тема произведения что это такое в литературе
Тема произведения что это такое в литературе
Полезное
Смотреть что такое «тема» в других словарях:
тема — ы, ж. thème, нем. Thema <гр. thema установленное; положение. 1. Круг жизненных явлений, событий, составляющих содержание произведения литературы, живописи и т. п. или лежащих в основе научного исследования, доклада и т. п. БАС 1. Вот вам тема … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Тема — ТЕМА основной замысел, основное звучание произведения. Представляя собой то неразложимое эмоционально интеллектуальное ядро, которое поэт каждым своим произведением как бы пытается разложить, понятие темы отнюдь не покрывается т. н.… … Словарь литературных терминов
ТЕМА — (лат. thema). 1) содержание. 2) главная мысль сочинения. 3) в музыке: главный мотив, который должен быть развит композитором. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМА [гр. thema] лингв. при актуальном… … Словарь иностранных слов русского языка
ТЕМА — ТЕМА, темы, жен. (греч. thema). 1. Предмет какого нибудь рассуждения или изложения. Сочинение на тему о наполеоновских войнах. Избрать темой рассказа колхозную жизнь. «Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице.» Лесков. ||… … Толковый словарь Ушакова
тема — См … Словарь синонимов
ТЕМА — «ТЕМА», СССР, Мосфильм, 1979, цв., 99 мин. Психологическая драма. «Тема», заявленная в предыдущей картине режиссера Глеба Панфилова «Прошу слова», нашла в этом фильме непосредственное продолжение. Панфилов подвергает глубокому исследованию… … Энциклопедия кино
ТЕМА — ТЕМА (в философии и истории науки) термин, введенный Дж. Холтоном в качестве ключевого понятия тематического анализа. Термин “тема” используется Холтоном в трех различных аспектах: тематических понятиях, гипотезах и методологиях. Холтон не… … Философская энциклопедия
Тема — [от греческого thema, буквально то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, исследования, разговора и т.д. 2) В искусстве (литературе, театре, кино, живописи) объект художественного изображения, круг жизненных явлений, запечатленных в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Тема — предложенье, предмета обсужденья, разработки задача; основная мысль. Ср. «Не будемъ говорить на эту тему, мы вѣдь, говоримъ о матери». Да и вообще бросимъ ка пока всѣ темы. Au revoir. А. А. Соколовъ. Тайна. 20. Ср. Онъ. частными письмами. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ТЕМА — ТЕМА, ы, жен. 1. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Перейти к другой теме. Т. рассказа. 2. Главный мотив музыкального произведения. Т. с вариациями. | прил. тематический, ая, ое (к 1 знач.). Тематическая линия романа … Толковый словарь Ожегова
ТЕМА — жен., греч. предложенье, положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют. | Мелодия, напев, музыкльное. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Тема, проблематика, идея и авторская позиция
Определения
Объяснение и примеры
Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.
В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.
Пример
Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.
При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных.
Пример
Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).
И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.
Проблематика
Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.
Пример
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.
Проблематика может быть:
Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения.
Пример
Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:
При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.
Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.
Пример
Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).
Авторская позиция
Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.
При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.
Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.
Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.
Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».
Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.
Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).
Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция
Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.
И так далее и тому подобное.
Поделим всех авторов на 4 условных категории.
1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.
В результате получатся 4 разных романа.
Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.
Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.
«Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в «Госпоже Бовари». Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, «il brille par son absence» («блистает своим отсутствием»)» © Владимир Набоков, «Лекции по зарубежной литературе».
Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.
Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.
Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.
Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.
Есть два основных способа подачи идеи в произведении.
Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.
Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.
А почему такой «рассказ» не рассказ вовсе?
А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.
И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.
1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.
Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.
Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.
Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Пoнятия тeмы и тeмaтики xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния
Вы будете перенаправлены на Автор24
Тема и тематика художественного произведения – это категории литературоведения, которые используются в процессе анализа художественных произведений.
Тема произведения
Лексема «тема» широко используется в различных областях научного познания, общественной жизни. В основании термина – греческое понятие того, что положено в основу. В искусствоведении и литературоведении он используется в различных значениях, в качестве которых можно привести следующие:
Тема – это наиболее яркий элемент структуры, активный, акцентированный компонент художественной ткани, это то, что стало предметом интереса автора, его осмысления и оценивания.
Тема объединяет компоненты художественных конструкций, репрезентации, отражению авторского восприятия и оценивания темы подчиняются все другие компоненты: композиционная структура, средства выразительности, особенности наррации и т. д.
По своей сути, тема представляет собой внутренний смысл, который господствует над всеми остальными компонентами произведения. Тема должна быть актуальной, вызывать интерес читателя. В роли темы может выступать любой феномен или процесс, любое событие, элемент ландшафта, черта характера, любой предмет или звук. Единственное, что определяет тему – ее репрезентация в тексте. Причем, единого алгоритма воплощения, раскрытия темы не существует, он формируется непосредственно в процессе создания литературного произведения.
Тема представляет собой предмет изображения. Будучи явлением неязыковым, она неизменно выражается в лексических единицах: метафорах, сравнениях и т. д. Иначе говоря, тематическое поле формируется при помощи лексических единиц. Тема локализирована в тексте, но особенности ее репрезентации существенно отличаются.
Готовые работы на аналогичную тему
Тема – функциональная категория, существующая в интертекстуальном, межтекстовом пространстве. Более того, интерпретация темы зависит не только от автора, но и от особенностей читателя, уровня его образования, знакомства с литературными дискурсами, навыков анализа художественных текстов. Иначе говоря, восприятие темы произведения выходит далеко за пределы авторского замысла.
Более того, главной задачей автора часто становится внушение реципиенту темы произведения.
Иначе говоря, тема представляет собой:
Тематика произведения
Совокупность отдельных тем произведения сливается в его тематику.
Тематика – это не только и не столько набор определенных тем, проходящих через большое количество произведений автора, но и компонент, структурирующий и подчиняющий себе другие компоненты текста: конфликт, идею, сюжет, систему и поведение персонажей произведения, напрямую связанный и обусловленный особенностями авторского миропонимания.
Принимая во внимание тот факт, что художественный дискурс представляет собой отражение, своеобразное преломление реальности, действительности, которая отличается вариативностью, динамичностью, разноплановостью событий и процессов в ней протекающих, как правило, в произведении автор затрагивает не одну тему. Соответственно, тематика произведения отличается сложностью и многоплановостью.
Тематика произведения напрямую связана с авторским замыслом, с общей смысловой нагрузкой текста.
Важно добавить, что отдельные темы, как правило, повторяются в творчестве одного автора, что позволяет говорить о сознательном формировании тематики произведения, о важнейшем положении тех или иных тем внутри художественного мира, об их первостепенной значимости в оценке автора. Тема является компонентом повторяющимся. Сами повторяющиеся темы становятся своего рода символами, знаками художественного мира писателя.
И темы, и тематика сопряжены с обращением автора к внехудожественной реальности, действительности, без чего создание литературного произведения представляется невозможным. В основании художественного дискурса – материал, который извлекается автором из реальности.
В процессе создания своих произведений автор проникает глубоко в сущность реальности, тех или иных процессов, событий, которые волнуют его, стремится познать их. Соответственно, как тема, так и тематика – явления внехудожественные, извлеченные автором из действительности, осознанные, проанализированные и отраженные в слове. Тема и тематика в данном аспекте выступают исходным моментом художественного творчества, совокупностью идей, эмоций, чувств автора, ищущих достойной формы выражения, оформления.
В то же время, особенности воплощения темы и тематики неизменно подчиняются законам внутрихудожественной действительности.
Тема и тематика могут быть представлены в тексте:
Важно добавить, что деление тем на эксплицитные и имплицитные, внешние и внутренние весьма условно, поскольку любое произведение представляет собой целостность.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что тематика выступает более широкой, более общей категорией, чем тема. Выявление темы и тематики представляет собой одну из важнейших задач при изучении, анализе художественного текста. Указанные категории выступают как смысло-, так и структурообразующими, отражая авторское стремление выразить ту или иную мысль, привлечь, захватить внимание реципиента.
Литература. Термины и понятия. Тема.
Тема литературного произведния.
В переводе с греческого тема – это то, что положено в основу.
Тема – это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя, то, что изображается, предмет изображения.
ТЕМА – это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении.
Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения.
Тематика произведений зависит от взглядов и интересов писателя.
Примеры.
В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов обращались к теме деревни.
В. Быков, Ю. Бондарев, Б. Бакланов сосредоточились на военной тематике.
Ю. Трифонов, А. Битов писали о жизни городской интеллигенции.
Темы имеют исторический характер. Они приходят и уходят, на смену им приходят другие. Так, тема революции и гражданской войны, занимавшая писателей в 20-е годы XX в., уступает место теме грандиозного социалистического строительства, ей на смену приходит тема Великой Отечественной войны.
Однако существуют так называемые «вечные» темы, которые переходят из одного времени в другое, из страны в страну, из литературы в литературу. Такова тема отцов и детей, философские темы добра и зла, самопожертвования и предательства и т.д.
Вывод : тема – это предмет изображения, то, О ЧЁМ написано в произведении.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.