Программа воспитания что нового
Программа воспитания что нового
С 1 сентября 2021 года во всех школах должны действовать программы воспитания : Министерство просвещения считает, что воспитательный процесс нужно сделать более современным и менее бюрократическим. Разбираемся, что такое программа воспитания, как ее разработать и как по ней работать.
Что такое программа воспитания и зачем она нужна
В образовательных организациях детей должны не только обучать, но и воспитывать. Это давно прописано в законе «Об образовании», но теперь появилось уточнение: в каждой образовательной организации должен быть документ, который регламентирует воспитательный процесс. И это не существующие календарные планы воспитательной работы. Планы останутся, но теперь они будут подчинены программе.
В чем разница? Планируется, что программа воспитания будет помогать школам и другим образовательным организациям воспитывать учеников. Для этого в ней есть четыре раздела:
Особенности воспитательного процесса. В этом разделе описываются ученики, которые посещают образовательную организацию, значимые социальные партнеры, обстановка в районе, важные воспитательные традиции в школе. Например, школа № 100 находится в спальном районе, треть семей, посещающих школу, относятся к группе риска, но при этом школа несколько лет подряд проводит вместе с волонтерскими организациями ежеквартальные сборы для учеников. На этих сборах волонтеры занимаются с детьми, учат их работать в команде, мотивируют на учебу и этого заряда хватает на целую четверть.
Цели и задачи воспитания. В этом разделе указываются, к чему стремится школа, организуя воспитательный процесс. При этом цели и задачи воспитания должны отличаться для детей разного возраста. Младшеклассникам помогают в усвоении основных норм и традиций общества, подростков ориентируют на развитие жизненных ценностей, старшеклассникам — на участие в социально значимых делах школы, района и города.
В модуле могут быть объединены мероприятия разного уровня, например, классный руководитель может работать со всем классом, отдельными учениками, родителями и учителями, преподающими в классе. Ключевые общешкольные дела также проводятся на разных уровнях: классы готовят свои выступления ко Дню Победы, школа проводит все мероприятие целиком, а лучшие номера показывают на внешкольном уровне.
Самоанализ воспитательной работы. В этом разделе нужно кто будет анализировать эффективность воспитательной работы и чему будет посвящен анализ. Например, классные руководители раз в четверть собираются с заместителем по воспитательной работе и обсуждают, какие мероприятия собрали больше всего школьников, что понравилось ученикам, что и как на них повлияло.
Также к программе должен прилагаться календарный план воспитательной работы с названиями мероприятий, сроками проведения и ответственными.
Как разработать программу воспитания
В институте стратегии развития образования РАО разработали примерную программу воспитания и методические рекомендации по разработке конкретных программ. В примерной программе как раз указано как заполнять каждый раздел программы. В методических рекомендациях сказано примерно следующее:
Сначала нужно собрать команду. Заместитель по воспитательной работе вряд ли составит программу сам, ему нужна помощь. Можно взять в команду коллег из администрации или самых толковых классных руководителей, можно подключить глав родительского и ученического совета.
Сосредоточиться на целях и задачах. Со структурой программы разобраться не сложно, проще брать ту, что есть в примерной программе. А вот и цели и задачи нужно пропустить через себя: решить, какие ценности важны для детей, обучающихся в вашей школе, как школа может участвовать в их формировании. Если вы хотите воспитывать в детях любовь к родному городу, для этого недостаточно выставки рисунков, важно проводить мероприятия регулярно, проводить после них рефлексию.
Формировать банк педагогических идей. База для него дана в методических рекомендациях. Но его нужно расширять — будет здорово, если каждый классный руководитель придумает 5-10 мероприятий на год. Это не значит, что вы должны проводить все и сразу— у вас будет запас, который поможет в трудную минуту.
Использовать примерную программу как конструктор. В примерной программе даны модули, которые можно спокойно использовать, как инвариантные, так и вариативные. Разработчики предполагают, что на основе этих модулей, каждая сделает свою уникальную программу. Уникальной она станет, в том числе, из-за конкретных мероприятий и тех модулей, что придумает сама школа.
Делать программу применимой. Важно, чтобы в программе были отражены те мероприятия, которые школа проводит сейчас. Плохо, если в документе будет одно, а на практике другое. Не так важно, что у вас будет плохо и некрасиво называться модуль, важно, чтобы он был полезным и значимым для учеников. Программа это документ, только карта для преобразований — все основное будет реализовано в жизни.
Когда они должны появиться в образовательных организациях
С 1 сентября 2021 года программы воспитания должны быть внедрены в каждую школу. Сейчас идет этап разработки и внедрения, но те организации, которые должны быть лицензированы в 2021 году, уже должны предоставить программы. Обратного пути точно не будет — программы были апробированы в 700 школах по всей России, фразы о программе воспитания, необходимой в каждой школе, включены в закон «Об образовании».
Гражданин растет за партой
Почему закон так важен? Воспитание и раньше упоминалось в ФЗ «Об образовании в РФ». Но без какой-либо конкретики. Поэтому до недавнего времени многие школы писали свои воспитательные программы под копирку и, по сути, «для галочки».
Новый закон вступит в силу с 1 сентября 2020 года. У школ, колледжей и вузов будет год (до 1 сентября 2021 г.) на то, чтобы включить рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы в свои образовательные программы.
Кстати, детям не будут ставить оценки за «успехи в патриотизме», да и отдельного урока по воспитанию не будет.
Все учителя будут участвовать в этой работе. Не только преподаватели истории или обществознания, но абсолютно все педагоги.
По поручению президента министерство просвещения разрабатывает новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». А значит, на воспитание будут направлены реальные ресурсы. Кроме того, все классные руководители будут получать с нового учебного года федеральную надбавку в 5 тысяч рублей при сохранении региональных выплат.
Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной родительской ассоциации (НРА):
Программа воспитания что нового
Примерная программа воспитания была разработана в 2019 году сотрудниками лаборатории стратегии и теории воспитания Института стратегии образования РАО по заказу Министерства просвещения РФ. Главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО Наталия Селиванова рассказала, как может работать в школах Примерная программа воспитания, а также кому и зачем она нужна.
В 2019 году в 83 регионах, в 756 школах прошла апробация Примерной программы воспитания, в которой участвовали 57 экспертов – ведущие специалисты в теории и практике воспитания. В ходе апробации в программу вносились изменения. Также были организованы обучающие семинары в восьми федеральных округах (свыше 1000 участников из 78 регионов).
Утверждение Примерной программы воспитания состоялось на Федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию 2 июня 2019 года, после чего она стала обязательным документом для каждой школы.
После выхода Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» в основную образовательную программу школы вошли понятия «рабочая программа воспитания» и «календарный план воспитательной работы». Также приказом Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 были внесены изменения в некоторые государственные образовательные стандарты в связи с внедрением Примерной программы воспитания.
2020 год в основном был посвящен разъяснению особенностей программы воспитания, повышению квалификации педагогов в сфере воспитания, дальнейшему научно-методическому обеспечению разработки и внедрения данной программы. За этот период только сотрудники лаборатории (семь человек) провели более 100 семинаров. В регионах к работе по повышению квалификации педагогов в сфере воспитания подключились и эксперты.
Мы долгое время говорили о том, что современному воспитанию нужны серьезные изменения.
Несмотря на то что прекрасный опыт и традиции отечественного воспитания, к счастью, удалось сохранить, к сожалению, работа в школах часто связана с возращением к прошлому содержанию и формам воспитания без учета изменившейся социальной ситуации и изменений, которые произошли в детях.
Что может лежать в основе этих изменений?
Во-первых, это нацеленность воспитания на будущее. Сейчас активно обсуждается вопрос о навыках XXI века. Все эти навыки в значительной степени связаны с воспитанием.
Во-вторых, понимание того, что, так же как в образовательном процессе, в воспитании участвуют не только семья и школа. Это и детские, юношеские общественные организации, и представители культуры, и субкультурные общности, и церковь. То есть можно говорить о поликультурной стратегии воспитания.
В-третьих, понимание того, что позитивного могут принести информационные технологии в воспитание.
В-четвертых, изменение педагогического сознания: понимание ограничений и рисков воспитания.
В-пятых, основой изменений могли бы стать документы, которые позволили бы образовательной организации выстраивать воспитательный процесс системно, но с учетом ее особенностей и максимально просто.
Создание отечественных программ воспитания имеет давнюю традицию, но, к сожалению, часто они оставались невостребованным документом для практикующих педагогов.
При разработке Примерной программы воспитания мы исходили из того, что:
Зачем вообще нужна программа воспитания
Педагогам – чтобы помочь увидеть воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и эффективные способы его реализации и решать проблемы личностного развития школьников, их гармоничного вхождения в социальный мир.
Школам – чтобы помочь разработать действенные программы воспитания, учитывающие требования ФГОС и специфику каждой школы.
А учащимся реализация программы воспитания позволит создать условия для интересной, насыщенной, богатой событиями школьной жизни.
Что лежало в основе создания Примерной программы воспитания
Основные положения и принципы научной школы Л.И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи», опыт организации воспитания в отечественных образовательных организациях и знание опыта зарубежных школ.
О том, как будут проверять реализацию программы в школах, как она финансируется и какие программы повышения квалификации нужны, читайте в следующей колонке.
Ознакомиться с программой воспитания и другими материалами можно на сайте.
Новые программы воспитания могут увеличить нагрузку на учителей
Воспитание было всегда
С 1 сентября в российских школах начнут работать новые программы по воспитанию детей. Соответствующие поправки в закон «Об образовании» вступили в силу в 2020 году, еще год понадобился на то, чтобы учебные учреждения включили нововведение в свои образовательные программы и учли календарный план.
Воспитывать учеников будут с помощью вовлечения в социальные проекты, участия в спортивных мероприятиях и концертах, походов в театры и музеи, экскурсий, тренингов, тематических классных часов и т.д.
«С 1 сентября по закону в образовательную программу школы должны быть включены два новых документа. Первый – программа воспитания на основе примерной программы, разработанной Институтом стратегии развития образования. И второй – календарный план на основе примерного календарного плана, он подготовлен Минпросвещения. Он больше напоминает календарь памятных дат и немножко сейчас не соотносится с программой воспитания», — пояснил «Газете.Ru» эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин.
Каждая школа самостоятельно разрабатывает программу и план, добавил он. Кроме того, в образовательных организациях появились советники директоров по воспитательной работе.
«В нашей школе состоялся Управляющий совет, где был представлен проект воспитательной программы. Сейчас мы вывесили его на свой сайт, чтобы получить отзывы, предложения, рекомендации от педагогического сообщества и родителей, внести коррективы и утвердить его», — рассказала «Газете.Ru» депутат Мосгордумы, директор школы №2098 Надежда Перфилова.
Директор также отметила, что школы без воспитания фактически никогда не существовало – эта функция всегда лежала на ней, просто ранее не была закреплена в законодательстве.
«Мы всегда занимались и продолжаем заниматься воспитательной работой. И это ложь, что ее забросили. И в период застоя, и в период перестройки, и в это современное время мы что — перестали водить детей в походы и экспедиции? Мы что — перестали организовывать экскурсии и театральную деятельность в школе? Что — перестали работать кружки?» — заявил изданию заслуженный учитель России, член-корреспондент РАО, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург.
По его словам, воспитательная работа «есть и будет, а вот идеология ушла».
«В стране, где разные конфессии, где верующие и атеисты, где люди разных взглядов, не может быть единой идеологии для всех. И не надо путать идеологию и мировоззрение – его человек вырабатывает сам, а идеология навязывается. И поэтому под предлогом того, что воспитание ушло, пытаются навязать идеологию — это очень часто делают политические элиты и так далее», — считает он.
Отчеты увеличат нагрузку на педагогов
Если воспитательная работа будет выполняться так же, как раньше, сильных изменений это не повлечет, сказал Евгений Ямбург.
«А если это приведет к новой отчетности, к отчетам по мероприятиям, достаточно формальным, и это будет вызывать у детей аллергию, ничего хорошего из этого не выйдет», — резюмировал заслуженный учитель России.
Возможность отчетности беспокоит и эксперта профсоюза образования Раиса Загидуллина.
«Воспитанием школа занимается давно, но если контролирующим органам понадобятся всевозможные различные доказательства, что вы начали по-другому заниматься, нагрузка на педагогов однозначно увеличится», — подчеркнул он.
Эксперт пояснил, что согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), стандарт реализуется всей образовательной организацией: каждый учитель разрабатывает учебную программу своего предмета и в совокупности рождается общая образовательная программа школы.
«Если такой же принцип будет заложен в воспитание, то, наверное, от каждого учителя должно быть потребовано какое-то его участие, видимое достижение результатов воспитательной работы», — сказал он.
Однако пока четкого разделения между воспитанием и обучением нет, а потому и критерии «достижения результатов» не выделены отдельно, «и это правильно», уточнил Загидуллин.
Зампредседателя думского комитета по образованию и науке Максим Зайцев заявил, что из некоторых регионов уже есть жалобы на возросший объем работы.
«К сожалению, мы уже сталкиваемся с жалобами. В некоторых регионах на должности помощников директоров по воспитательной берут, что называется, своих людей – родственников, еще кого-то, которые как раз нагружают учителей лишней отчетностью», — заявил депутат.
Принятый закон, считает Зайцев, «важен и нужен, но он не доработан и не подготовлен к правоприменению».
«Его принимали наспех, так как было поручение президента. Есть проблемы, которые, вероятно, будут решать депутаты Госдумы VIII созыва. Нужно убрать бюрократическую волокиту, а воспитательная функция должна носить факультативный характер, за который государство может доплачивать», — пояснил парламентарий
Изменения в закон «Об образовании» в части воспитания детей помогли конкретизировать зоны ответственности школы и семьи, добавил Раис Загидуллин.
«Личностные качества формируются в семье, а социальный опыт жизни в школе с позиции будущей жизни, социальный опыт взаимодействия с одноклассниками и другими участниками образовательного процесса – это то, за что отвечает школа. Она помогает сформировать социальный опыт, который поможет ученику адаптироваться в обществе на основе ценностей, патриотизма, уважения к старшим, к истории, к героическим поступкам и так далее», — объяснил он.
Директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко согласна, что нововведение поможет учителям, мамам и папам школьников разграничить ответственность.
«Не сказанного не существует – это моя личная философия. Поэтому, несомненно, плюс, что воспитательные функции школы закреплены на уровне закона, и она возвращает себе этот временно утраченный элемент работы по воспитанию. Образование – это сначала воспитание, а потом обучение», — убеждена она.
Однако, по мнению Шевченко, этого мало: школьные походы в театры и музеи, экскурсии были и 10, и 15 лет назад. Важно, чтобы программа отвечала запросам времени.
«Если это будет делаться по старым журналам и методичкам, если это не будет отвечать запросам современных школьников и родителей, то воспитательные программы превратятся в просто бумажки», — подытожила эксперт.
Новый закон о воспитании: Что нужно знать и как применять
В сентябре 2020 года появились изменения в Законе о воспитании. Теперь образование будет давать ученикам не только знания и навыки, но и воспитывать моральные и духовные ценности, которые станут основой личности. Для этого педагогам учебных заведений нужно усилить воспитательную часть программ, чтобы они соответствовали новым требованиям Президента. В статье обсудим суть требований и как их реализовать в детском саду.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф вызвал неоднозначную реакцию воспитателей. Возник вопрос, касается ли это положение детских садов, если программа дошкольников и так включает воспитательную работу. Тем более непросто выделить чисто воспитательные моменты, потому что они тесно связаны с образовательными. Однако закон ввели, чтобы сделать акцент на социализации и развитии детей в организациях, в том числе и в детских садах.
Изменения в законе
Новый федеральный закон дополнил прежний закон «Об образовании в Российской Федерации». Коротко об изменениях.
Изменили понятие “воспитание”.
В детском саду нужно воспитывать чувство патриотизма, заботливого отношения к природе, уважения к памяти защитникам Отечества, к труду и старшему поколению, к законам и к самому себе.
Конкретизировали определение образовательной программы.
В программу нужно включить отдельные блоки по воспитанию и календарный план воспитательных работ. Закон разрешает организациям самостоятельно разрабатывать структуру и содержание рабочей программы, поэтому над созданием модулей должны работать педагогический и родительский советы детского сада.
Установили сроки по внедрению изменений.
Закон вступил в силу 1‑го сентября 2020 года, а к 1-му сентября 2021 года образовательные программы детских садов уже должны соответствовать этому закону. Государство проверит выполнение требований во время государственной аккредитации.
Обязали рассказать родителям об изменениях.
Сотрудники детских садов должны сообщить родителям о новой направленности учебной программы.
С одной стороны эти изменения позволят эффективно объединить воспитательные процессы в детском саду и в семье. С другой стороны воспитание и обучение детей неразделимы, поэтому нет очевидного смысла выделять план воспитания в отдельный документ. Однако нельзя игнорировать государственные требования, потому что воспитание стало обязательной частью образовательной программы. Разберемся, как реализовать нововведения.
Как выполнить новые требования
В федеральных законах не указали, как разработать воспитательную программу, поэтому мы опишем примерный план.
Расскажите воспитателям и родителям детали нововведений
Родители дошкольников должны быть в курсе всех изменений в образовательной деятельности, ознакомьте их с новыми положениями. Для этого разместите информацию на сайте детского сада, информационных стендах, подготовьте презентацию и расскажите на родительском собрании, как педагоги будут проводить воспитательную работу. Сообщите родительскому комитету, что он может участвовать в создании воспитательной программы.
Назначьте группу для составления воспитательного плана
Заведующий должен издать приказ и утвердить положение о работе инициативной группы. В нее можно включить педагогов и родителей обучающихся. Для их совместной работы организуйте рабочие встречи.
В результате этой работы инициативная группа должна представить коллективу проект программы с рекомендациями по внедрению новых воспитательных задач в рабочие программы воспитателей разных возрастных групп.
Составьте структуру программы
1. Целевой раздел
В целевом разделе опишите цели, задачи, значимые характеристики и планируемые результаты изучения воспитательной программы. Основная часть этого раздела описана в Федеральном законе. Например:
2. Содержательный раздел
Этот раздел описывает методы воспитания с учетом возраста детей, взаимодействие с семьями и совмещение воспитательной программы с другими направлениями обучения.
Содержательный раздел самый объемный, поэтому его удобно разбить на несколько содержательных линий. Одна линия соответствует одному направлению воспитания.
Например, содержательную линию “Присвоение ребенком моральных и нравственных ценностей, принятых в обществе” распишите для разных возрастов:
Дети 3-4 года: сформировать привычку к чистоте и опрятности, самопрезентации и культуры общения.
Дети 4-5 лет: развивать чуткость, отзывчивость, сопереживание к проблемам других людей, умение помогать товарищу.
Дети 5-6 лет: воспитать уважение к семейным и национальным традициям, побуждать к активному участию в жизни своей семьи.
Дети 6-7 лет: сформировать ответственность, чувство собственного достоинства, патриотизма и гордости за достижения своей страны.
3. Организационный раздел
Организационный раздел описывает методы организации воспитательной программы. Он включает:
Когда программа готова, подкорректируйте должностные обязанности сотрудников, чтобы их действия соответствовали новой программе воспитания.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!