такой день такого народа
Новое в блогах
День народного единства: где нам врут и что мы празднуем
Повод ясен: правительство хочет, чтобы народ сплотился.
Только вокруг чего?
Против кого дружим?
И почему все новые праздники выглядят так, будто сову на глобус натянули?
Отвечу на все вопросы…
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве скульптора Ивана Мартоса, 1818 год.
Нам говорят, что праздник новый, 2004 года рождения. Не верьте. 4 ноября, День Казанской иконы Божией Матери, до революции 1917 года праздновали более 300 лет. Традиция вернулась. Правильно.
Обман в том, что именно 4 ноября в 1612 году не происходило ничего.
25 октября 1612 года, по-нашему — 4 ноября, в Первопрестольной, а также на подступах к ней, как и по всей Руси, НЕ ПРОИСХОДИЛО НИЧЕГО.
Боевые действия, «изгонение шляхтичей из Кремля», прочее «бла-бла-бла» — все эти события были, но к 4 ноября не относятся.
Был День Иконы Казанской Божией Матери («Казанская Осенняя», не путать с «Летней»).
Праздник — сугубо церковный. Его до 1917-го отмечали с 1648 года. При чем тут государство, «единение», завоеватели из Польши и русский патриотизм? Только косвенно.
Московская Казанская икона Богоматери
Вот что известно документально
Вся «карусель», родившая Смутное время, закрутилась после странной смерти царевича Дмитрия. Мальчик болел эпилепсией, при игре в «ножички» (она и сейчас популярна) якобы нечаянно упал горлом на лезвие. Вполне мог сам справиться при таком-то заболевании.
Поговорку «У семи нянек дитя без глаза» неспроста придумали.
Царевич Дмитрий, картина Михаила Нестерова. Источник: Википедия
Власти твёрдость не проявили, типа умер и умер. Следствия никто не проводил. А когда нет фактов, начинаются слухи и вылезают «лжецаревичи».
Они и вылезли! И понеслась косая в баню…
Первого ложного сына царствующей особы растерзали быстро (убивали зверски), но появился Второй, с армией профессиональных наемников.
С ними успешно боролись войска боярина княжеского рода Василия Скопина-Шуйского, которые от Новгорода успешно шествовали к Москве, к тому времени занятой поляками. Внезапно этот молодой талантливый воевода (20 лет) скоропостижно скончался.
После кончины Скопина-Шуйского денежное довольствие солдатам зажали, пал Смоленск, ополчение без командира разбежалось, поскольку каждый князь тянул одеяло на себя.
Единство?
Его и в помине не было. Вы спросите, откуда поляки в Москве, как и почему они туда попали? Правильный вопрос.
Потому что не было единства, вот и захватили шляхтичи Русь.
Купец и Воевода
А были Купец Козьма Минин и князь Дмитрий Михайлович (по славянскому имени, которое давалось при рождении – тоже Козьма!) Пожарский — вот настоящие герои того времени!
Минин с остатками сил срочно переехал на малую родину, в Нижний Новгород, где сумел стабилизировать экономику: ввёл налоги и обязательные сборы.
Теперь нижегородцы обязаны были отдавать в казну треть своего имущества!
С теми, кто отказывался, разбирался воевода: «умника» просто лишали всего.
Как говорят в полиции – «полная конфискация».
Минин обращается к нижегородцам в 1611 году. Картина Михаила Пескова, 1861 год
Мининотдал в общий котёл всё, снял серебряные оклады с личных икон, изъял даже украшения у жены.
Но денег все равно не хватало!
Пожарский пошёл на крайние меры. Он взял под арест жён, матерей и дочерей тех купцов, которые сделали вид, что у них нет денег!
Сколько отдавали? Например, род купцов Строгановых внёс 4 116 рублей.
Для сравнения: на 10 рублей можно было купить хороший дом в городе.
Весь Нижний Новгород собирал в год таможенных сборов на 6 200 рублей, а тут – один купец отдал на треть меньше…
В итоге нижегородские купцы заново обрели свою родню, а Россия – боеспособную армию с хорошей зарплатой.
Ополчение Пожарского на марше. Хромолитография по картине Т. Крылова. 1910 г. Источник: сайт Минобороны РФ
Вот так всё было на самом деле.
Патриотизм без денег бессилен.
Путаница с летоисчислением
Даты семнадцатого века многие неправильно высчитывают.
Если в 20 веке надо прибавлять 13 дней, то в 19 — 12, в 18 — 11, а в 17-м — 10!
Будем считать, что сейчас 20 век, а то вообще запутаемся.
Итак. Войска Пожарского с 20 по 24 августа (30 августа – 3 сентября по новому стилю) в жестокой битве на голову разбили корпус гетмана Яна Ходкевича, блокировали Москву.
«Кремлевские» поляки понимают: надежды на спасение у них нет.
22 октября (1 ноября «по-нашему») оккупанты предпринимают дерзкую вылазку с целью прорваться, но терпят крах, бегут, а на «их плечах» войско Пожарского врывается в Москву, занимая Китай-Город.
Сам Кремль пока оккупирован врагами!
26 октября (5 ноября по новому стилю) с поляками подписывают договор о капитуляции.
27 октября (6.11) оккупанты покидают Кремль.
Изгнание польских интервентов из Московского Кремля, картина Эрнеста Лисснера, 1938 год
1 ноября (11-е число по новому стилю) Земская армия (2-е ополчение Пожарского) вступает в главную крепость России.
Где в этих датах 4 ноября? – Спросит досужий читатель.
А его нет.
Откуда же взялась эта дата?
Спустя 11 лет после описываемых событий «вдруг» выяснилось: Дмитрий Михайлович дал обет Казанской Иконе Богоматери, что если все пройдет удачно, он построит в честь неё храм в Москве.
Это похоже на правду: 2-е ополчение сражалось под ликом этой иконы, и у них, как мы знаем, задуманное получилось. Церковь построили в 1636 году, Икону Казанской Богоматери туда торжественно внесли 22 октября (1.11).
Спустя 12 лет, в 1648 году, у юного царя Алексея Михайловича рождается первенец, а произошло это… 22 октября (1 ноября)!
Дальше работали церковнослужители, а они живут по Юлианскому календарю, а не по Григорианскому.
В итоге обсчитались церковники, запутались в трёх соснах, точнее, в трёх календарях, ошиблись на три дня, прибавили не «10», а «13», и получилось 4 ноября!
НЕ было никакого «единения», была грамотная стратегия и политика: налоги, Земский Собор, армия, налоговая система.
Никто из поволжских князей (татары, мордва, черемисы и т.д.) к ополчению НЕ присоединился.
Все ждали, кто победит, наблюдали.
Служивые люди биться за Москву тоже НЕ горели желанием.
Какое тут «единение»?
Едиными были ополченцы! Потому и победили.
То есть народ, вооруженный купцами, спас Москву – так было.
НЕ армия спасла, а народ.
Есть что праздновать!
Патриотизм династии Романовых
Род Романовых, который стал править в России после Смутного времени, был из тех семей, которые договаривались с польскими оккупантами.
Такой вот показательный факт.
Цари проявляют патриотизм, когда это приносит доход.
Но когда главное – деньги, то это уже НЕ патриотизм, согласитесь?
Дуэт Минина и Пожарского
Козьма Минин был потомственным купцом, владельцем соляных копий (соль – дорогой и востребованный товар).
Его современный аналог – Вагит Алекперов («ЛУКОЙЛ»).
Партнером по бизнесу, совладельцем рассольной трубы, был друг семьи Минина, князь Пожарский (современный аналог – уровень любого генерала Минобороны)!
Никаких случайностей, как видите, типичный «бизнес-проект».
Так совпало: власть поляков купцам была невыгодна.
Но это не отменяет того, что они были настоящие патриоты, сражались НЕ за себя (у них все было), а за Россию.
Кто из современных «купцов» на такое способен?
Остался один вопрос к властям:
для чего врать людям, придумывать события, манкировать датами, когда повод и без того есть?!
Тем более, обстановочка подходящая: единства НЕТ и сейчас.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
День народного единства в России: что за праздник мы отмечаем 4 ноября
Фото: Екатерина Смолихина/Amic.ru
4 ноября вся Россия будет отмечать праздник «День народного единства». Несмотря на то, что это относительно молодой праздник, его корни уходят в 17 век. Вместе с Amic.ru разбираемся, что это за день и почему его путают с 7 ноября.
Изгнание поляков из Москвы завершило долгий период Смутного времени в России. После изгнания поляков из Москвы в России был избран новый царь — представитель династии Романовых Михаил Федорович.
Смутой принято называть события со смерти царя Ивана Грозного (1584 год) до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 год). После смерти Ивана Грозного на престол взошел его сын Федор I Иоаннович. Однако потомков у него не было, и династия Рюриковичей пресеклась. Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах еще при жизни Фёдора. В народе стали поговаривать, что, возможно, он жив. Именно с этого момента в России и началось Смутное время, на престол начали претендовать самозванцы Лжедмитрии.
В 1613 царь Михаил Федорович учредил праздник — день очищения Москвы от польских интервентов. Он праздновался 4 ноября.
В 1649 году этот день был объявлен православно-государственным праздником Казанской иконы Божией Матери. По преданию, икона была прислана из Казани Дмитрию Пожарскому. С ней ополчение вошло в Москву. Многие верят, что изгнать поляков удалось именно благодаря иконе.
После революции 1917 года традиция отмечать освобождение Москвы от польских интервентов прекратилась.
В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Инициативу поддержали в Госдуме, и этот день стал выходным вместо 7 ноября.
В пояснительной записке к проекту закона о введении нового праздника говорится следующее:
«4 ноября 1612 года войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарвского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Основные мероприятия в День народного единства проходят в Москве и Нижнем Новгороде у памятников Минину и Пожарскому. Почему в Нижнем Новгороде? Именно там и было созвано ополчение, которое выгнало польских интервентов из Москвы.
Праздничные концерты проходят и в остальных городах России. Там в этот день проводятся концерты, представления, благотворительные акции, митинги и так далее.
Почему День народного единства стал провалом Кремля
По сообщениям ряда СМИ, в этом году 4 ноября День народного единства будет праздноваться в несколько ином формате, чем обычно. Если точнее, то в более камерном, без массовых фестивалей, концертов, митингов и шествий — то есть, заставлять бюджетников «радоваться на площадях» для показа по ТВ и отчета в Кремль уже не будут.
В частности, Общественная Палата РФ, которая в последние годы и выступала в Москве одним из главных организаторов этих мероприятий, в этом году не подала заявки на их проведение в столице.
По некоторым данным, официальная причина, озвученная сотрудниками ОПРФ в том, что «у людей не было сложившегося понимания, что празднуется». При этом, все же на Театральной площади и на ВДНХ пройдет некий «фестиваль национальностей», который теперь и станет новой концептуальной составляющей Дня народного единства.
Стоит напомнить, что данный праздник отмечается в России с 2005 года. Особо массовым и масштабным он стал с 2014 года. Курировала идеологическую составляющую и повеление мероприятий в этот день администрация президента. В этом году, судя по всему, в АП решила не устраивать праздник, который так до конца и не прижился в Российском обществе.
Чисто исторически, праздник этот приурочен к освобождению Москвы от польской интервенции в период Смутного времени народным ополчением Минина и Пожарского. В Русской Православной Церкви в этот день празднуется память о чудесном появлении Казанской иконы Божьей Матери. Но это сугубо православный праздник, и хотя православных христиан в нашей стране все же большинство, тем не менее, они не являют собой всю полноту российского народа, который несколько шире и разнообразнее в исторических и религиозных традициях.
На государственном уровне, проблема была, кажется, в том, что не очень понятно было, что же такое это самое «народное единство». У самого термина не было, да и до сих пор нет четкого и внятного идеологического и смыслового наполнения. А потому закономерно и сложилась ситуация, когда «люди не понимают, что они празднуют».
Что же касается определенного исторического, культурного, идеологического и нравственного единства всего народа, то олицетворением его стала акция «Бессмертный полк», которая проходит в День Победы, 9 мая. И в общем, День Народного единства и здесь несколько вышел из контекста.
Были в истории этого дня и довольно нелицеприятные факты. Например, много лет ходят устойчивые слухи, что на концерты и митинги людей, в первую очередь, «бюджетников» привозили в «добровольно-принудительном порядке». Социологические опросы показывали, что большинство не очень понимает, что и зачем празднует, и относится к дню народно единства, скорее, как к еще одному выходному.
Не помогала и мощная пропагандистская кампания, которая велась ежегодно накануне и во время праздника. И проблема даже не в том, что в российском обществе с единством все не очень хорошо. После 2014 года можно с уверенностью говорить о том, что российское общество по ключевым политическим, идеологическим и социальным вопросам практически едино во мнении. Проблема в том, что не очень понятно, зачем это самое единство отдельно, специально и столь масштабно отмечать.
До государственных структур очень долго доходил простой факт, что праздник как-то совсем не приживается в народном сознании, а объяснять идеологически концепцию единства, а уж тем более через понятие «русского мира» в нашей подчеркнуто многонациональной стране — было несколько вне этой самой многонациональной концепции.
«С одной стороны, суть народного единения обрела содержание, когда начался процесс воссоединения России — Крым присоединился. С другой стороны, власть завязла в нынешних экономических и политических историях, фактически не позволяющих действовать государству активно и сознательно — это и недавние повышение налога на добавленную стоимость, и повышение пенсионного возраста. Государство действительно побаивается тех процессов, которые вроде само же и запустило»,- в частности, заявил Pravda. ru публицист и политконсультант Анатолий Вассерман.
«Власть не хочет сейчас на этом сосредотачивать внимание. Все мероприятии же были связаны исключительно с тем, что пытались подменить прежний праздник. Потому что убирать из календаря «красный день» 7 ноября невозможно. Вот Кремль и решил подменить сам смысл праздника, немножко сместить дату — чтобы потом отказаться@?- поделился с Pravda. ru историк Борис Юлин.
«Придумывали праздники, скажем честно — «лунные». Типа «дня согласия и примирения», «дня народного единства»… Да никто с ним не согласен, не един, но праздник был — относящийся к дате начала 17 века. Скорее всего, сам праздник «День народного единства» останется — только на него уже будут меньше акцентировать внимание»,- констатировал он.
Проблему решили заливать деньгами и бюджетниками. Но это тоже не сработало. Ныне же в России, как показывают последние события, лишних денег нет совсем. А потому «балласт» был сброшен, и теперь будут «фестивали национальностей». Тут вроде и многонациональность подчеркивается, и мероприятие будет куда более локальным и камерным.
Печально в этом всем то, что в общем-то не с кого спросить после этого демарша, а как же вот с теми, уже потраченными десятками, а то и сотнями миллионов на прошлые праздничные мероприятия, да и с согнанными бюджетниками? Но, понятно, что извиняться за эти прошлые натужные попытки изобразить праздник за бюджетный счёт никто не будет.