терри пратчетт кто это такой
Терри Пратчетт
Биография
Современного читателя сложно удивить, потому что, казалось бы, все сказано и все написано. Например, чуть ли не каждый год появляются новые писатели, которые, под впечатлением от книг Джона Толкина и Роджера Желязны, окунаются в сказочный мир фэнтези. Страницы их произведений пестрят выдуманными ведьмами, магическими заклинаниями, эльфами, гномами и другими сверхъестественными вещами и существами. Однако не все литераторы, описывающие волшебные миры, получили лавры почета.
Писатель Терри Пратчетт
Англичанин Терри Пратчетт – один из тех, чьи книги лежат на полках заядлых любителей фантастики. Он не только рассказал книголюбам про загадочный Плоский мир, но и наделил свои произведения сатирой, а также глубокой, но ненавязчивой философией. Этот автор знаком по книгам «Творцы заклинаний» (1987), «Мрачный жнец» (1991), «Маскарад» (1995) и другим примечательным произведениям.
Детство и юность
Терри Пратчетт родился 28 апреля 1948 года. Родина писателя – город Беконсфилд, находящийся в церемониальном графстве Бакингемшир (Великобритания). О родителях Терри информации мало, известно, что мальчик рос и воспитывался единственным ребенком в семье Давида и Эйлин Пратчетт.
Терри начал проявлять любовь к чтению еще с самого раннего детства, вместо игр с друзьями он перелистывал книги и увлекался изучением Вселенной. Мальчик собирал астрономические вкладыши, которые попадались в чае известной английской марки.
Терри Пратчетт в детстве и молодости
Юный Пратчетт хотел, подобно Галилео Галилею, всю жизнь смотреть в телескоп, но, чтобы стать астрономом, ему не хватало математических навыков, ибо Терри был истинным гуманитарием (однако учился в школе с техническим уклоном).
Затем юноша стал интересоваться научной фантастикой, его привлекали произведения Артура Конан Дойла и Герберта Уэллса, который сочинил «Машину времени». Также известно, что после окончания школы Терри не стал продолжать грызть гранит науки. Вместо того чтобы подать документы в университет, Пратчетт, с разрешения родителей, отправился в свободное плавание и устроился журналистом в местную газету Bucks Free Press.
Литература
Терри взялся за чернильницу и перо в тринадцатилетнем возрасте, тогда мальчик презентовал друзьям и близким свой первый рассказ под названием «Бизнес-соперники» («The Hades Business»). Юноша выдумал нетривиальный сюжет, вращающийся вокруг человека по имени Крусибл, который находит в своей квартире Дьявола в облаке серного дыма.
Терри Пратчетт
В том же 1965-м Терри становится штатным корреспондентом (прошел курсы подготовки журналистов) и продолжает оттачивать свои писательские навыки на просторах Bucks Free Press. Молодой человек выдумал около восьмидесяти рассказов для детей, которые печатались в газете под псевдонимом «дядя Джим».
Стоит отметить, что ранние персонажи Пратчетта встречаются в произведении «Люди ковра» (1971). К слову, эта книга вышла благодаря Питеру Бандеру ван Дюрену, директору издательства, у которого Терри брал интервью. Журналист обмолвился, что написал роман «Люди ковров», и Питер согласился дать этому произведению жизнь, сказав, что Пратчетт – неоспоримый талант.
Далее Терри стал автором еще двух научно-фантастических романов: он сочинил «Темную сторону Солнца» (1976) и «Страту» (1981). Писатель признавался, что данные произведения были выдуманы темными зимними вечерами, когда у него не оставалось других дел.
Книги Терри Пратчетта
В 1982 году Терри Пратчетта постигла неудача. Так как у молодого писателя было мало продаж, издательство New English Library отказалось от сотрудничества с литератором. Благо Терри не опустил руки и не усомнился в своем таланте, продолжая усиленно работать. Стоит сказать, что позже Пратчетт, по некоторым данным, являлся самым продаваемым писателем Великобритании тех времен.
Терри Прачетт обзавелся признанием, славой и многомилионной армией поклонников, в чем ему помогла Диана Пирсон, организовавшая шестисерийный фильм на радио BBC, в передаче «Woman’s Hour». Действия в книгах из серии «Плоский мир» происходят на вымышленной планете, которая имеет форму диска. Примечательно, что Терри не опирался на законы Эйнштейна, Ньютона и Лейбница, а придумал собственную физику.
Писатель Терри Пратчетт
Плоский мир населяют сказочные существа. Пролистывая книги Терри, читатель встречается с троллями, вампирами, эльфами и даже кровожадными зомби. Довольно интересно Пратчетт описал магию Ланкрских Ведьм, которые добывают огонь, смотря на бревно: полену становится неловко и оно сгорает со стыда.
Весельчак Терри Пратчетт
Вторым произведением Терри из этой серии стала книга под названием «Безумная звезда», вышедшая в 1986 году. Сюжет вращается вокруг волшебника-недоучки Ринсвинда, который знает всего одно заклинание из книги Октаво, но не помнит и его. Пратчетт не стал наделять главного героя положительными качествами, поэтому вниманию книгочеев предстает трусливый чародей, попадающий в неприятности.
Кстати, мало кто знает, что фантаст помог Нилу Гейману стать популярным писателем. Дело в том, что автор «Американских богов» показал ему черновики своего дебютного произведения, а Терри настолько был впечатлен потугами начинающего писателя, что предложил сотрудничество. Так увидела свет книга «Благие знамения» (1990), написанная Гейманом и Терри Пратчеттом.
Терри Пратчетт и Нил Гейман
Сюжет «Благих намерений» рассказывает читателю об ангеле и демоне, пытающихся предотвратить апокалипсис. Представитель тьмы и посланник света решили, что конец света не приведет ни к чему хорошему, независимо от исхода битвы. Поэтому ангел и демон начали участвовать в воспитании будущего Антихриста, который ни в коем случае не должен склониться ни к одной из сторон.
Книга получила положительные отзывы критиков, а Александр Гагинский отметил, что в это произведение Пратчетт внес больший вклад, нежели Гейман.
Личная жизнь
В жизни Терри Пратчетт был не только улыбчивым человеком, но и примерным семьянином, женатым на Лин Пратчетт. В браке родилась единственная дочь Рианна, которая занимается журналистикой и пишет сценарии к компьютерным играм.
Терри Пратчетт и его жена Лин
Также известно, что Терри обожал хвостатых животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Пратчетт даже стал автором юмористической книги «Кот без прикрас» («Кот без дураков», 1989), которая является своеобразной энциклопедией от имени вымышленной организации, борющейся за «настоящих котов», то есть беспородных, непослушных и капризных.
Смерть
В 2007 году в СМИ просочилась информация, что Терри Пратчетт страдает редкой формой болезни Альцгеймера (на ранней стадии). В 2009 году стало известно, что Терри задумался о добровольной эвтаназии и запланировал отправиться в Швейцарию, где практикуется легальное ассистируемое самоубийство. Парадокс заключается в том, что Пратчетт часто улыбался и пропитывал свои книги юмором, но многократно высказывался о добровольном уходе из жизни.
Терри Пратчетт скончался в 2015 году
В 2012 году здоровье Терри пошло на спад. Талантливому человеку было сложно писать и читать, но, чтобы отвлечься от тщетности бытия, он продолжал работать над произведениями, диктуя предложения своему товарищу (порой использовал специальные программы распознавания речи).
Цитаты
«Люди – интересные существа. В мире, полном чудес, им удалось придумать скуку»
«Ненависть – это любовь, повернувшаяся спиной»
«Хаос всегда побеждает порядок, поскольку лучше организован»
Почему Терри Пратчетт больше, чем просто популярный автор фэнтези?
Объясняем, чем Плоский мир хорош для поклонников фэнтези и тех, кто терпеть не может этот жанр
24 ноября 1983 года вышел «Цвет волшебства» Терри Пратчетта — первый роман серии «Плоский мир», который принес британскому автору всемирную известность. За 35 лет было продано около 100 миллионов книг, переведенных на 37 языков. Почему круглая Земля столько лет сходит с ума по Плоскому миру, в своей книге «Терри Пратчетт. Дух фэнтези» объяснил фанат и исследователь творчества писателя Крейг Кэйбелл.
Пратчетт — это фэнтези наизнанку
Сам Пратчетт говорил, что «Цвет волшебства» был написан как протест против фэнтези-бума 70-х. Тогда полки магазинов заполонили романы с шаблонными героями, жанровыми клише и бесконечно повторяющимися сюжетными ходами. Красотки-воительницы в откровенных одеждах, могущественные волшебники (обязательно мужчины), хладнокровные герои с суровым выражением лица. Все эти образы Пратчетт последовательно выворачивает наизнанку.
Уже в первых книгах цикла мы встречаем беззубого Коэна-Варвара, который по инерции спасает юных девственниц, но мечтает о горячей воде и хороших стоматологах, красотку-наемницу, ненавидящую чересчур открытые доспехи, и, конечно, не способного колдовать мага Ринсвинда. Чем дальше, тем активнее Пратчетт ломает устоявшийся фэнтезийный канон. Волшебники Плоского мира тратят куда больше сил на интриги, чем на магию, и категорически не хотят пускать женщин в свои ряды. Ведьмы, в обычном фэнтези летающие на метлах и готовящие зелья из глаз тритона, у Пратчетта становятся носительницами настоящей мудрости и магии. Тролли, гномы и прочие меньшинства в городе Анк-Морпорке страдают от нападок со стороны людей и борются за свои права. Прямо как Гермиона за права домашних эльфов. Кстати, Джоан Роулинг — одна из многих авторов, на кого повлияло творчество Терри Пратчетта.
Это очень смешно
Произведения Пратчетта буквально пропитаны тонким юмором и иронией. Это и остроумные авторские замечания и ремарки, которые тут же хочется растащить на цитаты. И уморительные диалоги на грани абсурда, заставляющие вспомнить «Летающий цирк Монти Пайтона». И меткие описания и характеристики, которые писатель раздает своим героям. «Саймон все делал неумело, и это получалось у него по-настоящему хорошо». «Он был честным человеком и всегда считал эту черту самым большим своим недостатком». «Гленда улыбнулась и заспешила дальше бросать вызов всему на свете. По крайней мере, всему, чему она смела бросать вызов».
И, пожалуй, самое важное — юмор Пратчетта добрый, а сам автор, даже посмеиваясь над своими героями и ситуациями, в которых они оказываются, очень любит их.
Плоский мир так похож на наш, что даже страшно
Конечно, главный город Плоского мира, Анк-Морпорк, населен всевозможными существами: от троллей и гномов до големов, вампиров и зомби, но в целом он волей-неволей напоминает типичный мегаполис. Англичане видят в нем Лондон, американцы — Нью-Йорк, итальянцы — Венецию времен расцвета Венецианской республики. Местные жители не спешат обращать внимание на чужие проблемы, они жадны до развлечений, постоянно ругают власть и недолюбливают чужеземцев. Старики ворчат, что раньше огонь был теплее, а теперь все пользуются новомодными алхимическими спичками. Городская стража расследует убийства в духе современных полицейских детективов. В общем, все как у людей. С одной стороны, такой подход снижает традиционный пафос фэнтези. С другой — дает Пратчетту возможность даже в волшебном антураже говорить о проблемах современности. Например, о ксенофобии, социальном неравенстве и других важных темах.
Вы найдете здесь своего любимого героя. И еще одного. И еще.
Множество отсылок к классической литературе и современной культуре
Если вы не можете похвастаться определенным культурным багажом, вам будет просто смешно и интересно читать Пратчетта. Если вы хорошо знакомы с классической литературой, увлекаетесь музыкой и, конечно, зачитали до дыр фэнтези, вам откроется еще один пласт его книг — многочисленные аллюзии на культовые романы, фильмы, знаменитые высказывания. Так, горячо любимый поклонниками Пратчетта лорд Витинари явно создавался под влиянием «Государя». Создатель Плоского мира может аккуратно вплести в повествование картинку из «Макбета» или образы из «Доктора Кто», напомнить об «Острове сокровищ» своим Слепым Хью, посмеяться над дедуктивным методом Шерлока Холмса, устроить полноценный культурологический разбор сказок, передать привет классикам рока или на свой лад пересказать легенду о Фаусте — и каждый раз это будет виртуозно и неожиданно.
При всей легкости Терри Пратчетт не боится говорить на серьезные темы
Еще 30 лет назад Пратчетт писал о том, что активно обсуждают сегодня. В романе «Творцы заклинаний» он смело и остроумно рассуждает о сексизме в жанре фэнтези. В Плоском мире женщинам быть волшебницами нельзя, вот только в книге старый маг, умирая, по ошибке передает свои колдовские принадлежности и силы девочке Эск Смит. Дальнейшие события разворачиваются так, что читатель невольно задумается не только о шаблонах брутального фэнтези, но и о политике реального мира.
На страницах книг Пратчетт размышляет о судьбе, вере, непреодолимости рока, отношениях власти и народа, революциях и их последствиях, свободе выбора, этнокультурных различиях и природе преступлений, но при этом обходится без поучений и морализаторства. А еще он удивительно тонко чувствует и передает хрупкость ребенка и подростка, картина мира которого пока делится на черное и белое. И в этом смысле романы Пратчетта — более полезное чтение для молодых родителей, нежели многочисленные книги о воспитании.