такие установки трудовой этики как предпочтение отдыха труду стремление зарабатывать не больше чем
Такие установки трудовой этики как предпочтение отдыха труду стремление зарабатывать не больше чем
Обществознание ЕГЭ с К.Г.Б. запись закреплена
Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Индустриальное общество — гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, господство труда.
Традиционное общество — поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений, низкие темпы развития, производства, труд направлен на удовлетворение основных потребностей.
Массовое общество — индустриализация и урбанизация, стандартизация производства и массовое потребление, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации и «массовой культуры».
Постиндустриальное общество — очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями, господство сферы услуг.
Такие установки трудовой этики как предпочтение отдыха труду стремление зарабатывать не больше чем
Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества
Индустриальное общество — гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, господство труда.
Традиционное общество — поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений, низкие темпы развития, производства, труд направлен на удовлетворение основных потребностей.
Массовое общество — индустриализация и урбанизация, стандартизация производства и массовое потребление, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации и «массовой культуры».
Постиндустриальное общество — очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями, господство сферы услуг.
Правильный ответ указан под номером 2.
Поясните пожалуйста подробнее. Традиционное по другому называют аграрным. Как в аграрном обществе может даваться предпочтение отдыха труду. Если поразмыслить, то время не ждет. И соответственно все надо делать вовремя.
Стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для основных потребностей, характерно исключительно для традиционного общества.
То, что предпочтение отдается отдыху, значит, что человек отдыхает, если это возможно, а не то, что вместо вспахивания земли он лежит на печи.
Вот, к примеру, в индустриальном обществе предпочтение отдается труду, он возводится в культ.
Я считаю, что стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, зависит не от типа общества, а от психологии человека. Сегодня тоже многие люди нацелены на заработок, достаточный для существования, и далеко не все живут в грёзаз, что они будут шиковать в своей жизни. исходя из этого, я выбрал «постиндустриальное общество».
Всегда сравнивайте варианты. Да, сейчас еще остались люди, которые зарабатывают исключительно на крышу над головой, еду и одежду. Но в традиционном обществе таких людей было много больше.
Вспомните характерную черту постиндустриального общества: господство сферы услуг. Услуги удовлетворяют не основные потребности человека.
Такие установки трудовой этики как предпочтение отдыха труду стремление зарабатывать не больше чем
Существование глобальных проблем человечества свидетельствует
1) о целостности современного мира
2) о выравнивании уровней развития
3) о взаимодействии стран и народов
4) о преимуществах экономически развитых стран
Глобальные проблемы — проблемы, затрагивающие весь Мир в целом. (все страны и государства) Вне зависимости от развития, экономики, народности.
Правильный ответ указан под номером 1.
Причиной возникновения глобальных проблем современности ученые считают
1) исторические традиции
2) культурное многообразие мира
3) рост масштабов хозяйственной деятельности человека
4) многовариантность общественного развития
Глобальные проблемы — результат деятельности человека, который всегда удовлетворяет свои потребности. Производство различных товаров происходит вместе с вырубкой леса, выбросов CO2 в атмосферу и т. д.
Правильный ответ указан под номером 3.
Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества
Индустриальное общество — гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, господство труда.
Традиционное общество — поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений, низкие темпы развития, производства, труд направлен на удовлетворение основных потребностей.
Массовое общество — индустриализация и урбанизация, стандартизация производства и массовое потребление, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации и «массовой культуры».
Постиндустриальное общество — очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями, господство сферы услуг.
Правильный ответ указан под номером 2.
Поясните пожалуйста подробнее. Традиционное по другому называют аграрным. Как в аграрном обществе может даваться предпочтение отдыха труду. Если поразмыслить, то время не ждет. И соответственно все надо делать вовремя.
Стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для основных потребностей, характерно исключительно для традиционного общества.
То, что предпочтение отдается отдыху, значит, что человек отдыхает, если это возможно, а не то, что вместо вспахивания земли он лежит на печи.
Вот, к примеру, в индустриальном обществе предпочтение отдается труду, он возводится в культ.
Я считаю, что стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, зависит не от типа общества, а от психологии человека. Сегодня тоже многие люди нацелены на заработок, достаточный для существования, и далеко не все живут в грёзаз, что они будут шиковать в своей жизни. исходя из этого, я выбрал «постиндустриальное общество».
Всегда сравнивайте варианты. Да, сейчас еще остались люди, которые зарабатывают исключительно на крышу над головой, еду и одежду. Но в традиционном обществе таких людей было много больше.
Вспомните характерную черту постиндустриального общества: господство сферы услуг. Услуги удовлетворяют не основные потребности человека.
Такие установки трудовой этики как предпочтение отдыха труду стремление зарабатывать не больше чем
Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества
Индустриальное общество — гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, господство труда.
Традиционное общество — поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений, низкие темпы развития, производства, труд направлен на удовлетворение основных потребностей.
Массовое общество — индустриализация и урбанизация, стандартизация производства и массовое потребление, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации и «массовой культуры».
Постиндустриальное общество — очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями, господство сферы услуг.
Правильный ответ указан под номером 2.
Какой вид знания включает в себя законы, принципы, понятия, концепции?
1) повседневный опыт
2) теоретические знания
3) народная мудрость
4) художественный образ
Правильный ответ указан под номером 2.
Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает
Здесь программист выступает субъектом деятельности, средством является его компьютер, а мотив неизвестен. Программа выступает объектом.
Правильный ответ указан под номером 4.
Верны ли следующие суждения о роли образования в современном обществе?
А. Образование остается одним из важнейших каналов социализации личности.
Б. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Когда человек учится, она социализируется, поэтому образование важно в процессе социализации.
В эпоху постиндустриального общество большое внимание уделяется личностным качествам каждого человека.
Правильный ответ указан под номером 3.
Государство в рыночной экономике
1) берет на себя организацию производства большинства товаров и услуг
2) осуществляет распределение экономических ресурсов
3) устанавливает цены на производимые на предприятиях товары
4) законодательно закрепляет многообразие форм собственности
Правильный ответ указан под номером 4.
Если численность занятых в стране равна 29 млн человек, численность рабочей силы — 30 млн человек, то уровень безработицы равен
Расчет безработицы происходит по следующей формуле
Уровень безработицы = Количество безработных / рабочая сила * 100%
Количество безработных = численность рабочей силы — численность занятых = 30 — 29 = 1 млн
Правильный ответ указан под номером 4.
Какое из указанных мероприятий правительство страны может ввести для борьбы с угрозой дефолта, для того, чтобы избежать роста цен и усиления зависимости от внешних кредиторов?
1) увеличение социальных расходов, в первую очередь, зарплат бюджетникам и пенсий
2) рост заимствований на внешних рынках, проведение дополнительной эмиссии бумажных денег
3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата, вооруженных сил, социальной сферы
4) запрет фирмам самостоятельно продавать свою продукцию на внешнем рынке
Дефо́лт — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа.
Дефолт может объявляться как компаниями, частными лицами, так и государствами («суверенный дефолт»), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств.
Корпоративный дефолт является важным понятием корпоративного права, являясь, с одной стороны, защитным механизмом для компании, испытывающей временные финансовые трудности (защита от враждебного поглощения, защита от рейдерского захвата и т. д.), а с другой — защищает кредиторов от невыполнения компанией обязательств по займам.
Правильный ответ указан под номером 3.
Выберите статьи затрат, которые могут быть отражены следующим графиком издержек в краткосрочном периоде.
1) сдельная зарплата рабочих
2) зарплата аппарата управления
3) плата за электроэнергию
4) транспортные расходы
Указанным графиком издержек может быть отражена зарплата аппарата управления, так как издержки не зависят от количества продукции, в отличие от сдельной зарплаты рабочих, платы за электроэнергию и транспортных расходов.
Верны ли следующие суждения о внутреннем валовом продукте?
А. Во внутренний валовой продукт входит стоимость только конечных товаров и услуг.
Б. Во внутренний валовой продукт входит стоимость промежуточных товаров и услуг.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
По определению, ВВП —  это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране за год. Верно только А.
Правильный ответ указан под номером: 1.
В Западной Европе XVIII—XIX вв. общество делилось на две группы. К одной из них относили дворянство и духовенство, к другой — ремесленников, купцов и крестьян. Какое социальное явление иллюстрирует данный факт?
2) социальную мобильность
3) социальную дифференциацию
4) социальную адаптацию
Деление общества на разные слои.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ниже приведены данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Респондентам был задан вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством жилищно-коммунальных услуг?». Результаты опроса представлены в гистограмме.
Какой вывод можно сделать на основании представленных данных?
1) Как в 2005, так и в 2007 году среди всех категорий опрошенных доминировали респонденты, удовлетворенные качеством жилищно-коммунальных услуг.
2) Число респондентов, не удовлетворенных качеством жилищно-коммунальных услуг, к 2007 году уменьшилось.
3) Число респондентов, полностью удовлетворенных качеством жилищно-коммунальных услуг, в 2007 году составило треть опрошенных.
4) Число респондентов, удовлетворенных качеством жилищно-коммунальных услуг, в 2007 году меньше, чем в 2005.
Первый ответ не подходит, т. к. ответ «да, вполне» меньше по количеству ответов в оба года чем, например, «совершенно не удовлетворен».
Число респондентов, полностью удовлетворенных качеством жилищно-коммунальных услуг, в 2007 году составило десятую часть опрошенных.
Число респондентов, удовлетворенных качеством жилищно-коммунальных услуг, в 2007 году больше, чем в 2005.
Правильный ответ указан под номером 2.
Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
А, Современное общество отличается низкой степенью институализации.
Б. Социальный институт — это устойчивый комплекс норм, регулирующих определенные сферы деятельности.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Наоборот, в современном обществе высокая степень институциализация в связи с большим количество социальных групп и развитыми социальными отношениями.
Социальный институт — это исторически сложившаяся общность людей, РЕГУЛИРУЮЩАЯ определенные общественные отношения и нормы.
Правильный ответ указан под номером 2.
Признаком государства, отличающим его от всех других форм объединения людей, является
1) наличие системы права
2) наличие общего хозяйства
3) наличие органов управления
4) наличие общих ценностей
Правильный ответ указан под номером 1.
Какой признак является общим для политической партии и для государства?
1) суверенитет во внутренних и внешних вопросах
2) наличие органов управления
3) принятие законов, общеобязательных для граждан
4) установление и взимание налогов
Первое относится только к государству, партия не может быть независима от государства, она действует и существуем в рамках и условиях государства.
Третье —  к государству, ибо оно наделено законотворческими полномочиями.
Четвертое —  к государству, оно проводит политику перераспределения доходов, исполнительная ветвь власти, партия таких полномочий не имеет.
Правильный ответ указан под номером 2.
Главой государства Z является наследственный правитель, власть которого не имеет ограничений. Он издаёт законы, руководит правительством, влияет на принятие важнейших судебных решений. Какая форма правления установлена в этом государстве?
1) парламентская республика
2) конституционная монархия
3) президентская республика
4) абсолютная монархия
Абсолютная монархия — неограниченная власть монарха, наследственного правителя.
Правильный ответ указан под номером 4.
Верны ли следующие суждения о государственном аппарате?
А. Для выполнения каждой из функций государства требуется профессиональный аппарат, действующий с учетом специфики выполняемой работы.
Б. В РФ в структуру государственного аппарата входят только чиновники федерального уровня.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В РФ в структуру государственного аппарата входят чиновники не только федерального, но и регионального, и муниципального уровней.
Правильный ответ указан под номером 1.
Как называется юридическая ответственность, устанавливаемая в трудовом праве?
Уголовная и административная — преступление и проступок.
Гражданско-правовая — отношения между гражданами как равными субъектами при решении спорных вопросов.
Дисциплинарная — нарушить дисциплину в основном можно в учебном заведении или на работе.
Правильный ответ указан под номером 3.
К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относится
1) хозяйственное товарищество
2) политическая партия
3) жилищный кооператив
4) промышленное предприятие
Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности — это признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.
Предпринимательская деятельность — товарищество.
Правильный ответ указан под номером 1.
Гражданин С., находясь за рулем автомобиля, превысил допустимую правилами дорожного движения скорость, за что был остановлен сотрудником правоохранительных органов. Какое правонарушение иллюстрирует данная ситуация?
Административные правонарушения — слабые пресечения законов.
При сильном пресечении Конституции и других законов — уголовное правонарушение.
Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?
А. Юридическая ответственность может налагаться лишь за деяния, которые запрещены законом.
Б. Не допускается повторное наказание лица за одно и то же правонарушение.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1. При нарушении законов, государство должно предпринимать методы, направленные на поддержание охраны законов, например санкции, которые действуют в соответствии с уголовных кодексом.
2. Т.е. если лицо уже получило наказание, к примеру, за убийство гражданина Н., то после выхода из тюрьмы его не могут еще раз посадить в тюрьму за убийство гражданина Н. Это принцип справедливости юридической ответственности.
Правильный ответ указан под номером 3.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Оппозиция — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к юридическим основаниям прекращения трудового договора.
2) желание работника
4) истечение срока договора
6) разглашение тайны
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Инфляция и дефолт не служат законным основанием для увольнения.
Установите соответствие между видами издержек и статьями затрат фирмы за краткосрочный период: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТАТЬИ ЗАТРАТ | ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Постоянные издержки — затраты, которые не зависят от величины объёма выпуска. Зарплата рабочим и плата за электроэнергию зависят от объема выпуска.
А) арендная плата за здание — постоянные издержки.
Б) транспортные расходы — переменные издержки.
В) сдельная зарплата рабочих — переменные издержки.
Г) плата за электроэнергию — переменные издержки.
Найдите в приведённом ниже списке политические институты и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) общественно-политическое движение
2) политические партии
3) политическая культура
4) политические нормы
Политические институты — это, в частности, государство и его структуры, избирательная система, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации. Всякий политический институт состоит из структуры (организации) и идеи, которую эти структуры обслуживают
1) общественно-политическое движение — да, верно.
2) политические партии — да, верно.
3) политическая культура — нет, неверно.
4) политические нормы — нет, неверно.
5) государство — да, верно.
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Бурную реакцию вызвало у общественности обсуждение реформирования системы образования в России. (Б) Более 20 тысяч человек подписали обращение к государственной власти с просьбой пересмотреть предлагаемую реформу образования. (В) При этом 66% опрошенных считают, что родители должны непосредственно участвовать в выборе дисциплин для изучения учащимися в старшей школе. (Г) Проблема получения качественного образования в нашей стране становится все более актуальной.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Предложения 23 — фактические. В них указывается на то что уже было, или то, что происходит.
14 — оценка автора (становится все более актуальной, бурную реакцию вызвало).
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Информационные и коммуникативные технологии стали наиболее динамичным компонентом ___________ (А) — как материального, так и духовного, радикально меняющим многие принципы социальности и регуляции ___________ (Б). Масштабы и темпы информационной ___________ (В) превышают все известные до сих пор в истории сдвиги. Происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу ___________ (Г), образования, социального обеспечения, здравоохранения и рекреации. Ведущая роль в производстве все в большей степени принадлежит не производственным корпорациям и бизнесменам, а корпорациям исследования и развития, экспериментальным лабораториям, научным центрам и ___________ (Д). Вместе с тем повышается степень самостоятельности каждого работника, располагающего своей ___________ (Е) и знаниями как существенным вкладом в процесс производства».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) монотеизм | 2) производство | 3) потребление |
4) сфера | 5) общество | 6) квалификация |
7) революция | 8) наука | 9) университет |
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Исходя из контекста, последовательность 257896 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Гражданин Н. создал объединение, состоящее из 10 ландшафтных дизайнеров. Большинство входящих в него людей — друзья, вместе обучавшиеся в институте. Выберите в приведенном ниже списке признаки социальной группы, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) профессиональная — да, верно, так как гражданин Н. создал объединение, состоящее из ландшафтных дизайнеров.
2) малая — да, верно, так как гражданин Н. создал объединение, состоящее из 10 человек.
3) неформальная — да, верно, так как большинство входящих в него людей — друзья, вместе обучавшиеся в институте.
4) референтная — нет, неверно, в задании нет указаний, что они определяющим образом влияют на мировоззрение, мнение ее членов.
5) условная — нет, неверно, данная группа реальная.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите понятие.
структура | стратификация |
элемент | социальная статика |
Социальная статика выделяет структуру коллективного существа и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии.
Ответ: социальная статика.
Автор подчеркивает противоречивость процессов глобализации и информатизации общества в XXI веке. Найдите два подтверждения этому выводу.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
XXI век глобализации и информатизации не только открывает новые возможности экономического роста, социального прогресса, урегулирования межгосударственных конфликтов, но также повышает уязвимость человека, создает вызовы, ответы на которые не под силу частному капиталу и требуют как международных усилий, так и национальной политики повышения устойчивости общества, социальной защищенности каждого человека к воздействию внешних и внутренних угроз, превращения социальной составляющей в ключевой элемент государственной стратегии.
Осознание необходимости ответственности государства за экономическую и социальную защищенность каждого его жителя стало доминирующей тенденцией развития в прошлом столетии. Опыт разных стран показывает, что обеспечение социально- экономических гарантий населению является не только условием социальной стабильности, но также важнейшим фактором трудовой мотивации, расширения налоговой базы, увеличения потребительского спроса населения; повышения конкурентоспособности трудоспособных, но уязвимых на рынке труда граждан; более полного использования трудового, интеллектуального, творческого потенциала страны, а значит, не только следствием, но я фактором ее экономического роста.
Уровень развития интеллектуального потенциала и качество «человеческого фактора» стали важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность современных национальных экономических систем. Образование и состояние здоровья населения, квалификация трудовых ресурсов, наличие передовых научных школ определяют степень использования, восприимчивость тех или иных стран к достижениям научно-технического прогресса.
Соответственно, страны, не способные обеспечить адекватные стандарты образования и качество жизни своему населению, реальные гарантии на удовлетворение базовых прав личности, оказываются не в состоянии выдерживать требования современной конкурентной борьбы.
В России, несмотря на определенные позитивные сдвиги в динамике макроэкономических показателей, не снижается острота таких проблем социальной сферы, как крайне высокая дифференциация населения по уровню доходов и заработной платы; чрезвычайно низкий уровень заработной платы, пенсий, т. е. доходов, связанных с нынешней или прошлой трудовой деятельностью, которые не обеспечивают для значительной части населения даже доход на уровне прожиточного минимума; не говоря уже о размерах минимальной заработной платы, не выполняющей свои экономические и социальные функции.
Такая ситуация является тормозом развития внутреннего спроса, расширения налоговой базы, не говоря уже о бедственном положении населения.
Несмотря на то, что в последние годы в России наметились позитивные сдвиги в направлении социальной ориентации бюджетных ассигнований, на сегодняшний день главным приоритетом бюджетной политики остаются платежи по государственному долгу (35,9% расходной части федерального бюджета на 2002 г.), в то время как расходы на социальную политику составляют всего 27,5% (в США на социальные статьи приходится около 2 /3 федерального бюджета). Движение к «социальному государству» (каковым объявила себя Российская Федерация согласно статье 7 Конституции) обязывает принципиально усилить социальную ориентацию бюджета и контроль за ее исполнением.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены следующие подтверждения:
1) с одной стороны, процессы глобализации и информатизации открывают новые возможности экономического роста и социального прогресса, урегулирования межгосударственных конфликтов;
2) с другой стороны, эти процессы повышают уязвимость и социальную незащищенность человека перед новыми угрозами в условиях нестабильного общества.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Сформулированы два подтверждения | 2 |
Сформулировано одно подтверждение | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.
В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.
К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация — часть мирового сообщества.
Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанность государства.
Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества.
Российская Федерация — федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.
Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование одних форм национальной государственности в другие.
Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образования ее субъектов.
Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства.
Принцип разделения властей находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) две Формы реализации принципа разделения властей:
2) примеры, допустим:
— осуществление принципа разделения властей по горизонтали: деятельность Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти РФ;
— осуществление принципа разделения властей по вертикали: разделение полномочий между г. Москвой как субъектом Федерации, (например, наличие «своего» законодательства) и органами власти Российской Федерации (исполнение федеральных законов).
В качестве элементов ответа могут быть приведены другие примеры.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Указаны два условия, и показан механизм | 2 |
Указаны только два условия. ИЛИ Показан только механизм. ИЛИ Указано одно любое условие и механизм | 1 |
Указано только одно условие. ИЛИ Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.
Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом.
При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.
(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) два аспекта связи:
— освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта;
— определение их достаточности для решения конкретной проблемы.
2) примеры, допустим:
— школьник изучает открытые Ньютоном законы (освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта);
— учащиеся проводят опыты по выращиванию растений, для чего на каждом этапе они определяют, какие знания им необходимы и достаточны (определение их достаточности для решения конкретной проблемы).
Могут быть приведены другие примеры.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Указаны три функции, приведены два примера | 3 |
Указаны две-три функции, приведён один пример. ИЛИ Указаны две функции, приведены два примера | 2 |
Указана одна функция, приведены один-два примера. ИЛИ Указаны только три функции. ИЛИ Функции в явном виде не указаны, но понятны из приведённых двух примеров | 1 |
Указаны только одна-две функции. ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Автор утверждает, что «Для защиты прав человека важное значение имеет распространение действия международного гуманитарного права на вооруженные конфликты немеждународного характера». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Международное гуманитарное право состоит из двух разделов, именуемых «правом Гааги» и «правом Женевы». Исторически первичным является «право Гааги», или «право войны», которое устанавливает права и обязанности воюющих сторон при проведении боевых операций и ограничивает методы и средства нанесения ущерба противнику во избежание чрезмерных страданий, излишних, а равно и неоправданных военной необходимостью человеческих жертв и разрушений.
Новый этап в развитии международного гуманитарного права, в основы которого были положены принципы и нормы человеческого измерения, наступил после принятия Устава ООН, поставившего войну вне закона. На этот же период приходится интенсивное развитие женевского права, рождение нормативной базы которого обычно связывают с Женевской конвенцией от 22 августа 1864 года об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях во время сухопутной войны. Этим документом в международное право того времени вводился новый и очень важный принцип нейтральности медицинского персонала, согласно которому медицинская помощь должна оказываться всем пострадавшим участникам военных действий независимо от того, на чьей стороне они воевали. Был установлен принцип соблюдения строгого равновесия между требованиями гуманности и военной необходимости.
В современном виде женевское право, или собственно гуманитарное право. представляет собой систему принципов и норм, прямо направленных на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера. Международное гуманитарное право предоставляет защиту тем, кто не принимает участия в военных действиях, то есть гражданскому населению и медицинскому персоналу. Под его защитой также находятся лица, прекратившие участие в боевых действиях, а именно: раненные, потерпевшие кораблекрушение, больные и пленные. Женевское право запрещает нападать на лиц, находящихся под его покровительством, посягать на их физическую неприкосновенность, подвергать их оскорбительному и унижающему их достоинство обращению. Разработаны нормы о предоставлении военнопленным и задержанным в ходе конфликта лицам необходимого питания, жилья, судебных гарантий.
По мере развития международного нормотворчества и принятия новых документов в области прав человека международное гуманитарное право обогащается принципами и нормами, гарантирующими индивиду право пользоваться основными правами и свободами в период вооруженных конфликтов, минимизируя бедствия, причиняемые вооруженными действиями и защищая человека от произвола и насилия.
Для защиты прав человека важное значение имеет распространение действия международного гуманитарного права на вооруженные конфликты немеждународного характера, которые ограничены территорией одного государства и происходят между вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группировками.
Правильный ответ должен содержать следующие аргументы:
— в вооруженных конфликтах немеждународного характера присутствуют все субъекты международного гуманитарного права;
— исполнение норм международного гуманитарного права при регулировании внутренних конфликтов говорит о развитости уровня правовой культуры общества;
— исполнение норм международного гуманитарного права при регулировании внутренних конфликтов напрямую связано с соблюдением прав человека в данной стране.
Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.