Программа чему научит клеточка
ЧЕМУ НАУЧИТ КЛЕТОЧКА
Руководитель кружка «ЧЕМУ НАУЧИТ КЛЕТОЧКА» :
Чиркова Людмила Ивановна.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Программа «Чему научит клеточка» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной.
Программа разработана на основе современных методик и технологий разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина.
Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».
Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Направленность программы дополнительного образования «Чему научит клеточка»
Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
• Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
• Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
• Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.
• Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Содержание дополнительного образования в МКДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. Эта тема актуальна, так как доказано, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области».
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала в области познавательного развития.
Основные направления программы дополнительного образования «Чему научит клеточка»:
• игры и действия с предметами
• работа в тетрадях в клетку
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки.
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них, пальчиковые игры с предметами. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких – либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание Игры и упражнения на развитие общей моторики – формируют зрительно-моторную координацию.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие прост¬ранственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Раздел «Игровой самомассаж».
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему дошкольника, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.
Практические задания разработаны с учетом таких факторов, как:
— возраст, опыт детей, вид деятельности;
— сочетание наглядного материала, словесного комментария педагога и действий детей;
— соблюдение темпа и периодичности деятельности;
— сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
— постепенное усложнение заданий.
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
— Выполнение упражнений должно быть регулярным.
— Время выполнений не может быть долгим, так как внимание и
интерес ребёнка быстро иссякают.
— Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.
— Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
— Ребёнку всегда предлагается инструкция, то есть краткое и чёткое озвучивание этапов выполнения задания.
— Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Цель программы:
• мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.;
• индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
• познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
• чувство ритма посредством ритмических рисунков;
2. Сформировать умения:
• ориентироваться в пространстве листа, листа в клетку, строки;
• умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.);
• навык самоконтроля и самооценки выполненной работы;
• устойчивую мотивацию к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы.
• интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;
• организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
• трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе;
• заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
• положительное отношение к письму.
Задачи программы
• Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
• Развивать мелкую моторику и зрительно–двигательную координацию.
• Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
• Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
• Увеличить объем внимания, памяти.
• Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
• Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
• Продолжать работать над развитием слухо-зрительно-моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
• Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
• Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
• Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Срок реализации программы – 1 год.
В состав входят 12 воспитанников.
Непосредственно образовательная деятельность проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня), продолжительность которых составляет 30 минут.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
В основе образовательного процесса программы дополнительного образования «Чему научит клеточка» лежат следующие педагогические принципы:
Формы организации НОД: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности:
Дополнительная образовательная программа для средней группы компенсирующей направленности «Волшебная клеточка»
«Детский сад «Антошка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Антошка»
Дополнительная образовательная программа
для средней группы компенсирующей направленности «Кувшинка»
(срок реализации 1 год)
Программа направлена на облегчение формирования каллиграфически правильного письма
Развитие тонко координированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Программа рассчитана на один год (среднего дошкольного возраста). Занятие проводится по подгруппам, 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна. Для работы используются тетради в крупную клетку. Данная программа предполагает соответствие потребностям, возможностям, интересам родителей, склонностям детей.
Реализация данной программы проходит через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, чтения художественной литературы). В качестве пальчиковой гимнастики используется картотека игр по Су-джок терапии (приложение).
Методическое обеспечение программы: Голубина Т.С. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольников к письму.
Дети познакомятся с тетрадным листом в крупную клетку; будут ориентироваться по клеточкам (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левого, нижнего правого угла; середины клетки).
У детей сформируется умение “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
У детей появится усидчивость, старательность.
Кружковая работа в старшем дошкольном возрасте «Чему учит клеточка»
Кружковая работа в старшей группе
«Чему учит клеточка»
Цель:
Подготовить детей к обучению письму
Задачи:
Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа в старшем дошкольном возрасте «Чему учит клеточка» »
МКДОУ № 5 «Аленушка» с. Хороль
Кружковая работа в старшей группе « Чему учит клеточка »
Горобцова Инна Александровна
Опыт работы по формированию у детей графических умений, необходимых для обучения письму показал, что эти умения плохо развиты у детей, поэтому я решила взять задания из пособия Т.С.Голубина
«Чему научит клеточка».
Выполняя задания, дошкольники приобретут нужные графические умения, научатся ориентироваться на ограниченной плоскости ( строка в школьной тетради в клетку).
У детей будет хорошо развито зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Воспитанники станут более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. Все эти качества необходимы для того, чтоб без особых проблем перейти к школьному обучению
Подготовить детей к обучению письму
В своей работе использую литературу:
Программа кружка «Веселая клеточка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №60 «Теремок» комбинированного вида города Белово
Заведующий МБДОУ детский
сад №60 города Белово
Дополнительная общеразвивающая программа
по познавательному развитию «Веселая клеточка»
Составитель: Плис Т. Н. – воспитатель
Беловский городской округ2019-2020 уч. год
1.1. Пояснительная записка—3
1.3. Принципы при организации работы с детьми—5
1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы—6
2. Содержательный раздел
2.1. Значимые для разработки и реализации программы характеристики детей старшего возраста—7
2.2. Методы освоения программы—7
2.3. Тематический план—8
3. Организационный раздел
3.1. Информационно-методическое обеспечение—15
3.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие решение задач программы—16
3.3. Предметно-развивающая среда—16
3.4. Материально-техническое обеспечение—17
1.1. Пояснительная записка
Поступление в школу важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.
От развития графических навыков, мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Вот почему так важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для направления ребенком двигательного и практического опыта, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Использование в работе графических диктантов по клеточкам – один из резервов педагогического воздействия, при подготовке руки к освоению письма в школе.Графические диктанты предотвратят трудности в обучении: как несформированность зрительно – пространственного восприятия, моторной координации движений произвольного и слухового внимания.
Проведение кружковой работы – позволит не только развивать познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности.
Практические действия, полученные в ходе выполнения заданий увлекут ребенка, познакомят с разными способами изображения предметов. Навыки, полученные на занятиях по штриховке, рисованию по клеточкам, копированию рисунка по точкам, позволяет детям почувствовать свою успешность и дети уверенно шагнут в страну знаний. А мы, педагоги, должны им в этом помочь.
Программа адресована дошкольникам 5-6 лет.
Периодичность деятельности: еженедельно;
Количество в год: 36 часов;
Продолжительность деятельности: 25 минут.
В содержании программы учитываются такие возрастные особенности данного возраста, как потребность в активном познавательном развитии,для которого характерно: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование интереса к выполнению графических упражнений.
Программавключает такие направления работы:
Включает в себя графические задания,формирующие у детей: умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, путем отчета указанного количества клеток, создавать силуэтное изображение животных, предметов, действовать в определенной последовательности и исправлять ошибки самостоятельно.
Включает в себя игры и упражнения на штриховку различными способами (горизонтальная, под углом, по форме предмета, вертикальная, на дорисовку и обводку, копирование картинок.
Актуальность программы заключается в том, чтонеподготовленность руки к письму, недостаточное развитие речи, мелкоймоторики, зрительного восприятия, внимания, может привести квозникновению негативного отношения к учебе, тревожного состоянияребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развиватьмеханизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитиянавыков ручной умелости.
Целью программы является: формирование графических навыков при подготовке руки к овладению письма.
* учить ориентироваться в пространстве листа, тетради в клетку, строки;
* совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разного вида;
* учить соблюдать во время работы правила письма (положение корпуса, тетради, руки)
* развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;
* развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
* развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
* воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
* воспитывать навыки сотрудничества.
1.3. Принципы при организации работы с детьми
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупностьдействий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов,приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем заданиимогут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждымребенком могут быть различными и содержание задания может быть разнымдля отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения кучастию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит спривлечением в работу родителей, которые с использованием игр иупражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученныенавыки.
4. Принцип психологической комфортности. Деятельность должна приноситьдетям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится наоснове доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательнаяатмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которогохвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получаетдополнительный стимул для последующих усилий.Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физическийконтакт.
1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Воспитанник должен знать:
-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная,
наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме,
положение ручки, тетради);
-правила работы с тетрадью.
Воспитанник должен уметь:
-правильно сидеть за столом во время письма;
-правильно располагать рабочую тетрадь;
-правильно держать карандаш и ручку;
-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
-проводить линии в разных направлениях;
-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
-ориентироваться на листе бумаги в клетку;
-ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
-писать графические диктанты
Целевые ориентиры на конец старшего возраста
-у ребенка развивается и общая моторика;
-стремится проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
-стремится выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
-проявляет интерес узнать новое;
-развивается умение работать по правилу и образцу.
2. Содержательный раздел
2.1. Значимые для разработки и реализации программы
характеристики детей старшего возраста.
Ребенок старшего возраста стремится познать себя и другого человека, как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимость в взаимоотношениях людей.
Происходят качественные изменения в поведении детей, формируется возможность саморегуляции, дети начинают проявлять к себе те требования, которые предъявляли им взрослые.
Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений со сверстниками. Игровые действия становятся разнообразными. Дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Внимание детей более устойчиво и произвольно. Улучшается устойчивость памяти, преобладает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку более сложные задачи, с использованием схем, чертежей… Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводит действительность.
Дети учатся самостоятельно строить игровые, деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, используя прямую и косвенную речь. Творческие проявления более осознанные и направленные.
2.2. Методы освоения программы.
Наглядные:Рассматривание иллюстративно-наглядного материала, наблюдение, использование ИКТ, работа по образцу.
Практические:моделирование и анализ заданных ситуаций, игры с правилами, творческие игры, занимательные игры соревнования, викторины, КВН, работа в тетрадях.
Словесные: беседы с детьми, чтение художественной литературы, объяснения, рассказ воспитателя.
2.3. Тематический план.
№ п/п Наименование раздела. Тема. Количество часов В том числе отведено Примечание
1. Графические диктанты. 17 17
1.1. Знакомство с тетрадью. 1
1.2. Путешествие в страну смешариков. 1
1.4. Путешествие в страну сказок. 1
1.6. Путешествие в страну знаний. 1
1.8. Перелетные птицы. 1
1.9. Путешествие в лес 1
1.10. Вовка в тридевятом царстве 1
1.13. Поможем мышатам 1
1.14. Космическое путешествие 1
1.16. Симметричный диктант 1
2.1. Космический сон. 1
2.2. Путешествие на кухню. 1
2.4. Мишки – шалунишки. 1
2.5. Осень, осень в гости просим. 1
2.7. Цыпленок и солнышко. 1
2.8. Зимушка – зима. 1
2.9. Виды штриховки 1
2.10. Рисуем ежику друзей 1
2.11. Моя любимая сказка 1
2.12. Лягушки веселые подружки 1
2.15. Новогодняя елка 1
2.16. Мышки-нарушки 1
Цель: выявить знания и умение детей
Тема: Знакомство с тетрадью в крупную клетку
Цель: формировать умение концентрировать внимание
Ориентировка на клетке (нахождение левого угла клетки, середина, обводка клетки.Пальчиковая гимнастика: «Будем пальчики считать», «Повтори чистоговорку», «Рисуем узор по клеточкам».
Тема:Путешествие в страну смешариков.
Цель: формирование зрительно-двигательной координации
Проблемная ситуация: «На чем поедем?», «Графический диктант – машина», «Решение задач», «Обведи по контору».
Тема: Виды штриховки
Цель: знакомство с разными видами штриховки
Упражнение «умелые руки», игра «сходство и различие», упражнение «дождик и его настроение».
Тема: Путешествие на кухню
Цель: умение выполнять штриховку в фигуре
Работа с четными палочками. Дидактическая игра «Собери чашки». Игра «Скажи наоборот». Штриховка конфет.
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги
Загадывание загадок.Упражнение: «Что видел заяц на полянке?», «Скороговорка про зайца», «Пальчиковая игра», «Диктант», «Дорисовка изображения».
Тема: Осень, осень в гости просим
Цель: учить закрашивать силуэт без пробелов
Ситуация общения «Подарки осени». Игра «Какие». Игровая ситуация «Падают листья».
Тема: Путешествие в страну сказок
Цель: умение выполнять графический диктант под диктовку
Игровая ситуация – письмо от папы Карло, дидактическая игра «Сломанный телевизор». Упражнение «Разгадай кроссворд».
Цель: ориентироваться на листе бумаги в клетку
Загадывание загадки. Упражнение «Дорисовка», «Копирование».
Тема: Перелетные птицы.
Цель: совершенствовать графические навыки
Чтение стихотворения «Апрель», слушание «Звуки леса». Игра «Птицы и птенчики».
Тема: Мишки – шалунишки.
Цель: упражнять в рисовании штриховкой-петелькой
Упражнение «Подсказки». Игровая ситуация «Вот помощники какие». Игра «Сделай так».
Цель: совершенствовать умение соблюдать параллельные линии
Загадывание загадки, рассматривание космических картинок. Игра «Мы космонавты». Выставка «Космические приключения».
Тема: Зимушка – зима.
Цель: учить выполнять штриховку крестиком
Слушание стихотворения Ф. Тютчева. Рассматривание зимнего пейзажа. Игровая ситуация «Прогулка в лес».
Тема: Новогодняя елка
Цель: формировать умение выполнять штриховку по образцу
Игра движения «Ежики, зайчики», Познавательный рассказ «Тайны елки», Игровая ситуация «Украшаем елку», Чтение стихов по выбору детей.
Цель: учить работать по словесной инструкции
Игра «Кто где живет?», работа с трафаретом. Игра «Что спряталось в комочке?».
Тема: Поможем мышатам
Цель: совершенствовать графические навыки
Проблемная ситуация: научи мышек считать, решение задач шуток, игра «Веселые мышки», упражнение «Дорисуй».
Тема: Симметричный диктант
Цель: продолжать ориентироваться по плану
Игра «Круг знаний», игровая ситуация «Письмо Бабы Яги», упражнение «Отгадай», диктант «Лиса»
Цель: упражнять написание диктанта под диктовку
Игра «Снежинка», упражнение «Собери санки», рассматривание иллюстративного материала.
Тема: Моя любимая сказка
Цель: упражнять в умении штриховать толь в контуре
Разгадывание кроссворда, игра инсценировка «Мой любимый герой сказки», игра «Вспомни сказку».
Тема: Рисуем ежику друзей
Цель: упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала.
Чтение В. Росина «Зачем ежику колючки», игра ситуация «Загадки, отгадки», игра «Ежик», упражнение «Дорисуй»
Тема: Лягушки веселые подружки
Цель: учить штриховать только в заданном направлении
Упражнение отгадай, загадай, игра «Две веселые подружки», слушание записи звуки природы, игра отгадай слова
Тема:Цыпленок и солнце.
Цель: формировать умение штриховать разными видами штриховки
Упражнение «Пишем узор», «Мешаем крупу», «Прищепки». Игра – фантазия.
Тема: Путешествие в страну знаний.
Цель: учить писать графические диктанты самостоятельно
Игра «Назови быстрее», решение ребусов,игровое задание: примеры со звездочками.
Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку
Загадывание загадок о сказочных героях, разгадывание ребуса, игра «Иван Царевич», решение проблемной ситуации.
Тема: Путешествие в лес
Цель: учить писать диктанты под диктовку
Игра – путешествие «Мы едем, едем», игра-разминка «Отгадай», проблемная ситуация «Кто поможет выбраться из леса», диктант «Собака».
Тема: Вовка в тридевятом царстве
Цель: закреплять умение, ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Проблемная ситуация «Как помочь Вовке», игра-задание «Лабиринт», упражнение «Узел дружбы», игра «Разложи цифры», диктант «Бабочка».
Цель: совершенствовать умение и соблюдать параллельные линии.
Виды транспорта, игра «Проводилки», слушание песни «Голубой вагон», упражнение «Цветок и улыбка».
Цель: формировать умение самостоятельно придумывать штриховку.
Игра «Волшебные слова», сказка «Про паука и муху», задание рисуем картинку, игра воображение «Мы насекомые».
Цель: совершенствовать вид штриховки «В круговую»
Игровая ситуация «Письмо из цветочной страны», «На корабле в цветочную страну». Проблемная ситуация «Не успели вырастить одуванчик».
Цель: выполнять работу одним видом штриховки.
Упражнение делаем вместе, чтение В. Брюсова «Мышонок и мышь», упражнение «Сколько мышат в камышах шуршат»
Цель: упражнять в написании диктантов по словесной инструкции.
Игра «Пальчики здороваются», игровое задание «Тропинка для гуся», Упражнение загадки-отгадки, игра «Что понравилось»
Цель: совершенствовать графические навыки, развитие мелкой моторики. Загадывание загадки, рассматривание иллюстрации, игра «Сидит белка на тележке, упражнение «Дорисовка».
Цель: закрепить умение самостоятельно придумывать вид штриховки для силуэта
Загадывание загадок. Игра «Помечтаем о лете». Слушание «Вальс цветов». Упражнение «Ромашка».
Тема: Космическое путешествие
Цель: Тренировать мышцы рук.
Игра Фантазия «Отправляемся в Космос», игровое задание «Поможем роботам», игра «Звездочет», графический диктант «Робот».
Цель: совершенствование графических навыков.
Упражнение»Пальчики», игра «Где прячется лиса», скороговорки,-физминутки, упражнение «Что происходит в лесу».
Тема: Итоговая диагностика
Цель: определить уровень сформированности графических навыков.
• Методика Е. В. Колесниковой (диагностика письма детей 6 лет)
• Графический диктант Д. Б. Эльконин.
3. Организационный раздел
3.1. Информационно-методическое обеспечение
Содержание данной программы реализуется при наличии информационно-методического обеспечения, предметно пространственной среды.
* Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М. : «Просвещение», 1985.
* Никитин Б. П. Развивающие игры. – М. : Издание «Занятие», 1994.
* Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб «Детство – Пресс», 2004.
* Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
*Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. Голубь В.» ТЦ Сфера, М. 2006
*Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
* Тетрадь. Графические диктанты.Автор: Сыропятова Г. А.Издательство:Издательский дом ЛИТУР Год: 2012
* Графические диктанты для мальчиков и девочек 5 – 7 лет,Автор: ред. Васильева И.Издательство:Стрекоза Год: 2010
3.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие решение задач программы
• Личностная индивидуальная взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств…
• Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
• Формирование игры как фактора развития ребенка
• Создание развивающей образовательной среды способствующей познавательному, физическому, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому развитию.
• Участие семьи как условие для полноценного развития ребенка.
• Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящий готовый образец) и продуктивной (производящий субъективно новый продукт) деятельности, т. е. деятельности по усвоению форм и образов детской и творческой деятельности.
• Профессиональное развитие педагогов направленное на развитие профессиональной компетентности и мастерства мотивирования ребенка.
3.3. Предметно-развивающая среда.
1. Насыщенность – соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию программы. Наличие средств обучения (в том числе и технических) разнообразие материала для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
2. Трансформируемость – возможность изменение среды от образовательной ситуации.
3. Доступность – свободный доступ всех воспитанников к играм, игрушка, материалам.
4. Полифункциональность – возможность разнообразного использования различных составляющих среды в разных видах детской деятельности.
5. Вариативность – наличие различных пространств, разнообразных материалов, игры, игрушек. Периодическая сменяемость и появление нового.
6. Безопасность – соответствие всех элементов среды требованиям надежности и качествам.
Организация образовательного пространства обеспечивает познавательную и творческую активность, эмоциональное благополучие детей и возможность самоутверждения детей.
3.4. Материально-техническое обеспечение
• Тетрадь в крупную клетку
• Наборы образцов графических диктантов, штриховок.