Программа чему природа учит человека

Рабочая программа Внеурочной деятельности «Чему природа учит человека» 5 класс

Внеурочной деятельности « Чему природа учит человека »

Настоящая программа курса внеурочной деятельности для 5 класса разработана в соответствии с

· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

· письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. №03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»;

· Примерными рабочими программами по внеурочной деятельности. – М., Просвещение, 2020. (Примерная рабочая программа курса «Чему природа учит человека». Авторы-составители: Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И.)

· Положением о рабочей программе.

Цель программы – формирование экологического мышления и ценностного отношения к природе на основе современных естественно-научных представлений.

Содержание программы учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – основная образовательная программа), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения; наполнение фундаментального ядра содержания общего образования; программу развития и формирования универсальных учебных действий.

Программа рассчитана на 34 часа.

Программа отвечает принципам:

Не менее 50% содержания предполагает и обеспечивает самостоятельную работу учащихся (практические работы, учебные экскурсии; учебные исследования; социологические опросы).

Ориентирована на воспитание осознанной жизненной позиции учащихся, способных стать активными защитниками окружающей среды. Направлена на выработку у учащихся системы знаний-убеждений, дающих чёткую ориентацию в системе отношений «человек-природа»

как основы экологического образования и воспитания учащихся;

Отбор содержания учебного материала, с одной стороны, опирается на полученные ранее знания обучающихся, с другой стороны, значительно расширяет их кругозор по каждой теме и способствует осознанному восприятию учебных предметов естественно-научной направленности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные образовательные результаты

— ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов, космическое предназначение человека;

— высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека;

— способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

— активную жизненную позицию и мотивацию стать активными защитниками окружающей среды;

— существование всеобщих связей в природе;

— единство физических и химических процессов для всех проявлений жизни;

— что природа – единая развивающаяся система;

— что солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе;

— биогеохимические превращения в природе;

— что деятельность человека вопреки законам природы приводит к нарушениям её целостности;

— различные способы постижения человеком природы, сложность путей научного познания, логику научного познания, применение научных знаний в практической деятельности человека.

— умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности;

— умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинно-следственных связей);

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

— умение применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе;

— умение с достаточной чёткостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку ивзаимооценку;осуществлятьпрезентацию

Содержание курса внеурочной деятельности «Чему природа учит человека»

Раздел 1 Понимаем природу

Взаимозависимость человека и природы. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека. Природа как источник вдохновения: духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека. Как появились знания о природе. Становление научного естествознания. Роль естественно-научных знаний для практической деятельности человека. Чему человек учится у природы. Природа как источник технических решений человека. Бионика. Роль человека в жизни природы. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Ответственность человека за сохранение природы.

Раздел 2 Сохраняем природу

Что изучает наука экология. Экологические проблемы и возможные пути их решения. Красная книга. Как сохранить растительный и животный мир. Природоохранная деятельность человека. Особо охраняемые природные территории. Ответственность человека за прирученных животных. Выявление общественного мнения по проблеме содержания собак в городе. Проблема экономии воды. Истощение водных ресурсов как экологическая проблема. Исследование расхода воды в быту. Учимся у природы экономить воду. Как растения сохраняют воду. Экономия воды в быту.

Раздел 3 Учимся у природы экономии энергии

Как растение получает энергию солнечных лучей. Фотосинтез. Хлорофилл и его значение для улавливания солнечных лучей. Изучаем хлорофилл в растении. Хлорофилл – зелёный пигмент растений. Многообразие окраски листьев. Как растение использует энергию солнечных лучей. Консервация энергии в процессе фотосинтеза. Зависимость жизни на Земле от энергии Солнца. Космическая роль зелёных растений на планете. Учимся у природы экономить энергию. Солнечная энергетика.

Раздел 4 Учимся у природы безотходному производству

Природа – пример безотходного производства. Круговороты веществ в природе. Проблема загрязнения бытовыми отходами. Состав бытовых отходов. Проблема утилизации бытовых отходов. Выявление общественного мнения по проблеме бытовых отходов. Обращение с бытовыми отходами. О чём рассказывает упаковка товара. Типы упаковки товаров. Условные обозначения на упаковке: состав и опасность для окружающей среды. Определение разных типов упаковки товаров и их влияния на окружающую среду. Как стать экологически грамотным покупателем.

Раздел 5 Природа – это система

Что называется системой. Признаки систем. Компоненты систем. Многообразие компонентов природы. Аквариум как система. Взаимосвязь между компонентами системы аквариума. Системный подход к изучению природы. Уровни организации природы. Взаимосвязи в природе. Законы природы и преобразующая деятельность человека. Научно обоснованное природопользование. Общая характеристика природы. Природа – это единственная развивающаяся система. Человек – часть природы и подчиняется её законам.

Исследование расхода воды

Многообразие окраски листьев у комнатных растений

Приспособление комнатных растений к условиям пустыни

Изучаем хлорофилл в растении

Сравнение пёстролистных форм традесканции и хлорофитума, выросших в разных условиях освещённости

Использование энергии Солнца

Исследование содержимого мусорной корзины

О чём рассказывает упаковка товара

Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за одну неделю

Аквариум как система

Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе

Социологический опрос по проблеме мусора

«Продовольственный магазин: как стать экологически грамотным покупателем»

Источник

Чему природа учит человека?

Рабочая программакружковой деятельности «Чему природа учит человека?» для обучающихся5 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

ü Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. (с изменениями);

ü ФГОС ООО со всеми изменениями и дополнениями, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.;

ü Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

ü СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (с изменениями от 24 декабря 2015 года);

ü Программа «Чему природа учит человека?» 5-6 классы: учебно-методическое пособие для общеобразовательных организаций/ И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко. – М.: Просвещение, 2019. – 96с.: ил. – (Внеурочная деятельность)

Педагоги

Сумченко Светлана Ивановна

Содержание программы

Содержание кружковой деятельности «Чему природа учит человека?»

Отличия живой природы от объектов неживой природы. Сравнение живых и неживых объектов. Значение и многообразие проявлений жизни ни Земле.

Экскурсия в парковую зону (пришкольный участок). «Многоцветье жизни».

2. Понимаем природу.

Содержание и характер взаимоотношений «человек-природа». Роль природы в жизни человека, источники знаний о природе, науки о природе. Понятие о бионике как междисциплинарной науке, о многообразии и взаимосвязи природных явлений в живой и неживой природе. Воздействие человека на природу. Потребности людей и возможности природы. Роль человека в природных процессах.

Дидактическая игра «Самый умный».

Исследовательский мини-проект по озеленению школьной территории, школы или класса.

3. Сохраняем природу.

Экология как наука, ее связь с другими областями знаний. Экологические проблемы современности.Особенности природы моего города. Видовое разнообразие растительного и животного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охраняемые виды растений и животных, отдельные объекты и территории. Ответственность человека за прирученных животных. Необходимость экономии природных ресурсов. Значение воды в организме и его потребности в воде у человека, некоторых сельскохозяйственных животных и растений. Необходимость экономии воды в быту. Экономическая целесообразность экономии воды.

Практическая работа «Приспособления к жизни в пустыне у комнатных растений»

Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе.

4. Учимся у природы экономии энергии.

Энергия. На что расходуется энергия в организме, быту, промышленности. Как растение получает и использует энергию из солнечных лучей. Космическая роль зеленых растений на планете. Хлорофилл растения, многообразие окраски листьев у комнатных растений.

Практическая работа «Использование энергии Солнца».

Практическая работа: «Изучение мощности электробытовых приборов».

5. Учимся у природы безотходному производству.

Природа – пример безотходного производства: круговороты веществ. Откуда берутся бытовые отходы. Проблема твердых бытовых отходов (ТБО). Причины роста количества ТБО. Классификация ТБО с учетом возможность их дальнейшей переработки: бумага и картон, текстиль, черные и цветные металлы, пластик, дерево, органические отходы, отходы смешанного состава. Раздельный сбор мусора. Упаковка и маркировка товара. Знаки пригодности упаковки к вторичной переработке. Различные виды пластика, различные способы его маркировки. Хлорсодержащие виды пластика, недопустимость их сжигания. Осознанный выбор покупок. На что обращать внимание при покупке товара: качество, срок годности, количество упаковки и возможность ее дальнейшей переработки, производитель. Зависимость цены товара от дальности его перевозки.

Практическая работа «Учет состава мусорной корзины».

Практические работы «Исследование упаковки товара», «Исследование упаковок товаров, приобретенных семьей за 1 неделю».

Социологический опрос населения по проблеме мусора.

Экскурсия в магазин «Грамотный покупатель».

Понятие «система», ее признаки и особенности. Особенности биологических систем. Аквариум как система. Взаимосвязи компонентов в природе, решение экологических задач. Научно обоснованное природопользование как основа для решения экологических проблем. Характеристика природы как единой развивающейся системы.

Дидактическая игра «Биологический бой».

7. Обобщающее повторение.

Цели программы

Ø формирование у обучающихся элементарной экологической культуры через расширение знаний об окружающем мире, о роли природы в жизни человека и роли человека в жизни природы.

Ø формирование широкой целостной научной картины мира.

Ø воспитание любознательности, целеустремленности, интереса к природным объектам, воспитание научно обоснованного природопользования.

Ø углубление и расширение имеющихся у обучающихся представлений о разнообразии природы на Земле, углубление знаний о разнообразии растений и животных нашей страны, области.

Ø развитие личности в целом, умения сравнивать, обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать процессы, происходящие в окружающем мире, анализировать теоретическую информацию; совершенствовать речь обучающихся, их мышление, творческие способности, формирования навыков правильного поведения в природе и социальной среде.

Ø использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Ø развитие коммуникативных навыков.

Результат программы

У обучающихсябудут сформированы:

ü ценностное отношение к природе, бережливость в отношении ее ресурсов на основе признания ценности жизни в всех ее проявлениях.

ü способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора.

ü принятие ответственности за результаты.

ü целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

ü выработка системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «человек-природа» как основа экологического образования и воспитания обучающихся.

ü формирование активной жизненной позиции.

ü ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;

ü умение признавать собственные ошибки;

ü умение оценивать трудность предлагаемого задания;

ü адекватная самооценка;

ü чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе совместной деятельности);

ü устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

ü объяснять роль экологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

ü оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

ü сберегать в быту природные ресурсы: воду, природный газ и другие энергоносители, различные материалы.

ü сортировать твердые бытовые отходы с учетом возможности их дальнейшей переработки.

ü «читать» знаки экологической маркировки товара, делать осознанный выбор покупок с учетом «экологического следа».

ü формулировать экологические проблемы, связанные с деятельностью человека и предлагать пути их решения.

ü владеть опытом проведения социологического опроса.

ü способам статистической обработки полученных данных.

ü осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

ü самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания.

ü осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении задач, корректировать работу по ходу выполнения.

ü выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

ü выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки.

ü распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель.

ü осуществлять само- и взаимопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь.

ü оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка.

ü адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

ü ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.

ü вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки.

ü сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

ü адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

ü ориентироваться по маршрутным листам, заданиям пособия, учебнику: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

ü определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.

ü предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников.

ü строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

ü ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

ü находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать события.

ü классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице.

ü передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

Источник

Образовательная программа «Природа и человек»

Программа «Природа и человек» разработана для занятий с детьми 7- 12 лет и имеет эколого-биологическую направленность, основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных детьми при изучении курса «Ознакомление с окружающим миром» и курса технологии.

Набор обучающихся производится ежегодно на основе добровольности и интересов детей. Оптимальное количество обучающихся в группе не более 15 человек. В группу набираются дети одного возраста, возможен набор разновозрастных обучающихся (для такой группы необходима корректировка тематического плана). В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из предыдущего опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на работу с постоянным коллективом.

Актуальность программы заключается в том, что занятия позволяют удовлетворить познавательный интерес детей к природе, расширить знания в данной области, способствует воспитанию любви к природе и животному миру. Используя полученные знания внешнего вида различных объектов, вырабатываются навыки у детей объемного изображения этих объектов из различных материалов (бумага, картон, бросовый материал, природный материал). Такая интеграция теории и практики является основной отличительной особенностью данной программы.

Блочный принцип построения программного материала предоставляет возможности для варьирования последовательности изучения учебного материала.

Организация познавательного процесса основывается на двух основных принципах: наглядности (демонстрация готового образца, процесса сборки, окраса, устранение дефектов) и принципе многократного повторение теоретического материала (в процессе практического выполнения работы).

Основными методами являются:

Методы по источнику информации:

Словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж);

Инструктаж по форме (фронтальный, групповой, индивидуальный);

Наглядные (демонстрация объектов, рисунков);

Практические (практическая работа, групповые упражнения)

Методы по виду деятельности:

При проведении занятий используются следующие формы и приемы работы: беседы, дискуссии, посещение выставок, участие в выставках, экскурсии в природу, практические занятия, игры, праздники, экологические акции; чаще занятия проводятся как комбинированные. На занятиях широко используется метод рефлексии и театрализации.

Программа учитывает возрастные особенности учащихся, большую их подвижность, неустойчивость внимания и интересов. Поэтому на занятиях используются наглядные пособия, отрывки из детской художественной и научно-популярной литературы о природе, мультимедийные презентации, экскурсии в природу и на выставки, музеи. Это способствует лучшему усвоению материала, развитию у учащихся активного познавательного процесса мышления, речи. Получая от педагога теоретические сведения, дети узнают много новых слов, тем самым пополняя свой словарный запас.

Программа предлагает выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, плетение, констриурование, мозаика, аппликация, начальное техническое моделирование), а также работа с природным материалом (аппликация, объемные и полуобъемные композиции, техника кракле). Работа с природным материалом- кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок не только положительно сказывается на развитии эстетических чувст, пополняет навыки и умения необходимые детям, но и обязательно развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Вся программа условно разделена на несколько разделов:

Цель программы: активное познание детьми окружающей природы через вовлечение их в разнообразные виды деятельности, наиболее соответствующие интересам и возможностям детей данного возраста.

-расширять представления детей об окружающем мире природы:

о многообразии видов животных, их внешнем облике,

зависимости и приспособленности к условиям жизни и

среды обитания, сезонным изменениям, способах защиты

-учить сравнивать, устанавливать простейшие

причинно-следственные связи и формировать элементарные

понятия: «птицы», «рыбы», «животные»и др;

-знакомить с природными материалами и их применением;

-обучать составлению композиций из форм растительного мира;

-знакомство с законами симметрии, ритмом, цветом, гаммой;

-обучать элементарным трудовым навыкам;

-обучать детей приемам обработки различного

природного материала и бумаги;

-развивать фантазию и умение видеть необычное в

самом простом и привычном, умение передавать

с помощью форм и материалов образы реальной жизни;

-развивать художественный вкус;

-развивать художественно-творческие способности детей;

— воспитывать экологически грамотного человека;

-воспитывать гуманное отношение к окружающему миру и

желание заботиться о нем;

-прививать детям основы экологической культуры;

-прививать аккуратность, формировать умение доводить начатое

К концу изучения курса «Природа и человек» дети должны знать:

-знать названия животных нашей местности, распознавать их по картинкам, знать их среду и условия обитания, способы защиты от врагов;

-знать названия дикорастущих и окультуренных растений;

-знать съедобные и ядовитые грибы;

-знать названия растений поля, луга;

-знать, что означает слово экология;

-знать понятие экологическая цепь и уметь приводить ее примеры;

-знать название комнатных цветов и правила ухода за ними;

-знать особенности оформления интерьера;

-знать правила сбора, сушки и хранения природного материала;

-знать материалы и инструменты необходимые для обработки бумаги, природного материала и правила безопасности при работе с ними;

-знать понятия рабатка, клумба, альпийская горка особенности ухода за растениями садово-парковой архитектуры;

-уметь элементарно обрабатывать природный материал;

-складывать модели птиц в стиле оригами;

-уметь изготавливать аппликации;

-уметь изготавливать елочные украшения;

-уметь изготавливать поздравительные открытки в стиле оригами, смешанной технике, коллаж, мозаика, плоской и полуобъемной аппликации;

-уметь соединять бумагу и картон различными способами;

-расширят свои знания по экологии, технологии и детской флористике.

примут участие в районных выставках «Природа и фантазия» и «Чудесные поделки из бумаги» и др.

познакомятся с произведениями: Г.Скребицкого, М.Пришвина, В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Благининой, И.Соколова-Миткова, Г.Снегирева, Л. Толстого и др. Диагностика результативности реализации программы:

Результативность оценивается по уровню сформированности знаний, умений, навыков, кругозора:

Высокий уровень: Ребенок всегда активен на занятиях. Задает вопросы и отвечает на них. Умеет самостоятельно находить информацию. Активно участвует в выполнении творческих работ.

Средний уровень: Ребенок проявляет ситуативный интерес к темам занятий, к участию в творческих работ.

Низкий уровень: Ребенок не проявляет интереса к занятиям. Быстро теряет интерес к самостоятельной и групповой работе.

Формы и методы диагностики:

Педагогическое наблюдение, анкетирование, викторины, кроссворды, игры, подготовка сообщений, сочинение, творческие и самостоятельные работы для участия в выставках.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе:

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный (или входной, или первичный) проводится на вводном занятии. Он позволяет увидеть исходные знания детей, выявить мотивация прохода в объединение, выявить способности и склонности. Контроль проводится в виде теста и коллективной беседы;

Экскурсии в природу, на выставки и в музеи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *