Программа чему природа учит человека
Рабочая программа Внеурочной деятельности «Чему природа учит человека» 5 класс
Внеурочной деятельности « Чему природа учит человека »
Настоящая программа курса внеурочной деятельности для 5 класса разработана в соответствии с
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
· письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. №03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»;
· Примерными рабочими программами по внеурочной деятельности. – М., Просвещение, 2020. (Примерная рабочая программа курса «Чему природа учит человека». Авторы-составители: Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И.)
· Положением о рабочей программе.
Цель программы – формирование экологического мышления и ценностного отношения к природе на основе современных естественно-научных представлений.
Содержание программы учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – основная образовательная программа), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения; наполнение фундаментального ядра содержания общего образования; программу развития и формирования универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа отвечает принципам:
Не менее 50% содержания предполагает и обеспечивает самостоятельную работу учащихся (практические работы, учебные экскурсии; учебные исследования; социологические опросы).
Ориентирована на воспитание осознанной жизненной позиции учащихся, способных стать активными защитниками окружающей среды. Направлена на выработку у учащихся системы знаний-убеждений, дающих чёткую ориентацию в системе отношений «человек-природа»
как основы экологического образования и воспитания учащихся;
Отбор содержания учебного материала, с одной стороны, опирается на полученные ранее знания обучающихся, с другой стороны, значительно расширяет их кругозор по каждой теме и способствует осознанному восприятию учебных предметов естественно-научной направленности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные образовательные результаты
— ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов, космическое предназначение человека;
— высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека;
— способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
— активную жизненную позицию и мотивацию стать активными защитниками окружающей среды;
— существование всеобщих связей в природе;
— единство физических и химических процессов для всех проявлений жизни;
— что природа – единая развивающаяся система;
— что солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе;
— биогеохимические превращения в природе;
— что деятельность человека вопреки законам природы приводит к нарушениям её целостности;
— различные способы постижения человеком природы, сложность путей научного познания, логику научного познания, применение научных знаний в практической деятельности человека.
— умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности;
— умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинно-следственных связей);
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
— умение применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе;
— умение с достаточной чёткостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку ивзаимооценку;осуществлятьпрезентацию
Содержание курса внеурочной деятельности «Чему природа учит человека»
Раздел 1 Понимаем природу
Взаимозависимость человека и природы. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека. Природа как источник вдохновения: духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека. Как появились знания о природе. Становление научного естествознания. Роль естественно-научных знаний для практической деятельности человека. Чему человек учится у природы. Природа как источник технических решений человека. Бионика. Роль человека в жизни природы. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Ответственность человека за сохранение природы.
Раздел 2 Сохраняем природу
Что изучает наука экология. Экологические проблемы и возможные пути их решения. Красная книга. Как сохранить растительный и животный мир. Природоохранная деятельность человека. Особо охраняемые природные территории. Ответственность человека за прирученных животных. Выявление общественного мнения по проблеме содержания собак в городе. Проблема экономии воды. Истощение водных ресурсов как экологическая проблема. Исследование расхода воды в быту. Учимся у природы экономить воду. Как растения сохраняют воду. Экономия воды в быту.
Раздел 3 Учимся у природы экономии энергии
Как растение получает энергию солнечных лучей. Фотосинтез. Хлорофилл и его значение для улавливания солнечных лучей. Изучаем хлорофилл в растении. Хлорофилл – зелёный пигмент растений. Многообразие окраски листьев. Как растение использует энергию солнечных лучей. Консервация энергии в процессе фотосинтеза. Зависимость жизни на Земле от энергии Солнца. Космическая роль зелёных растений на планете. Учимся у природы экономить энергию. Солнечная энергетика.
Раздел 4 Учимся у природы безотходному производству
Природа – пример безотходного производства. Круговороты веществ в природе. Проблема загрязнения бытовыми отходами. Состав бытовых отходов. Проблема утилизации бытовых отходов. Выявление общественного мнения по проблеме бытовых отходов. Обращение с бытовыми отходами. О чём рассказывает упаковка товара. Типы упаковки товаров. Условные обозначения на упаковке: состав и опасность для окружающей среды. Определение разных типов упаковки товаров и их влияния на окружающую среду. Как стать экологически грамотным покупателем.
Раздел 5 Природа – это система
Что называется системой. Признаки систем. Компоненты систем. Многообразие компонентов природы. Аквариум как система. Взаимосвязь между компонентами системы аквариума. Системный подход к изучению природы. Уровни организации природы. Взаимосвязи в природе. Законы природы и преобразующая деятельность человека. Научно обоснованное природопользование. Общая характеристика природы. Природа – это единственная развивающаяся система. Человек – часть природы и подчиняется её законам.
Исследование расхода воды
Многообразие окраски листьев у комнатных растений
Приспособление комнатных растений к условиям пустыни
Изучаем хлорофилл в растении
Сравнение пёстролистных форм традесканции и хлорофитума, выросших в разных условиях освещённости
Использование энергии Солнца
Исследование содержимого мусорной корзины
О чём рассказывает упаковка товара
Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за одну неделю
Аквариум как система
Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе
Социологический опрос по проблеме мусора
«Продовольственный магазин: как стать экологически грамотным покупателем»
Чему природа учит человека?
Рабочая программакружковой деятельности «Чему природа учит человека?» для обучающихся5 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
ü Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. (с изменениями);
ü ФГОС ООО со всеми изменениями и дополнениями, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.;
ü Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
ü СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (с изменениями от 24 декабря 2015 года);
ü Программа «Чему природа учит человека?» 5-6 классы: учебно-методическое пособие для общеобразовательных организаций/ И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко. – М.: Просвещение, 2019. – 96с.: ил. – (Внеурочная деятельность)
Педагоги
Сумченко Светлана Ивановна
Содержание программы
Содержание кружковой деятельности «Чему природа учит человека?»
Отличия живой природы от объектов неживой природы. Сравнение живых и неживых объектов. Значение и многообразие проявлений жизни ни Земле.
Экскурсия в парковую зону (пришкольный участок). «Многоцветье жизни».
2. Понимаем природу.
Содержание и характер взаимоотношений «человек-природа». Роль природы в жизни человека, источники знаний о природе, науки о природе. Понятие о бионике как междисциплинарной науке, о многообразии и взаимосвязи природных явлений в живой и неживой природе. Воздействие человека на природу. Потребности людей и возможности природы. Роль человека в природных процессах.
Дидактическая игра «Самый умный».
Исследовательский мини-проект по озеленению школьной территории, школы или класса.
3. Сохраняем природу.
Экология как наука, ее связь с другими областями знаний. Экологические проблемы современности.Особенности природы моего города. Видовое разнообразие растительного и животного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охраняемые виды растений и животных, отдельные объекты и территории. Ответственность человека за прирученных животных. Необходимость экономии природных ресурсов. Значение воды в организме и его потребности в воде у человека, некоторых сельскохозяйственных животных и растений. Необходимость экономии воды в быту. Экономическая целесообразность экономии воды.
Практическая работа «Приспособления к жизни в пустыне у комнатных растений»
Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе.
4. Учимся у природы экономии энергии.
Энергия. На что расходуется энергия в организме, быту, промышленности. Как растение получает и использует энергию из солнечных лучей. Космическая роль зеленых растений на планете. Хлорофилл растения, многообразие окраски листьев у комнатных растений.
Практическая работа «Использование энергии Солнца».
Практическая работа: «Изучение мощности электробытовых приборов».
5. Учимся у природы безотходному производству.
Природа – пример безотходного производства: круговороты веществ. Откуда берутся бытовые отходы. Проблема твердых бытовых отходов (ТБО). Причины роста количества ТБО. Классификация ТБО с учетом возможность их дальнейшей переработки: бумага и картон, текстиль, черные и цветные металлы, пластик, дерево, органические отходы, отходы смешанного состава. Раздельный сбор мусора. Упаковка и маркировка товара. Знаки пригодности упаковки к вторичной переработке. Различные виды пластика, различные способы его маркировки. Хлорсодержащие виды пластика, недопустимость их сжигания. Осознанный выбор покупок. На что обращать внимание при покупке товара: качество, срок годности, количество упаковки и возможность ее дальнейшей переработки, производитель. Зависимость цены товара от дальности его перевозки.
Практическая работа «Учет состава мусорной корзины».
Практические работы «Исследование упаковки товара», «Исследование упаковок товаров, приобретенных семьей за 1 неделю».
Социологический опрос населения по проблеме мусора.
Экскурсия в магазин «Грамотный покупатель».
Понятие «система», ее признаки и особенности. Особенности биологических систем. Аквариум как система. Взаимосвязи компонентов в природе, решение экологических задач. Научно обоснованное природопользование как основа для решения экологических проблем. Характеристика природы как единой развивающейся системы.
Дидактическая игра «Биологический бой».
7. Обобщающее повторение.
Цели программы
Ø формирование у обучающихся элементарной экологической культуры через расширение знаний об окружающем мире, о роли природы в жизни человека и роли человека в жизни природы.
Ø формирование широкой целостной научной картины мира.
Ø воспитание любознательности, целеустремленности, интереса к природным объектам, воспитание научно обоснованного природопользования.
Ø углубление и расширение имеющихся у обучающихся представлений о разнообразии природы на Земле, углубление знаний о разнообразии растений и животных нашей страны, области.
Ø развитие личности в целом, умения сравнивать, обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать процессы, происходящие в окружающем мире, анализировать теоретическую информацию; совершенствовать речь обучающихся, их мышление, творческие способности, формирования навыков правильного поведения в природе и социальной среде.
Ø использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Ø развитие коммуникативных навыков.
Результат программы
У обучающихсябудут сформированы:
ü ценностное отношение к природе, бережливость в отношении ее ресурсов на основе признания ценности жизни в всех ее проявлениях.
ü способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора.
ü принятие ответственности за результаты.
ü целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
ü выработка системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «человек-природа» как основа экологического образования и воспитания обучающихся.
ü формирование активной жизненной позиции.
ü ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
ü умение признавать собственные ошибки;
ü умение оценивать трудность предлагаемого задания;
ü адекватная самооценка;
ü чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе совместной деятельности);
ü устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
ü объяснять роль экологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
ü оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
ü сберегать в быту природные ресурсы: воду, природный газ и другие энергоносители, различные материалы.
ü сортировать твердые бытовые отходы с учетом возможности их дальнейшей переработки.
ü «читать» знаки экологической маркировки товара, делать осознанный выбор покупок с учетом «экологического следа».
ü формулировать экологические проблемы, связанные с деятельностью человека и предлагать пути их решения.
ü владеть опытом проведения социологического опроса.
ü способам статистической обработки полученных данных.
ü осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
ü самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания.
ü осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении задач, корректировать работу по ходу выполнения.
ü выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
ü выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки.
ü распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель.
ü осуществлять само- и взаимопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь.
ü оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка.
ü адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
ü ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.
ü вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки.
ü сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
ü адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
ü ориентироваться по маршрутным листам, заданиям пособия, учебнику: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
ü определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.
ü предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников.
ü строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
ü ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
ü находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать события.
ü классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице.
ü передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
Образовательная программа «Природа и человек»
Программа «Природа и человек» разработана для занятий с детьми 7- 12 лет и имеет эколого-биологическую направленность, основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных детьми при изучении курса «Ознакомление с окружающим миром» и курса технологии.
Набор обучающихся производится ежегодно на основе добровольности и интересов детей. Оптимальное количество обучающихся в группе не более 15 человек. В группу набираются дети одного возраста, возможен набор разновозрастных обучающихся (для такой группы необходима корректировка тематического плана). В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из предыдущего опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на работу с постоянным коллективом.
Актуальность программы заключается в том, что занятия позволяют удовлетворить познавательный интерес детей к природе, расширить знания в данной области, способствует воспитанию любви к природе и животному миру. Используя полученные знания внешнего вида различных объектов, вырабатываются навыки у детей объемного изображения этих объектов из различных материалов (бумага, картон, бросовый материал, природный материал). Такая интеграция теории и практики является основной отличительной особенностью данной программы.
Блочный принцип построения программного материала предоставляет возможности для варьирования последовательности изучения учебного материала.
Организация познавательного процесса основывается на двух основных принципах: наглядности (демонстрация готового образца, процесса сборки, окраса, устранение дефектов) и принципе многократного повторение теоретического материала (в процессе практического выполнения работы).
Основными методами являются:
Методы по источнику информации:
Словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж);
Инструктаж по форме (фронтальный, групповой, индивидуальный);
Наглядные (демонстрация объектов, рисунков);
Практические (практическая работа, групповые упражнения)
Методы по виду деятельности:
При проведении занятий используются следующие формы и приемы работы: беседы, дискуссии, посещение выставок, участие в выставках, экскурсии в природу, практические занятия, игры, праздники, экологические акции; чаще занятия проводятся как комбинированные. На занятиях широко используется метод рефлексии и театрализации.
Программа учитывает возрастные особенности учащихся, большую их подвижность, неустойчивость внимания и интересов. Поэтому на занятиях используются наглядные пособия, отрывки из детской художественной и научно-популярной литературы о природе, мультимедийные презентации, экскурсии в природу и на выставки, музеи. Это способствует лучшему усвоению материала, развитию у учащихся активного познавательного процесса мышления, речи. Получая от педагога теоретические сведения, дети узнают много новых слов, тем самым пополняя свой словарный запас.
Программа предлагает выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, плетение, констриурование, мозаика, аппликация, начальное техническое моделирование), а также работа с природным материалом (аппликация, объемные и полуобъемные композиции, техника кракле). Работа с природным материалом- кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок не только положительно сказывается на развитии эстетических чувст, пополняет навыки и умения необходимые детям, но и обязательно развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Вся программа условно разделена на несколько разделов:
Цель программы: активное познание детьми окружающей природы через вовлечение их в разнообразные виды деятельности, наиболее соответствующие интересам и возможностям детей данного возраста.
-расширять представления детей об окружающем мире природы:
о многообразии видов животных, их внешнем облике,
зависимости и приспособленности к условиям жизни и
среды обитания, сезонным изменениям, способах защиты
-учить сравнивать, устанавливать простейшие
причинно-следственные связи и формировать элементарные
понятия: «птицы», «рыбы», «животные»и др;
-знакомить с природными материалами и их применением;
-обучать составлению композиций из форм растительного мира;
-знакомство с законами симметрии, ритмом, цветом, гаммой;
-обучать элементарным трудовым навыкам;
-обучать детей приемам обработки различного
природного материала и бумаги;
-развивать фантазию и умение видеть необычное в
самом простом и привычном, умение передавать
с помощью форм и материалов образы реальной жизни;
-развивать художественный вкус;
-развивать художественно-творческие способности детей;
— воспитывать экологически грамотного человека;
-воспитывать гуманное отношение к окружающему миру и
желание заботиться о нем;
-прививать детям основы экологической культуры;
-прививать аккуратность, формировать умение доводить начатое
К концу изучения курса «Природа и человек» дети должны знать:
-знать названия животных нашей местности, распознавать их по картинкам, знать их среду и условия обитания, способы защиты от врагов;
-знать названия дикорастущих и окультуренных растений;
-знать съедобные и ядовитые грибы;
-знать названия растений поля, луга;
-знать, что означает слово экология;
-знать понятие экологическая цепь и уметь приводить ее примеры;
-знать название комнатных цветов и правила ухода за ними;
-знать особенности оформления интерьера;
-знать правила сбора, сушки и хранения природного материала;
-знать материалы и инструменты необходимые для обработки бумаги, природного материала и правила безопасности при работе с ними;
-знать понятия рабатка, клумба, альпийская горка особенности ухода за растениями садово-парковой архитектуры;
-уметь элементарно обрабатывать природный материал;
-складывать модели птиц в стиле оригами;
-уметь изготавливать аппликации;
-уметь изготавливать елочные украшения;
-уметь изготавливать поздравительные открытки в стиле оригами, смешанной технике, коллаж, мозаика, плоской и полуобъемной аппликации;
-уметь соединять бумагу и картон различными способами;
-расширят свои знания по экологии, технологии и детской флористике.
—примут участие в районных выставках «Природа и фантазия» и «Чудесные поделки из бумаги» и др.
—познакомятся с произведениями: Г.Скребицкого, М.Пришвина, В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Благининой, И.Соколова-Миткова, Г.Снегирева, Л. Толстого и др. Диагностика результативности реализации программы:
Результативность оценивается по уровню сформированности знаний, умений, навыков, кругозора:
Высокий уровень: Ребенок всегда активен на занятиях. Задает вопросы и отвечает на них. Умеет самостоятельно находить информацию. Активно участвует в выполнении творческих работ.
Средний уровень: Ребенок проявляет ситуативный интерес к темам занятий, к участию в творческих работ.
Низкий уровень: Ребенок не проявляет интереса к занятиям. Быстро теряет интерес к самостоятельной и групповой работе.
Формы и методы диагностики:
Педагогическое наблюдение, анкетирование, викторины, кроссворды, игры, подготовка сообщений, сочинение, творческие и самостоятельные работы для участия в выставках.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе:
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный (или входной, или первичный) проводится на вводном занятии. Он позволяет увидеть исходные знания детей, выявить мотивация прохода в объединение, выявить способности и склонности. Контроль проводится в виде теста и коллективной беседы;
Экскурсии в природу, на выставки и в музеи.