Программная инженерия чему учат
Специальность «Программная инженерия» (бакалавриат)
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Современный мир настолько компьютеризован, что практически невозможно найти отрасль, куда бы не пришла информационно-вычислительная техника. Без специальных программ любой компьютер остается только грудой металла. И одной из самых востребованных специальностей является 09.03.04 «Программная инженерия».
Это очень серьезная отрасль, которая требует вовлечения команды профессионалов. В их компетенции построение программных систем. Специалист направления должен не просто обладать солидным багажом знаний и практическим опытом, но и постоянно совершенствоваться, углубляясь в тематику и знакомясь с новыми разработками и достижениями компьютерной техники.
Условия поступления
Направление предполагает точное знание математической науки, информатики и сопутствующих дисциплин. Поэтому абитуриенту предстоит сдать ЕГЭ по следующим предметам:
Будущая профессия
Молодой специалист с дипломом бакалавра может решать целый комплекс задач. Он сумеет разработать конкретные программные продукты и заняться научно-исследовательской деятельностью. Это увлекательная профессия, которая включает в себя и определенную творческую составляющую. Она предполагает умение охватывать проблему в комплексе, рассматривая все пути решения сложной задачи. Ведь профессиональная реализация предполагает не только создание новых программ, но и усовершенствование старых программных систем.
Куда поступать
Освоить специальность можно в следующих учебных заведениях:
Срок обучения
Программа обучения длиться 4 года при условии выбора очной формы.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Бакалавриат позволяет получить глубокие знания по таким дисциплинам:
Приобретаемые навыки
По завершении обучения молодой специалист будет компетентен в следующих сферах:
Перспективы трудоустройства по профессии
Специалисты направления 09.03.04 «Программная инженерия» востребованы в разных организациях, начиная от государственного сектора и заканчивая частными компаниями. Это может быть работа не только в офисе, но и за домашним ПК. Особенности профессии заключаются в том, что сотрудник не привязан к конкретному месту работы. Он может сотрудничать с фирмой, которая находится даже в другом государстве, самостоятельно составляя график работы.
Выпускник направления может работать:
Перспективная отрасль предполагает достойный уровень оплаты труда. Новичок сможет рассчитывать на минимальный оклад в 30 тысяч рублей, а при хорошем багаже знаний такие специалисты зарабатывают от 100 тысяч.
Преимущества обучения в магистратуре
Магистерская программа позволяет углубить профессиональные знания, наработать ценный практический опыт. Ведущие вузы предлагают прохождение практики в лучших российских и международных компаниях в сфере IT.
После окончания курса выпускник становится настоящим экспертом.
Программные инженеры: IT-специалисты, которые могут всё
Студенты и преподаватели о бакалавриате «Программная инженерия» факультета компьютерных наук ВШЭ
Каждый год около двухсот студентов приходят в Высшую школу экономики учиться на программных инженеров. За четыре года в бакалавриате кто-то сходит с дистанции, но те, кто добираются до финиша, становятся универсальными IT-специалистами, которые знают всю кухню создания проектов изнутри: от написания кода и дизайна до юридических тонкостей и ГОСТов. Руководитель программы Валерий Шилов и студенты Программной инженерии рассказывают о том, как устроена подготовка специалистов, которые могут все.
От программирования, до патентного права
«Когда я поступала, я не знала, что такое программная инженерия — шла на программу с самым красивым названием и с самым высоким проходным баллом в России (в 2018 проходной балл здесь был 296)», — рассказывает бывшая студентка департамента Екатерина Береснева, которая сейчас учится там же в магистратуре и сама преподает.
Студентов, которые до конца не понимают, что скрывается за внушительным названием, на первый курс приходит немало. «Родители школьников спрашивают меня: “Что такое программная инженерия? Это программирование?”. В том числе и программирование, но программный инженер занимается далеко не только им. Он занимается всеми стадиями производства продукта», — объясняет академический руководитель программы Валерий Шилов.
Тем не менее, все начинается с программирования и изучения большого количества языков. Если не хватает основных C#, Java, C++ и Python, есть факультативы, где можно брать и другие, например, Swift или Kotlin. Знания подкрепляются опытом: со второго курса начинается практика, в том числе в крупных компаниях, и стартует проектная работа. По мере изучения материала студенты берут все этапы создания проекта в свои руки: занимаются дизайном, вопросами авторского права, контролируют соблюдение ГОСТов, готовят документацию. Иногда приходится вести официальные переговоры. Например, студент четвертого курса Александр Плесовских в качестве дипломного проекта разрабатывает приложение-пропуск, используя технологию NFC. Проблема в том, что Apple крайне неохотно дает доступ к этой технологии на своих устройствах, и сейчас студент сам от лица университета убеждает представителей компании сделать для ВШЭ исключение.
Программный инженер совмещает в себе множество функций, и поэтому в учебный план включают не только математику и разработку
«Работа с требованиями заказчика, тестирование продукта, работа с документацией, экономика, принципы управления программными проектами. Студентов учат, как организовывать взаимодействие, как налаживать связи, как выстраивать отношения между разными группам и людьми в них, — по словам Валерия Шилова, программа отвечает запросам современности. — Мы стремимся к тому, чтобы у нас было больше преподавателей, работающих в индустрии».
Фольклор инженеров
Расслабиться при таком количестве разных дисциплин едва ли получится.
«На первом курсе сложно было научиться потреблять информацию в таких объемах, — рассказывает Мария Горденко, которая продолжает учиться программной инженерии в магистратуре. — Программирование я знала очень плохо, но на факультете его преподают практически с нуля, и все можно подтянуть. Для этого, правда, нужно много работать самому, а если человек трудиться не хочет, он просто не сможет продолжать обучение. У нас на курсе были и те, кто изначально умел программировать, но я не уверена, что им в этом плане повезло: пока читают базовый курс, они расслабляются, и им потом трудно снова набрать темп».
Если недостаточно серьезно отнестись к подготовке, то есть шансы попасть в список на отчисление. «Не все выдерживают нагрузки. У нас сейчас был экзамен по программированию, из ста восьмидесяти человек сто отправились на пересдачу», — уточняет Екатерина.
О том, как непросто приходится во время сессии, студенты снимали короткометражки, самодельные триллеры с кадрами лекций и эпические детективы в стиле «Ангелов и демонов» Дэна Брауна.
Это не считая коллажей и стихов о страхе перед неотвратимым — экзаменами:
MSDN, C#, Подбельский,
Бессмысленный и тусклый свет.
Настигнет всех призыв апрельский.
Все будет так. Исхода нет.
Завалишь — всё начнёшь сначала,
Пока не превратишься в тлен:
Ночь, литра кофе уже мало,
Подбел, C#, MSDN.
Что получится, если все пережить
Вакансии на должность программного инженера встречаются редко, но это вопрос терминологии. Программные инженеры могут выбрать любое направление в IT, которые им понравилось, могут заниматься менеджментом, программированием, дизайном, и тем, и другим и третьим вместе или уйти в computer science.
Наши выпускники становятся мощными руководителями проектов, которые не просто выросли из кодировщиков, а понимают все стадии развития проекта
Екатерина Береснева и Мария Горденко остались в науке. Например, Мария ищет метод решения задачи китайского почтальона. Цель задачи — пройти по всем улицам в городе по максимально короткому маршруту, чтобы не проходить по одному и тому же месту по несколько раз. Такие расчеты, например, пригодились бы снегоуборочным машинам, чтобы они не чистили уже очищенные улицы, а скорее отправлялись к нетронутым завалам. Но пока, несмотря на то, что маршрут рассчитывают компьютеры, их решение отклоняется от оптимального на 10-20 процентов.
«Мы пытаемся сократить этот разрыв, и отчасти нам это удалось», — уточнила Мария. В свободное от науки и преподавания время она работает аналитиком в Москва-Сити. Впервые работать в таком качестве она попробовала во время учебной практики в S7, и ей понравилось.
«Программный инженер — это и аналитик в том числе, — объясняет Мария. — Но, как правило, выпускники становятся программистами с разными компетенциями, что особенно хорошо для Agile-команд, где каждый должен обладать компетенциями другого».
Выпускники работают в очень разных сферах. Одни занимаются сложным программированием с тяжелой математикой, другие стали проджект-менеджерами, кто-то системным архитектором, кто-то занимается разработкой в бекенде, кто-то во фронтенде — люди, которые знают и умеют если не все, то очень многое, нужны в каждом большом проекте.
В 2018 году учебная программа получила аккредитацию ABET — самой авторитетной в мире профессиональной организации, занимающейся оценкой качества программ в области инженерных наук и компьютерных технологий. Так что, выпускники стали обладать еще большими преимуществами для международных компаний. Диплом, одобренный организацией, которая собирает лучшие образовательные программы компьютерных и инженерных технологий, — это знак качества подготовки молодого специалиста, не требующий дополнительного подтверждения.
Будущая профессия
Кто такие программные инженеры?
С течением времени происходит расширение сферы применения информационных технологий (ИТ). В связи с этим профессия ИТ‑специалиста является одной из наиболее востребованных и высокооплачиваемых на рынке труда в настоящее время, и эта тенденция продолжится в ближайшие десять-пятнадцать лет.
Однако процесс разработки программного обеспечения претерпевает качественные изменения, и требования к ИТ‑специалистам тоже меняются. Создание программных систем становится масштабным: разрабатываются крупные программные комплексы, с производством которых одному человеку не справиться. Промышленная разработка программного обеспечения ведется коллективно. При этом увеличение числа программистов не всегда приводит к увеличению производительности коллектива и сокращению сроков разработки. Это, в первую очередь, связано с тем, что большинство программистов, только что закончивших вуз, не обладают навыками и компетенциями коллективной, промышленной разработки программного обеспечения, управления процессами жизненного цикла программных продуктов.
Выпускники образовательной программ «Программная инженерия» – это, с одной стороны, высококвалифицированные программисты, владеющие современными языками, технологиями и инструментальными средствами разработки программного обеспечения, а с другой стороны, – ИТ‑специалисты, способные управлять командой разработчиков, программными проектами, принимать управленческие решения и нести за них ответственность.
Именно такие специалисты являются наиболее востребованными на рынке труда России.
Кем работают программные инженеры?
Студенты и выпускники образовательной программы «Программная инженерия» могут занимать следующие должности:
Где работают программные инженеры?
Учебный план образовательной программы разработан в соответствии с рекомендациями по преподаванию программной инженерии и информатики в ведущих мировых университетах. Это позволяет выпускникам образовательной программы быть востребованными на рынке труда не только РФ, но и за ее пределами.
Выпускники образовательной программы могут работать, как в крупных ИТ‑компаниях, занимающихся разработкой программных систем (ЗАО «ИВС», ГК «IT Professional Solutions», ООО «Перспективные системы», ООО «ГринДата», ООО «ДартИТ», компания «PARMA technologies group» и др.), так и в ИТ‑подразделениях компаний других сфер, где требуется разработка программного обеспечения (банковские организации, промышленные предприятия, консалтинговые фирмы и т.п.).
Высокий уровень подготовки студентов образовательной программы подтверждают и работодатели: крупнейшие ИТ‑предприятия Пермского края приглашают на работу студентов образовательной программы «Программная инженерия» начиная со второго курса.
Программная инженерия чему учат
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Бакалаврская программа «Программная инженерия»
Адрес
Тел.: +7 495 772 95 90, внутр. 27343
Аккредитовано ABET
Паспорт образовательной программы
09.03.04 Программная инженерия
4 года
Очная форма обучения, 240 з.е.
Обучение ведётся на русском и английском языках
2021/2022 учебный год
Промышленная инженерия программного обеспечения
Системное программирование
2020/2021 учебный год
Промышленная инженерия программного обеспечения
Системное программирование
2019/2020 учебный год
Промышленная инженерия программного обеспечения
Системное программирование
Средства анализа и разработки программного обеспечения
2018/2019 учебный год
Промышленная инженерия программного обеспечения
Системное программирование
2016/2017 учебный год
Системное программирование
1. Сочетание теоретической подготовки с практическим опытом работы в компаниях
2. Высокий уровень подготовки. Программа прошла профессионально-общественную аккредитацию в АПКИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий), а также получила международную аккредитацию в АВЕТ (Accreditation Board for Engineering and Technology/Совет по аккредитации в области техники и технологий), наиболее авторитетной в мире профессиональной организации, занимающейся оценкой качества образовательных программ в университетах
3. Индивидуальная образовательная траектория
4. Активная проектно-исследовательская работа
5. Сильный преподавательский состав
6. Финансовая поддержка сильных студентов
Программа направлена на подготовку ведущих технических специалистов, квалифицированных разработчиков и архитекторов программного обеспечения (ПО), менеджеров по качеству программного обеспечения и процессов его разработки. Необходимость в таких специалистах диктуется постоянно растущими потребностями информационно-коммуникационной отрасли: открытием IT-технопарков, стремительным развитием рынка офшорного и заказного программирования, информатизацией государственных структур, потребностями частного бизнеса.
Программа полностью соответствует международным рекомендациям по преподаванию программной инженерии в высших учебных заведениях
Computing Curricula 2005, Computer Science 2001/2008/2013 и Software Engineering 2004 и охватывает все аспекты производства программного обеспечения: математическую, методологическую, экономическую, правовую, маркетинговую, менеджериальную базу, лучшие мировые знания и практики производства программного обеспечения.
Выпускник программы приобретет общенаучные и специальные инженерные знания, опыт практической работы и универсальные компетенции, позволяющие ему успешно совершенствоваться в профессиональной области, а кроме того получит навыки эффективного и профессионального взаимодействия с заказчиками, пользователями, экспертами и руководящим составом компаний и опыт эффективной работы в команде в качестве участников и руководителей, способных выигрывать в конкурентной борьбе.
К базовым дисциплинам программы относятся математический анализ, алгебра, программирование, дискретная математика, введение в программную инженерию и др. Существенная доля программы посвящена проектной и исследовательской работе, что позволяет эффективно закрепить полученные за время обучения теоретические знания на практике и получить навыки командной работы. Студенты могут сами выбирать до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить узкие специальности и получить знания в смежных областях.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине «Физическая культура» (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
О программе
Что я буду изучать
Содержание магистерской программы полностью соответствует международным рекомендациям по преподаванию программной инженерии в магистратуре высших учебных заведениий Graduate Software Engineering 2009 (GSwE2009): Curriculum Guidelines for Graduate Degree Programs in Software Engineering (документ проекта интегрированного учебного плана программной и системной инженерии, iSSEc), Computing Curricula 2005 и Software Engineering 2014 (рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах), которые являются частью серии образовательных стандартов Computing Curricula ACM и IEEE Computer Science (CS).
Образовательная программа охватывает лучшие базы мировых знаний, практики и аспектов производства программного обеспечения:
Важной особенностью процесса обучения является получение умений и навыков командной работы в типичных условиях программного обеспечения; участие в командных проектах в рамках отдельных дисциплин программы, реальных командных проектах при прохождении практик и стажировок в российских и западных компаниях, специализирующихся в разработке, консалтинге и управлении программными проектами.
Обучение на программе предусматривает возможность прохождения производственной практики в компаниях-лидерах ИТ-индустрии, в том числе в компаниях-партнерах. В частности, заключены договора о прохождении практик с такими компаниями как IBM, Microsoft, EPAM Systems, IBS, CROC, LANIT, CyberPlat, PMSoft Group, DialogNauka, Empatica, Kaspersky Lab, Asteros, FORS, Yandex, NetCracker Technology, R-Style, 1C-RARUS, At Consulting, International Center for Informatics and Electronics (ICIE) и др.
Обучение ориентировано на подготовку профессиональных административных руководителей, руководителей проектов и команд разработки, как на технологическом, так и на экономико-менеджериальном уровне, способных организовать эффективное управление проектами разработки программного обеспечения в заданные сроки, не выходя за рамки установленного бюджета.
Актуальность и значимость:
Программная инженерия – сравнительно молодая научная дисциплина. Впервые термин ‘Software Engineering’ был предложен в 1968 году на конференции НАТО, посвященной так называемому кризису программного обеспечения, возникшему с появлением вычислительной техники третьего поколения. Новая техника позволяла воплотить в жизнь не реализуемые ранее программные проекты. В результате программное обеспечение этих проектов достигло размеров и уровня сложности, намного превышающих аналогичные показатели у программных систем, реализованных на вычислительной технике предыдущих поколений. Возникла необходимость в новых технологиях и методах управления комплексными, сложными проектами, разработки больших программных систем.
Программная инженерия – это наука о систематизированных, регламентированных и квантифицируемых методах решения задач разработки, эксплуатации, сопровождения и утилизации программного обеспечения. При этом, как бизнес процессы, так и программное обеспечение должны отвечать заданным техническим, экономическим и социальным требованиям. Создание высококачественного программного обеспечения – очень трудоемкий процесс. Здесь должны быть задействованы необходимые для разработки процессы, инструментарии, технологии и человеческие ресурсы. В связи с этим возникла острая необходимость в специалистах, владеющих новыми технологиями и методами управления комплексными, сложными проектами разработки больших программных систем.
В 1975 году вышел в свет первый выпуск журнала «IEEE Transactions on Software Engineering», который представляет результаты широкого спектра исследований, связанных с разработкой, анализом и управлением программным обеспечением.
Уникальность образовательного направления «Программная инженерия» состоит в его тесном взаимодействии с наукой и бизнесом и практической значимости для экономики стран. Всё это определило его стремительное развитие во всем мире.
Основные цели:
Магистерская программа нацелена на подготовку специалистов в области индустриального производства программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий и систем. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
Магистерская программа была признана конкурентоспособной с точки зрения её качества и важности для отрасли, что нашло своё отражение в полученной награде IBM Faculty Award 2011 года.