такие свойства как неисключаемость в потреблении и неконкурентность в потреблении характерны для
Такие свойства как неисключаемость в потреблении и неконкурентность в потреблении характерны для
Какие три характерных свойства общественных благ названы в тексте? Используя обществоведческие знания, объясните сущность одного любого из них.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В основе определения общественных благ лежат их характерные свойства, такие как неисключаемость, неделимость и неконкурентность в потреблении. К общественным благам относятся прежде всего оборона государства, услуги по поддержанию правопорядка, строительство дорог, мостов, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и многое другое. Именно они создают базу для развития человеческих ресурсов, улучшают качество жизненных показателей: образования, здоровья, квалификации, работоспособности и т.д. В дальнейшем такие ресурсы, участвуя в производстве, приносят доход, что обусловливает их трансформацию в человеческий капитал.
Инвестиции в человеческий капитал в большинстве стран мира играют особую роль в экономическом развитии и улучшении конкурентных позиций. Краеугольным камнем экономического успеха является накопление и сохранение человеческого капитала, мотивация к самосовершенствованию и получению навыков, знаний на протяжении всей жизни. Во всём мире расходы на образование и науку наращиваются со стороны не только государственных, но и частных вложений. Так, фирмы всё чаще прибегают к услугам преподавателей для обучения своего персонала для более эффективной работы сотрудников, карьерного роста и увеличения общего благосостояния. …опыт показывает, что влияние на экономический рост оказывают не только хорошо проинвестированный физический капитал, но и обширные вложения в здоровье, образование, социальную сферу, культуру и прочие составляющие человеческого капитала.
Как автор, ссылаясь на современную экономическую литературу, характеризует понятие «человеческий капитал»? Как он оценивает роль человеческого капитала в достижении экономического успеха? Почему фирмы, по мнению автора, всё чаще вкладывают средства в обучение персонала?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
— накопленное богатство знаний и навыков, воплощённых в личности человека и приносящих ему доходы;
2) ответ на второй вопрос:
— как краеугольный камень экономического успеха;
3) ответ на третий вопрос:
— для более эффективной работы сотрудников, карьерного роста и увеличения общего благосостояния.
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
Лекция 2.
Описание
1. Понятие общественного блага. Его основные свойства.
2. Виды и классификация общественных благ.
3. Проблема «безбилетников» и способы ее решения.
Оглавление
1. Тема: Общественные блага: понятие, свойства и классификация
1. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Концепция общественного блага впервые в развернутом виде была выдвинута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Р. Масгрейфом в концепции социально значимого блага (заслуженного блага) в конце 50-х годов.
В наиболее обобщенном смысле блага являются некоторой совокупностью средств, позволяющих удовлетворить потребности как определенного человека, так и большей части населения. Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Что касается самого механизма производства и распределения общественных благ, то следует отметить такую важную деталь, что объективные экономические законы рынка тут бессильны и попросту не работают, а поэтому данная прерогатива принадлежит государству. Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов.
Изначально концепция общественного блага выделяла два основных свойства общественного блага — неконкурентоспособность и неисключаемость.
Неконкурентность общественного блага предполагает, что благо неделимо, потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другого индивида. Типичным примером неконкурентности потребления может служить национальная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны. В качестве примера неконкурентности потребления также можно привести национальную спутниковую службу погоды.
Неисключаемость общественных благ означает, что потребление благ одним человеком не исключает из потребления других индивидов. Различают техническую невозможность и экономическую нецелесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо, то практически невозможна его исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т.е. требуются огромные средства на осуществление контроля за допуском людей к общественному благу, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, например, городской парк отдыха можно огородить, поставить охрану и сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за указанные услуги. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразно.
Наличие таких критериев в их крайних случаях — конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость — позволяет провести границу между чистым частным и чистым общественным благами.
В настоящее время принято считать, что для всех без исключения общественных благ наиболее характерными являются следующие черты:
·отсутствие конкуренции в их потреблении, которое обусловливается тем, что использование блага тем или другим человеком ничуть не уменьшает их ценности и значения. От числа лиц, использующих общественное благо, ценностные его характеристики сколь-либо существенным образом не страдают. К примеру, красотой цветов, высаженных на клумбе, могут наслаждаться, сколько угодно людей;
·неделимость блага обусловливается тем, что индивид самостоятельно не способен определять характеристики блага, а также объем его производства. К примеру, освещение на улице не может включаться или выключаться в какое-либо определенное время по прихоти каждого человека;
·нерыночный характер стоимости блага, связывается с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка. Производство общественных благ не может быть урегулировано объективными рыночными законами, а потому эту функцию берет на себя государство, которое искусственно определяет характер распределения и производства общественных благ;
·тотальный и неисключаемый характер блага, связан с тем, что его потребление не может ограничиваться какой-либо определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. К примеру, освещением улиц пользуется все население, определенными целевыми группам данное благо ограничить нельзя.
2. Выделяют такие основные виды благ по характеру потребления:
общественные. Они отличаются тем, что находятся в свободном потреблении, в распоряжении у всех членов общества и, при этом, не могут использоваться индивидуально;
индивидуальные (частные блага) отличаются тем, что могут использоваться лишь одним членом общества и могут быть направлены на удовлетворение только его потребностей.
Общественные блага, в свою очередь, классифицируют на, собственно, общественные и коллективные блага.
Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Их потребление доступно в одночасье многим людям и для этих благ характерны свойства несоперничества и неисключаемости. Примером наиболее распространенных общественных благ могут послужить дороги и мосты, образование, здравоохранение, услуги предоставляемые органами публичной власти.
Чистое общественное благо характерно тем, что потребляется коллективно, всеми людьми, при том вне зависимости от того, платят ли они за него или нет. Примером может быть национальная оборона, полиция и т. д.
Коллективное (смешанное) общественное благо от общественного отличается тем, что может быть использовано всеми членами общества, однако лишь в ограниченной мере.
В отличие от общественных, чистым частным благом принято считать такую разновидность благ, каждую единицу которого нельзя ни оценить, ни продать. Другими словами, каждая единица чистого частного блага приносит пользу лишь тому человеку, который купил его и, таким образом, получил исключительное право на его использование.
По критерию масштаба распространения выделяют следующие виды общественных благ:
·общегосударственные. Это такие блага, которые распространяются на территории всего государства (обладают общегосударственным значением). К ним относятся, к примеру, деятельность армии, федеральных органов государственной власти, Федеральной службы безопасности и т. д.;
·местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ лишь определенная часть населения. Как правило границы и критерии потребления местных общественных благ устанавливаются в соответствии с региональной принадлежностью населения (например: городские парки, городское освещение).
По степени своей доступности общественные блага классифицируют таким образом:
·исключаемые общественные блага (использование которых можно ограничить определенным кругом населения). К примеру, вход в музей можно осуществлять по билетам, и, таким образом, число получателей данного блага можно ограничить. Характеристики такого блага, при этом, никоим образом не пострадают;
·неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Если чистые общественные блага характеризуются совершенной неубываемостыо и неуменьшаемостью их потребления и использования, то смешанные блага отличаются различной степенью исключаемости и частичной уменьшаемостью в процессе их потребления.
Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи.
Разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо. Оно выступает неисключаемым до определенного порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим. Типичным примером перегружаемого общественного блага являются шоссейные дороги, мосты, туннели. До определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. Однако начиная с некоторого момента, например при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление дополнительных потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, возрастанию опасности движения и созданию прочих неудобств для других.
Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые общественные организации. Численность потребителей клубного общественного блага возможно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приемом последнего «члена клуба», не приведет к уменьшению выгод для других его членов, которое будет уравновешено снижением издержек, вследствие участия нового члена клуба в финансировании затрат. В случае, когда численность пользователей задана, количество предлагаемого для потребления блага должно увеличиваться до тех пор, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность.
Классификация общественных благ также производится с учетом с учетом получения внешнего эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения, укрепления здоровья, развития науки и культуры и т.д.) и негативным (например, ущерб окружающей среде и здоровью людей в связи с внедрением экологически несовершенных производств и технологий).
Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами дает возможность выделить следующие виды чистых общественных благ:
Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага. К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т.д. Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в такие отрасли новых конкурентов. Это ограждает рынок продукции естественных монополий от потенциальных конкурентов.
3. Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод. В связи с этим возникает такая проблема: будет ли у кого-нибудь должный стимул, чтобы создавать эти выгоды, или все будут надеяться получить их в качестве внешнего эффекта от действий других людей?
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром.
Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику.
Наиболее простым методом исключения безбилетников является ограничение их доступа к потреблению блага, т. е. сделать благо исключаемым благом, благом, которое представляет собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления.
Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.
Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.
Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению, которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например, пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п.
Такие свойства как неисключаемость в потреблении и неконкурентность в потреблении характерны для
Как автор, ссылаясь на современную экономическую литературу, характеризует понятие «человеческий капитал»? Как он оценивает роль человеческого капитала в достижении экономического успеха? Почему фирмы, по мнению автора, всё чаще вкладывают средства в обучение персонала?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В основе определения общественных благ лежат их характерные свойства, такие как неисключаемость, неделимость и неконкурентность в потреблении. К общественным благам относятся прежде всего оборона государства, услуги по поддержанию правопорядка, строительство дорог, мостов, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и многое другое. Именно они создают базу для развития человеческих ресурсов, улучшают качество жизненных показателей: образования, здоровья, квалификации, работоспособности и т.д. В дальнейшем такие ресурсы, участвуя в производстве, приносят доход, что обусловливает их трансформацию в человеческий капитал.
Инвестиции в человеческий капитал в большинстве стран мира играют особую роль в экономическом развитии и улучшении конкурентных позиций. Краеугольным камнем экономического успеха является накопление и сохранение человеческого капитала, мотивация к самосовершенствованию и получению навыков, знаний на протяжении всей жизни. Во всём мире расходы на образование и науку наращиваются со стороны не только государственных, но и частных вложений. Так, фирмы всё чаще прибегают к услугам преподавателей для обучения своего персонала для более эффективной работы сотрудников, карьерного роста и увеличения общего благосостояния. …опыт показывает, что влияние на экономический рост оказывают не только хорошо проинвестированный физический капитал, но и обширные вложения в здоровье, образование, социальную сферу, культуру и прочие составляющие человеческого капитала.
По своим принципиальным характеристикам
Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА
♦ В ряде случаев блага обладают такими качествами, что их предоставление через рынок чрезвычайно затруднено либо вообще невозможно. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется посредством особых способов.
В основу классификации благ положены два критерия:
1) степень доступности блага в потреблении (в соответствии с данным критерием выделяются признаки исключаемостиили неисключаемости блага
2) характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления (выделяются признаки избирательности или неизбирательности блага).
Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для других. В этом случае потребление блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена.
Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствовать кому-либо участвовать в потреблении блага. В соответствии с данным принципом даже лица, не заплатившие за благо, не могут быть исключены из числа потребителей.
Избирательность в потреблении означает, что получение определенных выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного признака проявляется в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага, отчего его иногда называют принципом конкурентности в потреблении.
Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получение тех же выгод для других. Такое благо является неконкурентным, и его потребление каким-либо субъектом в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других субъектов.
В соответствии с указанными критериями блага делятся на:
— частные
— общественные.
· Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу, является чистым частным благом.
Чистое частное благо — благо, обладающее признаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженого кем-либо исключает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем. Обладая высокой степенью избирательности и исключаемости, такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и в этом смысле являются наиболее приспособленными для рыночного оборота.
· Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, является чистым общественным благом
Чистое общественное благо — благо, обладающее признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности извлекаемой от нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага.
Чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка.
Между тем главная их специфика заключается в том, что потребление такого блага всегда сопровождается положительными эффектами для всех.
Поэтому суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Типичные примеры чистых общественных благ — национальная оборона, пожарная служба, органы правопорядка.
«Мир благ» не сводится к чистым частным и чистым общественным благам.
Во-первых, используемые для классификации благ признаки имеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба блага могут обладать признаком, например неисключаемости (исключаемости, избирательности, неизбирательности), однако, одно из них в большей степени, а другое в меньшей.
Во-вторых, характеризующие блага признаки могут иметь самые разные комбинации:
Неконкурентные и исключаемые блага | Конкурентные и исключаемые блага |
Неконкурентные и неисключаемые блага | Конкурентные и неисключаемые блага |
Четыре класса экономических благ, различающихся
по своим принципиальным характеристикам
Места для парковки на общественной стоянке для автомобилей доступны для всех и в этом смысле являются неисключаемым благом. Однако использование парковочного места одним лицом делает невозможным того же для других, что придает ему признак избирательности.
Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости, называются общими благами,или благами совместного потребления.Их специфика состоит в том, что, несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, — общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их называют еще коммунальными.Совместный характер потребления таких благ обусловливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое подчинено принципу «первый пришел, первый использовал».
Конкурентность в потреблении блага может быть низкой. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможностей того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Однако введение платы за подключение к сети является фактором исключаемости данного блага.
Блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности, называются исключаемыми общественнымиили коллективными благами.Ими могут быть кабельное телевидение, школьное обучение, библиотеки. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками. В некоторых случаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста его потребителей, и с определенного момента («точка перегрузки») предоставление такого блага дополнительному потребителю связано с ростом предельных издержек предоставления, то есть снижением полезности для существующих потребителей.
Блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей, называются перегружаемыми общественными благами.Типичными примерами такого блага являются объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.п.). По мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части растет и скорость движения (полезность) снижается. Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определенного момента.
В некоторых случаях во избежание перегрузки доступность к благу может быть ограничена узким кругом потребителей, в виде особого объединения, ставящего своей целью совместное потребление определенного блага.
Блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами.К подобного рода благам можно отнести охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа и другие, обусловленные членством в объединении потребителей, блага. Потребители таких благ имеют возможность извлекать желаемую полезность при меньших индивидуальных затратах.