такой голос мелодичен и протяжен
Ответы на игру CodyCross Группа 526
Находите правильные ответы и решения для кроссвордов в группе 526 раздела «Показ мод» в игре «CodyCross». На этой странице вы сможете посмотреть ответ для любого задания в группе 526.
Ответы на все пазлы в группе 526 «CodyCross»
Пазл 1
Из ее муки пекут белый хлеб
Ответ: ПШЕНИЦА
Просторный длинный халат
Ответ: БАЛАХОН
Движение тела при отсутствии внешнего воздействия
Ответ: ИНЕРЦИЯ
Такой голос мелодичен и протяжен
Ответ: ПЕВУЧИЙ
Телеграфный аппарат до появления аппарата Морзе
Ответ: КЛОПФЕР
В этом городе потерялся шалун из «Один дома» (2сл)
Ответ: НЬЮЙОРК
Река в Венесуэле длиной почти 3 тыс. км
Ответ: ОРИНОКО
Повторение звуков в конце строк стиха
Ответ: ЭПИФОРА
Транспортировка вещей; лодочная переправа
Ответ: ПЕРЕВОЗ
Амбар, помещение для зерна (устар.)
Ответ: ЖИТНИЦА
Решение присяжных в судебном процессе
Ответ: ВЕРДИКТ
Тёплая высокая обувь на шнуровке
Ответ: БОТИНКИ
Пазл 2
Праздник, сопровождаемый боем курантов (2 сл.)
Ответ: НОВЫЙГОД
Колёсико с зубцами
Ответ: ШЕСТЕРНЯ
Растение, в переводе «капустная репа»
Ответ: КОЛЬРАБИ
Заслон одного небесного тела другим
Ответ: ЗАТМЕНИЕ
Устройство для записи информации на носитель
Ответ: РЕКОРДЕР
__ Вовк, ведущая «Песни года»
Ответ: АНГЕЛИНА
Прическа из спутанных локонов
Ответ: ДРЕДЛОКИ
Историк, который добавил в русский алфавит букву Ё
Ответ: КАРАМЗИН
Судя по пословице, у большого корабля оно большое
Ответ: ПЛАВАНИЕ
Фамилия боярыни на знаменитой картине Сурикова
Ответ: МОРОЗОВА
Ранняя православная церковная служба (разг.)
Ответ: ЗАУТРЕНЯ
Главарь разбойников в сказке про Трубадура
Ответ: АТАМАНША
Сплав меди с никелем для посуды или украшений
Ответ: МЕЛЬХИОР
Дополнение к договору у юриста
Ответ: АДДЕНДУМ
Пазл 3
Жанр фольклора
Ответ: РОМАНС
Оформленное пространство для создания фотоснимков
Ответ: СТУДИЯ
Единственный порт Швейцарии
Ответ: БАЗЕЛЬ
Балетная обувь
Ответ: ПУАНТЫ
Венгерский народный трактирный танец
Ответ: ЧАРДАШ
Самая яркая звезда ночного неба
Ответ: СИРИУС
Вид картины, если на ней изображена природа
Ответ: ПЕЙЗАЖ
Имя американского кинорежиссера Эммериха
Ответ: РОЛАНД
Уругвайская актриса, звезда сериала «Дикий ангел»
Ответ: ОРЕЙРО
Брат Царь-девицы из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»
Ответ: СОЛНЦЕ
Пышный китайский хлеб по русскому рецепту
Ответ: ДАЛЕБА
«Руины» после налёта
Ответ: ПОГРОМ
Дух воды в индуизме
Ответ: АПСАРА
Пазл 4
Имя отца поэта Сергея Есенина
Ответ: АЛЕКСАНДР
Бабочка, из кокона которой добывают нити для ткани
Ответ: ШЕЛКОПРЯД
Небольшая стоимость
Ответ: ДЕШЕВИЗНА
Религиозный обет целибата
Ответ: БЕЗБРАЧИЕ
Судебный порядок рассмотрения дела
Ответ: ПРОЦЕДУРА
Минерал лунный камень
Ответ: БЕЛОМОРИТ
Восприятие, термин на латинице
Ответ: ПЕРЦЕПЦИЯ
Гормон, поступающий в кровь при резких волнениях
Ответ: АДРЕНАЛИН
Советская музыкальная комедия «Свадьба в __»
Ответ: МАЛИНОВКЕ
Ей хотела стать старуха из сказки Пушкина
Ответ: ВЛАДЫЧИЦА
Ткань, полученная методом химического синтеза
Ответ: СИНТЕТИКА
Мифическое существо, умеющее менять облик
Ответ: ОБОРОТЕНЬ
Доходы с акций предприятия
Ответ: ДИВИДЕНДЫ
Популярная итальянская паста
Ответ: КАРБОНАРА
Индикатор в электрических приборах
Ответ: СВЕТОДИОД
Функция футбольного бомбардира
Ответ: НАПАДЕНИЕ
Фигурка, изображающего сидящего божка
Ответ: БОЛВАНЧИК
Елена Васильевна __, русская оперная певица
Ответ: ОБРАЗЦОВА
Подготовка к спектаклю в виде частого исполнения
Ответ: РЕПЕТИЦИЯ
Соревнование родом из Древней Греции
Ответ: ОЛИМПИАДА
Пазл 5
Знаменитая российская певица по имени Алла
Ответ: ПУГАЧЕВА
Добровольное объединение рабочих
Ответ: ПРОФСОЮЗ
Белый соус для лазаньи
Ответ: БЕШАМЕЛЬ
Помещение для хранения бытовых предметов и вещей
Ответ: КЛАДОВКА
Самый древний вид ископаемого угля
Ответ: АНТРАЦИТ
Отец Кришны в индуистской мифологии
Ответ: ВАСУДЕВА
Страна с храмовым комплексом Ангкор-Ват
Ответ: КАМБОДЖА
Вечеринка с подругами невесты перед свадьбой
Ответ: ДЕВИЧНИК
Лёгкая рубашка с короткими рукавами и воротником
Ответ: ТЕННИСКА
Кустарник с кислыми красными ягодами
Ответ: БРУСНИКА
Представляет гособвинение в суде
Ответ: ПРОКУРОР
Средневековый странник по святым местам, богомолец
Ответ: ПИЛИГРИМ
Американский физик, нобелевский лауреат 1973 г.
Ответ: ДЖАЙЕВЕР
ПЕВУЧИЙ
Смотреть что такое «ПЕВУЧИЙ» в других словарях:
певучий — мелодично протяжный, распевный, мелодичный, поющий, напевный Словарь русских синонимов. певучий напевный, распевный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ПЕВУЧИЙ — ПЕВУЧИЙ, певучая, певучее; певуч, певуча, певуче. Мелодично протяжный, полнозвучный, похожий на пение. Певучая мелодия. Певучий стих. Певучий голос. «Певуче (нареч.) плещут волны на песок.» Максим Горький. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
Певучий — прил. Мелодично протяжный, напоминающий пение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
певучий — певучий, певучая, певучее, певучие, певучего, певучей, певучего, певучих, певучему, певучей, певучему, певучим, певучий, певучую, певучее, певучие, певучего, певучую, певучее, певучих, певучим, певучей, певучею, певучим, певучими, певучем,… … Формы слов
певучий — пев учий … Русский орфографический словарь
певучий — Тв. певу/чим, Пр. о певу/чем; кр.ф. певу/ч … Орфографический словарь русского языка
певучий — ая, ее; вуч, а, е. 1. Много поющий, любящий петь, способный к пению. Народы Кавказа очень певучи. // Издающий протяжные звуки. П ая дверь, калитка. 2. Мелодично протяжный, похожий на пение; напевный. П. голос. П. стих. П. говор, выговор. П ая… … Энциклопедический словарь
певучий — I. Характеристики произведений искусства и эстетические категории II. Характеристика звука … Словарь синонимов русского языка
певучий — певучесть … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
певучий — ая, ее; ву/ч, а, е. см. тж. певуче, певучесть 1) а) Много поющий, любящий петь, способный к пению. Народы Кавказа очень певучи. б) отт. Издающий протяжные звуки. П ая дверь, калитка. 2) Мелодично протяжный, похожий на пение; напевный … Словарь многих выражений
Такой голос мелодичен и протяжен
1. Расщепление (хрип, скриминг)
Скри́минг или скрим (screaming — «крик») эта техника вокала с расщеплением ложных связок. Его можно охарактеризовать, как хриплый визгливый крик. Такой прием пения используется в таких музыкальных направлениях, как металкор, блек-метал, дэт-метал, эмо-кор, дэткор, спид-метал. Впервые был использован шведской блек-метал группой Bathory в 1984 году.
Обычно скрим относят к мужскому вокалу, но есть и исключения, например вокалистки Opera IX/Cadaveria, Astarte, Lucifugum.
Направления скриминга также можно условно поделить на несколько подгрупп:
Шрай – истеричный протяжный вой.
Скримо – истерический крик, используется в таких направлениях как эмокор.
Харш – хриплый скриминг, используеться в таких направлениях как альт-метал и мелодик дэд.
По сути все перечисленные разновидности отличаются небольшими нюансами и штрихами, сейчас на них свое внимание заострять не будем, а перейдем от теории и к практике. Итак, чтобы научиться петь скримингом необходимо выполнить несколько упражнений.
Урок третий: Мимика
Правильная мимика помогает, как это не парадоксально звучит, скримить. Попробуй поэксперементировать со своей мимикой во время упражнения по громкому шепоту. Твое лицо не должно быть монументальным, его выражение должно соответствовать смыслу произносимых тобой слов. Правильное выражение лица должно способствовать передачи смысла того, что ты говоришь.
Правильная мимика скрима такова:
Нос наморщен, брови слегка приподняты, верхняя губа приподнята так, что при звуке «А» полностью видны зубы.
Урок четвертый: Практика
Первое слог, который нужно попробовать воспроизвести это «ФФФФФФААААААААЙ. » Сначала это может получиться тихо, но не расстраивайся, со временем все придет. Не забывай, что неприятных ощущений быть не должно. Если вдруг они появляются, останавливайся и что-нибудь меняй. Тебе должно быть комфортно и интересно.
Прием расщепления – «драйв» – возможно важнейший в арсенале рок-вокалиста. Еще каких-нибудь десять лет назад считалось, что после использования этого приема «связки можно просто выплюнуть – они уже больше не понадобятся». Классические вокалисты считают его чуть ли не восьмым смертным грехом, а педагоги старой школы уверены, что научить так петь нельзя – это или есть от природы или нет.
А вот и хорошая новость. С помощью специальных упражнений ты сможешь быстро освоить данный прием и утереть нос многим своим братьям-вокалистам.
Помни, что при хорошем развитии твоего вокального аппарата и правильном исполнении выполняемые упражнения не должны вызывать никаких болезненных ощущений, першения или усталости голоса. Нормальным является лишь легкое ощущение в области мягкого неба, ближе к носоглотке: как будто кошки драли. Но ни в коем случае не в области голосовых складок (внизу, в глубине горла). Это неудобство проходит уже через два-три дня, поскольку стенки носоглотки подстраиваются под данный звук и перестают перенапрягаться. При возникновении кашля или сильного першения упражнение необходимо прекратить и вернуться к занятиям на чистом звуке до достижения большей выносливости голосового аппарата.
Правильно выполненный прием драйва оставляет приятное ощущение прочищенного горла. Голос начинает звучать лучше и верхние ноты пропеваются значительно легче. Кстати, поскольку прием в свое время возник самопроизвольно из знакомого всем фанатам вокала желания – спеть ноты выше собственных возможностей, он весьма полезен для облегчения пения крайнего верхнего участка диапазона, так как создает дополнительное давление от диафрагмы и поднимает мягкое небо.
Правильно ли ты исполняешь приём? Непременно нужно показаться преподавателю. Но если уж совсем никак не добраться, вот пара контрольных вопросов: можешь ли ты долго тянуть звук без напряжения, не меняя тона и громкости? ровно, без дрожания? каковы твои ощущения? Напряжение и першение может возникать только на нёбной занавеске – там, где маленький язычок. Со временем оно пройдёт. Если же оно возникает где-то ещё – особенно если в глубине гортани, то нужно немедленно прекратить попытку и через часик-другой попробовать так, чтобы хрип возникал исключительно за счёт вибрации нёбной занавески. Ровность звука и отсутствие напряжения в гортани достигается правильной работой диафрагмы. Громкость достигатется только правильной резонаторикой, никаких лишних усилий ни в какой месте не нужно. Глухота звучания, если она необходима, достигается добавлением субтона.
Это пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать практически у каждого эстрадного певца.
Упражнение для развития субтона
Согрей руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавь к дыханию немного звука. Вот и ощущения, необходимые для выполнения приема субтон. Следи, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонись вперед, положи руки на поясницу и ощути, как туда проникает воздух.
Теперь у тебя образовался «спасательный круг» вокруг талии. Не спеши, расходуй воздух экономно,— не выдыхай много на первую ноту. Вдохи делай носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом «спасательный круг». Если гласная И зажимается или звучит в нос, замени ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда ты научишься правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Cледи за вибрацией грудного резонатора — она не должна пропадать на высоких нотах.
4. Обертоновое пение (горловое)
Обертоновое пения также известно как «горловое пение». Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).
Впервые попытка более полного объяснения этого феномена и предварительная классификация и описание стилей горлового пения была предпринята А.Н. Аксеновым в 1964 году. Аксенов описал четыре вида горлового пения и соответственно четыре мелодических его стиля: каргыраа, борбаннадыр, сыгытп, эзен-гилээр.
Горловое (гортанное) пение является одной из сохранившихся техник шаманской практики (в Тибете связано с ламаистской традицией). Распространено в Тыве, Хакассии, Монголии, Башкортостане, Бурятии, Алтае, Тибете, Северной Африке и в некоторых племенах индейцев. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две (иногда даже три!) ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.
Помимо основных стилей существуют ещё и разновидности: думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы и т.д.
Считается, что стиль каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Его используют народы Тывы. Он извлекается певцом при полуоткрытом положении рта.
Интересна легенда возникновения стиля хоомей. Юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей». Это очень мелодичный и певучий стиль. На фоне мелодии в среднем регистре звучит обертон основного голоса — мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом, либо без него.
При пении в стиле сыгыыт на фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон). Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ. Он извлекается особым сдавленным положением голосовых связок при полуоткрытом положении рта.
В борбаннадыр звук опорный остинатный, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас-кларнета. Он извлекается тем же положением голосовых связок, как и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную. Он схожен с хоомеем и в некоторых местностях его так и называют.
Стиль эзенгилээр — по технике звукоизвлечения и по тембру звучания тождествен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении. При традиционном исполнении пьес стиля эзенгилээр верхом на лошади динамическая пульсация возникает естественным путем — толчками подъема всадника в стремени; если пьесы этого стиля исполняются не во время верховой езды, исполнитель вызывает динамическую пульсацию, подражающую ритму галопа, искусственным взмахом руки.
Горловое пение, это не только стиль в музыке, но и инструмент медитации, благодаря которому человек приобщается к языку природы. Это своеобразное музыкально-поэтическое мышление, обусловленное безграничной любовью к природе.
Что же касается ритуалов шаманов, то они издавали гармонизирующие звуковые
мелодично-протяжный
Смотреть что такое «мелодично-протяжный» в других словарях:
напевный — мотивный, распевный, певучий, мелодичный, мелодично протяжный Словарь русских синонимов. напевный см. певучий Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
певучий — мелодично протяжный, распевный, мелодичный, поющий, напевный Словарь русских синонимов. певучий напевный, распевный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ПЕВУЧИЙ — ПЕВУЧИЙ, певучая, певучее; певуч, певуча, певуче. Мелодично протяжный, полнозвучный, похожий на пение. Певучая мелодия. Певучий стих. Певучий голос. «Певуче (нареч.) плещут волны на песок.» Максим Горький. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
Певучий — прил. Мелодично протяжный, напоминающий пение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
напоминающий пение — прил., кол во синонимов: 2 • мелодично протяжный (3) • певучий (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
певучий — ая, ее; вуч, а, е. 1. Много поющий, любящий петь, способный к пению. Народы Кавказа очень певучи. // Издающий протяжные звуки. П ая дверь, калитка. 2. Мелодично протяжный, похожий на пение; напевный. П. голос. П. стих. П. говор, выговор. П ая… … Энциклопедический словарь
Характеристики произведений искусства и эстетические категории — Имена существительные МЕЛО/ДИЯ, го/лос, моти/в, напе/в, па/ртия. Определённая последовательность звуков, образующая музыкальное единство. О/БРАЗ, изображе/ние, и/мидж, отображе/ние, тип, фигу/ра, хара/ктер. Обобщённое… … Словарь синонимов русского языка
Характеристика звука — Имена существительные ТИШИНА/, безмо/лвие, зати/шье, тишь. Отсутствие звуков, шума. Имена прилагательные разг. БАСИ/СТЫЙ, разг. басови/тый. Обладающий низким голосом (о человеке). БЛАГОЗВУ/ЧНЫЙ, гармони/чный, зву/чный,… … Словарь синонимов русского языка
певучий — ая, ее; ву/ч, а, е. см. тж. певуче, певучесть 1) а) Много поющий, любящий петь, способный к пению. Народы Кавказа очень певучи. б) отт. Издающий протяжные звуки. П ая дверь, калитка. 2) Мелодично протяжный, похожий на пение; напевный … Словарь многих выражений
Аналитика культурологии
Электронное научное издание
КУЛЬТУРОФОРМИРОВАНИЕ МЕЛОДИКИ ГОЛОСА
голос, мелодика голоса, культуроформирование мелодики голоса, мелогармоничное говорение, коммуникативные ситуации.
Аннотация:
Мелодика голоса является одной из приоритетных проблем, изучающихся на современном этапе в культурологии. Феномен мелодики голоса как сложнейшее полифункциональное энергетическое явление остается главнейшим в формировании культурных процессов. Традиционная культура создает нам огромный пласт изучения этой проблемы: демонстрируются основные компоненты культуроформирования мелодики голоса человека, а именно, деятельность, традиции, обряды, коммуникативные ситуации, национальная принадлежность.
Текст статьи:
Мелодика голоса как сложнейшее полифункциональное явление обладает выраженной семантикой и воздействует на человека и социум. Мелодика голоса, окрашивая все сферы бытия человека, является компонентом деятельности, традиций, обрядов, творчества, состояния здоровья человека. Она воздействует на конкретную ситуацию, усиливает, снижает или аннулирует ее эффективность. Процессы суггестивности мелодики голоса человека происходят преимущественно в коммуникации, что говорит о существенном влияние мелодики голоса на культуроформирование.
Основой формирования культуры является совместная деятельность человека с другими людьми, которая основывается на процессе коммуникации. В свою очередь коммуникация не возможна без мелодики голоса. Наглядным свидетельством этого служит такая особенность процесса формирования культуры, которая заключается в том, что творчество на протяжении столетий осуществлялось через деятельность культурных общностей, немыслимых без непрерывной коммуникации (кружки, салоны, союзы, и т.д.). Где мелодика голоса становилась средством передачи идей, знаний, оценки событий, и выступала побудительной силой, организующей деятельность человека [5; 6].
Мелодика голоса определяет результативность деятельности, которая возможна при правильной организации интонационно- мелодических изменений и насыщенности голоса человека. Очень ярко эту тенденцию можно проследить на примере различных видов трудовой деятельности человека. Так, профессиональная деятельность актера, чтеца, телеведущего, диктора не мыслима без результативной мелодики голоса. Их профессионализм зависит от мелодики голоса, формируя профессиональную культуру той или иной деятельности. Главнейшей задачей профессионализма выше перечисленных профессий является мелогармоничное говорение, основанное на искусстве овладения художественным словом, совершенствование голосовых параметров. Искусство художественного слова очень важно в данных видах деятельности, оно учит превращать чужие слова в свои, воздействуя ими на зрителя. Так как зритель очень чутко улавливает малейшую фальшь и не прощает ее.
Не мало важную роль мелодика голоса выполняет в деятельности педагога, медика, юриста, политика, журналиста. Профессиональность человека этих сфер не подразумевает обязательной работы над мелодикой голоса, но голос формируется сам в процессе трудовой деятельности. Мелодики голоса здесь соединяется с процессом трудовой деятельности, зависит от него и определяет его эффективность.
Основой культуроформирования является и специфика национального мелоговорения. Мелодика голоса национально идентична. Так, мелодика голоса американцев отличается от мелодики англичан громкостью голоса. Голоса испанцев и итальянцев характеризуются повышенным темпом. Мелодика голоса русских считается самой мелодичной, протяжной, что проявляется в тенденции долготы гласных звуков.
Мелодика голоса формирует различные ситуации общения, проявляющиеся в коммуникации матери и ребенка, в общении военнослужащих, в общении с животными и др. Так, коммуникативные ситуации матери и ребенка имеют совершенно иной характер. «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми» [3, с.188]. Общение матери и ребенка происходит посредством ласкового, спокойного, нежного, мелодичного голоса, который помогает поддерживать внутреннее равновесие, спокойствие малыша. Более того, мелодика голоса мамы важна и необходима малышу для благоприятного развития в утробе, так как на данном уровне развития ребенок воспринимает только мелодику голоса. Мелодично общаясь с новорожденным малышом, мама способствует формированию непосредственно тональности речи ребенка, которая проявляется в гуление. «Именно мамино пение и закладывает основы музыкальности, знакомит малыша с красотой звуков, мелодикой родного языка. Для новорожденного мамин голос и есть самая прекрасная музыка, в нем заключен весь мир – покой, защищенность, красота» [9, с.14]. В традиционной системе воспитания ребенка мелодика голоса имеет огромный потенциал для развития культуры личности ребенка. По мнению Тепловой А.Б. формировать голосовые способности ребенка можно через традиции домашнего пения, а именно колыбельную песню. Колыбельные – «это простые короткие попевки с монотонным, успокаивающим ритмом и ясной мелодией» [9, с.15]. Привыкая к колыбельным песням, ребенок начинает различать тональность голоса, мелодический строй родной речи, различать поющих людей. Следствием этого является то, что ребенок сам начнет напевать колыбельные, усыпляя себя. Недавно ученые из Гетингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и магнитофонные записи голоса, исполняющего колыбельные песни. На удивление специалистов, мелодика голоса оказалась намного эффективнее медикаментов: сон был у испытуемых крепким и глубоким.
Культуроформирование традиций, обрядов мелодикой голоса ярко выражено в истории различных цивилизаций, на примере античной, восточной и славянской культуры. В конкретной исторической эпохе преобладает определенная система представлений о мелодике голоса. Голос в первобытной культуре являлся необходимым стимулом для слаженного коллективного труда в условиях жизнедеятельности. В основе трудовой деятельности лежал ритм хоровых танцев, облегчающий совместные действия. Где простейшим «инструментом», обеспечивающим ритмическую основу танца, становится человеческий голос, рождающий простейшую мелодию.
В первобытной культуре закладывались основы энергетического воздействия голоса, которое проявлялось в подражании звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью мелодики голоса, имитирующей звуки природы (гром, падающие камни, льющаяся вода, крики птиц, рев умирающего раненого зверя), он может добиться успешной охоты или богатого урожая.
Эпохе Античности мы обязаны появлением таких понятий как мелодия, ритм, гармония. Древние греки видели свою задачу в изучении акустических сторон звучания слов, то есть мелодической основы речи, основываясь на знаниях об аналогичном звучании голоса. В жизни греков мелодика голоса имела значительное место. Она сопровождала их во время праздников, торжественных шествий в честь богов, во время свадьбы и траурных церемоний, звучала во время гимнастических состязаний атлетов, Олимпийских игр, поэтических турниров и театральных представлений. Музыкальное искусство было преимущественно вокальным: мужские и женские голоса подразделялись на три «области»: высокую, низкую и среднюю. «Но так как греки в отличие от нас называли высокие ноты низкими и наоборот, то их низкая область соответствовала регистру тенора или сопрано, средняя – баритону или меццо-сопрано и высокая – басу или контральто. По мнению древних, самые высокие голоса лучше всего выражали взволнованные и страстные чувства, средние же считались предназначенными для выражения спокойствия и важности» [1, с.223-224]. В Древней Греции обучение вокальному музыкальному искусству, постановке и развитию голоса было обязательной частью образования гражданина и считалось важнейшим средством воздействия на нравственный мир человека, «благородством … она возвышала сердца и освобождала людей от дурных мыслей» [1, с.62].
Голосом греки обращались к богам по поводу начала сева и сбора урожая, рождения и смерти, победы в битве и поражение, строительстве жилья и отправления в дальнюю дорогу. На основе этого возникают всевозможные «песни мельников», «песни гребцов», «песни банщиков», свинопасов, земледельцев, пастухов и т. д., обращенные к богам за помощью в нелегкой трудовой деятельности, и в то же время голос материализует просимое греками.
Тайной гармоничных звучаний Древней Греции владел легендарный Орфей. Его мелодика голоса благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что под воздействием мелодики голоса даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его пение. «Вся природа была очарована дивным пением. Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла она и влекла к певцу, что вокруг него, как зачарованные, столпились дикие звери из окрестных лесов и гор. Птицы слетелись слушать певца. Даже деревья двинулись с места и окружили Орфея; дуб и тополь, стройные кипарисы и широколистые платаны, сосны и ели толпились кругом и слушали певца; ни одна ветка, ни один лист не шелохнулся на них» [4, с.233]. Сила его певческого таланта была так велика, что приводила в движение скалы, укрощала диких зверей и волны, мешающие походу Аргонавтов. Имя Орфея стало синонимом прекрасного певца имеющего мелодичный голос.
Роль пения древних греков в изучении мелодики голоса очень велика. Но также неоспорима роль речи, а именно ораторского искусства, в исследовании мелодики голоса. Выступая в суде, в народном собрании, греки и римляне посредством голоса могли полностью изменить политику государства, вести споры, ловко задавать вопросы, отвечать на вопросы противника. Из греческих ораторов наибольшую известность получили: Антифонт, Лисий, Исократ, Демосфен; римскими представителями ораторского искусства являются: Катон, Цицерон.
Культура Востока с древнейших времен приписывала звуку голоса силу, способную творить мир, создавать и поддерживать его гармонию, так как именно мелодика голоса определяет гармоничность и темп. В одном из индийских трактатов говорилось: «Звук есть высшее лоно, звук – причина всего» [2, с.190]. Индийская музыка является воплощением триединства «песни, танца и мелодии». Человеческий голос в данном триединстве является главнейшим и непревзойденным инструментом, которому всегда предавали особое значение. Мелодика голоса в индийской музыке – это земной, естественный голос обыденной речи, приглашающий слушателя к доверительной беседе. Музыкальное произведение никогда не репетируется, поэтому в музыкальной культуре Индии существует искусство голосовой импровизации, при котором исполнитель создает в сознании слушателей определенный художественный образ.
В основе индийской музыки лежит рага, что в переводе с санскрита означает «страсть, цвет и привязанность», нечто, способное мелодикой голоса «окрасить сердца людей» [2, с.189]. Рага как мелодическая идея, подчиненная точным правилам восхождения и нисхождения тона, предписанным местам пауз, обладает неповторимой, очень тонко обозначенной мелодией настроения, она строго соответствует определенному чувству, переживанию. Раги исполняются в строго определенное время суток и года, поскольку психофизическое состояние человека, вызываемое мелодикой голоса, должно соответствовать положению дел в природе и космосе, то есть гармоничным. Несвоевременное исполнение раги всегда считалось вредным, нарушающим природный порядок – дисгармоничным.
В народных верованиях славян голос осмысляется как обязательный атрибут «этого» мира, культурного пространства, в отличие от «того света», отмеченного печатью беззвучия. Очень четко «тот свет» беззвучия можно проследить в заговорах и обычаях славян: «болезни изгоняют туда, где не кричит петух, не блеют овцы, не поют девушки. Во время похорон и поминок их участники общаются друг с другом шепотом; в доме, где в течение года кто-то умер, не поют и не веселятся» [7,с.107]. Каждый обряд у славян предопределяет ту или иную мелодику голоса, в противном случае отступление от нормы оценивается негативно. «В то же время о рождении ребенка обычно принято сообщать криком, громким голосом, звоном или выстрелом» [8, с.511], что характеризует «этот» мир, данное культурное пространство.
В народной культуре голос осознается как нечто материальное, подверженное влиянию извне и само могущее стать инструментом воздействия, поскольку мыслится отчуждаемым от человека. Об этом говорит, например, сказочный мотив выковывания голоса.
С помощью голоса можно также навести порчу. У сербов и болгар, например, «запрещалось слушать натощак пение девушек, обходящих дома в Лазареву субботу и исполняющих для односельчан специальные песни: считалось, что своим пением лазарки могут довести домочадцев, услышавших их натощак, до полного истощения» [7, с.108]. По преданиям славян, голосом можно отвратить от человека болезнь и передать ее другому. Так у белорусов при лихорадке, куриной слепоте и других болезнях надо было пропеть, сидя на каком-нибудь высоком месте: «Кукареку, запою: кто услышит, то ему», — и болезнь перейдет к тому человеку, который услышит это пение.
В то же время и сам голос человека может быть подвержен неблагоприятному воздействию извне. Обладательницы хороших голосов старались не петь после захода солнца на улице, поскольку ведьмы, получающие в это время особую силу, могли бы лишить их голосов. Отнимая голос у человека, черт завладевал и его душой, принуждая совершать неблаговидные поступки. Леший тем же образом отбирал силу у человека, после чего тот медленно умирал [8, с.511]. Из чего можно сделать вывод, что голос человека выступал как вместилище души и силы, потому и является объектом посягательства нечистой силы.
Громкому голосу, пению и крику приписываются особые магические значения и функции. С помощью голоса оказывается возможным оградить культурное пространство от проникновения враждебных и потусторонних сил. Славяне полагали, что если с какого-нибудь высокого места человек что-нибудь громко пропоет или крикнет (например, свое имя). То там, где будет слышен его голос, град не побьет посевов, девушек будут быстрее брать замуж, звери в лесу не тронут скот, холодный туман не повредит посевов, летом не будет змей, на такое расстояние вор и злодей не подойдет к дому. Громким голосом, пением криком люди «отворачивали» тучи от села, защищали посевы от ведьм, могущих отобрать урожай [7, с.108].
Голосу придавалось и продуцирующее значение. В один из весенних праздников люди, собравшись вместе, начинали громко петь или кричать. Считалось, что там, где слышен их голос, лучше уродятся фрукты и хлеб. В Болгарии в Юрьев день девушки кричали с холмов вблизи села: «Где нет голоса, не будет и колоса». Голос мог повлиять и на плодовитость скота и домашней птицы: в России под Новый год колядки исполняли, в том числе и для того, чтобы свиньи лучше велись.
Изменение голоса, как правило, маркирует перемену некоего состояния или статуса человека – обычно в обрядовой обстановке. Повсеместно известно изменение голоса ряжеными участниками обходных обрядов, связанное с представлением о том, что они (ряженые) олицетворяют потусторонние силы. Ряженые могли говорить с домочадцами нарочито высокими («тонкими») или низкими («толстыми») голосами, подделываться под голос животных, женщин, детей, умерших родственников, дополнять речь иными звуками (шепотом, свистом, хохотом). Перемена тихого пения на громкое фиксировала в восточнославянском календаре границу между зимним и весенним сезонами [8, с.512].
Не случайно в древние времена голосу придавали высшее, божественное значение. Во многих верованиях голос был тайно связан с началом существования вселенной. Голосом был сотворен и сам человек, и голосом он продолжает творение Божье. Таким образом, мелодика голоса несёт в себе огромную мощь, потенциал культуроформирования действительности.
1. Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск: Русич, 2002. – 624 с.
2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. – М.: Дрофа, 2006. – 333 с.
3. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. М., 1998.
4. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхардт. – М.: Правда, 1988. – 576 с.
5. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000.
6. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. Курс лекций. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002 – 360 с.
7. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: Междунар. отношения,2002. – 512 с.
8. Славянские древности: этнолингвистический словарь. В 5 т./ ред. Н.И. Толстого. – М.: Междунар. отношения. – 1995.
9. Теплова А.Б. Самая прекрасная музыка – голос мамы // Няня, 2006, №4.