Программа моногорода россии что это такое
Программа моногорода россии что это такое
Ключевая цель программы – снизить зависимость моногородов от работы градообразующих предприятий, создав к концу 2018 года 230 тыс. новых, не связанных с такими предприятиями рабочих мест.
Документ
Паспорт приоритетного проекта «Комплексное развитие моногородов» в редакции протокола от 30 ноября 2016 года №11
Ключевая цель программы – снизить зависимость моногородов от работы градообразующих предприятий, создав к концу 2018 года 230 тыс. новых, не связанных с такими предприятиями рабочих мест.
Срок реализации программы: с ноября 2016 года по декабрь 2025 года (включительно).
Одна из важнейших задач и необходимое условие успеха этой программы – обеспечить координацию усилий всех заинтересованных сторон, федеральных и региональных мер поддержки, а также вовлечение общественности.
Для всех 319 моногородов предстоит разработать программы развития, включающие в том числе меры по диверсификации экономики, улучшению городской среды, развитию человеческого капитала.
Проект предусматривает создание в 100 моногородах территорий опережающего социально-экономического развития.
В 150 моногородах предстоит реализовать инвестпроекты, в том числе с участием Фонда развития моногородов, а за счёт прямой поддержки Фонда – построить и реконструировать инфраструктурные объекты в 15 моногородах.
Не менее 200 моногородов получат муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса.
Кроме того, для развития моногородов будут координироваться меры поддержки, запланированные в рамках приоритетных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, безопасные и качественные дороги, качественные услуги ЖКХ и создание комфортной городской среды, поддержка малого бизнеса.
В результате реализации программы уже к 2019 году число муниципальных образований, подпадающих под критерии моногородов, должно сократиться на 18.
Для команд, управляющих проектами развития 319 моногородов, будет введена специализированная программа обучения, а результаты работы мэров моногородов будут ежегодно оцениваться в рамках специального рейтинга.
Насколько серьезны проблемы российских моногородов? Варианты решения и государственные программы
После распада СССР остановилось много крупных промышленных предприятий. Многие из них обеспечивали работой целые города, которые теперь остались не у дел. Проблема очень серьезная – российские моногорода просто вымирают, а молодежь ищет лучшей жизни в крупных мегаполисах. Мы разберемся, насколько все плохо и какие существуют варианты решения этой проблемы.
Что такое моногорода и почему это проблема
Моногорода – это такие населенные пункты, где большая часть трудоспособного населения работает на одном предприятии или в одной отрасли. Соответственно, есть градообразующие предприятия, на которых работает много жителей города.
Монопрофильные города – это проблема многих стран, в том числе экономически развитых. Возникали они в условиях ускоренной индустриализации – когда во времена СССР нужно было быстро организовать производство или добычу какого-нибудь ресурса, рядом просто строили город. Это было нужно, чтобы «привязать» место проживания рабочих и обслуживающего персонала к самому производству.
В американской версии многие моногорода были основаны во времена «Золотой лихорадки», и с исчерпанием запасов золота в недрах опустели и города.
В российском законодательстве моногорода присутствуют только в федеральном законе о банкротстве. Там лишь указывается, что если как минимум 25% населения города занято на одном предприятии, то банкротство этого предприятия будет проходить по другой процедуре.
Большая часть российских моногородов характеризуются безработицей, оттоком населения и ростом среднего возраста жителей, низкими доходами, снижением общей экономической активности.
На практике это означает, что город становится депрессивным, из него активно уезжает молодежь, а остаются жить пенсионеры, бюджетники и представители силовых служб – те, кто получает доходы от государства.
Проблема существования моногородов актуальна для многих стран мира, в том числе они есть и в Европе, и в США. Причины почти всегда одинаковы. Например, города знаменитого «ржавого пояса» Америки опустели после 1970-х годов в постиндустриальную эпоху. В Европе проблема связана со спадом в угольной и сталелитейной промышленности (особо это коснулось Рурской области в Германии).
Моногорода в России стали проблемой со спадом экономической активности после развала СССР в 90-х годах, тогда как в западной практике эти проблемы решают с 60-70-х годов XX века и уже накоплено достаточно опыта.
Как проблему решают за рубежом
С экономическими, экологическими, демографическими и другими проблемами российские моногорода столкнулись в начале 90-х годов, но долгое время государству было попросту не до них. Первые программы развития таких населенных пунктов начали появляться только в 2000-х, но проблем к тому времени накопилось уже много.
У решения проблемы моногорода есть 2 основных пути:
Первый вариант получил название «американский», потому что города-призраки стали известны именно оттуда после «золотой лихорадки».
Многие российские города и поселки шли по первому пути долгие годы, ими никто не занимался, а жители разъезжались по стране в поисках работы и лучшей жизни.
Оставшиеся моногорода слишком большие, чтобы их можно было расселить, к тому же в современном мире такой подход считается неприемлемым (за исключением территорий с серьезными экологическими проблемами).
Второй вариант предполагает крупные долгосрочные вложения в развитие города. Важно не просто вкладывать деньги, а видеть комплексное решение проблемы.
Санацию города можно провести разными способами, в западной науке даже разработаны концепции:
Другими словами, конкретный вариант подбирается в зависимости от финансового состояния градообразующего предприятия. Если с ним все плохо – город нужно «сжимать», если оно стабильное – поддерживать уровень жизни населения, а если у бизнеса и города есть деньги – город можно развивать.
Примерами моногородов с индустриальной диверсификацией можно назвать города, где расположены штаб-квартиры российских нефтяных компаний (Сургут, Ханты-Мансийск, Альметьевск, и т.д.). У этих городов с деньгами все в порядке, поэтому их даже не включают в перечень моногородов на официальном уровне.
Если же рассматривать успешные примеры развития зарубежных моногородов, их истории примерно похожи между собой:
Именно такими способами в западной практике решаются проблемы моногородов. Разумеется, пока не все они решены, но успешных примеров есть достаточно много.
Сколько моногородов в России
В России проблемами моногородов вплотную начали заниматься буквально 5 лет назад. В 2014 году вышло Постановление правительства, которое определяет перечень монопрофильных муниципальных образований.
Критериев для включения в состав моногородов несколько:
Дополнительно приводится перечень из более чем 300 населенных пунктов, которые разделены на 3 категории в зависимости от того, насколько город проблемный:
В трех регионах России есть по 6 самых проблемных населенных пунктов – это Пермский край, Республика Карелия и Свердловская область. По 5 городов в Кемеровской и Челябинской областях.
Но всего по количеству моногородов лидирует Кемеровская область, где их 24:
Главная особенность официального перечня моногородов – отсутствие в нем городов, специализирующихся на нефти и газе. Несмотря на то, что эти города по своей сути относятся к моногородам, их не учитывают, чтобы не обременять крупные компании вроде «Лукойла» и «Роснефти» дополнительными обязательствами.
Самые сложные 75 моногородов – это 3,2 миллиона человек, в городах из второй категории проживают еще 5,6 миллионов.
Можно сравнить динамику населения в сравнительно успешном городе (Елабуга, где активно развивается нефтедобыча и автопроизводство) и в депрессивном (Верхний Уфалей):
Видно, что динамика населения отчетлива – где есть развитие, людей становится больше. Для Елабуги это связано не только с нефтью: в городе создана особая экономическая зона «Алабуга», в которой открылось несколько автозаводов, также есть и другие промышленные предприятия. Поэтому в город приезжает все больше людей.
В Верхнем Уфалее градообразующее предприятие «Уфалейникель» столкнулось с многочисленными проблемами и остановлено с 2017 года. Что немаловажно, в городе из-за предприятия проблемы с экологией.
Ситуация в каждом конкретном моногороде отличается – где-то власти прикладывают максимум усилий к решению проблем, а где-то они лишь наблюдают за деградацией города.
Где живется лучше, а где хуже
Так как моногородов в России слишком много, для координации программ развития был создан Фонд развития моногородов (ФРМ). Кроме прочего, фонд постоянно отслеживает состояние экономики и социальной сферы моногородов из правительственного перечня.
Учитывая разные показатели, ФРМ выделил такую десятку самых успешных моногородов России:
Как видно, успешным может быть как крупный промышленный центр в полмиллиона населения (как Набережные Челны), так и небольшой поселок с предприятием пищевой промышленности и населением в 5 тысяч человек (как Красный Яр).
ФРМ составлял рейтинг на основе 19 показателей, главными из которых было выполнение планов по благоустройству и создание новых рабочих мест.
К сожалению, проблемных моногородов остается в разы больше. Недавние исследования выделили 99 таких городов, а главным критерием оценки было мнение самих жителей городов.
На официальном уровне Минэкономразвития выделяет 11 самых проблемных моногородов:
Причины экономического упадка – проблемы у градообразующих предприятий. В большинстве из этих городов предприятия находятся в стадии банкротства или имеют огромные долг по зарплатам. Исключение составляет лишь Надвоицкий алюминиевый завод из холдинга Русал – его пришлось закрыть из-за санкций США (это был основной рынок сбыта).
Оценивали города по уровню занятости населения, государственной поддержке, работе малого и среднего бизнеса.
Из всех 11 городов хуже всего обстоит дело в Верхнем Уфалее, где безработица достигает 11,9%, несмотря на серьезную поддержку из федерального бюджета.
Власти регионов пытаются развивать кризисные населенные пункты, но пока большая часть работы еще в планах, несмотря на то, что программа по модернизации моногородов работает уже пятый год.
Очевидно, что программа имеет некоторые изъяны, хоть и некоторые населенные пункты показывают хорошие результаты.
Программа развития моногородов в России
Программа, начатая в 2014 году, предполагает выделение государственной поддержки моногородам в разных формах – через Фонд развития моногородов или механизм территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
Власти отчитываются о положительных результатах:
Это только отдельные виды улучшений. Из них важны только новые рабочие места, но этот показатель сложно проверить (и непонятно, сколько рабочих мест при этом сократилось).
Счетной палатой прежняя программа развития моногородов была признана неэффективной и ее решено закрыть (на 6 лет раньше срока). Уже разработан проект новой программы – на 6 лет и 57,3 миллиарда рублей.
В новой программе будет пересмотрен перечень моногородов, это запланировано на сентябрь (какие-то добавят, какие-то исключат). Есть идеи вообще отказаться от фиксированного перечня с 3 категориями.
Целью новой программы станет фактическая ликвидация статуса моногорода – эти населенные пункты должны будут стать обычными городами. Это сделают инвесторы, которые получат налоговые льготы. Правительство наметило привлечение 143,8 миллиардов рублей от инвесторов, но цифру еще могут пересмотреть.
Государство в виде льгот планирует возвращать инвесторам уплаченные ими налоги и социальные взносы (для которых будет снижена ставка до 22,4%). Для этого нужно вложить не менее 20 миллионов рублей и создать как минимум 30 рабочих мест.
Прочие виды поддержки тоже должны помочь бизнесу – это строительство инфраструктуры за счет государства, налоговые каникулы, развитие городской среды.
Что важно, поддержку не получат многие отрасли, в том числе нефтегазовый сектор, торговля, транспорт, финансовый сектор, недвижимость, лесозаготовка, производство подакцизных товаров, и т.д.
Другими словами, государство хочет, чтобы инвесторы создавали новые технологические производства, и готово предоставить за это льготы.
Выполнять программу будут Минэкономразвития совместно с 11 другими министерствами, а также ФРМ, Российский экспортный центр, ДОМ.РФ и ВЭБ. Что получится в итоге – покажет время.
На новую госпрограмму развития моногородов потратят 57,3 млрд руб.
Правительство подготовило проект госпрограммы развития моногородов на 2019–2024 годы, затраты на ее реализацию за шесть лет составят 57,3 млрд руб. С документом ознакомился РБК.
Как раньше решали проблему моногородов
Предыдущая приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов», разработанная Минэкономразвития, была рассчитана на период 2016–2025 годов. Однако ее решено было досрочно прекратить в конце прошлого года. С критикой проведенной программы выступила Счетная палата. «У меня нет ощущения эффективности этой программы. То, что я вижу, — это не то, что может помочь моногородам определить их судьбу. Это не работает на их развитие или сворачивание. Мы не принимаем окончательного решения и тащим их, даже если нет перспектив», — заявлял тогда председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
В отчете Счетной палаты подчеркивалось, что мероприятия по поддержке моногородов не решили ключевую задачу улучшения роста благополучия их жителей.
18 июня 2019 года вице-премьер Виталий Мутко заявил о разработке комплекса мероприятий по развитию моногородов в формате госпрограммы. Он предложил помимо прочего диверсифицировать экономику моногородов, чтобы снять зависимость от градообразующих предприятий.
Сколько в России кризисных моногородов
В России сейчас зарегистрировано 319 моногородов, они расположены на территории 61 российского региона. Больше всего моногородов в Кемеровской (24), Свердловской (17) и Челябинской (16) областях. В распоряжении от 2014 года правительство отнесло к наиболее кризисным 75 городов, сейчас их число выросло на четверть, следует из текста новой программы.
По данным Росстата, к началу 2018 года в моногородах проживало более 13,5 млн человек, или 9,2% населения России. Каждый третий из них — это житель «кризисного» моногорода, отмечается в проекте.
Больше всего кризисных моногородов в Приволжье (21) и Сибири (20), в Северо-Западном и Центральном федеральных округах (по 18). Среди регионов наибольшая концентрация проблемных центров в Кемеровской (9) и Челябинской (7) областях, Карелии (6) и Пермском крае (6).
На сентябрь назначен точечный пересмотр списка моногородов (к нему добавят восемь новых и некоторые исключат). В мае 2020 года список будет пересмотрен полностью, говорится в документе.
Осенью 2018 года Счетная палата указывала на неактуальность списка моногородов, составленного в 2014 году. По данным Минэкономразвития, которые приводили аудиторы, 107 населенных пунктов утратили признаки моногородов в результате оттока населения и, как следствие, сокращения числа работников градообразующих предприятий. К примеру, из списка моногородов предлагалось исключить Череповец.
Список моногородов пересмотреть будет сложно, сказал РБК генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. «С одной стороны, государство поставило себе целевую установку как можно больше городов вывести из списка. С другой, поскольку там есть надежды получить льготы, регионы пишут заявки с просьбой включать все новые и новые города в моногорода, а выполнившие программу, типа Череповца, не торопятся покидать список», — отмечает он.
Пузанов уверяет, что ситуация в моногородах сейчас «неплохая, не хуже, чем во многих немоногородах». Но так как моногорода очень уязвимы из-за своей зависимости от единственного предприятия, кризис может начаться в любой момент.
К чему стремиться
Список целевых показателей заметно отличается от целей, перечисленных в прошлой программе. Перед исполнителями ставится задача привлечь инвестиции в моногорода и увеличить число довольных социально-экономической ситуацией горожан.
Еще один показатель — увеличение количества новых постоянных рабочих мест. Одной из целей прошлой программы было создание и постоянных, и непостоянных рабочих мест. По ее результатам регионы отчитались о созданных 406,9 тыс. рабочих мест (начальная задача была создать 230 тыс). Но потом выяснилось, что перепроверить эти данные через Федеральную налоговую службу невозможно. «Поэтому предлагается использовать только те данные, которые являются верифицируемыми», — говорится в документе.
Четвертый показатель — уровень безработицы по методологии МОТ (то есть число безработных в процентах к экономически активному населению). Против внесения этого показателя в программу выступил Росстат. По данным ведомства, методологию можно применить только в тех городах, где численность населения достигает 900 тыс. человек. Кроме того, это потребует затрат в 282 млн руб. в год, говорится в комментарии Росстата.
Какие льготы предложат инвесторам
Одна из основных целей программы развития моногородов — сделать так, чтобы они перестали быть моногородами. Для этого планируется привлечь инвесторов и предоставить им налоговые льготы.
Всего с 2019 по 2024 год в инвестиционные проекты в моногородах планируется привлечь 143,8 млрд руб., следует из справки к проекту госпрограммы. В справке сделана оговорка, что этот показатель, как и другие целевые показатели программы, будет уточнен в связи со сплошным пересмотром перечня моногородов, который запланирован на 2020 год.
Инвесторы смогут получить от государства возврат своих вложений, но не больше, чем они заплатят налогов. При этом учитывается НДС, налог на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) и фактически уплаченные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды по ставке 22,4% (в части новых рабочих мест). Для возврата будут учитываться налоги, заплаченные за пять лет с момента заключения договора между местными властями и инвестором. В документе отдельно указано, что получить поддержку смогут только новые проекты, не связанные с градообразующими предприятиями.
Вернуть инвестиции смогут не все. Для того чтобы получить господдержку, инвестпроект должен будет создать не меньше 30 рабочих мест, в том числе не меньше десяти за первый год реализации. При этом будет ограничено привлечение иностранных рабочих — предприниматели смогут нанять не более 25% иностранцев. В проект нужно будет вложить не меньше 20 млн руб., из них не менее 5 млн — в течение первого года.
Кому не дадут финансирование
В программе приведен перечень отраслей, проекты в которых не получат поддержки:
Этот список ограничений ориентирует инвесторов на создание в первую очередь производств, которые позволят диверсифицировать экономику моногорода, сказал РБК управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Поэтому говорить о том, что из-за него существенно сократится число потенциальных инвесторов, некорректно, считает он.
Кроме прямого возврата инвестиций власти планируют вкладываться в инфраструктуру для новых предприятий. Из бюджета профинансируют Фонд развития моногородов, который в том числе будет строить и реконструировать инфраструктуру, необходимую для инвестпроектов в моногородах, фонд сможет профинансировать до 95% стоимости каждого такого объекта.
Финансирование инфраструктуры со стороны государства и расширенные налоговые каникулы — мощный стимул для потенциальных инвесторов, считает Митрофанов. В регионах, где есть моногорода, власти субъекта и самого моногорода крайне заинтересованы в снижении зависимости бюджета и населения от градообразующего предприятия, убежден он. Поэтому со стороны региона для инвесторов в моногорода может быть оказано дополнительное содействие, не предусмотренное программой.
Предусмотрены программой и нефинансовые методы поддержки. Среди них — ежегодные форумы глав моногородов и проекты «Прошагай город», «Сделановмоно», «Фестиваль уличного кино», «День Юнармии» и расчет рейтинга моногородов.
Плюсами новой госпрограммы Александр Пузанов называет большее внимание к инфраструктуре вместо «вкладывания денег в бесконечные промпарки и технопарки». Но, по мнению эксперта, она вряд ли всерьез улучшит ситуацию с моногородами, так как ориентирована на краткосрочные результаты, как и предыдущая, приоритетная программа.
«Долгосрочные задачи существования моногородов решать тяжело и сложно, поэтому государство ими пренебрегает. Города с зависимостью от единственного предприятия нуждаются в диверсифицированной поддержке, потому что они все очень разные. Изначально такая задача ставилась государством во время обсуждения приоритетной программы, но в дальнейшем она пропала и так и не была реализована», — говорит Пузанов.
Кто отвечает за программу
Главный исполнитель программы развития населенных пунктов с градообразующими предприятиями — Минэкономразвития, к реализации программы подключены еще 11 министерств, НКО «Фонд развития моногородов», Российский экспортный центр, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, «Дом.РФ» (Единый институт развития в жилищной сфере), «ВЭБ-лизинг» и «ВЭБ Инфраструктура».
РБК отправил запросы в ВЭБ, Минэкономразвития, «Дом.РФ» и Фонд развития моногородов. В министерстве РБК рассказали, что в рамках новой программы критерии отнесения к моногородам и, соответственно, сам список моногородов будут актуализированы. В «Дом.РФ» сообщили, что сейчас программа находится в работе у профильного министерства и что совместно с Минстроем и конструкторским бюро «Стрелка» разработан стандарт комплексного развития территорий для создания комфортной городской среды. Пресс-служба ВЭБ.РФ подтвердила участие корпорации в программе как координатора институтов развития. «Также ВЭБ может выступать участником софинансирования инструментов и продуктов, которые прописаны в госпрограмме», — сообщили представители корпорации.
В Фонде развития моногородов РБК рассказали, что подготовили пакет как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки. «Это и льготные займы — в частности, заем под 0%, и строительство инфраструктуры для инвестпроектов, и новая мера — строительство инфраструктуры для комплексной жилой застройки, финансирование проектов государственно-частных партнерств на льготных условиях, рефинансирование кредитов», — уточнили представители фонда. В проекте программы перед фондом стоит задача по созданию 25 тыс. постоянных рабочих мест и привлечению более 160 млрд руб. инвестиций в моногорода до 2024 года, рассказали РБК в фонде.
Моногород! Город в котором выгодно делать бизнес
Моногород — стратегия России! Развитие моногородов — локализация иностранного бизнеса в Российской Федерации. Лучшая стратегий выхода на российский и евразийский рынок.
Сеть международных экспертов «Союзконсалт» считает локализация иностранного бизнеса в моногородах Российской Федерации, одна из лучших стратегий выхода на российский и евразийский рынок.
Мы подберем не только удобное место, в плане цепочек поставок, но и предложим финансирование, и бесплатное развитие прилегающей инфраструктуры.
Моногоород — населённый пункт, основанный при градообразующем предприятии с целью обеспечения производства трудовыми ресурсами. Моноспециализация поселения является эффективной в среднесрочной перспективе формой
Актуализация перечня моногородов будет осуществляться по представлению Минэкономразвития России не реже одного раза в год с учётом изменений социально-экономического положения в указанных муниципальных образованиях.
Принятые решения направлены на поддержку моногородов в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения.
Поддержка программ развития бизнеса в моногородах WhatsApp +79169906144
Развитие малого и среднего предпринимательства
Сопровождение разработки и реализации программ развития моногородов, направленных на:
Помогаем с субсидиями на создание объектов инфраструктуры инвестпроектов в моногородах
При строительстве и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для осуществления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами инвестиционных проектов в моногородах, предоставляется софинансирование Фондом расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований осуществляется в размере до 95 % общей стоимости реализации мероприятия по каждому объекту.
Льготный заём для инвестпроектов в моногородах
1.Участие в уставном (складочном) капитале юридических лиц, в том числе:
участие в уставном капитале специализированных проектных компаний, создаваемых в целях реализации Проектов;
приобретение акций (долей) в уставном капитале существующих юридических лиц путем увеличения уставного капитала в рамках дополнительных эмиссий / внесения дополнительного вклада;
2. Предоставление денежных средств в форме займов.
3.Фонд участвует в уставном капитале Инициатора Проекта на следующих дополнительных условиях:
4.Фонд предоставляет заем Инициатору Проекта на следующих основных дополнительных условиях:
Территории опережающего развития в моногородах
Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально- экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Территории Опережающего социально-экономического Развития
Нормативная база
Сеть международных экспертов «Союзконсалт» поможет в решении вашей задачи, сделает лучшее коммерческое предложение, проведет презентацию проекта.
Закажите услуги по развитию вашего бизнеса WhatsApp +79169906144
Мы подберем не только удобное место, в плане цепочек поставок, но и предложим финансирование, и бесплатное развитие прилегающей инфраструктуры.
Топ-10 самых крупных моногородов России
Моногорода — это отдельный мир и особая атмосфера. Они построены вокруг одного или нескольких предприятий для поддержки их непрерывной работы. Одни появились в Российской империи, другие — в СССР. Всего в России 319 моногородов, но все они очень разные.
10. Златоуст — 190 км²
Город, где встречаются Европа и Азия и где можно побывать сразу в двух концах света! Златоуст – родина русского булата, первых стальных пушек и первых ракет морского базирования. Златоустовский машиностроительный завод — важная составляющая военно-промышленного комплекса России.
9. Чапаевск — 200 км²
В народе Чапаевск прозвали «городом смерти»: местные заводы многие годы производят боевые отравляющие вещества. В 2013 году Чапаевск прославился тем, что рядом с ним, в поселке Нагорный, на боеприпасном испытательном полигоне сдетонировали снаряды. Взрывы гремели более суток, а видео события разлетелось по СМИ в считанные часы.
8. Новоульяновск — 253 км²
Этот город не уступает Чапаевску по своей народной славе, т.к. славится он своими аномальными зонами..и цементом местных заводов. Большинство местных жителей занято в химической промышленности и энергетике, а градообразующим предприятием является АО Промсинтез — самый крупный поставщик нитробензола в России. Вернемся к аномальному: трассу от поворота на Новоульяновск до железнодорожного переезда в народе называют «дорогой смерти». Часто на ровном месте здесь случаются аварии, в которых гибнут люди. Местные жители утверждают, что все дело в старом кладбище, по которому в свое время проложили дорогу, и духи умерших мстят за потревоженный покой…
7. Лесосибирск — 277 км²
Лесосибирск — промышленный центр Красноярского края, а его порт — самый молодой и современный на Енисее. Большинство местных жителей заняты в лесной промышленности, а градообразующим предприятием является Лесосибирский ЛДК №1, который обеспечивает рабочими местами 3,7 тыс. человек. Производственные мощности комбината могут достигать показателя в 2,5 млн кубометров древесины в год.
6. Нижний Тагил — 298 км²
Нижний Тагил известен своими производственными масштабами: в отечественную историю Нижний Тагил навсегда вошел как «Танкоград» — крупнейший в мире производитель танка Т-34, а также как поставщик стали для…Статуи свободы в Нью-Йорке! Эта гордость французских скульпторов и американских мыслителей была построена благодаря российским технологиям и нижнетагильским заводам. А еще образ Нижнего Тагила, созданные массмедиа, преувеличен, облик жителей здесь отличается от того, что можно про них увидеть. Они гораздо лучше.
5. Тольятти — 314 км²
Наиболее населенный пункт в нашем списке — целых 719 тысяч жителей! Но местные жители уверены, что их уже перевалило за миллион. По их словам «правительство скрывает это дабы сохранить статус Самары как единственного миллионника в нашей области». Основной вид деятельности города — автомобильная промышленность. Здесь еще давно обосновался крупнейший производитель автомобилей АВТОВАЗ.
4. Благовещенск — 321 км²
Единственный город из российских областных центров, расположенный на государственной границе. История города началась с медеплавильного завода, построенного на реке Потехе купцом в 1756 году. Благовещенск в течение 175 лет был селом Благовещенский завод, 10 лет являлся рабочим поселком с этим же названием. Только в 1941 году Благовещенск получил статус города районного подчинения.
3. Магнитогорск — 392,3 км²
Магнитогорск или, как ласково называют его местные жители, «Магнитка» является одним из крупнейших промышленных центров черной металлургии в мире (В МИРЕ!), о чем и свидетельствует герб города — черный треугольник. Конечно, здесь жалуются на экологию, как и в других металлургических городах — да, крупная промышленность в нашей стране в советские времена не учитывала в такой степени экологических вопросов, поэтому современным предприятиям, особенно металлургам, приходится разбираться с накопленными проблемами. Местные власти нашли выход: планируется строительство «спутников» города — экологических поселений в лесных предгорьях уральской зоны Башкирии.
2. Новокузнецк — 424,2 км²
История Новокузнецка также тесно связана с металлургией. Даже в стене технологического тоннеля бывшего Новокузнецкого металлургического комбината покоится тело прораба А. Зуева, который завещал похоронить себя на месте своей работы, чтобы не разлучаться с делом всей своей жизни даже после смерти. В тоннеле можно найти памятную доску.
1. Норильск — 4,5 тысячи км2
Норильск не только самый крупный моногород России, но и самый большой северный город в мире! Площадь составляет 4,5 тысячи км2. Свою бурную деятельность здесь развернул «Норникель», который занимает первое место в мире по производству палладия, второе — по производству никеля, меди, платины и других цветных металлов, что приносит 2% ВВП России. Принято считать Норильск очень холодным и неэкологичным. Да и да. Но если с климатом ничего сделать нельзя, то экологическая картина меняется в Норильске на глазах, старые заводы закрывают, новые развивают и обещают за 5 лет улучшить экологию на 75%. Несмотря на территориальную. оторванность и все прочие особенности, население Норильска почему-то увеличивается, а не наоборот. Возможно, свою роль играет современная инфраструктура и досуг: спортивные площадки, ежегодные научные фестивали, образовательные проекты, выставки ведущих музеев и даже школы блогеров.