тест роршаха что это такое
Тест Роршаха: картинки и расшифровка. Описание карточек
Тест Роршаха (тест чернильных пятен) — проективный тест, с помощью которого на основе интерпретаций чернильных пятен можно проанализировать личность человека и определить черты его характера.
Герман Роршах (1884-1922) — швейцарский врач-психиатр. Он был старшим сыном художника, который, достигнув успеха, зарабатывал на жизнь преподаванием в Цюрихе. Благодаря отцу еще в детстве стал увлекаться искусством чернил и в средней школе имел прозвище «Клекс» (букв. «чернильное пятно»).
После школы, которую он окончил с отличием, Роршах поступил в колледж на медицинский факультет. В 1912 году получил степень доктора медицины в Цюрихском университете и с тех пор работал в различных психиатрических клиниках.
В 1911 году, еще во время учебы в университете, Герман Роршах начал эксперименты с участием школьников. С помощью чернил он пытался выяснить, имеют ли художественно одаренные дети лучше развитое воображение. Соответствующие выводы он делал на основе их интерпретаций чернильных пятен.
Хотя результаты данного эксперимента не сохранились, тесты Роршаха существенно повлияли не только на дальнейшую научную деятельность Германа, но и в целом на развитие психологии. Роршах не был первым ученым, который обратился к чернильным пятнам в своей работе, однако в его эксперименты были впервые использованы как важное средство для анализа.
В течение следующих десяти лет Роршах проводил исследования для совершенствования своего метода изучения черт личности с помощью чернильных пятен. Работая в психиатрической клинике он анализировал восприятие психически нездоровых и эмоционально нестабильных лиц. А привлекая к исследованиям здоровых людей, смог создать обобщающий тест.
Роршах изложил свои взгляды в книге «Психодиагностика» (1921). В ней ученый сформулировал собственную теорию личности. Согласно ей, для всех людей характерна совокупность интровертированных и экстравертированный черт — их мотивируют как внутренние, так и внешние факторы.
Экстраверсивный тип — это такой тип личности, который преимущественно обусловливает свое поведение причинами, лежащими вне его «Я», а интровертированный строит свою деятельность исходя из внутренних причин, присущих его «Я».
Понятие экстраверсии и интроверсии у Роршаха не полностью совпадает с таковыми у других известных психологов — К. Юнга, Г. Айзенка и др. Соотношением между параметрами интроверсии и экстраверсии («экстратензии» по Роршаху) определяется «тип переживания» — важнейший показатель теста Роршаха. Тип переживания указывает на то, «как», а не «что» именно переживает индивидуум, как он взаимодействует со своим окружением. Интроверсия больше зависит от внутренних переживаний, экстратензия — от внешних впечатлений.
Роршах считал, что на основе теста чернильных пятен можно определить некоторые из этих черт и выявить как психические отклонения, так и сильные стороны человека. Преобладание у тестируемого кинестетических ответов (по движению) связано с интроверсивным типом переживания, преобладание цветовых ответов — с экстратензивным. Помимо установления общей направленности личности («тип переживания») тест Роршаха позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность человека.
Когда книга Роршаха вышла в печати, психиатры основном проигнорировали ее, так как в то время господствовало убеждение, что личность нельзя проанализировать или протестовать. В 1922 году специалисты обратили внимание на тест Роршаха, и на заседании Психоаналитического общества был поднят вопрос о дальнейшем совершенствовании эксперимента.
Герман Роршах умер от аппендицита в апреле 1922 года, в возрасте тридцати семи лет, не дожив до мировой популярности своего теста.
В настоящее время известны многочисленные вариации теста чернильных пятен, разработанные по образцу теста Роршаха, а также его модификации для проведения индивидуального и группового обследования.
Диагностические показатели теста Роршаха не имеют строго однозначной психологической интерпретации для всех исследуемых. Результат достигается непосредственным контактом с тестируемым, его углубленным изучением и интерпретацией его индивидуальных ответов. Несмотря на то, что до сих пор нет научной теории, однозначно подтверждающей правоту Роршаха и связывающей особенности интерпретации стимулов теста с личностными характеристиками, его методика широко используется в психологической и лечебной практике. Валидность теста Роршаха подтверждена многочисленными исследованиями. В 1980-90-х гг. подтверждена и высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом.
Как и прочие известные психологические методики, тест Роршаха давно вышел за рамки психологии и психиатрии и стал частью мировой масс-культуры. Он фигурирует в многочисленных литературных произведениях, комиксах, фильмах, сериалах, и даже в fashion-показах, когда дизайнеры используют характерные пятна в линейках модной одежды.
Видео. Культовый персонаж комикса и фильма «Хранители» (2009) Роршах проходит тест чернильных пятен:
Пятна Роршаха в дизайне одежды:
Для проективного теста Роршаха нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью — черными, двумя — красными и черными и тремя — разноцветными. Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке, а потом спрашивает тестируемого, что это может быть. Когда участник эксперимента увидит все чернильные пятна и поделился соответствующими соображениями, исследователь снова показывает карточки одна за другой.
Тестируемый должен назвать все, что видит, уточнить, где он/она это видит и почему чернильное пятно вызывает у него тот или иной образ. Карточку можно крутить, наклонять, переворачивать вверх ногами — то есть рассматривать, как заблагорассудится. Записываются все слова и действия пациента, а также отмечается продолжительность ответов.
Отсутствие реакции или неспособность описать изображенное на карточке может означать наличие психологической блокировки в сфере, представленном такой карточкой, или временное нежелание принимать такую сферу.
Каждый ответ теста Роршаха расшифровывается и классифицируется с помощью специально разработанной системы символов по 5 категориям:
Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретации. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.
Затем ответы анализируются и подсчитываются. На основе ряда математических вычислений подводят итоги теста и интерпретируют конечный результат, исходя из полученных эмпирических данных.
Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»
На первой картинке теста Роршаха только черные чернила. Карточка, с которой начинается эксперимент, подскажет, как пациент воспринимает новые и стрессовое задачи. Участники обычно видят в изображении летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, подобного слону или кролику. Реакция на эту карточку дает общую характеристику человека.
Карточка 2. «Два человека»
На этой карточке из теста Роршаха изображена картинка красными и черными чернилами. Рисунок обычно воспринимается как сексуальный. Красные элементы пациенты часто называют кровью. Реакция на эту картинку свидетельствует о способах контроля чувств, физической боли или гнева. Люди часто видят на картинке молящегося человека; либо две фигуры; человека, который смотрит на себя в зеркало, или четырехлапое животное, подобное собаке или слону.
Карточка 3. «Два человека»
Третий рисунок теста Роршаха — картинка красными и черными чернилами. Реакция на нее свидетельствует об отношении пациента к другим людям в процессе социального взаимодействия.
Распространенные варианты восприятия изображения: две фигуры; человек, смотрящий в зеркало, бабочка или моль.
Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»
Четвертая карточка называется «отцовской». На ней — затушеванное изображение черными чернилами. Тестируемые нередко видят большую, порой жуткую фигуру — чаще мужскую, чем женскую. Восприятие этих чернильных пятен отражает воспитание человека и его отношение к авторитету. Люди вспоминают крупное животное или монстра, шкуру животного.
Карточка 5. «Летучая мышь, бабочка, моль»
На этой картинке теста Ророшаха — пятна от черных чернил. Реакция на эту карточку, так же как на первую, отражает нашу сущность. Обычно изображение не воспринимается как угрожающее. После сложных изображений на предыдущих картах эта воспринимается человеком проще, поэтому ответы бывают более развернуты. Если комментарии пациента не совпадают с комментариями относительно первой карточки, это может свидетельствовать о влиянии карточек 2-4 на восприятие. Распространенные варианты восприятия изображения: летучая мышь, бабочка или моль.
Карточка 6. «Шкура животного, кожа, ковер»
На этой карте — пятна от черных чернил, которые отличаются от других карт текстурой. Реакция на это изображение касается сферы близости между людьми, поэтому эту картинку теста Ророшаха еще называют «секс-картой». Распространенные варианты восприятия изображения: шкура животного, может свидетельствовать о страхе перед близкими отношениями, порождает у человека ощущение пустоты и изоляции.
Карточка 7. «Человеческие головы или лица»
На этой карточке — пятна черных чернил, которые обычно связывают с женственностью. Поэтому основные варианты восприятия изображения — женщины и дети, а карточку называют «материнской». Если человеку сложно описать увиденное, в ее жизни могут быть проблемы с женскими фигурами. Тестируемые видят на карте головы или лица женщин и детей, а еще поцелуй.
Карточка 8. «Животные, не кошка и не собака»
Это очень яркая карта, на которой использованы серые, розовые, оранжевые и синие чернила. Это не только первая разноцветная, но и исключительно сложная картинка теста Ророшаха. Если эта карта или кардинальное изменение изображения смущает человека, это может свидетельствовать о трудностях с реагированием на сложные ситуации или эмоциональные раздражители.
Распространенные комментарии по этой карточке — четырехлапое животное, бабочка или моль.
Карточка 9. «Человек»
На этой карте использованы зеленые, розовые и оранжевые чернила. Пятна на ней — нечеткие, и распознать изображение непросто. Большинство людей не могут разобраться в увиденном. Именно поэтому эта карта определяет умение человека справляться с недостатком структуры и уверенности. Распространенные ответы: какой-то человек или неопределенная жуткая фигура.
Карточка 10. «Краб, омар, паук»
Последняя карта теста Роршаха — самая яркая. В изображении использованы оранжевые, желтые, розовые, зеленые, серые и синие чернила. По структуре картинка подобная изображению на Карте 8, а вот по сложности — Карточке 9. Большинству тестируемых картинка кажется приятной, но люди, которым не понравилась сложная Карточка 9, могут почувствовать то же самое и по этой карте.
Такая реакция может свидетельствовать о наличии проблем с подобными, синхронными или совместимыми раздражителями. Распространенные варианты восприятия: краб, омар (лобстер), паук, морда кролика, змея или гусеница.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Тест Роршаха. Как пройти тест Роршаха? Возможные ответы и расшифровка результатов теста
Что такое тест Роршаха. Как выглядят картинки?
Тест Роршаха – это метод анализа личности, который используется в психологии и психотерапии. Во время исследования пациенту показываются картинки с нарисованными кляксами. Человек делится с врачом ассоциациями, которые у него вызывают изображения. На базе ответов специалист делает заключения о состоянии психического здоровья пациента. Также это исследование называется методом клякс.
Когда и как проводят тест Роршаха?
Как проводится тест?
Тест проводится с использованием специальных карточек, которые называются стимульным материалом. Само исследование состоит из нескольких этапов, которые выполняются последовательно, одно за другим. Первым этапом является подготовка человека, который будет проходить тест. Затем проводится основной этап исследования, на котором пациент рассматривает карточки и делится со специалистом ассоциациями, возникающими у него при изучении чернильных клякс. Потом, в зависимости от того, насколько полными были ответы пациента, психолог проводит опрос с целью дополнить полученные в ходе теста данные.
Стимульный материал для проведения теста Роршаха
Для проведения теста используются 10 карточек, на которых изображены чернильные кляксы, расположенные симметрично относительно центральной оси. Половина изображений черно-белые, на двух карточках присутствуют элементы красного цвета, на оставшихся 3 карточках кляксы разноцветные. Пятна обладают точными очертаниями, но не напоминают какой-либо конкретный предмет. Карточки показываются человеку в определенной последовательности.
Подготовка человека к проведению теста Роршаха
Проведение теста
Специалист, который проводит исследование, поочередно показывает человеку карточки и предлагает ответить, на что именно похоже данное изображение. Все ответы обследуемого записываются дословно с фиксацией времени, которое понадобилось для каждой конкретной карточки. Психолог также отмечает положение, в котором рассматривалась картинка и любые особенности поведения человека, проходящего тест.
Не рекомендуется сажать испытуемого напротив психодиагноста, так как в таком положении он чувствует себя скованно. Помимо этого невербальное поведение психолога во время теста (зевок, кивание головой, улыбка) может быть неправильно истолковано пациентом. Обследуемый может подумать, что одни варианты ответов являются более предпочтительными, а другие ответы следует утаивать. Поэтому лучше всего, если обследуемый будет сидеть по левую сторону от психолога.
Опрос
Опрос является финальным этапом тестирования и предназначен для того, чтобы психолог получил наиболее полную информацию по всем карточкам. После того как обследуемый прокомментировал все картинки, специалист заново показывает ему карточки и просит снова, но более детально описать то, что он на них видит. Психолог может попросить обследуемого указать, что именно (фрагмент рисунка или изображение целиком) вызывает у него ассоциации, которыми он поделился. Также специалист просит уточнить, насколько полно ассоциации обследуемого соответствуют тому, что изображено на карточке. Например, если первое изображение напоминает пациенту летучую мышь, психолог спрашивает, насколько сильно сходство, изображено ли животное полностью или только отдельные части его тела. Кроме того психолог может задавать и другие уточняющие вопросы, для того чтобы максимально дополнить ответы обследуемого.
Какими могут быть результаты теста Роршаха?
Во время тестирования пациент подробно описывает свои ассоциации, которые, в свою очередь, учитывает врач. Параллельно врач может задавать дополнительные вопросы. То, какие вопросы задавать и на чем конкретно заострять внимание, определяется индивидуально самим врачом. Но существует 5 позиций, которые в обязательном порядке должны учитываться при интерпретации результатов теста.
Как уже было сказано выше, данный тест диагностирует структуру личности тестируемого, а именно, особенности эмоциональной сферы, тип мышления, наличие внутриличностных и межличностных конфликтов, защитные механизмы. Результаты теста могут описывать только эти структурные личностные особенности пациента и не могут интерпретироваться как точный диагноз.
Примерный протокол проведения теста Роршаха
Целостность | Детали | Четкие формы | Нечеткие формы | Движение | Люди | Животные | |
Норма | 60 – 70%, образ воспринимается целостно | 40 – 30%, детали не должны преобладать над целым изображением | 80% | 20% | 50 – 60% | Не более 30% | Не более 25% |
Необходимо сразу отметить, что все показатели нормы очень относительные. Иногда важно не то, что увидит пациент на месте пятна, а то как он придет к этому, то есть ход его рассуждений.
Результатом теста, как правило, является личностная характеристика.
Карточка 1
Возможные варианты ответов
Вариант 1
Если на месте кляксы человек видит летучую мышь, которая ассоциируется с чем-то демоническим или неприятным, то это говорит о боязни внешнего мира и скрытых внутриличностных проблемах.
Вариант 2
Если при виде моли у человека возникает чувство опустошенности, это говорит об его уязвимости, а также о его неспособности устоять перед проблемами.
Вариант 3
Если на месте пятна тестируемый видит бабочку и при этом ощущает что-то позитивное, то это говорит о его способность расти, меняться и преодолевать трудности.
Вариант 4
Если на месте кляксы возникает образ мотылька, но при этом не возникает никаких ощущений, это говорит о том, что человек одинок, и в некоторой степени он испытывает ощущение заброшенности.
Вариант 5
Образ головы животного (чаще всего кошки) с чувством неопределенности говорит о боязни внешнего мира.
Карточка 2
Возможные варианты ответов
Отражает эмоциональное состояние человека.
Вариант 1
Если картинка ассоциируется с двумя людьми, которые находятся в движении, это говорит о наличии тесных взаимоотношений с окружающими людьми.
Вариант 2
Ассоциация кляксы с отображением человека в зеркале, говорит о его эгоцентризме, нарциссизме, неспособности воспринимать критику.
Вариант 3
Если человек видит животного, чаще всего собаку, это указывает на то, что он верный друг.
Вариант 4
Если же он видит слона, это говорит о том, что человек склонен к раздумьям.
Вариант 5
Если картинка вызывает неприятные ощущения, нечто негативное, это говорит о том, что ему предстоит встретиться со своими страхами.
Вариант 6
Ассоциация пятна с медведем и нейтральными чувствами указывает на скрытую агрессию и неповиновение.
Вариант 7
Если тестируемый видит молящихся людей, а части красного интерпретируются им как кровь, это указывает на его амбивалентное (двойственное) отношение к сексу.
Вариант 8
Если он видит молящихся людей, но при этом испытывает сложные эмоции, это говорит о том, что религия ассоциируется у него с болью.
Вариант 9
Если тестируемый просто видит людей, а красный цвет интерпретирует как нечто сексуальное, это говорит о повышенном либидо.
Карточка 3
Возможные варианты ответов
Отражает отношение пациента к внешнему миру и характеризует его социальные взаимодействия.
Вариант 1
Ассоциация клякс с двумя обедающими людьми, говорит о том, что в социальном плане тестируемый человек очень активен, он быстро адаптируется и не испытывает проблем с социальной интеграцией.
Вариант 2
Если на месте клякс возникает образ двух кукол (явление девитализации) – это указывает на то, что тестируемый удаленный от общества человек. Также это может быть признаком скудной эмоциональности, шизоидных черт личности.
Вариант 3
Если тестируемый человек видит двух людей, моющих руки, это указывает на наличие у него параноидального страха или навязчивых фобий.
Вариант 4
Если картинка напоминает человека, смотрящего в зеркало и, при этом, видящего свое изображение, это говорит об эгоцентризме и невнимательности к окружающим людям.
Вариант 5
Если пятно ассоциируется с двумя играющими между собой людьми, это указывает на тесные социальные взаимодействия, а также возможно на то, что человек непостоянен в своих решениях.
Вариант 6
Если тестируемый воспринимает картинку по частям, а не целиком, это говорит об узости его мышления или о наличии фобии (страха).
Карточка 4
Возможные варианты ответов
Отражает отношения к авторитетам. Специалисты называют ее «отцовской»
Вариант 1
На месте кляксы человек видит гигантского монстра, который вызывает в нем негативные эмоции. Это говорит о чувстве неполноценности тестируемого человека, о его преклонении перед авторитетом.
Вариант 2
Если картинка вызывает ассоциации со шкурой животного, это говорит о внутреннем противоречии, межличностных и внутриличностных конфликтах.
Вариант 3
Если же картинка напоминает мех или ковер из шкуры, это указывает на страх перед людьми, стоящих выше по карьерной или социальной лестнице, в том числе перед собственным отцом.
Карточка 5
Возможные варианты ответов
Данная картинка является аналогией первой. Отражает «Я» человека.
Вариант 1
Если карточка 5 вызывает иные ассоциации, чем карточка 1, это говорит о том, что предыдущие картинки вызвали в тестируемом человеке сильный внутренний дискомфорт.
Вариант 2
Если карточка 5 вызывает аналогичные ассоциации, как и карточка 1, но без негативных эмоций, это указывает на глубокие личные проблемы.
Карточка 6
Возможные варианты ответов
Отражает межличностную близость, называется «сексуальной карточкой»
Вариант 1
Если человек видит в пятне шкуру животного, это говорит о его нежелании вступать в тесные отношения с другими людьми.
Вариант 2
Если картинка ассоциируется с норой, это указывает на его изолированность от общества, на душевную пустоту.
Вариант 3
Если картинка вызывает у тестируемого различные страхи или ответы сексуального содержания, это говорит о скрытой депрессии.
Вариант 4
Если картинка ассоциируется с половым актом, и при этом вызывает ощущение шока у тестируемого, это говорит о наличии различных страхов сексуального содержания.
Карточка 7
Возможные варианты ответов
В кругу специалистов эта карточка называется «женской».
Вариант 1
Если у тестируемого появляются трудности с интерпретацией образов на этой картинке, это говорит о его сложных отношениях с женским полом. Если тестируемый человек – женщина, то вышеперечисленная ассоциация указывает на конфликт с матерью.
Вариант 2
Ассоциация клякс с женскими головами или с детьми, указывает на обостренный материнский инстинкт, а также на необходимость в заботе, ласке.
Вариант 3
Ассоциация клякс с двумя головами готовыми к поцелую, говорит о желании быть любимым, о стремлении создать отношения.
Вариант 4
Ассоциация клякс с женскими половыми органами, говорит о сложностях в половой жизни.
Карточка 8
Возможные варианты ответов
Первая многоцветная картинка, со сложными образами.
Вариант 1
Если при виде этой карточки, тестируемый испытывает трудности в ее интерпретации или впадает в ступор, это говорит о том, что он находится в сложной жизненной ситуации.
Вариант 2
Если в разноцветном пятне человек разглядывает четвероногое животное, и при этом не испытывает дискомфорта, это говорит о его расслабленности и эмоциональном спокойствии.
Вариант 3
Если на месте кляксы тестируемый видит не одно целое, а несколько образов (например, медведей и бабочек), то это говорит о его детализированном и фрагментарном мышлении, иногда о мелочности.
Карточка 9
Возможные варианты ответов
Самая размытая картинка.
Вариант 1
Если картинка ассоциируется с неопределенной формой зла, а человеческие образы отсутствуют, это говорит о том, что тестируемый плохо справляется с неопределенностями в жизни. Нестабильные ситуации выводят его из себя.
Вариант 2
Если клякса ассоциируется с человеком и при этом у тестируемого не возникает сложных ощущений при ее интерпретации, это говорит о его организованности, а также о том, что он хорошо умеет распоряжаться временем.
Карточка 10
Возможные варианты ответов
Самая сложная по структуре и цветам карточка.
Вариант 1
Если данная карточка вызывает неопределенные или негативные ощущения, это указывает на то, что предыдущая картинка вызвала большие трудности.
Вариант 2
Позитивные эмоции и ассоциация с одновременно несколькими образами (гусеницами, крабами) говорит о целостности человеческой натуры, и развитом абстрактном мышлении.
Вариант 3
Если на картинке человек видит крабов и лобстеров, это говорит о том, что он склонен сильно привязываться к вещам, и обладает терпеливостью.
Вариант 4
Ассоциация клякс с пауками говорит о страхах, а также о том, что возможно человек вовлечен в сложную ситуацию.
Вариант 5
Если человек видит на картинке пауков и при этом испытывает внутреннее напряжение, это указывает на властную женщину в его жизни.
Вариант 6
Образ змеи говорит о том, что человек ощущает себя в опасности.
Вариант 7
Образ змеи, которая расценивается как фаллический символ, говорит о запретных сексуальных желаниях.
Вариант 8
Ассоциация картинки с гусеницей указывает на то, что человек постоянно растет и развивается.
Вариант 9
Ассоциация картинки с кроликом или его головой говорит о позитивном отношении к жизни.
Возможно, ли выставить диагноз на основании результатов теста Роршаха?
На основании теста Роршаха невозможно поставить диагноз. Тест позволяет оценить примерный уровень интеллекта, оригинальность (или, наоборот, банальность) мышления, особенность эмоционального реагирования. Однако в психиатрии этого недостаточно чтобы поставить диагноз. Впоследствии полученные результаты суммируются к анамнестическим данным и данным наблюдения за пациентом.
Важно понимать, что диагноз в психиатрии основывается на комплексном обследовании пациента и не может ограничиваться одним или двумя тестами.