такой вид государственной политики как стратегическая политика подразумевает
4 Виды государственной политики
1.4. Виды государственной политики
Государственная политика может классифицироваться по разным основаниям.
1. В зависимости от того, на какой общественно значимый институт или результат она направлена, наиболее часто встречаются следующие ее виды:
— внешнеэкономическая. Это политика государства в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов;
— экономическая. Это генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране;
— инновационная. Такой вид политики связан с определением органами государственной власти целей новаторской стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;
— научно-техническая. Эта государственная политика составляет часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности; определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники;
— информатизации. Такая политика представляет комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных действий, направленных на установление общегосударственных приоритетов развития информационной среды общества и создания условий перехода к информационному обществу;
— культурная. Этот вид политики реализуется через принципы и нормы, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, это деятельность государства в области культуры;
— региональная. Эта политика направлена на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития страны;
Рекомендуемые файлы
— кадровая. Такая государственная политика реализует общегосударственную стратегию формирования, развития и рационального использования трудового потенциала страны;
— в области развития персонала. Данная политика определяет совместные действия органов исполнительной власти и местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзов по повышению профессиональной квалификации и развитию персонала организаций.
2. По сферам жизнедеятельности общества, исторически и технологически сложившиеся в стране, можно провести следующую типологию:
— экономическая политика, которая включает в себя: промышленную, аграрную, налоговую, денежно-кредитную, региональную, институциональную, структурную, инвестиционную, научно-техническую, бюджетную и др. политики;
— социальная политика, охватывающая образовательную, культурную, демографическую, национальную, молодежную, пенсионную и др.;
— государственно-правовая политика, содержащая законодательную, криминальную, судебную, кадровую, административную составляющие;
— внешняя политика, в которой выделяется оборонная, иностранная, внешнеэкономическая составляющие и национальная безопасность.
В каждом типе приведенной классификации можно провести дополнительное подразделение по различным основаниям. Например, по структуре и объектам воздействия в аграрной политике выделяют сельскохозяйственную политику, агропромышленную, продовольственную, внешнюю аграрную. Ее объектами являются агропромышленные, объединения, фермерские хозяйства, агропромышленные предприятия и т.д.
3. Государственная политика может определяться характером и решениями текущих проблем, то есть по ее «степени политичности»:
— решение оперативных, рутинных административных дел и вопросов местных сообществ;
— решение текущих вопросов среднего уровня важности (бюджет, административные реорганизации, налоговые и таможенные изменения);
— решение новых вопросов высшего уровня актуальности, связанными с масштабными изменениями и особой ситуацией (инициативы в иностранной политике, решение энергетических проблем);
— новые стратегические инициативы в государственной политике, направленные на решение общенациональных вопросов, которые затрагивают основы жизнедеятельности общества и государства (политические реформы, военное строительство, конституционные реформы).
4. По уровням ее осуществления государственная политика бывает местная (муниципальная, городская), региональная (территориальная), общегосударственная (общенациональная) и международная.
5. По функциям государственную политику традиционно делят на внутреннюю, связанную с регулированием отношений между гражданами, социальными группами и властью внутри государства и внешнюю, регулирующую отношения государства с другими государствами, международными организациями и иными субъектами международных отношений.
6. В государственной политике выделяют разные системы координат
— вертикальную (по уровням политики), включающую общегосударственную, региональную и муниципальную;
— горизонтальную (по области политики), в нее входят экономическая, социальная, экологическая, культурная, инновационная, научно-техническая и др. политики;
— идеологическую (по типу политики), согласно которой можно выделить либеральную, социал-демократическую, консервативную, националистическую и другие виды политик.
7. По отношениям между участниками разработки и реализации государственной политики она имеет следующий характер
1.4. Виды государственной политики
Государственная политика может классифицироваться по разным основаниям.
1. В зависимости от того, на какой общественно значимый институт или результат она направлена, наиболее часто встречаются следующие ее виды:
— экономическая. Это генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране;
— инновационная. Такой вид политики связан с определением органами государственной власти целей новаторской стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;
— научно-техническая. Эта государственная политика составляет часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности; определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники;
— информатизации. Такая политика представляет комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных действий, направленных на установление общегосударственных приоритетов развития информационной среды общества и создания условий перехода к информационному обществу;
— культурная. Этот вид политики реализуется через принципы и нормы, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, это деятельность государства в области культуры;
— региональная. Эта политика направлена на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития страны;
— в области развития персонала. Данная политика определяет совместные действия органов исполнительной власти и местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзов по повышению профессиональной квалификации и развитию персонала организаций.
2. По сферам жизнедеятельности общества, исторически и технологически сложившиеся в стране, можно провести следующую типологию:
— экономическая политика, которая включает в себя: промышленную, аграрную, налоговую, денежно-кредитную, региональную, институциональную, структурную, инвестиционную, научно-техническую, бюджетную и др. политики;
— социальная политика, охватывающая образовательную, культурную, демографическую, национальную, молодежную, пенсионную и др.;
— государственно-правовая политика, содержащая законодательную, криминальную, судебную, кадровую, административную составляющие;
— внешняя политика, в которой выделяется оборонная, иностранная, внешнеэкономическая составляющие и национальная безопасность.
В каждом типе приведенной классификации можно провести дополнительное подразделение по различным основаниям. Например, по структуре и объектам воздействия в аграрной политике выделяют сельскохозяйственную политику, агропромышленную, продовольственную, внешнюю аграрную. Ее объектами являются агропромышленные, объединения, фермерские хозяйства, агропромышленные предприятия и т.д.
3. Государственная политика может определяться характером и решениями текущих проблем, то есть по ее «степени политичности»:
— решение оперативных, рутинных административных дел и вопросов местных сообществ;
— решение текущих вопросов среднего уровня важности (бюджет, административные реорганизации, налоговые и таможенные изменения);
— решение новых вопросов высшего уровня актуальности, связанными с масштабными изменениями и особой ситуацией (инициативы в иностранной политике, решение энергетических проблем);
— новые стратегические инициативы в государственной политике, направленные на решение общенациональных вопросов, которые затрагивают основы жизнедеятельности общества и государства (политические реформы, военное строительство, конституционные реформы).
5. По функциям государственную политику традиционно делят на внутреннюю, связанную с регулированием отношений между гражданами, социальными группами и властью внутри государства и внешнюю, регулирующую отношения государства с другими государствами, международными организациями и иными субъектами международных отношений.
6. В государственной политике выделяют разные системы координат
— вертикальную (по уровням политики), включающую общегосударственную, региональную и муниципальную;
— горизонтальную (по области политики), в нее входят экономическая, социальная, экологическая, культурная, инновационная, научно-техническая и др. политики;
— идеологическую (по типу политики), согласно которой можно выделить либеральную, социал-демократическую, консервативную, националистическую и другие виды политик.
7. По отношениям между участниками разработки и реализации государственной политики она имеет следующий характер
Характер политики | Отношения между участниками | Уровень конфликтности |
Распределительная | Взаимная поддержка и согласие | Низкий |
Перераспределительная | Разногласия и конфликты | Высокий |
Протекционистская регулирующая | Соглашения и компромиссы | Высокий |
Конкурентная регулирующая | Конфликты | Средний |
Административно-правовая | Взаимная поддержка. Конфликт | Низкий/ высокий |
Стратегическая | Поддержка и компромиссы | Средний |
Антикризисная | Сотрудничество и поддержка. Конфликт | Низкий/ высокий |
Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению материальных благ и выгод среди различных групп населения через социальные программы, образовательные услуги, здравоохранение, льготы и др.
Перераспределительная политика означает, что определенные ресурсы передаются от одной группы населения или территории к другой путем налогов, тарифов, трансфертов и др.
Регулирующая (конкурирующая и протекционистская) политика включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регулирование, защита потребительского рынка, антимонопольная политика, обеспечение конкуренции на рынках, таможенная политика и др.
Административно-правовая политика связана с законодательной и нормотворческой деятельностью, а также функционированием и развитием органов власти на всех уровнях.
Стратегическая политика охватывает отношения с другими государствами и международными организациями, включая иностранную и оборонную политику, вопросы обеспечения национальной безопасности.
Антикризисная политика проводится государством в случае возникновения чрезвычайных или кризисных обстоятельств (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, экономические и политические кризисы), которые требуют специальных действий от органов государственной власти по урегулированию кризисных ситуаций или ликвидации последствий природных катастроф.
У каждого типа государственной политики имеются свои сильные и слабые стороны.
6.1. Формирование государственной политики и ее реализация
6.1. Формирование государственной политики и ее реализация
Претворение в жизнь целей и задач любого государства осуществляется через разработку и реализацию государственной политики. Государственная политика представляет собой совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества.
Государственная политика призвана поддерживать устойчивое развитие социально-экономической системы государства, всех ее составных элементов, ориентировать органы государственной власти, хозяйствующих субъектов и институты гражданского общества в направлении реализации стратегических и текущих общественно значимых задач.
Государственная политика — это совокупность экономических, правовых, административных методов воздействия со стороны органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации значимых целей развития общества или его отдельных сфер.
Государственная политика представляет собой план действий органов государственной власти по решению важных общественных проблем и включающий в себя следующие элементы:
1) определение целей и приоритетов развития общества;
2) разработка и планирование политической стратегии;
3) анализ и оценка альтернативных программ в соответствии с выгодами и затратами;
4) обсуждение и консультирование с различными политическими и социальными группами;
5) выбор и принятие государственных решений;
6) мониторинг хода реализации программ;
7) оценка результатов реализации программ.
Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, организаций и частных лиц со стороны государства и включают в себя:
защиту прав граждан, государства и общества;
обеспечение социальной и экономической активности;
создание условий для предоставления товаров и оказания услуг для удовлетворения потребностей населения.
Государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера содержания проблем и вопросов, которые органам государственной власти необходимо решать в определенной сфере общественной жизни.
Выделяют следующие виды государственной политики:
информационная и др.
Часто государственную политику также разделяют по уровням ее осуществления:
международная и мировая политика;
В зависимости от характера взаимоотношений между субъектами политики и уровня конфликтности между ними выделяют такие виды государственной политики, как распределительная, перераспределительная, регулирующая (конкурентная и протекционистская), административно-правовая, стратегическая и антикризисная.
Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образовательные услуги, здравоохранение, социальные льготы и дотации и др.
Перераспределительная политика означает, что определенные ресурсы передаются от одной группы населения или территории к другой путем налогов, тарифов, трансфертов и др.
Регулирующая (конкурирующая и протекционистская) политика включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регулирование, защита потребительского рынка, антимонопольная политика, обеспечение конкуренции на рынках, таможенная политика и др.
Административно-правовая политика связана с законодательной и нормотворческой деятельностью, а также функционированием и развитием государственных органов власти и управления на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Стратегическая политика охватывает взаимоотношения с зарубежными государствами и международными организациями, включает иностранную и оборонную политику, вопросы обеспечения национальной безопасности общества и государства.
Антикризисная политика проводится государством в случае возникновения чрезвычайных или кризисных обстоятельств (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, экономический или политический кризисы), которые требуют специальных действий от органов государственной власти по урегулированию кризисных ситуаций или ликвидации последствий природных катаклизмов[69].
Формирование и реализация государственной политики представляет собой цикл, состоящий из нескольких последовательных действий и включающий четыре основных этапа.
1. Инициирование государственной политики. На данном этапе происходит определение проблем, а также в связи с этим установление целей и задач органов государственной власти.
2. Формирование государственной политики. На данном этапе разрабатывается стратегия и план решения проблем, а также законодательно закрепляется документ о государственной политике.
3. Реализация государственной политики. Данный этап характеризуется исполнением мероприятий по реализации государственной политики и мониторинг осуществления государственной политики.
4. Оценка государственной политики. Данный этап заключается в регулировании государственной политики и оценке полученных результатов.
Основные направления внутренней и внешней политики Российского государства определяет Президент РФ, который в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. В послании формулируются основные политические цели и задачи государства на очередной год. Если речь идет о первом послании Президента РФ после вступления в должность, то в послании определяются основные направления развития государства на ближайшие четыре года. Послание Президента РФ опирается на концепции по различным направлениям развития страны, среднесрочные и долгосрочные прогнозы, стратегии.
Государственная политика, согласованная на основе взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и других органов власти, получает воплощение в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, в международных договорах России и становится основой для планирования деятельности и принятия решений по ее реализации.
Законы и другие нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются в соответствии с установленной процедурой. В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные и региональные органы государственного управления. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ.
Формирование политики является важным этапом, поскольку от ее качества зависят успех реализации и последствия проводимой политики. Разработка государственной политики должна начинаться с определения основных целей и приоритетов государства в данной сфере. Государственная политика должна быть: устремленной на достижение конкретных и определенных целей, задач и результатов; направленной на реализацию потребностей тех или иных социальных групп; учитывать внутренние и внешние ресурсы и условия, риски и угрозы, а также меры по предотвращению и противодействию им; подразумевать мониторинг и контроль на всех этапах реализации государственной политики.
Среди подходов к формированию государственной политики можно выделить:
перспективный подход, когда на основе анализа тенденций и прогнозирования развития ситуации заранее стараются спланировать и осуществить мероприятия, работая на опережение;
реагирующий подход, при котором активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретет серьезный характер для общества и государства;
рациональный подход, базирующийся на экономико-математических методах и принципе рациональности.
В зависимости от того субъектов выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ выделяются четыре основные модели разработки и реализации государственной политики.
1. Модель «сверху вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем они доводятся до нижних уровней и конкретных органов регионального или местного управления, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей государственной политики.
2. Модель «снизу вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются региональные и местные органы власти, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов, постановке целей и задач. На основании их предложений, с учетом их мнений и интересов затем разрабатывается целостная государственная политика в конкретной сфере жизнедеятельности.
3. Демократическая модель, при которой существуют механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных организаций при сохранении централизованного управления. Поощряются различные гражданские инициативы, государство оперативно реагирует на мнение населения, проявляет чуткость, формирует условия для активизации деятельности гражданского общества.
4. Смешанная модель, которая объединяет в себе вышеназванные подходы, когда существуют механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и аппарат государственной власти.
Существуют различные теоретические подходы к изучению государственной политики, позволяющие с различных позиций и точек зрения проводить общий анализ государственной политики. Все они дают определенную систему координат, которая необходима в качестве отправной точки для любого научного исследования деятельности органов государственной власти по выработке политики в конкретной общественной сфере. Основные теоретические концепции и подходы к изучению общественной политики представлены следующими школами.
1. Институционализм рассматривает государственную политику как результат деятельности государственных институтов (правительства, парламента, министерств, судебных органов и др.), использующих определенные административные процедуры.
2. Концепция политического процесса представляет государственную политику как результат политической деятельности или политического цикла, имеющего фиксированные ступени и этапы (определение проблем, постановка целей, формирование политики, легитимизация, выполнение, оценка и мониторинг) по решению общественных проблем.
3. Теория групп рассматривает государственную политику как результат групповой борьбы, постоянного конфликта между различными группами в обществе и правительстве, имеющими свои ценности, интересы, ресурсы, и одновременно как поиск консенсуса по конкретным вопросам политики.
4. Теория элит рассматривает государственную политику как результат предпочтения и выбора политической и административной элит.
5. Теория рационализма рассматривает государственную политику как результат деятельности государства по достижению оптимальных общественных целей на основе разработанных научных технологий управления.
6. Теория инкрементализма представляет государственную политику как последовательную и поэтапную деятельность государственной бюрократии по медленному изменению существующего положения дел.
7. Теория игр рассматривает государственную политику как результат рационального выбора в борьбе между двумя наиболее влиятельными сторонами в обществе или правительстве.
8. Теория общественного выбора оценивает государственную политику как результат деятельности индивидов на основе осознания собственных интересов и принятия соответствующих решений, которые должны принести им определенную выгоду.
9. Теория открытых систем оценивает государственную политику как результат ответа административной системы на запросы и нужды соответствующих структур и факторов внешней среды[70]. Реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества, всех ветвей власти и уровней органов управления, а также неправительственных организаций, заинтересованных в соответствующих ее направлениях.
Реализация государственной политики — сложный динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие органы государственной власти и институты гражданского общества. Для реализации государственной политики органы власти разрабатывают программы, организуют деятельность участвующих в реализации субъектов, мобилизуют имеющиеся и потенциальные ресурсы.
Механизм реализации государственной политики представляет собой методы и ресурсы, обеспечивающие выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, финансово-экономические средства и методы воздействия на управляемый объект.
Успех и результативность реализации государственной политики зависят от качества проработанности политики, точного определения границ и основных организационных и финансовых элементов государственной политики, обеспеченности органов исполнительной власти необходимыми ресурсами и квалифицированными кадрами, степени поддержки и понимания сущности государственной политики среди различных социальных групп и общественных объединений.
Реализация государственной политики, прежде всего, возлагается на органы исполнительной власти. В соответствии с федеральным законодательством ответственность за проведение государственной политики в определенной сфере деятельности возложена в первую очередь на министерства. В организационную структуру министерства входят департаменты, управления, отделы, которые определяют тематику принимаемых решений, разрабатывают их проекты, исполняют принятые решения, осуществляя мониторинг за реализацией государственной политики.
По отдельным направлениям государственной политики создаются специальные органы, призванные координировать усилия министерств и ведомств по реализации принятых решений (совет по реализации национальных проектов и др.). Общественные организации также играют непосредственную и важную роль в организации государственной политики, поскольку очень часто сами заинтересованы в реализации определенной государственной политики.
Одним из основных элементов государственной политики является ее оценка. Оценка государственной политики представляет собой совокупность механизмов и способов изучения и измерения фактических результатов государственной политики и завершенных или находящихся на стадии реализации программ. Без систематического получения информации и обеспечения контроля за результатами и последствиями принимаемых решений и политики в целом снижается эффективность всей государственной политики и разработки будущих стратегий развития государства.
Главное назначение оценки государственной политики заключается в сборе и анализе информации с целью определения полученных результатов и последствий политики, а также последующего совершенствования государственной политики.
В реализации государственной политики в современных условиях огромная роль отводится информационному обеспечению. Обеспечение органов и должностных лиц необходимой для принятия решений информацией, а также предоставление населению информации о ходе реализации внешней и внутренней политики, государственных программ и проектов представляется важнейшим элементом успешной реализации государственной политики. Одним из направлений административной реформы в том числе является переход органов власти на оказание государственных услуг в электронном виде с использованием общероссийского государственного информационного центра и широкое использование информационно-коммуникационных технологий.
Читайте также
4. Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики
4. Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень
§ 11.4. Формирование новой государственной системы в России
§ 11.4. Формирование новой государственной системы в России Распавшийся Советский Союз оставил весьма сложное наследство России в виде экономического кризиса, всеобщего социального недовольства и, наконец, отсутствия реальной российской государственности. Таким
4.4. Цикличность государственной идеологии и ритмы государственной политики России
4.4. Цикличность государственной идеологии и ритмы государственной политики России 4.4.1. Линейное и цикличное измерение государственных закономерностей С одной стороны, история – это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом с целью установления
4.4.2. Ритмы государственной политики
4.4.2. Ритмы государственной политики Рассмотрение государственной политики в качестве динамической категории существующей и изменяющейся в рамках определенного социо-пространственно-временного континуума, позволяет говорить о ней как о циклической системе,
2. Правовое обеспечение государственной политики в области авторского права и смежных прав
2. Правовое обеспечение государственной политики в области авторского права и смежных прав На основании статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества. При этом в соответствии с
4. Направления государственной политики
4. Направления государственной политики Федеральный орган (Роспатент), проводящий государственную политику в области авторского права и смежных прав, отвечает за: 1) разработку политики, направленной на развитие творчества и охрану произведений, являющихся его
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;принятие и реализация федеральных законов
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;принятие и реализация федеральных законов
8. Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы
8. Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы Вопросы организации государственной и муниципальной службы — это прежде всего разработка и реализация кадровой политики на федеральном, субъектов Федерации
Конституционно-правовое регулирование основ общественного строя и государственной политики
Конституционно-правовое регулирование основ общественного строя и государственной политики Политическая сфера жизни болгарского общества получила новое правовое оформление. Основополагающим принципом политической жизни провозглашается политический плюрализм.
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики 1. Государственное регулирование образования и науки в РФ Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую
СТАТЬЯ 2. Принципы государственной политики в области образования
СТАТЬЯ 2. Принципы государственной политики в области образования Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного
СТАТЬЯ 4. Цели государственной политики в интересах детей
СТАТЬЯ 4. Цели государственной политики в интересах детей 1. Целями государственной политики в интересах детей являются:осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и