так трудно жить пугачева
Так дурно жить, как я вчера жила
Так дурно жить, как я вчера жила,-
в пустом пиру, где все мертвы друг к другу
и пошлости нетрезвая жара
свистит в мозгу по замкнутому кругу.
Чудовищем ручным в чужих домах
нести две влажных черноты в глазницах
и пребывать не сведеньем в умах,
а вожделенной притчей во языцех.
Вслед чуждой воле, как в петле лассо,
понурить шею среди пекл безводных,
от скудных скверов отвращать лицо,
не смея быть при детях и животных.
Пережимать иссякшую педаль:
без тех, без лучших, мыкалась по свету,
а без себя? Не велика печаль!
Уж не копить ли драгоценность эту?
Дразнить плащом горячий гнев машин
и снова выжить, как это ни сложно,
под доблестной защитою мужчин,
что и в невесты брать неосторожно.
Всем лицемерьем искушать беду,
но хитрой слепотою дальновидной
надеяться, что будет ночь в саду
опять слагать свой лепет деловитый.
Какая тайна влюблена в меня,
чьей выгоде мое спасенье сладко,
коль мне дано по окончанье дня
стать оборотнем, алчущим порядка?
О, вот оно! Деревья и река
готовы выдать тайну вековую,
и с первобытной меткостью рука
привносит пламя в мертвость восковую.
Подобострастный бег карандаша
спешит служить и жертвовать длиною.
И так чиста суровая душа,
словно сейчас излучена луною.
Терзая зреньем небо и леса,
всему чужой, иноязычный идол,
царю во тьме огромностью лица,
которого никто другой не видел.
Пред днем былым не ведаю стыда,
пред новым днем не знаю сожаленья
и медленно стираю прядь со лба
для пущего удобства размышленья.
Так дурно жить, как я вчера жила…
Чудовищем ручным в чужих домах
нести две влажных черноты в глазницах
и пребывать не сведеньем в умах,
а вожделенной притчей во языцех.
Вслед чуждой воле, как в петле лассо,
понурить шею среди пекл безводных,
от скудных скверов отвращать лицо,
не смея быть при детях и животных.
Пережимать иссякшую педаль:
без тех, без лучших, мыкалась по свету,
а без себя? Не велика печаль!
Уж не копить ли драгоценность эту?
Дразнить плащом горячий гнев машин
и снова выжить, как это ни сложно,
под доблестной защитою мужчин,
что и в невесты брать неосторожно.
Всем лицемерьем искушать беду,
но хитрой слепотою дальновидной
надеяться, что будет ночь в саду
опять слагать свой лепет деловитый.
Какая тайна влюблена в меня,
чьей выгоде мое спасенье сладко,
коль мне дано по окончанье дня
стать оборотнем, алчущим порядка?
О, вот оно! Деревья и река
готовы выдать тайну вековую,
и с первобытной меткостью рука
привносит пламя в мертвость восковую.
Подобострастный бег карандаша
спешит служить и жертвовать длиною.
И так чиста суровая душа,
словно сейчас излучена луною.
Терзая зреньем небо и леса,
всему чужой, иноязычный идол,
царю во тьме огромностью лица,
которого никто другой не видел.
Пред днем былым не ведаю стыда,
пред новым днем не знаю сожаленья
и медленно стираю прядь со лба
для пущего удобства размышленья.
«Становится всё тяжелее»: эксперт о том, что происходит с Аллой Пугачевой
Алла Пугачева в последние годы ведёт максимально закрытый образ жизни. Она отошла от дел и наслаждается тихой семейной жизнью. Не секрет, что Примадонна ушла со сцены из-за своего здоровья. Ей было тяжело выдерживать прежний график концертов и гастролей. Юбилейное выступление, которое она дала по случаю своего 70-летия, сильно отразились на её состоянии. Говорят, что с возрастом Пугачевой становится всё хуже. Эксперт попытался объяснить, из-за чего мучается Алла Борисовна.
Вместе до конца
Пугачевой, как считает парапсихиолог Наталья Федосеенко, сильно повезло с мужем. Максим Галкин очень терпелив, много помогает супруге по хозяйству и является для неё действительно идеальной парой. Они вместе уже почти 20 лет и на своём примере доказывают, что идеальные браки существуют.
Как в любой другой семье, в отношениях Примадонны с супругом случаются взлеты и падения. Причина их ссор, по слухам, почти никогда не кроется в деньгах. Галкин является добытчиком в семье и много зарабатывает, но и на счетах Аллы Борисовны осталось ещё столько миллионов, что до конца жизни точно хватит.
«Супружеские разногласия происходят на бытовой почве и из-за ревности. И Алла ревнует Макса, и он ее»,
Тем не менее Пугачевой удаётся избегать скандалов с битьем посуды. Оба отходчивые, а все недопонимания быстро сглаживаются.
Между прочим, если верить прогнозам, то Пугачева никогда не разведется с Галкиным и до конца своих дней будет оставаться замужней дамой. А вот ведущего в будущем ждёт ещё один брак. Это предположение выглядит вполне реальным, ведь Галкину всего 44 года и у него впереди ещё вся жизнь.
Проблемы будут усугубляться
Единственное, что серьёзно портит Алле Борисовне настроение, — это её проблемы со здоровьем. По словам Федосеенко, Примадонна страдает из-за «больной» щитовидки. Также её мучают боли в спине. Артистка и сама подтверждает, что возраст берёт своё и она не чувствует себя так же хорошо, как ещё совсем недавно. Не секрет, что сосуды Пугачевой тоже находятся не в лучшем состоянии — отсюда головные боли и проблемы с давлением. Десять лет назад ей пришлось перенести операцию на сердце, которая должна была значительно облегчить её состояние.
Как считает эксперт, состояние звезды будет усугубляться. По мнению Федосеенко, Пугачева плохо себя чувствует не только из-за возрастных изменений. В этом может быть замешана мистика. Наталья утверждает, что Алла Борисовна слабеет на фоне атаки потусторонних сил. Мол, из певицы могут уходить силы из-за некоего мужчины, которого давно нет. Парапсихолог считает, что Примадонну до сих связывают с ним некие «ниточки», которые тянут из неё энергию. Это может приводить к неприятным последствиям: бессоннице, депрессиям и нервным срывам.
Что-то подсказывает, что Пугачева в такую версию развития событий просто не поверит. Она не привыкла жаловаться. Кроме того, ей есть где черпать силы. В доме артистки не смолкает детский смех. Кажется, принятое решение о рождении двойняшек было одним из самых правильных в жизни Аллы Борисовны. Семилетние Лиза и Гарри скрашивают дни Примадонны и отвлекают её от грустных мыслей о закате жизни. Кстати, певица признаётся, что самым главным стимулом для неё сейчас является мечта дожить до выпускного её младших детей.
Алла Пугачева — Поднимись над суетой
Слушать Алла Пугачева — Поднимись над суетой
Текст Алла Пугачева — Поднимись над суетой
Просто, — вы говорите, — в жизни всё просто,
Просто считать уже открытые звёзды
Но одну, свою звезду так открыть не просто,
Просто, просто, просто, просто, просто, просто
Просто в тени всегда и всюду держаться.
Просто сесть в самолёт и в небо подняться,
Но взлететь над суетой, так порой не просто,
Просто, просто, просто, просто, просто, просто
Над дорожной пылью – звёздный путь,
Надо только крылья распахнуть,
И взлететь над прежним, над собой,
Загореться новой звездой.
Жить! Гореть и не угасать,
Жить, а не существовать!
Но, однако, уж светает…
Звёзды тоже тают, тают…
Просто быть на кого-то очень похожим
Просто из года в год нам петь одно и то же
Но свой голос сохранить, так порой не просто,
Просто, просто, просто, просто, просто, просто.
Просто считать весь мир простым и обычным,
Просто идти всегда маршрутом привычным.
Но найти свои пути, так порой не просто,
Просто, просто, просто, просто, просто, просто
Ага!
Над дорожной пылью – звёздный путь,
Надо только крылья распахнуть,
И взлететь над прежним, над собой,
Загореться новой звездой.
Жить! Гореть и не угасать,
Жить, а не существовать!
Но, однако, уж светает…
Звёзды тоже тают, тают…
Жить! Гореть и не угасать,
Жить, а не существовать!
Но, однако, уж светает…
Звёзды тоже тают, тают…
МузыкаИкона «непристойности»:
За что в разное время ругали Аллу Пугачёву
« Я всегда говорила: ну уберёте вы меня со сцены — я буду книги писать. Запретите книги — буду рисовать, запретите и это — я всё равно что-нибудь придумаю, всё равно буду жить так, как хочу. С чувством всё той же внутренней свободы. И они терпели». Семидесятилетний юбилей Аллы Пугачевой и причитающиеся к нему здравицы на время заставляют забыть важную деталь, о которой самой артистке забыть не давали никогда: люди, дерзнувшие жить так, как им хочется, страшно раздражают.
История Пугачёвой, что на сцене, что в жизни, это прежде всего история сопротивления — эмансипированной женщины, нетипичной советской поп-звезды (в свою очередь задавшей новый шаблон на годы вперёд), властной дивы и наконец человека, отказавшегося стареть в соответствии с чужими эйджистскими запросами. Может быть, поэтому частью её легенды стали и рассказы о поклонницах, встречавших её с плакатами «Алла, отомсти за нас», и петиции с требованием запретить её как класс. Её тревожный путь — это walk of shame, на протяжении которого её даже не критиковали, а именно что стыдили. За любые проявления индивидуальности и с методичной жестокостью. В этом смысле Пугачёва — памятник отечественному шеймингу.
Вульгарность
«Ей было шестнадцать лет. Надо сказать, что, кроме нервного темперамента, ничего примечательного в девочке не было. Нельзя было увидеть будущую звезду. Она, безусловно, была из разряда самодеятельности. Не профессионалка по всему — по поведению, по виду, по манере петь. И, конечно, это вызывало неприятие полное», — вспоминал Дмитрий Иванов, редактор Всесоюзного радио, один из наставников Пугачёвой, пришедшей записывать песню «Робот». «Она была чудовищно неграмотна в том смысле, что ничего толкового не читала, не видела, поэтому все наши рассказы слушала с открытым ртом. От бытовых мелочей до вещей значительных. От дурных манер ей надо было избавляться, от Крестьянской Заставы, которая засела в ней с детских лет довольно сильно».
Менторы признают, что училась Пугачёва быстро, однако обвинения в вульгарности ей пришлось выслушивать ещё многие годы. Гостелерадио раздражали её сценические манеры и отказ от установленного ГОСТом образа женщины у микрофона. «Что такое советская поп-звезда того времени? Это Иосиф Кобзон. И женщины по манере были точно такими же монументообразными: Валентина Толкунова, Людмила Зыкина, Галина Ненашева. На этом фоне весёлая и богемная Пугачева заметно выделялась», — говорил Артемий Троицкий, рассуждая о том, почему певица периодически выпадала из эфира советского телевидения (всплывший на днях клип на песню «Айсберг», например, к показу запретили как раз из-за того, что усмотрели в нём непристойность).
Прямота, идущая рука об руку с эмансипацией, нравилась далеко не всем. «Нас удивила и возмутила какая-то развязная, даже вульгарная манера, с которой держалась актриса на экране. Было неловко за неё, за других исполнителей. Строго говоря, всё это оскорбительно для телезрителей» — характерная в смысле претензий и формулировок коллективная жалоба, появившаяся в «Ленинградской правде» после эфира «Музыкального ринга» с группой «Браво» в 1986 году.
Пёстрый репертуар Пугачёвой, от песен на стихи Мандельштама и Вуди Гатри до «Настоящего полковника» и «Мадам Брошкиной», ещё один маркер внутренней свободы — и ещё один повод для нападок и обвинений в безвкусице. Между тем, по словам самой артистки, обращение к «низкому жанру» периода альбома «Не делайте мне больно, господа» было не только осознанным хулиганством, но и социальной миссией.
«Как женщина, которая поёт — я себя певицей никогда не называла, — я почувствовала, что не нужна сегодня людям драма, трагедия. И сказала себе: а давай-ка поглупеем немножко, давай-ка сделаем что-то смешное, лёгкое, о чём поговорят, посудачат. Я не только петь — я и жить стала легче. И в эфир, как в воздух, запускаю птиц. Пусть летят песни-птички!» — позднее объясняла Пугачёва. Однако такого откровенного самоподрыва от женщины, которая поёт, мало кто ожидал, и в её случае общественный сканер иронии дал сбой.
Свободомыслие
От больших артистов в России по умолчанию принято ожидать политического нейтралитета. Им надлежит подняться над суетой, и героиня мутирующей советской шутки про «мелких политических деятелей эпохи Пугачёвой», шедшая во вциомовских рейтингах российской элиты конца нулевых годов сразу за Путиным и Медведевым, вполне может себе это позволить — тем более что авторитет освобождает её от добровольно-принудительного участия в предвыборных капустниках.
Тем не менее Пугачёва и тут позволяла себе непопулярные шаги: в 2012 году она довольно неожиданно присоединилась к штабу Михаила Прохорова, высказавшись за сменяемость власти. Результатом этого решения стали не только обвинения в продажности и памятная перекличка с Владимиром Жириновским на теледебатах — по одной из версий, участие в кампании Прохорова рассорило Пугачёву с деловыми партнёрами.
Действующую власть артистка тоже поддерживала, но в своём отношении к ней оставалась последовательной: «Я выросла на том, что говорили, что партия — это слуги народа. Но тогда уже плохо служили, а сейчас вообще забыли [служить], то есть народ в услужении у власти. А вообще власть — это слуги, с которыми хорошо обращаться, которым надо неплохо платить для того, чтобы они обслуживали нас».
Любопытно, что выстраивать отношения с властью с позиции равной Пугачёва пыталась ещё в СССР. Эта демонстративная непочтительность выводила из себя деятелей номенклатуры: после концерта 1981 года в Алма-Ате, на котором Пугачёва едко подколола тогдашних руководителей Казахстана, певицу вызвали в Росконцерт для воспитательной беседы. Идеологическое свободомыслие Примадонны отметил в репортаже к её 70-летию даже Первый канал: в эфире польского телевидения в 70-х Пугачёва перекрестилась, а на концертах в Европе спела в СССР хит про Супермена — со слов репортёра, запрещённый в СССР потому, что «будто бы тлетоворно подействует на молодёжь»
Впрочем, едва ли тогдашние чиновники подозревали, с какой именно диверсанткой имеют дело. Годы спустя Пугачёва рассказывала, как собиралась устроить стриптиз в прямом эфире советского телевидения: «Тогда я решила сама уйти со сцены, но со скандалом, таким, чтобы всем жарко стало. Сшила платье — очень скромное, светленькое, на кнопочках впереди, сама нежность. И хотела выйти в нём в концерте на День милиции, в зале „Россия“. Думаю, спою, а в конце как я эти кнопочки расстегну,
ка-а-ак платье распахну, а там… только бикини! А это прямой эфир! И что они потом со мной будут делать, неважно. Были люди, которые знали, что я хочу сделать. Они отговаривали, трепыхались, но я решения не меняла. Надоело всё! Но триумфального ухода не получилось. Умер Брежнев, и праздник на День милиции отменили. А так бы я вошла в анналы!»
Чрезмерность и скандальность
«За пределами» Пугачёва оказаться не боялась, и это сделало её — живущую на широкую ногу и не избегающую публичности, меняющую партнёров и шокирующую как своей откровенностью, так и выбором нарядов (к ним мы ещё вернёмся) — идеальной героиней для народившейся в девяностые российской жёлтой прессы. Таблоиды, обсуждавшие личную жизнь певицы, её родственников и любовников, друзей и соперников — и даже её «секретные заводы», — сегодня охотно признаются, что без неё они бы могли и разориться, а установка «Не знаешь, о ком писать, — пиши о Пугачёвой» никогда не подводила.
Повышенный публичный интерес к гедонистическому образу жизни Аллы Борисовны, разумеется, ставился в вину ей самой. Её попрекали скандальностью, хотя трудно вспомнить скандал, который она действительно спровоцировала бы сама. Её критиковали за нескромность, хотя it girl в словарном определении её едва ли можно назвать.
Дурной стиль
Прямым продолжением обвинений в вульгарности и чрезмерности стали претензии к стилю Пугачёвой. И если пышные наряды образца того же «Айсберга» со временем стали почти что новым стандартом, то смену их на чёрные платья выше колен и мини-юбки певице уже не простили и, кажется, не собираются прощать.
Эта метаморфоза случилась ещё в середине девяностых, перед выходом альбома «Не делайте мне больно, господа». И с тех пор «Пугачёва в коротком платье» регулярно попадает в заголовки новостей с различными кликбейтными приписками, от «переполошила интернет» и «вызвала недовольство» до «произвела фурор». И за этим, кажется, скрывается не столько лень светских обозревателей, сколько чёткая нормативная установка: выход в свет в юбке выше колен однозначно воспринимается как провокация — тем более если речь идёт о женщине в возрасте за сорок.
Саммари придирок к стилю Пугачёвой подбил модельер Александр Васильев, назвавший её «законодательницей дурного вкуса в России» и напавший разом и на её имидж из прошлого («ужасная причёска, которую многие копировали, и безобразные балахоны»), и на её нынешний выбор нарядов (короткие платья, открывающие «слонопотамные ноги»). Как видно, даже звание главной певицы страны не даёт иммунитета от обыкновенного лукизма.
Несоответствие возрасту
За возраст Пугачёву шеймят и без привязки к нарядам. «Нет печальнее картины, чем молодящаяся бабка», «Старость надо уметь принимать, а не цепляться» — ещё не самые злые, но характерные комментарии к фотографиям артистки в соцсетях, показывающие, что Россия по-прежнему остаётся страной, где вести насыщенную жизнь после шестидесяти, в общем, не положено, а «нянчить внуков» — единственная социально одобренная опция для женщин.
Им не положено, в частности, заводить отношения с партнёрами младше себя. И это табу Пугачёва нарушила дважды, презрев сперва девятнадцатилетнюю разницу в возрасте, затем — двадцатисемилетнюю, и породив цепную реакцию эйджистских шуток и вздорных эзотерических теорий (сетевые таблоиды охотно судачат на тему, как артистка «выпивает силы» из более молодых партнёров).
Это было бы смешно, если бы не было оскорбительно и грустно, поскольку возраст свой Пугачёва сознаёт отлично, а о старости говорит, не сглаживая углы и не пытаясь «молодиться»: «Пишут, обвиняют, она же старая. Да. Я старая. И ничего с этим поделать не могу. И говорить, что душа молодая, не буду. Да. Я старею. Уже ложишься и думаешь: проснуться бы. Встаёшь и понимаешь, что надо посидеть, чтобы голова не закружилась. Были на Дальнем Востоке. Не помню, когда вино пила. А давай выпью. И таблетку заодно. Есть прелести, над которыми не надо насмехаться».
ФОТОГРАФИИ: Агеев Н., Агеев А./ТАСС, Созинов Виталий/ТАСС, wikimedia