такая форма авторитета руководителя как психологический авторитет состоит авторитета
Составляющие авторитета руководителя
Авторитет менеджера — это его репутация в возглавляемом им коллективе, а также среди коллег и у руководства. Под репутацией понимается общественное мнение о достоинствах и способностях человека. Обычно происходит так: сначала вы работаете на достижение авторитета, потом — он работает на вас.
Формула авторитета А. Морито и Ли Якокки: «Авторитет — это знание дела и обстановки, подкрепленные интуицией + риск, помноженный на опыт».
Прочная репутация придает солидность и дополнительную силу человеку (или фирме) при относительно малых затратах. Говорят, что слава бежит впереди человека, и делает свою работу еще до выхода его на сцену. Например, целые города спешно эвакуировались перед приближением (уже побитой и отступающей) армии Эрвина Роммеля.
Составляющие авторитета руководителя:
Как показали исследования Г. Кунца и С. О’Доннела, несмотря на то, что мы выше всего ценим деловой и моральный авторитет (по сравнению с должностным, формальным), но все же большинство (65%) не станет выполнять поручения человека, которому не обязаны подчиняться по внутрифирменной субординации. Другими словами, каким бы замечательным человеком и специалистом ни был руководитель, подчиняться его указаниям будут чаще тогда, когда «обязаны» по должностной иерархии.
Чтобы улучшить репутацию руководителя, можно использовать следующие приемы:
Обычно люди не особенно уважают того, чью реакцию могут предсказать, или даже спровоцировать (именно поэтому нельзя выходить из себя, признавая тем самым свою неспособность справиться с эмоциями, неправоту, уязвимость). Вспомните изречение: «Юпитер, ты сердишься, значит — ты не прав». Нас особенно занимают (интересуют) непредсказуемые люди; ведь если мы не можем понять человека, — это вызов нашему уму.
Вера Каппони и Томаш Новак исследуют условия приобретения авторитета руководителем, и обнаруживают, что авторитет появляется, когда управляющий оказывается способным поправить работу подчиненного, обладает более высокой деловой квалификацией.
Проблема завоевания авторитета особенно остро стоит перед молодыми специалистами, руководящими зрелыми людьми. Им приходится постоянно доказывать свой профессионализм. В такой ситуации могут помочь следующие правила, с помощью которых вы сможете добиться то, чтобы ваши распоряжения выполнялись:
Одно из самых главных условий авторитетного управления — это освоение навыков ассертивности, проактивности, актуализации и майевтики, а также поддержания этих ценных качеств в ваших сотрудниках.
Ассертивность — это умение управлять людьми без манипулирования ими. Для этого необходимо заинтересовать людей, используя внутренние мотивационные механизмы, а не стимулирование (внешнее принуждение, пусть даже завуалированное).
Проактивность — это умение замечать любые интересные возможности и использовать их для достижения успеха. Успех должен зависеть не только от стечения благоприятных обстоятельств, но и от нашей способности предвидеть косвенные влияния, побочные и отдаленные последствия стратегических решений, и преодолевать их своевременно. Проактивность заключается в способности действовать согласно собственному сознательному выбору (принципам, правилам), а не быть объектом воздействий или манипуляций других людей, условностей и условий существования. Сознательный выбор реакции — последняя степень человеческой свободы (согласно Виктору Франклу). Франкл считал, что между раздражителем и реакцией человек имеет свободу выбора: в любых, даже нечеловеческих условиях, человек сам решает, какое влияние на него окажет то, что его окружает.
Обратите внимание на глаголы (самую активную часть нашей речи), какими мы чаще всего оперируем. Если преобладают: «вынудили, заставили, приказали, упросили; невозможно было отказаться; не хочется, а надо; ничего не поделаешь, придется; я не могу; от меня не зависит; это меня раздражает», — то о проактивности нет и речи. Таким человеком манипулируют все окружающие. Если же преобладают: «хочу, могу, умею, научусь, сделаю, выбираю, предпочитаю, планирую, думаю,решаю, уверяю, отвечу; не позволю обстоятельствам управлять моими реакциями; посмотрим, какие есть еще возможности. » — тогда проактивностью вам удалось овладеть в полной мере. Овладение проактивностью позволяет добиться, чтобы жизнь шла по вашему плану, а не по умолчанию, как это часто бывает у реактивных людей (то есть не овладевших навыком проактивности), которые позволяют себе быть продуктом окружающих условий, разрешают другим провоцировать себя на непродуманные реакции и решать, что им делать и как жить.
Некоторые люди не планируют своих дел специально, боясь, что не сбудутся. Однако наши планы обладают свойством самомотивации, а желательные нам представления часто становятся самосбывающимися пророчествами, если мотивируют деятельность нашего могущественного подсознания. Именно способность подчинить импульсивную реакцию своим ценностям и принципам составляет сущность проактивной личности.
Майевтика — это метод Сократа, который состоит в умении задавать наводящие вопросы, отвечая на которые, человек может сам догадаться, как решить проблемы и задачи, стоящие перед ним.
Сократ считал, что любой тринадцатилетний подросток может доказать теорему Евклида, если ему задавать правильные наводящие вопросы.
Этим методом активно пользуется Билл Фромм в своей кадровой стратегии. Он приводит пример из своей практики, когда молодые сотрудники приходили к нему за советом по поводу проблем, решение которых входило в сферу их компетенции. Прежде чем дать совет, Фромм всегда старался помочь им догадаться самим, как поступить. Когда они привыкали думать самостоятельно, и постепенно уверялись в своих способностях, то переставали приходить за помощью. Это способствовало их профессиональному росту и зрелости. Зрелость — это состояние, когда работник берет на себя ответственность за все, что с ним происходит, а не пытается обвинить других в своих проблемах.
Джим Ренье уверяет: «Прежде, чем человек сможет великолепно работать, он должен почувствовать, что сам он великолепен». Значит, одна из задач руководителя — дать ему это почувствовать. Еще руководителю следует помнить, что даже недостаточно хорошо работающий человек имеет право:
Для установления многих отношений необходимо дать понять окружающим, что вы именно тот человек, который нужен для той социальной или профессиональной роли, на какую вы претендуете. Совершенно не заботясь о своем имидже и репутации, вы позволяете другим решать за вас, как вас воспринимать. Так будьте же рулевым в своей судьбе при формировании достойного имиджа и завоевании безупречной репутации!
Валентин Николаевич Koдин, доцент кафедры практической психологии Вологодского государственного педагогического университета.
Виды авторитета руководителя
Понятие, структура
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.
Авторитет — это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские качества со способностями управлять людьми.
По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности — это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения профессиональной деятельности.
Психологи, занимающиеся теорией способностей, различают специфические способности и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности. Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений.
Общая способность к управленческой деятельности предполагает следующие управленческие черты и умения, присущие сильным руководителям: умение решать «нестандартные» управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. При этом, чем более сильным является руководитель, тем он менее конфликтен.
Масштабность мышления руководителя тесно связана с его должностным рангом и определяется тем, над какими проблемами он работает и какими категориями в соответствии со своей должностью мыслит: одна из основных психологических трудностей нового руководителя, назначенного на должность, — это приведение масштабов своего мышления в соответствии с новым рангом должности. Степень легкости и эффективности перестройки прежнего масштаба мышления говорит о способности личности к управленческой деятельности. Чем способней руководитель, тем ему легче изменить масштаб своего мышления, а чем он сильнее, тем лучше сумеет реализовать свои способности.
Чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной лестницы. Сильный руководитель творчески подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ним, то свои контраргументы тщательно обосновывает.
Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель — слабых. В первом случае можно говорить о положительной, во втором — об отрицательной саморегуляции управленческой системы. Получается, что вред от слабого руководителя двойной: прямой, от малой эффективности его управленческой деятельности и косвенный, связанный с отрицательной саморегуляцией.
Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчиненных. Он старается не привлекать слабых подчиненных к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных» ситуациях, опираясь на авторитарные методы руководства. Иногда он может возложить свои полномочия на сильных подчиненных, используя при этом демократические методы руководства и ориентируясь на их способности и умения.
В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя, способствующих формированию его авторитета, следует выделить: способность его доминировать в коллективе; уверенность в себе; эмоциональную уравновешенность; ответственность; общительность и независимость.(Рисунок 1)
Мощная поддержка сотрудников — это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим авторитетным руководителем — это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости.
Авторитет руководителя — это социальная роль, с которой связаны соответствующие качества руководителя: высокий уровень управленческих решений, умение решать производственные проблемы и конфликты, адекватное прогнозирование подобное.
Авторитет — это также психологическое состояние личности, которая выполняет эту роль. Он состоит из осознания своих возможностей и компетенции, понимание того, чего ждут от него другие, признание своих прав и привилегий. Поэтому рост авторитета руководителем расценивается как личная победа, а его потеря — как трагедия.
В связи с этим необходимо рассматривать две стороны авторитета — авторитет должности (т.е. соответствующий уровень обязанностей, ответственности, прав, которые предоставляет и требует данная должность) и авторитет личности, который характеризуется соответствующим уровнем деловых и организационных умений и способностей, выработанного стиля руководства, морально-психологических черт и принципов.
В идеале авторитет личности превышает авторитет должности. Хорошо, когда они совпадают, тогда руководителя характеризуют как ответственную личность, которая хорошо знает круг своих обязанностей и не злоупотребляет своими правами.
Авторитет руководителя проявляется и поддерживается в выявлении уважения, учете мнения, в хороших результатах работы, симпатии со стороны сотрудников.
Но авторитет личности может быть ниже, чем авторитет должности, иными словами, работник не соответствует занимаемой должности, требованиям.
Внутренне это проявляется в блокировании информации, что вызывает сомнение в личном авторитете (нежелание замечать отрицательные явления, за которые руководитель несет ответственность, преувеличение достижений, неадекватная реакция на критику). Это проявляется также в стремлении избежать таких ситуаций, в которых могла бы оказаться личная некомпетентность.
Внешне в организации это выражается в проявлении неуважения со стороны сотрудников, особенностях кадровой политики, в ухудшении морально-психологического климата в подразделении, отношении сотрудников к своим обязанностей.
Это логические последствия ситуации, в которой постоянно идет поиск «виновных», а выдвинутые идеи, предложения оцениваются тем, насколько они соответствуют мнению «авторитета руководителя».
В связи с этим возникает проблема организации рабочего места и режима работы руководителя.
Авторитет руководителя
Авторитет зиждется не на мелочной опеке подчиненных, а на стратегическом видении перспективы компании, возможностей ее развития. Не менее важна и организационная структура организации, учитывающая положение коллектива в объединении, компании, обществе. Добиваясь успехов в работе, приобретая авторитет, руководитель должен учитывать обстановку в окружающей среде, политические, экономические и социальные факторы.
Индивидуальный стиль руководства, соответствующий общей производственной обстановке и особенностям руководимого коллектива, активно способствует формированию высокого авторитета руководителя.
Истинный авторитет руководителя представляет собой заслуженное уважение к нему и основывается на таких составляющих, как: знания опыт, ум руководителя, его доверие к подчиненным и его требовательность к ним, забота о них, высокие личные качества.
Выделяют три формы авторитета руководителя: 1) формальный авторитет; обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных, 100% отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функционального авторитета.
Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется:
Авторитет руководителя не делает, конечно, его указания, распоряжения и советы более обязательными, но придает им вес. Известно, что указания и поручения авторитетного руководителя подчиненные исполняют охотней, быстрей и тщательней.
Прежде всего, ему никогда нельзя забывать, что сам он не только руководитель, но и вместе с тем является подчиненным, поэтому должен уметь и подчиняться, исполнять поручения, быть лично дисциплинированным.
Психологическая подготовленность руководителя — это культура управления, воспитанность личности, умение управлять своими чувствами и эмоциями. В необходимый минимум свойств личности, обеспечивающий успех в работе, входят также вкус к организаторской деятельности, чувство ответственности, коллективизм.
Чувство ответственности — мощный побудитель активной деятельности.
Руководитель подвержен различным эмоциональным воздействиям. Неконтролируемые эмоции могут принять различный характер, вплоть до вспышек гнева. Это опасно, так как будучи во власти эмоций человек теряет контроль над своим поведением и может принять необдуманное решение.
Большое значение для руководителя имеет его умение говорить правильно, просто, доступно, с учетом собеседника и при этом выразительно, эмоционально, четко и кратко. Хорошо, если руководитель пользуйся шуткой, но шутка не должна быть обидной. Обидный, насмешливый тон должен быть исключен из манеры разговора.
Необходимо быть предельно внимательным и терпеливым. Так, если подчиненный пришел с необоснованной просьбой, руководителю не следует прямо ему говорить, например, что его желание абсурдно. Это вызовет естественную обиду, и подчиненный в следующий раз к руководителю не подойдет, даже и с полезным для дела предложением. Нужно спокойное объяснение, это лучший способ реагировать на нереальную просьбу.
Руководитель должен уметь не только говорить, но и, что не менее важно, уметь слушать. Этому умению нужно и можно научиться. Неумеющий слушать демонстрирует безразличие к собеседнику.
Важно уметь вызвать подчиненного на разговор. Молчащий человек всегда трудный объект для управления, он не дает возможности руководителю понять себя.
Психологическое воздействие на подчиненного оказывает и внешний вид руководителя. Если чистота, опрятность, элегантность создают доброжелательность вызывают приятное чувство, то неопрятность, напротив, вызывает отрицательные эмоции у подчиненных. Одежда руководителя должна быть, прежде всего, удобной для работы, скромной, однако современной и добротной.
Психологическая подготовленность руководителя к работе определяется и культурой его поведения, умением вести себя в обществе. Это умение предполагает сочетание естественности с уважением к окружающим. Тактичный человек избегает ситуаций, которые могут поставить других людей в неловкое или неприятное положение.
Руководитель является авторитетом для подчиненного, а ничто так не ранит и не вдохновляет, как слово авторитетного человека. В обращении к подчиненным необходима предупредительность и вежливость.
Руководитель всегда должен помнить, что в каждом произнесенном им слове коллектив видит его отношение к людям. Коллектив чутко реагирует на уместные или неуместные замечания руководителя, его тон, эмоциональный накал. Настроение руководителя передается коллективу.
Каждый человек индивидуален и неповторим. Поэтому руководитель должен индивидуально подходить к каждому члену коллектива.
Руководитель должен первым сделать шаги к сближению, применять административные меры только в крайнем случае, действовать силой внушения и убеждения в направлении снятия отрицательных эмоций, предотвращения и устранения нежелательных столкновений и разногласий.
Самовоспитание, повышение культуры общения подразумевают постоянный анализ руководителем своих поступков и самоконтроль.
Неумело сформированный индивидуальный стиль руководства способствует возникновению у руководителя ложного авторитета, являющегося, по существу, лишь его иллюзией, призраком. Ложный авторитет не повышает, а, напротив, снижает эффективность руководства. При ложном авторитете подчиненные нередко льстят руководителю. подхалимничают, в душе его не уважая.
Различают несколько форм ложного авторитета, каждая из которых связана с каким-то дефектом стиля руководства.
Ложный авторитет угроз связан с нехорошей привычкой иного руководителя постоянно грозить подчиненным, запугивать их взысканиями, трудностями.
Первое время такого руководителя побаиваются, а потом, видя, что свои угрозы он выполнить не может, посмеиваются за его спиной.
Ложный авторитет обещаний связан с частыми и обычно невыполняемыми обещаниями благ, которых руководитель, якобы, собирается добиться или даже уже добивается для своих подчиненных.
Ложный авторитет должности связан с представлением руководителя о том, что его высокий пост делает его умнее, значительнее и лучше всех его подчиненных.
АВТОРИТЕТ — что это. Авторитет с точки зрения психологии
Авторитет. Эффективное взаимодействие с другими людьми – это необходимое условие успеха в любой деятельности. И важным фактором этого взаимодействия является авторитет. Без него невозможно стать лидером, успешным организатором, да и просто работать в команде. Авторитет – это то, что позволяет нам оказывать влияние на других людей.
Авторитет с точки зрения психологии
Социальная психология рассматривает авторитет как форму влияния на людей, основанную на уважении и доверии. Фактор веры побуждает людей некритически воспринимать информацию, исходящую от авторитета, и основным рычагом управления в этом случае является не принуждение, а убеждение. Поэтому хоть авторитет и рассматривают как форму власти, но делают это с оговорками. Ведь люди добровольно признают за авторитетом право управлять ими и принимать решения.
В основе формирования авторитета – личные качества индивида, наиболее привлекательные и уважаемые членами данной группы, а также способности организовывать совместную деятельность и защищать интересы социума и каждого отдельного его члена.
В разных социальных группах набор качеств, необходимых для получения влияния, может быть разным. Так, в сообществе мальчиков-подростков главную роль играет уверенность в себе, независимость, смелость и даже наглость. А в профессиональном коллективе обязательными являются организаторские способности, чувство ответственности и профессионализм.
Большинство членов группы обладает авторитетом, только разного уровня. Исключение составляют отверженные и изолированные, которые не смогли завоевать уважение одногруппников.
Авторитет как инструмент власти
Власть – это одно из наиболее привлекательных для человека социальных явлений. Власть над своим телом, своими желаниями, власть над природой и, конечно, другими людьми. Она позволяет человеку ощутить собственное могущество и превосходство над окружающими.
Одним из наиболее эффективных инструментов власти является авторитет, который обеспечивает практически безоговорочное подчинение его носителю. Это связано с положительной оценкой обладающего авторитетом человека и убежденностью правильности принимаемых им решений. Такому человеку хочется доверять и подчиняться.
Правда, в зависимости от характера власти формирование авторитета идет разными путями. Различают формальный и неформальный аспекты власти и, соответственно, авторитет лидера и руководителя.
Авторитет лидера
Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:
Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.
Авторитет руководителя
Руководитель, в отличие от лидера, получает власть, так сказать, в готовом виде. В основе его права влиять на людей лежат формальные законы, положения, постановления и т. д. По сути дела, руководитель может влиять на людей и не обладая авторитетом, для этого у него есть инструменты принуждения и поощрения. Например, он может понизить или повысить человека в должности, выдать премию или перевести на менее престижную работу.
Руководитель имеет полномочия управления, делегированные ему высшей властью. Поэтому нередко руководители не обладают авторитетом вовсе. А если авторитет все же имеется, то основан он не на личных качествах. Это прежде всего авторитет статуса. Люди привыкли считать, что те, кто обладает формальной властью, достигли поста руководителя, заведомо умнее, профессиональнее обычных членов группы, и, следовательно, имеют право принимать решения и руководить. Лишившись своей должности, такой руководитель быстро утрачивает и авторитет.
Бывает, конечно, ситуация, когда руководитель обладает одновременно и неформальным авторитетом, то есть является одновременно и лидером. Эта самый лучший, самый эффективный вариант для успешной деятельности группы. К тому же он является условием позитивного психологического климата и помогает решать внутренние конфликты. Но к сожалению, такая ситуация встречается далеко не всегда. Ведь уже обладая влиянием статуса, руководитель часто не хочет прилагать усилия для завоевания еще и личного авторитета.
Виды авторитета
Быть авторитетным членом сообщества престижно, и завоевать этот высокий статус стремятся многие. А есть личности, которые в силу особенностей характера буквально одержимы стремлением к власти. Пути приобретения влияния на людей могут быть разные, и в зависимости от них выделяют разные виды авторитета.
Подлинный и ложный (мнимый) авторитет
Подлинный авторитет – это следствие конструктивной деятельности человека и того уважения, которое испытывают к нему другие члены социума. Формирование авторитета этого типа требует не только немалых усилий и затрат времени, но и личностных качеств, о которых говорилось выше.
Нередко бывает, что стремление к власти, желание управлять людьми и извлекать из этого пользу упирается в отсутствие авторитета. Не все готовы жертвовать своим временем и интересами ради того, чтобы заслужить уважение. Если подобные люди лишены еще и нравственных принципов, то они идут к завоеванию авторитета обходными путями: используют манипулирование, интриги, лицемерие, распускание слухов и разжигание межличностных конфликтов.
Известный психолог Э. Берн охарактеризовал такие действия как социальные игры. Нередко с помощью таких нечестных приемов человеку удается если не заслужить уважение, то хотя бы получить влияние на людей. Это и есть ложный или мнимый авторитет, который, по сути, является не авторитетом, а лишь временным преимуществом человека, сумевшего обманным путем вскарабкаться по лестнице статусов.
Такое признание неустойчиво, не подкрепленный уважением и конструктивными делами авторитет может рассыпаться, как карточный домик, от одного неверного поступка, очередной лжи или неосторожного слова. Ложный авторитет может привести человека к статусу «серого кардинала», но настоящим лидером он никогда не станет.
Рациональный и иррациональный авторитет
Эту классификацию ввел один из лидеров психоанализа Э. Фромм.
Рациональный авторитет опирается на доводы разума, на рациональную оценку качеств, способностей и опыта личности. Главную роль в формировании этого вида авторитета играет уровень компетенции – чем он выше, тем устойчивее влияние человека в определенной сфере, тем авторитетнее его мнение и тем больше доверия к нему.
Так, если мы приглашаем специалиста для настройки нашего компьютера, то нас интересует прежде всего его компетенция и профессиональный опыт. Специалисту высокого уровня мы доверяем, и он для нас является авторитетом в данной области. Но только именно в этой области. Мы не будем ждать от него советов о том, как воспитывать детей или как мариновать мясо для шашлыка.
Следовательно, рациональный авторитет не носит всеобщего характера и имеет отношение не столько к личным качествам, сколько к профессиональным. Еще одной особенностью рационального авторитета является его толерантность к критике. Более того, этот тип влияния предполагает постоянное подтверждение уровня компетентности и доказательства профессионализма на деле.
Иррациональный авторитет – это влияние власти и статуса. Он не требует осмысления и не терпит критики. Так, люди часто считают, что тот, кто выше их по статусу, заведомо умнее, опытнее, авторитетнее. Поэтому начальник, представитель власти уже в силу своего статуса и прав является авторитетом. Это и есть иррациональный авторитет, и любая попытка серьезного анализа и оценки действий авторитарной личности может привести к разочарованию в ней.
Но многие люди не хотят задумываться, анализировать действия властей, так как им удобнее и проще иррационально им доверять, перекладывать на плечи авторитарных личностей и решение своих проблем, и ответственность за эти решения.
Видео: Власть и авторитет – это разные вещи
Как завоевать авторитет
Если речь идет об авторитете, основанном на уважении, то завоевать его одновременно и легко, и просто. При наличии соответствующих личностных качеств формирование авторитета идет естественным путем и, кажется, совершено без усилий человека, как бы само собой. А если данные, необходимые для завоевания уважения окружающих, отсутствуют, или вам кажется, что они отсутствуют? В этом случае необходимо пройти своеобразную «настройку личности», включающую несколько шагов:
Ну и еще один совет. Помните, что понять, какие качества необходимы для завоевания авторитета, очень легко. Это то, что мы все ценим в окружающих:
Будьте строги к себе и снисходительны к окружающим, не стремитесь перекладывать на других ни работу, ни ответственность, и проблемы с завоеванием авторитета у вас не будет.