Программно методического сопровождения образовательного процесса что это
Методическое сопровождение – это комплекс мер, направленный на поддержку педагогов, обладающих разным уровнем квалификации. Именно такое определение использовалось раньше в научной литературе. С течением времени образовательный процесс и вся педагогическая система существенно усложнились. Сегодня повсеместно идет модернизация учебной деятельности, внедряются различные образовательные технологии. У участников процесса появляются новые возможности и абсолютно новые потребности. Все это приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей.
Вам будет интересно: Метод расчета молярной массы сульфата бария
Историческая справка
Такие понятия, как «методическая служба», «методическая работа», стали использоваться в начале 20 столетия. Однако некоторые сведения о зарождении этих форм деятельности можно обнаружить в источниках 19 века. К примеру, в Положении о гимназиях 1828 г. рекомендуется формировать педсоветы для обсуждения методов и содержания обучения.
Во второй половине 20 века стали созываться так называемые съезды учителей. К ним подготавливались выставки дидактического материала, педагогических трудов, выполненных учащимися и преподавателями. На таких съездах участники зачитывали доклады о своих успехах, делились с коллегами проблемами. Кроме того, анализировались уроки, которые посещали попечители образовательных учреждений. Все это говорит о том, что уже в те годы стали определяться ключевые составляющие методической деятельности. Тогда же начали появляться предметные секции – прообразы существующих сегодня объединений педагогических работников.
Вам будет интересно: Что такое косвенная речь и как она используется?
С конца 20 в. в литературе стали использовать термин «методическое сопровождение».
Истоки создания системы
Знаменательным событием в истории формирования основ учебно-методического сопровождения стал Всероссийский съезд, посвященный вопросам народного образования и проходивший с 5 по 16 января 1914 г. На нем впервые было заявлено о необходимости формирования службы педагогов-инструкторов. Они должны были получить теоретическую и практическую подготовку и избираться учительскими организациями. В обязанности таких педагогов-инструкторов входили поездки по разным школам, демонстрация перед преподавателями новейших методов и приемов обучения, чтение докладов, а также проверка результатов, достигнутых образовательными учреждениями.
Вам будет интересно: Необычные прилагательные: примеры, прилагательные-комплименты
В 1920-х гг. советская власть объявила курс на ликвидацию безграмотности. В школы хлынул поток неспециалистов, и методическое сопровождение педагогов приобрело особую актуальность. Руководство такой деятельностью было возложено на специализированные «бюро». Впоследствии они были преобразованы в методические кабинеты, некоторые из которых стали институтами усовершенствования учителей.
Создание организационной базы
В 1930-х гг. в первых редакциях Положений о педагогических (методических) кабинетах были отражены обязанности методических работников. Они включали в себя следующее:
К 1960 годам сформировались формы методической работы, ставшие впоследствии традиционными. В этот же период стали появляться первые связанные с ними серьезные научные исследования. Так, к примеру, в своей диссертации В. Т. Рогожкин выделил 3 ключевые организационные формы:
Новый виток в развитии системы
В конце 20-го – начале 21 века произошла смена научной парадигмы. Сегодня методическое сопровождение – это ключ к осмыслению инновационных идей, сохранению и упрочению педагогических традиций, стимулированию новаторского поиска, совершенствованию педагогического мастерства. Преподавательская деятельность в условиях модернизации образовательной системы весьма многогранна. Она тесно связана с проведением ЕГЭ, введением профильного обучения, совершенствованием не только структуры, но и содержания образования. В качестве одного из ключевых направлений модернизации системы выступает внедрение психологических методов в педагогический процесс.
Задачи и цели
Как показывает анализ историко-педагогических изданий, главная цель системы методического сопровождения – это повышение профессионального уровня педагогического работника. Проблема недостаточной квалификации преподавательского состава не теряет актуальности и сегодня.
Вам будет интересно: Как быстро выучить казахский язык самостоятельно?
Одна из важнейших задач методического сопровождения – это реализация новых программ, направленных на реформирование образовательной системы.
Компонентный состав системы
В структуре методического сопровождения образовательного процесса выделяются следующие аспекты:
Методический блок, в свою очередь, включает в себя следующие модули:
Информационно-методическое сопровождение предполагает обеспечение педагога необходимыми сведениями о современных образовательных технологиях, оказание консультативной помощи и пр.
Стадии реализации методических программ
Внедрение научно-методических разработок должно осуществляться поэтапно. Только в этом случае можно ожидать положительного эффекта от работы. Основными этапами реализации программ по методическому сопровождению являются:
Формы работы
Программно-методическое сопровождение осуществляется через:
Методическое сопровождение ребенка (как полноправного участника образовательного процесса) может осуществляться с помощью современных обучающих технологий, в том числе дистанционным методом, через диалог, игру, фокус-группы и пр.
В последнее время стала популярной такая форма, как «скайп-сопровождение». Она предполагает удаленное пошаговое индивидуальное обучение. Такая форма методического сопровождения образовательного процесса не ограничивается количеством сеансов. Каждая последующая встреча начинается с проверки домашнего задания. Если оно не выполнено либо выполнено неверно, то сеанс не проводится.
Ключевые условия
Эффективность методического сопровождения и в ДОУ, и в общеобразовательных учреждениях обеспечивается за счет:
Роль методического сопровождения в современной образовательной системе
Сегодня к выпускникам школ и вузов предъявляются повышенные требования. Воспитать человека, способного быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях жизни, успешно самореализовываться, могут только высококвалифицированные педагоги. Это означает, что учителя должны обладать не только психолого-педагогическими, дидактическими, предметными умениями и знаниями, но и достаточным потенциалом, ключевыми составляющими которого являются внутренние убеждения, ценности, установки.
Именно на развитие всех этих качеств, знаний, умений и направлена методическая работа в образовательном учреждении. Ключевым условием ее эффективности является активное участие самого педагога в процессе саморазвития и самореализации.
Научно-методическое сопровождение обеспечивает социализацию и адаптацию преподавателя. Так, принимая активное участие в процессе, учитель получает определенный статус и закрепляет его за собой. Более того, он получает возможность решить проблему, связанную с профессиональным самосохранением, преодолением отставания достигнутого уровня профессионализма от новых требований, предъявляемых к образовательному процессу. Методическое сопровождение помогает педагогу избавляться от устаревших взглядов, способствует повышению его восприимчивости к изменениям, происходящим в обществе. В результате учитель становится более конкурентоспособным.
Главное в методическом сопровождении – это оказание действенной, реальной помощи. Она представляет собой комплекс практических мероприятий, основывающихся на научных достижениях, передовом педагогическом опыте. Методическое сопровождение направлено на всестороннее повышение профессионального мастерства и компетентности педагога, реализацию творческого потенциала каждого учителя в отдельности и всего коллектива образовательного учреждения. В конечном итоге это приведет к росту уровня воспитанности, образованности и культурного развития обучающихся.
Требования к современному учителю
Модернизация отечественной педагогической системы, обновление всех элементов образовательного процесса. В настоящее время педагог творчески, комплексно, на высоком профессиональном уровне должен уметь решать сложные задачи, в частности:
Все эти требования определяют роль современного педагога не как обычного «предметника», но как исследователя, психолога, технолога. В связи с этим методическая работа приобретает особое значение и способствует развитию педагогического мастерства.
Заключение
В связи с тем, что методическая деятельность может оказывать существенное влияние на качество воспитания и обучения, на итоговые показатели работы учебного заведения, ее можно рассматривать как один из важнейших факторов управления педагогической системой. Сопровождение и поддержка связаны главным образом с преодолением конкретных сложностей, возникающих у субъектов образовательного процесса. Методическая деятельность предполагает заранее спланированную непрерывную работу, направленную на предупреждение проблем при освоении новых образовательных технологий. При этом субъект образовательного процесса самостоятельно определяет, нужна ему поддержка или нет.
Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса
В данном пункте Приложения к ЭЗ представляется вся документация педагога по программно-методическому сопровождению образовательного процесса, под которым подразумевается целый комплекс учебно-методических материалов, включающий:
Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС. Следует отметить, что реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) педагог обязан обеспечивать в полном объеме в соответствии с утвержденной рабочей программой (ст. 48, ч.1, п.1 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”).
При разработке рабочей программы по предмету рекомендуется придерживаться следующих требований:
Методическая разработка – это издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации (Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании).
К основным видам методических разработок можно отнести конспект урока/занятия, сценарий мероприятия, разработку авторской методики/технологии преподавания предмета и т.п.
При подготовке методических разработок педагогу желательно придерживаться следующих рекомендаций:
а) методическая разработка должна состоять из двух частей: пояснительной записки и основной части;
б) в пояснительной записке обосновываются актуальность методической разработки и причины, по которым педагог предлагает действовать тем или иным способом, использовать те или иные материалы. Здесь же аргументируется новый подход, позволяющий решить возникшую проблему или противоречие, показываются преимущества и результативность разработанного. Пояснительная записка может быть, как краткой, так и развернутой. Но главное – автор должен ответить на вопросы: почему сделана работа? Таким образом, в пояснительной записке обосновывается целесообразность данной методической разработки;
в) основная часть методической разработки должна содержать материал, представляемый педагогом. В ней автор излагает содержание своей разработки, отвечая на вопросы: что предлагается? Зачем? Как необходимо действовать? Методическая разработка может быть индивидуальной и коллективной (в этом случае необходимо указать долю авторского участия). Она должна быть рассмотрена профессиональным сообществом (методическое объединение уровня ОУ/ГМО/РМО либо профильной кафедрой вуза). Это подтверждается выпиской из протокола заседания, копиями отзывов, рецензиями.
Дидактический материал – это особый тип наглядных учебных пособий, раздаваемых учащимся для самостоятельной работы на уроке или дома, или демонстрируемых педагогом перед всем классом (Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999).
Использованиедидактического материала позволяет педагогу максимально полно раскрывать отдельные разделы и темы образовательной программы, что в конечном итоге способствует более быстрому и осознанному усвоению материала обучающимися.
Дидактические материалы должны быть подчинены целям и задачам учебного процесса и могут быть представлены как на бумажных, так и на электронных носителях. Среди множества видов дидактических материалов, можно выделить следующие:
Оформляя дидактический материал в портфолио, педагогу рекомендуется также уделить внимание их грамотности и эстетическому виду. Кроме того, немаловажным фактором является нацеленность дидактических материалов на развитие творческих способностей обучающихся.
При проведении процедуры экспертизы оценка деятельности педагога по данному показателю осуществляется в зависимости от количества представленных им методических разработок и дидактических материалов (при условии их грамотного оформления в соответствии с обозначенными выше требованиями). При этом начисление баллов определяется степенью охвата программно-методическим сопровождением всего преподаваемого курса. Формулировка «Разрабатывает периодически», в экспертном заключении, предполагает наличие методических и дидактических материалов по одной или нескольким темам курса в соответствии с реализуемой рабочей программой. В экспертном заключении данный показатель оценивается дифференцированно (от 10 до 100 баллов). Так, к примеру, если педагогический работник представил методический и дидактический материал только под одной теме, то он может получить 10 баллов. При наличии методического сопровождения по более, чем 25% темам учебного курса, педагогу может быть начислено 50 баллов. 100 баллов аттестуемый получит в том случае, если представит методические разработки и дидактический материал к половине тем курса. Формулировка «Разрабатывает систематически» подразумевает предоставление вышеуказанных материалов практически по всем темам курса. Диапазон дифференцированной оценки составляет от 110 до 200 баллов. Технология начисления баллов аналогична периодической разработке. При этом следует учитывать, что разработанные педагогом материалы должны быть систематизированы в строгом соответствии с последовательностью изложения тем в рабочей программе.
Программно-методическое сопровождение коррекционно-образовательного процесса
Рабочие программы опубликованы на официальном сайте образовательного учреждения http://skiiktog.edusite.ru/p46aa1.html ; http://skiiktog.edusite.ru/p47aa1.html
НАЗВАНИЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ начального и среднего звена.
Модифицированная программа, выполненная на основе коррекции курса «Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта: программно-методические материалы», авторы Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Работа по курсу прошла экспертизу на кафедре педагогики и психологии ГОУ ДПО «Институт развития образования Омской области», имеется рецензия зав. кафедрой педагогики и психологии Посашковой И.П., доцента, канд. психол. наук.
Программа психологического сопровождения учащихся первого класса «Шаги к успеху»
Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности, адаптации для учащихся 1 класса, авторов А.В. Микляева, П.В. Румянцева «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция». Издательство «Речь» Санкт-Петербург. 2006
Программа по адаптации учащихся 1 с/к/класса VII вида, автора педагога-психолога Е.М. Ивановой. 2012
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для развития сенсорно–перцептивных процессов, коррекции эмоционально-волевой сферы, формирование навыков общения детей с ОВЗ
Программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ образовательного учреждения
Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автора Метиева Л.А., Удалова Э.Я
Программы по психокоррекции учащихся 10-14 лет специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида
(с нарушениями интеллекта), автора педагога-психолога Ивановой Е.М.
Рабочая программа по курсу « Коррекция психомоторики и сенсорных процессов » для учащихся с ОВЗ 2-4 классов
Программа автора О. Хухлаевой «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (1-4)». М.: Издательство «Генезис», 2008
Программа психологического сопровождения детей 5 класса на этапе адаптации к средней школе «Общение в моей жизни»
Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся 5 класса, авторов А.В. Микляева, П.В. Румянцева «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция». Издательсво «Речь» Санкт-Петербург. 2006
Программа автора О. Хухлаевой «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6)». М.: Издательство «Генезис», 2008
Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз в 5 класс», автора Коблик Е.Г. – М.: Генезис, 2003.
Рабочая программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» для детей с ОВЗ среднего звена (5-7 кл)
Рабочая программа «Основы самопознания» для учащихся 5 класса
Рабочая программа «Обучение жизненно важным навыкам» для детей 8-9 классов
Пособие системы занятий по развитию жизненно важных навыков «Обучение жизненно важным навыкам», авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. Издательство «Образование», 2002г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» спортивно-оздоровительной направленности, для обучающихся 1-4 классов является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Киикская средняя школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» спортивно-оздоровительной направленности, для обучающихся 5 класса является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Киикская средняя школа»
Разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе программы развивающих занятий в 5 классе «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 класы)», Хухлаева О.В., рекомендованной Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях.
Участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
Просмотр содержимого документа
«Участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса»
Наличие элементов ИОС – основа внедрения
инновационных технологий в образовании.
Работа Цыбикжаповой О.Д.
Информатизация образования, происходящая на современном этапе развития общества, открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в настоящее время. Профессионализм учителя – синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.
Икт-компетентность учителя- это готовность и способность учителя самостоятельно использовать современные ИКТ в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой среде.
ИКТ-компетентность- новая составляющая информационной культуры учителя, появившаяся и развивающаяся в условиях информатизации образования и информационной образовательной среды.
Учителя нашей школы проявляют готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействуя её с уже имеющимися знаниями. В этом помогают курсы повышения квалификации.
Основные направления информатизации образования:
информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;
информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;
информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;
информатизация как создание информационного пространства учебного заведения.
Какими элементами ИОС располагает наша школа? Как ими пользуемся в профессиональной деятельности?
(в соответствии со структурой ИОС ОУ)
Как используется данный элемент ИОС в нашем образовательном учреждении в различных видах деятельности
Как включен (не включен) данный элемент ИОС в нашу профессиональную деятельность?
Информационно – библиотечный центр, читальный зал:
Четыре компьютера с выходом в Интернет
МФУ (принтер, сканер, ксерокс)
Просмотр электронных версий педагогических изданий;
Ведение каталога ресурсов на электронных носителях;
Создание банка видеотеки;
Использование ресурсов информационно – библиотечного центра при проведении уроков и внеклассных занятий.
Для выхода в Интернет.
МФУ (принтер, сканер, ксерокс)
3. Методический кабинет:
1 – компьютер завуча по УЧ
1 – компьютер завуча по ВЧ
1 – компьютер по делопроизводству
Методическая работа с учителями (анализ программного обеспечения, оказание помощи учителям в подготовке и проведении уроков, участие в различных конкурсах профессионального мастерства).
Организационные моменты учебной и внеурочной деятельности.
Кабинет информатики ИКТ:
Рабочее место учителя – компьютер с одноранговой локальной сетью
Ученические места –10 компьютеров с одноранговой локальной сетью
Уроки информатики, других учебных дисциплин
Индивидуальная работа учителей
Просмотр учебных видеофильмов
Методические объединения учителей.
Проведение уроков с использованием ЭОР.
Консультации по использованию новых программных материалов с учителем ИВТ.
Участие в работе методических семинаров и педагогических советов.
Организация самостоятельной внеурочной работы учащихся с использованием ЭОР.
Контроль знаний учащихся по русскому языку с использованием программы М – тест.
Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА.
5.Кабинеты учителей – предметников (русского языка и литературы, бурятского языка и литературы, математики, физики, иностранного языка, начальных классов, биологии и химии, истории и обществознания):
Рабочие места учителей – предметников – 15 компьютеров с выходом в интернет.
Мультимедийный проектор – 5
Интерактивная доска – 10
Лингафонный кабинет – 1
Портативный компьютерный класс
Уроки по учебным дисциплинам.
Ведение каталога ресурсов по предметам на электронных носителях.
Индивидуальная работа учителей.
Индивидуальная работа учащихся.
Просмотр учебных видеофильмов
Использование кабинетов с интерактивными
Наличие необходимых элементов ИОС в нашей Усть-Эгитуйской школе позволяет нам, учителям и учащимся, пользоваться инновационными технологиями в обучении. У нас есть возможность посещать образовательные сайты, сайты сетевых сообществ. Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов мы можем привлечь внимание учащихся к изучению предмета, расширить границы учебника и организовать самостоятельное обучение. Без элементов ИОС и ЭОР не проходят ни одно внеклассное и внешкольные мероприятия.
ЭОР для учителя русского языка и литературы
Справочные, научные материалы:
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»
http://mlis.ru/– Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы
Электронные библиотеки, архивы, пособия:
www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы
http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы
http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом
http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
Издательский дом «Первое сентября»:
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
Федеральный портал «Российское образование»: