Программа библиотечно библиографических знаний не предполагает что к концу обучения каждый ученик
Авторская программа ««Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся»
1.1. Введение
Велика роль книги в воспитании учащихся. Разнообразны виды и формы работы с книгой, но все они подчинены общей цели – развитию у школьников навыков чтения. Важно пробудить интерес к чтению книг с первых дней пребывания учащихся в школе. Планируемая работа направлена на расширение и углубление интересов детей, умение работать с книгой, также на решение проблемы обогащения познавательной деятельности.
Данная программа позволяет также достичь воспитательных результатов с детьми во внеурочной познавательной деятельности.
Познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности. Она организована в форме библиотечных уроков.
1.2. Актуальность программы
Программа развития школьной библиотеки составлена на основе федерального компонента государственного стандарта. Дает примерное распределение учебных часов и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.
Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития.
1.3. Нормативно-правовое обеспечение программы.
Федеральная программа развития образования.
Национальная стратегия «Наша новая школа».
«Закон об образовании РФ».
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.
Закон РФ «О библиотечном деле».
Закон РФ «Об информации».
1.4. Цели и задачи программы
Формирование начальных знаний, умений и навыков по работе с книгой, приобщение учащихся к библиотеке и систематическому чтению.
Образовательная: расширение кругозора;
Воспитательная: воспитание любви к книге, к чтению
Развивающие: развитие познавательных интересов, любознательность; развитие читательских интересов.
1.5. Направления деятельности библиотеки
Работа с учащимися:
Уроки культуры чтения;
Информационные и прочие обзоры литературы;
Доклады о навыках работы с книгой.
Поддержка общешкольных мероприятий:
Оформление школьных газет и стендов.
Работа с педагогами и родителями:
Выступления на заседаниях;
Обзоры новинок художественной, научной, учебной литературы;
Отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;
Выступления на родительских собраниях;
Индивидуальная работа с педагогами.
Пополнение банка педагогической информации.
Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки.
Создание условий учащимся, педагогам, родителям для чтения литературы.
1.6. Основные функции библиотечно-информационного центра школьной библиотеки
Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.
Информационная – предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
1.7. Место реализации : ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска.
1.8. Срок реализации программы : 1 год.
1.9. Возрастная категория учащихся : 7 – 16-17 лет.
2. Этапы разработки и реализации программы
2.1. Основные принципы
2. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации работы.
Фронтальные формы работы:
– участие в школьных, районных и городских мероприятиях;
Групповые формы работы:
– посещение и анализ открытых уроков и мероприятий;
– заседания методических объединений классных руководителей;
– заседания координационного совета;
– работа творческих групп;
Индивидуальные формы работы:
– работа отдельных педагогов по теме;
– подготовка педагогами конспектов уроков по теме;
– творческие отчёты отдельных педагогов дополнительного образования;
– помощь отдельным педагогам в овладении диагностическими методиками;
2.2. Методы, практикуемые в организации работы
– изучение специальной и психолого-педагогической литературы;
– анализ и моделирование ситуаций;
– деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры;
– анкетирование и т. д.
3. Формы и методы реализации программы
3.1. Управленческая деятельность по информационному обеспечению
1. Создание банка данных:
– лекций и бесед для родителей;
– бесед для учащихся;
2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.
3. Сбор текущей информации:
– о результатах тестов, срезов знаний;
– о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
4. Сбор аналитической информации:
– о ходе работы по программе;
– о результатах выполнения программы.
5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов.
6. Работа школьных методических объединений.
7. Консультационные совещания.
8. Проведение контрольных срезов, тестов.
9. Систематическое оформление информационного стенда.
3.2. Методы и формы работы по реализации поставленных задач :
словесные методы: беседы, индивидуальные собеседования;
работа с литературой;
наглядно-иллюстративные методы: работа с кино- видеоматериалами, фотоматериалами, плакатами, интернет – обозреватель;
практические методы: игровое моделирование, конкурсы, праздники.
Методы наглядной агитации
Составление буклетов, брошюр, листовок, памяток;
Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
3.3. Основные требования к уровню подготовки учащихся.
В результате обучения учащиеся должны знать:
знания о роли и пользе книги;
знания об источниках информации, информацию о детских писателях;
знать правила пользования библиотекой;
знать правила обращения с книгами.
Учащиеся должны уметь:
умение ориентироваться в библиотеке;
умение самостоятельно выбирать книгу;
умение бережно обращаться с книгами.
Программа рассчитана на 40 часов, для учащихся 1-9-х классов, с учетом возрастных особенностей.
4. Организационно-методическое обеспечение
Учебно-тематический план на год обучения
Тест «История появления основных источников информации».
Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры.
Выбор книг. Библиографические указатели.
Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге. Памятка для учащихся
2 класс. «Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги. Роль и назначение библиотеки. Первое знакомство со структурой книги. Обложка, титульный лист, предисловие, аннотация, содержание, оглавление, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.
3 класс «Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература. Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов.
Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Простоквашино» и др. Обучение умению пользоваться справочной литературой. Расширение понятий о видах справочной литературы. Привитие навыков пользования ими. Типы справочных изданий. Энциклопедии универсальные «Что такое? Кто такой?» и отраслевые (историческая, географическая, биологическая и др.). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.
4 класс. Твои первые энциклопедии, словари и справочники. Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.
5 класс. Древние книги. Тест «История появления основных источников информации». Мысли людей, записанные в виде рисунков, иероглифов, букв, незримыми нитями привязаны к месту и времени своего возникновения. Они стали доступны для нас благодаря тому материалу, который донёс их до нашего времени. От материала зависела и форма книги. Разные народы использовали доступный для них писчий материал.
6 класс. Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры. Библиотека – центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры. Обучение самостоятельному поиску информации.
7 класс. Выбор книг. Библиографические указатели. Расстановка фонда в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.
8 класс. Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге. Памятка для учащихся. Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить конспект. Как составить план, тезисы, список литературы. Как писать отзыв о прочитанной книге.
Тест по дисциплине «Библиотечное дело» для аттестации работников библиотек средних общеобразовательных школ
Тест по дисциплине «Библиотечное дело» для аттестации работников библиотек средних общеобразовательных школ.
1. Примерные правила пользования школьной библиотекой утверждены приказом МОН РК
C) № 000 от 01.01.01 г
2. Показатель плана работы библиотеки, который планируется в соответствии с планом работы школы на предстоящий год и необходимостью охвата всех библиотечным обслуживанием
B) количество посещений
C) количество читателей
D) показатель массовой работы
E) количество книговыдач
3. Посещаемость вычисляется путем деления (/)
A) количество посещении / количество читателей
B) количество посещение / объем фонда
C) книговыдача / количество читателей
D) книговыдача / объем фонда
E) объем фонда / количество читателей
4. Считается, что адекватный уровень укомплектованности книжными материалами на одного учащегося _ книг
5. Документы длительного и временного хранения отражаются
A) в книге суммарного учета
B) нигде не отражаются
C) в книге временного хранения
D) в отдельной тетради
E) в инвентарной книге
6. По ББК здравоохранение. Медицина относится к отделу
7. В соответствии с Указом Президента РК «О бухгалтерском учете» обязательная проверка фонда производится
A) один раз в 15 лет
B) один раз в 10 лет
D) при смене материально-ответсвенного лица, при фактах хищения, в случае стихийного бедствия, при передаче библиотеки.
E) один раз в 20 лет
8. Область библиографического описания, содержащая сведения о повторности издания, его особенностях, отличающих данное издание от других публикаций того же документа
A) область физической характеристики
B) область выходных данных
C) область заглавия и сведений об ответственности
9. Совокупность справочных и библиографических изданий, фонда (архива) выполненных библиографических справок, библиотечных каталогов и картотек
A) систематическая картотека статей
B) справочно-библиографический аппарат
C) тематическая картотека
D) библиотечная картотека
E) библиотечный каталог
10. Учетный документ обслуживания читателей библиотеки, который служит для указания сроков возврата и фамилии (регистрационного номера формуляра) читателя
A) листок сроков возврата
B) дневник работы библиотеки
C) листок читательского требования
D) книжный формуляр
E) формуляр читателя
B) литературные праздники
C) индивидуальное обслуживание читателей
E) беседы о прочитанном
12. Обзор литературы включает
13. Формы наглядной информации
A) Информационные списки, выставка-просмотр
B) Выставки «Новые книги»
C) Выставка-просмотр, плакаты, выставки «Новые книги»,информационные списки
D) Плакаты, выставка-просмотр
14. Справочные издания различного целевого назначения
D) библиографические указатели
B) библиографический список
C) библиографический обзор
D) библиографический аппарат
E) рекомендательный список
16. Художественное исполнение произведений, «театр одного актера»
B) литературное чтение
C) читательская конференция
E) вечер вопросов и ответов
A) Чтение периодики
D) Комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки
18. Расставляются учебники по
A) централизованная библиотечная система
B) республиканская научно-педагогическая библиотека
C) детская библиотека
D) областные универсальные библиотеки
E) библиотеки предприятий и организаций
20. Рабочая зона для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией, а также для выполнения некоторых домашних заданий
D) Компьютерная зона
1. Аттестация специалистов библиотек организаций образования проводится
A) Не реже одного раза в пять лет
B) Один раз в пять лет
C) Не реже одного раза в три года
E) Не чаще одного раза в пять лет
2. Чтобы правильно спланировать объём работ, необходимо знать
A) число рабочих дней
D) бюджет рабочего времени
E) количество рабочего времени
3. Планирование основано на следующих принципах
A) Конкретность, научная обоснованность
B) Научная обоснованность
C) Конкретность, директивность
D) Директивность, конкретность
E) Научная обоснованность, директивность, конкретность
4. Принцип комплектования библиотечного фонда
5. В «Книге суммарного учета» отражаются выбытие документов длительного и временного храниения
A) в инвентарной книге 1 части
B) книге временного хранения
D) во 11 части (второй )
6. Из чего в старину делались переплеты
A) Из деревянных опилок
7. Оптимальная температура хранения фонда t 0С
8. «Естественные науки в целом» в соответствии с Библиотечно-библиографической классификацией относятся к отделу
9. Перечень библиографических описаний документов, имеющихся в фонде библиотеки или группы библиотек, составленный по определенному принципу и раскрывающий состав и содержание библиотечных фондов
A) библиотечный каталог
B) систематический каталог
C) алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу
D) предметный каталог
E) библиографическая картотека
10. Сроки выдачи литературы на дом определяются
A) статистическим учётом
E) правилами пользования библиотекой
11. Основная форма индивидуальной работы с читателями, цель которой выявление вкусов и предпочтений читателя
A) премьера (презентация) документа
B) беседа о рекомендуемой литературе
C) литературное чтение
D) комментированное чтение
E) вечер вопросов и ответов
12. Не является устной формой пропаганды литературы
C) Тематическая полка
E) Литературный вечер
13. Комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новых поступлениях.
E) Тематические дни информации
14. Центральным пунктом «ядром» библиографической системы является
D) библиографическая информация
A) рекомендательный библиографический справочник
B) рекомендательная энциклопедия
E) рекомендательная антология
16. В информационно-библиографической работе используются формы информации
D) Массовая, групповая, индивидуальная
17. Основная цель библиографического обзора
A) популяризация и рекомендация лучших книг, ознакомление читателей с литературой
B) ознакомление читателей с литературой
C) рекомендация лучших книг
D) популяризация и рекомендация лучших книг
E) популяризация лучших книг
18. Виды учебников, подлежащие учету
C) карты, рабочие тетради
D) электронные учебники
E) методические пособие
A) библиотеки предприятий и организаций
B) централизованная библиотечная система
C) детская библиотека
D) областные универсальные библиотеки
E) республиканская научно-педагогическая библиотека
A) Библиотека, Компьютерная зона
B) Видеотека, Библиотека
A) Информационный ресурс школы
B) Центр хранения и обработки книг
C) Центр хранения и обработки учебников
D) Центр выдачи книг и учебников
E) Вспомогательная структура школы
2. Средний показатель обращаемости в школьных библиотеках должен составлять не ниже
3. Соответствие критерия качественного показателя читаемости в школьной библиотеке
4. Примерный отраслевой состав в библиотечном фонде прикладных наук
5. Поступление в фонд библиотеки электронных изданий отражается в Книге суммарного учета библиотечного фонда в ___ части
6. По ББК общественные и гуманитарные науки относятся
7. Наиболее ценные книги, хранящиеся в сейфах проверяют
A) один раз в 3 года
D) один раз в 5 лет
E) один раз в 10 лет
8. Слова, несущие в тексте наибольшую смысловую нагрузку, называются:
A) картотека книжных новинок
B) фонд выполненных библиографических справок
C) тематическая картотека
D) библиографическая картотека
E) картотека персоналий
10. Учет массовых мероприятий библиотеки ведется
A) в 1-ой части Дневника работы библиотеки
B) в 2-ой Дневника работы библиотеки
C) Тетради выполненных библиографических справок
D) в 3-ей Дневника работы библиотеки
E) в отдельном журнале
11. Покажите справочные издания
12. Продолжительность обзора литературы
13. Срок экспозиции эпизодических тематических книжных выставок не более:
B) от 1-го до 1,5 месяца
14. «Ядром» библиографической системы является
B) библиографическая информация
15. При описании статьи из периодического журнала, пишется в первую очередь
A) фамилия автора статьи
B) название газеты или журнала
C) число, месяц, год издания
16. Комплексное мероприятие информационно-библиографической работы
A) Книжная выставка
B) День специалиста, День информации, День библиографии
D) День библиографии
E) Библиографический обзор литературы
17. К методам групповой информации относятся
A) Дни информации, Дни специалиста
B) Библиографические обзоры, Дни информации
C) Тематические открытые просмотры
D) Дни информации, библиографические обзоры, Дни специалиста, тематические открытые просмотры
E) Дни специалиста, библиографические обзоры
18. Учебники на стеллажах расставляются по
A) централизованная библиотечная система
B) библиотеки предприятий и организаций
C) республиканская научно-педагогическая библиотека
D) детская библиотека
E) областные универсальные библиотеки
20. Не является задачей медиатеки
A) Организация обучения педагогов, родителей, учеников методике нахождения и получения информации из различных источников
B) Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя
C) Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей и т. д.)
D) Обучение педагогов, родителей, учеников компьютерной грамотности
E) Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий
1. Какое из перечисленных социальных функций не имеет отношения к библиотеке
2. Процент охвата учащихся библиотечным обслуживанием в школьных библиотеках должен составлять не менее
3. Показатель книгообеспеченности в школьной библиотеке с 1 по 9 класс
4. Что такое аннотация
D) Краткое изложение содержания книги
5. Во 2-ой части Книги суммарного учета библиотечного фонда записываются
A) объем книжного фонда
B) принятые взамен утерянных книги
C) выбытие из фонда
D) итоги движения фонда
E) поступление в фонд
6. Расстановка основного библиотечного фонда школьной библиотеки проводится по
A) размерам изданий
B) алфавиту изданий
C) Библиотечно-библиографической классификации (ББК)
7. В комиссию по списанию изданий из фонда библиотеки входит не менее ___ человек
8. Индекс «84 Қаз» в соответствии с Библиотечно-библографической классификацией включает литературу
A) техника Казахстана
C) медицина Казахстана
E) экономика Казахстана
9. Вид пособия, реализованного в карточной форме
A) систематический каталог
B) справочно-библиографический аппарат библиотеки
C) предметный каталог
D) алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу
E) библиографическая картотека
10. Вновь прибывшие читатели отражаются в дневнике
A) в отдельной тетради
C) в суммарной книге
11. Основная форма индивидуальной работы с читателями, при проведении которой библиотекарь учитывает содержание издания, уровень читательского развития личности, его интерес и характер спроса
A) комментированное чтение
B) беседа о рекомендуемой литературе
C) премьера (презентация) документа
D) литературное чтение
E) вечер вопросов и ответов
12. Для массового информирования используются
A) Выставки новой литературы, открытые просмотры, информационные бюллетени, картотеки новых поступлений
B) Открытые просмотры
C) Информационные бюллетени
D) Картотеки новых поступлений
E) Выставки новой литературы
13. Не является наглядной формой пропаганды библиотечно-библиографических знаний
A) Библиотечные плакаты
B) Открытый доступ к книжным фондам
C) Групповые консультации
D) Правила пользования каталогами
E) Схемы алгоритмы поиска литературы
14. Часть справочно-библиографического аппарата библиотеки и фонда выполненных справок, которые содержат разнообразную информацию
A) библиографическая информация
C) справочно-библиографический фонд
15. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема
A) Стратегические ресурсы
B) Информационные ресурсы
C) Кадровые ресурсы
D) Природные ресурсы
E) Культурные ресурсы
16. Учет выполненных запросов на справочно-библиографическое обслуживание производится в
B) Инвентарной книге
D) Книге учета библиографических справок
E) Читательском формуляре
17. Не является устной формой пропаганды библиотечно-библиографических знаний
B) Читательские конференции
C) Индивидуальные и групповые консультации
D) Схемы – алгоритмы поиска литературы
E) Обзоры справочных, библиографических, информационных изданий
18. Издания постоянного хранения в школьной библиотеке
A) централизованная библиотечная система
B) детская библиотека
C) республиканская научно-педагогическая библиотека
D) библиотеки предприятий и организаций
E) областные универсальные библиотеки
20. Организует работу медиатеки и несет полную ответственность за ее состояние и деятельность, осуществляет подбор кадров, определяет их функциональные обязанности
B) Руководитель медиатеки
C) Заведующий библиотекой
E) Координатор телекоммуникационных проектов
1. Основные функции школьной библиотеки
A) Образовательная, информационная, культурная
B) Образовательная, информационная
C) Информационная, воспитательная
D) Воспитательная, образовательная
E) Информационная, культурная
2. Средний показатель посещаемости в школьной библиотеке должен составлять не ниже
3. Формула книговыдача/ книжный фонд
4. Не является структурой книги
5. Для учета изданий временного хранения (без инвентарных номеров) подлежат издания до …… страниц
6. Основные деления ББК
7. В каждый отдельный акт об исключении документов из фонда библиотеки включается ______ причина выбытия
8. «История и исторические науки» в соответствии с Библиотечно-библиографической классификацией относятся к отделу
9. Основная часть справочно-поискового аппарата библиотеки
B) Каталоги, картотеки
10. Учет общего количества изданий, выданных читателеям за один день ведется в
A) 2-ой части Дневника работы библиотеки
B) 1-ой части Дневника работы библиотеки
C) Книге суммарного учета библиотечного фонда
D) 3-ей части Дневника работы библиотеки
E) Тетради выполненных библиографических справок
11. Библиографическое описание сборника или книги, имеющей более четырех авторов, начинается
A) с третьего автора
B) с первого автора
D) перечисляется все авторы
E) со второго автора
12. Виды библиографических обзоров
B) Тематические, универсальные, жанровые, монографические
13. Срок экспозиции тематических выставок не менее
A) библиографическая информация
E) справочно-библиографический фонд
15. Справочный аппарат библиотеки
A) картотеки, каталоги
B) каталог, картотеки, справочники, энциклопедии, словари
C) энциклопедии, словари
D) справочники, картотеки
E) словари, справочники
16. Программа библиотечно-библиографических знаний не предполагает, что к концу обучения каждый ученик
B) Сможет самостоятельно найти и выбрать книгу
C) Сможет составить список книг для чтения
E) Будет знаком со структурой книги
17. Уроки, на которых учащиеся знакомятся с элементами книги, с каталогами, с библиографическими пособиями проводятся
18. Расставляются карточки с библиографическим описанием учебников в учетную картотеку по
19. Универсальная научная библиотека
A) библиотека организации
B) библиотека министерства
C) публичная (общедоступная) библиотека
D) отраслевая библиотека
E) частная библиотека
20. Специально оборудованное помещение, где учащиеся смогут получать информацию по коррекции и обобщению знаний, выполнять домашние задания, используя фонд учебных компьютерных программ