Рубцова обладают этим редким свойством, поэтому, говоря словами поэта,мы будем всегда (перефразируя немного) «…чувствовать самую жгучую, самую смертную связь…» с ним…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить наизусть стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина».
Краткое содержание
Стихотворение начинается с описания природы. Герой проходит мимо ив, которые были в его детстве, видит реку. В этой же местности похоронена его мама, но он не помнит, где находится погост. Местные жители подсказали ему, что нужно идти на другой берег. Вокруг стоит тишина, даже обоз не издает громких звуков.
Герой идет дальше и видит заброшенную церковь, которая поросла травой. Озеро, которое служило местом для рыбной ловли, высохло и стало местом для выращивания травы для сена. Между реками люди вырыли каналы, в итоге там, где купался герой в детстве, образовалась болотина с тиной.
Но было и нечто хорошее в окружающем пейзаже. Возле школы поставили новый забор, и герою хотелось, как раньше, сесть на него. Само здание такое же, как и в детстве, — деревянное.
В последних строках герой признается в любви к родине и нерушимой смертной связи с ней. Это касается не только дома, где он рос, но и каждой местной избы, леса, грома и дождя — все это воплощение родного края для героя.
Художественные приемы
В стихотворении можно выделить две части: первая рассказывает о воспоминаниях поэта и каждая строчка говорит о сокровенных моментах жизни. Вторая часть посвящена признанию к родным местам. Простая речь и красивые описания природы позволяют сразу представить одну картину: герой идет по улицам городка и последовательно рассказывает о том или ином месте.
Рубцов использовал следующие средства выразительности:
Жанр стихотворения — пейзажная лирика. Автор с особым трепетом описывает места своего детства. Он не уточняет в тексте утром или вечер в городе, но это и неважно. Главное то, что он вернулся на малую родину.
Само стихотворение является признанием в любви к местам детства. Рубцов с нежностью описывает заброшенную церковь, реку и другие важные части города. В то же время его посещает светлая грусть, так как многое изменилось. Но все это не отравляет чувства от встречи с родным краем.
В стихотворении скрыта еще одна тема — сыновний долг. Первым делом герой начинает искать могилу матери. Он спрашивает, где погост, и отправляется к нему. По дороге он вспоминает разные события. Лирика Рубцова спокойная и мелодичная. Его работы наполнены разными эмоциями, поэтому они такие ценные.