Программа дпо банка россии что это
Как получить новую профессию за счет государства или за 50% стоимости
Если вы столкнулись с невостребованностью своей профессии или вовсе хотите стать специалистом в IT-технологиях, у нас отличные новости. В статье вы узнаете, как бесплатно или по льготной стоимости пройти профессиональную переподготовку.
Любые профессии требуют модернизации, а некоторые вовсе становятся невостребованными. Вспомним, каким престижем и популярностью пользовались телефонистки и машинистки. Сегодня их работу полностью заменили машины. Иногда человек сам теряет возможность оставаться специалистом по разным причинам.
Николай Александрович 25 лет работал преподавателем истории в университете региональной столицы. После перенесенного коронавируса он получил осложнения и почувствовал необходимость восстановить здоровье. Мужчина уволился с работы и вернулся в родной провинциальный город, ближе к природе.
Особо уязвимые категории граждан сталкиваются с безработицей из-за того, что их профессия становится невостребованной или у них нет нужного образования, а также из-за нехватки рабочих мест по сферам в конкретном регионе. Поэтому власти разработали несколько программ обучения – с частичной оплатой и бесплатных. Это значит, что подспорьем в развитии финансового благополучия и стабильности станет новая профессия за счет государства.
Какие существуют программы с полностью или частично бесплатным обучением
Бесплатные курсы и обучение с оплатой половины стоимости востребованных профессий набирают все большую популярность. Однако существуют правила, по которым можно получить льготные условия от государства.
Бесплатно на 100%
Бесплатное обучение предусмотрено для таких категорий граждан, как:
Те, кто имеет среднее специальное или высшее образование, проходят ДПО (дополнительное профессиональное образование) – курсы переподготовки с одной профессии на другую. К примеру, специалист банковского дела может обрести новую профессию и стать бухгалтером.
Обладатели рабочих профессий проходят ПО (профессиональное обучение) – это специальная программа переподготовки и повышения квалификации.
Вы вправе выбрать любое доступное направление переподготовки, которое востребовано в вашем регионе. Список наиболее актуальных можно посмотреть в органах социальной защиты и занятости населения.
Николай Александрович подходил под категорию предпенсионного возраста. Также он встал на учет в службу занятости. В городе не хватало школьных преподавателей обществознания, поэтому его направили на ДПО по специальности «Учитель обществознания и права». Бывший преподаватель истории, он стал хорошим учителем и собирается проработать в школе до пенсии.
Учеба проходит в государственных образовательных учреждениях, диплом выдается государственного образца. Обычно курсы проходят очно, но современные реалии получения образования предусматривают и дистанционное обучение.
Если понимаете, что подходите под категорию льготников, и нуждаетесь в получении новой профессии, не откладывайте заполнение заявки на Госуслугах.
Платно на 50%
Страна нуждается в специалистах IT-направлений. В 2021 году Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России запустило грант на закрытие половины стоимости ДПО «Цифровые профессии» за счет Минцифры РФ. С помощью государственной поддержки каждый трудоспособный гражданин со средним специальным или высшим образованием сможет стать специалистом в сфере информационной поддержки и цифрового развития. Новый грант закрывает половину стоимости обучения, оплата оставшейся половины все же лежит на гражданине – или на его работодателе, если он поддержит тягу сотрудника к знаниям.
Обучение проходит дистанционно, это удобно для тех, кто живет в отдаленных уголках страны.
Можно получить компенсацию 50% стоимости курса при учебе в следующих учебных заведениях:
Чему будут учить новоиспеченных студентов?
Всего предусмотрено несколько десятков востребованных специальностей, такие как кибербезопасность, диджитал-разработка, азы создания искусственного интеллекта и другие. Можно выбрать курс для начинающих или для продвинутых – если есть навыки или знания по теме.
Бывает, ДПО необходимо, чтобы зарабатывать на жизнь, и денег на оплату даже 50% обучения нет. В таких ситуациях можно взять кредит в Совкомбанке на выгодных условиях. Оплачивать его после получения IT-специальности будет несложно, ведь за такие навыки платят достаточно.
Несмотря на новый, дистанционный характер обучения, оно считается таким же полноценным, как и классическое очное. Курсы состоят минимум из 250 академических часов.
Альтернативные варианты бесплатных курсов
Центр занятости населения предлагает и другие варианты обучения. За счет администрации можно стать парикмахером, мастером маникюра, косметологом-эстетистом, массажистом, бухгалтером, поваром и т. д. Или освоить рабочую профессию: слесаря, сварщика, машиниста.
Направления для обучения центры занятости выбирают, исходя из нужд административного округа. Как правило, такие специальности хорошо оплачиваются.
К примеру, электромонтажник в селе Акъяр республики Башкортостан получает от 55 тысяч рублей, это указано на сайте вакансий. Средняя заработная плата в Башкирии – 38 тысяч рублей. Стать монтажником электросетей в маленьком селе, тем более с помощью центра занятости, – отличная возможность обретения финансовой стабильности.
Помните, что у современного гражданина много возможностей по улучшению своего положения. То же получение образования за счет государства показывает, что власти готовы активно помогать каждому, кто стремится к развитию.
ДПО — что это такое?
Задача ДПО состоит не в том, чтобы формально повысить уровень образования, а в том, чтобы дать актуальные знания и умения, необходимые для соответствия полученной ранее квалификации, изменившимся условиям трудовой деятельности или социальной среды.
Эксперты признают, что сегодня знания и технологии устаревают за 3-4 года, поэтому становятся неактуальными уже к тому моменту, когда поступившие на первый курс студенты получат свои дипломы бакалавров или специалистов среднего звена. При таком темпе прогресса дополнительное профессиональное образование — это необходимость, без которой невозможно соответствовать требованиям рынка.
Виды ДПО
Эти программы проводятся с целью дать слушателям компетенции, нужные для того, чтобы заниматься новым видом профессиональной деятельности или получить другую квалификацию.
Продолжительность переподготовки не должна быть меньше 250 часов, максимум закон не регламентирует. В среднем профпереподготовка занимает 250–500 академических часов, но есть программы объемом около 1 000 часов — на три семестра, это примерно полтора года. По окончании курсов профессиональной переподготовки и обязательно после аттестации слушатели получают дипломы о профессиональной переподготовке.
повышение квалификации проходят для того, чтобы «прокачать» профессиональные навыки, узнать о новшествах и изменениях в законодательстве, которые касаются уже имеющейся специальности;
профессиональную переподготовку проходят для того, чтобы получить совершенно новую специальность — обычно смежную со старой, но необязательно. К примеру, филолог может окончить курс переподготовки на системного администратора, а математик — на детского или семейного психолога.
Формы
Наш институт реализует программы ДПО с применением дистанционных образовательных технологий через сетевую форму реализации образовательных программ.
Форма, в которой проходили занятия, не указывается в документах о дополнительном образовании — ни в удостоверении о повышении квалификации, ни в дипломе о профпереподготовке. В них записываются название программы и ее объем в академических часах.
Кто может получить дополнительное профобразование
те, у кого уже есть среднее или высшее профессиональное образование;
те, кто еще учится в колледжах или вузах и не получил диплом.
Студенты колледжей и вузов могут параллельно учиться по программам ДПО, но удостоверения о повышении квалификации или дипломы о профессиональной переподготовке им выдадут только после того, как будет окончен курс основного образования и на руках у выпускника будет диплом вуза или колледжа. Зачислить студентов на программы ДПО образовательная организация может на основании справки из учебного заведения, в котором студент получает среднее специальное или высшее образование.
Например, вы студент 2 курса колледжа и получаете среднее специальное образование по специальности «Учитель начальных классов», но хотите в дальнейшем иметь возможность преподавать физическую культуру детям, получить углубленные знания по физиологии и нейропсихологии детского возраста, понимать что такое медико-психологическая экспертиза и как верно интерпретировать заключение от нейропсихолога для правильной организации учебного процесса. Для получения необходимых навыков и компетенций Вы можете параллельно с обучением в колледже пойти на курсы повышения квалификации.
Иностранные граждане и лица без гражданства тоже могут получить дополнительное профобразование, если их документы об образовании или квалификации признаются в Российской Федерации.
Что такое DPO?
Исключение посредников из публичного размещения значительно снижает стоимость капитала DPO. Поэтому DPO привлекательны для небольших компаний и компаний с постоянной и лояльной клиентской базой. DPO также называют прямым размещением или прямым публичным листингом (DPL – Direct Public Listing).
При прямом публичном размещении (DPO), компания привлекает капитал, размещая свои ценные бумаги непосредственно на бирже.
Самостоятельное привлечение денежных средств позволяет фирме избежать ограничений на банковское и венчурное финансирование; условия размещения устанавливаются исключительно компанией-эмитентом.
До проведения IPO компания должна представить документы о соответствии требованиям регулирующим органам каждого государства, в котором она планирует разместить ценные бумаги; но, в отличие от IPO, компании, как правило, не нужно регистрироваться в SEC (Комиссии по ценным бумагам-КЦББ).
Как работает прямое публичное предложение?
Когда фирма выпускает ценные бумаги посредством прямого публичного размещения (DPO), она привлекает деньги самостоятельно без ограничений, связанных с банковским и венчурным финансированием. Условия размещения определяются исключительно эмитентом, который направляет и адаптирует процесс в соответствии с наилучшими интересами компании. Эмитент устанавливает цену размещения, минимальный размер инвестиций на одного инвестора, лимит на количество ценных бумаг, которое может купить один инвестор, дату расчетов, а также срок размещения, в течение которого инвесторы могут приобрести ценные бумаги и после которого предложение будет закрыто.
22 декабря 2020 года Комиссия по ценным бумагам и биржам США объявила, что она позволит компаниям привлекать капитал посредством прямых листингов, прокладывая путь для обхода традиционного процесса первичного публичного размещения (IPO). При прямом листинге компания размещает свои акции на бирже, не нанимая инвестиционные банки для андеррайтинга сделки в качестве первичного публичного размещения. Помимо экономии на комиссионных, компании, которые следуют процессу прямого листинга, могут избежать обычных ограничений в отношении IPO, включая периоды блокировки (Lock Up period), которые не позволяют инсайдерам продавать свои акции в течение определенного периода времени.
Как формально объявляется DPO
После получения одобрения регулирующих органов компания-эмитент, управляющая DPO, использует объявление о размещении своего нового предложения для официального объявления общественности. Эмитент открывает ценные бумаги для продажи аккредитованным и неаккредитованным инвесторам или инвесторам, которых эмитент уже знает, с учетом каких-либо ограничений со стороны регулирующих органов. К таким инвесторам могут относиться знакомые, клиенты, поставщики, дистрибьюторы и сотрудники фирмы. Предложение закрывается после того, как все предложенные ценные бумаги были проданы, или после того, как была назначена дата закрытия периода предложения.
DPO, имеющее предполагаемое минимальное и максимальное количество ценных бумаг, подлежащих продаже, аннулируется, если проценты или количество полученных по ценным бумагам заказов не достигают минимально необходимого уровня. В этом случае все полученные средства будут возвращены инвесторам. Если количество заказов превысит максимальное количество предлагаемых акций, то инвесторы будут обслуживаться в порядке очередности или их акции будут пропорционально распределены между всеми инвесторами.
Как торговать акциями после DPO?
Теперь же цена открытия торгов будет определяться по заявкам на продажу и покупку акций в первый день торгов. По собранным заявкам брокеры NYSE будут сопоставлять цены заявок, формируя единую цену акций.
Продать акции можно будет также на бирже NYSE, таким же способом, как и обычные акции на вторичном рынке.
Популярный музыкальный стриминговый сервис Spotify (SPOT) запустил прямое публичное размещение 3 апреля 2018 года. Spotify решила андеррайтинговать свои собственные акции посредством прямого листинга. В то же время, DPO компании Spotify было уникальным среди предложений такого рода: SPOT также котируется на Нью-Йоркской фондовой бирже. Будучи компанией, которая уже пользовалась большой популярностью и положительными денежными потоками до публичного размещения акций, Spotify смогла обойти типичные усилия по публичному размещению акций и привлечению средств, связанные с IPO.
20 июня 2019 года компания по разработке программного обеспечения для предприятий Slack (NYSE: WORK) дебютировала на Нью-Йоркской фондовой бирже посредством прямого листинга; акции были открыты по цене акции 38,50 долларов, что более чем на 48% выше референтной цены в 26 долларов за акцию, установленной на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Если это так выгодно для компании, выйти на биржу путем DPO, то может возникнуть резонный вопрос: “почему же большинство компаний выбирает путь IPO, а не DPO?”
Так что только компании, которые уверенны в высоком спросе на свои акции, могут выходить на биржу путем прямого листинга. Так как если минимально установленный процент акций не буте продан, то DPO аннулируется.
Как разрабатывать программы дополнительного профессионального образования и каково содержание программ?
Статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях по программам пожарно-технического минимума, проводится в форме дополнительного профессионального образования.
Дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ.
Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.
Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:
характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
На основании статьи 111 Федерального закона № 273-ФЗ положения Норм применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону № 273-ФЗ, то есть в том числе в части содержания образовательных программ.
При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Дополнительное профессиональное образование: кто ведёт?
Сегодня профессиональные онлайн-курсы и вузы работают в разных сегментах рынка, но всё может измениться.
Из этого репортажа вы узнаете:
Тема взаимоотношений двух систем профессионального образования — традиционных вузов и онлайн-курсов — поднималась на нескольких сессиях прошедшего недавно Московского международного салона образования (ММСО).
Складываются эти отношения по-разному: где-то университеты и EdTech-компании игнорируют друг друга, где-то сотрудничают на отдельных коротких проектах, где-то уже дошли до создания совместных образовательных программ. Но есть один сектор, в котором интересы вузов и EdTech пересекаются, — это дополнительное профессиональное образование.
Решив сменить профессию или освоить дополнительные навыки в своей сфере, взрослый человек в нашей стране должен будет вложить в переобучение собственные средства, если это не курсы за счёт работодателя и не государственная программа переподготовки безработных.
В последние полтора года частные расходы на образование росли особенно быстро. На ММСО эксперты из EdTech-компаний и вузовского ДПО обсудили, кто выигрывает в конкуренции за эти деньги сейчас и как могут развиваться события.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Как сегодня выглядит рынок ДПО
Некоторые статистические данные о состоянии современного дополнительного профессионального образования на сессии «Дополнительное образование в линейке карьеры лидеров: университеты, предприятия, регионы» представил заместитель директора Института образования Высшей школы экономики Илья Коршунов. Кроме государственных и частных университетов (основная деятельность которых — всё-таки не ДПО, а программы бакалавриата и магистратуры) и EdTech-компаний с их профессиональными онлайн-курсами, большую долю рынка занимают независимые организации ДПО и корпоративные университеты. Например, абсолютным лидером по числу слушателей, обученных по программам ДПО в 2020 году, на сессии назвали Корпоративный университет РЖД. По данным Коршунова, в нём обучили более 100 тысяч человек.
Среди вузов по количеству обученных лидирует Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Она же зарабатывает на программах ДПО в несколько раз больше остальных вузов: в 2020 году общий доход от таких программ составил 2,8 млрд рублей. В расчёте на одного научно-педагогического работника доход РАНХиГС от ДПО тоже впечатляет.
В 2020 году этот показатель для академии составил 1,919 млн рублей — при среднем показателе по стране в 199 тысяч. Правда, у Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления этот показатель оказался ещё выше. Характерно, что медицинские вузы, которые обучают довольно много врачей в рамках системы непрерывного медобразования, по этому показателю отстают: медицинское ДПО не самое доходное.
Много это или мало для ДПО-программ крупного вуза — 2,8 млрд рублей в год? Общий доход РАНХиГС от оказания услуг (главным образом реализации образовательных программ) составил в 2020 году больше 19 млрд. Доход от ДПО в составе этой суммы, конечно, не назовёшь каплей в море, но это и не самая существенная часть. Между тем крупнейшие EdTech-компании России по доходам давно опережают показатель в 2,8 млрд за год, как напомнил другой участник дискуссии, научный руководитель экспертного центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов. Что же получается — вузы сдают позиции в ДПО?
Участники другой дискуссии на площадке ММСО, которая называлась «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам», выяснили в ходе обсуждения, что пока вузы позиции всё-таки не сдают. По большей части университеты (но прежде всего это касается региональных) и EdTech-компании работают с разными сегментами рынка.
Ректор Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина Андрей Минаев сказал: «Если честно, пока нам не до конкуренции с образовательными платформами». Он перечислил несколько категорий слушателей программ ДПО, с которыми вуз работает постоянно и рассчитывает работать в обозримом будущем. Среди них:
Эти категории слушателей не иссякают, и Рязанский университет планирует и дальше развивать программы для них: добиваться, например, чтобы каждый студент вуза за время обучения получал дополнительную квалификацию.
О подобном опыте с практико-ориентированными программами (например, когда студенты могут получить во время обучения ещё и профессию сомелье) рассказал и ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Сергей Чеботарёв.
Вузы уверенно чувствуют себя в этом сегменте ДПО, где они работают годами. Как подытожил ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков, эта ниша складывалась на протяжении длительного времени, и основные заказчики в ней — органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.
Артеменков подчеркнул, что при этом подразделения ДПО работают в рыночных условиях: государственные деньги в их доходах редко когда составляют больше
20–30%, и за них ещё надо побороться на открытых аукционах с другими поставщиками. Но всё же очевидно, что рынок услуг для собственных студентов и региональных управленцев (большинство из которых высшее образование получали, как правило, в том же вузе) — не то же самое, что открытый рынок в масштабах страны. Артеменков отметил, что не видит у региональных вузов потенциала для выхода за пределы программ ДПО для привычных им целевых групп.
Что может измениться в системе ДПО
Нужен ли вообще региональным и небольшим столичным вузам выход на большой рынок ДПО? Если они уверенно занимают свою удачную нишу, может быть, стоит продолжать возделывать этот участок и не смотреть на другие горизонты?
Судя по выступлениям экспертов на ММСО, поддерживать статус-кво мешают два обстоятельства.
Во-первых, как напомнила модератор сессии «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам», руководитель управления развития компетенций Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Инна Андреянова, доходы от ДПО — уже не внутреннее дело вуза.
«Наш учредитель, Министерство науки и высшего образования, смотрит на университет в этом случае так, чтобы ДПО приносило доход, и желательно не меньше 30% в бюджете университета», — заявила она. В частности, вузы — победители программы «Приоритет-2030» будут отчитываться в том числе о своих заработках от ДПО и другой приносящей доход деятельности. Получится ли наращивать доходы за счёт привлечения привычной аудитории? Этот ресурс явно не бесконечен.
Во-вторых, запросы слушателей программ ДПО меняются. На это обратил внимание директор по бизнес-развитию Skypro Михаил Свердлов. По его словам, более половины людей, которые приходят на онлайн-курсы, хотят не дополнительного обучения по своей специальности, а новой профессии.
EdTech-компании видят этот запрос, понимают проблемы и потребности своих клиентов. Но неясно, понимают ли университеты потребителей своих ДПО-программ. Может случиться и так, что привычная аудитория — те же студенты бакалавриата — массово будет искать отклик на свой запрос о переобучении на онлайн-платформах.
На что же региональным вузам можно сделать ставку, развивая ДПО в таких условиях? Эксперты озвучили три стратегических шага.